Понятие личности в психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методическая разработка учебной лекции
Методическая разработка учебной лекции
I.Тема лекции:. Понятие личности в психологии
Обоснование выбора темы
1) Место и значение темы в системе целого курса (контекст)
2) Литература для преподавателя:
3) Литература , рекомендуемая студентам
4) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам)
II. Формы организации лекции
1) Аудитория (характер и уровень подготовки слушателей) студенты первого курса техникума
2) Цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющее предметное содержание)
3) Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) характер и последовательность задач; б)характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач;
4) Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы
I II. Содержание лекции.
План
1. Определение личности как характеристики социально-значимых черт
2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
3. Я- концепция как система представлений о себе
Конспект лекции
Один мудрец сказал, что для человека нет ничего более интересного, чем сам человек. Проблема человека, его сущности - центральная проблема и в психологии и в философии. Из школьного курса обществознания, вы уже знаете, что с точки зрения большинства современных философов, человек существо биосоциальное – двойственное по своей природе.
Проблемный вопрос: Как вы это понимаете?
Выводы в результате обсуждения студентами проблемного вопроса:
В становлении человека природный и социальный факторы играют одинаково важную роль. Потенциальные способности и индивидуальные биологические качества человека определяются наследственностью и особенностями биологического развития. Развитие способностей, возможность реализации их потенциала, формирование личностных качеств зависят от социальной среды. Процесс социализации, в ходе которой человек овладевает речью, социальными нормами конкретного общественного окружения в конкретный временной промежуток у каждого человека индивидуален. Это связано с тем, что изначально люди все по своим биологическим особенностям разные, кроме того, социализация проходит под влиянием нескольких социальных институтов. Часть из них, например, семья, ближайшее окружение выступают как первичные факторы. Общественные социальные институты – школа, ВУЗ, армия, как вторичные. Для каждого человеческого индивида влияние этих факторов различно, в результате каждый человек неповторим.
В процессе изучения темы о природе человека, часто встречаются термины "индивид", личность", индивидуальность". Целью занятия является выяснение сути этих понятий, и характера их взаимосвязей.
Надеюсь на ваше активное участие в работе по выяснению смысловых особенностей этих терминов.
Начнем с понятия "личность". В философии и психологии существует огромное определение понятия "личность".
Обратите внимание на содержание демонстрируемых слайдов, на которых вы сможете прочитать и более глубоко осмыслить содержание определений личности, сформулированных в разные исторические периоды разными учеными.
Обратите внимание на тот факт, что понятие личность, как философская категория начинает активно изучаться учеными с 18 века, В древнем мире преобладали коллективистские ценности, личные интересы не выделялись , и личность как бы отсутствовала. В Средние века человек был четко связан со своим сословием. и только в период становления рыночной экономики, начинается борьба за права и свободы личности. Капитализм - это время индивидуализма, но на первых этапах развития индивидуализма жесткого. В 1734 году немецкий философ Христиан Вольф дал следующее определение понятия личность: "То, что сохраняет воспоминания о себе самом и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". В данном определении, как вы заметите, понятие личности идентично понятию самосознания. А Шопенгауэр подчеркивал, что в эту эпоху каждый считает себя средоточием мира; свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому.
В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности.
В период становления демократического правового, а затем и социального государства сформировались более обоснованные с точки зрения современности, определения личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социально- значимого поведения индивида. Стержневым образованием личности становится самооценка, которая отражает оценки его социального окружения, особенно социально значимых для него групп и отдельных личностей.
В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения.
конспект содержания лекции.
2)Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции: 1)Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержание лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство);2 Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика). 3) Эмоционально- выразительные невербальные формы общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика-интонация, громкость, темп, ритм, паузы).