Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, объект, задачи, история психологии. Междисциплинарные связи и место психологии в системе наук

  • 👀 995 просмотров
  • 📌 934 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, объект, задачи, история психологии. Междисциплинарные связи и место психологии в системе наук» doc
Лекция. Введение в психологию 1. Предмет, объект, задачи, история психологии 2. Междисциплинарные связи и место психологии в системе наук 3. Научная и житейская психология. Мифы о психологии. 4. Структура психологической науки 5. Принципы психологической науки I. Предмет, объект, задачи психологии Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития. Психология – это наука о психических явлениях: - психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.); - психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.); - психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.) Предмет: психика Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология). Задачи психологии: 1. Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности. 2. Научиться управлять психическими явлениями. 3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики. 4. Быть теоретической базой практики психологической службы. История развития представлений о предмете психологии: 1 этап. Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.) Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни. Первые представления носили анимистический характер, т.е. каждый предмет наделялся душей. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы и выделил растительную, животную и разумную душу. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал психику, как и всю природу, материальной, а душу состоящей из атомов более тонких, чем атомы физических тел. Познание мира – это взаимодействие психики с внешним миром и оно возможно благодаря органам чувств, улавливающим атомы. Платон считал душу идеальной. А познание мира является воспоминанием идеальной души о мире идей, в котором душа существовала до попадания в человеческое тело. 2 этап. Психология как наука о сознании (XVII-XIXвв.). Возникновение и развитие психологии как научного знания в рамках учения о сознании. Проникновение в психологию экспериментального метода. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни (cogito ergo sum - «Мыслю, следовательно, существую»). Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. 1879 – психология оформилась в самостоятельную науку (открытие первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом) 3-й этап. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытый кризис. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. Возникновение различных школ и направлений (бихевиоризм, психоанализ=психодинамическая школа, гештальт-психология) Психоанализ (З.Фрейд). Психология – это наука о бессознательном и его влиянии на сознание человека. Движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых — сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом. Бихевиоризм (Д.Уотсон). Психология – это наука о поведении человека и животных. Д. Уотсон заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Понятия и терминология: стимул S – раздражитель, воздействие внешней среды, реакция R – все объективно наблюдаемые реакции организма. Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), цель — в предсказании поведения субъекта и управлении им. Гештальтпсихология. Основные ее представители — М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии. После прихода к власти Гитлера в результате эмиграции своих основных членов школа распалась, но ее идеи оказали значительное влияние на последующее развитие психологии. 4-й этап (современный). Затухание кризиса, эволюция научных школ. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Место психологии в системе наук Поскольку предметом психологии является психика, то основной задачей науки становиться изучение процесса отражения объективного мира. Психология, как и все другие науки, зародилась в недрах философии. Философия, а именно теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология изучает роль психики в деятельности человека и его развитии. В связи с этим Б.М. Кедров отводит психологии центральное место в системе наук, как связующего звена. Психология интегрирует данные всех наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. А. Психология и философия. Психология зародилась в недрах философии и стала самостоятельной наукой в 1879 году. В психологии сохраняется разделение на 2 направления: материалистическое и идеалистическое. Материализм стал основой для разработки проблемы деятельности и происхождения высших психических функций. Идеализм – проблемы ответственности, совести, смысла жизни, духовности. Психологическая методология научного исследования (т.е. как психология получает знания) опирается на мировоззренческие теории и концепции философии. Б. Психология и социология. Социология заимствует из психологии: методы изучения личности, человеческих отношений, малых групп и теории личности, теории построения малой группы. Психология заимствует из социологии: приемы сбора научной информации (опрос, анкетирование, интервью), концепции социального научения. Общие проблемы: взаимоотношения между людьми, взаимодействие больших групп (этническая психология, политическая психология, экономическая психология и др.), социализация (идентификация, социальная фасилитация и ингибиция и др.) В. Педагогика и психология. Педагогика заимствует: идея обучения в зоне ближайшего развития, основы новых систем обучения, понятие сенситивного периода развития способностей. Совместно с другими науками образовали новое направление – педология. Педология – это комплексная наука о детях, их развитии, обучении, воспитании. Г. Другие направления: история (создание культурно-исторической теории развития, принцип развития, биографический метод), медицина (здоровье, психосоматика, влияние состояния организма на психические явления и наоборот), технические науки (нормативы работы с техникой, дизайн, эргономика). Научные и житейские психологические знания. Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Художественное психологическое знание отражает уникальное авторское видение ситуации, воплощается в форме художественных произведений, где в образном и эмоциональном описании единичного осуществляется переход к пониманию универсальной сущности человека. Художественное знание насыщено житейским знанием и является формой его передачи. Житейские психологические знания Научные психологические знания Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения. Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок. Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется. Сложно передаются и усваиваются другими людьми. Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе. Основной метод: наблюдение, размышление Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. Ограничена памятью отдельного человека, группы людей. Сохраняет огромный материал в научной литературе. Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям. Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим. Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность. Направления научных психологических знаний. Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности. Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей Академическая психология Прикладная психология Практическая психология Предмет Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития в целом, во всех сферах психической жизни. в определенной сфере профессиональной деятельности человека у конкретного индивида Задачи 1. на основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей 2. выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез 3. прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики. 1. на основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений 2 изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач 3. прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности 1.придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей. 2. применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции. 3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы. Методы наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели. Направления Общая психология Возрастная психология Психология аномального развития Психология личности Социальная психология Зоопсихология Психофизиология и др. Педагогическая психология Медицинская Юридическая Экономическая Политическая Психология труда Психология спорта и др. Психоанализ, гештальт-терапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др.
«Предмет, объект, задачи, история психологии. Междисциплинарные связи и место психологии в системе наук» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot