Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проблема сознания в философии

  • 👀 815 просмотров
  • 📌 780 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проблема сознания в философии» docx
Проблема сознания в философии. Вопросы лекции 1. Проблема сознания в историческом аспекте. 2. Материалистическая концепция сознания и его возникновения. 3. Структура сознания. 4. Источники сознания. 5. Функции сознания. Конспект лекции Вопрос 1. Проблема сознания в историческом аспекте. Сознание есть чудо из чудес мироздания. Оно - великий, благостный дар человеку, но оно же есть и крест! Потому, что посредством сознания человек не только «способен радоваться, но и душевно страдать. Понятие «сознание» состоит из двух слов: приставки «со» и знание, т.е. указывает на совместное знание. А знание чего? С кем? Уже на этом этапе осознания понятия возникают сложности. Еще больше сложностей возникает при стремлении понять сам феномен. Мыслители Античности открыли только одну сторону сознания - направленность на объект. Они полагали, что как буквы отпечатываются на восковой дощечке, когда по ней пишешь заостренным концом палки, так объект природы отпечатывается на «дощечке разума». Но помимо разума есть еще что- то, названное душой. Сначала Сократ, а затем Платон выделяют сознание, душу, утверждая, что она, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, как в свою «темницу», а до рождения тела и после его смерти - пребывает в мире вечных идей, обогащаясь постижением истин. Платон все психические явления разделил на: а) мир чувств (ощущения, восприятия); б) интеллект, который состоит из ума и рассудка. Ум выше рассудка, потому что он может постигать явления более высокого порядка. Аристотель, исследуя душу, утверждает, что хотя она и выступает сущностью тела, и организует его жизнедеятельность, тем не менее, подчиняется общим законом жизни Космоса. На этом этапе осмысления сознания еще отсутствует навык сосредотачивать внимание на своем внутреннем мире, на самом себе, на осознании своего «Я». Философия Средневековья. Рассматривает сознание не только как знание о внешнем мире, но и знание о собственном духовном опыте. Это было вызвано острой потребностью общения с Богом. Возникла практика общения - молитва. Человек «отключается» от потока внешних ощущений и полностью уходит в мир душевных переживаний. Утверждается, что человек имеет божественно - духовную сущность для того, чтобы переживать жизнь своего «Я» в Боге, т.е. побывать на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться к святости. Сознание понимается и как наказание Богом человека за грех и потому он: а) благодаря сознанию страдает, понимает, что он наказан; б) понимает, что он отдален от вечности, т.е. смертен; в) может сопоставлять прошлое, настоящее и грезить о будущим; г) понимает, что он не только природное существо, но и духовное; д) понимает, что сознание не только открывает человеку трагизм его существования, но часто просто мешает в его деятельности. Таким образом, в средневековье сформировалось понимание сознания, как явление духа, для познания Всевышнего и общения с ним. Философия Нового Времени вошла в историю под знаком события, которое Ницше выразил в афоризме: «Бог умер»! Переоткрытие сознания происходит в обстановке, когда человек освободился от власти Бога и перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и небесному. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним происходит. В понимании сознания объединяются: во-первых, античная установка в направленности внимания на постижение ценностей предметного мира; во-вторых, средневековый навык обращенности сознания на себя; сознание - это еще и самосознание, причем оно является основным. Р. Декарт выделил сознание из общего понятия «психика», считая, что это самостоятельная, независимая мыслящая субстанция, противостоящая материальной. В этот период оформилось два противоположных подхода к пониманию природы сознания. Первый - материалистический (Гоббс, Спиноза и др.), характеризуется пониманием психического, как проявление физического; духовное, идеальное порождено материальным. Второй - идеалистический (Беркли, Юм, Фихте, Гегель и др.), утверждает, что материальное, физическое вторично, оно производное от идеального, духовного, психического. В русле материалистического подхода организовалась позиция, так называемого, «вульгарного материализма» (Бюхнер, Фохт и др.). Ее приверженцы трактовали сознание, как сугубо материальный процесс, а его содержание связывали с химическим составом продуктов питания индивида. Они считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь. Проблема сознания (механизм возникновения, его сущность, влияние на материю) до сих пор остается большой загадкой - что такое сознание и какова его природа. Все исследователи согласны в том, что: а) сознание существует; б) оно имеет особую идеальную природу. На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию сознания: 1) физикализм; 2) субъективный идеализм; 3) объективный идеализм; 4) материализм. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания, как самостоятельной субстанции, не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: во-первых, головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; во-вторых, сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган; в-третьих, человечество создало(создаёт) искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) - материальный объект; в-четвертых, медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, которую не могут разрешить физикалисты - это идеальность сознания: а) образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы; б) сознание может «господствовать» над образами - увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; в) никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Субъективный идеализм - другой, крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - есть единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (был сформулирован в XVIII- XIX в.в., но «жив» и по ныне). Объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида, как часть «мирового сознания». Материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя признает за ним качества идеальности). Эта точка зрения наиболее распространена в российской философии. 1. Сознание - образ окружающего мира, который отражает материю: субъективный образ объективного мира. 2. Сознание - продукт развития человека и общества. В более узком смысле - продукт высокоорганизованной материи - человека и его мозга. 3. Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ. Вопрос о происхождении сознания также проблематичный. Можно выделить три подхода: во-первых, сознание имеет космическое (или божественное) происхождение; во-вторых, сознание присуще всем живым организмам; в-третьих, сознание есть исключительное свойство человека. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания близкие к космической точки зрения: а) теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи; б) теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, сознание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю; в) теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, которой вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает » его разумом; г) теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: во-первых, жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; во-вторых, инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; в-третьих, животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; в-четвертых, многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; в-пятых, животным присуще своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д. Согласно «человеческой» точке зрения, сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей. Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. Вопрос 2. Материалистическая концепция сознания и его возникновения. И все-таки, наиболее разработанная и лучше согласуется с современным естествознанием материалистическая концепция сознания, получившая законченное оформление в марксизме. Для понимания природы сознания вводится понятие «отражение». Отражение - всеобщее свойство материи, т.е. способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом взаимодействующем материальном объекте. Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т.д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме... Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной»). Известны два вида отражения: I. Отражение в неживой природе. 1. Механическое отражение - деформация (след, слепок формы тела, отпечаток). 2. Физический процесс зеркального отражения (физическое). 3. Химическое отражение, возникающее при взаимодействии двух реагентов. II Отражение в живой природе, появилось с возникновением жизни на Земле и зависит от уровня организации живой материи. Формами биологического отражения являются: а) раздражимость; б) чувствительность; в) психическое отражение (психика); г) сознание человека. Раздражимость - простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) - на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем». Чувствительность - следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли, то есть обращенности сознания на само себя - мышлению). Способность к предметно- практической деятельности. Сознание человека отличается от «сознания» высших животных следующим: во-первых, большей глубиной; во-вторых, несравненно большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности; в-третьих, способностью к мысленной абстракции (оторванность от реальной действительности); в-четвертых, способностью передачи мыслей, чувств и т.д. с помощью особой знаковой формы, языка (в устной и письменной формах). Главными свойствами сознания являются: а) идеальность; б) интенциальность; в) идеаторность. Идеальность - это особая нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: во-первых, противоположно материальному миру; во- вторых, независимо от материи; в-третьих, в некоторых случаях первично по отношению к материи; в-четвертых, неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее, что возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы - самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи, точнее материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем, сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) - строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т.д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание. Интенциальность (от лат. т^епИо - стремление) - направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциальность сознания подразумевает наличие: а) предмета сознания (что «видит» сознание); б) формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: • восприятие; • осмысление; • оценка; • воспоминание; • фантазирование; • жизненный опыт. Предметом сознания являются: а) окружающий мир, его предметы, явления; б) самостоятельный личный духовный мир. Идеаторность сознания - способность творить и воспроизводить идеи - самостоятельная внутренняя работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи - коренное отличие сознание человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. Для возникновения сознания необходимы предпосылки: 1) биологические - развитие нервной системы, головного мозга; 2) социальные: а) предметно-практическая деятельность человека ; б) общение людей в процессе трудовой деятельности. Предметно-практическая деятельность порождает у человека необходимость в знании, формирует целенаправленный процесс познания и способность предвидеть результат, а также пути его достижения. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Человек в борьбе за существование не ограничивался приспособлением к окружающей среде. С помощью созданных им орудий, он воздействовал на природу. Совершенствование орудий, их использование человеком, способствовало преобразованию не только окружающей действительности, но его собственной психической и физической природы. Вопрос 3. Структура сознания. Схематично структуру сознания можно представить следующим образом. Бессознательное (надсознание - сверхсознание) Бессознательное (подсознание) 1) Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью ко­торых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел. 2) С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты созна­ния. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредст­венно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом ло­гико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составля­ющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку" нашего сознания. 3) "Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, вос­поминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда отно­сятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые пережи­вания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессь!); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуаль- 4) Основная составляющая (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, сим­патия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью "жизнедеятель­ности" этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия". 5) И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой еди­ного "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы дея­тельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продук­тивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регуляти­вом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т. е. не истина как форма согласования мысли с пред­метной действительностью, а ценности как формы согласования пред­метной действительности с нашими духовными целями и смыслами. III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком сысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-симво­лических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь ре­дуцированной и подчиненной его "правой половинке". Подсознание - неосознанная деятельность человека, выполняет ряд функций: 6) фиксирует сложную систему условно-рефлекторных действий, выработанных при формировании навыков, например, навыков чтения, письма, ходьбы; 7) обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов и систем органов человека; 8) воспринимает, перерабатывает в процессе сновидений и удаляет излишнюю информацию, воздействующую на человека. Надсознательные способности обеспечивают приобщение к информационно-смысловой реальности. В актах надсознательного озарения открывается высшее знание, когда человек «сливается» с божественным или космическим Разумом, приобщается к надындивидуальной истине, благу и красоте. Сознание в узком смысле представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании. Сознание включает в себя самосознание. Объектом анализа при самосознании субъект делает самого себя: собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.д. Самосознание - это не только познание себя, но и самооценка - отношение к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Значение самооценки. 1. Обеспечивает самоопределение в жизни. 2. Позволяет соотнести свои возможности с требованиями жизни. 3. Вырабатывает умения: самостоятельно ставить перед собой цели, оценивать течение своих мыслей и их результаты, подвергать проверке догадки, отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. 4. Поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Формирование самосознания невозможно без социального фактора, без коммуникации, без отграничения себя от других людей и в тоже время без соотнесения себя с ними, их жизненными познаниями, без оценки себя с позиции других людей и общества. Сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, а самосознание держит под контролем деятельность сознания. В процессе самоосознания себя человек становится личностью и осознает себя, как личность, и, как субъекта практической и духовной деятельности. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия - (лат. гейехю - обращение назад). Термин, обозначающий отражение, а также исследование самого познавательного акта. Рефлексия означает обращение сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием. Уровни рефлексии различны - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Рефлексия также обеспечивает коррекцию деятельности человека. Вопрос 4. Источники сознания. Сложились разные подходы к пониманию этого вопроса. О некоторых уже говорилось. Сейчас остановимся на материалистическом понимании. Материалистическое направление выделяет следующие источники сознания: 1) внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно­чувственных понятий и образов. Такие образы несут в себе информацию о внешней стороне и сущности явлений. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивает контакт человека с нею; 2) социокультурная среда - общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов транслируется в индивидуальное сознание. Справедливо, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества; 3) духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни. В отсутствии непосредственных внешних воздействий, человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее; 4) мозг, как макроструктурная природная система, которая состоит из множества взаимосвязанных нейронов, обеспечивая на клеточно-тканевом уровне общие функции сознания; 5) космическое информационно-смысловое поле. Некоторые исследователи считают, что «мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию непосредственно из Вселенной»; « мозг связан с биосферой планеты и всей Вселенной двумя каналами - энергетическим и информационным». Отсюда могут и проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общем мировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание живущих (через сферу бессознательного). Все источники сознания взаимосвязаны. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека и далеко не все, идущее извне (от общества, например), включаются в сознание. Таким образом, источник индивидуального сознания это не идеи сами по себе, (как у объективных идеалистов), и не мозг, (как у вульгарных материалистов); источник индивидуального сознания это объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга в системе надличностных форм общественного сознания. Вопрос 5. Функции сознания. Сознание многофункционально: 1) обеспечивает жизнедеятельность человека и общества; 2) позволяет предвидеть результаты материальных действий, выбирать наилучшую форму поведения для достижения поставленных целей; 3) способно увести человека в вымышленный мир и воспринимать его как реальный. Таким образом, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
«Проблема сознания в философии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot