Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 16. Предпринимательская идея, ее существенные особенности и
выбор. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности
Цель: Изучить основные подходы к разработке предпринимательской идеи
Задачи:
Изучить ее существенные особенности и выбор предпринимательских идей.
Изучить достоинства и недостатки организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности
План:
1.Предпринимательская идея ее существенные особенности и выбор.
2.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1.Предпринимательская идея ее существенные особенности и выбор.
В основе предпринимательской деятельности всегда должна лежать
предпринимательская
идея.
Идея
является
потенциалом
предпринимательства. Удачно сформулированная идея может определить
деятельность предпринимателя на всю жизнь. Однако чище для продолжения
предпринимательства требуются все новые и новые идеи.
Разработка
(придумывание)
идей
не
является
основой
профессиональной деятельности предпринимателя. Но предпринимателем
может быть лишь тот, кто способен на «рождение» идей или чуток к их
восприятию.
Анализ идей, оценка реальности воплощения при определенных
обстоятельствах вполне может выступать как профессиональная
деятельность. Она может осуществляться в качестве деятельности
консультантов или советников,
Необходимость в идеях, их формулировании, накоплении, отборе и
анализе обусловлена потребностями, присущими предпринимателю. Это
стремление к постоянному обновлению производства; опасение упустить
эффективный вид деятельности; стремление к приращению капитала и
производства; повышение прибыльности производства.
Формирование новой идеи есть построение новой комбинации,
системы логических умозаключений, основанных на новых (появившихся
пли ранее не принимаемых во внимание) фактах.
Источниками формирования предпринимательских идей обычно
считают:
1) товарный рынок;
2) географический или структурный «разрывы» в системе
общественного производства;
1
3) достижения науки и техники;
4) новые возможности применения уже производимого товара или
продукта;
5) не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные
потребительские запросы.
Сущность использования товарного рынка как источника идей
сводится к выявлению существующего на рынке дефицита и прибыльности
своих усилии по возможной ликвидации такого дефицита. Обычно к этому
источнику прибегают начинающие предприниматели, имеющие малый опыт.
Опытный предприниматель тоже анализирует товарный рынок, но обычно
имеет другие цели.
При использовании в качестве источника идей географических или
структурных «разрывов» в системе общественного производства
предприниматель анализирует:
1)процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже
целой товарной группы;
2)источник и «маршрут» продвижения товара от производителя к
потребителю;
3)форму предложения товара потребителю.
Цель этого анализа: обнаружение «разрывов»— структурных или в
географических.
Если
в
результате
обнаружения
«разрывов»
предприниматель формирует идею и реализует ее, то это означает, что он
сумел интегрироваться в процесс производства.
Обычно это происходит в форме организации производства товара или
отдельных его компонентов взамен ввозимых из-за рубежа, налаживания
прямых связей с производителем взамен существующих, включающих ряд
посредников.
Достижения науки и техники в качестве источника идей требуют
хорошей информированности в этой области и значительного
интеллектуального труда. С одной стороны, такой подход направлен на
поиск конкретных форм совмещения, имеющихся достижении науки,
техники и технологии, с другой — возможностей производства новых
товаров.
Планирование производства новых товаров осуществляется на основе
внедрения в производство достижений науки, техники и технологии. Этой
деятельностью должны заниматься профессионалы.
Объектом внимания может быть не только собственно товар, но и
технология его производства, производственный процесс.
Новые возможности применения уже производимого товара или
продукта являются специфическим источником идей. В значительной
степени появление идей на базе этого источника носит случайный характер.
Однако целенаправленный поиск в этом направлении, основанный на
творческом подходе, тоже эффективный метод.
2
Не осознанные потребителем и пока не удовлетворенные запросы,
угадываемые предпринимателем, представляют собой практически
неисчерпаемый источник идей. Это основывается на том, что любая
удовлетворенная потребность порождает новую. Если рассуждать в
масштабах рынка, то обеспечение им видимых общественных потребностей
приводит к созреванию новых, которые еще могут не сознаваться
потенциальными потребителями. Поэтому предпринимателю важно
прогнозировать будущее развитие рынка. Такой прогноз возможен на основе
тенденций предыдущего периода развития рынка и основных направлений
НТП, имеющих место в данный период. Однако следует иметь в виду, что
идеи, основанные на данном источнике, приводят к проектам с повышенным
риском. Зато успешная реализация таких проектов позволяет обеспечить
долговременное устойчивое положение на рынке и высокий доход.
Новые идеи, отбираемые для реализации, должны быть обоснованы
экономически. Этот выбор осуществляется на базе сравнительного анализа
нескольких возможных для реализации идей. Перед проведением такого
анализа следует оценить достаточность условий и наличие технических
возможностей для реализации идей. Уже на этом этапе некоторые идеи могут
быть отвергнуты.
Основным элементом сравнения идей является их экономическая
эффективность.
Кроме указанного оцениваются сроки окупаемости. Но такой подход
является чисто экономическим. В реальной деятельности следует учитывать
и ряд других рыночных факторов, связанных с целями предпринимателя.
Например, устойчивое положение на рынке может обеспечить проект,
имеющий максимальный срок окупаемости.
Отсюда следует, что при отборе предпринимательских идей важную
роль играет та цель, которая руководит предпринимателем.
Любая идея может быть реализована с различной эффективностью. В
этом аспекте для предпринимателя важно не упустить имеющиеся
возможности. Последние не всегда ясно просматриваются.
Каждый предприниматель избирает свою технику реализации идеи.
Однако в этом направлении можно предложить общий подход. При
готовности реализовать идею целесообразно составить общую схему этой
реализации.
Составленная схема позволяет выявить, все ли в нее включено, дает
возможность сформулировать конкретные вопросы по каждому этапу и
найти пути их решения.
Когда общая схема ясна во всех позициях, можно переходить к точным
расчетам предварительного характера. Эти расчеты удобнее всего выполнять
в рамках бизнес-плана.
Технология принятия предпринимательских решений представляет
последовательность действий, объединенных в логичную систему,
обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее
3
эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных
возможностей фирмы.
Каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию
принятия решений. Решение может приниматься на основе интуиции. Под
интуицией понимается в этом случае неосознанное знание, полученное в
результате опыта. Такой метод принято называть интуитивным. Для его
использования необходимо иметь большой опыт предпринимательской
деятельности.
Однако в основе технологии принятия решений все же лежит реальный
метод принятия решений. Данный метод базируется на логически
взаимосвязанных и расчетнообоснованных заключениях.
Практически
предпринимателем
используются
оба
метода
одновременно. По существу комбинированный метод — реальноинтуитивный. У начинающего предпринимателя в технологии принятия
решений преобладает реальный метод. У опытного предпринимателя
значительную составляющую в технологии принятия решений представляет
интуитивная составляющая.
Например, один проект сулит наибольший экономический эффект, но
требует значительно больших ресурсов и более рискован. В этом случае
возможна экспертная оценка целесообразности выбора. Но возможны и
другие, более формализованные варианты.
Первым технологическим этапом принятия решения является принятие
к рассмотрению возможных альтернатив (проектов).
На втором этапе предприниматель проводит осмысление альтернатив.
Иными словами, выявляет их сущностные черты и логику.
На третьем этапе по каждому проекту выявляются требования, которые
необходимо соблюсти для его реализации (необходимость конкретных
ресурсов, технологий, финансирования и т. п.).
На четвертом этапе определяются конкретные действия, необходимые
для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации
средств, порядок реализации производства и т. п.). Здесь производится и
экономический расчет по стоимостной оценке этих действий.
Пятый этап предполагает расчет вероятного экономического эффекта с
учетом обоснованной худшей возможности развития событий ,
На шестом этапе сравниваются варианты пессимистического и
оптимистического расчетов экономического эффекта. Это сравнение
показывает вероятный диапазон возможного эффекта.
На седьмом этапе производится сравнение принятых к рассмотрению
проектов. Это сравнение производится по всей совокупности выявленных на
ранних этапах качественных и количественных характеристик. Данный этап
технически наиболее сложен.
Завершающий восьмой этап направлен на выбор одной из альтернатив.
Он подразумевает принятие решения о реализации выбранной альтернативы.
4
Следует обратить внимание на то, что с увеличением количества
исходных альтернатив процесс принятия по ним решения сильно
усложняется. Поэтому на этапе принятия к рассмотрению возможных
альтернатив следует стремиться свести к минимуму их количество. Для этого
следует максимально использовать априорную информацию и интуицию.
Обычно опытный предприниматель оставляет на этом этапе для
дальнейшего рассмотрения 2—3 альтернативы. Последние два этапа всегда
требуют определенной доли интуитивного подхода. Отсюда становится
понятным, что только постоянная практика в сочетании с теоретической
подготовкой обеспечивают успех предпринимательской деятельности.
2.Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности
Предпринимательство, или коммерческая деятельность, — это особый
вид занятий, который в России осуществляется гражданами либо их
объединениями, которые при этом действуют по своей инициативе, на свой
страх и риск, ставя целью максимальное получение прибыли. В современной
России предпринимательство прямо разрешено законом, однако должно
протекать в соответствии с одной из организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности. Под ОПФ понимается тот статус,
который имеет конкретное лицо, совокупность его прав, возможностей и
обязанностей, предусмотренных законом.
Надо отметить, что организационные и правовые признаки относятся
не только к коммерческим субъектам: в РФ могут регистрироваться и
организации, не ставящие целью извлечение прибыли, а созданные для
решения других общественных или политических задач. Примером могут
служить партии, церкви и другие религиозные организации, общественные
фонды и т. п. Ключевым признаком для них является то, что хотя закон и не
запрещает им иметь доход от своей деятельности, извлечение его не должно
быть основным занятием для этих организаций.
Классификация ОПФ в России может осуществляться по различным
критериям. Самым грубым будет деление на тех, кто:
•
имеет статус юридического лица (ООО, АО, МУП и т. д.);
•
и не имеет такого статуса (ИП, филиалы, представительства и
т. д.).
Если же в качестве основы взять определение того, являются те лица,
которые создают организацию, ее членами (именно эта классификация
сейчас является по ГК основной), то получаем 2 других группы:
1.
Корпоративные организации. К этой категории относится
большая часть ОПФ.
2.
Унитарные организации. Это предприятия, созданные органами
местной власти или государством. Здесь ключевым фактором является то,
что эти организации, хотя и созданы для того, чтобы получать прибыль, сами
5
не владеют тем имуществом, которое им передано для осуществления
деятельности. Все это имущество не может быть разделено на паи или акции
и передано кому бы то ни было (даже самим работникам предприятия).
В нормативных актах и теоретической литературе часто употребляется
термин
«организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности». Можно ли при этом провести границу между формой
организационной и правовой?
В современном законодательстве четких границ нет. Та форма, в
которой организация регистрируется и затем ведет свою деятельность,
определяется действующими нормами права. В ГК РФ прямо сказано, что
организации регистрируются в тех ОПФ, которые предусмотрены кодексом.
Таким образом, возможности создания и регистрации предприятия, которое
будет иметь другую ОПФ, законом не предусмотрено.
Однако рамки законодательства достаточно гибки, поэтому способов
заниматься предпринимательской деятельностью довольно много. В этом
плане нормы закона лишь устанавливают границы, которые нельзя
преступать.
Российское законодательство подробно регламентирует лишь ОПФ
отдельных организаций, однако предпринимательская деятельность может
организовываться
и
путем
объединения
нескольких
субъектов
предпринимательства в различные структуры.
В качестве последних могут выступать:
1.
ИП или организация, имеющая лишь одного участника
(учредителя).
2.
Общества, товарищества и другие организации, имеющие 2 и
более членов.
3.
Простое товарищество, основанное на договоре между 2 и более
отдельными коммерческими организациями и ИП.
4.
Основные и дочерние общества. Иногда в практике они
именуются холдингами, хотя официально такой термин применяется лишь к
банковским группам, в которых некоторые участники сами кредитными
организациями не являются.
Гражданское законодательство постоянно развивается — в том числе и
применительно к определению коммерческих ОПФ. В частности, в 2014 году
произошли следующие изменения:
1.
Исчезло такое понятие, как ОДО (общество с дополнительной
ответственностью). Сейчас в этой форме новые организации
зарегистрированы быть не могут, а к тем ОДО, которые еще существуют,
применяются те же нормы, что и к ООО.
2.
Производственные кооперативы больше не рассматриваются как
отдельные группы коммерческих юридических лиц, стоящие наравне с
хозяйственными обществами, — теперь это лишь разновидность
корпоративных организаций коммерческой направленности.
6
3.
Дочерние общества тоже больше не рассматриваются как
отдельная ОПФ. Теперь отдельно в разделе, описывающем общие нормы,
которые применяются к коммерческим организациям, указаны признаки, по
которым конкретное общество может быть признано аффилированным или
дочерним.
4.
Введено деление обществ на публичные и непубличные.
Применительно к АО это означает, что в прошлое ушли ЗАО и ОАО. Теперь
общество, желающее иметь статус публичного, должно прямо на это
указывать в своем названии.
5.
Значительно изменены нормы, описывающие статус участников
товариществ и обществ.
6.
Ограничено число коммандитистов в товариществе на вере.
Теперь их может быть не более 20.
7.
Унитарные предприятия больше специально не разделяются на
те, которые основаны на праве хозяйственного ведения имуществом, и те,
которые ведут оперативное управление. Теперь для них действует общий
статус.
8.
Учредителям и участникам организаций дана возможность
заключать внутренние соглашения и принимать иные документы,
регулирующие порядок управления. Ранее такого рода документы касались
только ряда определенных вопросов, теперь же ограничений почти нет и
заключать можно любые соглашения — лишь бы они не противоречили
закону и уставным документам общества.
Существующие
сейчас
организационно
правовые
формы
предпринимательской деятельности в РФ
По состоянию на конец 2015 года в России допускается ведение
коммерческой деятельности в следующих формах:
1.
Индивидуальное предпринимательство. Гражданин вправе
пройти процедуру регистрации в налоговой службе и получить статус ИП. С
того момента, как запись об этом внесена в ЕГРИП, к коммерческой
деятельности гражданина применяются все те правила, которые регулируют
деятельность коммерческих организаций. Исключением являются случаи,
когда-либо в законе сказано иное, либо сами правовые отношения таковы,
что к ним не могут применяться правила об организациях.
2.
Полное товарищество. Под этим понимается организованная
деятельность 2 и более лиц, которые объединяются вместе и ведут
коммерческую деятельность не от своего имени, а от лица товарищества. При
этом они отвечают по долгам организации не только тем имуществом,
которое передано ей, но и всем, что у них есть. Больше того, если в
товарищество вступает новый участник, он принимает на себя риск
ответственности по всем обязательствам — вплоть до тех, которые возникли
до его вступления. При выходе же принимается риск по обязательствам,
возникшим до выхода, который сохраняется в течение 2 лет. В силу того, что
эта ОПФ предусматривает глубокую связь между товарищами в их общей
7
деятельности, каждое лицо вправе участвовать лишь в одном полном
товариществе.
3.
Товарищество на вере. В принципе, эту ОПФ можно считать
разновидностью товарищества, описанного выше, но тут есть одно
небольшое отличие: кроме полных товарищей, которые действуют от имени
организации и рискуют всем имуществом, есть и вкладчики-коммандитисты.
Их ответственность не превышает пределов стоимости того имущества (или
денежных средств), которое они внесли в капитал организации. Кроме того,
коммандитисты не могут участвовать в деятельности, которую ведет
товарищество, если у них нет особой доверенности. Однако есть один
момент: если имя коммандитиста вдруг включается в название товарищества,
он становится полным товарищем. В остальном организация и статус
товарищества на вере и полного товарищества практически совпадают.
4.
Производственные кооперативы, они же артели. Здесь
предусмотрено как объединение имущественных взносов, так и личное
трудовое участие членов. При этом ответственность членов кооператива по
обязательствам перед третьими лицами ограничивается лишь размером их
паев. Характерной особенностью этой ОПФ является то, что при голосовании
на общем собрании размер пая, вложенного в организацию, не имеет
существенного значения, т. к. действует правило «1 участник — 1 голос».
5.
КФХ. У них довольно любопытный статус, на котором следует
остановиться особо.
Раньше всякого рода хозяйства, образованные крестьянами
(фермерами), не имели статуса юридического лица — по сути, они имели
статус, схожий с ИП, только в роли предпринимателей выступали главы
хозяйств. Положение было исправлено в 2012 году, когда в ГК был введен
соответствующий подпараграф. Главной особенностью КФХ является то, что
они создаются в первую очередь для ведения коммерческой деятельности в
сельскохозяйственной отрасли.
В результате сейчас этот термин фактически объединяет 3 отдельных
ОПФ:
1.
КФХ, изначально созданные по старому закону как юридические
лица. Они могут действовать до 2021 года.
2.
КФХ, созданные на основании действующего сейчас
одноименного федерального закона. Они юридическими лицами не
являются, представляя собой лишь договорное объединение граждан-членов
вокруг главы, который имеет статус ИП. Сейчас это должно быть основным
вариантом существования такого рода хозяйств.
3.
КФХ — юридические лица. Как уже было сказано, нововведения
в гражданском законодательстве позволяют регистрировать КФХ уже как
организации. Правда, для этого необходимо, чтобы ранее они уже
действовали в той форме, какая предусмотрена законом о КФХ.
8
Гражданин может участвовать в нескольких договорных КФХ, но при
этом лишь одно из них может быть создано как юридическое лицо. В этом
смысле хозяйства фермеров близки к товариществам.
Продолжает перечень ОПФ такая форма, как хозяйственные общества.
По своей сути это коммерческие организации, у которых уставной капитал
изначально разделен на доли либо акции. В отличие от рассмотренных выше
кооперативов, в хозяйственных обществах при голосовании учитывается,
сколько процентов уставного капитала либо сколько акций (при их
одинаковом номинале) принадлежит голосующему.
Хозяйственные общества подразделяются на 2 типа:
1.
ООО. Это самая распространенная из организационно-правовых
форм предпринимательской деятельности. В этом обществе уставной
капитал делится на доли, принадлежащие участникам. Ответственность по
долгам общества участники несут лишь в пределах той доли уставного
капитала, которая принадлежит каждому из них.
2.
АО. В этом обществе уставной капитал делится на ценные
бумаги — акции. Акционер не выходит из АО, а лишь продает свои акции
другому акционеру или, если это допускается, другому лицу. Однако при
этом он уже не вправе требовать выдела части имущества в натуре или
возврата суммы, уплаченной за акции (кроме случаев, когда закон
предусматривает выкуп акций именно обществом).
В свою очередь, АО по ныне действующему закону делятся на
следующие типы:
1.
Публичные (ранее именовавшиеся ОАО). Здесь допускается
свободный оборот акций и возможность их продажи любому лицу,
желающему их приобрести.
2.
Непубличные. Здесь оборот любых ценных бумаг совершается
лишь внутри круга акционеров или иных лиц, указанных в законе или
учредительных документах АО.
Надо отметить, что признак публичности по ныне действующему
гражданскому законодательству относится ко всем хозяйственным
обществам. Однако применять его к ООО не имеет практического смысла:
ООО по закону прямо названо непубличным, публичных же организаций
этой правовой формы просто не бывает.
Завершает перечень существующих ОПФ такой их вариант, как
унитарные предприятия. Вот их характерные особенности:
1.
Имущество УП не делится на паи, доли или акции даже между
его работниками. Оно является единым комплексом, предоставленным для
ведения хозяйственной деятельности.
2.
УП не является владельцем того имущества, которое за ним
закреплено. Имущество принадлежит учредителю, само УП лишь пользуется
им.
9
3.
УП
создаются
либо
государством,
либо
местными
муниципалитетами, которые и выступают в качестве собственников
имущества.
4.
Руководство УП не избирается, а назначается государственным
или муниципальным органом.
5.
Собственник не отвечает по долгам УП. Исключением являются
так называемые казенные предприятия, применительно к которым
допускается ситуация, когда при недостатке имущества у УП непогашенная
часть долга в субсидиарном порядке возмещается из бюджета
муниципалитета, субъекта Федерации или РФ в целом.
10