Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие о сознании

  • 👀 199 просмотров
  • 📌 157 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие о сознании» docx
Журавлева А.С., гр. ФПБ-32 ПЛАН-КОНСПЕКТ лекционного занятия на тему «Понятие о сознании» Сведения о группе: факультет гуманитарных и социальных наук, гр. ГМУ-12,13,14, специальность «муниципальное управление». Литература, используемая при подготовке: А.Г.Маклаков «Общая психология», Л.Д.Столяренко «Основы психологии», Бойко З.В., Полянская Е.Н. «Методические рекомендации по прохождению практики для студентов-психологов». Цель лекции: Раскрыть содержание понятий «сознание» и «самосознание». Задачи лекции: обучающая – сформировать у студентов представление о понятиях «сознание» и «самосознание», их отличии от понятия «психика»; развивающая – развитие мыслительной деятельности учащихся; воспитательная – воспитание умения внимательно относиться к своему внутреннему миру. Эпиграф к лекции: Мы живём одновременно в двух мирах, двух реальностях: внутренней реальности наших мыслей, чувств и взглядов и внешней реальности, где существуют люди, места, вещи и события. Не в силах разделить эти Внутренний и Внешний миры, мы позволяем видимому Внешнему миру господствовать в нашей жизни, отводя Внутреннему лишь роль «зеркала», отражающего всё происходящее с нами.  Джон Кехо «Подсознание может все» План занятия Этап лекции Содержание лекции Методы и средства обучения 5-7 мин. 1.1. Вступление. Определение понятия «сознание», его трактовки. 1.2. Отличие сознания от психики. Есть ли сознание у животных? Монолог Обращение к аудитории (учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение сознания, а потом ответить, если ли сознание у животных) 10 мин. 2.1. Характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность). 2.2. Способность к самонаблюдению (рефлексии) и саморегуляции как отличительный признак психики человека. Монолог 15 мин. 3. Определение Я-концепции. Самосознание. Проведение методики М.Куна «Кто Я». Монолог, обращение к аудитории (просим назвать предполагаемые критерии адекватности Я-концпеции) Методика М.Куна «Кто Я» Подробный план-конспект занятия 1.1. Вступление. Определение понятия «сознание», его трактовки. Здравствуйте! Меня зовут Алена Сергеевна, и сегодня я Вам расскажу о сознании. Каждый из вас, наверняка, слышал, и не раз, это понятие, оно знакомо Вам, правда? А кто может попробовать объяснить, что такое сознание? Давайте сейчас попробуем вместе дать ему определение. (Студенты называют 2-3 своих определения, если затрудняются, не настаиваем, даем пример ««совокупность чувственных и умственных образов, которые предстаю­т во внутреннем мире человека», идем дальше). Хорошо, ребята, на самом деле, дать определение сознанию очень сложно. Скажу по секрету, что в психологии в принципе вообще очень мало понятий, о которых не ведется споров и дискуссий, большинство понятий не поддаются строгому и четкому определению, и сознание как раз входит в их число, причем это, пожалуй, одна из самых трудных для определения категорий. Дело в том, что есть несколько подходов, не существует единого понимания, что такое сознание. Если брать идеалистическую трактовку, тогда сознание – это человеческая форма психического начала бытия. Здесь виден философский взгляд, не правда ли? Если же подходить с материалистических позиций, тогда сознание – это высший уровень психического отражения человеком объективной действительности. Давайте запишем это определение, в науке психологии принято использовать именно его (студенты записывают). Записали? Хорошо. 1.2. Отличие сознания от психики. Есть ли сознание у животных? Давайте теперь внимательно посмотрим на это определение и подумаем: а чем же тогда сознание отличается от психики? Ведь, смотрите, и там, и там речь идет об отражении окружающего мира. (Студенты предлагают какие-либо варианты, если нет – просим обратить внимание на слова «высший уровень»). Ребята, обратите внимание на слова «высший уровень», давайте подчеркнем их. На самом деле можно сказать короче сознание – это высший уровень развития психики. Понимаете теперь разницу? Психика и сознание – это не одно и то же, но они взаимосвязаны, можно сказать, что психика – это более широкое понятие, а сознание – более узкое. Психика есть не только у человека, но и у животных, а вот сознание присуще только человеку. Почему так? Нужно сказать, что вопрос о наличии сознания у животных (ну конечно, у наиболее развитых из них) остается еще дискуссионным. А как Вы сами думаете, есть ли сознание у животных? (Заслушиваем ответы, просим аргументировать). В самом деле, нам порою так отчетливо кажется, что наши братья меньшие о чем-то тоже думают, размышляют, что они чувствуют все то же самое, что и мы… Безусловно, это так, у животных тоже есть ощущения, память, они бывают очень внимательны. Вспомните, например, любое животное во время охоты, какой у них бывает напряженный взгляд на жертву… Разве можно отрицать, что они внимательны? Или когда котята бегают за веревочкой? Но нет, ребят, пока что в науке принято считать, что сознание есть только у человека. А вот в наличии психики никому не отказывают. Ведь память, ощущение - все это феномены психики, мы с вами уже об этом говорили. Но еще раз напомню, что сознание – это ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития психики, у человека все эти феномены имеют совершенно другой, очень развитый, механизм функционирования. Поэтому запомним: сознание есть только у человека. 2. 1. Характеристики сознания: активность и интенциональность (направленность). Давайте теперь поговорим о том, чем характеризуется сознание. Запишите: «Свойства сознания». Их немного. Первое свойство самое простое – это активность. Сознание всегда активно. Это понятно, ребят? Второе свойство сложнее, оно называется интенциональность. Не пугайтесь этого термина, он не страшный, по-другому можно сказать «направленность», запишите в скобочках. Сейчас поясним оба свойства, они взаимосвязаны. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, оно всегда активно над чем-то работает. Но Вы сами знаете, что иногда мы усердно над чем-то корпим битый час, а что-то у нас не отнимает и 10 минут. Поэтому все отражаемые психикой предметы имеют не одинаковую значимость, а, наобо­рот, у нас бывают предпочтения, в определенный момент времени у нас в сознании обычно находится что-то одно. Поэтому говорят, что сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти). Это понятно, ребят? 2.2. Способность к самонаблюдению (рефлексии) и саморегуляции как отличительный признак психики человека. Следующее свойство особенное. Если про 2 предыдущих свойства можно сказать, что они присущи и животным (ведь их психика тоже активна, тоже направлена), то про третье такого никак нельзя сказать. Это свойство - способность к само­наблюдению или, по-другому, к рефлексии. Это значит, что человека может наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. И еще одно, последнее свойство - способность к саморегуляции. Благодаря наличию сознания человек способен управлять своим поведением, регулировать свои эмоциональные проявления, делать то, что ему порою не нравится и т.д. Это свойство тоже присуще только сознанию человека. 3. Определение Я-концепции. Самосознание. Проведение методики М.Куна «Кто Я». Все перечисленные свойства сознания способствуют тому, что в процессе нашего формирования у каждого из нас появляется «Я-концепция». Я-концепция – это совокупность представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности. Давайте запишем это определение. Думаю, Вы прекрасно знаете, что всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе своей системы представлений о себе и формирует свое поведение исходя из своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому, кстати, «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием. Самосознание человека как система его взглядов всегда строго индивидуальна. Конечно же, есть люди с похожими ценностями и идеалами, но они все равно могут по-разному оценивать происходящие события и свои поступки. Причем оценки одних людей бывают доста­точно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. Наверное, Вы и сами это зачастую подмечаете. Логично сейчас задать вопрос: а от чего зависит, так скажем, «адекватность» нашего сознания? Как Вы думаете, ребята? (Студенты стараются ответить на этот вопрос). Факторов и причин можно назвать много, но мне хочется Вам рассказать, пожалуй, об одном из самых важных. Это критичность. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, отличает человека от живот­ного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма кон­троля за своим поведением. А теперь, ребята, давайте попробуем узнать, у кого какая Я-концепция. Это очень легко и быстро, Вам потребуется лишь бумага и ручка. Я попрошу Вас в течение 3 минут написать как можно больше ответов на один простой вопрос. Вопрос следующий «Кто Я?». Конечно же, этот вопрос Вы относите не ко мне, а к самим себе. Вы можете писать все, что Вам приходит в голову, не думайте долго, а то закончится время. Чем больше Вы напишите ответов, тем интереснее получится. Итак, готовы? Время пошло. (Ребята пишут ответы). Ну что же, ребята, у кого сколько получилось слов? (Слушаем ответы). Отлично. А какие слова у Вас стоят на первых 4 позициях? Зачитайте, кто хочет. (Слушаем ответы). Хорошо. А на последних 4? (Вновь слушаем ответы). Замечательно. Ну что ж, ребята, это говорит о том, что для Вас на данном этапе важнее – Ваши социальные роли или же индивидуальные характеристики. Этот тест может рассказать нам еще много интересного, но об этом поговорим на семинаре. А пока продолжим. Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Как говорил сам З.Фрейд, «сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни». Почему это именно так, почему значительная часть информации оказывается вне нашего сознания, Вам расскажет моя коллега, Александра Михайловна.
«Понятие о сознании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot