Познание как особый вид духовной деятельности.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 12
ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
План.
§1 Познавательное отношение человека к действительности. Агностицизм,
скептицизм и гносеологический оптимизм. Объект и субъект познания.
§2 Познание как единство чувственного и рационального, эмпирического и
теоретического. Операционная структура познавательной деятельности.
§3 Проблема истины в познании. Роль практики в познании.
§1 Познавательное отношение человека к действительности. Агностицизм,
скептицизм и гносеологический оптимизм. Объект и субъект познания.
1.1. Определение познания. Познание - это процесс получения знания.
Основой познания является процесс отражения мира (объективного и субъективного)
в сознании человека. Отражение- это свойство материальных систем
воспроизводить особенности воздействующих на них систем. Для отражения
характерно наличие следовых явлений, имеющих сигнальное значение, то есть они
несут в себе информацию о воздействующем объекте. Результатом отражения
является информация о свойствах отражаемого объекта, представляющая для человека
знание о данном объекте.
1.2. Основные виды познания. Выделяют следующие основные виды познания:
Обыденное познание - это сведения о мире, получаемые человеком в ходе
повседневной жизни.
Научное познание - это постижение мира с помощью научных методов. В ходе
научного познания составляется цель: получение истинного знания о законах
существования, становления и развития тех или иных сторон действительности.
1.3. Определение гносеологии. Теория познания или гносеология - это
область философии, которая исследует природу познания, отношение знания и
реальности, условия достоверности знания и его истинности. Основным вопросом
гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Различные философы по-разному
отвечали на этот вопрос: познаваем ли мир? Например, Ф. Энгельс считал вопрос о
познаваемости мира второй стороной основного вопроса о философии и решал его
утвердительно, т.е. считал мир динамически познаваемым в том смысле, что процесс
накопления знаний о мире можно продолжать бесконечно.
1.4. Агностицизм. Существует направление, отрицающее возможность
познавания мира, - агностицизм (Д. Юм, И. Кант и др.). Английский философ Д. Юм
(1711-1804) считал, что нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образов и
восприятий. Мы не можем знать, откуда они берутся. Нет гарантии, что они
совпадают с реальным миром. Человек не может выйти за пределы своего восприятия
мира.
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) считал, что человек может познать
только то, как вещи являются ему, а сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.
Образы, посредством которых мир становится нам непосредственно доступен, имеют
столь же мало структурно общего с «вещами в себе», образующими мир, как,
например, слова с обозначаемыми ими предметами. Действительно, русское слово
«дом» абсолютно несхоже с любыми реально существующими домами. Точно так же
образ, ассоциирующийся у нас с домом, совершенно не похож на соответствующую
этому образу «вещь в себе».
1.5. Скептицизм. Родственным агностицизму направлением гносеологии
является скептицизм. Если агностики отрицают любую возможность познания мира,
то скептики ограничиваются тем, что подвергают ее сомнению. Однако
последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом.
1.6. Некоторые видные скептики. Первые скептики указывали на
относительность человеческого познания, на его зависимость от различных условий,
например, от состояния органов чувств, обстоятельств жизни, влияния привычек,
традиций. Древнегреческие философы Пифагор (481-411 до н.э.) и Пиррон ( ок. 365275 до н.э.) утверждали, что о любом предмете можно высказать разные мнения,
каждое из которых будет правильным для того, кто его высказал. Греческий врач и
философ Секст Эмпирик ( ок. 200-250) считал, что нет общеобязательных научных,
этических, теологических истин, лучше всего руководствоваться в жизни
естественными потребностями, привычками, традициями, здравым смыслом.
Французский мыслитель Мишель Монтень (1533-1592) подвергал сомнению
аргументы теологов.
1.7. Скептицизм позитивистов и антисциентистов. Позитивизм
своеобразно усвоил традиционные аргументы скептицизма. Представители
позитивизма считают бессмысленными любые суждения недоступные проверке
опытом. Представители современной антисциентистской философии («философия
жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) считают, что человек не может познать
себя, свой духовный мир научными средствами. Например, Ф. Ницше (1844-1900)
говорил, что понятия - это фикции, непригодные для объяснения жизни, а Л. Шестов
выступал против всеобщих «истин» и законченных «мировоззрений».
1.8. Причины агностицизма и скептицизма. К числу причин агностицизма и
скептицизма можно отнести следующие:
1) Сложность процесса познания.
2) Субъективизм процесса познания.
3) Отсутствие абсолютного критерия истинности полученного знания.
1.9. Гносеологический оптимизм. Скептикам и агностикам противостоят т.н.
гносеологические оптимисты. Представители гносеологического оптимизма признают
познаваемость мира и занимаются построением различных теорий познания.
1.10. Генезис знания. По мнению большинства гносеологов знание о мире
появляется в результате взаимодействия объекта и субъекта познания. При этом
объектом познания называется то что познается, а субъектом познания
именуется тот, кто познает мир.
1.11. Главные способы понимания и объяснения познания. Можно вычленить
следующие главные способы понимания и объяснения познания:
1) Познание есть взаимодействие двух материальных систем: объекта и субъекта
(материализм).
2) Познание есть взаимодействие объекта и субъекта в сфере сознания, феномен
сознания (идеализм).
1.12. Основные разновидности материалистического подхода к пониманию
познания. В материалистической традиции можно выделить следующие три подхода к
объяснению и пониманию познания:
1) Причинная концепция. Знание есть результат одностороннего воздействия
объекта на субъект, точнее, на органы чувств последнего. При этом субъект
пассивен. (Французский материализм. Сегодня эта концепция не
распространена).
2) Деятельностная (натуралистическая) концепция. Субъект активно
взаимодействует с познаваемым объектом. (Генетическая эпистемология Ж.
Пиаже, «операциональная концепция интеллекта». Активная роль субъекта
выражается в преобразовательной деятельности; манипулируя объектами.
Человек формирует свой интеллект, т.е. интеллект формируется благодаря
взаимодействию субъекта и объекта).
3) Деятельностная (социальная) концепция. Познание есть отражение
окружающей действительности через призму понятий и представлений,
выработанных определенным человеческим сообществом (диалектический
материализм).
1.13. Теория познания диалектического материализма. Сущность
деятельностно-социальной концепции познания выражена В. И. Лениным в
следующих тезисах:
«1) Существуют вещи независимо от нашего ощущения, вне нас...
2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в
себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что еще
не познано ...
3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать
диалектически, т.е. не предполагать готовым и жизненным наше знание, а разбирать,
каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное
знание становится более полным, более точным»1.
1.14. Основные варианты идеалистической традиции понимания познания.
В идеалистической традиции можно выделить следующие основные варианты:
1) Трансцендентальное сознание - надындивидуальные структуры, нормативы,
критерии, принципы - рассматривается как основная предпосылка
объективности знания ( И. Г. Фихте, И. Кант).
2) Принцип тождества объекта и субъекта познания (Ф. Шеллинг): познание
достигается путем отождествления себя с познаваемым; познать - значит
поставить себя на место познаваемого.
1
Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с.102.
3) Идея абсолютного субъект-объекта (Г. Гегель): всякое познание в конечном
итоге сводится к самопознанию.
4) Концепция интенциональности сознания в феноменологии Э. Гуссерля:
субъект не отражает, а конструирует в своем сознании познаваемый объект
сообразно исторически складывающейся структуре собственного сознания.
5) Теория познания как теория понимания и интерпретации (герменевтика).
6) В русской религиозной философии познавательное отношение к
действительности
редуцировалось
к
онтологическому,
а
знание
рассматривалось как «живое», цельное знание-переживание, неотделимое от
человека ( А. С. Хомяков, В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк ).
1.15. Материалистическое и идеалистическое истолкование субъекта и
объекта познания. Многие мыслители выделяли индивида как единственного
реального субъекта познания. Г. Лейбниц рассматривал монады и как субъект
познания и как объект, считая при этом, что субъект как монада познает состоящий из
монад мир. Ф. Бэкон под субъектом научного познания понимал коллективную
организацию. И. Кант выделяет два субъекта познания: трансцендентальный
(всеобщий) и эмпирический. Для трансцендентального субъекта мир является
имманентным (пребывающим в сомом себе), для эмпирического - внешним. У. Г.
Гегеля подлинным субъектом познания является объективный дух, проявляющий
себя в обществе, в народах, в религии. К. Маркс в качестве субъекта познания
рассматривает общество, социальную группу, индивида. Примечательно, что все они
одновременно являются и объектами познания.
1.16. Ясперс о субъекте познания. Значительный интерес в данном отношении
представляет теория познания К. Ясперса, который выделял ряд уровней субъекта:
1) Я эмпирическое( человек как часть природы ).
2) Уровень «сознания вообще» ( тождественность всех Я ).
3) «Дух» как целостность мышления, деятельности, чувства (тождество
различных Я ).
4) Экзистенция как «глубокое ядро» человеческой личности.
1.17. Эволюционная теория познания или эволюционная эпистемология. Это
новое направление, исследующее знание и познание как продукт эволюции человека и
его способов обработки когнитивной информации (когнитивный - познаваемый,
соответствующий познанию). Оно возникло перед Второй мировой войной. Считают,
что термин «эпистемология» ввел шотландский философ Дж. Ф. Ферье («Основы
метафизики», 1854), который делил философию на онтологию и эпистемологию.
Виднейший эволюционный эпистемолог - Конрад Лоренц. В 1941 г. вышла его
книга, посвященная критике кантовской доктрины a priori. Лоренц указывает, что
априорное для индивида одновременно оказывается апостериорным для вида в целом.
Понятие эволюционной эпистемологии ввел американский психолог Джозеф
Кемпбелл. Он исходил при этом из трактовки человека как продукта биологической и
социальной эволюции. В Германии представителем этого направления является Г.
Фоллмер.
1.18. Два понимания эволюционной эпистемологии. В настоящее время
выделяют два понимания эволюционной эпистемологии.
Согласно первому, теория познания есть частный случай теории эволюции, а
именно эволюции органов познания и когнитивных (познавательных) структур.
Согласно второму, эволюционный подход может быть использован для
характеристики роста и развития науки, научного знания (Карл Раймунд Поппер). На
наш взгляд, более значимо первое понимание.
1.19. Натурализм в эпистемологии. Некоторые эволюционные эпистемологи
высказывают идеи, близкие к натурализму. Например, Уиллард Куайн разрабатывал
натурализированную эпистемологию, которую он интерпретировал как составную
часть психологии, в свою очередь относимой к естественным наукам. Другой
эволюционный эпистемолог - Г. Фоллер - считает, что субъективные познавательные
структуры сформировались в процессе приспособления человека к реальному миру, в
котором он занимает определенную познавательную нишу.
Ограниченность натурализма проявляется в стремлении свести гносеологию к
учению о природе познания в его сенситивных, психологических предпосылках,
механизмах и свойствах, в отвлечении от личностных, культурно-исторических
особенностей.
1.20. К. Р. Поппер о познании. Поппер считает, что любое научное знание носит
гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания состоит в
выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
1.21. Методология исследовательских программ Имре Лакатоса. По мнению
этого талантливого методолога науки венгерского происхождения, рост «зрелой»
(развитой) науки можно представить как смену исследовательских программ.
Исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро» и «защитное поле»
гипотез. «Жесткое ядро» состоит из неопровержимых фундаментальных допущений, а
«защитный слой» - из вспомогательных гипотез, которые обеспечивают сохранность
«жесткого ядра» от опровержений.
1.22. Модель научного познания по Т. Куну. Томас Кун, американский
методолог, вводит понятие «нормальной науки», обозначающее период господства в
науке определенной парадигмы. Парадигма - это принятая членами научного
сообщества определенная модель научной деятельности. Период «нормальной науки»
заканчивается, когда старая парадигма не в состоянии разрешить новые проблемы. В
этом случае создаются новые парадигмы, одна из которых побеждает, закладывая, тем
самым, начало новой нормальной науки.
1.23. Основные факторы, детерминирующие процесс познания. В целом
процесс познания зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:
1) Природа объекта познания. Так, объекты неживой природы более
устойчивы, чем объекты живой природы.
2) Особенности субъекта познания. Например, молодой ученый, только что
пришедший в науку и ставящий свои первые эксперименты, может сделать
открытие с большей вероятностью, нежели пожилой ученый, который довел
свои действия до автоматизма и потому уже не предпринимает никаких
сверхусилий.
3) Условия в которых происходит процесс познания. Например,
исследование, осуществляемое с помощью приборов дает возможность
исследователю более глубокого проникнуть в сущность объекта познания.
1.24. Личностные качества, задействуемые человеком в процессе познания.
Человек, как субъект познания, использует в процессе познания следующие свои
качества:
- биологические (зрение, слух, осязание, обоняние и др.),
- психические (мышление, память, особенности восприятия и др.),
- социальные ( знания, идеалы, нравственные качества и др.).
В свою очередь, активность субъекта познания определяют:
- уровень знаний,
- жизненный и социальный опыт,
- социальное и личностные интересы.
§2 Познание как единство чувственного и рационального, эмпирического и
теоретического. Операционная структура познавательной деятельности.
2.1. Чувственное и рациональное познание. В процессе познания человек
получает информацию с помощью чувств и разума, поэтому традиционно в структуре
познания выделяют два уровня: чувственное познание и рациональное познание.
2.2. Чувственное познание и его основные отличительные черты.
Чувственное познание - это познание, осуществляемое с помощью органов
чувств. В чувственном познании взаимодействуют знаковое и образное начала. В
качестве отличительных черт чувственного познания можно выделить прежде всего
следующие:
1). Человек получает здесь непосредственное знание о предмете с помощью
ощущений.
2). Отражение осуществляется в форме наследственных, ярких образов.
3). На этом уровне познания человек имеет дело с поверхностными, самыми
общими представлениями об изучаемых объектах.
2.3. Основные формы чувственного познания. Можно выделить следующие
основные формы чувственного познания реальности:
1) Ощущение - отражение в сознании одной стороны предмета. Ощущение
является результатом воздействия внешнего мира на органы чувств. Оно есть
исходный пункт познания, на его основе возникают другие формы познания.
2) Восприятие, возникающее на основе объединения различных ощущений как
целостный чувственный образ предмета.
3) Представление - воспроизведение в памяти ранее воспринимаемых
предметов. В представлении отражаются общие признаки предметов, которые когдато воздействовали на органы чувств человека.
4) Воображение - способность создавать в сознании образы предметов,
отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества.
2.4. Проблема соответствия отраженного отражаемому.
По-разному решалась проблема соответствия чувственных образов отражаемым
объектам. Античный философ Демокрит считал, что от тел, состоящих из атомов,
истекают другие, особо тонкие атомы, которые в мозге человека создают образы тел,
из которых они истекают. Иначе говоря, чувственные образы являются
материальными копиями отражаемых объектов.
Немецкий ученый Г. Гельмгольц разработал «теорию иероглифов». Он
считал, что ощущения являются не образами, а символами, знаками предметов,
причем между ощущениями и отражаемыми предметами нет вообще никакого
сходства.
Немецкий философ Л. Фейербах считал, что ощущения являются
«субъективным образом объективного мира». При этом чувственные образы
совпадают с объектом не полностью: полнота совпадения образа и объекта зависит от
физиологических и социально - психологических особенностей субъекта.
2.5. Объективность ощущений.
По-разному решался и вопрос о том, могут ли наши ощущения давать
объективную информацию о предметах. В данной связи английский философ Дж.
Локк писал о первичных и вторичных качествах. При этом качества, которые
присущи всем без исключения вещам независимо от того, воспринимаем мы их или
нет, он называл первичными. К ним он относил форму, протяженность, движение,
число и плотность. Такие же качества, как запах, цвет, вкус и звук Дж. Локк
называл вторичными, так как считал, что они не находятся в самих вещах, а возникают
лишь в ощущениях человека.
2.6. Определение рационального познания. Как уже указывалось выше, помимо
чувственного уровня познания существует рациональное познание. Последнее можно
определить следующим образом: рациональное познание (оно же абстрактное
мышление) есть выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и
соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания.
2.7. Особенности рационального познания. Рациональное познание имеет
следующие важные особенности:
1. Оно дает возможность выйти за рамки чувственного познания, выяснить
существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов.
2. В процессе рационального познания происходит не непосредственное, а
опосредованное опытом отражение действительности.
3. Формы абстрактного мышления лишены наглядности чувственных
восприятий.
2.8. Многообразие источников рационального познания. Опосредованный
характер рационального познания, в частности, проявляется в том, что
действительность познается не только в процессе накопления личного опыта, но и в
результате общения с другими людьми, чтения книг и т.д. При этом к установлению
истины можно прийти путем логического рассуждения, сопоставляя уже известные,
полученные из разных источников положения.
2.9. Формы рационального познания. Существует три основных формы
рационального познания мира: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - это форма мышления, отражающая общие и существенные стороны,
признаки предмета.
Суждение - это форма мышления, в которой посредством связи понятий
утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Умозаключение - это форма мышления, представляющая собой выведение
нового суждения из двух или более старых суждений.
2.11. Классификации форм мышления у различных философов. Вопрос о
разных формах мышления привлекал внимание многих философов. Аристотель
классифицирует способности души, разделяя мышление на пассивный и активный
разум. С помощью пассивного разума познается общее и необходимое в вещах,
обрабатываются данные органов чувств. Активный разум создает идеи, выясняет
реальные пути целенаправленного изменения вещей.
Николай Кузанский отмечает, что рассудок различает, а ум понимает.
И. Кант выделяет следующие способности познания: чувства, рассудок, разум.
Познание начинается с данных чувств, следующая ступень - рассудок, под которым
Кант понимает способность составлять суждения, мыслить. Рассудок основан на
чувствах. Благодаря разуму перерабатывается содержание, получаемое благодаря
органам чувств. Кант считает, что априорными формами чувственности являются
пространство и время, формами рассудка являются суждения, формируемые с
помощью категорий, формами разума - умозаключения.
По Гегелю мышление развивается в двух формах: рассудок и разум, но проходит
три ступени: рассудочное, отрицательно-разумное, положительно-разумное.
Рассудочное мышление отличает определенности друг от друга, дает односторонние
конечные и условные определения. Отрицательно-разумное мышление является
отрицанием рассудка. Положительно-разумное мышление есть синтез абстрактных
определений, единство многообразного.
2.12. Основные учения о понятии. Демокрит считал, что понятие - это
представление, совпадающее с объектом. Он дает количественное определение
понятия, которое характеризуется совокупностью частей, элементов, из которых
состоит сам реальный предмет. По Сократу понятие - это определение, с помощью
которого можно познать сущность вещей. Платон убежден, что понятие имеет своим
предметом не чувственную действительность, а познание мира «идей». Аристотель
считает, что понятие - это представление, которое отражает не единичное, отдельное, а
общее. Понятие - это «вторая» сущность, в отличие от первичных сущностей единичных вещей, познаваемых благодаря чувствам.
В Новое Время также прослеживаются различные подходы к определению
понятия. Дж. Локк создает эмпирическую теорию понятия. Б. Спиноза считал, что
понятие выражает всеобщую природу вещи. И. Кант выделяет три вида понятия: 1)
общедискурсивное понятие - общее представление того, что является общим для
многих объектов; 2) априорные формы рассудка в трансцендентальной логике; 3)
понятия чистого разума, которые не ограничиваются сферой опыта. Гегель дает
всестороннюю разработку форм мышления: понятия, суждения, умозаключения.
2.13. Интуиция. Интуиция - специфический познавательный процесс, тесно
связанный с неявным знанием и бессознательным. Чувственное и интеллектуальное
созерцание - видеть истину «очами разума», «усматривать умом» (Декарт) без
дискурсивно-логического обоснования.
Уже в Античности идет борьба вокруг проблемы интуиции. Ионийцы
рассматривали интуицию как непосредственное знание, как чувственную форму
познания. Элейцы отвергали непосредственное знание. Сократ понимал интуицию как
обладание идеей предмета. Платон отвергает истинность чувственной интуиции.
В философии Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
разрабатывается учение об интеллектуальной интуиции. Дж. Локк и другие
представители сенсуализма отстаивали достоверность чувственной интуиции.
Гегель считал, что знание не может быть достигнуто интуицией, оно является
результатом длительного развития духа как движения в понятиях.
Философские школы ХХ-го столетия (феноменология Гуссерля, интуитивизм
Бергсона, психоанализ Фрейда и др.) понимают интуицию как акт познания,
сочетающий в себе и инстинкт, и подсознательный феномен, и религиозную веру.
Интуиция может проявлять себя как быстрое заключение, когда некоторые составные
элементы рассуждений и предпосылок пропускаются.
2.14. Сознание и язык. Язык есть знаковая система. Знак - материальный,
чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессах познания и общения
в качестве заменителя других предметов. Знак используется для получения, хранения,
преобразования и передачи информации. Основные признаки знака: материальность,
чувственная
воспринимаемость,
устойчивость,
тождественность,
репрезентативность. Следует отметить и произвольные отношения знака к
обозначаемому им объекту. Выделяют смысловое, предметное, функциональное и
экспрессивное значение знака.
М. Хайдеггер называл язык «домом бытия». Познание есть знаковая
деятельность в ее отношении к деятельности мышления и чувственного восприятия.
В. Гумбольдт указывал, что языки есть разные способы «видения» мира, «язык это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».
2.15. Теоретический и эмпирический уровни научного познания. В научном
познании чувственному восприятию соответствует эмпирический уровень, а
абстрактному мышлению - теоретический уровень. Однако эмпирическое познание не
может и не должно сводиться к чистой чувственности, так как в этом случае имеет
место сложное переплетение чувственного и рационального. Эмпирическое познание
предполагает формирование научного факта, но научный факт возникает как
результат сложной рациональной обработки данных наблюдений, причем необходимо
также их осмысление, интерпретация. Все сказанное существенно и для
теоретического знания, где мы также сталкиваемся с переплетением чувственного и
рационального.
В целом к эмпирическому уровню относят приемы, методы, формы научного
познания, непосредственно связанные с научной практикой. К теоретическому уровню
относят формы и методы познавательной деятельности, характеризующиеся
определенной степенью опосредования. Научная теория представляет собой
логически организованное знание об объективных законах, связях, отношениях
действительности.
2.16. Метатеоретический уровень научного познания. В работах многих
ученых ставится вопрос о необходимости введения в методологию науки новой
структурой единицы, третьего уровня научного знания, который выступает в качестве
метатеоретической предпосылки теоретической деятельности. Дело в том, что любая
новая идея проходит через процедуру философского обоснования. Философские
основания входят в содержание фундаментальных наук, определяют их
мировоззренческое и методологическое значение.
2.17. Фундаментальные гносеологические операции. В любой познавательной
деятельности присутствуют следующие фундаментальные операции: отражение,
репрезентация, интерпретация, конвенция.
2.18. Что такое отражение. Отражение может пониматься:
а) как свойство материи;
б) как принцип познания;
в) как познавательная операция, процедура.
В этом третьем значении мы и будем использовать данное понятие.
2.19. Гносеологический образ и адекватность отражения. Гносеологический
образ формируется в результате наложения двух процессов: процесса поступления
информации о внешнем объекте и процесса переработки данных на основе
информированных взглядов. Адекватность отражения - это соответствие
отражаемого образу. Чем больше степень совпадения отражаемого с образом, тем
выше степень адекватности отражения. При этом сходство образа и оригинала
рассматривается как
1) соответствие качественных характеристик;
2) соответствие количественных характеристик;
3) соответствие структуры образа структуре отображаемого объекта.
2.20. Что такое репрезентация. Репрезентация - это представление
сущности познаваемого явления с помощью посредника (репрезентанта) модели, символов, знаковых и математических систем. Другие предметы, которые
являются заместительными объекта также могут рассматриваться как репрезентанты.
В целом наше восприятие всегда испытывает значительное влияние
посредников. Важнейшим репрезентантом является язык.
2.21. Что такое интерпретация. Интерпретация - это придание смысла,
раскрытие значения текстов, высказываний, явлений, событий, изначально
представляющихся непонятными, темными и даже бессмысленными. Мы никогда
не отражаем как чистое зеркало. Познание не осуществляется без текстов, а текст - это
единица гносеологического анализа, фиксирующая субъекта в его целостности. Как
таковой текст направлен на передачу информации и установление общения,
принципиально невозможного без осуществления сложных процедур взаимной
интерпретации.
2.22. Что такое конвенция. Конвенция (соглашение) - это универсальная
процедура познания, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов,
языковых и других систем на основе договоренности, соглашения субъектов
познания. Базовые конструкции в познавательном процессе: логические правила,
единицы и методы измерения, искусственные языки, системы символов, нормальное
употребление которых невозможно без четкого следования членов научного
сообщества соответствующей системе правил и соглашений.
§3 Проблема истины в познании. Роль практики в познании.
3.1. Проблема истины и ее специфика. Проблема истины является одной из
важнейших как в общей мировоззренческой, так и в методологической проблематике.
От того, как трактуется истина, как решается вопрос о достижении еѐ, зависит
жизненная позиция человека.
3.2. Исторические истоки проблемы истины. В истории философии
Аристотель впервые ставит вопрос об истине как особой гносеологической категории.
С вопросом: «Что есть истина?» прокуратор Понтий Пилат обращается ко Христу.
3.3. Определения истины в различных философских школах. Выработанные в
философии определения истины весьма многообразны и их трудно подвести к какомулибо общему знаменателю. Так, в философии эмпиризма учение об истине сводится к
представлениям о постепенном приближении изменяющегося содержания
сознания к все более полному отображению мира. Действительность при этом
понимается как неизменная в своей сущности. Гегель понимает истину как
соответствие знания своему предмету, а предмета – своему понятию. В марксизме
теоретико-познавательная деятельность человека неразрывно связана с практическипреобразовательной деятельностью.
Сторонники прагматизма (Ч. Джеймс) считают, что истинно то, что полезно
для человека; представители экзистенциализма (Г. Марсель) утверждают: истинно
то, за что человек может умереть; представители конвенционализма уверены, что
истинно то знание, с которым согласно большинство ученых; представители
неопозитивизма (Р. Карнап) думают, что истинно лишь то, что логически
непротиворечиво.
3.4. Познание и заблуждение. Если знания не соответствуют действительности,
их называют ложными. Заблуждение – это непреднамеренное искажение истины.
Например, человек может издали принимать другого человека за своего знакомого и
лишь подойдя поближе может убедиться в своей ошибке. Напротив, в случае
преднамеренного искажения истины речь идет об обмане. (Так было, в частности,
когда Остап Бендер выдавал себя за сына лейтенанта Шмидта). Считается, что ученые
только заблуждаются, но не обманывают, хотя на самом деле это не так.
3.5. Проблема заблуждения в истории философии. Уже в Античной
философии ставилась проблема заблуждения. Заблуждение рассматривается как
несовпадение ума, воли с законами универсума. В Средние века заблуждение
рассматривается как искажение божественной истины. В Новое время (Ф. Бэкон, Р.
Декарт, Б. Спиноза) рассматривают заблуждение как результат искажающего влияния
воли на разум. Французские материалисты 18 века считали источником заблуждения
инстинкты, подчинение личности интересам общества. Если с помощью разума
открыть эти источники заблуждения, можно построить разумное общество. Т. Гоббс,
Дж. Локк видели источник заблуждения в ошибке суждения. Гегель считал, что
источником заблуждения является противоречивая природа познания. Ложное знание
означает неравенство знания с его субстанцией.
3.5. Основные разновидности истины. Если знания соответствуют истине
полностью, то это абсолютная истина, если же знания соответствуют истине лишь
частично – это относительная истина.
Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит ни
от человека, ни от человечества. Объективная истина – процесс, диалектическое
единство абсолютной и относительной истины, поскольку любое знание является
верным только при определенных условиях и на определенном этапе познания.
Уровень наших знаний исторически огромен, и потому процесс познания бесконечен.
Представителем догматизма утверждают, что все наши истины абсолютны,
представители релятивизма – что все истины относительны. Правда, как всегда, повидимому находится где-то посередине.
3.6. Критерий истины. Существенный признак, наличие которого
свидетельствует об истинности знания, называют критерием истины. Основными
критериями истинности знания являются: практика, интуитивная ясность знания,
внутренняя связность знания, непротиворечивость знания.
3.7. Определение практики. Практика как философская категория
обозначает материально-преобразующую деятельность людей, направленную,
прежде всего, на удовлетворение материальных и духовных потребностей
человека. Практика носит сознательный, целенаправленный характер.
3.8. Основные разновидности практики. Основным исходным видом практики
является производственная деятельность людей, развитие общественного
производства. Важным видом практики является социальная деятельность людей,
направленная на изменение общественных отношений. В практику также входят
научные наблюдения и научный эксперимент.
3.9. Роль практики в познании. Общественная практика является основой и
движущей силой познания, так как на каждом этапе истории она ставит перед
познанием определенные задачи и требует их решения. Практика формирует объект
познания, определяет ту область исследований, которая входит в объект познания. Из
нужд общественной практики возникли все науки. Практика является также целью
познания, так как человек всегда стремиться использовать полученные знания в
практических целях, для развития производства, для удовлетворения всех своих
потребностей. Практика указывает на явления, изучение которых имеет важное
значение для общества, поэтому практику называют началом познания.
3.10. Практика как критерий истины. Практика является критерием
истинности наших знаний. Чтобы проверить истинность гипотезы, нужно
воздействовать на объект исследования. Если изменения в нем окажутся теми,
которые мы предполагали, то гипотезу можно считать истинной.
3.11. Абсолютность и относительность практики. Практику можно
рассматривать и как абсолютный, и как относительный критерий истины. Проверить
истинность знаний мы можем только в процессе преобразования объекта
исследования. В этом плане практика абсолютна. Но возможности преобразования
объекта ограничены уровнем развития общества (отсутствие экспериментальной базы,
недостаточное материальное обеспечение и т. д.) В этом плане практика относительна.
Основные понятия раздела.
Агностицизм – отрицание познаваемости мира.
Гносеология – теория познания.
Конвенция – универсальная процедура познания, предполагающая введение
норм, правил, знаков, символов и т. д. на основе соглашения субъектов познания.
Объект познания – то , что познается.
Репрезентация – представление сущности познаваемого явления с помощью
моделей, символов, знаковых и других систем.
Скептицизм –
учение, подвергающее сомнению возможность познания
объективной реальности.
Субъект познания – тот, кто познает объект познания.
Эпистемология (от греч. «эпистеме» -знание и «логос» - слово) - учение о
познании.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Рекомендуемая литература.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.
Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996.
Введение в философию. В 2-х ч.: ч. 2. - М., 1989.
Микешина Л.А. Современная теория познания. Программа курса. - М., 1997.
Минасян А.М. Диалектика и софистика. - Р.-н/Д, 1985.
Мир философии. В 2-х ч. - М., 1991.
Теория познания. В 4-х т. - М., 1991.
Вопросы для повторения.
1. В чем заключаются особенности философского учения о познании в отличие
от специального научного?
2. Как меняется трактовка субъекта в каждой из трех концепций: причинной,
деятельной (натуралистической), деятельно-отражательной (социальной)?
3. Тождественны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?
4. Согласны ли Вы с мнением, что в процессе познания объект познания не
существует без субъекта познания?
5. Если мир познаваем, то почему невозможно познать его полностью?
6. В чем специфика эволюционной теории познания?
7. Как проявляется натурализм в теории познания и почему необходимо его
преодоление?
8. В чем проявляется культурно-историческая природа познавательной
деятельности и как это может быть учтено в теории познания?
9. Как соотнести понятие «живого», цельного знания - переживания у русских
философов с традиционной рационалистической трактовкой знания?
10. Какую роль играет интуиция в познавательной деятельности?