Предприятия наукоемких отраслей в современных условиях: понятие, критерии, особенности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. Предприятия наукоемких отраслей в современных условиях: понятие,
критерии, особенности
Вопросы лекции:
1.1. Понятие и особенности функционирования предприятий наукоемких отраслей.
1.2. Высокотехнологичное предприятие как объект управления.
1.3. Организация и управление производством наукоемких предприятий.
1.4. Роль государства в развитии предприятий высокотехнологичного комплекса.
1.1. Понятие и особенности функционирования предприятий наукоемких
отраслей
Проблемы разработки и распространения наукоемких технологий актуальны в силу
их особой значимости для поступательного развития экономики и общества, поскольку
они способствуют и обеспечивают повышение жизненного уровня за счет интенсивных
факторов: роста производительности труда, снижения относительного уровня
потребления и повышения эффективности использования невосполнимых природных
ресурсов.
Наукоемкость может оцениваться количественными и качественными
характеристиками. С точки зрения качественных оценок, наукоемкость – это показатель,
который характеризует степень научной обеспеченности и использования в
производственных процессах, предпринимательской и иной деятельности научноисследовательских,
проектно-конструкторских,
инжиниринговых
разработок
и
изобретений.
С точки зрения количественных оценок, наукоемкость представляет собой
относительный показатель, отражающий один или несколько видов соотношений:
1) научно-технической деятельности и производства, в виде величины затрат на
науку, приходящихся на единицу продукции;
2) числа работников, занятых научной деятельностью, и всех занятых в
производстве (на предприятии, в отрасли);
3) расходов, направленных на научно-технические проекты или другие разработки
и цен на продукцию (стоимости выполняемых работ, оказываемых услуг);
4) затрат на НИОКР (за вычетом стоимости работ для других отраслей) и величины
валовой или товарной продукции;
5) количества занятых в отраслевой науке и научном обслуживании и численности
промышленно-производственного персонала отрасли.
Отрасль экономики, в которой преобладают наукоемкие технологии считается
наукоемкой отраслью.
Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется
показателем наукоемкости производства, определяемого соотношением объема расходов
на НИОКР (Vниокр) к объему валовой продукции этой отрасли (Vвп):
(Vниокр / Vвп) ∙ 100%
Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2 - 1,5 и более
раз превышать средний по обрабатывающей промышленности1.
В мировой статистике отрасли и предприятия подразделяются на высоко-, среднеи низкотехнологичные на основе значений данных коэффициентов. Важную роль по
классификации отраслей и предприятий на себя взяла Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР).
1
Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России
//Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2001.
На сегодняшний день не существует абсолютно точной классификации отраслей по
степени технологичности и наукоемкости, поэтому в рамках данного исследования будут
использоваться подходы, предложенные ОЭСР.
В этой классификации применяются два основных подхода:
1. Классификация по секторам высоких технологий. Основной критерий интенсивность использования инноваций в производственном процессе.
2. Классификация по производимому продукту. Основной критерий наукоемкость конечного продукта.
Обе эти классификации зачастую не совпадают друг с другом.
Например, высокотехнологичное предприятие не всегда выпускает наукоемкую
продукцию и наоборот. Основной характеристикой высокотехнологичных отраслей
считается массовое производство передовых технологий. Такие технологии создаются и
реализуются на всех экономических уровнях.
Классификация отраслей по коэффициенту наукоемкости представлена в таблице
2
1.
Таблица 1
Классификация технологий согласно коэффициенту наукоемкости
Технологии
Высокие
Средние высокого уровня
Средние низкого уровня
Низкие
Коэффициент наукоемкости, %
Более 17
5-17
2,3-5,5
0,5-2,3
Критерии распределения технологий по группам носят достаточно условный
характер, так как высокотехнологичными отраслями называют только те, для которых
соотношение расходов на НИОКР и объема выпускаемой продукции (коэффициент
наукоемкости)
превышает
определенное
значение.
Однако
для
оценки
высокотехнологичности отрасли или предприятия необходимо рассматривать и другие
факторы: отношение количества сотрудников, занимающихся научными разработками в
отрасли к общему числу работников, затраты на НИОКР в расчете на одного сотрудника и
т.д.
Ранее уже было отмечено, что в России за основу принята классификация отраслей
и предприятий по степени технологичности на основе коэффициентов наукоемкости. На
западе традиционно экономисты считают высокотехнологичными те отрасли, в
выпускаемой продукции которых доля затрат на научную разработку составляет более
17%. Однако в советский период в нашей стране к высокотехнологичным отраслям и
производствам относились и большая часть отраслей машиностроения, химическая
промышленность, микробиология и другие, коэффициент наукоемкости которых намного
ниже. По мере развития науки и техники изменяется и перечень высокотехнологичных
отраслей. На сегодняшний день в России к отраслям высоких технологий относят:
Полупроводниковые технологии:
микро – и наноэлектроника;
квантовая и оптическая электроника;
радиоэлектроника;
программное обеспечение вычислительной техники;
искусственный интеллект;
беспроводные технологии.
2
Science, Technology and Industry. Scoreboard of Indicators 2007/Paris: OECD, 2007.
Робототехника и электромеханика:
микро - и нано-электромеханические системы.
Нанотехнологии и новые материалы:
технологии нанообъектов;
технологии наноструктур;
технологии неразмерных нанопараметров.
Робототехника и электромеханика:
микро- и нано-электромехнанические системы.
«Чистые» технологии (Ckeantech) и альтернативная энергетика:
рециклинг3;
атомная энергетика;
солнечная энергетика;
водородная энергетика;
технология энергосбережения.
Системы безопасности, контроля и автоматизации:
биометрика;
системы контроля управления доступом;
датчики и аналитической оборудование;
навигационные технологии;
технологии разведки (жучки).
Оборонные технологии и технологии двойного назначения:
самолетостроение;
ракетостроение;
космическая техника.
Живые системы и биотехнологии:
генная инженерия и генотерапия;
биохимия и биофизика;
микробиологическая промышленность.
Наукоемкие отрасли, представляют собой совокупность высокотехнологичных
предприятий, на которые со стороны государства, через руководство отрасли и
совокупность макроэкономических регуляторов оказывается управляющее воздействие.
С другой стороны высокотехнологичные отрасли являются важной институциональной
составляющей развития экономики страны.
Условия функционирования наукоемких отраслей зависят от многих макро- и
микроэкономических показателей, социальных, политических явлений, общего
состояния национального хозяйства страны, но прежде всего от степени развития
науки и возможностей коммерциализации ее достижений. В меньшей степени на
развитие наукоемких отраслей оказывают влияние факторы, значимые для других
отраслей экономики, такие как: климатические, географические, национальные условия
и традиции, размер подушного дохода, структура социальных институтов и др.
Условия функционирования наукоемких отраслей можно группировать
следующим образом:
1. Факторы внешней среды:
3
Рециклинг (recycling) это переработка отходов. Переработка отходов - деятельность, заключающаяся в
обращении с отходами с целью обеспечения повторного (вторичного) использования в народном хозяйстве
полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Под обращением с отходами понимается деятельность,
включающая сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение,
уничтожение и трансграничные перемещения отходов, а также организационно-технологические
мероприятия по техническому регулированию работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию,
учѐт и контроль образования и накопления отходов.
факторы внешней среда прямого воздействия (инфраструктуру наукоемких
отраслей): научно-технический прогресс, рынок товаров и услуг; рынок материальнотехнических средств; рынок труда; финансовый рынок; государственные и
муниципальные органы;
факторы внешней среды косвенного воздействия, влияющие на развитие
наукоемких отраслей: экономическая и политическая ситуации; социально-культурная
среда; демографическая ситуация; природно-климатическая среда и международная
обстановка.
Внутренние, отраслевые факторы функционирования и развития наукоемкой
отрасли:
ресурсная обеспеченность источниками финансирования, качественными
материальными ресурсами, оборудованием и персоналом;
функциональнее факторы, характеризующие состояние управления отрасли и
входящих в нее предприятий; уровень организации управления, оптимальность
расходования средств, культура эксплуатации оборудования,
состояние кадров
соответствие потребностям системы подготовки кадров, взаимодействие с учеными из
других стран и смежных отраслей.
Развитие наукоемких отраслей экономики - это эволюционный процесс,
отражающий изменения видового состава выпускаемой продукции, технологий ее
производства и организации управления. Развитие наукоемких отраслей невозможно без
взаимодействия с государством, проявляющегося в странах с командно-административной
системой управления в виде непосредственного участия, а в странах с демократической
системой с регулирующим воздействием посредством правовых, макроэкономических,
внешнеэкономических, налоговых, и других регуляторов.
Функционированием и развитием наукоемких отраслей необходимо управлять с
одной стороны основываясь на передовых способах и методах управления, с другой
стороны учитывая их организационно-экономические, производственно-технологические
и другие институциональные особенности. Такому пониманию отличительных
особенностей наукоемких отраслей соответствует следующее определение.
Наукоемкие отрасли экономики – это наиболее современные, отрасли экономики,
создающие и выпускающие высокоинтеллектуальную продукцию, выполняющие
наукоемкие работы и оказывающие высокотехнологичные услуги с использованием
последних достижений науки и техники. Деятельность этих отраслей основывается на
крупных затратах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР), на значительном кадровом потенциале учѐных и исследователей.
Специфику наукоемких отраслей определяют следующие параметры:
уровень концентрации производства, сбыта, управления, а главное научных
исследований и разработок;
степень зрелости отрасли, то есть ее способность комплексно решать
поставленные государством задачи и отвечать на основные вызовы времени;
способность к
выживанию и развитию в условиях интенсивной
международной конкуренции.
1.2. Высокотехнологичное предприятие как объект управления
Одной из главных черт предприятия высокотехнологичного комплекса является
его взаимосвязь с внешней средой, из чего оно пополняет свои ресурсы и куда реализует
произведенную продукцию. Внешняя среда по отношению к предприятию
высокотехнологичного комплекса представляет собой совокупность взаимосвязанных
факторов, оказывающих влияние на его деятельность. Это: экономические условия,
потребители, конкурирующие организации, техника, технология и многие другие
факторы.
Второй, важной чертой предприятия высокотехнологичного комплекса является
разделение процесса управления им на отдельные его элементы и уровни. В малых
высокотехнологичных предприятиях горизонтальное разделение управленческого труда
не прослеживается. Различные виды управленческой деятельности могут выполняться на
них попеременно немногочисленным штатом малого высокотехнологичного предприятия.
На больших предприятиях высокотехнологичного комплекса при помощи
горизонтального разделения структуры управления создаются подразделения с
закрепляемыми за ними присущими им задачами, которые носят название отделов или
служб. Так, производственный отдел, бухгалтерия и финансовый отдел выполняют
закрепленные за ними виды деятельности горизонтального разделения труда
управленческого персонала, от их успешного выполнения зависит эффективность работы
предприятия в целом. Отделы и службы - это коллективы с целенаправленной
координацией их деятельности для достижения общей цели.
Координация является следствием разделения управленческого труда по вертикали.
Поэтому третьей чертой предприятия высокотехнологичного комплекса является процесс
управления деятельностью самого предприятия. В малых высокотехнологичных
предприятиях управление деятельностью осуществляется наряду с выполнением
неуправленческих функций. По мере увеличения размера предприятия возрастает
количество различных функций управления, поэтому на крупных предприятиях работа по
управлению выделена отдельно от неуправленческой работы. Так, все предприятия
высокотехнологичного комплекса имеют общие признаки, к которым относятся:
взаимосвязь с внешней средой, разделение труда, управление.
Постоянная реализация производственных функций создает форму организации
процесса производства на предприятии высокотехнологичного комплекса. Основой
процесса производства является кооперация производства, развитие которой привело к
выделению функций управления, которые формируют организационную структуру
предприятия, в которой главным фактором ее формирования является разделение труда.
Совместный труд работников и их кооперация породили тип отношений, сложившийся
как отношения между участниками производственного процесса, руководителями и
подчиненными. Данные отношения обычно регламентируются специальными
инструкциями и другими нормативными документами, где четко определены права и
обязанности всех участников трудового процесса и их функциональные обязанности.
Все это, а особенно рост масштабов производства, способствует развитию
организационных структур управления предприятиями высокотехнологичного комплекса,
которые характеризуются составом и информационными взаимосвязями самостоятельных
подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной
соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Наличие
структуры
управления
является
важнейшим
признаком
системности
высокотехнологичного предприятия.
Рассматривая
влияние
факторов
внешней
среды
на
предприятие
высокотехнологичного комплекса, необходимо учитывать, что их воздействие, чаще
всего, проявляется неравномерно и потому для обеспечения результативного управления
предприятием необходимо определять наиболее важные факторы влияния на него
внешней среды и вырабатывать действенные способы реагирования на это влияние.
Во внешней среде анализу должны подвергаться экономические, конкурентные,
рыночные, технологические и политические факторы. Состояние экономики страны
(фактора внешней среды предприятия высокотехнологичного комплекса) при
стратегическом планировании его деятельности должно всегда учитываться, т.к. оно
может оказывать положительное или отрицательное влияние на стратегии развития
предприятия. Необходимо постоянно оценивать темпы инфляции, уровень занятости,
валютный курс и др. На разные высокотехнологичные предприятия каждый из этих
факторов может оказывать различное влияние: положительное или отрицательное.
Областью особого внимания для предприятия высокотехнологичного комплекса
при формировании стратегии развития является рынок с постоянно изменяющейся
конъюнктурой. Предметом анализа в данном аспекте выступают многие факторы,
определяющие положительный эффект, или оказывающие отрицательное воздействие на
результативность деятельности высокотехнологичного предприятия. Меняющиеся
жизненные циклы разнообразных изделий и услуг, уровень конкуренции в отрасли, но все
эти и другие факторы следует учитывать при стратегическом планировании развития
высокотехнологичного предприятия.
Стратегия развития предприятия высокотехнологичного комплекса должна
учитывать конкуренцию, маркетинговую деятельность, отношения между государством и
предприятием. Последний является фактором, который проявляется через регулирующую
деятельность государства посредством нормативно-правового обеспечения. Сюда входят
антимонопольные законы, правила по найму и использованию рабочей силы, загрязнению
окружающей среды, способы кредитования и целый ряд других факторов.
Группа технологических факторов, учитываемых при разработке стратегии
развития предприятия данной отрасли также связана с воздействием на производство
научно-технического прогресса, который, в свою очередь, оказывает влияние на
изменение технологии производства, средств связи, а также способов обработки
информации. Учет этих факторов позволяет снизить риски, появляющиеся в производстве
под воздействием научно-технических нововведений.
В соответствии с развитием международных связей руководителям предприятий
высокотехнологичного комплекса необходимо учитывать при разработке стратегий их
развития также эту область экономической деятельности. Отрицательное воздействие
могут оказывать вывоз сырьевых ресурсов, проникновение на внутренний рынок
иностранной высококачественной продукции, изменения курса валют и др.
Государственная стратегия по отношению к иностранным конкурентам может быть
направлена на упрочение внутреннего рынка и защиту отечественного производителя или,
наоборот, на прилив иностранных капиталов.
Предприятия высокотехнологичного комплекса должны постоянно следить за
изменениями законодательных и нормативных актов и учитывать их при определении
стратегий развития. Нельзя не учитывать и факторы социального характера, которые
представляют собою изменяющиеся ожидания людей и оказывают положительное или
отрицательное воздействие на результаты деятельности высокотехнологичных
предприятий.
Под внутренними переменными факторами, оказывающими влияние на
внутреннюю среду высокотехнологичного предприятия, понимаются ситуационные
факторы, которые порождаются внутри его самого.
Определение внутренней среды предприятия высокотехнологичного комплекса
необходимо проводить при помощи управленческого анализа. Его целесообразно
проводить по пяти основным направлениям развития предприятия: операции, финансы,
человеческие ресурсы, маркетинг, имидж.
Предприятие высокотехнологичного комплекса – это самостоятельный
хозяйствующий субъект, осуществляющий экономическую деятельность. Регулирование
хозяйственных отношений между предприятиями осуществляется действиями рынка и
государства, а координация действий внутри предприятия – его аппаратом управления.
Целью данной деятельности является организация производства по преобразованию
имеющихся у предприятия высокотехнологичного комплекса ресурсов в готовую,
востребованную потребителями продукцию или услугу. Важную роль при этом играют
используемые высокотехнологичным предприятием технологии-совокупности приемов и
способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов и
изделий. Технологиями (или технологическими процессами) называются также сами
операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения,
которые являются составной частью производственного процесса.
Термин «высокая технология» (high technology) используется обычно в
значительно более широком смысле. Например, по мнению К. Эйреса, высокая
технология – это целенаправленное изменение упорядоченных знаний на практике.
Расширенное понимание технологии в термине «высокая технология» характеризуется
стремлением включить в него все методы, инструменты, процедуры и знания в целях
удовлетворения
человеческих
потребностей.
В
большинстве
отраслей
высокотехнологичного комплекса технологическая компонента является главной, т.е.
определяет развитие соответствующих технических средств производства. Следует также
отметить, что постоянно изменяется смысловое содержание и понятия «производство».
Если первоначально оно связывалось исключительно с процессами производства
промышленной продукции, то сегодня оно широко употребляется, например, по
отношению к процессам использования программного обеспечения ЭВМ для переработки
информации.
Следовательно, высокая технология есть особая форма, переходящая от
результатов фундаментальных и прикладных естественнонаучных исследований
(представленных открытиями, изобретениями, научными статьями и т.п.) к техническому
знанию (осуществленному в проектах, технической документации, образцах техники) и в
этом смысле является объективным продуктом труда, в котором реализованы результаты
научных исследований. Данный продукт, в свою очередь, может быть реализован в
различных технических системах, отражающих достижения научно-технического
процесса, который оказывает, в свою очередь, влияние на развитие науки. Таким образом,
высокая технология рассматривается как элемент инновационного процесса «наука–
технология–техника–производство».
За рубежом принято выделять приоритетные отрасли, базирующиеся
преимущественно на новых технологиях. Объем промышленной продукции,
произведенный в этих отраслях («High Technology Production»), ее качественный уровень
по сравнению с наивысшим мировым, удельный вес высокотехнологичной продукции в
общем объеме национального производства, наконец, возможности государства по
разработке и внедрению новых технологий в значительной степени определяют
показатели экономического, политического и военного превосходства государств уже в
настоящее время. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2,3
трлн. долл. (доля России на этом рынке - всего 0,3%) и через 10-15 лет он достигнет 4
трлн. долл.4
Большую роль в развитии технологий, используемых предприятиями
высокотехнологичного комплекса, играет автоматизация данных предприятий, когда
функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются
автоматическим устройствам.
Структура
управления предприятием высокотехнологичного комплекса,
оптимально выбранная для выполнения заданных целей, в сочетании с комплексом
технических средств (измерительных, регулирующих, исполнительных и т. д.) во
взаимодействии с объектом управления и человеком на основе рационально построенных
форм и потоков информации образует автоматизированную систему управления (АСУ).
4
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: состояние и пути развития. - М.: Наука, 2006. - 396
с.
1.3. Организация и управление бизнесом наукоемких предприятий
Главными специфическими особенностями в организации, управлении, условиях
хозяйствования наукоемких производств являются следующие5:
их комплексный характер, позволяющий решать все проблемы создания
техники от научных исследований и опытно-конструкторских работ до серийного
производства и эксплуатации;
сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства
на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного,
фундаментального назначения;
высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных
аналогов или не уступающей им;
большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами, в результате чего
у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением
экспериментальных образцов продукции, их доводкой в течение всего времени
производства из-за конструктивных изменений и модификаций. Такой характер
производства требует установления прочных связей между участниками создания
техники, органического соединения их в единую бизнес-структуру;
доминирование процесса изменения технологии над стационарным
производством и связанная с этим необходимость регулярного обновления основных
производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;
значительная продолжительность полного жизненного цикла техники,
достигающая для некоторых ее видов 20 и более лет, что усложняет управление
производством из-за запаздывания во времени эффекта управляющих воздействий и
повышает ответственность за выбор стратегии развития;
политемность исследований и разработок, диверсифицированность и
многономенклатурность производства;
высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном
обновлении ее элементов (объектов исследований, разработок и производства,
технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.),
изменении количественных и качественных показателей, совершенствовании научнопроизводственной структуры и управления. Динамичность выпуска продукции во
времени усложняет задачу равномерной загрузки и использования потенциала
производства;
разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью
наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;
высокая степень неопределенности (энтропии) в управлении самыми
современными разработками, по которым при принятии решений используются
прогнозные оценки технологий будущего. Создание качественно новой продукции, как
правило, осуществляется параллельно с разработкой основных компонентов (схемных и
конструкторских решений, физических принципов, технологий и т.п.). Достижение
заданных технических и экономических параметров этой продукции характеризуется в
общем случае высокой степенью научно-технического риска. Риск в создании новых
компонентов системы диктует стратегию, основанную на поисковых исследованиях в
фундаментальных и прикладных областях науки и техники, на разработках
альтернативных вариантов компонентов. Однако эта стратегия может привести к
значительному увеличению затрат ресурсов, целесообразность которых не всегда
оправдана;
5
Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России //
Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2001.
интенсивный инвестиционный процесс - важнейший фактор достижения целей
исследований и разработок высокого научно-технического уровня, сопровождающий
реализацию крупных проектов;
наличие
уникальных
коллективов
с
большой
долей
ученых,
высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственнопромышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве.
В зарубежной литературе различают четыре различных вида компаний наукоемких
отраслей6:
1. Товарные или производственные компании.
2. Научно-исследовательские или инжиниринговые фирмы.
3. Консультационные фирмы.
4. Дистрибьюторские компании.
Наибольший интерес вызывают компании, занимающиеся новыми продуктами товарные или производственные компании. В ее основе чаще всего чья-то блестящая идея
(технология), которую автор продает (передает) в компанию, которая создает с ее
использованием товарную продукцию.
Научно-исследовательские (инжиниринговые) фирмы занимаются научными
разработками и исследованиями для производственных компаний, обеспечивая их
техдокументацией, иногда компонентами или проводя анализ рынка нового продукта
(технологии). Консультационные фирмы, в том числе, в области трансфера и
коммерциализации технологий, продают услуги в технических областях. Компаниидистрибьюторы распространяют оборудование, связанное с высокими технологиями и
требующее узкой специализации.
Риск, связанный с началом наукоемкого бизнеса, классифицируют в виде трех
категорий, связанных с:
неопределенностью рынка;
трудностью управления бизнесом;
размером инвестиций.
Неопределенность рынка наукоемкого бизнеса отличает его от всех других
бизнесов, поскольку на рынок выводится новый продукт, когда реакция потенциальных
пользователей оценивается с помощью ряда экстраполяции.
Соответствующий риск тем меньше, чем ближе разработка новой технологии,
нового продукта к реальной потребности рынка.
Специфическим видом риска наукоемкого бизнеса являются трудности в
управлении, прежде всего потому, что даже на Западе управление научными
исследованиями и разработками редко ведут профессионалы менеджмента. Полагают, что
весьма важно уже на этапе НИОКР иметь команду профессиональных управляющих,
которые знают не только научную и техническую стороны, но также и науку управления,
имея необходимую квалификацию в управлении инновациями и коммерциализации
технологий.
Важным фактором снижения риска является выбор стратегии управления в
соответствии с квалификационным уровнем и навыками управления. Рискованно
начинать деятельность по продаже товаров сразу на большом и широком рынке, если
руководители не обладают достаточным опытом и знаниями специфики такой
деятельности. Стратегия начала деятельности компании определяет реальную степень
риска и может предусматривать варианты его снижения.
В целом все элементы стратегии наукоемкого бизнеса (этап создания фирмы, риски
и неопределенности старта, методы снижения риска на этапе запуска в зависимости от
6
Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг / Сост. и общ. ред. Н.М.Фонштейн. - М.: "ЗелО",
1997. - 352 с.
типа компании) должны ориентироваться на среду, в которой возникает и живет фирма. И
далее ее стратегия выстраивается и меняется в зависимости от внешних воздействий
1.4. Роль государства в развитии предприятий высокотехнологичного
комплекса
Формирование механизмов развития предприятий ВТК является следствием
политических и социальных условий, складывающихся в государстве. Изучение опыта
создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет
утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она
заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной
политики в высокотехнологичном секторе экономики, в правильном определении ее
приоритетов, стратегии и механизмов реализации, которые должны быть
сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата
предприятий ВТК, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научнотехнического уровня7.
Переход предприятий ВТК на траекторию устойчивого экономического развития
настоятельно требует, чтобы научно-промышленная политика стала основой
государственной концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.
Научно-промышленная политика, имея главными целевыми ориентирами повышение
экономической эффективности хозяйственной деятельности и увеличение ее объемов,
должна направляться на модернизацию предприятий ВТК, сохранение и приумножение их
научно-технического и интеллектуального потенциала, ресурсосбережение и
энергосбережение. Ядром данной политики должна стать система мер, обеспечивающих
прогрессивные
структурно-технологические
сдвиги
на
высокотехнологичных
предприятиях, позволяющие создавать конкурентоспособную продукцию, производимую
на предприятиях самого передового (по современной хронологии – пятого или шестого)
технологического уклада. Известно, что вытеснение и замещение старых укладов новым
стимулирует экономический рост, а сохранение и тем более уменьшение, как это
наблюдается в России, доли старых укладов в экономике страны, неизбежно приводит к
замедлению
технологических
сдвигов
и
темпов
ее
роста,
снижению
конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках и их
вытеснению оттуда8.
Сложность трансформационных сдвигов на предприятиях ВТК проявляется не
только в том, что перестройка и упорядочение их структуры требуют реформирования
системы управления или создания новой, с последующим встраиванием субъектов
хозяйствования в новую систему управления. Главная сложность - в адаптации
производств к требованиям рынка и условиям хозяйствования в режиме расширенного
воспроизводства и технологического обновления производства. Это должна обеспечить
соответствующая научно-промышленная политика государства9. Те трудности, которые
встречают предприятия ВТК на пути своего реформирования, свидетельствуют об
отсутствии у государства четкой и перспективной научно-промышленной и
инновационной политики, одной из главных задач которой должно быть эффективное
управление располагаемыми ресурсами развития, свертывание старых технологий и
перепрофилирование освобождающихся ресурсов в новые сферы производства. Для
реализации этих целей необходимы как формирование стратегий развития
высокотехнологичных предприятий, предусматривающих усиление их инновационной
активности, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического
7
Батьковский А.М., Коробов С. П., Хрусталев Е.Ю. Об одном подходе к оценке вариантов структуризации
оборонно-промышленного комплекса. // Экономика и математические методы. – М.: РАН, 2004 г., т. 40, №1.
8
Экономическая теория научно-технического прогресса. / Под ред. Д.С. Львова. - М.: Наука, 2002. – 255 с.
9
Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. - М.: Экономика, 2003. - 727 с.
прогресса, формирование научно-производственных структур, способных конкурировать
на внутреннем и внешнем рынке, так и мотивационно действующие организационноэкономические механизмы создания и распространения нововведений10. Для внедрения
таких механизмов нужны соответствующие ресурсы, законодательное обеспечение и
опытные кадры, а также различные меры стимулирования этой важной деятельности.
Поэтому на первых порах инерционно может продолжать действовать механизм
распространения инноваций за счет административного ресурса, поскольку
преобладающая доля инновационно-активных высокотехнологичных предприятий
находится в государственной собственности (полностью или частично) и государство
может в посткризисный период оказывать им свою поддержку в необходимых объемах
(наличными ресурсами или различными преференциями).
Масштабами ресурсов, направляемых на развитие научно-технической и
технологической сферы, можно характеризовать только потенциальные возможности
предприятий ВТК осуществлять устойчивое развитие. Использование же данных
возможностей определяется приоритетами научно-промышленной политики, методами
организации и управления исследованиями и разработками, превращения их в
нововведения. В дальнейшем необходимо создание полноценной и действенной правовой
среды взаимодействия государственных научных организаций и промышленных
высокотехнологичных предприятий с негосударственным предпринимательским сектором
при проведении исследований и разработок и освоении их результатов.
С точки зрения повышения эффективности деятельности предприятий ВТК многие
инвестиционные проекты в области создания новых образцов продукции на основе
импорта комплектующих изделий на самом деле ведут к каскадному сокращению
производства на них по всем задействованным технологическим переделам, разрушению
внутри- и межотраслевой кооперации и снижению конкурентоспособности отечественных
предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию.
Оптимальная диверсификация - один из факторов повышения эффективности
деятельности предприятий ВТК. Важным направлением их адаптации к меняющимся
экономическим условиям, к сокращению или изменению ограничений спроса является
диверсификация разработок и производств, изменение их специализации. Необходимо
создать экономические предпосылки для энергичной диверсификации научнопроизводственного потенциала предприятий ВТК, доведя долю профильной продукции в
общем объеме производства до 25-35%, как на большинстве аналогичных американских
фирмах.
В
России
она
выше
из-за
недиверсифицированности
многих
высокотехнологичных предприятий. Это стало одной из основных преград на пути
обеспечения
их
устойчивого
развития11.
Наиболее
остро
проблема
недиверсифицированности технологической структуры предприятий ВТК проявилась,
например, в космической промышленности при снижении уровня государственного заказа
и финансирования, т.к. около 80% ее мощностей были заняты созданием только
профильной продукции12. В условиях посткризисного развития они оказались
избыточными. Узкая специализация производств на некоторых предприятиях ВТК в
условиях действия некоторых экзогенных факторов (таких, например, как практически
непрекращающийся процесс принятия международных обязательств по взаимному
ограничению деятельности в той или иной области, частые внутри-политические
коллизии и связанные с ними колебания в государственных потребностях), от воздействия
которых высокотехнологичные предприятия не застрахованы, всегда будет ослаблять
10
Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Современные методы управления технологическим
развитием. - М.: Росспэн, 2001. - 272 с.
11
Бриндиков А.Н. Промышленная политика должна носить комплексный и системный 277 характер. //
Военно-промышленный курьер, 2004 г., № 1.
12
Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной
промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика, 2011. - 511 с.
экономическую устойчивость предприятий и обрекать их на повышенную
чувствительность к изменениям в структуре и объемах государственного заказа и в
конъюнктуре рынка. Этот путь и во времена приоритетного государственного
финансирования предприятий ВТК в советский период с экономической точки зрения не
был эффективным-государству приходилось финансировать параллельные проекты,
постоянно расширялся видовой состав эксплуатируемой техники в ущерб ее унификации
и стандартизации13. Во всем мире он давно отвергнут как неперспективный.
Отсечение производства продукции от наукоемких технологий, тенденция к чему
прослеживалась в русле реструктуризации высокотехнологичного комплекса в 90-ые годы
прошлого века, обрекало эту продукцию на неконкурентоспособность и лишало
предприятия ВТК мощного источника собственных финансовых ресурсов. В США и в
развитых государствах Европы ситуация иная. В этих странах в 30-50 отраслях
одновременно действуют крупнейшие концерны. Например, среди ста ведущих компаний
Англии многоотраслевых - 96, в Италии - 90, во Франции - 84, в ФРГ - 78. Отсюда внушительная мощь и конкурентоспособность данных компаний.
Зарубежный опыт свидетельствует, что необходима активная структурная
перестройка российского ВТК на основе объединения его предприятий, исходя из
требования диверсификации разработок и производства и, следовательно, повышения их
финансовой устойчивости при резких изменениях технической политики или
конъюнктуры рынка. Именно поэтому пути пошли крупнейшие корпорации во всем мире.
Например, корпорация «Рокуэлл интернешнл» в 90-е годы прошлого века смогла
заместить снижение объема продаж авиационной техники быстрым ростом выпуска
электроники, доведя ее долю до 40% своего торгового оборота. В результате электронное
производство вышло на первое место по объему продаж, что привело к изменению
специализации корпорации с аэрокосмической на электронную. Другая крупнейшая
аэрокосмическая корпорация «Локхид» также резко увеличила выпуск электронной
продукции, доведя ее до 50% всего оборота корпорации. Американские корпорации
являются крупнейшими в мире производителями и экспортерами космической техники.
Своевременно проведенная в 90-ые годы прошлого столетия диверсификация
аэрокосмической промышленности США позволила ей вступить в новую фазу освоения
высокотехнологичной продукции при сохранении и наращивании потенциала
космических исследований и разработок.
Для оживления и модернизации российского ВТК требуется в разумных пределах
усилить регулирующую функцию государства в экономике. Действенное применение
государственных регулирующих инструментов могло бы помочь аккумуляции и целевой
направленности части доходов от экспорта энергоносителей и сырья для формирования
исходной финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации
высокотехнологичных предприятий14. Эта мера не подразумевает передела собственности.
Речь идет об определенном кредите ресурсопроизводящих отраслей государству в
результате пересмотра системы их налогообложения. В советское время в ВТК были
созданы условия для активной инновационной деятельности, функционировала
эффективная государственная система распространения научно-технических новшеств с
действенным контролем роста технического уровня производства и установлением
ответственности над его обеспечением. В менее приоритетных отраслях промышленности
государственных средств на разработку и внедрение нововведений выделялось
значительно меньше, система их распространения была менее эффективной, что влекло за
собой консервацию отживающих технологических укладов. Оказывало свое воздействие
13
Артюхов В.Г., Куличков Е.Н. Организационно-экономические аспекты инвестиций в производство. – М.;
Тверь: Триада, 2008. - 219 с.
14
Булава И.В. Методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий. // Развитие
российской экономики: проблемы и задачи. / Материалы научного симпозиума. Часть 3. – М.: Воениздат,
2009. - С. 21-23.
на распространение новшеств и отсутствие конкурентной рыночной среды, слабая
восприимчивость директивно управляемой экономики к научно-техническому прогрессу.
Сильным препятствием на пути научно-технического прогресса был часто совершенно
необоснованный административный запрет на использование так называемых технологий
двойного применения в гражданском производстве. Известно, что на Западе подобные
разработки в своем абсолютном большинстве в обязательном порядке подвергались
рассекречиванию по истечению определенного срока (как правило, 5 лет).
Новые технологии, разработанные в ходе реализации государственных программ
НИОКР, являются национальным достоянием, способным улучшить не только
конкурентный и научно-технический уровни продукции гражданского назначения, но и
общую ситуацию на потребительском рынке. Эти технологии могут применяться и в
процессных и продуктовых инновациях. Первое, что нужно сделать для повышения
эффективности использования имеющихся на предприятиях ВТК передовых
исследований и разработок это решить ряд организационных задач в учете и оформлении научно-технических
достижений, восполнить имеющиеся пробелы в законодательстве в части расширения
возможностей передачи закрытых разработок в гражданскую сферу. Для этого
необходимо провести их полную инвентаризацию, правильное юридическое оформление
прав интеллектуальной собственности и регистрацию, чтобы документация для
распространения нововведений имела законченный товарный вид.
Чтобы обеспечить преемственность в технологическом развитии предприятий ВТК,
нужно применять меры прямой и косвенной государственной поддержки
высокотехнологичных производств, которые позволяют в большей степени использовать
внутренние способности самоорганизации предприятий в условиях, предоставляемых им
возможностями экономической самостоятельности, свободы целесообразного выбора
форм корпоративного построения и консолидации своих сил в борьбе за рынки15.
Поддержка и раскрытие возможностей предприятий ВТК, направленных на усиление
стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различными
мерами и их сочетаниями16. К конкретным мерам укрепления ресурсной (в первую
очередь
финансовой,
организационной,
нормативно-правовой)
базы
высокотехнологичных предприятий с целью своего развития в посткризисный период
можно отнести следующие:
1. Льготное налогообложение и кредитование:
исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части
полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие
предприятий ВТК, то есть на новые разработки и их техническое перевооружение;
предоставление потребителям продукции предприятий ВТК целевых инвестиционных
налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;
перечисление части доходов высокотехнологичных предприятий не в доходную часть
федерального бюджета, а на специальные счета их развития;
освобождение
(полностью
или
частично,
на
определенное
время)
высокотехнологичных предприятий от уплаты налогов в федеральный или местный
бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует
сохранению и созданию новых рабочих мест;
установление для высокотехнологичных предприятий, обладающих крупной научноэкспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого
порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял
бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной
15
Антикризисное управление. / Под ред. Попова Р.А. - М.: Высшая школа, 2008. - 480 с.
Батьковский М.А., Булава И.В. Мингалиев К.Н., Анализ и прогнозирование развития предприятия в
условиях рынка // Экономический анализ: теория и практика. 2010 г., №1 (166).
16
капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на
внутреннем и внешнем рынках.
2. Бюджетное дотирование:
предоставление целевых бюджетных дотаций высокотехнологичным предприятиям,
осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для
государственных нужд.
3. Таможенное регулирование (таможенные преференции):
таможенная защита внутреннего рынка для тех высокотехнологичных предприятий,
которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок
высокотехнологичной продукции российскими образцами своего производства (в первую
очередь это касается электроники, бытовой техники и оргтехники);
снижение таможенных пошлин или освобождение от них на ввозимое
высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое
для модернизации высокотехнологичных предприятий.
4. Эффективная амортизационная политика:
использование нелинейной (прогрессирующей) шкалы амортизационных списаний,
при которой большая часть стоимости приобретенных предприятиями ВТК основных
средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их
морального износа);
отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты
деятельности высокотехнологичных предприятий с соответствующим уменьшением
налогооблагаемой прибыли;
усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование
амортизационных средств.
5. Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую
предприятиями ВТК:
установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР,
включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п., для поставок продукции вне
рамок государственного заказа.
6. Законодательная защита предприятий ВТК и их прав интеллектуальной
собственности (государственный протекционизм):
поддержка
различных
форм
производственно-финансовой
интеграции
высокотехнологичных предприятий;
оказание
протекционистской
поддержки
продвижению
создаваемой
ими
конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
7. Нормативно-правовое регулирование и администрирование:
разрешение высокотехнологичным предприятиям, находящимся в государственной
собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов
технологического оборудования и производственных площадей в целях собственного
развития;
предоставление высокотехнологичным предприятиям отсрочек по уплате налогов в
случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей
приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и
распространения разработок предприятий ВТК в области новых технологий в других
отраслях российской экономики;
вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями ВТК с помощью
установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей
ресурсосбережения, экологии и т.п.;
изменение действующего порядка процедуры банкротства высокотехнологичных
предприятий, поскольку это часто разрушает сложившуюся в ВТК технологическую ко-
операцию;
установление порядка, гарантирующего высокотехнологичным предприятиям
обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми
технологиями, определенную долю прибыли от их использования при создании на их базе
продукции, используемой высоко прибыльными коммерческими организациями
(например, операторами систем связи, навигации и т.п.);
формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги,
создаваемые предприятиями ВТК, как основы восстановления их финансового, кадрового
и научно-производственного потенциала;
предоставление негосударственным высокотехнологичным предприятиям прав на
результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством
программам НИОКР или Федеральным целевым программам;
расширение области использования высокотехнологичными предприятиями
различных финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и др.
8. Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения
нововведений:
передача некоторым предприятиям ВТК лицензий на новые разработки «в долг», на
условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно
согласованных условиях;
развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей
высокотехнологичные предприятия в целях передачи результатов их исследований и
разработок в различные отрасли экономики России;
определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки возможности
«двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов, а также
сведений о будущей утилизации создаваемой предприятиями ВТК продукции.
9. Участие в проектах, результаты которых имеют «двойное» применение:
селекция исследований и разработок, имеющих «двойное» применение, и доработка
(переработка) технической документации для многоцелевого использования полученных
предприятиями ВТК результатов и в гражданской и в военной сфере;
создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств,
стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения в
гражданское производство.
10. Более активная адаптация предприятий ВТК к региональным условиям их
деятельности:
стимулирование
закрепления
высококвалифицированных
кадров
на
высокотехнологичных предприятиях, их переподготовка, обучение и привлечение
молодых специалистов для работы с применением новых технологий.
11. Страхование рисков деятельности предприятий ВТК:
включение
в
стоимость
инновационных
проектов,
осуществляемых
высокотехнологичными предприятиями, страховых взносов, как платы за риски при их
реализации.
12. Стимулирование инновационной деятельности предприятий ВТК:
использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности
высокотехнологичных предприятий на всех этапах жизненного цикла разработки и
производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования17.
В рыночной экономике движущая сила развития высокотехнологичных
предприятий - конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более
совершенные способы деятельности, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее
17
Булава И.В. Методы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий. // Развитие
российской экономики: проблемы и задачи. / Материалы научного симпозиума. Часть 3. – М.: Воениздат,
2009. - С. 21-23.
удержание или расширение. Каждое предприятие ВТК, как субъект хозяйствования,
определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех
предприятий правилами хозяйственной деятельности, устанавливаемыми законодательно,
во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми
позициями на рынке, которые предоставляет конкурентная борьба18.
Необходимость модернизации высокотехнологичных предприятий путем перехода
на устойчивый инновационный путь их развития требует создания системы четкого
взаимодействия всех участников научно-инновационной деятельности в ВТК и
механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям.
Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого
являются: определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях
ограниченности ресурсных средств; выработка инновационной и научно-промышленной
политики, отражающей взаимные интересы научных организаций, промышленных
предприятий и инвесторов; непосредственно бюджетное финансирование так называемых
базисных инноваций, то есть проведения крупномасштабных исследований и разработок и
доведение их результатов до практического применения; создание условий для
эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции.
Приоритеты научно-технологической и промышленной политики государства
должны определяться исходя из оценки вклада тех или иных направлений научнотехнического прогресса и предприятий ВТК в экономический рост, повышение уровня
общественного благосостояния и обеспечение оборонной достаточности. Проблема
выбора приоритетов является комплексной, многокомпонентной.
Одна ее составляющая является методологической и касается формирования
(установления) системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснований
отбора наиболее значимых и перспективных направлений научно-технологического
развития предприятий ВТК.
Другая составляющая - обеспечивающая - заключается в создании наиболее
эффективных механизмов достижения целей предприятий, определенных приоритетными
направлениями их деятельности, включая механизмы адаптивного управления и
ресурсного обеспечения. Обратная связь необходима для постоянной и непрерывной
коррекции самих приоритетов в процессе эволюции технологий и потребностей.
И, наконец, третья компонента - реализационная - заключается в непосредственном
воплощении путей и способов достижения поставленных целей в системе производства и
доведения
его
результатов
до
потребителей
продукции,
создаваемой
высокотехнологичными предприятиями.
Важным является вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с
предприятиями ВТК при определении приоритетов их развития19. Государство должно
иметь и уметь применять инструменты доминирующего влияния на предприятия
высокотехнологичного комплекса. Необходима четкая фиксация границ и областей
государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ВТК с последующей
концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где
позиции высокотехнологичных предприятий особенно сильны и существуют реальные
возможности их укрепления и дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях,
развитие которых имеет для страны критическое значение.
Эти области, также как и состав приоритетных направлений развития предприятий
ВТК, не могут оставаться неизменными в течение длительного периода. Задача
государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и
утверждении перечней приоритетов в области высоких технологий, сколько в создании
18
Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В.. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное
программирование. - М.: Экономика, 2008. - 575 с.
19
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004. - 632
с.
эффективной системы регулирования и самоорганизации высокотехнологичных
предприятий20.
Общественные потребности, трансформируемые в рыночный спрос, должны
непосредственным образом влиять на приоритеты стратегии развития предприятий ВТК.
Вопрос состоит в том, как соразмерить рыночную стихию с долговременными интересами
общества и государства. Для этого требуется действующая система уточнения
приоритетов на каждом этапе развития предприятий с учетом достигнутых результатов и
их потенциальных возможностей. Формирование системы приоритетов является
комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы:
внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и
мировой экономики, состояние экологии, образования, региональные проблемы,
социальная стабильность и т.п.
Приоритеты научно-промышленной политики на федеральном уровне должны
согласовываться с интересами регионов страны, учитывать региональные научнопромышленные ориентиры - такие, как формирование региональных межотраслевых
научных и производственных комплексов, программы адаптации и перепрофилирования
высокотехнологичных предприятий, сотрудничество регионов между собой и т.д.
Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование
инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата,
обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научнотехнической деятельности высокотехнологичных предприятий. При этом ориентиром
этой деятельности должна служить государственная долгосрочная стратегия научнотехнологического развития экономики России, обеспечивающая получение конкурентных
преимуществ в тех областях, где географические и климатические факторы, а также
капиталоемкость и материалоемкость продукции играют менее существенную роль.
Прежде всего, это высокотехнологичные производства в ВТК, использующие научнотехнические заделы и накопленный опыт развития. Для своевременной корректировки
государственных
приоритетов
научно-технологического
развития
необходима
комплексная система прогнозирования приоритетных направлений развития науки и
технологий. Эти приоритеты должны определять технологическую структуру российской
экономики на период не менее 5-10 лет21.
Государственная поддержка технологического развития предприятий ВТК должна
осуществляться главным образом в рамках реализации стратегий или государственных
программ создания новой высокотехнологичной продукции. Реализация таких программ
должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования
организационно-правовых механизмов государственного и предпринимательского
партнерства в высокотехнологичном комплексе. Даже располагая ресурсами, государство
должно постепенно переходить в посткризисный период от практики прямого
финансирования научно-технологической сферы его деятельности к косвенным методам
регулирования ее развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий
инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР,
выполненных за госбюджетные средства, в промышленность.
Фундаментальные и поисковые исследования по ряду наиболее приоритетных
направлений, определяющих основы технологического развития предприятий ВТК,
должны получать прямую финансовую поддержку государства. Главным объектом
контроля государства и предприятий должна быть конкурентоспособность создаваемой
высокотехнологичной продукции. К государственным приоритетам и объектам
20
Касаткин А.К. Методы стимулирования инновационной активности проведении антикризисных
мероприятий на предприятиях ОПК. // Вестник «Мартит», 2003 г., № 4.
21
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно - технологической и структурной
динамики экономики России на период до 2030 года. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 432 c.
непосредственной поддержки в научно-инновационной сфере следует отнести
следующие22:
содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий ВТК,
уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения
исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической
информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному
развитию;
участие государства в формировании крупных научно-производственных
комплексов, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал
высокотехнологичных предприятий на всех стадиях инновационного цикла и
обеспечивать их эффективное развитие в посткризисный период;
поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача
которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование
технологических заделов и возможностей высокотехнологичных предприятий в интересах
всей российской экономики;
участие в подготовке и развитии трудовых ресурсов, способных генерировать,
осваивать и создавать инновации. Модернизация высокотехнологичных предприятий не
произойдет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению в них
молодых ученых и специалистов, способных обеспечить эффективную реализацию всего
инновационного цикла в области создания высокотехнологичной продукции;
закрепление прав высокотехнологичных предприятий на результаты своей научнотехнологической деятельности, которые государство само будет доводить до
промышленного применения в других отраслях российской экономики. В иных случаях
именно предприятия ВТК, разрабатывающие наукоемкую продукцию, должны обладать
исключительными правами на результаты своей научно-технологической деятельности.
Только таким образом можно активизировать их инновационную деятельность и защитить
научно-технологический потенциал высокотехнологичного комплекса;
оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг
высокотехнологичных предприятий на мировой рынок. Основными рычагами
государственного регулирования научно-технологической деятельности предприятий ВТК
выступают государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, создание
наукоемкой продукции и услуг, реализуемые в рамках государственных контрактов23. При
этом, как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий
государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств.
Эффективным способом повышения инновационной активности предприятий ВТК
является использование методов экономического стимулирования нововведений,
основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии,
использования новых материалов и т.п. В качестве конкретных мер стимулирования
данной деятельности с целью модернизации высокотехнологичных предприятий в
современных условиях можно использовать:
налоговые скидки на амортизационные отчисления и ускоренную амортизацию
для проектов, открывающих новые направления развития высокотехнологичных
предприятий или ресурсосбережении. Этот метод позволяет высокотехнологичным
предприятиям снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и повысить их
заинтересованность в своей модернизации. Расчеты показывают, что применение
22
Батьковский А.М., Батьковский М.А., Булава И.В. и др. Стратегия развития российских предприятий в
современный период: теория и методология.– М.: МЭСИ, 2009. – 454 с.
23
Проблемы инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России. //
Сборник научных трудов. Часть 2. Прогнозирование, моделирование, оптимизация инновационного
развития и финансовых стратегий в изменяющейся России. / Под ред. Батьковского А.М.- М.: Воениздат.
2008. - 70 с.
ускоренной амортизации повышает чистый дисконтированный доход (ЧДД) от
реализации инновационных проектов на 5-6%24;
налоговые скидки на инвестиции и текущие расходы высокотехнологичных
предприятий в ходе реализации инновационных проектов. Здесь могут применяться
льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2-3
года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением
налоговой ставки с целью компенсации недобора налоговых сборов;
налоговые скидки в течение первой половины срока реализации
инновационного проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во
второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых
предприятием налогов, дает возможность увеличить ЧДД на 8-9%. Совместное
применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики
способствует увеличению чистого дисконтированного дохода на 10-11%;
улучшение
условий
инвестирования
инновационной
деятельности
высокотехнологичных предприятий путем снижения кредитных ставок и, в частности,
ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее
рискованным, что в свою очередь, сказывается на снижении ставки сравнения и
повышении оценки эффективности инновационных проектов, осуществляемых
предприятиями ВТК.
Большое значение в модернизации высокотехнологичных предприятий должны
играть страховые организации, которые в данном процессе играют посредническую роль,
создавая его финансовую основу. Дело в том, что многие инновационные проекты
характеризуются, как это отмечено ранее, весьма высоким уровнем риска и их
осуществление невозможно без надежной страховой гарантии. Как правило, рынок
страховых услуг предоставляет большой выбор различных страховых вариантов.
При этом конкретный выбор страховой компании и страховых планов
осуществляется страхователем самостоятельно. Такая система страхования имеет в
основном рыночный характер, причем в ней принимают участие страховые фирмы
различных размеров: от небольших страховых компаний до специализированных
подразделений крупных компаний, имеющих многоотраслевой характер. Также в этой
среде действуют и некоммерческие страховщики, которые выполняют довольно крупные
объемы операций, а также индивидуальные страховщики, товарищества, акционерные
общества.
24
Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной
промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика, 2011. - 511 с.