Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Посредничество в логистике, ее виды

  • 👀 1957 просмотров
  • 📌 1934 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Посредничество в логистике, ее виды» doc
Посредничество в логистике 1. Роль посредников в логистике. 2. Основные виды логистических посредников. 3. Взаимоотношения между посредниками. Современный бизнес с его высоким уровнем специализации приводит к необходимости использования в дистрибутивных каналах фирмы логистических посредников, выполняющих различные функции. Логистические посредники – это эффективный инструмент экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения. Специализация торговых посредников на логистических услугах способствует развитию комплексного характера их деятельности, значительному повышению их роли в сфере товарообращения. Посредники обеспечивают более рациональное использование транспортных средств и услуг. С развитием рыночных отношений укрепляются договорные связи посредников с грузоотправителями, транспортными предприятиями и грузополучателями. Имея собственные складские мощности, предоставляя их в пользование промышленным предприятиям на арендных или кооперационных началах, координируя эксплуатацию собственных производственных и транспортных складов, посреднические предприятия могут быть инициаторами в проведении инвестиционной политики развития складского хозяйства, комбинированного и комплексного использования действующих складских объектов. Логистические услуги, оказываемые логистическими посредниками: 1. По складированию продукции. а) складирование сырья, материалов и изделий с разукрупнением партий товаров, их подкомплектовкой, упаковкой и маркировкой; б) содействие в организации и модернизации складского хозяйства обслуживаемых предприятий. 2. Транспортные и транспортно-экспедиционные а) транспортно-экспедиционное обслуживание при обеспечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции; б) оказание помощи в оформлении транспортной документации и заключении договоров на перевозку. в) осуществление завоза и вывоза продукции собственными и привлеченными транспортными средствами. 3. Консалтинговые. а) организация хозяйственных связей между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; б) рекомендации по организации транспортно-складского хозяйства предприятий; в) услуги по регулированию производственных и товарных запасов на предприятии. 4. Информационные. а) предоставление информации о новых формах и методах организации транспортно-складского хозяйства предприятий; б) информация о передовых технологиях складирования и погрузочно-разгрузочных работ; в) информация о наиболее выгодных и надежных вариантах перевозки, о требованиях к отправке,  выдвигаемых транспортными предприятиями; г) информация о тарифах, изменениях в правилах их применения и осуществлении доставки с наименьшими затратами. При обслуживании региональных органов власти логистические посредники оказывают следующие услуги: а) разработка и участие в реализации предложений по рациональной организации транспортно-экономических связей внутри региона, с другими регионами и зарубежными странами; б) консультации по совершенствованию структуры совокупного запаса продукции в регионе. Консультации по организации транспортного обслуживания предприятий региона; в) информационное обеспечение по вопросам развития транспортно-складского хозяйства предприятий региона. Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций купли-продажи товара могут выполнять и многие другие функции физического распределения и поддерживающие (например, транспортировки, экспедирования, страхования, грузопереработки, управления запасами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сервиса). Основные виды и функции торговых посредников I. Оптовые торговцы. 1. Регулярный (независимый) оптовик. Это крупная оптовая торговая фирма с полным набором функций. 2. Промышленный дистрибьютор, дилер. Обычно промышленные дистрибьюторы работают с определенными предприятиями (например, осуществляющими сборку автомобилей), закупая для них ассортиментные группы компонентов, деталей и т.д. Индустриальный дистрибьютор обычно специализируется в сервисных услугах для узкого промышленного сегмента рынка. 3. Конечный грузоотправитель. Оптовик с ограниченными посредническими функциями, редко принимающий на себя функцию физического обладания товаром. Обычно оперирует с такими товарами как зерновые, конструкционные и строительные материалы и др. 4. Кэш-энд-кэрри оптовик. Оптовый посредник с ограниченными функциями. Обычно работает за наличный расчет с прямой доставкой товаров ритейлерам. Типичная сфера деятельности – бакалейная торговля. 5. Джоббер (фургонный дистрибьютор). Является ограниченно-функциональным оптовиком, скупающим средние или мелкие партии товаров для быстрой перепродажи. Обычно не имеет своих складов и продает товар ритейлерам или непосредственно покупателям мелкооптовыми партиями с грузовиков (фургонов). 6. Стеллажный джоббер. Обеспечивает и обслуживает стеллажи (полки) супермаркетов. Стеллажный джоббер принимает на себя полную ответственность за отбор, показ, поставку и контроль оптовых партий ритейлерам. Выполняет сервисные функции по предпродажному и послепродажному обслуживанию промышленных товаров. 7. Оптовик-сборщик. Преимущественно оперирует с сельскохозяйственной продукцией, собирая ее в заказываемые потребителями лоты (грузовые отправки) у фермеров, сельскохозяйственных предприятий. 8. Полуджоббер. Обычно рассматривается как оптовый торговец с ограниченными отдельными функциями, так как может оперировать в качестве ритейлера на конкретном локальном рынке или в дистрибутивном канале. Чаще выполняя операции, характерные для розничного торговца, иногда может осуществлять оптовые продажи. II. Функциональные посредники. 1. Торговый агент. Совершает операции сбыта товаров по поручению обычно фирмы-изготовителя готовой продукции за ее счет и от ее имени, не являясь при этом ее служащим. Права и обязанности агента регламентированы агентским соглашением. Часто работает как аналитик по сбыту, анализу, прогнозу, передаче коммерческой информации о товародвижении, объемах продаж. 2. Агент производителя. Подобно торговым агентам для промышленных предприятий он действует как заменитель их собственных отделов продаж. Функционирует на долговременной контрактной основе, обычно представляя интересы в дистрибутивных сетях нескольких мелких производителей, получая комиссионное вознаграждение, зависящее от объемов продаж. 3. Комиссионный купец. Функционирует на постоянной контрактной основе. Получает от производителя крупные партии товара и хранит их на своих базах, но не имеет права собственности на товар. Сделка оформляется договором комиссии или консигнации. От продажи товара купец получает комиссионное вознаграждение. 4. Брокер. Торговый посредник, содействующий совершению сделок купли-продажи между группами производителей товара и покупателей. Получает вознаграждение в виде комиссионных, обычно35% от суммы сделки. Участник биржевых сделок. 5. Аукционная компания. Широко распространенный тип посредников при организации продаж фруктов, табака, домашнего скота. Компания имеет соответствующие технические возможности для складирования и транспортировки экономичных грузоотправок. Финансируется продавцами товаров в процентах от объема сделки или продаж. Координация и интеграция действий логистических посредников В каждой функциональной группе логистических посредников возникают определенные рыночные взаимоотношения, которые можно разделить на координацию, конфликты и конкуренцию. Кооперация проявляется в том, что фирмы-посредники, выполняющие одинаковые или различные логистические функции в дистрибьюции, объединяют свои усилия для достижения определенной цели на своем сегменте рынка. Например, автотранспортные фирмы, занимающиеся транспортировкой однотипных грузов, могут объединяться в союзы (ассоциации) для проведения единой тарифной, ивестиционной политики с целью упрочнения на рынке транспортных услуг. Другим примером является кооперация, когда транспортная фирма кооперируется с экспедитором и фирмой, выполняющей операции грузопереработки, для захвата как можно более длинного участка дистрибутивного канала товаропроизводителя. Распространенной практикой кооперации являются постоянные отношения партнерства между торговыми оптовыми и розничными посредниками в вертикальных дистрибутивных сетях. Конфликты возникают как между логистическими посредниками, сгруппированными в дистрибутивных каналах по функциональному признаку, так и между посредниками и фирмой-производителем готовой продукции. Различают горизонтальные и вертикальные конфликты между посредниками. Горизонтальные конфликты могут возникать между посредниками одного уровня в дистрибутивном канале, например, между среднеоптовыми торговыми фирмами, реализующими одинаковый ассортимент продукции в определенной территориальной зоне. Вертикальные конфликты могут возникать между функционально сгруппированными посредниками в логистической цепи: производитель – оптовик – ритейлер – потребитель. Например, оптовый торговый посредник может быть не согласен с ценовой , продуктовой, и другой политикой фирмы-производителя. Конкуренция может быть на одном дистрибутивном канале и между дистрибутивными каналами. Среди посредников определяется лидер (например крупные независимые оптовые торговцы, мощные транспортно-экспедиторские фирмы). В конкурентной борьбе с лидерами другие посредники используют новые формы логистической интеграции между собой и товаропроизводителями. А. Двойная дистрибьюция. Многие фирмы развивают два и более дистрибутивных канала для одной продукции с переменной интенсивностью материалопотока готовой продукции в них в зависимости от спроса. Б. Взаимодействие с эксклюзивным партнером. Распространенной практикой в современном западном бизнесе является использование фирмой-производителем эксклюзивных дилеров, дистрибьюторов, торговых агентов, которым предоставляется право на определенные логистические операции. В. Захват определенной группы, категории готовой продукции или товарной номенклатуры (вертикальная интеграция). В этом случае посредник или группа посредников стремятся захватить весь дистрибутивный канал продукта или товарной категории фирмы-производителя за счет снижения общих логистических затрат для конкретного канала, повышения качества сервиса или другими способами. Г. Связанные взаимоотношения. Партнеры в дистрибьюции для обеспечения конкурентоспособности связывают себя определенными (иногда полулегальными) обязательствами в торговых или других отношениях (например, не получать или не продавать товар фирмы-конкурента и т.п. Закупочная логистика Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Служба снабжения одновременно является элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие; элементом микрологистической системы и самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Задачи закупочной логистики 1. Определение потребности в материальных ресурсах. Устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок, рассчитывается общая потребность в мат. ресурсах. Может решаться задача «делать или покупать». 2. Исследование рынка закупок. Начинают с изучения поставщиков, оценивают все возможные источники закупаемых ресурсов, анализируют риски, связанные с выходом на конкретный рынок. 3. Выбор поставщиков. 4. Осуществление закупок. Включает выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, организацию транспортировки и др. 5. Контроль поставок. Осуществляется учет количества рекламаций и брака, отслеживаются сроки поставки. 6. Подготовка бюджета закупок. Определяют следующие виды затрат: - затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; - затраты на транспортировку, экспедирование и страхование; - затраты на грузопереработку; - затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки; - затраты на приемку и проверку материальных ресурсов; - затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках. 7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Существует два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия Структура второго варианта создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда. Задача "сделать или купить" Задача "сделать или купить" заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комп­лектующее изделие самим, если это в принципе возмож­но, выполнять самостоятельно какую-либо работу или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. Чем выше степень развития логистики в обществе, тем спокойнее предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя. Вне зависимости от ситуации во внешней сpeде на самих предприятиях могут действовать факторы, обуслов­ливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в слу­чае, если: - потребность в комплектующем изделии невелика; - отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; ­ - отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: - потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика; - комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а ­также в ряде других случаев. Задача выбора поставщика Этапы решения этой задачи: 1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут использоваться следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов, посещение выставок и ярмарок; личные контакты с возможными поставщиками. 2. Анализ потенциальных поставщиков. Критерии оценки качества поставщиков: А цена и качество продукции Б надежность поставок В скорость поставок Г удаленность поставщика от потребителя Д наличие резервных мощностей Е организация управления качеством у поставщика Ж психологический климат у поставщика З финансовое положение поставщика 3. Оценка результатов работы с поставщиками. Составляется специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга проводят дифференциацию закупаемых предметов труда по значимости для производственного или торгового процесса. Главным критерием при выборе поставщика значимых предметов труда будет надежность поставки. Если предметы труда не являются значимыми, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку. Пример расчета рейтинга поставщика значимого товара Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса критерия на оценку 1. надежность поставки 0,30 7 2,1 2. Цена 0,25 6 1,5 3. Качество товара 0,15 8 1,2 4. Условия платежа 0,15 4 0,6 5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7 6. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2 Итого: 1,00 6,3 Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. При вступлении в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком собирают о нем необходимую информацию, в основном это: - отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств; - отношение объема продаж к дебиторской задолженности; - отношение чистой прибыли к объему продаж; - движение денежной наличности; - оборачиваемость запасов и др. Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике Появление концепции относят к концу 50-х годов. Компания «Тойота Моторс» применила ее принципы в автомобилестроении. Это философия и технические приемы. Ядром этой концепции является точка зрения, что все запасы нежелательны и они должны быть устранены или сведены к минимуму. Цель этого метода – производить и отгружать продукцию точно в срок для ее дальнейшего использования. Особое значение для реализации принципа «точно в срок» для ее дальнейшего использования. Принцип ТВС применяется к закупкам для сокращения или устранения запасов. Предусматривается наличие нужного материала в соответствующем товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии и без потерь. Принцип ТВС предполагает наличие нескольких надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Для успешной реализации продукции по этому методу большое значение имеет вид транспортировки и отгрузки. Каждый вид транспортировки имеет свои преимущества и недостатки относительно других видов. Например, автотранспорт эффективен при перевозке продукции мелкими партиями. Система ТВС характеризуется следующими основными чертами: А минимальными (нулевыми) запасами МР,ГП, НП. Б короткими производственными (логистическими) циклами В небольшими объемами производства ГП и пополнения запасов (поставок) Г взаимоотношениями по закупкам МР с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков. Д Эффективной информационной поддержкой; Е Высоким качеством ГП и логистического сервиса. Основные слагаемые эффекта от использования ТВС: - исключается ряд операций из технологической цепи поставок - сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал - сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками - сокращаются запасы в пути, так как увеличивается надежность поставок. - улучшается качество товара Задачи, которые решаются в процессе проектирования и внедрения ТВС. 1. В области отношений с поставщиками: - поиск близко расположенных поставщиков; - переход на длительные хозяйственные связи; - пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками; - стимулирование поставщиков к внедрению ТВС у них и продвижению ТВС далее к их поставщикам; - поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок; - вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень; - организация безбумажного информационного обмена; - централизованная доставка силами и средствами поставщика; - применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком. 2. По объему поставок: - поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства или реализации; - обеспечение возможности частых поставок малыми партиями; - поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах. 3. В области качества поставляемой продукции: - тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя. 4. В области отгрузки: - четкое соблюдение расписаний, использование постоянных, проверенных перевозчиков. Метод быстрого реагирования Это метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом. Основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса. 1-я технология: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что в данный момент продается. 2-я технология: электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющий предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации. 3-я технология. Автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров). Новая концепция бизнеса – это дух партнерства и сотрудничества между организациями, участвующими в продвижении товара. Логистическая концепция организации производства Ее основные положения: 1 отказ от избыточных запасов; 2 устранение простоев; 3 устранение брака; 4 отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа; 5 устранение нерациональных внутризаводских перевозок 6 сокращение времени на основные и транспортно-складские операции Логистическая концепция производства в отличие от традиционной работает в условиях «рынка покупателя». Производственные системы должны иметь качественную и количественную гибкость. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами. Например в Японии 20% основных рабочих и 80% временных. Резерв рабочей силы должен дополняться резервом средств труда. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике Толкающая система – это система организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Такие системы характерны для традиционных методов организации производства. Эти системы впервые были разработаны в 60-х гг 20 века, они требуют использования ЭВМ (МРП-1 И МРП-2 – системы планирования потребностей в материалах). Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции: 1 обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; 2 в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия – снабженческих, производственных, сбытовых. Тянущая система – это система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Центральная система здесь не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия. К тянущим системам относится система «Канбан», в переводе с японского – карточка. Существуют карточки отбора и производственного заказа, которые циркулируют между цехами. Система «канбан» позволяет снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции. Слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к упралению материальным потоком на производстве 1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. 2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. 3. Сокращаются простои оборудования. 4. Улучшается качество выпускаемой продукции. 5. Сокращается производственный цикл и минимизируются затраты Распределительная логистика Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е в процессе оптовой продажи товаров. Отличительные черты распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи: 1 подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; 2 системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок; 3 системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Задачи распределительной логистики На микроуровне 1 Планирование процесса реализации 2 Организация получения и обработки заказа 3 Выбор упаковки 4 Организация отгрузки, доставки и транспортирования 5 Организация послереализационного обслуживания Определение оптимального уровня сервиса На макроуровне 1 Выбор канала распределения 2 Решение вопроса о сети складов 3 Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории. Выбор канала распределения Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам: 1 По числу торговых точек а интенсивное распределение относится к большому числу торговых точек, например для товаров повседневного спроса б селективное распределение (небольшое число точек рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка 2 По признаку прямолинейности (т.е. количеству звеньев вертикального канала распределения) а прямая дистрибьюция (производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж б непрямая дистрибьюция (когда товары поступают потребителям через систему посредников – оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и др.) Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивные сети. При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др. При построении схемы дистрибутивной сети в логистической системе, выборе каналов распределения готовой продукции и логистических посредников в дистрибьюции следует учитывать целый комплекс факторов: характер производства и спроса, имеющиеся ресурсы в дистрибьюции, территориальные особенности сбыта готовой продукции, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая территория, знание товара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями и т.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки и др. В зависимости от объемов производства (спроса) и типа товаров различают три наиболее распространенные возможные схемы (модели) дистрибутивных сетей Необходимым условием возможности выбора канала распределения является развитие инфраструктуры товарных рынков. Правительство Российской Федерации наметило программу развития инфраструктуры товарного рынка. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: - подсистемы торговых посредников и складского хозяйства; - подсистемы информационного обеспечения; - подсистемы транспортного обеспечения; - финансово-кредитной подсистемы; - подсистемы нормативно-правового обеспечения. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: А сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения к потребителю Б минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат. В повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки. Г значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынок. Д предотвращение экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки тары и упаковки. Е внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров. Ж создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно- правовой базы, разработки методической документации. Транспортная логистика Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Затраты на транспортировку достигают 50% от суммарных логистических затрат. Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: 1. Транспорт общего пользования – это все виды транспорта предприятий любой формы собственности за исключением промышленного или технологического. 2. Транспорт необщего пользования – это промышленный транспорт и транспорт личного пользования. Критерии при выборе альтернативы создания своего парка транспортных средств или использования наемного транспорта 1 затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава); 2 затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке; 3 скорость (время) транспортировки; 4 качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и т.п.). В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм, поэтому вдальнейшем мы будем рассматривать именно эту альтернативу. Этапы управления транспортировкой на уровне логистического менеджмента фирмы 1 выбор способа транспортировки; 2 выбор вида транспорта; 3 выбор транспортного средства; 4 выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке; 5 оптимизация параметров транспортного процесса. Способы транспортировки (виды транспортировки) 1 Унимодальная (одновидовая). Осуществляется одним видом транспорта (например, автомобильным). 2 Смешанная. Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. 3 Комбинированная. Отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. 4 Интермодальная. Это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. При этом грузовладелец заключает договор на перевозку груза по всему маршруту следования с одним посредником (оператором). 5. Мультимодальная. Осуществляется оператором за пределы страны. Один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги. Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок: - присутствие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования; - единый сквозной тариф за перевозку; - единый транспортный документ; - единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки Основные критерии при выборе способа транспортировки и вида транспорта: 1 минимальные затраты на транспортировку; 2 заданное время транзита (доставки груза); 3 максимальная надежность и безопасность; 4 минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути; 5 мощность и доступность вида транспорта; 6 продуктовая дифференциация. Также необходимо руководствоваться требованиями стандартов качества груза, международных экологических требований. Характеристики основных видов транспорта Вид транспорта Достоинства Недостатки Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам потребления. Недостаточно высокая сохранность груза. Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Внутренний водный (речной) Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза. Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота. Воздушный Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов. Особая роль в логистических системах принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортного комплекса. Без автомобильного транспорта практически невозможна реализация современных логистических технологий в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей. Ранжирование критериев при выборе вида транспорта Критерий (показатель) Вид транспорта ж/д водный автомобильный воздушный Трубопров. Затраты, связанные с транспортировкой 2-3 1-2 4 5 2 Время доставки 3 4 2 1 5 Надежность соблюдения графика доставки 2 4 1-2 3 1 Мощность 2 4 2-3 3 1 Доступность 2 4 1 3 5 Безопасность 3 4 1 2 1-2 Способность перевозить разные грузы 2 1 3 4 5 Единице соответствуют лучшие значения. В первую очередь принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки. Ранжирование критериев выбора перевозчика Наименование критерия Ранг Надежность времени доставки (транзита) 1 Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери» 2 Общее время транзита «от двери до двери» 3 Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа 4 Финансовая стабильность перевозчика 5 Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) 6 Частота сервиса 7 Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза 8 Потери и хищения груза (сохранность груза) 9 Экспедирование отправок 10 Квалификация персонала 11 Отслеживание отправок 12 Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса 13 Гибкость схем маршрутизации перевозок 14 Сервис на линии 15 Процедура заявки (заказа транспортировки) 16 Качество организации продаж транспортных услуг 17 Специальное оборудование 18 Составление маршрутов движения транспорта Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом Свира (или дворника-стеклоочистителя). Пусть А – распределительный центр (склад), цифрами обозначены потребители материального потока. Суть метода Свира заключается в том, что полярная ось(начало которой размещено распределительном складе), подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелке, «стирая» при этом с координатного поля изображенных на нем потребителей материального потока. Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Данный метод дает хорошие результаты на евклидовой транспортной сети, т.е. в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой. Терминальные перевозки Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой груза и др операциями. Виды терминалов 1 Универсальные. Представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Их функциями являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок. 2 Специализированные терминалы. Осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов. (Много специализированных терминалов во Франции и Японии (2000)). 3 Терминальные комплексы. Транспортные коридоры Согласно определению КВТ ЕЭК ООН (Комитет по Внешнему транспорту Европейской; Эконо­мической комиссии Организации Объединенных Наций : «Транспортный кори­дор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные гру­зовые и пассажирские перевозки между отдельными географиче­скими районами, включает в себя подвижной состав и стацио­нарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организа­ционно-правовых условий осуществления этих перевозок». Маршруты коридоров отрабатывались после исследования направлений и величины грузо- и пассажиропотоков. Переход к системам транспортных коридоров осуществлялся постепенно. Это долгий процесс, имеющий тенденции к расширению участ­ников, внедрению национальных транспортных сетей в общеми­ровые с выработкой определенных принципов по финансирова­нию, развитию технологий работы в системе коридоров, введе­нию в эту систему новых проектов и т.д. Финансирование формирования транспортных коридоров осу­ществляется международными финансовыми организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а также заинтересованными странами и частными инвесторами. Причем, обустройство коридоров может включать в себя строитель­ство новых путей сообщения, реконструкцию и ремонт уже име­ющихся основных технических сооружений на тех видах транс­порта, которые создают конкретный коридор. В связи со строительством новых сооружений и реконструкцией старых особое зна­чение придается экологическим аспектам. На Критской (1994) конференции министров транспорта были обна­родованы девять коридоров в европейском регио­не (Транссиб (Москва-Дальний Восток, Северный морской путь, БАМ, железнодорожная трасса Восточный Китай – Казахстан коридор Север –Юг (Скандинавия – Азия) и др), однако существуетует острая необходимость присоединения к ним транспортных путей Востока, где создаются также свои международные транспортные связи. Тема. Система хранения и складской обработки Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и бесперебойному отпуску потребителю. Роль складов в логистике 1. Способствуют сохранению качества продукции, материалов, сырья. 2. Повышают ритмичность и организованность производства и работы транспорта. 3. Улучшают использование территорий предприятий. 4. Снижают простои транспортных средств и транспортные расходы. 5. Складирование необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления продукции. Классификация складов 1. По назначению: а материальные (снабженческие) б внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые в сбытовые. 2. По виду и характеру хранимых материалов: а универсальные б специализированные 3. По типу конструкции а закрытые б полузакрытые в открытые г специальные (бункерные сооружения, резервуары) 4. По месту расположения и масштабу действий а центральные б участковые в прицеховые 5. По степени механизации а немеханизированные б автоматизированные 6. По степени огнестойкости а несгораемые б трудносгораемые в сгораемые Высотные склады могут быть статическими, когда отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа и динамическими, когда стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом и с помощью специального вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м, длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5. Динамические склады крупнее. Высота стеллажей 16-24 м, но может достигать и 40 м. Длина до 150 м. Функции складов 1. Временное размещение и хранение материальных запасов; 2. Преобразование материальных потоков; 3. Обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Также к функциям складов относятся погрузка, разгрузка, укладка в штабели, комплектация, маркировка, упаковка и др. Задачи, решаемые в складировании при проектировании логистических систем 1. Сколько складов иметь в логистической системе; 2. Где разместить склады; 3. Иметь собственный склад, или пользоваться наемным; 4. Какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе. А также выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации погрузочно разгрузочных работ по всему циклу движения грузов. Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы логистической системы 1. Определение стратегических целей логистической системы. 2. Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему. 3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи. 4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения. 5. Разработка различных вариантов построения логистической системы: а с одним или несколькими складами б со складами, расположенными на тех или иных участках логистической цепи; в со складами, реализующими те или иные функции; г с собственными и наемными складами 6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов 7. Выбор для реализации одного из вариантов Выбор альтернативного варианта осуществляют по критерию минимума приведенных затрат. Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле: , где ЗП –приведенные затраты по варианту; n – число принимаемых во внимание статей издержек; С1 – годовые эксплуатационные расходы; С2 – годовые транспортные расходы; С3 – годовые расходы на управление складской системой; С4 – годовые расходы на содержание запасов; С5 – прочие расходы и потери. К – полные капитальные вложения в строительство и оборудование складов, приведенные по фактору времени – по норме дисконта; Т – срок окупаемости варианта Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Графический метод решения задачи определения оптимального количества складов в логистической системе В качестве независимой переменной выберем величину N – количество складов, через которое осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек: 1 транспортные расходы; 2 расходы на содержание запасов; 3 расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства; 4 расходы, связанные с управлением складской системой; 5 потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя. Зависимость затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов
«Посредничество в логистике, ее виды» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 89 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot