Предмет, задачи, методы изучения почвоведения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ В
П О Ч В О В Е Д Е Н И Е.
Предмет, задачи, методы
изучения почвоведения. Этапы
развития почвоведения.
Благодаря научным трудам В.В. Докучаева и
П.А. Костычева, учение о почве положило
начало
развития
новой
науки
–
ПОЧВОВЕДЕНИЕ.
Почвоведение – это наука о почвах, их
образовании (генезисе), их строении, составе и
свойствах,
о
закономерностях
их
географического распространения, о процессах
взаимосвязи с внешней средой и ее роли в
природе, о путях и методах рационального
использования почв и развитие ее главного
свойства – плодородия.
В условиях роста антропогенной нагрузки на
природные экосистемы почвоведение занимает
ведущее место в решение вопросов устойчивости
биосферы.
Почвоведение на современном этапе играет
значительную роль как фундаментальная
естественно
–
историческая
научная
дисциплина,
обеспечивающая
нужды
сельского, лесного хозяйства и многих других
отраслей экономики.
ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?
– это тонкий слой земной
поверхности,
мощностью
от
нескольких сантиметров, до 2 – 3
метров, в котором мир растений и
животных
встречаясь
с
минеральным
миром,
создает
динамичную систему.
В истории почвоведения со времен его
формирования, как науки развивается
2 направления:
1. Василия Васильевича Докучаева (1846 –
1903).
2. Павла Андреевича Костычева (18451895) и Василия Робертовича Вильямса
(1863-1939).
В.В. Докучаев
• Почва - это самостоятельное естественно –
историческое тело природы
• Почва - явление историческое, имеющее свой
возраст и историю образования
• Почва связана со всеми другими природными
телами и явлениями
• Формирование почвы это процесс взаимодействия
пяти природных факторов почвообразования:
• климата,
• рельефа,
• растительного и животного мира,
• почвообразующих пород
• возраста страны
Павел Андреевич Костычев
П.А. Костычев и В.Р. Вильямс
Они обращали внимание не на «входящие» функции
почвы, а на «выходящие», на отношения к почве
произрастающих на ней растений. Поэтому определение
почвы в их трудах подчеркивало совершенно другую ее
сторону.
Академик В.Р.Вильямс в своем учебнике почвоведения
дал такое определение почвы «Когда мы говорим о
почве, мы разумеем рыхлый поверхностный горизонт
суши земного шара, способный производить урожай
растений. Понятие о почве и ее плодородие неразделимо.
Плодородие – существенное свойство, качественный
признак почвы, независимо от степени его
количественного проявления. Понятие о плодородной
почве мы противопоставляем понятию о бесплодном
камне или другими словами, понятию о массивной горной
породе.»
Почва
– это обладающая плодородием
сложная, полифункциональная и
поликомпонентная,
открытая
многофазная структурная система
в
поверхностном
слое
коры
выветривания
горных
пород,
являющаяся
комплексной
функцией
горной
породы,
организмов, климата, рельефа и
времени.
В.И. Вернадский (1863 – 1945)
ПОЧВА является БИОКОСНЫМ ТЕЛОМ
ПРИРОДЫ. Располагаясь между планетарных
оболочек (литосферы, атмосферы и гидросферы)
почвы
развиваются
в
результате
их
взаимодействия при активном участии живых и
мертвых организмов, создавая особую четвертую
сферу Земли – ПЕДОСФЕРУ, или почвенный
покров Земли.
Одновременно, по определению В.И.Вернадского,
почва является компонентом биосферы – области
распространения жизни на Земле.
Функции почвы
• обеспечение
постоянного
взаимодействия
большого
геологического
и
малого
биологического круговоротов
• регулирование
химического
состава
атмосферы
и
гидросферы,
биосферных
процессов
• аккумуляция
активного
органического
вещества и связанной с ним химической
энергии
• главной, глобальной, функцией почвы –
является обеспечение жизни на Земле.
Методы исследования почв.
1) Профильный метод
почва изучается не с поверхности, на всю глубину
почвенного профиля, по всем генетическим горизонтам,
включая материнскую горную породу.
2) Морфологический метод
изучение свойств почв по внешним признакам (цвет,
структура, сложение и др.). В настоящее время
используются три вида морфологического метода анализа
почв:
▪
макроморфологический
–
изучение
почв
невооруженным глазом;
▪
мезоморфологический – изучение почвы при помощи
лупы и бинокуляра;
▪
микроморфологический – изучение почв с помощью
микроскопа;
3)Картографический метод
способ изображения в пространстве размещения почв и их
сочетание на бумаге( карты разного масштаба и
назначения)
4)Стационарный метод
исследование почв в динамике, то есть на протяжении
какого-то времени (месяц, вегетационный период ,год и т.
д.) в основном в полевых условиях. Стационарный метод
как правило сочетается с профильным методом.
5) Лабораторно - экспериментальный метод
позволяет охарактеризовать все основные свойства почв на
основе проведенных анализов в лабораторных условиях,
используя
достижения
технического
вооружения
почвенных лабораторий.
СВЯЗЬ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ
НАУКАМИ
В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
Геология
Петрография
Минералогия
Кристаллография
Гидрология
Геоморфология
Геодезия и картография
В вопросах изучения плодородия почв почвоведении связано с рядом
наук микробиология, биохимия, физиология растений, ботаника,
зоология, аналитическая и органическая химия, а также физика и
математика.
В своем историческом развитии почвоведение дифференцировалось на
ряд самостоятельных научных разделов:
1.
2.
Фундаментальное ( общее почвоведение ) – изучение всех
аспектов особенностей почвы.
Прикладное (частное почвоведение) – изучение аспектов
использования почв.
Краткая история почвоведения.
Знания о почвах уходят в глубокую древность с
зарождением и развитием земледелия (Китай, Индия, ХII
– Х вв.до н.э.). Уже в то время наши предки пытались как
– то выбирать хорошие земли. Первые попытки обобщить
знания о почвах (о земледелии) относятся к античному
периоду Греции (V-IVвв. до н.э.).
Феофраст (ок.372 – ок.287 гг.до н.э.) делает попытку
систематизировать почвы с точки зрения возможности
их
обработки
(почвы
глинистые,
песчаные,
каменистые, сухие, влажные, легкие, соленые и
болотные)
В России изучение почвы началось в ХV веке с
описания всех земель и велось в течении 200 лет. В так
называемых «Писцовых книгах».
Много ценных мыслей о развитии почв было высказано
Михаилом Васильевичем Ломоносовым. В сочинении
«О слое земли» (1762 – 1763гг.)
В ХIХ веке, в век бурного развития естествознания,
развивалось и почвоведение.
Первое направление - На рубеже ХVIII – ХIХ столетия
появляется теория гумусового питания растений,
разработанная германским ученым Л.Д.Тэером. Он
писал: «Перегной есть большая или меньшая
составная часть почвы, и плодородие ее в сущности,
совершенно зависит от перегноя, ибо после воды, он
единственное, что доставляет пищу растениям».
Второе
направление
–
агрогеологическое.
Сторонники этого направления немецкие агрогеологи
К.Шпренгель, Ф.А.Фаллу рассматривали почву как
рыхлую горную породу, образующуюся из плотных
горных пород под влиянием выветривания.
Оба направления сыграли положительную роль в
становлении науки о почвах, но не смогли подняться
до создания новой науки, оставаясь на позициях
представлений о почве как о косной среде.
В России почвоведение развивалось
другим путем.
Начиная
с
Ломоносова
русские
естествознатели пытались разобраться в
сложных вопросах почвообразования.
В 1876 году по почину А.И.Ходнева и А.А.
Советова создается комиссия по изучению
русских черноземов, в связи с резким
падением урожаев на них (засуха). Сюда
входит и молодой, по специальности геолог,
Василий Васильевич Докучаев (1846 –
1903).
В 1882 году В.В.Докучаева приглашают исследовать почвы
Нижегородской губернии. В виду большого объема работ он
приглашает молодых ученых, в основном своих учеников
Н.М.Сибирцева. Ф.Ю.Левинсон – Лесинга и др. Работы
закончились в 1886 году отчетом в 14 томов.
Докучаев излагает основы почвоведения как науки, а именно:
1. дает названия почв (черноземы, подзолистые).
2. определяет факторы почвообразования (пять факторов –
материнская горная порода, климат, рельеф ,живой и
растительный мир и возраст страны).
3. рассматривает почву не как неподвижные застывшие
образования, а как природное тело находящееся в
постоянном развитии, как самостоятельное тело природы.
4. выдвигает закон прогресса и регресса почв или вечной их
изменяемости в пространстве и времени.
5. создает первую в мире научную классификацию почв.
6. разрабатывает
горизонтальную
и
вертикальную
зональность почв.
В.В.Докучаев воспитал целую плеяду учеников,
среди них:
Николай Михайлович Сибирцев (1860 – 1900).
Участвовал в экспедиции, заведовал кафедрой почвоведения
Новоалександровского (Харьковского) с-х. и-та. Разработал
учение о почвенных зонах, генетическую классификацию почв.
Возглавил работы по составлению почвенной карты Европы.
Написал, практически первый, учебник по почвоведению.
Павел Андреевич Костычев (1845 – 1895).
По выражению Сибирцева, Костычев является вторым
основателем почвоведения. Он особенно подчеркивал изучать
почву в связи с произрастающей на ней растительностью .Он
заложил основы агрономического почвоведения.
Николай Михайлович Сибирцев
(1860 – 1900)
Дальше идет целая плеяда ученых почвоведов уже
практически в Советское время, которые внесли
свой вклад в дальнейшее развитие докучаевского
учения о почвах.
Петр Самсонович Косович (1862 – 1915).
Один из основоположников изучения физических, химических
и агрономических свойств почвы. В трудах «Основы учения о
почве», «Курс почвоведения», он систематизировал сведения о
почве,
развил
оригинальные
идеи
по
вопросам
почвообразования, классификации и эволюции почв.
Константин Дмитриевич Глинка (1867 – 1927)
Ученик Докучаева, первый почвовед – академик. Написал
фундаментальный учебник почвоведения (1908г.). Опубликовал
ряд работ по выветриванию, превращению первичных
минералов во вторичные, пропагандист докучаевских идей.
Петр Самсонович Косович (1862 – 1915).
Константин Дмитриевич
Глинка (1867 – 1927)
Сергей Семенович Неустроев
(1872 – 1928)
Леонид Иванович Прасолов
(1875–1954)
С.С.Неустроев (1872 – 1928) Развитие учения Докучаева о
почвообразовательных факторах.
Л.И.Прасолов (1875–1954) Разработка географии почв, научных основ
современной картографии.
В.Р.Вильямс (1863 – 1939) Дальнейшее развитие учения П.А.
Костычева о биологии почв. Наиболее важные концепции о
большом геологическом и малом биологическом круговоротах, о
гумусе и структуре почвы, о факторах почвообразовании
(антропогенный фактор).
Константин Каэтанович Гедройц (1872 – 1932)
Развитие химии и физико - химии почв. Он обогатил почвоведение в
области изучения почвенных коллоидов и поглотительной
способности почв, разработал методы химического анализа почв,
известкования, фосфоритования, и гипсования почв, промывки
засоленных почв.
Иван Владимирович Тюрин (1892 – 1962)
Академик, разработал учение о строении и образовании гумуса,
методы определения гумуса. С 1930-1951 являлся сотрудником
Лесотехнической Академии и работал на нашей кафедре.
Следующий период советского почвоведения совпадает с
периодом коллективизации и по настоящее время. Наши ученые
почвоведы
выходят
на
международную
арену.
В
1927г.участвуют в международном конгрессе в Вашигтоне , а в
1932г.организуют конгресс почвоведов в Москве и Ленинграде.
Здесь стоит назвать такую плеяду ученых как: Розов Л.П.,
В.А.Ковда, Н.П.Карпинский, И.Н Антипов – Каратаев, и
многие другие. Позднее проявили себя своими трудами
Л.Н.Александрова,
В.В.Понаморева,
А.А.Роде,
Н.А.Качинский, И.П.Герасимов, И.С Кауричев.
Широкое участие приняли наши ученые почвоведы в изучении
почв других стран. Например, М.А. Глазовская по
субтропическим почвам. Отечественное почвоведение, основы
которого заложил В.В.Докучаев, оказало огромное влияние на
развитие учения о почвах за рубежом. Русские названия почв
«чернозем», «серые лесные», «подзол», «солонец» и другие
приобрели международное использование.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кауричев И.С .Почвоведение. Из.» Колос», М., 1982г.
2.Ковда В.А. Основы учения о почвах. 1,11.тома, из.
«Наука» М., 1973г.
3.Роде А.А., Смирнов В.Н. Почвоведение. Из. «Высшая
школа». М.,1972г.
4.Савицкая С.Н., Субота М.Б., Тимофеев А.И. Основы
геологии. Учебное пособие. СПб. 2007. 207с.
5. Курбанов С.А., Магомедова Д.С. «Почвоведение с
основами геологии», 2012г. Доступна на e.lanbook.
com.
6.Почвы СССР, из. «Мысль» М., 1978г.
7.Почвоведение (в двух частях),группа авторов, Изд.
«Высшая школа» , М.,1988г.