Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Порядок уплаты

  • 👀 266 просмотров
  • 📌 204 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Порядок уплаты» docx
1. Порядок уплаты Под плательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги. Плательщики несут ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ). ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем "любые лица" не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, поскольку уплата платежа это их право, но не обязанность. В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц ответственных за уплату платежа (пункт 2 ст. 348 ТК РФ). В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько самостоятельных групп. 1. Обязательные плательщики таможенных платежей. Обязательными плательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры. Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенных платежей, в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенное оформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенных платежей. 2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей. К числу возможных плательщиков таможенных платежей относятся: - лицо, осуществляющее грузовые операции, при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в морском, речном порту в месте прибытия (пункт 4 ст. 78 ТК РФ); - перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенный перевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 ст. 90 ТК РФ); - владелец склада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 112 ТК РФ), а также иное лицо, осуществляющее временное хранение иностранных товаров (железная дорога - пункт 3 ст. 116 ТК РФ; получатель товаров - пункт 3 ст. 117 ТК РФ); - владелец таможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 230 ТК РФ); - лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или лицо, которому передано разрешение на переработку (пункт 7 ст. 179 ТК РФ); - лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления (пункт 6 ст. 192 ТК РФ); - лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (пункт 5 ст. 203 ТК РФ); - лицо, получившее разрешение на временный ввоз, или лицо, которому переданы временно ввезенные товары (пункт 7 ст. 212 ТК РФ); - лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза (ст. 257 ТК РФ); - владелец магазина беспошлинной торговли (пункт 2 ст. 262 ТК РФ); - лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу (пункт 4 ст. 320 ТК РФ); - лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения (пункт 4 ст. 320 ТК РФ); - лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (пункт 4 ст. 320 ТК РФ), то есть недобросовестные приобретатели товаров; - организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления (пункт 5 ст. 295 ТК РФ). Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком.Исключения из данного правила составляют следующие случаи: - выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей; - исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях; - дополнительные начисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверки сведений, заявленных декларантом. Дополнительные начисления возможны, например, в случаях: - установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров; - установления нарушений правил классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; - самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров; - самостоятельного определения таможенным органом количества товаров. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Вместе с тем, по выбору плательщика, таможенные пошлины, налоги могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты. Как правило, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения из данного правила составляют случаи: - выпуска товаров до подачи таможенной декларации; - уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом; - уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения. Сроком уплаты таможенных платежейявляется период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТК РФ связывает необходимость уплаты таможенных платежей. В соответствии со статьей 329 ТК РФ существуют следующие виды сроков уплаты таможенных платежей: 1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ - 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если место таможенного декларирования отлично от места прибытия товаров на таможенную территорию. При этом, совпадение сроков уплаты платежей со сроком подачи таможенной декларации (см. пункт 1 ст. 129 ТК РФ) не должно отождествляться, так как момент принятия декларации, в случае ее подачи, например, на второй или на третий день, не завершает течение срока уплаты платежа. 2. При вывозе товаров, срок уплаты таможенных платежей не имеет как такового периода и определен событием, с которым связано, в том числе возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно, подачей таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 ст. 319 и пункт 2 ст. 329 ТК РФ). Отдельные исключения из этого правила предусмотрены в случаях применения периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 ТК РФ), а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ). 3. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима (например, день истечения срока хранения товаров в режиме таможенного склада - абзац 1 пункта 1 ст. 223 ТК РФ). 4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров, сроком уплаты таможенных платежей является первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами (например, продажа товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями или продажа товара, ввезенного в качестве гуманитарной помощи). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске данных товаров. 5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей, сроком такой уплаты считается день совершения данного нарушения (например, утрата или выдача без разрешения таможенного органа товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, хранящихся на складе временного хранения, или помещенных под таможенный режимтаможенного склада, магазина беспошлинной торговли). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день прибытия товаров на таможенную территорию - пункт 2 ст. 77 ТК РФ, день получения письменного разрешения на внутренний таможенный транзит - ст. 80 ТК РФ, день завершения внутреннего таможенного транзита - пункт 4 ст. 103, день помещения товаров под избранный таможенный режим - пункт 3 ст. 157 ТК РФ). 6. Сроки уплаты таможенных платежей в случае применения специальных таможенных процедур, установлены для каждой такой процедуры в отдельности. Например, физические лица, перемещающие товары в ручной клади и сопровождаемом багаже, уплачивают таможенные платежи непосредственно при следовании через Государственную границу Российской Федерации (пункт 1 ст. 287 и пункт 1 ст. 286 ТК РФ). 7. Сроки уплаты таможенных платежей, устанавливаемые для отдельных случаев таможенными органами или заинтересованными лицами, с согласия таможенных органов. Например, сроки уплаты таможенных платежей, в отношении временно ввезенных товаров (при уплате периодических сумм таможенных пошлин, налогов - пункт 3 ст. 212 ТК РФ), сроки предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (пункты 6, 7 ст. 333 ТК РФ). 8. Сроки уплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ. В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 391 ТК РФ товары рассматриваются выпущенными для свободного обращения, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров. ТК РФ предусматривается изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочкилиборассрочки. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований: - причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; - задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа; - перемещения плательщиком через таможенную границу товаров, являющихся товарами, подвергающимися быстрой порче; - осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям. В случаях возбуждения в отношении плательщика уголовного дела, по признакам таможенного преступления или возбуждения процедуры банкротства, таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об изменении срока уплаты таможенных платежей. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов сопровождается: - взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки; - обеспечением уплаты таможенных платежей. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей- совершение плательщиком действий, освобождающих его от обязанности по уплате платежа в отношении перечисленной суммы. При соблюдении требований таможенных операций и процедур, дата уплаты таможенного платежа не должна превышать установленные сроки уплаты. Иначе, в части превышения таких сроков, образуетсянедоимка, с которой взимается определенный процент (пени), за просрочку уплаты таможенного платежа.Пени начисляютсяза каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Исключение составляют случаи: - выставления требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю или гаранту (пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией - пункт 3 ст. 349 ТК РФ); - исполнения требования таможенного органа об уплате таможенных пошлин, налогов в установленный в требовании срок (пени уплачиваются с момента образования недоимки до момента выставления требования, в противном случае пени уплачиваются с момента образования недоимки по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов включительно либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - пункт 4 ст. 349 ТК РФ); - нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения (за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат - пункт 5 ст. 349 ТК РФ); - доплаты в течение 10 рабочих дней, со дня получения требования об уплате таможенных платежей, дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов в случае самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров (пункт 7 ст. 323 ТК РФ); - доплаты вывозных таможенных пошлин, при периодическом временном декларировании российских товаров (на момент подачи полной таможенной декларации - пункт 6 ст. 138 ТК РФ); - доплаты таможенных пошлин, налогов в течение 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о необходимости уплаты указанных сумм по результатам выверки количества продуктов переработки (при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории - пункт 2 ст. 185 и пункт 2 ст. 208 ТК РФ); - доплаты сумм таможенных пошлин, налогов в связи с представлением в таможенный орган уточненных сведений о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом (абзац 2 пункта 2 ст. 312 ТК РФ); - невозможности уплаты таможенных пошлин, налогов по причине принятия таможенным органом или судом решений о приостановлении операций плательщика в банке или наложении ареста на имущество плательщика (абзац 2 пункта 3 ст. 75 НК РФ). Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога). На основании ст. 332 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях: 1. С момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Для целей подтверждения данного факта, плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение, с отметкой банка о списании соответствующих сумм. На основании пункта 2 ст.149 ТК РФ в случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. Условный выпуск товаров при непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов возможен. В случаях уплаты таможенных пошлин, налогов с помощью микропроцессорной пластиковой карты (таможенной карты), подтверждением уплаты таможенного платежа служит платежный документ, сформированный электронным терминалом и подписанный держателем таможенной карты и инспектором таможни. 2. С момента внесения наличных денежных средств /в кассу таможенного органа. Для юридических лиц - в сумме до 60 тысяч рублей (на основании указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами"). При осуществлении таможенного платежа наличными, оформляется таможенный приходной ордер (ТПО). 3. С момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей. Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления. 4. С момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей. Моментом зачетаявляется получение таможенным органом распоряжения о зачете. При наличии авансовых сумм на счете таможенного органа, в качестве распоряжения о зачете рассматривается поданная таможенная декларация (применительно к суммам таможенных пошлин, налогов, указанных в ней - пункт 3 ст. 330 ТК РФ). В случае использования денежного залога для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, помимо распоряжения о зачете требуется подтвердить исполнение обязательства, которое обеспечивалось денежным залогом (пункт 4 ст. 345 ТК РФ). Например, предоставить свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита (пункт 1 ст. 92 ТК РФ), если в соответствии с со ст. 86 ТК РФ применялось обеспечение уплаты таможенных платежей). 5. С момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства. 6. С момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов. Указанные в двух последних пунктах денежные средства должны фактически поступить на счет таможенного органа. Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей, а при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях, организации почтовой связи, которая затем переводит денежные суммы на счет соответствующего таможенного органа (таможенного органа, который их и начислил при осуществлении таможенного оформления товара в месте международного почтового обмена - пункты 3, 4 ст. 295 ТК РФ). Таможенные платежи могут быть уплачены в любой форме. К формам уплатытаможенных платежей относятся: - безналичный расчет (платежное поручение, таможенные карты, зачет авансовых сумм, денежного залога, излишне уплаченных и излишне взысканных платежей); - наличный расчет (оформление таможенного приходного ордера). Таможенные платежи уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Применение обеспечения уплаты таможенных платежей имеет место в случаях: - изменения срока уплаты таможенных платежей (предоставление отсрочки или рассрочки); - условного выпуска товаров; - перевозки или хранения иностранных товаров (внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров на складе получателя); - осуществления деятельности в области таможенного дела; - обнаружения таможенным органом товаров, в отношении которых не были уплачены таможенные платежи либо не соблюдены иные требования ТК РФ. Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает двадцати тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. Исключения составляют случаи, когда в специальных статьях ТК РФ предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей выступает в качестве одного из условий применения соответствующей таможенной процедуры, например, при помещении товаров в режим беспошлинной торговли. ТК РФ предусматривает следующие способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов: 1. Залог товаров и иного имущества. Предметом залога являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством РФ. Договор о залоге заключается с оставлением предмета у залогодателя или с передачей заложенного имущества залогодержателю (таможне). 2. Банковская гарантия. Банковские гарантии вправе выдавать только банки, кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков и иных кредитных организаций. Порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в соответствующий Реестр установлен ТК РФ (ст. 343 ТК РФ). Порядок ведения данного Реестра установлен приказом ГТК России от 1 сентября 2003 г. № 949 "Об утверждении Правил ведения Реестра банков и иных кредитных организаций"). Реестр банков и иных кредитных организаций утвержден приказом ГТК России от 1 апреля 2004 г. № 405 "Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций". 3. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог). В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка. Форма и порядок использования таможенной расписки установлены приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1311 "Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки". Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату или, по желанию плательщика, - использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами. Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. 4. Поручительство. В соответствии со ст. 346 ТК РФ в качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым способом, по выбору плательщика. Причем одно обязательство может обеспечиваться несколькими способами. Так же как и несколько обязательств могут обеспечиваться одним способом (генеральное обеспечение- пункт 3 ст. 337 ТК РФ). По общему правилу, закрепленному в пункте 1 ст. 338 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм. Исключения составляют случаи: - определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей как разницы между суммой таможенных платежей исчисленных таможенным органом и суммой таможенных платежей, уплаченных декларантом (пункт 3 ст. 153 ТК РФ); - установления ФТС России фиксированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (например, подакцизных). Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом не зависимоот привлечения плательщика к ответственности за нарушение таможенных правил. Принудительное взыскание таможенных платежей имеет свои особенности в зависимости от лица, в отношении которого могут быть использованы меры по взысканию таможенных платежей. В отношении юридического лица предусмотрен механизм бесспорного списания необходимых сумм со счетов плательщика-организациив банке, или за счетиного имущества, а также в судебном порядке. Допускается взыскание таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не выпущены для свободного обращения (находятся под таможенным контролем). При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о его счетах, таможенный орган вправе взыскать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога. Принудительное взыскание с физических лиц производится только в судебном порядке. Принудительное взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей (как с физических, так и с юридических лиц) не производится при наличии одного из следующих обстоятельств: 1. Если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, то есть при истечении срока давности взыскания таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Форма требования утверждена приказом ГТК России от 14 августа 2003 г. № 886 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей". 2. Если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится при наличии заявления плательщика и по решению таможенного органа, на счет которого поступили соответствующие платежи. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей. Проценты (по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ) на возвращаемые суммы таможенных платежей начисляются только в том случае, если таможенный орган пропустит месячный срок (со дня подачи плательщиком заявления) принятия решения о возврате. Проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание. ТК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при установлении одного из которых, излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги не возвращаются: - наличие у плательщика задолженностипо уплате таможенных платежей; - сумма таможенных платежей, подлежащих возврату менее 150 рублей (за исключением возврата платежей физическим лицам); - пропущен срок обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей. Возврату подлежат не только суммы излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей, но и суммы пеней и процентов, уплаченные с возвращаемых сумм таможенных пошлин, налогов. Возврат таможенных платежей, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным (например, в случаях отзыва таможенной декларации или вывоза товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта) возможен при подаче плательщиком заявления об этом в течение одного года, со дня следующего за днем наступления оснований для возврата. Возврат денежного залога осуществляется только при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. Денежный залог может быть возвращен в валюте платежа и, в зависимости от формы уплаты, в наличной валюте либо перечислен на счет плательщика. Возврат авансовых платежей осуществляется применительно к возврату таможенных пошлин, налогов при условии, что заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения авансовых платежей в кассу или поступления на счет таможенного органа. 2. Таможенные пошлины Таможенная пошлина представляет собой платеж, уплачиваемый в обязательном порядке, взимаемый таможенными органами с товаров, перемещаемых через таможенную границу, и обладающий всеми чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимается односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога. Таможенная пошлина обладает всеми необходимыми основными налоговыми характеристиками: 1. уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением; 2. таможенная пошлина не представляет собою плату за предоставленные услуги; 3. поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходови растворяются в общей массе поступлений в доходную часть федерального бюджета. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). В зависимости от обложения таможенной пошлинойввозимых либо вывозимых товаров существует два видатаможенных пошлин: - ввозная (импортная) таможенная пошлина; - вывозная (экспортная) таможенная пошлина. Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Вывознымитаможенными пошлинамиоблагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный. Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ "О таможенном тарифе". Порядок уплатытаможенной пошлиныустанавливается ТК РФ. Особенности расчетатаможенной пошлинызависят от вида ее ставки. Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 4) предусмотрены 3 вида ставок: а) адвалорная ставка таможенной пошлины; б) специфическая ставка таможенной пошлины; в) комбинированная ставка таможенной пошлины. Адвалорная (стоимостная) ставкатаможенной пошлиныустанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумматаможенной пошлинырассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах. Специфическая ставкатаможенной пошлиныустанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступаетевро.Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт. Комбинированная ставкатаможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20 % там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15 % там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов. Совокупность или свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом(фр. тариф - tarif - система ставок). Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых)таможенной пошлинойи совокупность ставоктаможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара. Виды и размеры ставок, равно как и категории облагаемых пошлиной товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ вТаможенном тарифеРоссийской Федерации. Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид: Код товара по ТН ВЭД России Наименование позиции Дополнительные единицы измерения Ставка Таможенной пошлины Наименования и обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской федерации. Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция). По структуре классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти - десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД. При таможенном декларировании код товаров определяется декларантом или таможенным брокером и указывается в соответствующих документах (таможенной декларации). Таким образом, таможенно - тарифное регулирование России основывается (помимо Закона РФ "О таможенном тарифе") на ТН ВЭД России и Таможенном тарифе Российской Федерации. Тарифные квотыпредставляют собой ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина. В отношении товаров, перемещаемых вне квоты, как правило, действует запретительная пошлина. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством. Порядок выдачи лицензии и порядок ее предоставления при таможенном оформлении см. в разделеЛицензирование. Тарифные квоты могут быть установлены в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ. При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. В случае если при установлении импортных квот проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств (т.н. исторический принцип). Тарифные квоты в настоящее время применяются только к импортируемым товарам. Объем тарифных квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. На 2005 год размер тарифных квот установлен следующими документами: Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета: - таможенной пошлиныпо адвалорной ставке; - НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Таможенная стоимость применяется для определения суммы таможенного сбора за таможенное оформление товаров. Таможенная стоимость вывозимых товаров служит налоговой базой для расчета экспортной таможенной пошлиныпо адвалорной ставке. Элементы, входящие в структуру таможенной стоимости могут быть различны, в зависимости от того, стоимость это, ввозимых или вывозимых товаров. Кроме того, необходимость определения таможенной стоимости может возникнуть: - при изменении таможенного режима (см., например, пункт 2 ст. 214 ТК РФ, ст. 222 ТК РФ): - в случае уплаты таможенных платежейв отношении незаконно перемещенных товаров или товаров, использованных на территории РФ в нарушении требований таможенных процедур (пункты 2, 3 ст. 327 ТК РФ). Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию РФ. В основе такой формулировки лежит главный метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров - "Метод по цене сделки с ввозимыми товарами". Если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара, с учетом степени его износа. Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим, а именно: - затраты по приобретению; - затраты по доставке приобретенных товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ. Затраты по приобретению могут включать: а) комиссионные и брокерские услуги; б) стоимость контейнеров, тары и упаковки (составляющих с товаром одно целое, в соответствии с ТН ВЭД); в) стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно либо по сниженным ценам; г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности; д) величину части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи и использования ввозимых (оцениваемых) товаров на территории РФ. Так как основу всех затрат составляет контрактная стоимость товара, то все перечисленное должно быть включено в контрактную стоимость лишь в том случае, если эти расходы ранее туда не вошли. Кроме того, при наличии факторов, влияющих на установление реальной цены товара, например, взаимозависимость продавца и покупателя, таможенный орган вправе не принять такую стоимость и обратиться к контрактным (рыночным) ценам на идентичные (одинаковые во всех отношениях) или однородные (имеющие некоторые различия, например по химическому составу, но коммерчески взаимозаменяемые и обладающие одинаковой репутацией на рынке) товары. Вторую группу затрат составляют расходы по доставке приобретенных товаров до места ввоза на территорию РФ (транспортные расходы), которые включают в себя следующие показатели: а) Стоимость транспортировки (фрахт). Стоимость транспортировки составляют расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию РФ до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути. б) Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров. Данные расходы могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза на таможенную территорию РФ. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу. в) Страховые суммы. Страховая сумма (страховая премия) - сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения. Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки. Поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" и "после места ввоза" и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости. Перечисленные затраты также как и предыдущие (затраты по приобретению) должны учитываться с целью доначисления только в том случае, если ранее не вошли в контрактную стоимость. Типовой перечень расходов по доставке товаров (от продавца к покупателю) с учетом обязанностей партнеров, а также видов транспортных средств разработан Международной торговой палатой, которые известны как "Инкотермс - 2000" (Публикация Международной торговой палаты. № 560). Возможные доначисления:   а) Связанные с приобретением товаров;  б) По доставке товаров до места ввоза. Таможенная стоимость вывозимых товаров выглядит несколько иначе и, согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" определяется Правительством РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 № 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт, либо себестоимость идентичных или однородных товаров, включая затраты, связанные с их реализацией и размер получаемой прибыли. В случае, если во внешнеторговом договоре отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара (например, с учетом биржевых котировок на соответствующую дату, по формуле расчета цены и т.п.) либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора окончательная цена товара определяется по результатам его приемки покупателем по количеству и качеству (т.е. на дату таможенного оформления цена сделки не известна), определение и заявление таможенной стоимости осуществляется исходя из представленных декларантом документов, подтверждающих и/или уточняющих заявленную им таможенную стоимость вывозимых товаров. При этом, таможенное оформление вывозимых товаров производится с учетом временной (условной) оценки. В качестве базы для временной (условной) оценки вывозимых товаров принимается либо предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре, либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре условиями ее расчета. После представления декларантом в таможенный орган всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, осуществляются корректировка таможенной стоимости и перерасчет таможенных платежей. При невозможности проведения подобных расчетов временная (условная) оценка вывозимых товаров может быть произведена на основе имеющейся в распоряжении таможенного органа соответствующей ценовой информации. При отсутствии сделки купли - продажи в отношении вывозимых товаров (например, безвозмездные и компенсационные поставки, поставки по договору аренды и т.п.), а также в случае невозможности использования цены сделки купли - продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, стоимость вывозимого товара определяетсялибо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца - экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Методы определения таможенной стоимости, а также последовательность и порядок их применения установлены законом РФ "О таможенном тарифе". В соответствии со ст. 18 закона РФ "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов - по цене сделки с ввозимыми товарами; - по цене сделки с идентичными товарами; - по цене сделки с однородными товарами; - вычитания стоимости; - сложения стоимости; - резервного метода. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости (между собой) могут применяться в любой последовательности. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Для этих целей могут применяться отдельные формуляры таможенных документов, например, декларация таможенной стоимости (ДТС), бланки формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС). ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев: - ввоза товаров физическими лицами (для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности); - ввоза товаров, заявляемая величина таможенной стоимости которых не порождает обязанности уплаты таможенных платежей (например, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей); - если при таможенном оформлении одной из предыдущих партий товаров, поставленных по внешнеторговому договору, согласно которому ввозятся декларируемые товары, таможенным органом было принято решение о возможности применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в отношении всех товаров, поставляемых по этому договору, и не производятся дополнительные начисления к цене сделки и (или) вычеты из нее, а условия договора остаются неизменными (специальный порядок контроля таможенной стоимости товаров). За исключением случаев ввоза товаров физическими лицами, таможенный орган оставляет за собой право требовать (при необходимости) письменного в произвольной форме представления ДТС для подтверждения заявленной декларантом в ГТД таможенной стоимости. КТС применяется для уточнения сведений о декларируемых (посредством ГТД) товарах и может использоваться как до выпуска товаров, так и после их выпуска таможенным органом. До выпуска товаров КТС составляется: - при выявлении, например, технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости; несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости; некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости, а также при выявлении ряда иных недостатков; - при решении вопроса о выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости; - при определении таможенной стоимости товара таможенным органом в случаях, установленных таможенным законодательством РФ (см., например, пункт 7 ст. 323 ТК РФ). После выпуска товаров КТС составляется: - при принятии решения по таможенной стоимости товаров, выпущенных с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены; - при выявлении после выпуска товара технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и (или) сумму подлежащих уплате таможенных платежей; несоответствия фактурной и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара; - при выявлении в ходе проведения таможенного и валютного контроля (за исключением таможенной ревизии) после завершения таможенного оформления товара технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, которые повлияли на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей; дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей; - при выявлении в ходе таможенной ревизии, иных проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, либо которые не были учтены при определении величины таможенной стоимости товара. При проведении корректировки таможенной стоимости товара, КТС составляется на основепринятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости этого товара. Лицо, подавшее таможенную декларацию (декларант или таможенный брокер), составляет КТС в одном из следующих случаев: а) если таможенным органом принята таможенная стоимость, скорректированная этим лицом (пункт 5 ст. 323 ТК РФ); б) если выпуск товаров осуществляется с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (на основе произведенного таможенным органом расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей) по результатам контроля таможенной стоимости (пункт 6 ст. 323 ТК РФ). Если, на основании пункта 7 ст. 323 ТК РФ таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, то КТС составляется должностным лицом таможенного органа. Ставки ввозных таможенных пошлинприменяютсядифференцированно. В соответствии с пунктом 2 ст. 29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей: - применения тарифных преференций; - применения непреференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Тарифные преференциипредставляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплатытаможенной пошлиныв зависимости от страны происхождения товаров. Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставоктаможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Преференциальная система Российской Федерацииохватывает следующие группы стран: 1.Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлинв размере 75 процентов от ставок ввозныхтаможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок). 2.Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.). К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлиныне применяются. Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержденпостановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057. Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции". К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары. Освобождения от уплаты таможенной пошлиныпредусмотрены не только для товаров ввозимых в Российскую Федерацию из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввознымитаможенными пошлинамине облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ТК РФ страной происхождения товара может быть как конкретная страна (регион или часть страны, например, свободная таможенная зона), так и группа стран или таможенные союзы стран. Для того, чтобы товар мог рассматриваться, как происходящий из какой-либо страны, такой товар должен отвечать одному из следующих требований: 1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно статье 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и морские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также, зарегистрированные в данной стране, космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на которых получена продукция высоких технологий. 2. Достаточная переработка товара в данной стране. Общим правилом достаточной переработки является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления товаров) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Данное правило будет определяющим, при установлении страны происхождения товаров, если одновременно выполняются следующие условия: - характер производственных или иных операций должен отвечать критериям достаточной переработки (пункт 3 статьи 32 ТК РФ дает исчерпывающий перечень операций, которые не отвечают критериям достаточной переработки - обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешивание товаров и др. операции); - соблюдаются дополнительные критерии (в случае их установления) достаточной переработки, а именно, специальные требования к особенностям осуществления определенных производственных или технологических операций и/или выполнение правил адвалорной (стоимостной) доли. Например, по Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 479) товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Правила фиксированной адвалорной доли можно встретить и в отдельных таможенных режимах (свободный склад и свободная таможенная зона), содержащих льготные условия таможенного налогообложения. Например, в соответствии с ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 ТК РФ, при установлении порядка применения критериев достаточной переработки и для целей предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки. В соответствии с Соглашением стран СНГ от 12 апреля 1996 г. "О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Факт происхождения товара из конкретной страны должен быть подтвержден в установленном ТК РФ порядке. Статьями 34 - 36 ТК РФ предусмотрены несколько форм документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Такими документами являются: - декларация о происхождении товара; - сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме. Причем Кодекс позволяет в качестве такой декларации использовать коммерческие или иные документы, имеющие отношение к перемещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя (продавца или экспортера) товаров о стране их происхождения. Сертификат о происхождении товара предоставляется только в случаях, определяемых Правительством РФ. Существуют несколько форм сертификатов. Сертификат происхождения товаров формы "А", предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран-пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы "СТ-1", в отношении товаров,происходящих из стран СНГ. Вместе с тем, не всегда требуется подтверждать страну происхождения товаров. Например, в соответствии с пунктом 2 ст. 37 ТК РФ не требуется предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров: - в случаях заявления ввозимых в РФ товаров к таможенному режиму международного таможенного транзита или временного ввоза (с полным освобождениемвременно ввозимых товаров от уплаты таможенных платежей), при отсутствии признаков, указывающих на страну, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через территорию РФ; - если общая таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров (отправленных одновременно, одним отправителем, одним способом и в адрес одного получателя) менее 20 000 рублей; - товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами не для предпринимательской деятельности; - в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ (например, при перемещении товаров дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций - глава 25 ТК РФ). Также не требуется документального подтверждения страны происхождения товаров, если предоставление тарифных преференций не предусмотрено международными договорами РФ или законодательством РФ. В случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление тарифных преференций, но документы, подтверждающие страну происхождения товаров отсутствуют, подлежат уплате таможенные пошлиныпо ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (базовые ставки). Использование режима наиболее благоприятствуемой нации для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухстороннего торгового договора (соглашения). Перечень таких стран обобщен в документах ГТК России(США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др., всего 129 стран). При обнаружении таможенными органами признаков того, что страной происхождения товаров является страна торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, подлежат уплатетаможенные пошлины(либо предоставляется обеспечение уплатытаможенных пошлин) по базовым ставкам, увеличенным в два раза. Однако, даже, еслитаможенная пошлинаи была уплачена (либо по базовым ставкам, либо по базовым ставкам, увеличенным в два раза), возможен последующий возврат таможенными органами уплаченных сумм. Такой возврат возможен при одновременном соблюдении следующих условий: - с момента принятия таможенным органом таможенной декларации не прошло одного года; - заинтересованным лицом подтверждается страна происхождения товара. Данный возврат таможенной пошлиныполучил в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ТК РФ название "восстановления преференциального режима" или соответственно "восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации". Таким образом, обязанность заявления, подтверждения и доказывания страны происхождения товара лежит на декларанте. При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за принятием предварительного решения. 4. Таможенные сборы Таможенные сборы за таможенное оформление товаров подлежат уплате при декларировании товаров. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, а также легковых автомобилей, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД России, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, уплачиваются по следующим ставкам: 500 рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно; 1 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно; 2 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно; 5,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2500 тыс. рублей включительно; 7,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5000 тыс. рублей включительно; 20 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 5000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10000 тыс. рублей включительно; 50 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 30000 тыс. рублей включительно; 100 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 30000 тыс. рублей 1 копейку и более. 250 рублей - за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД России. 500 рублей - за таможенное оформление товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита (в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве). 500 рублей - за таможенное оформление перемещаемых (ввозимых/вывозимых) через таможенную границу РФ ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации). 500 рублей - в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании). 10 тысяч рублей - за таможенное оформление единицы воздушного, морского, речного смешанного (река-море) плавания судна, перемещаемого через таможенную границу РФ в качестве товаров: • в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза и переработки (если операцией по переработке является ремонт таких судов); • при завершении действия таможенных режимов временного ввоза путем реэкспорта временно ввезенных судов, временного вывоза путем реимпорта временно вывезенных судов, переработки на таможенной территории путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории РФ после проведенного ремонта, а также переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории РФ после проведенного ремонта. Таможенные сборы за таможенное оформлениене взимаются в отношении: 1) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи (содействию); 2) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; 3) культурных ценностей, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования; 4) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в целях демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и на иных подобных мероприятиях, по решению Правительства РФ; 5) наличной валюты РФ, ввозимой или вывозимой Центральным банком РФ, за исключением памятных монет; 6) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5 000 рублей; 7) товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита, в случае, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения; 8) бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории Российской Федерации и направляемых в адрес Торгово-промышленной палаты РФ; 9) акцизных марок, перемещаемых через таможенную границу РФ; 10) товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; 11) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации; 12) товаров, указанных в пункте 1 статьи 265 ТК РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских, речных или воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов; 13) товаров, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 268 ТК РФи помещаемых под иные специальные таможенные режимы; 14) товаров, указанных в подпункте 3 статьи 268 ТК РФ, в случаях, предусмотренных Правительством РФ; 15) отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; 16) товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы и помещены под таможенный режим уничтожения; 17) товаров, прибывших на таможенную территорию РФ, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенных под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру, помещаемых под таможенный режим реэкспорта и убывающих с таможенной территории РФ из указанного пункта пропуска; 18) иных товаров в случаях, определяемых Правительством РФ; 19) товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА; 20) запасных частей и оборудования, которые перемещаются через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со статьей 278 ТК РФ; 21) товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, помещенных под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в международных перевозках в качестве транспортных средств; 22) профессионального оборудования при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном ввозе. Перечень профессионального оборудования, на которое распространяется действие настоящего подпункта, устанавливается Правительством РФ в соответствии с нормами международного права и общепринятой международной практикой; 23) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральных костюмов, цирковых костюмов, кинокостюмов, сценического оборудования, партитур, музыкальных инструментов и другого театрального реквизита, циркового реквизита, кинореквизита), помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; 24) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенные сборы за таможенное сопровождениеуплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения. Таможенные сборы за таможенное сопровождениеуплачиваются в следующих размерах: 1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: • до 50 км - 2 000 рублей; • от 51 до 100 км - 3 000 рублей; • от 101 до 200 км - 4 000 рублей; • свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей. 2) за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение определяются Правительством Российской Федерации. Таможенные сборы за хранениеподлежат уплате при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа. Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада. Освобождение от уплаты таможенных сборов за хранение товаров предусмотрено в случаях: • помещения таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа; • определяемых Правительством РФ.
«Порядок уплаты» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 32 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot