Понятие данных и информации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1.1 Понят ие данны х и
инф ормации
Данные – это зарегистрированные сигналы.
Данные несут в себе информацию о
событиях, произошедших в материальном
мире, т.к. они являются регистрацией
сигналов, возникших в результате этих
событий.
Однако данные не тождественны
информации.
Информация – это продукт взаимодействия
данных и адекватных им методов.
1.2 Операции с данны ми
Сбор данных
Форматизация
данных
Фильтрация
данных
Сортировка
данных
Архивация
данных
Преобразование
данных
Защита данных
Транспортировка
данных
1.3 Виды и т ипы данны х
Виды данны х
целы е и
действительны е
числа
текст
мультимедийны
е
Типы
данны
х
• байтовый тип;
• целочисленные типы
простой и двойной
точности;
• типы действительных
чисел простой и двойной
точности;
• типы даты и времени;
• строковый тип;
• логический тип;
• тип объектов.
1.4 Кодирование данны х
двоичны м кодом
Кодирование – это выражение
данных одного типа через данные
другого типа.
Одним из методов кодирования
информации являются системы
счисления.
В вычислительной технике
применяется
универсальная
система
кодирования
данных,
называемая двоичным кодом.
Элементарной
единицей
представления данных в двоичном
коде является двоичный разряд −
бит.
Одним битом
понятия: 0 или 1
могут
быть
выражены
два
Двумя битами можно выразить четыре различных
понятия: 00, 01, 10, 11.
Тремя битами можно закодировать 8 различных
значений: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111.
Общая формула расчёта имеет вид: N=
2m ,
где N –
количество
независимых
кодируемых
значений;
m– количество разрядов двоичного кодирования.
1.4.1 Кодирование целы х и
дейст вительны х чисел
Примеры:
47: 2=23+1
252: 2=126+0
23: 2=11+1
126: 2=63+0
11: 2=5+1
63: 2=31+1
5: 2=2+1
31: 2=15+1
2: 2=1+0
15: 2=7+1
7: 2=3+1
Итак: 4710=1111012
3: 2=1+1
25210=001111112.
• Для кодирования целых чисел от 0 до
255 достаточно иметь 8 разрядов
двоичного кода (8 бит).
• Для кодирования чисел от 0 до 65535
потребуется 16 разрядов (16 бит).
• Используя 24 разряда (24 бита), можно
закодировать более 16,5 миллионов
разных значений.
Для кодирования действительных
используется 80 разрядов (80 бит).
чисел
При
этом
действительное
предварительно
преобразуется
нормализованную форму:
число
в
41,2346785 = 0,412346785 * 102.
Первая
часть
нормализованного
числа
называется
мантиссой,
а
вторая
–
характеристикой.
1.4.2 Кодировка текстовы х
данны х
Для обработки текстовой
информации каждому символу
ставится
в
соответствие
определенное
число.
Такое
соответствие называют кодировкой
символов.
В большинстве существующих
кодиро-вок символы кодируются
восьмибитовыми (однобайтовыми)
Кодируемые
символы
располагаются в таблице (из 16
строк и 16 столбцов). Каждая
строка и каждый столбец имеют
четырехразрядные
двоичные
номера от 0000 до 1111 (или
шестнадцатеричные от 0 до F). Код
символа составляется из номеров
столбца и строки, на пересечении
которых он находится.
Одной из таких таблиц является
таблица символов ASCII (American
В настоящее время наиболее
распространена
двухбайтная
кодировка Unicode (в 16 двоичных
разрядах можно записать 65 536
различных целых чисел). Эта
кодировка используется в MS Word
и MS Excel.
1.4.3 Кодирование граф ических
данны х
Различают три вида компьютерной
графики. Это растровая, векторная и
фрактальная графика.
Основным
элементом
растрового
изображения является точка, или
пиксел.
Качество графического
изображения зависит от количества
точек на единице площади. Этот
параметр
называется
разрешением и измеряется в
точках на дюйм – dpi.
Для кодирования любого
изображения нужно разбить его на
точки и цвет каждой точки
закодировать.
Например, черно-белую картинку
можно закодировать, используя
два бита:
11 – белый цвет,
10 – светло-серый цвет,
01 – темно-серый цвет,
Для кодировки 256 различных
цветов требуется 8 бит.
В современных компьютерах для
кодирования цвета одной точки
используется 3 байта.
Каждый цвет представляет
собой комбинацию трех основных
цветов: красного, зеленого и
синего.
Такая система кодирования
цветной графической информации
называется
системой
RGB
и
обеспечивает
однознач-ное
определение 16,5 млн. различных
цветов и оттенков.
Кодирование
цветной
графики
двоичными числами, содержащими 16
разрядов, называется High Color.
1.4.4 Кодирование звуковы х
данны х
В основе кодирования звука с
использованием
ПК
лежит
процесс
преобразования колебаний воздуха в
колебания
электрического
тока
и
последующая дискретизация аналогового
электрического сигнала.
Кодирование и воспроизведение звуковой
информации осуществляется с помощью
специальных
программ
(редактор
звукозаписи).
Качество воспроизведения закодированного
звука зависит от частоты дискретизации и
её разрешения (глубины кодирования
звука - количество уровней).
Для кодирования звуковой информации
применяется метод таблично – волнового
синтеза (Wave– Table).
Сущность этого метода состоит в том, что
используются
заранее
подготовленные
таблицы образцов звуков. В технике такие
образцы называют сэмплами.
Числовые
коды
звуковой
информации
выражают: тип инструмента и номер его
модели, высоту тона, продолжительность,
интенсивность
звука
и
динамику
его
изменения.
Цифровой звук — это аналоговый звуковой
сигнал, представленный посредством
дискретных численных значений его
амплитуды.
Оцифровка звука — аналогово-цифровое
преобразование звука.
Кодер – программа (или устройство),
реализующая определенный алгоритм
кодирования
данных
(например,
архиватор, или кодер MP 3), которая в
качестве ввода принимает исходную
информацию, а в качестве вывода
возвращает закодированную информацию
в определенном формате.
Декодер – программа (или устройство),
реализующая обратное преобразование
закодированного
сигнала
в
декодированный.
Кодек - программный или аппаратный блок,
предназначенный для
кодирования/декодирования данных.
Наиболее распространённые кодеки:
•
•
•
•
•
MP3 – MPEG-1 Layer 3
ОGG – Ogg Vorbis
WMA – Windows Media Audio
MPC - MusePack
AAC – MPEG-2/4 AAC (Advanced Audio
Coding)
1.5. Основны е ст рукт уры
данны х
ТИПЫ СТРУКТУР
ДАННЫХ
Основные структуры данных
Линейная
Табличная
Иерархическа
я
• Линейные структуры – это хорошо знакомые списки.
Список – это простейшая структура данных,
отличающаяся тем, что каждый элемент данных
однозначно определяется своим уникальным номером
в массиве (списке).
• Табличные структуры данных подразделяются на
двумерные и многомерные.
• Двумерные табличные структуры данных (матрицы) –
это упорядоченные структуры, в которых адрес
элемента определяется номером столбца и номером
строки, на пересечении которых находится ячейка,
содержащая искомый элемент.
• Многомерные
таблицы –
это
упорядоченные
структуры данных, в которых адрес элемента
определяется тремя и более измерениями. Для
отыскания нужного элемента в таких таблицах
необходимо знать параметры всех измерений
(размерностей).
Иерархические
структуры –
это
структуры, объединяющие нерегулярные
данные, которые трудно представить в
виде списка или таблицы.
В
иерархической
структуре
адрес
каждого
элемента
определяется
маршрутом, ведущим от вершины
структуры к данному элементу.
1.6 Единицы
предст авления,измерения,
хранения и передачи данны х
Объем
информации
в
сообщении – это количество
символов в сообщении.
Данные, которые могут
помещаться в один элемент памяти
(0 или 1), называются битом.
Группы данных, равные восьми
битам, называют байтом.
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт.
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт.
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.
В качестве единицы хранения
данных
применяют
объект
переменной длины, называемый
файлом.
Файл – это последовательность
произвольного
числа
байтов,
обладающая
уникальным
собственным именем.
Совокупность файлов образует
иерархическую
структуру,
Синтаксис записи полного имени файла:
Имя носителя \ Имя каталога 1 \ Имя каталога N \
Собственное имя файла .
C\Мои
работы.
Пример:
документы\Информатика\лабораторные
Передача данных в компьютерных
системах измеряется её скоростью.
Единицей
измерения
скорости
передачи
данных
через
последовательные порты является: бит
в секунду (бит/с, Кбит/с, Мбит/с).
Единицей измерения скорости передачи
данных через параллельные порты
является байт в секунду (байт/с,
Кбайт/с, Мбайт/с).
Расчет объема графической
инфор-мации
сводится
к
вычислению
произве-дения
количества точек на изображении
на
количество
разрядов,
необходимых
для
кодирования
цвета одной точки.
Например, для цветной
картинки, составленной из 256
цветов в графическом режиме
монитора 640 × 480, требуется