Предмет логики и ее значение.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1 - Предмет логики и ее значение
Вначале лекции преподаватель знакомит обучающихся с вопросами дисциплины, рассматриваемыми в рамках данной лекции и вопросами, отводимыми на самостоятельное изучение с указанием учебно-методической литературы. Порядок организации самостоятельной работы обучающихся приводится в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы обучающихся.
Структура лекции:
1. Логика как наука о формах и законах правильного мышления.
2. Причины возникновения логики и основные этапы ее развития.
Основные положения лекции:
Чаще всего логику определяют как науку о правильном, именно определенном, непротиворечивом, последовательном и доказательном (обоснованном) мышлении, или как науку о законах (формах, методах) познавательной деятельности, или как теорию формальных исчислений. Первые два определения доминируют в учебно-популярной литературе, третье – в профессиональной. К сожалению, ни одно из них не отражает всех необходимых признаков логики как науки. Более того, все три определения в неявной форме основаны на утопической надежде о возможности обладания человечеством когда-либо универсальным и надежным методом решения всех своих проблем.
Учебно-популярная точка зрения неявно связана с допущением, что логика, прежде всего дедуктивная, – идеальная модель познавательной деятельности, шире всего мышления, соответствие с правилами которой является критерием ее законности. Считается, чем более соответствует наше мышление стандартам логики и особенно такой ее части, как дедукция, тем оно «правильнее». Однако это неверно. Люди очень редко мыслят по правилам логики и тем более по правилам дедукции и, что еще неожиданней, даже если бы они соблюдали все законы логики, это не гарантировало бы им открытие новых истин – необходимого условия научного, технологического и социального прогресса.
Во-первых, значительная часть познавательной деятельности носит бессознательный характер и никогда полностью не контролируется правилами языка и логики. Существует бесконечное число грамматически и логически правильных, но бессмысленных утверждений. Известный пример лингвиста Л. В. Щербы (1880-1944) «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» представляет грамматически безукоризненное, но, тем не менее, бессмысленное предложение. Умозаключение «Эти числа четные. Все четные числа умные. Все умные числа делятся на два. Следовательно, все четные числа делятся на два» безупречно логически, но также бессмысленно. Такая стадия познания, как интуитивное озарение, вообще не поддается логическому объяснению, хотя и является одной из самых важных в научном открытии.
Во-вторых, научное мышление, которое обычно приводят в качестве образца логичности, очень часто, особенно на стадии выдвижения предположений, обладает, как свидетельствуют историки науки, прямо противоположными свойствами – противоречивостью, непоследовательностью и необоснованностью. Более того, научный прогресс вообще невозможен без выдвижения ошибочных догадок, их исправления и совершения новых ошибок. Если бы ученые мыслили только по канонам «правильного» мышления, они никогда не смогли бы выйти за пределы однажды сложившейся системы взглядов в своей области и преодолеть присущую ей ограниченность. Таким образом, предположение о логике как идеальной модели мышления и обусловленное им определение логики как науки о правильном мышлении по меньшей мере сомнительно.
Профессиональная точка зрения на логику восходит к взглядам рационалистов XVII века Р. Декарту и Г. Лейбницу и основана на допущении, что логика представляет теорию дедуктивных умозаключений, имеет символический характер наподобие алгебры, и как таковая не имеет никакого отношения к реальному мышлению. Рационалистам казалось очевидным, что если подыскать небольшое число аксиом (самоочевидных первых положений какой-либо науки), то по определенным правилам из них чисто механически можно вывести сколь угодно большое число независимых от опыта истинных утверждений о данной предметной области. Реализация такого плана открывала путь к эффективному и главным образом автоматическому решению всех научных проблем. Однако, всем этим надеждам вряд ли суждено когда-либо сбыться.
Во-первых, невозможно построить единое для всех областей знания формальное исчисление с едиными аксиомами и правилами вывода. Создание такого исчисления было бы сравнимо с изобретением вечного двигателя, в результате чего человечество получило бы единообразный, универсальный и всегда гарантирующий достижение нужной истины метод решения любых задач. Но существование такого метода, как и вечного двигателя, запрещается законами природы.
Во-вторых, природа дедуктивных умозаключений, с помощью которых из аксиом выводятся необходимые следствия, такова, что последние не могут утверждать больше информации, чем содержат их посылки. Иными словами, все возможные утверждения об исследуемой предметной области должны потенциально присутствовать в аксиомах науки в качестве их необходимых следствий (теорем). Но ни одна наука не обладает и не может обладать такими аксиомами.
В-третьих, дедукции присуща и другая особенность, на которую обычно мало обращают внимания. В дедукции не посылки управляют значением истинности следствий, а следствия – значением истинности посылок. Дело в том, что истинное заключение может следовать как из истинных, так и ложных посылок. Следовательно, истинность заключения не зависит от значения истинности посылок.
Таким образом, определения логики как науки о «правильном» мышлении, «методах познавательной деятельности» и «формальных исчислениях» не являются ни необходимыми, ни достаточными. Новое знание появляется большей частью вне логических, шире, осознанных манипуляций с информацией. Характерным для логики может быть только то, без чего она в принципе не может существовать как наука. Специфический предмет логики – истина. Только логика способна профессионально обсуждать проблемы открытия, развития, обоснования и защиты истины и способы их решения.
Каждый человек по своей социальной природе – исследователь и публичный деятель. Именно эти два качества поднимают человека над уровнем инстинктивной жизни животных. Учитывая сказанное, более обоснованным, чем вышеперечисленные точки зрения, представляется взгляд на логику как науку об истине, именно об ее открытии, дедуктивном развитии (выведении необходимых следствий), опытном обосновании (подтверждении) и публичной защите.
Логика – наука об открытии, дедуктивном развитии (выведении необходимых следствий), опытном обосновании (подтверждении) истины и ее публичной защите.