Понятие и элементы коммуникационного процесса. Состав коммуникационного процесса. Источник сообщения, кодирование, декодирование, сообщение, канал передачи информации, получатель информации, аудитория. Коммуникативные барьеры. классификация барьеров.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 Понятие и элементы коммуникационного процесса. Состав
коммуникационного процесса. Источник сообщения, кодирование,
декодирование, сообщение, канал передачи информации, получатель
информации, аудитория. Коммуникативные барьеры. Классификация
барьеров.
В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать
следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в
том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает
определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью
вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные
смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения
необходимо
его
раскодировать
(декодировать).
Коммуникация
предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается,
что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом
проинтерпретировано. В этом процессе можно выделить следующие
элементы.
Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут
выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты
(государственные учреждения, политические партии общественные
организации, фирмы и т.п.). Источник является инициатором
коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у
отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо
сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда
выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение
передающего (данное положение касается массовой коммуникации).
Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода
впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е.
как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При
этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел
бы последний. Результат интерпретации зависит от многих факторов,
среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника,
как его статус, надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее
влияние и на степень доверия аудитории к информации, и на длительность
воздействия информации на аудиторию.
Любая из представленных выше моделей коммуникации предполагает,
что получатель должен понимать, что ему отправлено сообщение, и знать,
кем оно отправлено. Это в свою очередь предполагает надежность
отправителя, степень которой влияет на то, какое внимание будет уделено
сообщению в месте его приема. Если доверие высокое, получатели уделят
сообщению должное внимание и поверят ему.
Немаловажными факторами, влияющими на процесс коммуникации, на
силу воздействия сообщения на аудиторию и его интерпретацию, выступают
1
общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема
сообщения, время его обнародования, а также способ представления
(кодирования) сообщения.
Кодирование и декодирование. Цели кодирования — доведение
замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой
интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу
отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл
сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Для этого
используются системы кодов — символов и знаков, одинаково
интерпретируемых обеими сторонами.
В литературе по коммуникативистике нет однозначной трактовки
понятия «код». Многие авторы (Р. Бландел, А.Б. Зверинцев, В.Г Королько,
А.П. Панфилова и др.) понимают коды в самом широком плане - как
любую форму представления информации (идеи, сообщения) или как набор
однозначных правил, посредством которых сообщение может быть
представлено в той или иной форме. Человеческая речь при таком понимании
также представляет собой один из кодов. Это означает, что в результате
кодирования сообщение превращается в последовательность произносимых
слов.
Встречается и более узкое — «техническое» — понимание термина
«код». Именно такое понимание предлагает К. Черри. Он пишет:
«Сообщения могут быть закодированы после того, как они уже выражены
посредством знаков (например, букв английского алфавита); следовательно,
код — это условное преобразование, обычно взаимно однозначное и
обратимое, с помощью которого сообщения могут быть преобразованы из
одной системы знаков в другую. Типичными примерами здесь могут служить
азбука Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Поэтому в принятой
нами терминологии четко различаются язык, органически развивавшийся па
протяжении длительного времени, и коды, которые изобретены для
некоторых специальных целей и подчиняются четко сформулированным
правилам».
В теории коммуникации под кодированием часто понимают
соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее
доведения до адресата. Декодирование — это обратный процесс перевода
закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более
широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным
сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи
отправителя, понимания смысла его сообщения. Если смысл сообщения
будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно
такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. То,
как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от
индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому
человеку.
2
В современной коммуникативистике широкую известность получила
модель кодирования/декодирования С. Холла. Теория Холла
основывается на базовых принципах семиотики и структурализма,
предполагающих, что любое смысловое «сообщение» конструируется из
знаков, которые могут иметь явные (денотативные) и подразумеваемые
(коннотативные) смыслы в зависимости от выбора, который делает
«кодировщик».
Различные группы людей (или субкультуры) занимают разные
социальные и культурные пространства и по-разному воспринимают
сообщения медиа. Общий вывод Холла заключается в том, что
декодированный смысл не обязательно (или не всегда) совпадает с тем
смыслом, который был закодирован, хотя он опосредуется уже
сложившимися медиа-жанрами и общей языковой системой. Однако
важнее, то, что декодирование может принимать направление, отличное
от предполагаемого: получатели могут читать «между строк» и даже
«переворачивать» изначальный смысл сообщения.
Теория Холла содержит ряд принципиальных положений:
многообразие смыслов, заложенных в тексте; первичность получателя в
определении смысла; наличие различных «интерпретативных» сообществ.
Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом (с
помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация.
Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления
перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной
почты и пр. Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в
невербальной коммуникации сообщением может быть изображение
(дорожный знак, рисунок, схема или фотография), физический предмет
(например, подарок как знак признательности).
Широко известна точка зрения канадского ученого Маклюэна, согласно
которой «средство и есть сообщение», т.е. не столько важно само содержание
сообщения, сколько то, где и каким образом осуществляется передача
сообщения и, главное, какие средства для этого используются. По мнению
Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер передачи
информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание, подчиняя
его тем или иным типам кодификации реальности. Так, печатные средства
создают линейный принцип кодификации и восприятия мира, а электронные
медиа обусловливают мозаичный принцип восприятия мира.
Канал. Понятие «канал» появилось благодаря исследованиям,
проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации), а также
исследованиям технических средств связи. Они оперировали сугубо
технической трактовкой этого понятия — как проводного канала телефонной
или телеграфной связи либо как беспроводного канала радиосвязи. В
современной литературе по коммуникативистике можно встретить трактовку
«канала» коммуникации как средства, с помощью которого сообщение
передается от источника к получателю (см. работы А.Б. Зверинцева и А.П.
3
Панфиловой). При такой интерпретации коммуникационные каналы делятся
на: а) средства массовой коммуникации — пресса, радио, телевидение,
информационные и рекламные агентства и т.д.; б) межличностную
коммуникацию непосредственный личностный обмен сообщениями между
источником и получателем. Таким образом, понятия «канал коммуникации»
и «средство коммуникации» здесь используются как взаимозаменяемые.
Чаще всего и в обыденной речи их используют как синонимы.
Более предпочтительным кажется подход, отграничивающий
«средства» от «каналов» коммуникации. При этом под «средствами»
коммуникации можно понимать как способы кодирования сообщения
(например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и
собственно технические средства кодирования (пишущая машинка, печатный
станок, телефонный и телеграфный аппараты, радиоприемные и
радиопередающие устройства, персональный компьютер и т.д.). Термином
«канал» целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи
сообщения. «Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая
линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к
реципиенту».
Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на:
естественные — каналы, возникающие в сфере полисенсорного
взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии
разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной
рецепции и пр.), а именно: аудиальные, визуальные каналы; искусственные
(технические) - линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные
артерии и пр.
Получатель — тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для
него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть
одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда
в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя)
называют аудиторией коммуникации.
Характеристики получателя являются одним из важнейших факторов,
влияющих на результативность коммуникации. Важным условием является
способность получателя воспринимать и декодировать посланное ему
сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл. Эта способность
определяется компетентностью получателя, его жизненным опытом,
групповой принадлежностью, ценностными ориентациями, общей культурой,
социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный
процесс. Реакция получателя выступает основным индикатором
результативности коммуникации.
О результативности коммуникации мы можем судить по степени ее
влияния на получателя, па его установки (т.е. относительно устойчивые
представления), привычки, стереотипы и т.д. Это не означает (хотя и не
исключает), что они обязательно должны изменить свой вектор или
смениться на противоположные. Чаще всего, по мнению специалистов,
4
результатом коммуникации, напротив, оказывается усиление тех стереотипов
сознания и поведения, которые сформировались ранее. Частичное изменение
взглядов и поведения получателя возможно в том случае, если его взгляды и
установки неустойчивы, если существуют пробелы в знаниях в
соответствующих областях. Чем менее человек осведомлен в какой-либо
области, тем более он подвержен в ней внешнему информационному
влиянию.
Перечисленные оценки результативности свойственны как массовой,
так и межличностной коммуникации. В случае, когда речь идет о массовых
коммуникациях, характеристики аудитории (получателя) имеют особое
значение.
Аудитория как объект информационного воздействия обычно делится
на массовую и специализированную. Такое деление проводится: на основе
количественного критерия, хотя специализированная аудитория в некоторых
случаях может оказаться более многочисленной, нежели массовая; на основе
характера объединения людей, составляющих аудиторию.
Количественные характеристики аудитории (т.е. данные о поле,
возрасте, образовании, роде занятий и месте жительства, об их интересах и
предпочтениях), конечно, необходимы, но это — лишь первый этап
познания, поскольку при таком ракурсе ее изучения вне поля зрения
остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате
восприятия продукции СМИ. Не менее важен качественный анализ как самой
аудитории, так и процессов функционирования СМИ, включающего в себя
изучение коммуникационных технологий и их влияния на те картины
действительности, которые возникают в сознании телезрителей.
Термином «массовая аудитория» чаще всего обозначаются: а) все
потребители информации, распространяемой по каналам СМИ, — читатели
газет, журналов, книг, радиослушатели, телезрители, покупатели аудио- и
видеопродукции и т.д.; б) случайные объединения людей, не имеющих
общих профессиональных, возрастных, политических, экономических,
культурных и иных признаков и интересов.
Специализированная
аудитория
представляет
достаточно
определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными
границами, включающее множество индивидов, объединенных общими
интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни, взаимными
симпатиями, а также общими социальными, профессиональными,
культурными, демографическими и иными признаками.
Умение структурировать аудиторию, выделять в ней нужные сегменты
(целые группы) во многом предопределяет успех коммуникации, какую бы
конкретную форму она ни приняла — избирательной кампании, партийной
пропаганды, рекламы товаров и услуг, коммерческих сделок, экологических
или культурных мероприятий. Каждая из групп требует своей стратегии,
своих способов информирования и форм общения. И чем точнее будет
5
проведена дифференциация аудитории и определены параметры целевой
группы, тем успешнее будет осуществлена коммуникация.
Коммуникационные барьеры.
Обратная связь. Термин «обратная связь» появился в кибернетике—
науке о процессах управления и контроля в системах самого разного типа. С
точки зрения кибернетики биологические, социальные и механические
системы (живые организмы, люди, общества, механизмы) действуют по
одним и тем же принципам, везде наблюдаются сходные модели поведения.
Непременным элементом всякой саморегулирующейся системы является
обратная связь. В кибернетике под обратной связью понимают процесс
получения системой информации о последствиях решений и действий
системы таким образом, чтобы в случае необходимости изменить ее
поведение и приблизить к искомой цели.
В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную
реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи
коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим
сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отношению друг к
другу.
Именно благодаря обратной связи источник информации узнает,
достигнут ли желаемый результат коммуникации (положительная обратная
связь) или нет или сообщение вызвало не ту реакцию, на которую
рассчитывал источник (отрицательная обратная связь). Обратная связь
очевидна в ситуации межличностной коммуникации. В массовой
коммуникации также обнаруживается естественное наличие обратной связи,
какой бы длинной она ни была. Это объясняется тем, что коммуникатор не
изолирован от внешней среды, и еще раз подтверждает потенциальную
возможность использования обратной связи в целях прогнозирования
эффектов и управления массово- коммуникациоными процессами.
Коммуникативные барьеры.
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что
препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из
глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто
достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее
восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно
которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо
изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно,
а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что
все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех,
значительно снижающих результативность коммуникации.
Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов
практически невозможно — они слишком разнообразны. Поэтому имеют
место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:
6
♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается
сообщение;
♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными
проблемами;
♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания,
амбициозность;
♦ языковый барьер — существенное различие словарного запаса,
лексикона коммуникатора и комму никанта;
♦
профессиональное
неприятие
некомпетентное
вторжение
коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
♦ неприятие имиджа коммуникатора (см.: Шепелъ В. Настольная книга
бизнесмена и менеджера,-М., 1992. С. 118-119).
В литературе по психологии принято выделять четыре типа барьеров:
♦ фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речьскороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.;
♦ семантический — различие в системах значений слов;
♦ стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и
ситуации общения или стиля общения и психологического состояния
партнера по общению;
♦ логический — сложная, непонятная или неправильная логика
рассуждений.
В теории коммуникации в качестве оснований классификации
коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние
условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого
человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.
Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся
характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные
условия передачи и восприятия информации:
♦ акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные
работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.;
♦ отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот,
тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.;
♦ температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в
помещении;
♦ погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.
Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить.
Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности
коммуникации
в
силу
своего
влияния
на
индивидуальные
психофизиологические особенности коммуникантов.
Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения
чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот
автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В
современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое
значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все,
7
что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на
сообщение в целом.
Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации,
которые одновременно обусловлены и человеческим фактором:
неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с
соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.);
неправильным выбором технического средства для передачи
сообщения и др.
«Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на
психофизиологические и социокультурные.
Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать
вследствие
каких-либо
физиологических
нарушений:
нарушения
артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на
способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию
сильное влияние оказывают их психологические характеристики.
Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с
безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и
взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных
индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут
служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых
являются индивидуальные особенности личности, например, ее
интровертированность. (См. Парыгин Б.Д. Социальная психология.
Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999).
Кроме перечисленных, к распространенным формам психологических
барьеров относятся нервное напряжение, которое может привести к
эмоциональному
срыву,
некоторые
психические
состояния
(индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности
(замкнутость, повышенная впечатлительность и др.).
Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция
психологического препятствия; 2) функция психологической защиты,
которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и
обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а
общественные существа и как таковые являются носителями определенных
социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации,
этноса,
класса,
социальной
группы,
религиозной
конфессии,
профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и
порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью
к
тому
или
иному
языковому,
этническому,
культурному,
профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ
одновременно.
В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные
факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или
организациям. Одна из главных причин этого состоит в феномене
8
«группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в
сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный
авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная
характеристика любой более или менее организованной или очерченной
общности существует объективно независимо от сознаний отдельных
индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и
заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения
своей группы.
Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек
одновременно формируется и в определенной культурной среде. Нациям,
классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам
свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру,
собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты
поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с
другими культурами. Это несовпадение порождает культурные барьеры
коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и
семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди
могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не
понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и
ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического
смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только
народов, но и разных социальных групп.
Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если
коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится
и язык). Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для
адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не
понимают друг друга. Необходимо также овладеть социокультурным кодом
сообщества, на языке которого осуществляется коммуникация, теми
знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного
лингвокультурного сообщества.
Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема
интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации),
понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом,
раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении.
Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть
дистанцию между культурами коммуникантов. Попытки такого рода не
всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы,
задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного»
истолкования текста (сообщения).
Практические выводы можно сформулировать следующим образом:
♦ никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными
являются только те представления, которые сложились в данной культуре;
9
необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя
причины их возникновения;
♦ важно иметь правильное представление о психологии и культуре
людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого
кроются причины большинства коммуникативных неудач;
♦ необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей,
фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах,
приоритетах;
♦ нужно использовать различные средства доставки сообщения;
♦ следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации
сверять свои действия с ответной реакцией получателя.
10