Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и метод экономической теории.

  • 👀 283 просмотра
  • 📌 263 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и метод экономической теории.» doc
Тема 1: Предмет и метод экономической теории. §1. Введение. Цель изучения экономической теории – усвоение экономического образа мышления; формирование мировоззрения, позволяющего принимать продуманные решения на новом качественном уровне1. Экономическая теория является отправной точкой для огромного количества прикладных экономических дисциплин, которые становятся ближе, понятнее и прозрачнее для тех, кто знаком с азами экономической теории. Как любая наука экономическая теория (ЭТ) имеет предмет и метод изучения. Как у любой общественной науки предмет и методы изучения ЭТ меняются с развитием общества. На сегодняшний момент наиболее популярным определением предмета ЭТ считают следующее: Экономическая теория - наука о том, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее эффективно и рационально удовлетворить безграничные потребности каждого индивида и общества в целом. Поэтому ЭТ – общественная наука. Рассматривают два подраздела ЭТ. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов; рассматривая взаимосвязи на отраслевых рынках любых географических масштабов, но только одного продукта. Оперирует переменными, измеряемыми в абсолютных величинах2. Макроэкономика изучает экономику в целом, сосредотачиваясь на таких вопросах, как инфляция и безработица, экономический рост и безопасность экономики в целом. Макроэкономика оперирует в основном относительными3 и агрегированными4 переменными. Прикладная экономика5 - это общепринятые правила ведения хозяйства, которые опираются на достижения экономической теории и, несмотря ни на что становятся все более эффективными. Четкой грани между прикладной и теоретической экономикой нет. У ЭТ есть набор методов, аксиом и допущений, в рамках которых строятся экономические модели и проходит анализ экономических процессов. Экономика широко использует общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, сравнение, суждение, заключение, аналогия, антиномия, гипотеза, доказательство. Используются также и логические методы (формальная логика, диалектическая логика, математическая логика). Экономический анализ – применение различных методов и допущений для изучения процессов в экономике. Наиболее частым для нас будет допущение "при прочих равных условиях", которое означает, что другие переменные, кроме рассматриваемых переменных в модели, остаются неизменными6. Следующие основополагающие допущения содержатся в определении ЭТ: • Ограниченные ресурсы. (Таковыми считаются ВСЕ экономические ресурсы; они ограничены относительно безгранично растущих потребностей). • Безграничные потребности. (Потребности безграничны субъективно: мы хотим того же, что уже у кого-то есть; и объективно: удовлетворив одну потребность, получаем множество других.) • Стремление к эффективной и рациональной деятельности. (Экономисты допускают, что люди ВСЕГДА действуют рационально с экономической точки зрения: с меньшими затратами стремятся получить максимальный результат. Цель любой деятельности человека – максимизировать полезность. Для каждого индивида понятие "полезность" - субъективно). Экономическая модель – это упрощенное изображение действительности, построенное с помощью оговоренных допущений, с целью выявления закономерностей в реальных процессах. Как правило, говорят о формализованных (аналитических) экономических моделях. Позитивные или описательные модели фиксируют существующее положение вещей с точки зрения конкретного подхода экономической теории. Позитивная экономическая наука отвечает на вопрос "Что получается, если…". Позитивные утверждения содержат элементы экономического анализа в заданных допущениях. Нормативные модели строят идеальный мир, показывают, как должно быть, рекомендуют нормы поведения экономических субъектов. Нормативная экономическая наука отвечает на вопрос "Что? " Нормативные утверждения просто констатируют что-то, не делая обоснованных выводов. Экономические институты – это те организации, законы, правила и традиции, которые создают среду действия экономики. §2. Ресурсы и блага. И блага, и потребности бывают разными (см. рис. 1.1. и 1.2.). Рис. 1.1. Классификация благ. Рис. 1.2. Классификация потребностей по А. Маслоу. Все ресурсы, необходимые для производства экономических благ условно делят на четыре большие группы, называемые факторы производства (сокращенно, для экономии места, ФП). "Труд" - это все физические и умственные способности людей, которые могут быть направлены на создание экономических благ. Доход владельца труда, получаемый за предоставление услуг труда называется  заработная плата. "Земля" - это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля, полезные ископаемые, леса и другие растения, вода и воздух, климатические условия, дары природы. Доход владельца земли, получаемый за предоставление услуг земли называется   рентой. "Капитал" как фактор производства - это созданные прошлым трудом блага, способные создавать новую стоимость. Доход владельца капитала, получаемый за предоставление услуг капитала называется  процентом.7 "Предпринимательство" – способность наиболее эффективно и рационально объединить три фактора производства для производства экономических благ с целью получения прибыли. Доход владельца предпринимательских способностей, получаемый за их использование называется прибыль. В некоторых источниках выделяют и другие факторы производства: информацию, время, НТП, культуру и.т.п. Следует понимать, что деление ресурсов на ФП условно. Это своего рода допущения, позволяющие минимизировать количество факторов в моделях и облегчить анализ экономических закономерностей и процессов. §3. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Итак, главная проблема экономической науки – как с помощью ограниченных ресурсов удовлетворить безграничные потребности наиболее эффективно и рационально. Ресурсы ограничены, поэтому люди всегда стоят перед выбором. Выбрав же одно, люди вынуждены отказываться от выбора чего-то другого, на что не хватает ограниченных ресурсов. Один и тот же ресурс может быть направлен на изготовление различных благ. Поэтому производство одного блага приводит к отказу от производства других благ. Альтернативная стоимость (от англ. opportunity cost) – стоимость лучшей альтернативы, от которой пришлось отказаться при выборе. Измеряется в потерях того, от чего пришлось отказаться (рубли, штуки, килограммы, действия, и т.п.). Экономическая модель с помощью, которой можно проиллюстрировать проблему выбора, а  и проблему альтернативной стоимости - это КПВ – кривая производственных возможностей. Допущения этой модели: - статическая модель; - показывает, что могло бы быть, при заданных и неизменных ресурсах и технологиях, при условии, что производство не происходит, а только анализируются его возможности; - экономика двухпродуктовая, то есть в данной хозяйственной структуре производится только два блага, которые измеряются в натуральных единицах. Кривая производственных возможностей показывает тот максимум, который может произвести двухпродуктовая экономика при полном и наиболее эффективном использовании всех имеющихся ресурсов (производственный потенциал). Построим модель «Замкнутая двухпродуктовая экономика». Допустим, что имеется остров, на котором растут три сорта яблок: очень сочные; обычной (средней) сочности; не сочные (сухие, сморщенные яблоки). Из всех этих яблок местные жители по определенным технологиям производят два продукта: яблочный сок и сухофрукты. Технологии определены как безотходные (см. рис. 1.3.). Если из всех яблок по самым эффективным из имеющихся технологий производить сок, то получится 5 литров. Это альтернатива А. Если из всех яблок по самым эффективным из имеющихся технологий производить сухофрукты, то получится 3 кг. Это альтернатива D. Если рассматривать переход от альтернативы А к проектированию выпуска В, видим, что увеличение выпуска сухофруктов на одну единицу, потребует отказа от выпуска 0,5 литров сока. Рис. 1.3. Кусочно- линейная КПВ. Рис. 1.4. Альтернативная стоимость. Какие яблоки, скорее всего, при рациональном использовании ресурсов будут направлены на производство первого кг сухофруктов: самые сухие или самые сочные? Конечно сухие. Из них сока получается мало (0,5 литра), а сухофруктов целый килограмм. Если рассматривать переход от альтернативы В к проектированию выпуска С, то видим, что увеличение выпуска сухофруктов на следующую единицу, потребует отказа от выпуска 1,5 литров сока. Какие яблоки, скорее всего, при рациональном использовании ресурсов, будут направлены на производство второго кг сухофруктов? Самые сухие или самые сочные из оставшихся (т.е. еще не используемых для выпуска сухофруктов)? Опять же - самые сухие яблоки из оставшихся. Из них сока получалось больше - 1,5 литра. Теперь, выпуская из «средних» яблок сухофрукты экономика отказывается от выпуска 1,5 литров сока. Принимая решение о выборе альтернативы D относительно альтернативы С придется пустить на выпуск сухофруктов самые сочные яблоки, а из них сухофруктов получается мало, а сока – много. Поэтому альтернативная стоимость выпуска последнего кг сухофруктов самая высокая – потеря трех литров сока (см. рис. 1.4. и табл. 1.1.). Таблица 1.1. Альтернативные издержки производства двухпродуктовой экономики Выпуск Переход Потеря Ресурс 1-го кг сухофруктов Из А в В 0,5 литра сока Сухие яблоки 2-го кг сухофруктов Из В в С 1,5 литра сока Средние яблоки 3-го кг сухофруктов Из С в D 3 литра сока «Мокрые» яблоки Как видим, увеличения выпуска одного продукта сопровождаются возрастающими потерями выпуска другого, т.е. по мере увеличения выпуска блага альтернативная стоимость этого блага (выраженная в отказе от выпуска другого) возрастает. Этот принцип лежит и в основе закона возрастающих альтернативных затрат. Закон возрастающих альтернативных затрат: прирост выпуска одного блага сопровождается возрастающими потерями другого. Это происходит, потому что: • ресурсы ограничены. • ресурсы не полностью взаимозаменяемы. Если бы все ресурсы были полностью взаимозаменяемы (все яблоки одинаковой сочности), то АС была бы постоянной, а КПВ линейной (см. рис. 1.5.). Однако, в силу действия вышеназванного закона, КПВ выпукла вверх, а альтернативные затраты по мере выпуска растут. КПВ может менять форму (оставаясь выпуклой или прямой линией), если будут меняться условия модели, т.е. количество или качество ресурсов. При этом другие изменения не сдвинут КПВ, а сдвинут точку выбора выпускаемой пары продуктов в плоскости, ограниченной КПВ. Это приведет либо к другой паре эффективного выпуска (например, переход из т. А в т. С), либо к потере эффективности выпуска (точка под кривой). В рамках заданной модели было решено первый кг сухофруктов производить из самых сочных яблок. Тогда общество получит выпуск на уровне точки Z, с координатами 1 кг сухофруктов, 2 литра сока. Этот выпуск неэффективен (см. рис. 1.6). Рис.1.5. КПВ при полной Рис.1.6. Полное, но неэффективное взаимозаменяемости ресурсов использование ресурсов (Точка Z). (АС = const). Теперь предположим, что на острове выросли сверхсочные яблоки, из которых можно получить еще один литр сока и которые, высыхая, дают 0 (ноль) кг сухофруктов. Тогда КПВ сдвинется вверх по оси Сок на размер новых производственных возможностей по соку и не изменится по оси Сухофрукты (см. рис. 1.7). Рис.1.7. Сдвиг КПВ за счет Рис.1.8. Сдвиг КПВ за счет привлечения ресурсов, привлечения ресурсов, пригодных для выпуска пригодных для выпуска только одного продукта. двух продуктов. Такой же эффект даст и улучшение технологий выпуска сока. Если же увеличится общее количество ресурсов, то КПВ сдвинется вверх, т.е. будет наблюдаться экономический рост (см. рис. 1.8.) Таким образом: сдвинуть КПВ могут факторы, влияющие на производственный потенциал. Изменение любых других условий сдвигает точку нахождения экономики, но не саму КПВ. КПВ сдвигается вправо и вверх с ростом научно-технического прогресса или доступных ресурсов, КПВ сдвигается влево и вниз при уменьшении количества ресурсов, снижении их производительности. §4. Типы экономических систем. Главные вопросы экономики. Человек, предприятие, и общество в целом вынуждены отвечать на три главных вопроса экономики8: • Что производить? Из ограниченных ресурсов (Например: сок или сухофрукты и в каких пропорциях; предметы потребления или средства производства и в каких пропорциях.). • Как производить? То есть: какую технологию выбрать? Можно из сухих яблок делать сок, а из сочных – сухофрукты; можно вскапывать землю лопатой, можно с помощью трактора. • Кто будет потреблять? То есть: какую маркетинговую стратегию выбрать? Можно произвести миллион единиц дешевого товара и с каждой единицы получить прибыль 1 рубль (китайские кроссовки), можно произвести 100 единиц эксклюзивного товара и с каждой единицы получить прибыль 10 000 рублей (швейцарские часы). Ответ на третий вопрос экономики определит, для какого потребителя будет предназначено данное благо. Экономические системы - это только упрощенные модели, яркие образы основных экономических механизмов. Говоря языком математики, экономические системы - это чистые стратегии. Они однозначно отвечают на главные вопросы экономики. Экономическая система - это набор механизмов и правил, с помощью которых общество отвечает на главные вопросы экономики. Современная экономическая теория чаще всего классифицирует экономические системы по: • уровню развития факторов производства; • форме собственности на ресурсы; • ответам на главные вопросы (Что? Как? Для кого производить?). Выделяют три «чистых» экономических модели: традиционная, командная и рыночная. Реальная экономика в современном мире всегда является смешанной. Традиционная экономика отвечает на все главные вопросы «по традиции». Основной вид собственности на ресурсы – личная или групповая. Командная экономика (административно-командная система, плановая экономика, централизованно управляемая экономика - все это синонимы) тоже отвечает на главные вопросы однозначно - что запланировано, как запланировано, для кого запланировано. Командный механизм должен быть централизованным и основываться на административном планировании. В командной экономике государство, то есть фактически чиновники, владеет и распоряжается наиболее важными природными и капитальными ресурсами  государственная собственность на ресурсы. Рыночная экономика (система свободного предпринимательства) основывается на частной собственности на средства производства, что приводит к свободе выбора, которая вынуждает собственников направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли, где возникает конкуренция, приводящая к рыночному ценообразованию. • Что производить? То, что выгодно, то, на что есть спрос. • Как производить? Так, как выгодно, то есть с наименьшими затратами. • Кто будет потреблять? Тот, у кого хватит денег и кому выгодно будет купить. Смешанная экономика. Любая реальная экономика сочетает в себе черты всех экономических систем. Идеальной экономической системы не существует. Успех рынка относителен. Сегодня почти во всех странах мира либо уже существует смешанная экономика рыночного типа, либо предпринимаются попытки рыночных реформ. Упражнение 1. Допустим, что имеется индивид, у которого только 10 рублей и только три желания: 1-е, самое сильное – съесть бутерброд за 10 руб.; 2-е, послабее – покататься на метро за 10 руб.; 3-е, самое слабое – посмотреть картинки в журнале, который стоит 10 руб. Вопросы: 1) Чему будет равна альтернативная стоимость покупки журнала? 2) А покупки бутерброда?
«Предмет и метод экономической теории.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА
#Лекция

Предмет и метод экономической теории. Общественное производство и основные проблемы его организации. Экономические системы: типы и модели. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория фирмы, издержки производства. Рыночные структуры и поведение фирмы на рынке. Рынок факторов производства: рыночное равновесие и проблема эффективного использования ресурсов. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Национальная экономика, основные показатели макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм макроэкономического равновесия. Макроэкономическая нестабильность, основные проблемы макроэкономики. Система государственного регулирования экономики. Налоговая политика и бюджет государства. Денежно-кредитная политика государства. Социальная политика государства. Экономический рост и развитие экономики. Международные экономические отношения. Переходная экономика и ее особенности в России.

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot