Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Политическая система КНР

  • 👀 1035 просмотров
  • 📌 952 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Политическая система КНР» docx
План-конспект урока «Политическая система КНР» Цель урока: изучить особенности исторической эволюции и современного развития политической системы Китая Основные формы работы: лекция, презентация, опрос, самостоятельная работа, работа с контурными картами. Основные понятия, формируемые в рамках темы: политическая система, Коммунистическая партия Китая, Дэн Сяопин, Си Цзиньпин, Всекитайское собрание народных представителей. Исследование политической системы Китайской Народной республики является актуальной тематикой современной науки. Исследовательский интерес к данной теме сосредоточен на цивилизационном весе восточных стран в процессе глобализации и современной эффективной трансформации политической системы КНР, что создает предпосылки для участия Китая в развитии системы международных отношений XXI века. Современная политическая система КНР начала формироваться больше 40 лет назад. С 10 ноября по 15 декабря 1978 г. в Пекине состоялись рабочие заседания Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК). Впоследствии третий пленум ЦК КПК 11-го созыва под руководством заместителя председателя ЦК – Дэна Сяопина дал старт осуществлению Политики реформ и открытости в Китае. В определенном смысле реформа политической системы началась с комплексной перестройки экономической системы и создала политические предпосылки для реформирования экономической системы. На начальном этапе Политики реформ и открытости сильно проявлялось наследие старой системы. Во-первых, кадровые работники не соответствовали новым условиям. Во-вторых, старая административная система не способствовала мобилизации активности масс, а многолетняя «массовая демократия» не способствовала формированию стабильной и сплоченной политической среды. Для реформирования необходимо было сначала решить эти проблемы. В этой связи «режим Дэна Сяопина», который так назвали в период с 1977 г. по 1997 г., сделал следующее: во-первых, была отменена пожизненная система занятости высших руководящих кадров; во-вторых, была отменена система народных коммун с 1 января 1982 г. Отмена системы народных коммун, замена интеграции государственной администрации и управления коммуной разрешением политики и экономики, обеспечили политический путь для структурных экономических и социальных реформ КНР; в-третьих, началась децентрализация. За первую пятилетку Китай перенял опыт Советского Союза, установив высокую степень централизации экономической и административной систем; в-четвертых, началась отмена «четырех свобод» и обновление законодательства. В восстановлении и развитии правовой системы Дэн Сяопин видел новый поиск отправной точки осуществления демократической политики. С 1980 по 1982 гг. были проведены многие исследования, многократно вносились поправки, и, как следствие, в 1982 г. была рождена частично новая Конституцию КНР, которая действует и сегодня. Эта Конституция юридически отклонила «левую» теорию и практику «массовой демократии» периода «культурной революции» и создала правовую основу для построения и развития демократии и правовой системы новой эры Политики реформ и открытости. На XII-м съезде КПК Центральный Комитет КПК продолжил широкое и глубокое исследование реформирования политической системы. В октябре 1986 г. ЦК КПК создал рабочую группу, члены которой рассмотрели развитие, преимущества и недостатки политической системы Китая, определили основную суть реформ, цели, содержание, шаги и основополагающие принципы, что в результате привело к формированию общих представлений о реформе политической системы. Впоследствии в декабре 1987 г., на седьмом пленуме ЦК двенадцатого созыва, обсудили и согласовали основные принципы «общего видения реформ политической системы», которое в основном включало: разграничение партийных и государственных функций, партийное строительство (усиление роли Политбюро, укрепление роли ЦК, регулярность партийных съездов и т.п.), децентрализацию, институциональную реформу аппарата (упрощение и ограничение полномочий кадров), реформирование кадровой системы (дальнейшее омоложение рядов, распределительное управление, определение срока пребывания в должности, реформу пенсионной системы - социальное обеспечение), создание общественной системы консультаций и диалога (открытость и диалог в обсуждении государственной политики), совершенствование демократии (основных прав граждан согласно конституции) и др. В период с третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва в начале 1989 г. основным направлением реформирования политической системы было решение проблемы чрезмерной концентрации власти и осуществления разграничения партии от правительства. Вступив в XXI век, Политика реформа и открытости отметила 20-летний юбилей. В результате трудных поисков, постоянных исследований и реформ постепенно была сформирована модель политического развития современного Китая. После XVI съезда КПК в 2002 г. модель политического развития Китая постепенно привлекала внимание внешнего мира, а в самом Китае эту модель постоянно одобряли на съездах КПК и к тому же постоянно обогащали и совершенствовали на практике, постепенно превращая её в стабильную политическую систему. Таким образом, сегодня согласно Конституции 1982 г. Китай – это социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) - однопалатный парламент. В их состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, специальных административных районов и вооруженных сил. Срок полномочий ВСНП - 5 лет. Сессии ВСНП созываются 1 раз в год (как правило, в марте). ВСНП избирает свой постоянно действующий орган - Постоянный комитет (ПК). ВСНП избирает Председателя КНР и его заместителя (не моложе 45 лет), срок полномочий которых также равняется пяти годам. Председатель КНР согласно решениям ВСНП издает законы, назначает и освобождает премьера Государственного Совета и его заместителей, награждает государственными наградами, объявляет состояние войны и тому подобное. Государственный Совет КНР является высшим органом исполнительной власти в стране. Он состоит из премьера, его заместителей, членов и министров. Срок полномочий Государственного Совета составляет 5 лет. Государственный Совет отчитывается перед ВСНП, ПК ВСНП и подчинен им. Выше руководство вооруженными силами осуществляет Центральный военный совет (ЦВК), избираемый ВСНП. Органами власти на местах является собрание народных представителей (законодательные органы) и народные правительства (исполнительные органы) соответствующих административно-территориальных образований. Судебную власть составляют Верховный народный суд, местные народные суды разных уровней, военные суды, другие специальные суды. В соответствии с Конституцией КНР в стране существует трехступенчатое административное деление: государство разделено на провинции, автономные районы и города центрального подчинения; провинции и автономные районы в свою очередь разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города; уезды и автономные уезды также разделены на волости, национальные волости и поселки. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются территориями национальной автономии. Таким образом, КНР состоит из 23 провинций (двадцать третьей провинцией считается Тайвань), 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения, и 2 специальных административных района ‑ Макао и Гонконга. Стоит отметить, что в современных китайских условиях о коллегиальном характере управления государством говорить сложно. Из авторитетной фигуры действующий Председатель КНР Си Цзиньпин с 2013 г. превращается в фигуру авторитарную. Путем проводимых реформ он сосредоточил в своих руках максимальный набор властных полномочий. Так, Си Цзиньпин является: 1. Председателем правящей Коммунистической партии Китая; 2. Председателем КНР; 3. Председателем Центрального военного совета (подчинены вооруженные силы страны); 4. Председателем Центрального комитета по национальной безопасности (силовой блок); 5. Главой Центральной руководящей группы по углублению реформ (финансово-экономический блок); 6. Главой Центральной руководящей группы по безопасности сети Интернет и информатизации. Иногда его называют «верховным лидером» Китая.. В 2016 г. партия официально дала ему титул «основного» лидера. В истории КНР еще не было лидера с таким большим количеством полномочий. Таким образом, можно отметить, что политическая система, основанная на органическом сочетании руководства Коммунистической партии и народа как полноправного хозяина страны и верховенство права, имеет двойную функцию ‑ защита прав человека и концентрацию власти. Происходящие в сфере государственного строительства изменения свидетельствуют о тенденции усиления правового статуса главы государства (Председателя КНР), сосредоточении в его руках основных властных полномочий. С одной стороны, это приводит к невозможности существования какой-либо системы сдержек и противовесов, реального разделения властей. С другой, в условиях все возрастающих рисков и угроз китайской государственности, сильная единоличная авторитарная власть способна удержать «руль корабля» в необходимом для страны направлении. Для азиатского общества модель авторитарного правления наиболее приемлема. Одним из последних примеров положительного влияния на развитие страны концентрации власти в руках Си Цзиньпина, можно назвать ситуацию с пандемией коронавируса. Важным фактором успешной борьбы с коронавирусом стало то, что председатель КНР Си Цзиньпин лично возглавил противостояние эпидемии. По его директиве от 20 января 2020 г. парткомы всех уровней и органов власти на местах обязывались обращать внимание на вирус, развернуть работу по профилактике и контролю эпидемии, поставить безопасность жизни и здоровья людей на первое место, поэтому сегодня можно видеть низкий уровень распространения коронавируса в стране по сравнению с мировыми тенденциями. Вопросы для закрепления: 1. Когда начался процесс современного реформирования политической системы КНР? 2. Кто сегодня является «основным лидером» Китая? 3. Какой орган является высшим органом исполнительной власти в стране? 4. Что является высшим органом государственной власти КНР? 5. Какой срок полномочий представителей Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП)? 6. Кто дал старт осуществлению Политики реформ и открытости в Китае? 7. Перед кем отчитывается Государственный Совет КНР? 8. Кто избирает Председателя КНР? 9. В каком году была принята действующая Конституция КНР? 10. Дайте характеристику китайскому государству согласно Конституции? Основные политические деятели 1. Си Цзиньпин (1953 г. – н.в.) ‑ китайский государственный, политический и партийный деятель, действующий генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, председатель Китайской Народной Республики с 14 марта 2013 года, председатель Центрального военного совета КНР. Занимает пост в Постоянном комитете Политбюро ЦК КПК. 2. Дэн Сяопин (1904 г. – 1997 г.) ‑ китайский государственный, политический и партийный деятель. Никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг. 3. Ли Кэцян (1955 г. – н.в.) — китайский государственный и политический деятель, один из руководителей Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики. Член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. С 15 марта 2013 г. занял пост премьера Государственного совета КНР. Вместе с Си Цзиньпином его относят к пятому поколению руководителей Коммунистической партии Китая. 4. Мао Цзэдун (1893 – 1976 гг.) ‑ 1-й Председатель ЦК КП Китая с 20 марта 1943 года по 9 сентября 1976 года, 1-1 Председатель КНР с 27 сентября 1954 года по 27 апреля 1959 года. 5. Ху Цзиньтао (1942 – н.в.) — государственный деятель КНР. Председатель КНР с 15 марта 2003 по 14 марта 2013, Генеральный секретарь ЦК КПК с ноября 2002 по 15 ноября 2012, председатель Центрального военного совета КНР с марта 2005 по 14 марта 2013, председатель Военного совета ЦК КПК с 19 сентября 2004 по 15 ноября 2012. Член Посткома ВК НПКСК 6 созыва. Вопросы для закрепления материала: 1. Кого вместе с Си Цзиньпином относят к пятому поколению руководителей Коммунистической партии Китая? 2. Кто никогда не занимал пост руководителя КНР, но был фактическим руководителем страны с конца 1970-х до начала 1990-х гг.? 3. Кто сегодня является Председателем Китайской Народной Республики? 4. Кто был первым Председателем ЦК КП Китая? 5. Назовите период пребывания на посту Председателя КНР Ху Цзиньтао? Пояснение к видео-материалу: «Современный Китай: система, экономика, культура». Лекция Михаила Коростикова https://www.youtube.com/watch?v=-gp40gykFtc&list=LLxBwTAiDHg3Viir7HCc5NZQ&index=3 Данный материал поможет в понимании основных структурных элементов политической системы Китая. Также в видео детально рассмотрены проблемы прав человека, что поможет учащимся глубже понять данный вопрос, поскольку в лекции данный вопрос не рассматривается подробно.
«Политическая система КНР» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 42 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot