Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие, задачи, методы криминологии

  • 👀 690 просмотров
  • 📌 646 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие, задачи, методы криминологии» docx
Конспект лекции по теме 5.1 «Понятие, предмет, метод и система криминологии» по дисциплине «Основы криминологии» ПЛАН 1 Понятие, задачи и предмет криминологии 2 Методы криминологии 3 Система криминологии Нормативный материал 1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. 3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ» / Система «Консультант плюс». 4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ / Система «Консультант плюс». 5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 / Система «Консультант плюс». 6. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 / Система «Консультант плюс». Основная литература 1. Антонян, Ю.М. Криминология : учебник / Ю.М. Антонян. – М., 2012. 2. Долгова, А.И. Криминология : учебник / А.И. Долгова. – М., 2017. 3. Лунеев, В.В. Криминология : учебник / В.В. Лунеев. – М., 2017. 4. Клейменов, М.П. Криминология : учебник / М.П. Клейменов. – М., 2015. 5. Эминов, В.Е. Криминология : учебник / отв. ред. В.Е. Эминов. – Москва, 2020. 6. Прозументов, Л.М. Криминология. Общая часть: учебник / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. – Томск, 2017. Дополнительная литература 1. Босхолов, С.С. Введение в криминологию : учебное пособие / С.С. Босхолов. – Иркутск, 2018. 2. Шутов, В.Н. Криминология: основные термины и определения : учебное пособие / В.Н. Шутов. – Иркутск, 2017. 3. Решетников, А.Ю. Криминология : учебное пособие для вузов / А.Ю. Решетников, О.Р. Афанасьева. – М., 2018. 4. Милюков, С.Ф. Борьба с преступностью: неожиданные аспекты / С.Ф. Милюков // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 7. – Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2004. 1. Понятие, задачи и предмет криминологии Криминология является самостоятельной наукой со своим предметом, методом и системой. Термин «Криминология» происходит от сочетания лат. crimen – преступление и др.-греч. λόγος – учение, что в переводе означает «наука о преступлении». Криминология – это социально-правовая, междисциплинарная, общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, ее причины и условия, личность преступника, систему форм и мер ее предупреждения. Криминология, как и любая другая наука, характеризуется самостоятельным предметом исследований, который в настоящее время состоит из четырех основных элементов: 1. Преступность как социальное и уголовно-правовое явление. 2. Детерминанты преступности (ее причины, условия и факторы преступности). 3. Личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклоняющимся поведением, которое дает основание прогнозировать их преступное поведение в будущем. 4. Предупреждение преступности посредством общекриминологических и специально-криминологических мер профилактического воздействия. Содержание предмета криминологии помогает органам внутренних дел решить следующие задачи. 1) описательную, которая состоит в том, чтобы дать реальную «картину» преступности на определенной территории и в определенный промежуток времени, 2) объяснительную, которая состоит в том, чтобы раскрыть детерминанты преступности, обуславливающие ее существование и состояние на определенном этапе развития общества; 3) прогностическую, которая состоит в том, чтобы сделать научно обоснованное предположение о состоянии преступности через незначительный (краткосрочный прогноз) или значительный (долгосрочный прогноз) промежутки времени; 4) обеспечительную, которая состоит в разработке научно обоснованной стратегии и тактики предупреждения преступности, в проведении научных экспертиз нормативных актов, программ, концепций, касающихся предупреждения преступности, а также в обосновании необходимости криминализации или декриминализации деяний. Значение криминологии состоит в том, что она рассматривает преступность как объективное общественное явление, противодействие которому является задачей его общественных институтов и государственных структур. Наряду с этим криминология научно обеспечивает разработку и реализацию политики предупреждения и борьбы с преступностью. Сотруднику органов внутренних дел знание основных положений криминологии позволит объективно и беспристрастно оценивать криминальную ситуацию, предвидеть наиболее вероятный вариант ее развития и принимать верные решения, направленные на ее позитивное изменение. 2. Методы криминологии Понятие метода криминологии является обобщающим и включает в себя 1) методологию – философскую основу науки; 2) методы – конкретные приемы, средства и способы исследования; 3) методику – совокупность конкретных методов (технику исследования) применяемых при изучении конкретных проблем преступности (например, при изучении преступности несовершеннолетних). Другими словами – это способы сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. К методам, применяемым в криминологии, относятся: Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Частнонаучные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Наиболее часто применяются следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, абстрагирование, выдвижение гипотез и др. Анализ представляет собой процесс разложения целого на части. С помощью анализа можно выявить структуру исследуемого объекта (например, структуру преступности, структуру личности преступника и т. п.). Анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного, свести сложное к простому. Результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений. Синтез – это объединение частей в целое на основе имеющихся смысловых связей объектов между собой. Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим выводам. Цель индукции – проникновение в сущность явлений, постижение их закономерностей. Дедукция предполагает получение логического вывода, основываясь на движении от общего к частному. Дедуктивный метод применяется с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий. Сравнение – сопоставление объектов друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. Этот метод используется криминологией в целях выявления сходства и различий преступности в разных государствах, преступности лиц разного пола, возраста и т. п. Обобщение – метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Основывается на умении видеть единое в многообразном (общие идеи, подходы, закономерности, тенденции), обнаруживать объединяющее свойство, придающее некоторую целостность изучаемым объектам. Аналогия – заключение о сходстве двух объектов в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках, т. е. перенос знаний об одном объекте на другой менее изученный, но сходный по существенным признакам. Абстрагирование – метод, с помощью которого выделяются только существенные свойства предметов и явлений. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности. Частнонаучные методы, используемые криминологией, подразделяются на социологические, психологические, статистические Социологические методы, используемые в криминологии: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов, эксперимент. Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Виды наблюдения: невключенное и включенное. Невключенное наблюдение – это наблюдение, когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри. Опрос – метод сбора интересующей исследователя информации, основанный на непосредственном (очный опрос – интервью) и опосредованном (заочный опрос – анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемом (респондентом). Виды опроса: заочный (анкетирование) и очный (интервьирование). Анкетирование – способ получения нужной криминологической информации, путем формулирования вопросов, включенных в анкету, обеспечивающего однозначное понимание и толкование. Анкеты могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые «закрытые» вопросы, на которые заранее сформулированы и приведены альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Интервьюирование проводится в форме очной беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого. Интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, так как при интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, более доступной и понятной форме. Однако анкетирование позволяет охватить большее количество респондентов и сэкономить время. Анализ документов – это метод первичного сбора данных, при котором документы используются в качестве источника информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Эксперимент – научно-поставленный опыт. Этот метод применяется для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы и т. п. Психологические методы используются в криминологии для изучения особенностей личности преступника и анализа межличностных связей и отношений в так называемых малых группах. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование дает возможность глубже изучить особенности личности таких отдельных категорий преступников, как убийцы, насильники, террористы, коррупционеры и т. д. В зависимости от целей проводимого исследования могут использоваться различные тестовые методики, например СМИЛ-тест (MMPI) и тест Люшера. Социометрический метод применяется для изучения межличностных и межгрупповых отношений и иерархии в малых группах. Социометрический метод дает возможность выявить: структуру и динамику внутригрупповых отношений; уровень развития группы; степень сплоченности-разобщенности группы; особенности социально-психологического климата группы; причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы; неформальных лидеров; неформальные группировки и т. д. В криминологии этот метод применяется при изучении особенностей иерархии взаимоотношений участников в организованных преступных группах. Статистические методы – это научные методы описания и изучения общих статистических закономерностей преступности. Применение статистических методов в криминологических исследованиях позволяет собирать, обобщать данные о лицах, совершающих преступления, а также о состоянии преступности, ее динамике, структуре, выявлять ее закономерности и тенденции. Методы статистики, применяемые в криминологии: статистического наблюдения; сводка и группировка данных; анализ статистических материалов. Как правило, все эти методы принято рассматривать как единый специфический метод статистики, хотя они могут рассматриваться и как отдельные статистические методы. Статистическое наблюдение – это организованный сбор информации о массовых социальных процессах и явлениях, имеющих отношение к изучаемым криминологией проблемам. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения. Каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (посягательства на жизнь и здоровье, посягательства на общественный порядок и общественную безопасность и т. д.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, наличию судимости и т. д.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Анализ статистических материалов позволяет изучить закономерности и взаимозависимости массовых криминологических и социальных явлений. 3. Система криминологии Системность – является существенным признаком научного познания его. Объединение разрозненных знаний, не имеющих систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленный сбор данных, представляющих научный интерес, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в целостную упорядоченную совокупность. Криминологические знания логически образуют систему, состоящую из двух основных блоков: Общей и Особенной частей. В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы: понятие и содержание преступности, ее признаки и основные показатели; учение о личности преступника, причины и условия преступности, механизм индивидуального преступного поведения, виктимология (учение о жертве преступления), прогнозирование преступности, теория предупреждения преступности. В Особенной части рассматривается криминологическая характеристика и предупреждение отдельных видов преступности, определяемых в зависимости от содержания преступных деяний (насильственная преступность, коррупционная преступность, корыстная преступность, неосторожная преступность и т. д.) или от особенностей лиц, их совершающих (преступность несовершеннолетних, женская преступность, рецидивная преступность, профессиональная преступность и т. д.). Для раскрытия сущности криминологии как самостоятельной науки важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук. Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами, однако эта связь имеет различное содержание. Криминология широко использует законы, категории и понятия философии в качестве методологической базы. Диалектический подход познания предмета криминологии предполагает использование исторического принципа исследования, что связывает криминологию и историю, особенно историю государства и права. Предупреждение преступлений является важной государственной функцией, что делает криминологию наукой управления, тесно связанной с политологией, экономикой, демографией, международным правом. Будучи социально-правовой наукой криминология тесно связана с социологией, которая изучает содержание, формы и механизм действия закономерностей функционирования человеческого общества в различных сферах жизнедеятельности и в различных исторических условиях. Используя выводы социологических, экономических, политических, исторических научных исследований, криминология познает детерминанты преступности. Связь криминологии с административным правом проявляется в использовании административно-правовых средств предупреждения преступности. Административное право изучает вопросы организации деятельности правоохранительных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит борьба с преступностью и профилактика противоправного поведения, а криминология разрабатывает вопросы оптимизации организационной структуры данных органов. Наиболее тесная связь криминологии и уголовно-правовыми науками : уголовное право, уголовно-исполнительное права, уголовно-процессуальное право, криминалистика, что обусловлена общностью стоящей перед ними задачи – предупреждения преступлений. Эти науки оперируют одними и теми же понятиями, такими как «преступление», «наказание», «состав преступления», «судимость» и др. Криминологические знания об особенностях механизма индивидуального преступного поведения, свойствах личности преступников, влиянии различных факторов на преступность, нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений. Взаимосвязь криминологии с психологией имеет значение для исследования субъективных причин преступности, мотивации преступного поведения, и разработки на их основе тактики криминологической профилактики преступлений. Связь криминологии с педагогикой обусловлена тем, что многие криминогенные особенности личности закладываются в период воспитания и обучения. Опираясь на достижения педагогики, ученые-криминологи разрабатывают профилактически-воспитательные меры воздействия на лиц, особенности личности которых, их образ жизни или среда, в которой они пребывают, указывают на возможность становления на противоправный путь. Психиатрия и медицина также взаимодействуют с криминологией в процессе выработки основных направлений исследований, целью которых является разработка методов выявления признаков заболеваний и девиаций, способствующих ее криминализации (например, наркомания, алкоголизм, психопатические изменения личности, педофилия и др.) и их своевременной коррекции. Судебная медицина и судебная психиатрия выявляют влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления, целью же криминологии является исследование механизма индивидуального преступного поведения, с учетом этих знаний возможна и разработка эффективных мер предупреждения. В обработке эмпирического материала, в получении показателей, отражающих свойства криминологической обстановки и динамику их изменений, используются методы статистики, адаптированные к познанию криминологических явлений и процессов. Особенность криминологии состоит в том, что она, являясь самостоятельной и самодостаточной научной дисциплиной, синтезирует знания криминологического характера, формулирует положения, не охватываемые другими науками, используя при этом достижения различных отраслей знания для решения стоящих перед ней задач. Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие криминологии. 2. Что входит в предмет криминологии? 3. Какие методы являются основными в криминологических исследованиях? 4. В чем заключается метод системного анализа в криминологии? 5. На решение каких задач ориентирована современная криминология? 6. Возможно ли полное искоренение преступности? 7. Каково практическое значение криминологии?
«Понятие, задачи, методы криминологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 15 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot