Понятие, цели и функции туризма
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Туризм как сфера деятельности
1. Понятие, цели и функции туризма 1
Цели туризма: 1
Факторы развития туризма: 2
Значение туризма в решении социальных проблем (функции туризма): 3
2. Организационные основы туризма 4
Виды туризма 4
Классификация туров: 4
3. Правовая база туризма в РФ 5
4. Государственное регулирование туристской сферы в России 5
Региональная специфика управления туризмом 5
5. Туризм в системе научного знания 5
1. Понятие, цели и функции туризма
Изначально туризм – это перемещение (смена места нахождения)1
Но существует пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:
1. Временное перемещение, посещение другой местности (дестинации) и непременное возвращение обратно. Как правило, туристические поездки занимают короткий период. В целом туристом считается тот, кто находится в поездке от 24 часов до года. Туристом считается только лицо, оставшееся на ночь. Если не остался – экскурсант.
2. Дестинация2 – другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека. Перемещение в пределах места жительства туризмом не является. Дестинация как территория должна иметь: достопримечательности (атрактивность3), сферу обслуживания, доступность. То есть такая территория должна быть интересна именно для «иногородних», хотя благами могут пользоваться и все жители. Туристы едут именно получить услугу там, где она производится4
3. Цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью.
4. Совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время. При этом рабочая командировка тоже относится к туризму, поскольку после выполнения обязанностей, командируемый может воспользоваться услугами сервиса.
5. Запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника. /но сам туризм – это часть экономики/
Цели туризма:
Цели по ВТО
Цель
Содержание
Вид туризма5
Лечение
оздоровительная;
восстановление или лечение
Лечебный
Досуг, рекреация и отдых6
познавательная;
углубление знаний, знакомство с новым
Познавательный, образовательный, экологический, сельский
экстремальный
спортивная;
как участников или зрителей, тренировки
Спортивный
Деловые7
профессионально-деловая;
бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение
Экономический, политический, деловой
Религиозные
религиозная;
паломнические, культовые, культурно-исторические
Религиозный, этнический
Посещение родственников8
гостевая и ностальгическая.
посещение родственников, мест исторического проживания
Общественный
Шопинг
покупки
приобретение товаров
Шоп-туры
Прочие
транзит
Транзитный
Рекреационный туризм, который включает сразу несколько целей.
Итак: Туризм (как сфера) – сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений9.
Туризм – путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычной среды путешествующего, не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью10.
Факторы развития туризма:
Значение туризма в решении социальных проблем (функции туризма)11:
Экономическое значение:
Предпринимательская – создание рабочих мест, прибыль акционерам и владельцам.
Потребительская и доходная – повышает спрос на товары и услуги.
Валютная – это и оплата за турпакет, и доп. услуги, и обмен валюты.
Влияние на экономику может быть:
Прямое воздействие – результат расходов туристов на покупку товаров и услуг, повышающих доход страны и региона, обеспечивающих пополнение бюджета.
Косвенное воздействие – проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Такое явление называется эффектом мультипликации, или мультипликатором (доход от туриста превышает его расходы на месте пребывания12).
Платежный баланс – разница между расходами иностранных туристов в стране и расходами граждан этой же страны за рубежом. Платежный баланс может быть положительным или отрицательным.
Баланс во многом зависит от того, какой туризм развит:
1. Активный – прием туристов.
2. Пассивный – их отправка.
В современном мире туризм имеет индустриальную форму; выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться.
Отрицательные последствия развития туризма:
• рост конкуренции на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость;
• отток денег за границу при туристском импорте;
• экологические и социальные проблемы, вызванные туризмом;
• недостаточное развитие других отраслей народного хозяйства, если туризм в регионе становится профилирующей отраслью.
2. Организационные основы туризма
Виды туризма
По признаку пересечения государственных границ выделятся туризм13:
Классификация туризма14:
Признак классификации
Виды туризма
Число участников путешествия
Индивидуальный, групповой, семейный
Регион отдыха
Национальный (внутренний и выездной)
Международный (въездной и выездной)
Способ организации
Неорганизованный, организованный. самодеятельный (квалификационный)
Источник финансирования
Коммерческий, социальный
Продолжительность
Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный
По способу передвижения
Классификация туров:
№
Признак (основание)
Виды
1.
По формированию и содержанию пакета услуг тура при продаже
1. Инклюзив-туры
2. Заказные туры
2.
По содержанию программы обслуживания туристов во время тура
3. Тематические
4. Курортно-оздоровительные
5. Спортивные
6. Комбинированные
3.
По сезонности действия
7. Круглогодичные
8. Сезонные
4.
По построению трассы маршрута тура15
9. Линейные16
10. Радиальные
11. Кольцевые
12. Комбинированные
5.
По продолжительности тура
13. Многодневные
14. Туры выходного дня
6.
По возрастному составу участников тура
15. Детские (3-12 лет)
16. Подростковые (14-18 лет)
17. Молодежно-студенческие (18-28 лет)
18. Для людей среднего возраста (45-64)
19. Для людей третьего возраста (65 лет и старше)
7.
По составу путешествующих
Индивидуальные
Семейные
Групповые
3. Правовая база туризма в РФ
Более подробной этому вопросу посвящена дисциплина «»
Права и обязанности туриста
При подготовке туриста к путешествию и во время его поездки, включая транзит, турист имеет право:
– на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну или место временного пребывания и нахождения там; об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
– свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер17;
– обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
– возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
– содействие органов власти и местного самоуправления страны или места временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи:
– беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:
– соблюдать законодательство страны или места временного пребывания, уважать местные обычаи, традиции, социальное устройство, религиозные верования;
– сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам;
– соблюдать правила въезда в страну или место временного пребывания;
– соблюдать правила личной безопасности и безопасности своего имущества.
4. Государственное регулирование туристской сферы в России
Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / под ред. Е.Л. Писаревского. М., 2014.
В октябре 1991 г. была создана Международная ассоциация по туризму «АСТУР», объединившая более 200 туристских организаций России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана. Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Туркменистана и др.
Региональная специфика управления туризмом
Эти материалы изучаются самостоятельно по учебнику (последний параграф) + на ознакомительной практике.
5. Туризм в системе научного знания
При этом сейчас выделяется отрасль «Туристика» как комплексная наука о туризме18. Объектом выступает индустрия туризма, предметом – туристский продукт. Но это спорный подход.
Есть еще понятие «Туризмоведение», т.е. не как теоретическая наука, а как методико-технологическая дисциплина.
Но на самом деле Туризм как сфера деятельности изучается рядом наук в соответствии с их объектом и предметом изучения:
География, экономика, социология, информатика, экология, право, психология, медицина.
Туристскую сферу можно представить как взаимодействие трех основных субъектов: туристов, туристских предприятий и туристских территорий.
Туризм это всегда взаимодействие (между человеком и природой, конкуренция в экономике, между потребителем и туроператором, между туристом и местным населением и т.п.)
Анализ туристко-рекреационного потенциала предполагает:
• выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала (объекты природы и культуры, социально-культурная сфера19)
• оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала (какие объекты уникальны, доступность, плотность размещения, разнообразие, физическое состояние)
• оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала (количественная оценка ресурсов, и качественная – характер использования);
• оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
• оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
• подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.
При этом надо не просто анализировать потенциал, необходимо учитывать на кого он рассчитан (для иностранцев могут быть важны иные требования).