Предмет, отрасли и методы психологии как науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Контрольная работа
Разработка лекции по психологии для учеников 9-11 класса
Тема лекции «Предмет, отрасли и методы психологии как науки»
По рабочей программе Г.А.Малыхиной «Психология» (Борисоглебск: КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус». 2010)
Титульный лист должен включать следующую информацию: наименование учебного заведения, где проводилась лекция; тему; кафедру, ФИО преподавателя, название программы.
Место и значение темы в системе целого курса – вводная
Аудитория – школьники 9-11 кл.
Цель лекции - изучить предмет, отрасли и методы психологии как науки
Задачи лекции –
Образовательные - дать представление о предмете, отраслях и методах психологии как науки.
Воспитательные – воспитывать навыки конспектирования.
Развивающие – развивать логическое мышление.
Средства, необходимые студентам для решения указанных задач - система естественных представлений о мире, общее понятие о методах научных исследований, понятие о методе наблюдения, тестировании, анкетировании, опросе, интервью.
Эмоциональные позиции и отношения, формируемых преподавателем - психология одна из серьезных наук на Земле.
Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы
Учебные средства - таблица методов исследования в психологии.
Дидактические приемы - объяснительно-иллюстративный, решение проблемных задач.
III. Содержание лекций
План лекции
1. Предмет, задачи и отрасли психологии
1.1.Предмет психологии
1.2.Этапы развития психологии
1.3.Задачи психологии
1.4. Основные отрасли психологии
2. Методы психологии
2.1. Понятие о методе, теоретические и эмпирические методы
2.2.Наблюдение
2.3.Психодиагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование, беседа, интервью, социометрия)
2.4.Метод экспертных оценок
2.5.Биографический метод
2.6.Методы обработки данных
2.7.Интерпретационные методы
2.8. Применение методов
Конспект лекции
1. Предмет, задачи и отрасли психологии
Рассмотрим предмет психологии. Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.
Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы: эмоции, чувства, воля).
Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).
Они определяют как ситуативное, так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью.
Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:
- как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);
- как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);
- как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);
- как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);
- как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);
- как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);
- почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.
Выводы. Объект психологии – психика человека. Предмет психологии - закономерности развития и функционирования психики человека.
Этапы развития психологии.
Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.
На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.
Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание, познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.
На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение, которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул → реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма(Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).
В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.
Психоана́лиз (глубинная психология) – психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ развивался в различных направлениях Альфредом Адлером (индивидуальная психология), Карлом Юнгом (аналитическая психология), а позднее Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном, Жаком Лакан и др. (нео-фрейдизм). Основные положения психоанализа: 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определяются инстинктами, внутренними и иррациональными влечениями; 2) эти влечения бессознательны, попытки их осознания приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 3) индивидуальное развитие во многом определяется событиями раннего детства; 4) конфликты между сознанием и бессознательным (вытесненными из сознания фактами, воспоминаниями и т.п.) могут приводить к психическим нарушениям (невроз, страх, депрессия и т.п.); 5) освобождение от влияния бессознательного может быть достигнуто через его осознание (например, при поддержке психоаналитика).
Гештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.
Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.
Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.
Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики.
Выводы. Психология очень древня наука, появившаяся в древних исследованиях Египта, Китая, Индии, Греции, Рима. Сегодня психология хорошо развитая наука, включающая много отраслей.
Задачи психологии
Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические. Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические. Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).
Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой, др.
Основные отрасли психологии.
Основу психологической науки составляет общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:
В наше время также успешно развиваются, психология бизнеса, психология спорта, психология танца, военная, юридическая, медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.
Выводы. Отрасли психологии – общая психология, возрастная психология, психология бизнеса, психология спорта, психология танца, военная, юридическая, медицинская психология, мн.др.
2. Методы психологии
Понятие о методе, теоретические и эмпирические методы.
Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы (по В.Н.Дружинину) - дедуктивный, индуктивный, моделирование
Эмпирические методы
Эксперимент. Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.
Виды эксперимента:
1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в жизненных условиях, привычных для испытуемого. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».
Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.
В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.
2. Лабораторный эксперимент. Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.
Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.
Выводы. У психологии как науки свои методы исследований.
Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.
Способы регистрации данных наблюдения: протокол, записи в дневнике наблюдений.
Условия наблюдения:
1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);
2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;
3. систематичность наблюдения. Примеры.
Выводы. Наблюдение часто применяемый очень древний метод исследований.
Психодиагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование, беседа, интервью, социометрия)
1) тестирование (метод тестов). Тест (от англ. test - «проба») - вопросы или задания, выполнение которых позволяет определить те или иные психологические характеристики испытуемого. Результаты тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.
Тесты интеллекта обычно представляют собой наборы заданий, позволяющих измерить уровень интеллекта, а также отдельных его компонентов. Личностные вопросники – совокупности стандартизованных (специально отобранных и проверенных) вопросов, ответы на которые характеризуют определенные свойства личности (тип темперамента, черты характера, ведушие мотивы и т.п.).
В проективных методиках используются неоднозначные, неопределенные стимулы (пятна, геометрические фигуры, рисунки, неоконченные предложения и т.п.). Испытуемый должен их конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. данные методики основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности.
Исследователь, проводящий тестирование, должен быть специально подготовлен для этого, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных. К результатам тестов нужно подходить крайне осторожно. Пример. Тесты не могут быть единственным основанием для приема на работу или увольнения.
2) Опрос. Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.
3) Анкетирование (письменный опрос) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).
Вопросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».
Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).
На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»).
Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.
4) Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа. Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.
Условия успешной беседы:
1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.
2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.
3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.
4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.
Примеры беседы.
Вторая форма устного опроса – это интервью. Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.
После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.
5 Социометрия – диагностическая процедура, которая применяется для оценки межличностных отношений в группе и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление социометрического статуса (авторитета) членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, предпочитаемые, принятые, отвергнутые); в) обнаружение микрогрупп (внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами).
Социометрическое исследование может быть проведено на любой группе лиц, имеющей опыт взаимодействия и общения, начиная с дошкольного возраста. В зависимости от задач, исследования и от особенностей изучаемых групп (возрастных и профессиональных) формируются критерии социометрического выбора. Существует две группы критериев.
1) формальные и неформальные. C помощью первых измеряются отношения в совместной деятельности, Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для проведения досуга).
2) позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. Примеры.
Анализ результатов (продуктов) деятельности. Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).
Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью.
Выводы. К психодиагностическим методам исследований относят - тестирование, опрос, анкетирование, беседа, интервью, социометрия. У каждого метода свои особенности.
Метод экспертных оценок. Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.
Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10-ти бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.
Выводы. Метод экспертных оценок – часто применяемый в психологии метод.
Биографический метод – анализ жизненного пути человека, его личной документации и т.д). Метод позволяет выявить факторы, наиболее сильно влияющие на поведение личности, стиль жизни, тип адаптации в среде.. Полученные данные используются для прогнозирования возможных событий в будущем, коррекции поведения людей и т.п.
Методы обработки данных. Количественный (статистический) анализ икачественный (выделение типов) анализ.
Интерпретационные методы. Генетический метод позволяет показать исследуемое явление в развитии. Пример. развитие личности (фазы, стадии, критические моменты и т.п.). Структурный метод выявляет и исследует связи между отдельными характеристиками изучаемого явления. Пример. личность человека определенного возраста.
. Выводы. Биографический метод, интерпретационные методы - методы психологической науки, имеющие свои сферы применения. Методы обработки данных важны в научных исследованиях.
Применение методов
Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других
В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.
1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.
2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.
3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.
4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.
Выводы. Выбор методов в психологических исследованиях осуществляют тщательно, обычно одновременно используют несколько методов.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Общая психология - М.: Академический проект, 2003. - 496 c.
2.Еникеев М.И. Общая психология: Учебник для ВУЗов - М.: Приор, 2002. - 400 c
3.Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c
4.Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций - М.: Юрайт, 2013. - 182 c
5.Мирошниченко И.В. ВПС: Общая психология - М.: А-Приор, 2007. - 96 c
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 438 с.
7.Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум - М.: Форум, 2013. - 304 c.
8.Малыхина Г.А. Психология // Борисоглебск: КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус». 2010 http://globuss24.ru/doc/rabochaya-programma-po-psihologii-10-klass
Список рекомендуемой литературы
1.Еникеев М.И. Общая психология: Учебник для ВУЗов - М.: Приор, 2002. - 400 c
2.Макарова И.В. Общая психология: Краткий курс лекций - М.: Юрайт, 2013. - 182 c
3.Мирошниченко И.В. ВПС: Общая психология - М.: А-Приор, 2007. - 96 c
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 438 с.