Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Текст лекци (или конспект)Лекция 1 Предмет и задачи педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая существование о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь историки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей- потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилось потребность в общении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира- Китае, Индии, Египте, Греции- были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировать тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит( 460-370гг. до н.э.) создал обобщение труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и , преобразуя, создает природу», « Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Ученые вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469-399гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-322гг.до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанны с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжение веков , эти положения выступает в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марк Квинтилиана ( 35-96гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочетаниями Цицерона его изучала во всех риторических школах.
Основные категории педагогики
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными критериями, такими, как развитие и формирование.
Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание- это общая и вечная категория.
В широком педагогическом смысле воспитание– это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающие весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание-это процессии результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач.
Следующая основная категория педагогики –это обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленной на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными ценностями. Знание - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Навыки-компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнение необходимых действий, доверенных до совершенства путем многократного упражнения.
-результат обучения. В буквальном смысле оно означает Образование формирование образов, законченных представление об изучаемых предметах. Образование –это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Общие образование дает знание основных навыков о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование», «развитие». Формирование-процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических. Воспитание- один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.
Система педагогических наук.
Педагогика - обширная наука. Изучаемый ею предмет несколько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика , пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась км настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее назвать системой наук о воспитании.
Фундамент педагогики - философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философия воспитания. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идей различных философских систем.
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие закономерности воспитания человека.
Предмет педагогики как науки
Педагогика как наука имеет свой предмет, т.е. определенную область научного познания. Этой областью является воспитание – особая функция общества, заключающееся в подготовке молодого поколения к жизни.
Основное назначение воспитания – передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно- исторического опыта.
В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, вырабатывать определенную систему взглядов на жизнь.
Педагогика как наука о воспитании.
Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху , поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей. Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффективном воспитании подрастающих поколений. Выделение педагогики как специальной науки связанно с необходимостью осмыслить уже накопившейся опыт воспитания детей, найти наилучшие организованные формы, а также создать правила и руководства по воспитанию подрастающего поколения.
Педагогика как научная дисциплина начала формироваться в рабовладельческом обществе. Когда воспитание стало играть заметную роль в жизни общества, стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения, где особые лица должны были обеспечить более планомерную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к жизни. Для выполнения этих обязанностей от воспитателей требовались педагогические умения и специальные знания.
Педагогическая мысль стала оформляться вначале в виде отдельных суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении учащихся к учителю и нормах поведения; затем эти суждения и высказывания стали приобретать общий характер.
Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающиеся осмысление жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, о подготовке осуществлению своего назначения в жизни.
Отечественная педагогика после второй мировой войны.
После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Проблемный подход в отличии от биографического , сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыслителей, а то и просто общественных деятелей и частных лиц, потребовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результаты такого исследования имеют несравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие работы, как «Теория и практика трудовой школы в Германии» А.И.Пискунова «Трудовое обучение в Англии» К. И.Самойловой, «Школа и педагогика США до второй мировой войны» Л. Н.Гончарова, «Теория обучения в России начала ХХ века» С.Ф.Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика - наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики - ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования - развитие личности. Поскольку педагогика - целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
Согласно современной педагогике молодой человек получает образование в совместной с педагогом в их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс - это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. образование как результат - это культура конкретного человека.
Современное образование сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые отличительные черты. В настоящее время для образования существенно: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
современного образования
В современном мире человек получает образование от рождения и до конца своих дней. Непрерывность образования объясняется тем, что в быстро изменяющемся современном мире постоянно изменяются условия жизни и деятельности человека. Получив определённое образование, в том числе профессиональное, через 2-3 года (а в дальнейшем и через более короткое время) человек обнаруживает, что его знания необходимо обновлять. В рамках государства непрерывное образование поддерживается наличием Государственного стандарта, который определяет и связывает все ступени и уровни образования и позволяет продолжать образование независимо от местожительства, учебного заведения и пр.
В настоящее время в российской системе образования происходит движение в направлении дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.
Вариативность образования
Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость создания таких условий, которые при наличии Государственного стандарта обеспечить возможность личностного проявления в процессе образовательной деятельности самого педагога. Вариативность современного образования проявляет себя в таких новациях, как: авторские предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения, и т.д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос.
Научность образования
Научность образования содержит в себе научность самой педагогики, т.к. современная педагогика - наука. По определению, наука содержит основные линии - систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования - научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика - наука основывается на науке психологии и науке физиологии.
ВКЛЮЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ В СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современный педагог не говорит, что в образовании получают знания. Знания формируются в процессе познавательной творческой деятельности совместно с педагогом или самостоятельно. Задача современного образования - научить учиться. Поэтому в содержание образования кроме знаний, умений и навыков по предмету включаются методы и способы получения, добывания этих знаний, умений и навыков, т.е. методология (научить учиться). Современного молодого человека необходимо научить учиться, потому что в быстро меняющемся мире ранее полученные знания могут не пригодиться. Перед ним встанет задача приобрести новые знания самостоятельно.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «технология» в образовании появилось в связи с технократичностью современной цивилизации и в связи с тем, что образование стало массовым. Технология - это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определённой цели. Для образовательной технологии - это педагогическая цель.
В настоящее время технологии совершенствуются во всех сферах производства. Развиваются высокие технологии. Технологии прочно внедрились в науку и активно осваиваются в системе образования. Технология в образовании предполагает, что последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение цели образования, может быть повторён в другой аудитории и в другое время. Технология включает в себя все элементы образовательного процесса, его формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие технологии не исключает вариативность. Технология не закрепощает, а освобождает личность педагога.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ
Индивидуальный подход был освоен в отечественной педагогике во II половине ХХ века. В I половине ХХ века основание индивидуального подхода были заложены в психологии Л.С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребёнок получит своё индивидуальное задание. Л.С.Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» ребёнка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребёнка, воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть лёгкой, поскольку лёгкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной - это может сломать психику ребёнка. Очевидно, что обеспечение «зоны ближайшего развития» - это тонкая педагогическая задача, и решать её нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом - суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу.
Содержание понятия «индивидуальность» человека основательно разработано в трудах швейцарского психолога К. Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность - это уникальный, неповторимый набор природных задатков. Юнг призывает не искать «злонамеренностей» в ребёнке. Ребёнок живёт под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога - обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение всей своей жизни. В раннем детстве ребёнок не осознаёт ещё свою индивидуальность, он её выражает самопроизвольно. Научить его осознавать себя - задача педагога. Индивидуальный подход даёт возможность педагогу манипулировать развитием ребёнка, что может привести к конфликту с его личностными запросами. Но есть ещё одна проблема - это социальный заказ. Обществу безразлично в данный момент, развивается ли личностно ребёнок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и формируются в виде социального заказа к человеку, образованию. При решении задачи согласования потребности общества и развивающейся личности и проявляется необходимость роли педагога.
Педагог выступает в роли исследователя, в роли психолога. Изучая ребёнка, определяя спектр его задатков, он определяет такие из них, которые достаточно сильно характеризуют индивидуальность и, в то же время, будут востребованы обществом. На развитие этих задатков и будет направлена деятельность педагога и воспитанника. (Мы будем различать задатки, то с чем родился человек, и способности, которые он развивает на основе природных задатков. Отсюда можно заключить, что индивидом рождаются, а личностью - становится.)
Диалогизм
Понятие «диалог» в образовании берёт своё начало из Древнего мира от Сократа, V век до н.э. Сократ вёл беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребёнком с каждым шагом его обучения, что остаётся справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель-ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т.е. активная роль учителя и активная роль ученика).
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация - это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трёх её оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный её результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.
Гуманистическая психология и педагогика начали своё становление в России в 20-е годы ХХ века (Л.С.Выготский, П.П. Блонский), в США в 50-60-е годы ХХ века (психологи А.Маслоу, К.Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено американским историком науки Т. Куном в 70-х годах ХХ века в его труде «Структура научных революций». Парадигма науки – это общепринятые и общераспространённые знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма – это модель науки.
«Гуманизацию» мы будем отличать от «гуманитаризации», понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины ХХ века, учёные заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, - наиболее опасный.
Экологический кризис – это кризис, связанный с разрушением окружающей природы. Он имеет наиболее конкретные и явные проявления и негативные действия на человека. Но, как отмечают исследователи - психологи и педагоги, для выхода из экологического кризиса недостаточно обучения экологическим знаниям и привития экологических навыков и привычек. Необходимо формирование у ребёнка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живёт замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность.
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рефлексия – способность ума следить за своими собственными действиями (Декарт, ХVII век). Истоки этого понятия ещё более ранние. Аристотель (IV век до н.э.) заметил, что выводы нашего ума могут быть не только верными, но и ложными, ошибочными. Рефлексивность – это способность ума. Наряду с такими способностями, как внимание, память, воображение, скорость мышления, способность к анализу (разложить на простые элементы сложные), проницательность (способность найти главное), способность к синтезу (объединению, созданию сложных картин мира). Все интеллектуальные способности традиционно развивались в процессе обучения.
Рефлексивность – это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия – это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребёнка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребёнка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребёнок познаёт не столько деятельность сколько смысл деятельности.
В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребёнок ещё не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития, требуют осмысления ребёнком этого метода. В ещё более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека. Рефлексия – это путь к самопознанию. Человек наилучшим образом узнать себя может только сам, через самопознание. Поэтому педагог, изучая воспитанника, должен основываться на его самопознании и развивать его способность к рефлексии.
Понятие «рефлексивность» получает широкое распространение.. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать – осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике - философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда..
Литература:
1. Педагогика / Ю.К.Бабанский, В.А. Снастенин, М.А.Сорокин. Под редакцией Бабанский 2-е издание дополнительной переработки – М.- просвещение.
2. Педагогика / Под редакцией Л.И.Пидкасистого - М. Педагогическое общество России , 20004г.-5-15ст.
3. Подласый И.П./ Педагогика М. Гуманитарное издание центр ВЛАДОС 2003г.-10-41стр.
4. Подласый И.П.Педагогика М. Гуманитарное издание центр ВЛАДОС 2003-кн.1Общие основы .Процесс обучения-576.
5. В.М. Кротов Введение в педагогику М. 1999-50-54стр.
ЛЕКЦИЯ №2. Гуманизация образования
Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация - это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трёх её оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный её результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.
Гуманистическая психология и педагогика начали своё становление в России в 20-е годы ХХ века (Л.С.Выготский, П.П. Блонский), в США в 50-60-е годы ХХ века (психологи А.Маслоу, К.Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено американским историком науки Т. Куном в 70-х годах ХХ века в его труде «Структура научных революций». Парадигма науки – это общепринятые и общераспространённые знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма – это модель науки.
«Гуманизацию» мы будем отличать от «гуманитаризации», понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.
Гуманизация – это принцип в основе которого лежат:
• убеждённость в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию.
• требование свободы и защиты достоинства.
• Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.
Гуманизация отношений должна начинаться немедленно. Главная роль принадлежит школе и педагогике, которая определяет характер её деятельности.
Исходя из принципов гуманистической психологии, воспитание было бы разумнее определить как создание условий для развития ребёнка и его максимальной самореализации.
Проблемы гуманизации образования
Сегодня педагогическая общественность активно осуждает возможность гуманизации образования.
1. Гуманизацию образования мы будем рассматривать как его переориентацию на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство её социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений. Рыночная экономика, возможно, всё поставит на свои места, но это будет долгий и мучительный путь.
2. Проблема профессионально-эстетического отношения к учёбе и своему труду, имеет прямое отношение к гуманизации образования.
Гуманизация образования
В настоящее время процессы гуманизации образования изучаются достаточно широко. В философском и социально-историческом плане они рассматриваются в основном в русле культурагической тенденции. Связано это с тем, что современному обществу необходимо подготовить новое поколение к жизни в существенно изменившихся условиях, которые продолжают изменяться, одна из функций которой – трансляция культуры от поколения к поколению, в таких быстроизменяющихся условиях возлагается ряд исторических новых задач.
На практике, в связи с многочисленными изменениями в существующих образовательных структурах разного уровня, создаются новые образовательные технологии, строятся новые проекты образования, в которых идея гуманизации используется как концептуальная основа. При этом, говоря о гуманизации образования, обычно имеют в виду необходимость воспитания человека, способного овладеть всей богатой культурой цивилизации, на основе существующих законов нравственности. Предполагается, что в результате нового педагогического подхода, открываемого гуманизацией, духовные качества человека, как и физические, будут развиты всесторонне – гармонично и без перекосов.
Вопросы гуманизации в обществе стали особенно острыми во второй половине и в конце XX века в связи с разрастающимися региональными и глобальными кризисами: экономическим, технократическим, антропологическим.
Гуманизация образования понимается как осознание и освоение обществом, культурой, образованием идей гуманизма – системы взглядов, выражающих признание ценности человека.
Идея гуманизации в современной отечественной педагогике трансформировалась из теории личности. В настоящее время в гуманистическом движении отмечается становление основ гуманистической парадигмы.
Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.
Гуманизм – это норма требования, долженствование.
Реализация ценностного подхода к формированию гуманистической направленности личности ученика способствует развитию у педагога моральной рефлексии, т.е. способности осмыслить личное Я, таким оно предстаёт и в глазах детей, и в видение себя среди детей с позиции морали и культуры как критерия отношения к себе и учащимся.
Пространство взаимодействия гуманизации образования – это точка-центр, в которой встречаются педагог и ребёнок, - здесь взаимодействуют друг с другом открытые миры. Совместная устремлённость создаёт мир каждого.
Ценностная устремлённость к познанию мира и себя в этом мире должна быть адекватной научному знанию, а также соответствовать взглядам, убеждениям, оценкам, интересам, целям, мотивам деятельности, общения и взаимодействия педагога.
Взаимодействие учителя и учащихся как встреча их ценностных устремлений происходит в образовательном пространстве, в педагогической действительности, где доминирует ведущее отношения «учитель – ученик».
Образование и его содержание не могут быть изначально адаптивными, они должны иметь «запас свободы», который может обеспечить педагог, если в его деятельности реализуется гуманистическая функция.
Ученик должен обладать способностью вносить новое, совершенствовать наличные формы культуры, обогащать опыт. Это возможно в контексте реализации педагогико - гуманистической функции образования, реальной гуманизации образования, создающие условия для формирования личности, готовой к творчеству, самореализации своих потенций. Учащийся должен быть способен в определённой мере противостоять общественным коллизиям, ориентироваться в изменяющемся мире.
Реализуя гуманистическую функцию образования, педагог соотносит свою деятельность с возможностями и способностями ребёнка. Цель деятельности объективна, однако процесс её достижения субъективен.
Гуманистическая функция достраивает то, что заложено по средствам адаптации детей к социуму. Сущность такой педагогической работы состоит в открытии перед детьми принципиально новых «изменений» действительности, себя и другого человека, раскрывающих смысл их существования.
Деятельностное активное отношение ученика распространяется на все сферы жизни. Ценностно – ориентационная направленность формируется в процессе образования, во многом определяет будущие состояния человеческой цивилизации.
Российская идея гуманизации образования.
Гуманистические тенденции российского образования, особенно успешно развевавшейся во второй половине XIX века. Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей – это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
В центре гуманистического педагогического процесса выдвигается целостная личность ребёнка как социальная индивидуальность, обладающая собственной логикой развития, которое понималось как свободное развитие.
Гуманизация образовательной деятельности состоит в создании условий для самостоятельного исследовательского поиска, особенно подчёркивается важность таких приёмов, как театрализация и драматизация игр, дискуссия.
Основные направления гуманистической педагогики:
1. Образовательно-гуманистическое направление.
2. Социально-гуманистическое направление.
3. Свободно-гуманистическое направление.
Основная литература:
1.Кузнецова, Альвина Яковлевна
Образование современного человека: теория, философия, методология : монография / А. Я. Кузнецова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 130 с. - Библиогр.: с. 117-128. - ISBN 978-5-904-80-0. (электронные ресурсы)
2.Кузнецова, Альвина Яковлевна
Философия образования в контексте гуманизации : монография / А. Я. Кузнецова. - Новосибирск : Прайс-курьер, 2008. - 56 с. - Библиогр.: с. 53-54. (электронные ресурсы)
3.Пивченко, Владимир Петрович
Педагогика [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / В. П. Пивченко, Г. В. Винникова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2009. - 96,2 МБ - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/d734f2d4a965e203/. –
4.Храпченкова, Ирина Витальевна Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Храпченкова ; Новосиб. гос. пед ун-т . - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 101 с. - Библиогр.: с. 98-100. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/223104/163794f923812af3.pdf
5.Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века //Педагогика. – 2000. - №4. С63-70.
7. С. Ткачёв Гуманизация психологии //Дошкольное воспитание. – 1996. - №3. С 8-12
8. М. Н. Берулава. Гуманизация образования //Педагогика. – 1996. - №4, с 23-27
ЛЕКЦИЯ III. ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
План:
1) Принцип
2) Система дидактических принципов
3) Разногласия исследователей при выделении общих принципов обучения
4) Современные общие принципы обучения
Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.: Русский язык.-1990.) Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно- историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Из принципов обучения вытекают правила. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Вот слова К. Д. Ушинского: «…Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают..»
Из этих слов делаем вывод о важности изучения принципов обучения. Правила обычно имеют форму советов- напоминающий учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения принципа.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П. Н. Груздев).
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?
Логической основой построения этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности.
Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к:
1) содержанию обучения;
2) обучающим;
3) обучающимся.
К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения;
2) наглядность;
3) последовательность;
4) прочность знаний и навыков.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
1) Принцип сознательности и активности:
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
2) Принцип наглядности обучения:
Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно.
В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью
Обладают органы зрения; органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха. И почтив 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
3) Принцип систематичности и последовательности:
Принцип опирается на следующие научные положения, играющие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение: система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
4) Принцип прочности:
Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся- две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
5) Принцип доступности:
Этот принцип вытекает из требований, выработанных практикой обучения (многовековой), с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса с другой. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище».
В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.
6) Принцип научности:
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность образования обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно- технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
7) Принцип связи теории с практикой:
Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики- первая и основная точка зрения познания.
Теория подтверждается практикой. Практика- критерий истины, источник познавательной деятельности, область приложения результатов обучения.
Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дидактика как теория обучения
Дидактика – теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.). Деятельность Коменского была посвящена проблемам воспитания, образования и исправления общества в целях достижения «лучшей жизни во всем мире». «Великая дидактика» («Didactica magna») - основной труд Я.А. Коменского - стала теоретической базой среднего образования. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, в которой присутствует обучение по классам, перевод из класса в класс, каникулы. Он создал проект школьных зданий. Основа обучения Коменского состоит в «обучении всех и всему» на основе принципа природосообразности. Он считал, что природа создала людей одинаковыми от рождения, поэтому его взгляды демократичны.
Коменский считал, что «не нужно привносить в ребёнка ничего извне, нужно только развить то, что заложено в нём самом в зародыше». Взгляд Коменского имеет глобальное - историческое значение. Его труд оказался полезным «для всех времён и народов».
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория – это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
Все категории дидактики – это категории педагогики. Дидактика уже, и все её категории являются категориями педагогики.
1. Организация, система, технологии.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение – это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки – это умения, доведённые до автоматизма.
Содержание – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма – это внешний вид, оболочка.
Средства – это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.
Лекция IV. Дидактические системы
Дидактика Иоганна Фридриха Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (немецкий философ и педагог, 1776-1841 гг.) переосмыслил дидактику Коменского. Традиционной мы называем дидактику, разработанную на заре педагогики, в её истоках, трудах древних мыслителей, заканчивая Коменским.
Поскольку Гербарт не изменял, а только переосмыслил дидактику Коменского, то его дидактика традиционна. Несмотря на то, что психология как наука в его время не была развита, Гербарт считал необходимым исходить в педагогике из психологических идей.
Цель образования по Гербарту - воспитание нравственной личности. Достижение этой цели Гербарт видел возможным путем, решения задачи формирования морально-сильного характера.
В системе Гербарта можно выделить этические и психологические идеи.
Этические идеи Гербарта:
-идея совершенства - личность ученика должна устремляться к совершенству, на это его нацеливает педагог;
-идея доброжелательности - в обучении присутствует -добрая воля воспитанника и преподавателя;
-идея права - образование должно основываться на правовых отношениях, предупреждение конфликтов;
-идея справедливости - для компенсации обид;
-идея внутренней свободы - совпадают воля и желание.
Психологические идеи Гербарта:
-человек рождается без наследственной психической предрасположенности;
-вся психическая жизнь человека формируется на основе представлений;
Гербарт считал, что главная задача школы - интеллектуальное развитие, а задача воспитания решается в семье.
Для формирования морально-сильного характера необходимы: правильное руководство, дисциплина, обучение. Гербарт был сторонником воспитывающего обучения.
Правильное руководство.
Знания человека формируются одновременно с развитием чувств и воли. Обучение неразрывно связано с дисциплиной. Воля и характер развиваются одновременно с разумом. Необходимо организовать физическое и интеллектуальное развитие и приучение к порядку , необходимы запреты и ограничения, возможны телесные наказания (осторожно и умеренно).
Гербарт внёс положительный вклад в работу педагога.
Вклад Гербарта в дидактику: - этапы обучения: ясность - ассоциация - система - метод.
Дидактика Гербарта получила распространение в середине XIX века. Но позднее стала подвергаться критике.
Критика Гербарта. Запоминание. Передача готовых знаний. Пассивная роль ученика. Вербальность обучения. Задача ученика - сидеть тихо, быть внимательным. Девиз педагога - «Никакой поблажки ученикам!». Поверхностность воспитания, основанного на дисциплине. Передача готовых знаний.
Дидактика Джона Дьюи
Вклад Джона Дьюи (1859-1952 гг.) в дидактику:
Высказал критику гербартистов, высказал обвинения в адрес его дидактики в том, что в ней не учитывается интерес учащегося, недостаточно внимания к способностям школьника, отрывается содержание образования от запросов общества.
Свою дидактику Дьюи начал с учёта интереса школьника, его жизненных потребностей.
Система обучения Дьюи:
-В обучении воспитанник должен натолкнуться на трудность;
-Обнаружить эту трудность (проблему);
-Выдвинуть замысел в разрешении этой трудности (гипотезу);
-Сформулировать вывод своего замысла (логическое доказательство, проверка гипотезы);
-Практическая проверка, наблюдение, подтверждение или опровержение замысла (гипотеза, педагогический эксперимент).
Джером Бруннер, его дидактический взгляд
Джером Бруннер (г.р.1915) - когнитивный психолог. Основа его взглядов:
-работая с ребёнком, необходимо выявить стадию его когнитивного развития;
-обучение должно происходить через совершение открытий;
-учащиеся самостоятельно могут формулировать неизвестное им;
-обучение должно быть познавательным, ведь цель обучения - познание;
-обучение должно требовать напряжения сил, это условие развития,
-образовательная деятельность должна быть творческой, продуктивной;
-изложение материала педагогом должно широко выходить за рамки программы.
Все идеи предшествующих дидактик изучаются, осмысливаются современными дидактами и становятся той основой, на которой строится конкретная дидактическая система.
Литература:
И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. высш. Учеб. заведений: В 2 кн.-М.: ВЛАДОС, 2003.-кн.1.С.439-466,
Кузнецова, Альвина Яковлевна
Образование современного человека: теория, философия, методология : монография / А. Я. Кузнецова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 130 с. - Библиогр.: с. 117-128. - ISBN 978-5-904-80-0. (электронные ресурсы)
К. Д. Ушинский. Избр. пед. Соч.: В 2 т-т.1.-М., 1953.- С. 199.