Справочник от Автор24
Международные отношения

Конспект лекции
«Внешняя политика республики Таджикистан»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по международным отношениям / Внешняя политика республики Таджикистан

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Внешняя политика республики Таджикистан», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Внешняя политика республики Таджикистан». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Внешняя политика республики Таджикистан», текстовый формат

Лекция 9. ВНЕНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН После обретения независимости Республика Таджикистан столкнулась именно с проблемой метода в выстраивании внешнеполитической линии. Сложность становления внешней политики Таджикистана состояла в том, что она начиналась практически с нуля. В стране не было полноценных традиций внешнеполитической деятельности. После приобретения независимости Республикой Таджикистан 9 сентября 1991 г. остро встал вопрос о признании суверенитета страны мировым сообществом. В столице Таджикистана открылись посольства Ирана (8 января 1992 г.), Китая (13 марта 1992 г.), США (16 марта 1992 г.), Турции (22 марта 1992 г.), России (4 мая 1992 г.) и Пакистана (6 июня 1992 г.). Таджикистан с визитами посетил госсекретарь США Дж. Бейкер (13 февраля, 12-14 апреля 1992 г.), официальные делегации Ирана, Пакистана, КНДР, Саудовской Аравии, Кувейта, Бангладеш, Турции, Франции, ФРГ, Румынии, Кыргызстана, СБСЕ, МВФ, ООН, Красного креста и Красного полумесяца, были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сферах торговли, экономики и культуры с Молдовой, Украиной, Ираном, Кубой. Президент РТ Р.Н. Набиев осуществил официальные и рабочие визиты в Финляндию (для подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, 25-27 февраля 1992 г.), Иран (28-30 июня 1992 г.), Пакистан (30 июня – 2 июля 1992 г.), Афганистан (14-15 июля 1992 г.) и в другие страны. В его Обращении к гражданам республики от 7 февраля 1992 г., опубликованном в периодической печати, отмечалось, что суверенное государство Таджикистан официально признали 83 государств мира, в их числе – США, Великобритания, Россия, Франция, Китай, то есть все члены Совета безопасности ООН. 25 августа 1992 г. Президент Таджикистана Р.Н. Набиев издал Указ, который предусматривал открытие посольств в Афганистане, Иране, Пакистане, Бельгии, Саудовской Аравии, Китае, Турции, США, ФРГ и генерального консульства в столице Индии. 26 февраля 1992 г. Таджикистан был принят в членство СБСЕ. Но наиболее значимым шагом в этом направлении стало членство в ООН – со 2 марта 1992 г. Однако начало митинга на площади Шахидон 1992 г., и дальнейшая эсколация вооруженного конфликта, поставили под сомнение все эти достижения в области международных отношений. Двусторонние отношения Республики Таджикистан почти со всеми странами резко сократились, упали почти до нуля. Обстановка, в которой происходил этот пересмотр, была весьма сложной и неоднозначной. Для постепенного вывода республики из тяжелейшего социально-политического кризиса, прежде всего, необходимо было мобилизовать все здоровые силы в стране. С учётом всего этого, Верховный Совет и Правительство Республики Таджикистан определили основные позиции и приоритеты внешней политики государ ства. Эмомали Рахмон, как основоположник и руководитель внешней политики Республики Таджикистан изложил фундаментальные концептуальные положения внешней политики государства. С точки зрения географического расположения, геополитического положения и своих экономических интересов им было выделено пять основных сегментов: Первый сегмент – СНГ, которое, несмотря на трудности первых лет своего формирования, содержит в себе тенденцию к укреплению всесторонних связей. Второй сегмент – Центральная Азия, которая в настоящее время стремится к экономическому и политическому единству. Третий сегмент – пространство жизнедеятельности соседних персоязычных государств, которые, хотя пока ещё и не пришли к какому-либо единому политическому или экономическому союзу, тем не менее, притягиваются друг к другу не только историческим единством и культурными истоками, но и реальными перспективами национального развития. Четвёртый сегмент – широкий круг населённых мусульманами стран Востока, которые связаны друг с другом не только единством обычаев и духовных традиций, но также возможностями и потребностями национального развития. Пятый сегмент – это мировое сообщество, которое, как никогда ранее, проявляет свою внешнюю и внутреннюю сплочённость и медленно, но оследовательно движется в направлении единой общечеловеческой цивилизации. Концепция внешней политики 2002 г. и доктрина «открытых дверей» Президентом Таджикистана Э. Рахмоном 24 сентября 2002 г. была утверждена первая Концепции внешней политики Республики Таджикистан. То, что первая Концепция появилась именно в сентябре 2002 г., вполне объяснимо. В 1990-е гг. шел процесс поиска Таджикистаном своего места и роли в международных делах на постсоветском пространстве, «дальнем» зарубежье. Кроме того, в Республике Таджикистан шла гражданская война и все силы были брошены на ее прекращение и запуск постконфликтного восстановления. Все это привело к тому, что внешнюю политику в концептуальном плане правительство начало формировать лишь в 2001 г. С тех пор Концепция внешней политики Республики Таджикистан стала основополагающим политическим документом, в котором отражена система официальных взглядов на содержание, ключевые задачи и основные приоритеты международной деятельности государства, методологию её реализации в новых условиях. По сути, этот документ воплотил в себе идеологию всей деятельности государства Таджикистан в сфере международных отношений. Он определил пути и методы отстаивания долгосрочных национальных интересов Республики Таджикистан в международных делах. Концепция внешней политики 2002 г., оформила и закрепила устоявшиеся и оправдавшие себя позиции и целеустановки, наметила новые горизонты. Она свела в систему принципиальные подходы Республики Таджикистан, которые составляли содержание внешнеполитической деятельности государства в последние годы, сделала необходимые выводы из ошибок и упущений прошлого. Вместе с тем в Концепции присутствовали и элементы новизны – в формировании национальных приоритетов, конкретных оценках и акцентах, в выборе набора инструментов реализации внешнеполитических задач. Изменения, произошедшие в регионе и в мире с второй половины 2001 г., привели к необходимости проведения такой внешней политики, которая отражала бы интересы и ответственность всех сторон - государства и его органов, гражданского общества, предпринимательских кругов – и способствовала бы обеспечению их адекватного вклада в её эффективную реализацию во имя формирования благоприятных внешних условий для продвижения национальных приоритетов развития, укрепления национальной безопасности страны и её позитивного восприятия за рубежом. Не случайно, о необходимости разработки и принятия Концепции внешней политики государства Президент республики говорил дважды - в своих ежегодных посланиях Парламенту страны в апреле 2001 и 2002 гг. Говоря о характере внешней политики Таджикистана в своём новогоднем обращении к гражданам республики 31 декабря 2002 г. глава государства Э. Рахмон впервые заявил, что избрал многовекторную политику «открытых дверей», которая должна соответствовать национальным интересам страны, обеспечивать их активную защиту на международной арене и эффективное использование внешних факторов в решении внутренних проблем. Внешняя политика должна, по словам главы государства, в первую очередь, способствовать экономическому развитию страны, привлечению зарубежных инвестиций, расширению и оптимизации разноотраслевого сотрудничества со всеми государствами мира, которые хотят сотрудничать с Таджикистаном на взаимовыгодной основе и благожелательно относятся к нему. На современном этапе развития внешняя политика Таджикистана должна выстраиваться с учетом изменений, происходящих в современном мире и существующих вызовов и угроз, и призвана обеспечить защиту стратегических, государственных и национальных интересов на международной арене. В этой связи возникла необходимость обновления действующей Концепции внешней политики. Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон в своем выступлении перед дипломатическими сотрудниками страны 15 марта 2013 г., во время открытия нового здания Министерства иностранных дел Таджикистана, указал на необходимость разработки новой Концепции внешней политики страны, и дал соответствующие поручения Правительству Таджикистана и Министерству иностранных дел. Новая Концепция внешней политики страны была разработана в соответствии с этими установками Главы государства. Документ утверждена указом Президента Республики Таджикистан после рассмотрения и обсуждения соответствующими органами страны. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 27 января 2015 г. В Концепции перечислены национальные интересы в сфере внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан, которые подразумевают также обеспечение энергетической независимости страны, ее продовольственной безопасности и выход из коммуникационного тупика, создание пояса безопасности и добрососедства на границах республики. Основной задачей внешней политики Республики Таджикистан является защита стратегических интересов страны на международной арене, реализация которой нацелена на формирование внешних благоприятных условий для всестороннего устойчивого развития страны, содействие большему укреплению основ государственной независимости и суверенитета Таджикистана и поступательного стремления к достижению согласия и учета обоюдных интересов с иностранными государствами и международными организациями в процессе решения приоритетных задач этой политики. В Концепции внешняя политика Республики Таджикистан определена как независимая многовекторная внешняя политика, которая основывается на безоговорочном уважении международного права и реализуется на объективной и прагматичной основе. Проводимая политика, по сути, продолжает оставаться политикой «открытых дверей», миролюбивой и бескорыстной и при ее осуществлении Таджикистан придерживается отношений дружбы и признания обоюдных интересов на основе взаимного уважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества со всеми ближними и дальними странами. Одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Таджикистан является осуществление долгосрочных и стабильных отношений со своими традиционными партнерами – государствами-участниками СНГ. Из Концепции следует, что Таджикистан с учетом разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках Содружества будет стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества. Важное место отводится развитию дружественных отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией в политической, военной, экономической, торговой, инвестиционной областях, сферах трудовой миграции, культуры, информации, науки и образования и других направлениях, что отвечает национальным интересам Республики Таджикистан и является важным фактором обеспечения регионального мира и стабильности. Отношения с КНР, благодаря воле и усилиям обеих сторон, достигли уровня стратегического партнерства и создали благоприятную основу для поступательного наращивания многоаспектного взаимодействия в политической области, сфере безопасности, торгово-экономическом и культурном направлениях. Продолжение отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с этой страной отвечает национальным интересам Таджикистана и является одной из важнейших задач внешней политики Таджикистана. Во внешней политике Таджикистана с периода обретения независимости до нынешнего времени дружественные отношения с Исламской Республикой Афганистан и Исламской Республикой Иран, основанные на исторических, языковых и культурных общностях, занимают особое место. В новой Концепции внешней политики предусмотрено продолжение и углубление возрастающего уровня взаимоотношений с этими странами. Углубление отношений с высокоразвитыми странами мира и применение их богатого опыта в плане содействия дальнейшему политическому и экономическому развитию Таджикистана и постепенное вхождение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей имеет особое значение. Для достижения указанных целей в Концепции предусмотрена необходимость углубления характера партнерских отношений с США и расширение долгосрочного и устойчивого сотрудничества с Европейским Союзом и странами-членами, как одними из важных экономических партнеров Таджикистана. Взаимовыгодные отношения со странами Ближнего Востока, Южной Азии и Юго-Восточной Азии являются одними из важных направлений внешней политики Таджикистана и будут способствовать привлечению инвестиций и выхода на быстроразвивающиеся рынки капитала, технологий, промышленной продукции, а также использованию их транзитного потенциала. Республика Таджикистан заинтересована в углублении многоаспектных, взаимовыгодных отношений со странами арабского и исламского мира, в особенности в торгово-экономическом сотрудничестве, что в Концепции указано как одно из важных направлений внешней политики страны. Накопленный за годы независимости опыт Республики Таджикистан во внешнеполитической сфере сегодня дает возможность разрабатывать новые направления сотрудничества, в частности - со странами Северной Америки, Центральной и Южной Америки, арабскими странами северной Африки, некоторыми странами центральной и южной части данного континента, а также со странами Океании. В этой связи в Концепции указано использование этих возможностей как одна из важных задач внешней политики Таджикистана. Особое значение во внешнеполитической деятельности приобретает многосторонняя дипломатия, которая подразумевает налаживание сотрудничества с международными и региональными организациями и институтами. Важнейшая задача внешней политики заключается в создании пояса доверия и безопасности на протяжении всей границы страны путем развития и укрепления добрососедских отношений со всеми сопредельными странами. В этих целях Таджикистан в межгосударственных отношениях с сопредельными государствами руководствуется политикой дружбы, добрососедства, невмешательства во внутренние дела друг друга и в решении спорных вопросов, в том числе пограничных и водно-энергетических, отдаёт абсолютное предпочтение мирным средствам их решения, то есть переговорам и диалогу. Таким образом, внешнюю политику Республики Таджикистан можно поделить на два этапа. Первый этап начинается с года обретения независимости страной и до сентября 2002 г. На этом этапе шло становление таджикской государственности в условиях сначала гражданской войны, а затем постконфликтного урегулирования. В это же время шло становление внешней политики Республики, устанавливались дипломатические отношения со странами мира и международными организациями. Таджикистан входил в мировое сообщество. Второй этап начинается с сентября 2002 г. и продолжается по настоящее время. Этот период отражает переход внешней политики Таджикистана в новое русло. В ходе этого процесса была окончательно сформирована действующая концепция внешней политики государства, основанная на доктрине «открытых дверей». Был достигнут существенный сдвиг в формировании зарубежной инфраструктуры - посольств, консульств, дипломатических миссий. В стране происходит процесс подготовки дипломатических кадров, и с принятием в 2002 г. закона РТ «О дипломатической службе» укрепилась нормативно-правовая база деятельности таджикских дипломатов. Таджикско-российские отношения. Дипломатические отношения между странами были установлены 8 апреля 1992 г., 4 мая 1992 г. открылось посольство РФ в Душанбе, а 18 декабря 1993 г. — посольство Таджикистана в Москве. 25 мая 1993 г. между странами подписан базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в апреле 1999 г. двусторонний Договор о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI в. Между странами заключено более 230 договоров и соглашений на межгосударственной, межправительственной и межведомственной основе. Россия — единственная страна, с которой Республика Таджикистан с 1996 г. имеет договор о двойном гражданстве. Президент Э. Рахмон неоднократно бывал с визитами в РФ (апрель 2001 г., июнь 2004 г., октябрь 2005 г., май 2006 г., июнь 2007 г., октябрь 2009 г., август 2010 г., август 2013 г.), а президенты В. Путин и Д. Медведев — в Душанбе (ноябрь 1999 г., июль 2000 г., октябрь 2001 г., апрель 2003 г., октябрь 2004 г., август 2008 г., июль 2009 г., сентябрь 2011 г., октябрь 2012 г., февраль 2017 г.). Многочисленные встречи глав государств проходили на полях саммитов СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. До 2005 г. Республика Таджикистан и РФ осуществляли продвинутое сотрудничество по пограничным вопросам. В 1992–2005 гг. в Таджикистане находилась Группа Пограничных войск (с 1998 г. — Пограничная группа Федеральной пограничной службы) РФ. Согласно двустороннему Соглашению о сотрудничестве по пограничным вопросам 1993 г. российские пограничники несли охрану границы Таджикистана с Афганистаном и КНР. За этот период в боестолкновениях на афганско-таджикской границе погиб 161 и получили ранение 362 пограничника РФ. Особенно острые боестолкновения имели место в марте и июле 1993 г., а также в апреле 2003 г. 13 июля 2005 г. российские пограничники были выведены из Таджикистана. В настоящее время на территории Таджикистана дислоцирована 201-я военная база РФ, а также оптико-электронный комплекс «Окно» (Нурек) системы контроля космического пространства. В рамках межпарламентского сотрудничества регулярно проходят встречи парламентариев двух стран. С октября 2006 г. в верхней палате парламента республики функционирует постоянная комиссия по работе с Советом Федерации Федерального собрания РФ. Наша страна — ведущий торговый и инвестиционный партнер Таджикистана (около 30% общего объема внешнего товарооборота). В республике функционируют более 160 совместных предприятий. Крупнейшим совместным инвестиционным проектом стало строительство Сангтудинской ГЭС-1 Вахшского каскада в 2005–2009 гг. Ведущим поставщиком нефтепродуктов в Таджикистан является российская компания «Газпромнефть». «Газпром» ведет геологоразведочные работы на территории республики. Действует Таджикско-Российская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Усилия, предпринятые в середине 1990-х годов к объединению денежных систем двух стран, оказались безрезультатными по причине преждевременности объединительной идеи. До 1995 г. в Таджикистане имели хождение советские, с 1994 г. — российские рубли. 10 мая 1995 г. был введен в обращение таджикский рубль, а 30 октября 2000 г. — новая национальная валюта сомони. Из года в год в системе экономических отношений двух стран увеличивается роль межрегионального сотрудничества. Важное место в межгосударственном взаимодействии занимает деятельность, связанная с реализацией соглашений о социально-правовой защищенности таджикских трудовых мигрантов в России. Между странами активно развивается сотрудничество в сфере образования. В 1996 г. в Душанбе создан Российско-Таджикский (Славянский) университет (РТСУ), находящийся в совместном ведении двух стран. В составе РТСУ функционирует 5 факультетов и институт, на которых обучаются 5886 студентов и магистров. Помимо РТСУ, согласно договоренности, достигнутой в августе 2008 г., в Душанбе открыты филиалы российских вузов. С 2009 г. в Таджикистане также работает филиал МГУ им. М. В. Ломоносова, с 2011 г. — филиал Национального исследовательского технологического университета МИСиС, с 2013 г. — филиал Национального исследовательского университета МЭИ. Ежегодно для учебы в российских вузах таджикским гражданам предоставляется до 600 бюджетных квот. Таджикско-китайские отношения. С 4 января 1992 г. — даты принятия Совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и КНР, и Меморандума к данному коммюнике — между двумя странами подписано уже более 150 официальных документов о сотрудничестве в различных отраслях. С 13 марта 1992 г. в Душанбе открыто Посольство КНР, а с 7 апреля 1997 г. в Пекине действует посольство Таджикистана. Визит в КНР в марте 1993 г. стал первым официальным зарубежным визитом Э. Рахмона в качестве главы государства за пределы СНГ. В 1993–1994 гг. про изошел обмен визитами парламентских делегаций двух государств. Был подписан ряд документов о сотрудничестве. Таджикистан неоднократно посещали представители деловых кругов Китая. По отношению к внутренним политическим проблемам Таджикистана в 1990-е гг. КНР занимала позицию позитивного нейтралитета. В ходе серии переговоров в 1992-2011 гг. был решен вопрос о демаркации государственной границы. В августе 1999 г. подписано соглашение «О таджикско-китайской государственной границе», а в мае 2002 г. — дополнительное соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров». 12 января 2011 г. парламент республики одобрил передачу КНР 1158 кв. м склонов Сарыкольского хребта в Мургабском районе республики. Препятствием для развития сотрудничества на первом этапе являлось отсутствие прямых путей сообщения. Неудивительно, что именно на развитие транспортной инфраструктуры между странами были направлены усилия КНР, в том числе на расширение автомобильного коридора по маршруту Душанбе–Куляб–Калай-Хумб–Хорог–Мургаб–Кульма–Кашгар, что позволило связать республику с основными городами Северо-Западного Китая. Китайские компании построили три высокогорных автомобильных туннеля на юге и севере Таджикистана. Согласно межправительственному соглашению 2011 г. единственным пунктом пропуска на государственной границе является «Кульма–Карасу» (ряд подъездных путей расположен на высоте свыше 4 тыс. м над уровнем моря) на территории Горно-Бадахшанской автономной области, открытый в мае 2004 г. Была построена соответствующая инфраструктура для обеспечения круглогодичного пропуска людей и транспорта поданному высокогорному маршруту. С 2005 г. между странами открыто регулярное авиасообщение. Обсуждаются вопросы строительства железнодорожной линии, которая позволит КНР осуществлять транзитные перевозки в Афганистан и Иран через территорию республики. В сентябре 2014 г. началось строительство таджикистанского участка четвертой нитки магистрального газопровода «ЦА–Китай». Благодаря реализации кредитных соглашений и проектов, подписанных в июне 2006 г. на встрече глав государств–членов ШОС, была введена в действие ЛЭП-220 «Лолазор–Хатлон». Также была протянута ЛЭП-500 «Юг–Север», которая позволила создать единую энергосистему страны. В 2016 г. сдана в эксплуатацию вторая очередь душанбинской ТЭЦ-2, построенной китайской компанией «ТВЕА». В качестве приоритетного направления сотрудничества КНР рассматривает горнодобывающую отрасль, крупнейшие проекты здесь — добыча свинца и цинка Таджикско-Китайской горнопромышленной компанией (месторождение Алтын–Топкан в Согдийской области), а также добыча золота Таджикским золоторудным комбинатом, доля которого была выкуплена китайскими инвесторами в 2007 г. у британской компании. КНР также является ведущим кредитором экономикиРеспублики Таджикистан. Развивается совместное сотрудничество в области сельского хозяйства. Китай входит в лидирующую тройку внешнеторговых партнеров Таджикистана, и доля его во внешнеторговом обороте стабильно растет, особенно после налаживания транспортного сообщения между странами. С учетом неформальной торговли товарооборот намного превышает 1 млрд долл. США. До 70% торговых операций приходится на Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР. В Душанбе действует Институт Конфуция, есть несколько классов, где изучают китайский язык. В 112 китайских вузах. В мае 2013 г. на высшем уровне было заявлено о переводе отношений между Таджикистаном и КНР в формат стратегического партнерства. Отношения со странами Центральной Азии. Дипломатические отношения с Кыргызстаном были установлены 14 января 1993 г. За короткий исторический период страны подписали 85 различных соглашений, ставших прочным фундаментом для успешного разностороннего сотрудничества. Основные принципы двусторонних отношений определены в Договоре об основах межгосударственных отношений (12 июля 1996 г.) и Договоре о добрососедских и партнерских отношениях (26 мая 2004 г.). На сегодня между двумя странами документально оформлены договоренности о сотрудничестве в области экономики, образования, науки, информационных технологий, культуры, спорта, о взаимодействии правоохранительных органов и специальных структур. В торгово-экономической области относительно успешно развиваются отношения с Кыргызстаном в сферах автомобильного сообщения, горнорудной промышленности, гидроэнергетики, взаимной поставки товаров народного потребления. Важной вехой в новейшей истории двух народов явились официальный визит президента Кыргызской Республики А. Акаева в Таджикистан в 1996 г., а также официальный визит Э. Рахмона в Бишкек в мае 1998 г. Президент А. Акаев в мае 2004 г. с официальным визитом посетил Таджикистан, а в сентябре 2007 г. президент Э. Рахмон с ответным визитом — Кыргызстан; в мае 2008 г. глава Кыргызстана К. Бакиев посетил с рабочим визитом Согдийскую область Таджикистана, в июле 2010 г. на полях XXVII заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Астане прошла встреча лидеров Таджикистана и Кыргызстана — Э. Рахмона и Р. Отунбаевой, а в декабре 2011 г. во время саммитов ЕврАзЭС, ОДКБ и СНГ в Москве президент Э. Рахмон встретился с президентом Кыргызстана А. Атамбаевым. В мае 2013 г. президент Таджикистана Э. Рахмон нанес официальный визит в Кыргызскую Республику. Таджикистан и Кыргызстан, выступая за дальнейшее углубление и расширение двустороннего сотрудничества, учредили Высший межгосударственный координационный совет Республики Таджикистан и Кыргызской Республики (первое заседание которого прошло 27 мая 2013 г. в Бишкеке) и Совет министров иностранных дел (первое заседание состоялось 6 августа 2009 г. в Душанбе). 12 июля 1997 г. была учреждена межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов. С 1997 по 2014 г. прошло 12 ее заседаний. Между странами также действует и межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы, заседания которой проводятся на регулярной основе. Стороны намерены завершить процесс делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами. В рамках визита президента Кыргызстана в Таджикистан 26–27 мая 2004 г. в Душанбе прошли Дни культуры Кыргызстана. Вниманию таджикского зрителя были представлены культурные ценности кыргызского народа, его достижения в живописи, музыке, скульптуре, прикладном искусстве, литературе и кино. В целом таджикско-кыргызским отношениям присуще взаимное стремление к налаживанию взаимовыгодных связей по различным направлениям сотрудничества. Несколько иной характер отношений сложился между Таджикистаном и его северо-западным соседом Узбекистаном. 4 января 1993 г. был подписан полномасштабный Договор о дружбе и взаимной помощи, первый полномасштабный договор о дружбе, заключенный Республикой Таджикистан с зарубежным государством после обретения независимости. Однако с 1994 г. отношения между странами осложнились. Неоднократные встречи главы государства Э. Рахмона с первыми лицами Узбекистана помогли решению многих сложных экономических противоречий, которые возникали между странами. Частые отключения энергоисточников в 1990-е гг. создавали дополнительные трудности для нормального функционирования народно-хозяйственного комплекса республики и наносили ей значительный экономический ущерб. Узбекистан изолировал Таджикистан от единой энергосистемы Центральной Азии, прекратил поставки газа, притом, что 98% «голубого топлива» Таджикистан закупает у этой страны. В целях обретения энергетической независимости в Таджикистане развернулась кампания по строительству малых и средних ГЭС в разных уголках страны. Самым амбициозным проектом считается достройка Рогунской ГЭС, первые агрегаты которой запланированы к запуску в 2018 г. В целом таджикская дипломатия старается решать эти спорные вопросы за столом переговоров в правовом русле, придерживаясь доктрины политики «открытых дверей». Основной нерешенной проблемой остается вопрос водно-энергетической сферы. Таджикистан, как страна с большим гидропотенциалом, готова использовать данный ресурс для постройки ряда новых ГЭС. Однако это вызывает опасения со стороны Узбекистана в том, что это приведет к нехватке водных ресурсов для орошения его сельхозземель. В июле 2000 г. в Душанбе состоялось подписание Договора о вечной дружбе между двумя странами. Однако уже в сентябре того же года был введен визовый режим для взаимных поездок граждан Таджикистана и Узбекистана, что весьма болезненно отражается на населении, поскольку немалую часть жителей Узбекистана составляют таджики, а около 18% граждан Таджикистана — узбеки. Но наиболее острыми остаются вопросы разминирования участков на таджикско-узбекской границе. В 2009 г. узбекской стороной, в нарушение двустороннего Межправительственного соглашения о пунктах пропуска через государственную границу от 12 февраля 2008 г., неоднократно приостанавливался пропуск граждан, транспортных средств, товаров, грузов и иного имущества, направлявшегося в Таджикистан и из Таджикистана через государственные пункты пропуска, в результате чего создавалась напряженная ситуация. Узбекская сторона затягивает подписание двусторонних соглашений о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении с Таджикистаном и о воздушном сообщении Душанбе–Ташкент. Четверть века из-за позиции Республики Узбекистан между странами нет регулярного воздушного сообщения. И это несмотря на подписанные рамочные соглашения между странами–членами СНГ о принципах формирования транспортного пространства и взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики (9 октября 1997 г., Бишкек), а также о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств–участников СНГ (4 июня 1999 г., Минск). В Узбекистане действуют ограничения на экспорт национальной сельхозпродукции. В результате свежие фрукты и овощи контрабандным путем переправляются из Узбекистана в соседние Таджикистан или Кыргызстан, а оттуда они уже как местные, а не узбекские грузы вывозятся в Казахстан и РФ. Грузовой автотранспорт с регистрационными номерами Таджикистана и Кыргызстана наталкивается на серьезные проблемы с процедурой оформления узбекскими пограничниками. В декабре 2009 г. Ташкент начал своего рода «рельсовую войну» против Таджикистана, отменив движение пассажирских поездов, следовавших через территорию таджикской Согдийской области по маршрутам Ташкент–Андижан и Бухара–Андижан. После ухода из жизни И. Каримова и избрания нового президента Узбекистана Ш. Мирзиёева появилась надежда на постепенную нормализацию отношений между странами, конструктивное, взаимоприемлемое решение водно-энергетических и иных проблемных вопросов. 29 сентября 2016 г. состоялся визит министра иностранных дел Узбекистана А. Камилова в Душанбе, в ходе которого обсуждались перспективы «перезагрузки» двусторонних отношений, в том числе восстановление экономического сотрудничества, а также возобновление железнодорожного и воздушного сообщения. В феврале 2017 г. открылось авиасообщение Душанбе–Ташкент. В октябре 2016 г. официальная делегация Узбекистана посетила с дружественным визитом Согдийскую область, а в декабре того же года состоялось заседание Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству. Дипломатические отношения с Туркменистаном установлены 27 января 1993 г. С февраля 1995 г. в Ашхабаде открыто посольство Республики Таджикистан. Двусторонние политические контакты насыщены официальными и рабочими визитами на высшем и высоком уровне. Так, в январе 1993 г. премьер-министр Таджикистана посетил Туркменистан. В июле 1995 г. и апреле 1999 г. в Ашхабаде с рабочим визитом находился президент Э. Рахмон. После избрания президентом Туркменистана Г. Бердымухамедова знаковым событием стали взаимные официальные визиты глав государств в 2007 г. В октябре 2009 г. прошел рабочий визит Э. Рахмона в Ашхабад, а в марте 2010 г. — государственный визит главы Туркменистана в Таджикистан. В сентябре 2011 г. Бердымухамедов посетил Таджикистан, а в августе 2012 г. Э. Рахмон — Туркменистан. В мае 2014 г. прошел ответный официальный визит президента Туркменистана в Таджикистан. Договорно-правовая база сотрудничества насчитывает более 70 документов. Таджикистан экспортирует в Туркменистан алюминий, сельскохозяйственную продукцию и товары народного потребления, а импортирует из Туркменистана нефтепродукты, цемент и хлопковое масло. В 2008–2014 гг. проведены пять заседаний Совместной таджикско-туркменской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В марте 2013 г. в Ашхабаде президенты Таджикистана, Туркменистана и Афганистана подписали трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по проекту строительства железной дороги Таджикистан–Афганистан–Туркменистан, а 6 июня 2014 г. при их участии в г. Атамурат состоялась церемония запуска строительства туркменского участка железной дороги, завершенного в ноябре 2015 г. Основной координатор проекта — Азиатский банк развития. Железная дорога через Афганистан в Туркменистан позволит Таджикистану снизить транспортную зависимость от Узбекистана. В 2010 г. в Туркменистане состоялись Дни культуры Республики Таджикистан, а в Таджикистане — Дни культуры Туркменистана, в 2013 г. — Дни кино этой страны. Таджикско-американские отношения. Дипломатические отношения Таджикистана с США были установлены 14 февраля 1992 г., в марте 1992 г. открылось посольство США в Душанбе. США были второй страной после Исламской Республики Иран, приславшей в республику своего посла. С декабря 2002 г. действует посольство Таджикистана в Вашингтоне. Развитие таджикско-американских взаимоотношений носит «точечный» характер, концентрируясь на ограниченных, но имеющих стратегическое значение направлениях. Американские госсекретари четырежды посещали Таджикистан — в феврале 1992 г. (Дж. Бейкер), в октябре 2005 г. (К. Райс), в октябре 2011 г. (Х. Клинтон), в ноябре 2015 г. (Дж. Керри). С февраля 2010 г. между МИД Таджикистана и США проводятся двусторонние политические консультации для согласования позиций по вопросам региональной и международной повестки. Шестой раунд политических консультаций прошел в Душанбе в октябре 2016 г., в марте 2013 г. здесь проходили совместные консультации по вопросам безопасности на границе. Министр иностранных дел Таджикистана С. Аслов принял участие в первой встрече министров иностранных дел Центральной Азии и США (С5 + 1) в Самарканде в ноябре 2015 г., а в августе 2016 г. — во второй встрече в Вашингтоне. В рамках двустороннего сотрудничества США оказывают поддержку Республике Таджикистан в военной сфере. Ежегодно более 100 таджикских военных участвуют в различных программах и тренингах, организованных Центральным командованием США. В г. Турсунзаде был открыт учебный центр подготовки кадров. В 20052006 гг. после вывода российских пограничников около 40 млн долл. было выделено на обустройство 15 застав на таджикско-афганской границе. Душанбе регулярно посещают с визитами главы Центрального командования Вооруженных сил США для обсуждения вопросов региональной безопасности, в том числе генерал Л. Остин III (25–26 августа 2015 г.), генерал Дж. Вотель (14–15 июня 2016 г.). Американская сторона неоднократно оказывала гуманитарную помощь на десятки миллионов долларов (продовольственное зерно, медикаменты, подготовка специалистов и т.д.). Осуществляется сотрудничество в области здравоохранения. 26 августа 2007 г. с участием президентов Таджикистана и Афганистана, а также министра торговли США К. Гутьерреса состоялось официальное открытие моста через р. Пяндж на границе Таджикистана и Афганистана. Строительство финансировали США в объеме 36 млн долл. Торгово-экономическое сотрудничество двух стран развивается в рамках соответствий с Рамочным соглашением между правительствами США и стран Центральной Азии по развитию отношений в области торговли и инвестиций (Central Asia Trade and Investment Framework Agreement) (1 июня 2004 г., Вашингтон). В апреле 2016 г. в Бишкеке прошло очередное заседание, в работе которого принял участие первый заместитель министра экономического развития и торговли Таджикистана С. Назризода. Вашингтон проявляет внимание к энергетическим проектам Душанбе и заявляет о своем возможном участии в их реализации. Так, в августе 2008 г. с США было подписано грантовое соглашение по подготовке ТЭО для предполагаемого строительства угольной электростанции «Фон–Ягноб». Отношения Таджикистана с Ираном и Индией. Взаимоотношения Республики Таджикистан после обретения независимости с Исламской Республикой Иран были и остаются дружественными. Иран стал первой страной, открывшей в Республике Таджикистан свое посольство (8 января 1992 г.). Президент Э. Рахмон неоднократно называл Иран естественным стратегическим партнером. В июне 1995 г. было открыто посольство Таджикистана в Иране. Исламская Республика Иран помогает Таджикистану в гидроэнергетическом строительстве и тем самым способствует достижению его полной энергетической независимости. Страны связывают единая история, язык, культура. Крупный проект, строительство ГЭС Сангтуда-2, реализован за счет иранских инвестиций. Иран поддерживает энергетическую отрасль Таджикистана также потому, что это позволит поставлять электроэнергию в соседний Афганистан, чья история, культура и язык сходны с таджикской и иранской. 11–12 мая 2016 г. в Душанбе состоялся официальный запуск строительства в рамках проекта CASA-1000 (Central Asia-South Asia power project) с участием президентов и глав правительств Таджикистана, Пакистана и Афганистана, а также главы правительства Кыргызстана. Предполагается создание энергомоста, который позволит экспортировать излишки летней электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и далее в Пакистан. Общий объем инвестиций, необходимых для строительства, превышает 1 млрд долл., в том числе стоимость таджикского участка составит более 300 млн долл. Данные средства будут направлены на строительство ЛЭП 500 кВ длиной 477 км от киргизской подстанции «Датка» до г. Худжанд на севере Таджикистана, конвертерной подстанции в Сангтуде, а также строительство высоковольтной ЛЭП длиной 750 км от Сангтуды до Кабула. Проект финансируют Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Государственный департамент США, министерство международного сотрудничества Великобритании, Австралийское агентство международного развития, Электрические сети Индии и др. 4 августа 2013 г. Э. Рахмон принял участие в церемонии инаугурации президента Ирана Х. Рухани. В ходе визита состоялась официальная встреча глав двух государств. Особое внимание было уделено расширению торгово-экономического, инвестиционного и энергетического сотрудничества. В Таджикистане функционируют более 150 иранских компаний и наблюдается рост их инвестиций. После запрета деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана как террористической организации в сентябре 2015 г. и официального визита Э. Рахмона в Саудовскую Аравию в январе 2016 г. произошло некоторое охлаждение отношений с Ираном. Важное значение Иран придает сотрудничеству в сфере культуры, образования и религии. В Душанбе открыт Иранский культурный центр. В 1992 г. были установлены дипломатические отношения Республики Таджикистан и Республики Индия, а в мае 1994 г. открыто посольство Индии в Душанбе. С 2003 г. функционирует посольство Таджикистана в Нью-Дели. Президент Э. Рахмон совершил ряд официальных и государственных визитов в Индию (1995, 2001, 2006, 2012, 2016 гг.), президент Индии П. Патил в сентябре 2009 г. посетила Таджикистан с официальным визитом. В июле 2015 г. с официальным визитом в Таджикистан прибыл премьер-министр Индии Н. Моди. В ходе визита Э. Рахмона в Индию в декабре 2016 г. обсуждались перспективы участия индийского бизнеса в энергетических и транспортных проектах в Таджикистане. В 2002 г. Индия и Таджикистан подписали соглашение о реконструкции военного аэродрома Гиссар. На обновление инфраструктуры аэродрома индийская сторона потратила несколько десятков миллионов долларов США. Между странами подписано несколько десятков соглашений о сотрудничестве, налажено прямое воздушное сообщение. Индийское правительство выделяет стипендии студентам и военным курсантам из Таджикистана, осуществляется программа компьютеризации 37 школ Таджикистана.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Страноведение

Миграция населения

Демография Тема 6 Миграция населения  На первый взгляд миграция населения представляет собой очень простое явление, лежащее на поверхности социальной...

Страноведение

Основные органы СНГ

Лекция №4 Основные органы СНГ. Непосредственно любая организация, в том числе СНГ не исключение, она обладает всегда свободностью органов каких-то. Чт...

История

Годы перестройки в СССР

1. В чем заключались цели реформ, начатых М.С.Горбачевым? С каких мероприятий началась перестройка? В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС ста...

Политология

Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

Тема 2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России Военно-патриотический клуб как общественное явление Суво...

Страноведение

Организация Договора о коллективной безопасности

Лекция №6. После длительных переговоров, которые имели место в создании вот этих структур, с начала 90-х, на чем завершается собственно создание догов...

Экономика

Международное разделение труда как основа развития международной экономики.

Тема 7. Международное разделение труда как основа развития международной экономики. Международное разделение труда (МРТ) можно определить как высшую с...

Экономика

Международное разделение труда как основа развития международной экономики.

Тема 7. Международное разделение труда как основа развития международной экономики. Международное разделение труда (МРТ) можно определить как высшую с...

Экономика

Угрозы экономической безопасности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ти...

Автор лекции

Меньшикова Е.А.

Авторы

История

Российская Федерация на современном этапе (с 90- х гг.XX в.).

Лекция 3-4 «Российская Федерация на современном этапе (с 90- х гг.XXв.). «Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной и между...

Экономика

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство - это глобальный целостный, но вместе с тем и противоречивый экономический организм, в котором сложилась взаимосвязь всех стран и на...

Смотреть все