Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции
по теме 5.1 «Понятие, предмет, метод и система криминологии»
по дисциплине «Основы криминологии»
ПЛАН
1
Понятие, задачи и предмет криминологии
2
Методы криминологии
3
Система криминологии
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ» / Система «Консультант плюс».
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ / Система «Консультант плюс».
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 / Система «Консультант плюс».
6. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 / Система «Консультант плюс».
Основная литература
1. Антонян, Ю.М. Криминология : учебник / Ю.М. Антонян. – М., 2012.
2. Долгова, А.И. Криминология : учебник / А.И. Долгова. – М., 2017.
3. Лунеев, В.В. Криминология : учебник / В.В. Лунеев. – М., 2017.
4. Клейменов, М.П. Криминология : учебник / М.П. Клейменов. – М., 2015.
5. Эминов, В.Е. Криминология : учебник / отв. ред. В.Е. Эминов. – Москва, 2020.
6. Прозументов, Л.М. Криминология. Общая часть: учебник /
Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер. – Томск, 2017.
Дополнительная литература
1. Босхолов, С.С. Введение в криминологию : учебное пособие /
С.С. Босхолов. – Иркутск, 2018.
2. Шутов, В.Н. Криминология: основные термины и определения : учебное пособие / В.Н. Шутов. – Иркутск, 2017.
3. Решетников, А.Ю. Криминология : учебное пособие для вузов / А.Ю. Решетников, О.Р. Афанасьева. – М., 2018.
4. Милюков, С.Ф. Борьба с преступностью: неожиданные аспекты / С.Ф. Милюков // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 7. – Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2004.
1. Понятие, задачи и предмет криминологии
Криминология является самостоятельной наукой со своим предметом, методом и системой.
Термин «Криминология» происходит от сочетания лат. crimen – преступление и др.-греч. λόγος – учение, что в переводе означает «наука о преступлении».
Криминология – это социально-правовая, междисциплинарная, общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, ее причины и условия, личность преступника, систему форм и мер ее предупреждения.
Криминология, как и любая другая наука, характеризуется самостоятельным предметом исследований, который в настоящее время состоит из четырех основных элементов:
1. Преступность как социальное и уголовно-правовое явление.
2. Детерминанты преступности (ее причины, условия и факторы преступности).
3. Личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклоняющимся поведением, которое дает основание прогнозировать их преступное поведение в будущем.
4. Предупреждение преступности посредством общекриминологических и специально-криминологических мер профилактического воздействия.
Содержание предмета криминологии помогает органам внутренних дел решить следующие задачи.
1) описательную, которая состоит в том, чтобы дать реальную «картину» преступности на определенной территории и в определенный промежуток времени,
2) объяснительную, которая состоит в том, чтобы раскрыть детерминанты преступности, обуславливающие ее существование и состояние на определенном этапе развития общества;
3) прогностическую, которая состоит в том, чтобы сделать научно обоснованное предположение о состоянии преступности через незначительный (краткосрочный прогноз) или значительный (долгосрочный прогноз) промежутки времени;
4) обеспечительную, которая состоит в разработке научно обоснованной стратегии и тактики предупреждения преступности, в проведении научных экспертиз нормативных актов, программ, концепций, касающихся предупреждения преступности, а также в обосновании необходимости криминализации или декриминализации деяний.
Значение криминологии состоит в том, что она рассматривает преступность как объективное общественное явление, противодействие которому является задачей его общественных институтов и государственных структур. Наряду с этим криминология научно обеспечивает разработку и реализацию политики предупреждения и борьбы с преступностью.
Сотруднику органов внутренних дел знание основных положений криминологии позволит объективно и беспристрастно оценивать криминальную ситуацию, предвидеть наиболее вероятный вариант ее развития и принимать верные решения, направленные на ее позитивное изменение.
2. Методы криминологии
Понятие метода криминологии является обобщающим и включает в себя
1) методологию – философскую основу науки;
2) методы – конкретные приемы, средства и способы исследования;
3) методику – совокупность конкретных методов (технику исследования) применяемых при изучении конкретных проблем преступности (например, при изучении преступности несовершеннолетних).
Другими словами – это способы сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней.
К методам, применяемым в криминологии, относятся:
Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.
Частнонаучные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности.
Наиболее часто применяются следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.
Анализ представляет собой процесс разложения целого на части. С помощью анализа можно выявить структуру исследуемого объекта (например, структуру преступности, структуру личности преступника и т. п.). Анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного, свести сложное к простому. Результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений.
Синтез – это объединение частей в целое на основе имеющихся смысловых связей объектов между собой.
Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим выводам. Цель индукции – проникновение в сущность явлений, постижение их закономерностей.
Дедукция предполагает получение логического вывода, основываясь на движении от общего к частному. Дедуктивный метод применяется с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.
Сравнение – сопоставление объектов друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. Этот метод используется криминологией в целях выявления сходства и различий преступности в разных государствах, преступности лиц разного пола, возраста и т. п.
Обобщение – метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Основывается на умении видеть единое в многообразном (общие идеи, подходы, закономерности, тенденции), обнаруживать объединяющее свойство, придающее некоторую целостность изучаемым объектам.
Аналогия – заключение о сходстве двух объектов в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках, т. е. перенос знаний об одном объекте на другой менее изученный, но сходный по существенным признакам.
Абстрагирование – метод, с помощью которого выделяются только существенные свойства предметов и явлений. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.
Частнонаучные методы, используемые криминологией, подразделяются на социологические, психологические, статистические
Социологические методы, используемые в криминологии: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов, эксперимент.
Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Виды наблюдения: невключенное и включенное.
Невключенное наблюдение – это наблюдение, когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы.
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри.
Опрос – метод сбора интересующей исследователя информации, основанный на непосредственном (очный опрос – интервью) и опосредованном (заочный опрос – анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемом (респондентом). Виды опроса: заочный (анкетирование) и очный (интервьирование).
Анкетирование – способ получения нужной криминологической информации, путем формулирования вопросов, включенных в анкету, обеспечивающего однозначное понимание и толкование. Анкеты могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые «закрытые» вопросы, на которые заранее сформулированы и приведены альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ.
Интервьюирование проводится в форме очной беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого. Интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, так как при интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, более доступной и понятной форме.
Однако анкетирование позволяет охватить большее количество респондентов и сэкономить время.
Анализ документов – это метод первичного сбора данных, при котором документы используются в качестве источника информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации.
Эксперимент – научно-поставленный опыт. Этот метод применяется для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы и т. п.
Психологические методы используются в криминологии для изучения особенностей личности преступника и анализа межличностных связей и отношений в так называемых малых группах.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование дает возможность глубже изучить особенности личности таких отдельных категорий преступников, как убийцы, насильники, террористы, коррупционеры и т. д. В зависимости от целей проводимого исследования могут использоваться различные тестовые методики, например СМИЛ-тест (MMPI) и тест Люшера.
Социометрический метод применяется для изучения межличностных и межгрупповых отношений и иерархии в малых группах. Социометрический метод дает возможность выявить: структуру и динамику внутригрупповых отношений; уровень развития группы; степень сплоченности-разобщенности группы; особенности социально-психологического климата группы; причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы; неформальных лидеров; неформальные группировки и т. д. В криминологии этот метод применяется при изучении особенностей иерархии взаимоотношений участников в организованных преступных группах.
Статистические методы – это научные методы описания и изучения общих статистических закономерностей преступности. Применение статистических методов в криминологических исследованиях позволяет собирать, обобщать данные о лицах, совершающих преступления, а также о состоянии преступности, ее динамике, структуре, выявлять ее закономерности и тенденции.
Методы статистики, применяемые в криминологии: статистического наблюдения; сводка и группировка данных; анализ статистических материалов. Как правило, все эти методы принято рассматривать как единый специфический метод статистики, хотя они могут рассматриваться и как отдельные статистические методы.
Статистическое наблюдение – это организованный сбор информации о массовых социальных процессах и явлениях, имеющих отношение к изучаемым криминологией проблемам.
Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения. Каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (посягательства на жизнь и здоровье, посягательства на общественный порядок и общественную безопасность и т. д.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, наличию судимости и т. д.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия.
Анализ статистических материалов позволяет изучить закономерности и взаимозависимости массовых криминологических и социальных явлений.
3. Система криминологии
Системность – является существенным признаком научного познания его. Объединение разрозненных знаний, не имеющих систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленный сбор данных, представляющих научный интерес, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в целостную упорядоченную совокупность.
Криминологические знания логически образуют систему, состоящую из двух основных блоков: Общей и Особенной частей.
В Общей части криминологии рассматриваются следующие вопросы: понятие и содержание преступности, ее признаки и основные показатели; учение о личности преступника, причины и условия преступности, механизм индивидуального преступного поведения, виктимология (учение о жертве преступления), прогнозирование преступности, теория предупреждения преступности.
В Особенной части рассматривается криминологическая характеристика и предупреждение отдельных видов преступности, определяемых в зависимости от содержания преступных деяний (насильственная преступность, коррупционная преступность, корыстная преступность, неосторожная преступность и т. д.) или от особенностей лиц, их совершающих (преступность несовершеннолетних, женская преступность, рецидивная преступность, профессиональная преступность и т. д.).
Для раскрытия сущности криминологии как самостоятельной науки важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук.
Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами, однако эта связь имеет различное содержание.
Криминология широко использует законы, категории и понятия философии в качестве методологической базы. Диалектический подход познания предмета криминологии предполагает использование исторического принципа исследования, что связывает криминологию и историю, особенно историю государства и права.
Предупреждение преступлений является важной государственной функцией, что делает криминологию наукой управления, тесно связанной с политологией, экономикой, демографией, международным правом.
Будучи социально-правовой наукой криминология тесно связана с социологией, которая изучает содержание, формы и механизм действия закономерностей функционирования человеческого общества в различных сферах жизнедеятельности и в различных исторических условиях.
Используя выводы социологических, экономических, политических, исторических научных исследований, криминология познает детерминанты преступности.
Связь криминологии с административным правом проявляется в использовании административно-правовых средств предупреждения преступности. Административное право изучает вопросы организации деятельности правоохранительных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит борьба с преступностью и профилактика противоправного поведения, а криминология разрабатывает вопросы оптимизации организационной структуры данных органов.
Наиболее тесная связь криминологии и уголовно-правовыми науками : уголовное право, уголовно-исполнительное права, уголовно-процессуальное право, криминалистика, что обусловлена общностью стоящей перед ними задачи – предупреждения преступлений. Эти науки оперируют одними и теми же понятиями, такими как «преступление», «наказание», «состав преступления», «судимость» и др. Криминологические знания об особенностях механизма индивидуального преступного поведения, свойствах личности преступников, влиянии различных факторов на преступность, нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.
Взаимосвязь криминологии с психологией имеет значение для исследования субъективных причин преступности, мотивации преступного поведения, и разработки на их основе тактики криминологической профилактики преступлений.
Связь криминологии с педагогикой обусловлена тем, что многие криминогенные особенности личности закладываются в период воспитания и обучения. Опираясь на достижения педагогики, ученые-криминологи разрабатывают профилактически-воспитательные меры воздействия на лиц, особенности личности которых, их образ жизни или среда, в которой они пребывают, указывают на возможность становления на противоправный путь.
Психиатрия и медицина также взаимодействуют с криминологией в процессе выработки основных направлений исследований, целью которых является разработка методов выявления признаков заболеваний и девиаций, способствующих ее криминализации (например, наркомания, алкоголизм, психопатические изменения личности, педофилия и др.) и их своевременной коррекции. Судебная медицина и судебная психиатрия выявляют влияние физического и психического состояния лица на совершение им преступления, целью же криминологии является исследование механизма индивидуального преступного поведения, с учетом этих знаний возможна и разработка эффективных мер предупреждения.
В обработке эмпирического материала, в получении показателей, отражающих свойства криминологической обстановки и динамику их изменений, используются методы статистики, адаптированные к познанию криминологических явлений и процессов.
Особенность криминологии состоит в том, что она, являясь самостоятельной и самодостаточной научной дисциплиной, синтезирует знания криминологического характера, формулирует положения, не охватываемые другими науками, используя при этом достижения различных отраслей знания для решения стоящих перед ней задач.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие криминологии.
2. Что входит в предмет криминологии?
3. Какие методы являются основными в криминологических исследованиях?
4. В чем заключается метод системного анализа в криминологии?
5. На решение каких задач ориентирована современная криминология?
6. Возможно ли полное искоренение преступности?
7. Каково практическое значение криминологии?