Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Наука как социальный феномен

  • 👀 427 просмотров
  • 📌 406 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Наука как социальный феномен» ppt
Лекция 1. Наука как социальны й феномен 1. 2. 3. 4. Понятие науки, ее цели и задачи. Классификация наук. Управление в сфере науки. Ученые степени и ученые звания. Значения термина «наука»     Особый (рациональный) вид познавательной деятельности человека, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве; результат специфической деятельности людей по производству знаний; система постоянно развивающихся знаний о мире, человеке, обществе и самом познании; социальный институт, т.е. система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, научной информацией, нормами и ценностями науки и т.п. Точки зрения на возникновение науки  Каменный век (около 2 млн. лет назад): человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки;  Древняя Греция (V в. до н.э.): появление доказательного знания в противовес мифологическому мышлению;  Позднее Средневековье (XIII в.): осознание важности опытного (экспериментального) знания; Точки зрения на возникновение науки  XVI–XVII - - вв.: построение математических моделей объектов, мысленные обобщения физического и математического типов; первые объединения ученых (Лондонское королевское общество и Парижская академия наук); Точки зрения на возникновение науки  Первая треть ХIХ в.: совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Функции науки  Познавательная функция: рационально-теоретическое постижение мира, объяснение процессов и явлений, открытие закономерностей и законов, осуществление прогнозирования и т.д. Наука = производство новых знаний Функции науки Мировоззренческая функция: разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения.  Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Научная картина мира  - Отличия от религиозной: Религия консервативна, т.к. основывается на авторитете пророков, священных текстов; Наука меняется в результате обнаружения новых фактов; В основе религии – вера в истинность тех или иных суждений; В основе науки – эксперимент, позволяющий подтвердить или опровергнуть суждения. Научная картина мира  Отличия - - от художественной и бытовой: Художественное и бытовое мышление синтезирует субъективное (эмоциональное) восприятие и объективное познание; Наука сосредоточена исключительно на объективном; все субъективное устраняется при помощи критического мышления. Функции науки  Производственная функция (технико- технологическая): - внедрение инноваций, новых форм организаций процессов, технологий в производственные отрасли. Наука = производительная сила, работающая на благо общества, своего рода «цех» по разработке и внедрению идей. Функции науки  Социальная функция: данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития; Наука = социальная сила. Функции науки  Культурная функция (образовательная): наука является частью культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых. Цель науки  постижение объективной истины;  получение знаний об объективном и о субъективном мире. Задачи науки  собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;  обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;  систематизация полученных знаний;  объяснение сущности явлений и процессов; Задачи науки  прогнозирование событий, явлений и процессов;  установление направлений и форм практического использования полученных знаний. Элементы науки  Объект  Субъект  Научная деятельность Объ ект науки Объект – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Пример: Объект теории государства и права - основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания.  Субъ ект науки  Субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация.  Субъектами научной и (или) научнотехнической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научнотехнической политике» физические лица разделены на три группы:  1) научные работники (исследователи),  2) специалисты научной организации (инженерно-технические работники),  3) работники сферы научного обслуживания.  научные работники - граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научнотехнической деятельностью; Субъ ект науки  специалисты научной организации граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации; Субъ ект науки  Работники сферы научного обслуживания – граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научнотехнической деятельности в научной организации. Научная деятельность  Научная деятельность субъектов применение определенных приемов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности. Классификация наук А) по объекту изучения; Б) по методам; В) по роли в общем процессе научного познания. Классификация наук по объ екту исследования Естественные науки; - Формальные науки - Технические науки; - Гуманитарные науки. + - Антропологические науки. - Естественны е науки Объект - явления, процессы и объекты материального мира, возникшие вне человеческой деятельности.  Важнейшие области исследования: - космос, его строение и развитие; - Земля; - материя; - жизнь и ее формы; - человек как биологический вид.  Первоначально существовала единая наука – естествознание.  Естествознание Возникло более более 3000 лет назад;  Основывалось на принципах натурализма: - необходимо изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть исключая произвол человеческой воли.  В XIX в. произошло разделение на ряд наук.  Современное естествознание - область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое.  Основны е естественны е науки  Физика – наука о наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении;  Химия - наука о веществах, их составе, строении, свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава; Основны е естественны е науки  Биология – наука о жизни, живых существах и их взаимодействии с окружающей средой;  Астрономия - наука о Вселенной, о расположении, движении, строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем; Основны е естественны е науки  География – наука о законах размещения и взаимодействия компонентов земной среды и их сочетаний на разных уровнях.  Геология - наука о составе, строении и закономерностях развития Земли. Вторичны е естественны е науки          геофизика, астрофизика, биохимия, физическая химия, химическая физика, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение. Формальны е науки  Объект – формальные системы;  Формальная система - совокупность абстрактных объектов, не связанных с внешним миром, в которой представлены правила оперирования множеством символов без учёта их смыслового содержания; Основны е формальны е науки  Математика - наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов;  Логика наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Вторичны е формальны е науки  кибернетика,  теоретическая информатика,  теория информации,  теория систем,  теория принятия решений,  статистика. Технические науки  Объект - явления, важные для создания и развития техники.  Возникли из ремесел.  Техника – совокупность предметов, ранее не существовавших в природе и изготовленных человеком для осуществления какой-либо деятельности. Техника  машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.  Назначение техники: - производственное (промышленное или агропромышленное); - непроизводственное (быт, наука, культура, медицина, образование, транспорт и т.д.). Технические науки  промежуточное положение между естественными и гуманитарными: А) техника - не природа; Б) техника подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные феномены. Технические науки         Архитектура Биотехнология Информатика Кораблестроение Космонавтика Материаловедение Механика Машиностроение Гуманитарны е науки  Объект - человек в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Антропологические науки  Объект – человек и как биологическое, и как социальное существо. Отношения между науками 1. 2. Специализация - глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Интеграция - процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Классификация наук по методу исследования 1. 2. Теоретические науки; Эмпирические науки. Теоретические науки - создают модели реальных явлений, процессов и объектов; -широко используют абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты; Пример: В классической термодинамике - понятие абсолютно черного тела, полностью поглощающего световое излучение; Теоретические науки используют принцип выдвижения постулатов (положений, принимаемых за истину без доказательств и служащих основой теории). Пример: теория относительности А. Эйнштейна - постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Эмпирические науки - Секст Эмпирик (III в. н. э.): только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний; - Основываются на эксперименте или наблюдении. Взаимосвязь теоретического и эмпирического подходов - теоретические науки используют данные эмпирических наук; эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Классификация наук по роли в общем процессе научного познания 1. 2. Фундаментальные науки; Прикладные науки. Фундаментальная наука является источником новых идей, определяющих направления научнотехнического развития в мире; - проводится в режиме свободного поиска; - не производит материальных благ и не приносит прибыли; - не может сама себя финансировать и является полностью затратной; Фундаментальная наука - чрезвычайно дорогостояща, требует уникального оборудования и высококвалифицированных кадров; - под силу лишь высокоразвитым странам с сильной экономикой; - локализуется в университетах и НИИ; Фундаментальная наука - результаты принадлежат всему мировому сообществу, ими может бесплатно и без ограничений пользоваться любая страна мира. Прикладная наука призвана иметь своим конечным результатом рыночный продукт; - жестко регламентируется, не предполагает свободного поиска, встраивается в единую систему, направленную на достижение конечной цели — получение прибыли от реализации проводимых разработок; Прикладная наука - локализована в основном в коммерческих фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию; -не только сама себя финансирует, но и является источником прибыли для предприятия и, следовательно, для государства; -определяет научно-технический потенциал государства. Основны е понятия науки Факт (от лат. faktum – сделанное) – действительное (невымышленное) событие, имеющее единичный характер. (Пример – яблоко упало на голову Ньютону). Факт – фундамент науки. Связь между фактами обусловлена законами, т.е. на основе анализа фактов открываются законы (пример – чем выше подвешено яблоко, тем больнее голове, на которую оно падает).  Закон Закон – порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между фактами явлениями и свойствами материальных объектов. Классификация законов 1. Частные законы (специфические) – выражают отношения между сравнительно узким кругом явлений, конкретными специфическими явлениями или отдельными свойствами материальных объектов (пример: закон сложения скоростей). 2. Общие законы – выражают отношение между общими свойствами больших совокупностей объектов и явлений (примеры – закон сохранения и превращения энергии; закон естественного отбора; закон развития больших систем и др.) 3. Всеобщие законы (универсальные) – описывают основные диалектические закономерности мира, выражающие отношения между всеобщими свойствами или тенденциями развития материи (примеры – законы философии: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания и пр.).   Гипотеза (от греч.  – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения наличия связи между рядом фактов и явлений. Гипотеза всегда носит вероятностный характер и нуждается в проверке и доказательстве (пример – гипотеза Дарвина о происхождении человека от обезьяны).  Теория (от греч.  – наблюдение) – логическое обобщение опыта, общественной практики; описание определенной совокупности явлений, событий, фактов на основе известных законов (пример – теория загрузки доменной печи; теория термодинамики и пр.).    Проблема (от греч.  – задача, затруднение) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Проблема – основной фактор, способствующий развитию науки, как системы знаний. Проблемы возникают из потребностей практики и в результате естественного развития науки (согласование отдельных результатов и направлений в научном исследовании, доказательства конкурирующих гипотез и др.).  Метод (от греч.  – способ познания) – способ познания действительности и отражение его в мышлении; способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели, или исполнения определенной операции. Классификация методов 1. Специальные методы, в основе которых лежат специфические закономерности из какой-либо области знаний, отрасли науки (пример: прямое и косвенное восстановление в доменном процессе); 2. Общенаучные методы – традиционные, сложившиеся ранее в науке: дедукция и индукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, наблюдение и эксперимент, моделирование; 3. Философские методы – всеобъемлющие, основанные на диалектических законах философии (основные диалектика и метафизика).
«Наука как социальный феномен» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Быкасова Л. В.
Автор(ы) Бормашева Е.К.
Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot