Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, объект и задачи психологии

  • 👀 464 просмотра
  • 📌 395 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, объект и задачи психологии» doc
Предмет, объект и задачи психологии План 1. Психология как особая область научного знания. 2. Место психологии в системе научного знания. 3. Предмет и объект современной психологии. 4. 3адачи психологии на современном этапе развития общества. 1.Психология как особая область научного знания По мнению исследователей, сегодня психология занимает лидирующие позиции по сравнению с другими гуманитарными областями знания. Английский психолог Квинн Вирджиния, автор американского учебника по прикладной психологии, верно отметила роль психологии среди других наук. «Большинство наук прямо или косвенно связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. К примеру, история в каком – то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общества в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке, как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается только одна наука – психология» [3, с.14]. Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал в начале 20 века известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский, "предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии. Сущность предмета психологии кроется в трактовке термина «психология». В основе названия лежат два греческих корня: «псюхе» - душа и «логос» учение. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Такому названию психологическая наука обязана древнегреческому мифу о Психее. Древнегреческая царица Психея полюбила Эрота (Амура), сына Афродиты, небожителя. Став богиней, она стала олицетворять душу (дыхание), ищущую свой идеал, огненное (страстное) начало в организме. Представляют ее в виде бабочки (одна из версий мифа в мифологическом словаре Е.М.Мелетинского, 1990г.). В мифе ярко описана природа человеческой психики. Парадокс этой науки – одновременное знание ее и незнание в связи с существованием двух путей ее познания: житейским и научным. В чем же их специфика? Знания житейские: - конкретны - интуитивны - их передача затруднена - источник-наблюдение - ограничены. Знания научные: - обобщены (понятия) - рациональны и осознаны - накапливаются и передаются - источник-эксперимент - постоянно расширяются З.Фрейд утверждал, что человечество получило три «пинка» от научного знания. 1. Открытие в XVII веке математиком Кеплером места земли во Вселенной. Он доказал, что Земля – рядовая планета, подвергающаяся законам небесных тел. Задолго до этого открытия Коперник считал, что центр мира – это центр земной орбиты, но оказалось, мы не одиноки во Вселенной. 2. XIX век - эволюционная теория Ч. Дарвина (теория о происхождении видов) утверждала, что обезьяна – общий предок человека, что поставило под сомнение теологическую теорию «творения» человека. 3. Конец XIX век - открытие З.Фрейдом бессознательного (З.Фрейд сделал открытие, связанное с наличием бессознательного в психике человека, благодаря чему у человека отсутствует возможность полного управления собственной психикой. Все открытия принимались и осмысливались человечеством с большим трудом, расставаясь с общепринятыми постулатами. Рассуждения З.Фрейда подтверждают мысль древнегреческого философа Эклизиаста о том, что «во многой мудрости много печали», предполагая горечь научных плодов для человечества и конкретного индивида. Предмет психологии менялся в ходе исторического развития, интеграции и дифференциации знаний. Психология в своем развитии прошла 4 этапа: 1. Психология – наука о душе (более 3000 лет назад. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека). 2. Психология – наука о сознании (с XVII века под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Эта идея развивались в механистической концепции Р.Декарта, ассоцианизме, структурализме В.Вундта, который в 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг, где практиковал эспериментальную интроспекцию как метод изучения сознания). 3. Психология – наука о поведении (с XX века предметом психологии становится поведение, а ведущим методом его изучения - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (реакции, поступки, действия). 4. Со второй пол. XX века предметом психологии становятся факты, механизмы и закономерности развития психики. Еще в середине XX века психологии приходилось отстаивать свое место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была размыта, её место в общественном сознании размыто. Сегодня появилось множество институтов, которые готовят психологов разного профиля. Психология стала частью общественной жизни. По прогнозам ученых, в XXI столетии в психологии быстро возрастет количество экспериментальных данных и новых теорий. Это позволит выработать общие, более точные, чем сейчас, представления о структуре психики, ее возможностях и законах организации. Сегодня современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление). Тем не менее, можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные. Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995). Общая психология: 1. Психология познавательных процессов и состояний; 2. Психология личности; 3. Психология индивидуальных различий; 4. Возрастная психология; 5. Социальная психология; 6. Зоопсихология; 7. Психофизиология. Некоторые специальные отрасли психологических исследований: 1. Педагогическая психология; 2. Психология художественного творчества; 3. Медицинская психология; 4. Юридическая психология; 5. Космическая психология; 6. Инженерная психология; 7. Экономическая психология; 8. Психология управления и др. 2.Место психологии в системе научного знания Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека: – превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки; – возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений; – современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника». В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens; субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики. Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом – моделированием мозговых систем, и прежде всего, анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения. Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном, знании о человеке. Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев указывает: «Человекознание – это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического». Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д. Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований. 3. Предмет и объект современной психологии В настоящее время в отечественной психологии существуют разные формулировки определения психологии как науки при сохранении единого смысла. Психология – это наука о психической жизни отдельного человека и всех людей вместе, опирающаяся на строгие экспериментальные факты, измерения и теорию. Это наука о мире субъективных, душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых, либо неосознаваемых самим человеком. Таким образом в отечественной психологии сложилось представление об объекте и предмете психологии. Объект психологии рассматривается в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле под объектом психологии понимается психика. В узком смысле – носители психики: человек или сообщество людей. При этом сама пси­хика рассматривается как отражение объективной реальности. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи (животных и человека) воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) объекты внешнего мира в процессе активной деятельности в природной и социальной среде. Психика – системное свойство мозга, благодаря которому человек способен отражать(воспроизводить) объективную, независимую от него реальность, не искажая ее, но преломляя через свое сознание. Психическое отражение носит опережающий характер, как результата накопленного опыта. В этом своеобразие и уникальность каждой личности. Предмет психологии – объективные закономерности, проявления и механизмы психики, т. есть «психическое» (психика во всех ее проявлениях). Психика порождает психические явления – субъективные переживания, внутренний опыт субъекта(метод-самопознание) и психологические факты – объективные (наблюдаемые) формы проявления психики (акты поведения, продукты деятельности людей, убеждения, суеверия, состояния (любовь-ненависть и т.д.). Функции психики. Отражение воздействий окружающей действительности. Регуляция поведения и деятельности. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Уровни проявления психики: сознательный и бессознательный; индивидуальный и групповой. Формы проявления психики (психические явления): 1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Существуют две группы психических процессов: познавательные и эмоционально-волевые. Процессы проявляются как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Индивидуальный уровень - ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, представление. Групповой уровень - общение, межличностное восприятие, межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия и др. Групповой уровень психики исследует такая наука как социальная психология. 2. Психические состояния – это характеристика психической деятельности индивида в данный момент времени. Индивидуальный уровень: - проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.); - проявления внимания (сосредоточенность, рассеянность); - проявления воли (решительность, собранность); - проявления мышления (сомнения, размышления); - проявления воображения (грезы, фантазии и пр.). Групповой уровень - конфликт, сплоченность, паника, закрытость, групповое настроение и др. 3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Индивидуальный уровень: темперамент, характер, способности, направленность личности. Групповой уровень – организованность, эффективность, замкнутость и др. 3. Задачи психологии на современном этапе развития общества Психология на современном этапе решает, как теоретические, так и практические задачи. Теоретические задачи нацелены на выявление сущности психических закономерностей, управление ими, использование и интегрирование полученных знаний, подготовку теоретической основы для практики. Сейчас отечественная психология стремительно меняется, пытаясь ассимилировать достижения зарубежной науки, появляются новые проблемы, ранее не отмеченные особым вниманием психологов: психология духовности (анализ нравственных и духовных свойств, качеств, состояний сознания и поведения современного человека, исследование духовных компонентов профессии, психологии добра и зла), акмеология (исследование высшей ступени индивидуального развития, феноменов «самости» человека – саморегуляции, самоутверждения, самоопределения, самопрезентации), суицидология, психология наркозависимости, психология безопасности жизнедеятельности, психология социальной работы, психология создания информационных систем, психология бизнеса, рекламы, имиджа и т. п. Практические задачи психологии нацелены на гуманизацию человеческого бытия и проявляются: в ориентировании практической психологии на индивидуальный рост клиента, стремлении к его максимальной самоактуализации; в проникновении психологических знаний во многие сферы деятельности людей, в том числе в политику, экономику, бизнес, рекламу. Задание: 1.Составить конспект и подготовить вопросы к тексту лекции (не менее 15). Литература 1. Дементий, П. И. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / П. И. Дементий, А. В. Колодина. – Электрон. текстовые данные. – Омск: ОмГУ, 2014. – 100 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24900.html. 2. Караванова, Л. Ж. Психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дашков и К, 2015. – 264 c. – 978-5-394-02247-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52271.html. 3. Квинн В. Прикладная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2001. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). 4. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Учебник для вузов). 5. Психология: учебник / под ред. Б. А. Сосновского. – Москва: Юрайт, 2011. – 799 с. 6. Психология: учебник / В. М. Аллахвердов и др. – Москва: Проспект, 2011.– 752 с. Задание: Составить конспект и подготовить вопросы к тексту лекции (не менее 15). Подготовить эссе на тему «Значение психологического знания для специалистов в области социально-культурной деятельности».
«Предмет, объект и задачи психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Тертель А. Л.
Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot