Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Повышение макроэкономической эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций в республику Беларусь

  • 👀 433 просмотра
  • 📌 374 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Повышение макроэкономической эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций в республику Беларусь
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Повышение макроэкономической эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций в республику Беларусь» pdf
128 ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 3.1 Моделирование влияния экономических и институциональных факторов на привлечение прямых иностранных инвестиций Как ранее было выявлено, на макроэкономическую эффективность привлечения ПИИ значительное влияние оказывает состояние инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности)20 страны. Поэтому в соответствии с разработанным алгоритмом оценки макроэкономической эффективности привлечения ПИИ необходимо реализовать следующий этап исследования – анализ детерминант инвестиционного климата. Для начала целесообразным выглядит теоретическое и эмпирическое обоснование основных факторов, влияющих на привлечение ПИИ в принимающую страну. Инвестиционный климат определяют целый ряд различных факторов, которые, как предлагает Б. Ангхел [100, с. 2], можно условно разделены на две основные группы: - экономические (отражают экономический потенциал страны); - институциональные (связаны с регулированием, бюрократией, политической и правовой средой и т.д.). Экономические факторы. Состояние экономики принимающего государства оказывает значительное влияние на процесс привлечения ПИИ. Как отмечают Х. Шац и А. Венейблс, размер рынка выступает одним из наиболее важных экономических факторов для зарубежных инвесторов, ориентированных на поиск новых рынков [167, с. 3]. Дж. Даннинг в рамках своей теории OLI рассматривает размер рынка как преимущество месторасположения (локализации) [125, c. 13]. Мировая практика показывает, что прямые инвестиции в основном являются горизонтальными, т.е. реализация большинства проектов с ПИИ направлена на осуществление деятельности на внутреннем рынке принимающей страны, нежели на внешних рынках. Большое количество эмпирических исследований, например, проведенное К. Фанг и др. показали, что размер рынка, измеряемый номинальным объемом ВВП, оказывает сильное влияние на приток ПИИ [130, c. 569]. 20 В данном случае мы придерживаемся мнения специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА», которые отождествляют понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» [58]. 129 К тому же Н. Биллингтон подчеркивает, что не только большой размер рынка, но и быстрый темп его роста оказывает положительное влияние на приток прямых инвестиций [107, c. 67]. С точки зрения успешного привлечения ПИИ наличие обширного внутреннего рынка и быстрых темпов его роста в особенности важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой [172, с. 60]. В частности, K. Торриси и др. [171, с. 144] выявили, что размер рынка являлся решающим фактором в привлечении ПИИ в странах с переходной экономикой Центральной Европы, таких как Венгрия, Польша, Чешская Республика и Словакия. Однако состояние экономики принимающей страны характеризуется не только размером рынка и темпом его роста. T. Аддисон и A. Хешмати обнаружили, что открытость страны к внешнеторговой деятельности может оказывать существенное влияние на приток ПИИ, подчеркивая, что чем выше у страны отношение объема внешней торговли к ВВП, тем на больший приток объема прямых инвестиций страна может рассчитывать [93, c. 4]. E. Асиеду, анализируя детерминанты притока ПИИ в развивающиеся страны, обнаружила, что влияние уровня торговой открытости21 на ПИИ зависит от типа инвестиций [101, c. 110]. Автор пришла к выводу, что наиболее тесная связь между торговой открытостью и ПИИ наблюдается в случае вертикальных (экспортноориентированных) инвестиций. A. Беван и C. Эстрин, исследуя детерминанты притока ПИИ из стран Запада в страны Центральной и Восточной Европы, также выявили взаимодополняемость торговли и инвестиций, отмечая, что страны, у которых был более высокий удельных вес в торговле со странами Запада, получали существенно больше ПИИ [106, c. 785]. Кроме того, для иностранных инвесторов важную роль играет наличие в государстве-реципиенте стабильной макроэкономической среды, так как нестабильность в экономике снижает привлекательность страны для инвестиций. A. Баняк и др. показали, что среди стран с переходной экономикой макроэкономическая нестабильность, в частности, высокий уровень инфляции, оказывал негативное влияние на приток ПИИ [104, c. 7]. O. Аль Нассер, исследуя развивающиеся страны Латинской Америки и Азии, обнаружил, что, несмотря на наличие емкого рынка и высокого темпа его роста, макроэкономическая нестабильность в этих странах привела к снижению объемов привлечения ПИИ [96, c. 46]. Как показывает мировая практика, состояние инфраструктуры в принимающей стране не менее важно для иностранных инвесторов. Как отмечают Лори и Гизингер, наличие развитой телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры положительно сказывается на притоке ПИИ [151, c. 295]. 21 Измеряется внешнеторговым оборотом к ВВП или объемом экспорта к ВВП. 130 Д. Уилер и А. Моди полагают, что в особенности для развивающихся стран состояние инфраструктуры является одним из наиболее важных факторов привлечения ПИИ, отмечая, что особое значение имеют государственные программы по развитию внутренней инфраструктуры [172, c. 72]. В частности, развитая инфраструктура информационных и коммуникационных технологий имеет сильное положительное влияние на приток ПИИ [98, c. 24]. Для иностранных инвесторов важным фактором выступает наличие в принимающей стране квалифицированных трудовых ресурсов, которые обладают опытом работы на современных предприятиях. Вместе с тем, стоимость рабочей силы также является весомым фактором, определяющим инвестиционную привлекательность государства, т.е. чем более низкий уровень трудовых издержек в стране, тем она более привлекательна для инвестирования. При этом, как отмечают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ), для инвесторов, ориентированных на повышение эффективности своей деятельности, важно наличие в стране уровня оплаты труда адекватного производительности труда работников, а не просто низкой стоимости местной рабочей силы как таковой [169]. Этот тезис подтверждает ряд эмпирический исследований. Так, например, как отмечают K. Родригес и Дж. Паллас, некоторым развивающимся странам Латинской Америки и Африки, обладающим дешевой рабочей силой, зачастую не удавалось привлечь ПИИ, ориентированные на экспорт, во многом из-за крайне низкой производительности труда в данных странах [166, c. 2447]. Институциональные факторы. Состояние правовой системы, в первую очередь степень защиты прав собственности и уровень прозрачности национальной судебной системы, может сыграть ключевую роль в привлечении ПИИ и в активизации экономического развития принимающей страны [133, c. 3]. Наиболее важным фактором при принятии решений об инвестировании выступает наличие правовой среды, которая действенно защищает инвесторов [146, c. 223]. Можно с уверенностью утверждать, что степень защищенности инвестора от вероятности потери инвестиций (рисков национализации и экспроприации собственности) является одним из определяющих факторов осуществления инвестиций в ту или иную страну. Действенность системы защиты прав инвесторов во многом определяется степенью ее прозрачности и независимости. Это подтверждает и ряд эмпирических исследований. Так, X. Рамчарран обнаружил, что непрозрачность законодательной системы оказывало сильное негативное влияние на привлечение ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы [164, с. 6]. A. Баняк и др. считают, что качество правовой системы, определяемое устойчивостью национального хозяйственного и инвестиционного законодательства, высоким уровнем исполнения контрактов, имеет решающее значение для стимулирования притока ПИИ, а увеличение про- 131 зрачности и независимости судебной системы страны положительно сказывается на принятии решений относительно инвестирования [104, с. 23]. Наконец, ЮНКТАД подтверждает, что создание законодательной системы на принципах участия, транспарентности и подотчетности, а также стимулирование и обеспечение верховенства права имеют критическое значение в привлечении ПИИ [175]. В. Науде и В. Круджел утверждают, что наряду с качеством правовой системы страны, состояние политической системы также играет значительную роль в привлечении ПИИ [158, c. 1224]. Международная практика показывает, что политическая нестабильность, выступающая в качестве одного из индикаторов состояния политической системы, как правило, отрицательно влияет на динамику ПИИ и, как следствие, приводит к замедлению экономического роста. Необходимо отметить, что существует два основных риска, связанных с политической нестабильностью в стране-реципиенте, с которыми сталкивается иностранный инвестор. Первый заключается в том, что внутренняя нестабильность или гражданские беспорядки снижают доходность ведения бизнеса, так как срываются внутренние продажи и экспорт, а также нарушается непрерывность производства. Другим следствием политической нестабильности, как отмечают Дж. Брада и др., является высокая вероятность обесценивания национальной валюты в принимающей стране, снижения стоимости активов, и, следовательно, будущих доходов зарубежных инвесторов от вложенных инвестиций [113, с. 3]. Состояние политической системы страны во многом характеризуется качеством регулирования, прежде всего, экономических процессов. Как отмечают В. Науде и В. Круджелл, более жесткое регулирование хозяйственной деятельности и отсутствие действенных экономических стимулов для развития предпринимательства является одним из основных факторов низкой инвестиционной привлекательности принимающих стран [158, с. 1229]. Исследование Б. Ангхел также указывает на то, что более высокий уровень свободы ведения бизнеса в стране-реципиенте, проявляющийся в низком участии государства в регулировании предпринимательской деятельности (например, в контроле цен), а также наличие инструментов государственной политики по поощрению внешней торговли и развитию бизнеса, положительно сказывается на притоке ПИИ [100, с. 30]. Как отмечает ряд зарубежных исследователей, существенное влияние на приток ПИИ может сыграть развитость демократических институтов в принимающей стране. Так, например, Б. Пьерпонт выявил положительную связь между демократией и притоком ПИИ [162, c. 34]. Это объясняется тем, что демократия («власть народа») способствует установлению в принимающей стране стабильной политической среды, что в свою очередь особенно важно для ТНК. 132 Более стабильная политическая среда гарантирует, что правительство принимающей страны не сможет коренным образом изменить экономическую политику страны без учета мнения электората, что создает уверенность у иностранных инвесторов в сохранении стабильности условий ведения предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе. Состояние бизнес среды в принимающей стране – это еще одна ключевая движущая сила для ПИИ. С состоянием бизнес среды в первую очередь связывается легкость для иностранного инвестора в создании предприятия в принимающей стране. Создание предприятия, как правило, сопровождается прохождением инвестором всех необходимых процедур. Эти процедуры включают получение необходимых лицензий и разрешений, оформление требуемых уведомлений, удостоверений и регистраций в соответствующих органах в отношении предприятия и его сотрудников. Соответственно, чем меньше инвестор тратит времени и средств для создания предприятия, тем более привлекательной будет страна для инвестирования. Во многом на деятельность иностранного инвестора в принимающей стране влияет уровень бюрократии. A. Баняк и др. обнаружили, что задержки в получении необходимых инвесторам разрешений (например, на строительство, на работу, связанных с арендой земли или недвижимости и т.д.) и лицензий в виду высоких административных барьеров, а также сложность бюрократических процедур негативно сказываются на ожидаемой прибыли, тем самым, влияя на решения относительно инвестирования [104, с. 23]. Эмпирическое исследование A. Беннаси-Кьере и др. также показывает, что наличие бюрократических препятствий может являться одной из основных причин низкого притока ПИИ [105, c. 773]. Доступ к кредитованию также является важным индикатором состояния бизнес среды в стране-реципиенте. Как отмечает Б. Ангхел, ограниченный доступ иностранных компаний к местным кредитным ресурсам ввиду неразвитости внутренней сети кредитно-финансовых учреждений и высоких процентных ставок может негативно сказаться на притоке ПИИ [100, с. 30]. Особое внимание зарубежных инвесторов уделяется налоговой политике в принимающей стране. С. Кассоу подчеркивает, что не только высокий уровень налогообложения, но и сложная и запутанная налоговая система страныреципиента не способствует притоку ПИИ, поэтому простота, стабильность и предсказуемость налоговой системы выступает важным аспектом при принятии решений об инвестировании [118, c. 1296]. Что касается предоставления принимающей страной налоговых льгот зарубежным инвесторам, то мировая практика свидетельствует, что данный факт не является определяющим при выборе объектов инвестирования, так как не сможет противостоять, например, неста- 133 бильной политической обстановке или серьезным проблемам, связанным с защитой прав собственности. Однако налоговые льготы могут сыграть важную роль в привлечении ПИИ в добывающие отрасли экономики, которым присущи значительные постоянные издержки и относительно высокий объем необходимых инвестиций на первоначальном этапе. И, наконец, важной характеристикой состояния бизнес среды выступает уровень коррупции в стране. Как правило, констатируется, что коррупция негативно влияет на приток прямых инвестиций, так как приводит к увеличению стоимости ведения бизнеса в принимающей стране. В силу того, что иностранные инвесторы должны оплачивать дополнительные расходы в виде взяток для получения лицензий или разрешений государственных органов на осуществление инвестиционных проектов, коррупция увеличивает стоимость инвестиций [108, c. 59]. Таким образом, по результатам анализа теоретических и эмпирических исследований выявлено, что среди основных экономических факторов привлечения ПИИ в экономику принимающих стран выступают размер рынка и темп его роста, открытость страны к внешнеторговой деятельности, стабильность макроэкономической среды, состояние инфраструктуры, наличие дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов, а среди институциональных факторов – состояние правовой и политической систем, характеризуемое уровнем защищенности прав собственности инвесторов, уровнем политической нестабильности, качеством регулирования, развитостью демократических институтов, а также состояние бизнес среды, характеризуемое степенью легкости для иностранного инвестора в создании предприятия, уровнем бюрократии и коррупции, доступом к кредитованию, простотой налогообложения и т.д. Вместе с тем, следует отметить, что результаты многих эмпирических исследований достаточно противоречивые, что обусловлено трудностью измерения качественных переменных, таких как институты. Измерение уровня развития и качества институтов, как правило, является субъективным и основывается на оценках экспертов, главным образом, потому что соответствующие объективные данные, например, касательно коррупции или степени защиты прав собственности практически невозможно получить. Тем более, эти переменные обычно измеряются с поправкой на ошибку и могут давать искаженное представление об их реальном воздействии на интересующий показатель. Для того чтобы этого избежать, необходимо использовать различные рейтинги и индексы для измерения качества институтов, рассчитываемые с использованием экспертных данных [100, с. 2]. В настоящее время широкое распространение получила разработанная экспертами Всемирного банка Д. Кауфманом и др. система показателей качества институтов, состоящая из шести индикаторов государственного управле- 134 ния (Worldwide Governance Indicators), исходя из определения, что государственное управление представляет собой традиции и институты, посредствам которых в стране реализуется власть [140, с. 3]. Оценка качества государственного управления варьируется от -2,5 (низкий уровень) до 2,5 (высокий уровень). Высокий уровень государственного управления характеризуется наличием развитых демократических институтов (право голоса и подотчетность), политической стабильностью и отсутствием насилия, низким уровнем бюрократии (измеряется эффективностью государственного управления), набором инструментов государственной политики по поощрению внешней торговли и развитию бизнеса (измеряется качеством государственного регулирования), высокой степенью защиты прав собственности (измеряется верховенством закона) и эффективной борьбой с коррупцией (Приложение Д). Проведенный анализ позволил выявить наиболее существенные переменные привлечения ПИИ, которые включены в разработанную эконометрическую модель влияния экономических и институциональных факторов на ПИИ. Модель разработана на основании изучения ряда современных зарубежных исследований, проведенных, в частности, Б. Ангхел [100], О. Биссун [108], П. Хулио и др. [139], основные результаты которых представлены в таблице 3.1. Таблица 3.1. – Характеристика отдельных эконометрических моделей влияния факторов на ПИИ Автор модели Б. Ангхел О. Биссун Тестируемые переменные Темп роста ВВП, темп инфляции, уровень торговой открытости, индикаторы государственного управления Всемирного банка, субиндексы индекса экономической свободы издания The Wall Street Journal, индексы рейтинга стран по рискам, важным при проведении международного бизнеса компании ICRG и др. Рост ВВП, уровень развитости инфраструктуры, уровень торговой открытости, качество образования, уровень государственных расходов, уровень инфляции, изменение процентных ставок, индикаторы государственного управления Всемирного банка и др. Группа стран и период 75 стран мира (как развитых, так и развивающихся и с переходной экономикой), 1996-2000 гг. 45 развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Азии, 1996-2005 гг. Факторы, оказывающие статистически значимое влияние на ПИИ в модели Политическая стабильность, защита прав собственности, уровень коррупции, степень регулирования предпринимательства и внешней торговли, уровень бюрократии, уровень торговой открытости. Уровень инфляции, уровень коррупции, степень регулирования предпринимательской деятельности и внешней торговли, политическая стабильность. 135 Продолжение таблицы 3.1 П. Хулио Номинальный объем ВВП, рост и др. ВВП, стоимость рабочей силы, уровень торговой открытости, уровень образования населения, индекс экономической свободы, индексы страновых рисков компании PRS Group, индикаторы рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса» и др. 86 стран мира (как развитых, так и развивающихся и с переходной экономикой), 2005-2007 гг. Уровень защиты прав собственности, уровень бюрократии, уровень коррупции, уровень свободы финансовой системы, уровень свободы инвестиций, прозрачность национального инвестиционного законодательства. Примечание – Источник: собственная разработка на основе [100], [108], [139]. Обоснование выборки стран для моделирования. Исследование проводилось на основе данных по 55 развивающимся странам и странам с переходной экономикой22 (в соответствии с классификацией МВФ). Данная выборка сформирована с учетом подходов ВЭФ, используемых при оценке международной конкурентоспособности стран. Как известно, конкурентоспособность стран во многом определяется способностью конкурировать за внешние инвестиции. В частности, ВЭФ распределяет все страны по трем основным и двум переходным этапам развития: стадия ресурсного развития, стадия роста эффективности и стадия инновационного развития. Между этими тремя группами расположены две переходные стадии. Каждая группа предполагает нарастающую сложность экономической организации. Стадия развития страны определяется на основе уровня ВВП на душу населения (таблица 3.2). Таблица 3.2. – Группировка стран по стадии развития Стадия развития 1. Стадия ресурсного развития Переходная от 1 к 2 2. Стадия роста эффективности Переходная от 2 к 3 3. Стадия инновационного развития ВВП на душу населения, долл. США <2000 2000-2999 3000-8999 9000-17000 >17000 Примечание – Источник: [169, с. 10]. 22 Албания, Аргентина, Армения, Бахрейн, Барбадос, Беларусь, Бразилия, Болгария, Кабо-Верде, Чили, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Египет, Доминиканская Республика, Сальвадор, Грузия, Гватемала, Гайана, Венгрия, Индонезия, Ямайка, Иордания, Казахстан, Латвия, Ливан, Литва, Малайзия, Марокко, Маврикий, Мексика, Черногория, Намибия, Оман, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Румыния, Россия, Сейшельские острова, Сербия, ЮАР, Шри-Ланка, Свазиленд, Таиланд, Македония, Восточный Тимор, Турция, Тунис, Украина, ОАЭ, Уругвай, Суринам. 136 В странах, находящихся на разных стадиях развития, на конкурентоспособность в разной степени влияют различные группы факторов. На стадии ресурсного развития страны наибольшее значение для ее конкурентоспособности имеют базовые условия (60%), показатели наращивания эффективности занимают 35% общего значения рейтинга конкурентоспособности, доля инновационных факторов незначительна (5%). При переходе страны к стадии роста эффективности значение показателей базовых условий снижается на треть (до 40%), при этом половину значения общего рейтинга конкурентоспособности составляют показатели наращивания эффективности. До 10% усиливается значение инновационных факторов. При переходе стран к стадии инновационного роста значение показателей наращивания эффективности сохраняется, при этом значение показателей базовых условий сокращается в два раза до 20%, тогда как значение инновационных факторов возрастает в 3 раза до 30% (таблица 3.3). Таблица 3.3. – Веса отдельных факторов для стран на разных стадиях развития, % Базовые условия Усилители тивности эффек- Стадия ресурсного развития 60 35 Инновационные фак5 торы Примечание – Источник: [169, с. 10]. 40 Стадия инновационного развития 20 50 50 10 30 Стадия роста эффективности По итогам 2014 г. объем ВВП Беларуси на душу населения составил более 8 000 долл. [121]. Это означает, что республика по методике ВЭФ относится к группе стран, находящихся на стадии роста эффективности. При этом значение ВВП Беларуси на душу населения находится близко к верхней границе диапазона данной группы стран (8 999 долл.). Это значит, что в перспективе Беларусь может переместиться в переходную группу стран (от стадии роста эффективности к стадии инновационного развития). В связи с этим для моделирования факторов, влияющих на ПИИ, вместе с Беларусью отобраны все страны, находящиеся на стадии роста эффективности (всего 55 стран). Описание построения эконометрической модели. В качестве индикатора привлечения прямых инвестиций в страну зависимой переменной в эконометрической модели с пространственным распределением исходных данных был выбран накопленный объем ПИИ на душу населе- 137 ния. Как отмечает большинство исследователей, притоки прямых инвестиций из года в год могут в значительной степени изменяться, т.е. подвержены большим ежегодным колебаниям, тогда как использование накопленного объема ПИИ позволяет избежать данной проблемы и повысить качество построения модели. Опираясь на существующий отечественный и зарубежный опыт в изучении предпосылок привлечения ПИИ, для эконометрического моделирования влияния факторов на объем накопленных ПИИ на душу населения были отобраны 18 показателей, из которых 8 являются экономическими и 10 институциональными факторами (Приложение Е). Информационной основой исследования являются статистические данные МВФ, ЮНКТАД, ВЭФ и ВБ. Для исследования использованы среднегодовые данные по показателям за 2005-2014 гг. Во-первых, это объясняется тем, что за данный временной интервал имеются наиболее полные доступные данные по показателям, включенным в модель. Во-вторых, полученная в данном случае эконометрическая модель будет обладать более качественными прогностическими способностями на среднесрочный и долгосрочный период за счет большей однородности используемых данных. Для удобства в расчетах и получения более качественных оценок показатели, представленные в долларах США (средний объем накопленных ПИИ на душу населения, средний объем ВВП в текущих ценах и ВВП на душу населения), были предварительно прологарифмированы по натуральному логарифму. Построение эконометрической модели выполнено в статистическом пакете обработки данных STATISTICA 6.0. При помощи статистических тестов на значимость из всего набора вышеперечисленных факторных признаков последовательно исключены следующие факторы: INFR, GDPGR, CORRUPTION, CONTRACTS, BUSINESS, CREDIT, EDUC, PAYPROD, PSTABILITY, CPI, DEMOCRACY. В итоге эконометрическая модель приобретает следующий вид: FDI = 0,521 + 0,312 · GDP + 0,298 · GDPPC + 0,011 · TRADE + 0,317 · REGULATION + 0,124 · GOVERN + 0,165 · LAW + 0,053 · TAXES (3.1) Коэффициент детерминации (R2) составил 0,884, то есть отобранные факторы на 88,4% объясняют вариацию накопленных ПИИ на душу населения в разрезе анализируемых стран. Коэффициенты регрессии в полученной модели являются статистически значимыми на 10%-ном уровне значимости (α = 0,1). Значение F-критерия составило 94,2, что значительно превышает табличное значение (Fтабл = 2,2). Основные результаты построения модели представлены в Приложении Ж. 138 В целом результаты моделирования позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, на основании полученных коэффициентов регрессии можно утверждать, что среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой экономические детерминанты, включенные в модель, оказывают следующее влияние на средний объем накопленных ПИИ: – увеличение объема ВВП в текущих ценах на 1% приводит к увеличению объема накопленных ПИИ на душу населения на 0,312%; – рост объема ВВП на душу населения (покупательской способности населения) на 1% способствует приросту результативного признака на 0,298%; – увеличение внешнеторгового оборота к ВВП на 1 процентный пункт приводит к увеличению объема накопленных ПИИ на душу населения на 0,011%. Что касается влияния институциональных факторов на приток ПИИ, то на основании полученной модели можно утверждать, что рост значения субиндекса «Качество регулирования» на 1 балл приводит к увеличению накопленных ПИИ на душу населения на 0,317%, значения субиндекса «Эффективность правительства» на 1 балл – на 0,124, значения субиндекса «Верховенство закона» на 1 балл – на 0,165%. Также повышение индекса Всемирного банка, отражающего простоту налогообложения, на 1 балл способствует росту ПИИ на душу населения на 0,053%. Необходимо отметить, что в исследовании влияния факторов на результативный признак существует еще одна важная проблема. Известно, что в экономике все взаимосвязано и почти все экономические и институциональные факторы, являясь обобщающими показателями состояния экономики и инвестиционного климата, также чаще всего взаимозависимы. На современном этапе процесс привлечения ПИИ является системным явлением, поэтому существует также определенный «системный эффект», связанный с совместным влиянием экономических и институциональных факторов на динамику поступления инвестиций в экономику того или иного государства. Методом, полностью отвечающим системному подходу, является метод разложения коэффициента множественной детерминации на сумму чистых влияний каждого фактора, выражаемых величинами β2, и показатель влияния системного воздействия факторов ηs . Он рассчитывается как разность между общим влиянием системы факторов и суммой чистых влияний каждого фактора: Ks k R 2  ¦ E j2 , j 1 где K s – эффект влияния всей системы, или «системный эффект»; R 2 – общая объясненная доля вариации результативного признака; (3.2) ПРИЛОЖЕНИЕ Е Условные обозначения и краткая характеристика исходных показателей для построения эконометрической модели Условное обозначение Тип фактора (преобладающий) Период, годы Источник данных FDI Экономический 2005-2014 ЮНКТАД, МВФ GDP Экономический 2005-2014 МВФ GDPGR GDPPC CPI TRADE INFR EDUC PAYPROD CONTRACTS BUSINESS CREDIT TAXES Экономический Экономический Экономический Экономический Экономический Экономический Экономический Институциональный Институциональный Институциональный Институциональный 2005-2014 2005-2014 2005-2014 2005-2014 2006-20152) 2006-20152) 2006-20152) 2006-20152) 2006-20152) 2006-20152) 2006-20152) DEMOCRACY Институциональный 2005-2014 PSTABILITY Институциональный 2005-2014 GOVERN Институциональный 2005-2014 REGULATION Институциональный 2005-2014 17. Среднее значение субиндекса «Верховенство закона» показателя государственного управления, баллов LAW Институциональный 2005-2014 18. Среднее значение субиндекса «Контроль коррупции» показателя государственного управления, баллов CORRUPTION Институциональный 2005-2014 МВФ МВФ МВФ ВБ ВЭФ ВЭФ ВЭФ ВБ (Doing Business) ВБ (Doing Business) ВБ (Doing Business) ВБ (Doing Business) ВБ (World Governance Indicators) ВБ (World Governance Indicators) ВБ (World Governance Indicators) ВБ (World Governance Indicators) ВБ (World Governance Indicators) ВБ (World Governance Indicators) Показатель Результативный признак: Средний накопленный объем ПИИ на душу населения (долл.), натуральный логарифм Факторные признаки: 1. Средний объем ВВП в текущих ценах (долл.), натуральный логарифм 2. Средний темп роста ВВП в постоянных ценах, % к предыдущему периоду 3. Средний объем ВВП на душу населения в долл., натуральный логарифм 4. Средний индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду 5. Средний объем внешней торговли товарами и услугами, в % к ВВП 6. Среднее значение индекса качества инфраструктуры, баллов 7. Среднее значение индекса качества системы образования, баллов 8. Среднее значение индекса, отражающего связь оплаты и производительности труда, баллов 9. «Передовой рубеж»1) по показателю «Исполнение контрактов», баллов 10. «Передовой рубеж»1) по показателю «Создание предприятия», баллов 11. «Передовой рубеж»1) по показателю «Доступ к кредитованию», баллов 12. «Передовой рубеж»1) по показателю «Налогообложение», баллов 13. Среднее значение субиндекса «Право голоса и подотчетность» показателя государственного управления, баллов 14. Среднее значение субиндекса «Политическая стабильность и отсутствие насилия» показателя государственного управления, баллов 15. Среднее значение субиндекса «Эффективность правительства» показателя государственного управления, баллов 16. Среднее значение субиндекса «Качество регулирования» показателя государственного управления, баллов 1) Данный показатель позволяет проследить удаленность каждой страны от «передового рубежа», то есть от наилучшего результата по каждому из показателей рейтинга «Doing Business» по всем странам, входящим в исследование Всемирного банка. Удаленность каждой страны от «передового рубежа» измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 представляет наихудший результат, а 100 представляет «передовой рубеж» [123]. 2) В модель показатели ВЭФ и ВБ («Doing Business») включены за период 2006-2015 гг., так как в данном случае нужно принимать во внимание, что рейтинг отчетного периода охватывает изменения, состоявшиеся в течение предыдущего года. Примечание – Источник: собственная разработка на основе [121], [123], [124], [173], [180], [181].
«Повышение макроэкономической эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций в республику Беларусь» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 74 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot