Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Организация Договора о коллективной безопасности

  • 👀 390 просмотров
  • 📌 332 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Организация Договора о коллективной безопасности» docx
Лекция №6. После длительных переговоров, которые имели место в создании вот этих структур, с начала 90-х, на чем завершается собственно создание договора о коллективной безопасности ОДКБ и собственно совещанием министров иностранных дел, которое буквально прошло на днях. Но в принципе несколько моментов выделим, касаемо основных этапов существования развития организации договоров коллективной безопасности. Через несколько лет после своего образования, напоминаю, что ОДКБ официально было создано 14 мая 2002 года. На сегодняшний момент уже существует почти 13 лет. Через несколько лет ОДКБ получает статус международной организации, признанной мировым сообществом. 2 декабря 2004 года ОДКБ получила статус наблюдателя в генеральной ассамблее ООН. Что организация объединённых наций она представляет собственно наблюдателя как некоторым странам так и организациям. В том числе одну организаций, которая имеет статус наблюдателя. Она имеет право, как организация принимать участие в обсуждении тех или иных вопросов, имеет право посылать своих представителей во время проведения тех или каких-то иных каких-то акций организаций объединенных наций и так далее. Вот такой статус получила ОДКБ. Кроме того по мере своего развития как международной организации, ОДКБ наладило взаимодействие с рядом международных структур. В качестве основных структур нужно выделить прежде всего Евразийский экономический союз. Кроме того, очень тесно взаимодействует ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества. Тем более что с которой договор общих целей принципов обеспечения безопасности, в том числе и Центральной Азии и СНГ в целом. ОДКБ поддерживает контакты и связи с другими международными региональными организациями, здесь можно выделить контртеррористический комитет ООН, например. Одна из целей ОДКБ это борьба с террористической угрозой. Здесь ОДКБ тесно взаимодействует с контртеррористическим комитетом, действующим в рамках Организации объединенных наций. Кроме того, ОДКБ тесно взаимодействует с управлением ООН по наркотикам и преступностью. Поскольку борьба с этим злом тоже является одним из направлений деятельности ОДКБ. Кроме того ОДКБ взаимодействует с ОБСЕ, члены которой являются все страны члены ОДКБ. Кроме того, определенно имеют связь, сейчас они несколько ослаблены, но до недавнего времени с Евросоюзом. Кроме того ОДКБ имеет связь с организацией ново слойки, как организация исламской конференции (УИК). И есть ряд других организаций. В повестке дня долгое время стоял вопрос о налаживании более тесного взаимодействия с НАТО, особенно в первую очередь по Афганской проблематике. Это взаимодействие налажено не было. ОДКБ неоднократно предлагал совместными усилиями решать совместными усилиями проблему Афганистана, особенно негативные влияния факторов Афганистана в Центральной Азии. Потому что большинство угроз и вызовов которые имеют место в регионе Центральной Азии, исходят от Афганистана. Но тем не менее НАТО на эти контакты не шло и не идет, маловероятно что это произойдет сейчас, особенно с нынешней ситуацией на Украине. На сегодняшний момент ОДКБ по мере своего развития оно в принципе приобрело определенную такую уже структуру обособленности. И сегодня же можно говорить что ОДКБ сформировалось полноценно как международная политическая структура, международная политическая организация, имеющая четкую свою структуру, свои функции и управление деятельности каждый структурный элемент ОДКБ имеет какую-то функциональную значимость. Следующий вопрос структура ОДКБ. Нужно отметить в первую очередь, что в последнее десятилетие энергетический фактор стал одним из самых значимых факторов в современной мировой политике. Энергетическая отрасль, являясь локомотивом и инновационным конструктором современной российской экономики, составляет основу российского экспорта. Позволяет России восстановить и наращивать свою конкурентоспособность и отстаивать национальные интересы в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. В последние 5-7 лет появилась реальная возможность активно использовать фактор в качестве инструмента геополитики надежного обеспечения своих внешнеполитических, а также экономических интересов. Несмотря на глобальный экономический кризис, учитывая тенденции дальнейшего развития мировых энергетических рынков и сохранения на них российских позиций как минимум, роль энергетического фактора является одной из самых основных во внешней политике России. В этой связи энергетическая дипломатия России будет по прежнему являться важнейшим средством укрепления наших геополитических позиций как на глобальном, так и на региональном уровне. Основные приоритеты современной внешней энергетической политики нашей страны сформулированы в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. В истории постсоветской России это уже третий документ такого рода. Современная энергетическая политика нашей страны базируется на следующих фундаментальных основах: Жесткий контроль со стороны высших органов власти и прежде всего президентских структур и аппарата правительства за энергетической политикой Сохранение национального контроля над основными нефтегазовыми компаниями, месторождениями углеводородного сырья и транспортной (трубопроводной) инфраструктурой. Использование потенциала национального ТЭК в качестве геополитического рычага, «подушки безопасности» и источника конкурентных преимуществ на отдельных направлениях в сфере глобальной и региональной политики. Поддержка со стороны государства экспансии ведущих российских энергетических компаний на внешних рынках. Использование нефтегазовых доходов государственного бюджета для поддержания социально-политической стабильности в стране и перевода экономики страны на рельсы модернизации и технологического развития. Основные контуры новой российской внешней энергетической доктрины были очерчены президентом РФ Д. Медведевым 19 февраля 2009 г. в выступлении на Сахалине в связи с пуском первого завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Обращаясь к проблемам региональной и глобальной энергетической безопасности и оценивая место России в глобальных энергетических процессах, глава России подчеркнул: «Нельзя допустить того, чтобы вопросы на мировой арене, касающиеся энергетического сотрудничества, энергетического диалога осуществлялись или происходили без нашего участия, потому что Россия все-таки это та страна, которая имеет и моральное право, и юридические возможности, для того, чтобы претендовать на участие в самых разных энергетических процессах в мире». Постсоветское пространство рассматривается как некая совокупность территорий новых независимых государств, образовавшихся после ликвидации СССР, как политическая, экономическая, гуманитарная и культурно-историческое общество. Постсоветские государства делятся на 5 групп. Вы можете увидеть их на сайте. Имеет данная организация статус наблюдателя. Безусловным приоритетом нашей дипломатии является также налаживание эффективного сотрудничества в области энергетики на постсоветском пространстве. Потому что энергетические факторы играют ключевую роль в многосторонней дипломатии России в рамках СНГ, Союзного государства с Белоруссией, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) и формирующегося Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Правовой основой двустороннего сотрудничества с бывшими союзными республиками являются долгосрочные межправительственные соглашения по различным направлениям. Основной механизм сотрудничества — это рабочие группы или комитеты в рамках межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству (МПК). Энергетическая дипломатия России стремится находить взаимоприемлемые и жизнеспособные решения по проблемам, которые обозначились в связи с переводом на рыночную основу условий поставок и транзита энергоносителей в отношениях России с другими партнерами по СНГ. Как отмечали многие эксперты к концу 2005 года основные отношения между российской энергетической политикой и постсоветской стал образовывать «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и же наказания государств членов СНГ в зависимости от их политики в отношении России. После распада СССР Газпром продолжал поставлять газ странам ближнего зарубежья по льготным ценам. Но такая ситуация не могла сохранятся вечно. Теперь все страны, ранее входившие в состав СССР, закупают газ на основе формулы цены, аналогичной европейским контрактам «Газпрома». российская корпорация распространила эти правила и на себя. В республиках Центральной Азии компания покупает газ также по мировым ценам. Труднее всего было перейти на рыночные отношения с Украиной. Как известно, еще во времена СССР была создана система газопроводов, соединившая российские месторождения газа с европейскими потребителями. И сегодня большую часть газовых поставок в Европу «Газпром» осуществляет транзитом через украинскую территорию. Руководство Украины не раз пыталось использовать свой статус основного транзитера для получения скидки в цене на газ. «Нафтогаз Украины» в случае нехватки собственных объемов голубого топлива не останавливался перед отбором газа из транзитных газопроводов. Контракт на транзит предусматривает сохранение в 2009 году льготной транзитной ставки $1,7 за транспортировку 1000 куб. м газа на 100 км. Объем транзита газа через Украину в 2009 году составит до 120 млрд куб. м. С 1 января 2010 года ставка транзита станет рыночной и будет рассчитываться по общепринятой европейской формуле. В соответствии с контрактом, цена газа для украинских потребителей рассчитана по общепринятой европейской формуле цены с понижающим коэффициентом 0,8. В качестве базовой определена цена в $450 за 1000 куб. м голубого топлива. Таким образом, в I квартале 2009 года цена на газ для потребителей Украины составила $360 за 1000 куб. м. Цена будет изменяться по формуле ежеквартально. 10-летний срок контракта позволяет надеяться на то, что новогодние споры о цене газа для Украины больше не повторятся. Кроме того, из схемы поставок была исключена посредническая структура «РосУкрЭнерго». Теперь договор заключен между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».  Дальше хотелось бы прокомментировать ситуацию на примере Армении. Необходимо отметить, что «Газпром» предоставляет скидку в цене газа тем странам, которые передают ему пакеты акций своих газотранспортных предприятий. В настоящее время российская корпорация владеет контрольным пакетом акций (75,55%) компании «АрмРосгазпром». В минувшем году российская корпорация поставляла Армении газ по $110 за 1000 куб. м. В нынешнем году цена составит $154. В ближайшее время доля «Газпрома» в уставном капитале «Белтрансгаза» достигнет 50% (сегодня компании принадлежит 37,5% акций) Возвращаясь к Украине, очевидно, что Украине выгодно увеличение транзита газа по ее территории. Однако произойти это может только в том случае, если «Газпром» будет уверен в надежности транзитных поставок. К сожалению, Украина показала себя не с самой лучшей стороны. Поэтому российская корпорация неуклонно увеличивает объемы экспорта по альтернативным маршрутам. В частности, по газопроводу Ямал – Европа, белорусский участок которого принадлежит «Газпрому» на 100%. В последнее время российская корпорация предпочитает строить подводные газопроводы, которые напрямую соединяют нашу страну с потребителями газа, минуя транзитные государства. Успешно функционирует магистраль Россия – Турция («Голубой поток»), проходящая по дну Черного моря. Вскоре будет построен трансбалтийский газопровод «Северный поток», а затем – и трансчерноморский «Южный поток» (соединит Россию и Болгарию). «Газпром» стремится обеспечить надежность поставок голубого топлива своим партнерам даже в ущерб своим интересам. Как известно, газ в Армению поступает транзитом через Грузию. Грузинская газотранспортная система находится в плачевном состоянии, т. к. инвестиций в ее развитие вкладывается недостаточно. Рано или поздно здесь может случиться крупная авария, которая оставит Армению без газа (прецеденты уже имели злесь место). «Газпром» инвестирует значительные средства в развитие газотранспортной системы Армении. Здесь функционирует мониторинг, который позволяет восполнять время поставок газа. Таким образом в критической ситуации армянские потребители смогут использовать альтернативные методы. Сотрудничество в Казахстане. «Газпром» распространил действие рыночных принципов ценообразования не только на потребителей, но и на поставщиков газа. С начала нынешнего года российская корпорация закупает газ в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане по европейским ценам . Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти страны стремятся увеличить объем поставок «Газпрому». Для обеспечения роста закупок газа в Центральной Азии предполагается построить Прикаспийский газопровод, а также увеличить пропускную способность действующей газотранспортной системы Средняя Азия – Центр. Крупнейшим газовым месторождением на территории Казахстана является Карачаганак. Голубое топливо здесь содержит много вредных примесей, поэтому, прежде чем оно поступит к потребителям, его необходимо привести в товарный вид. Этот процесс осуществляется на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Поскольку объем добычи на Карачаганакском месторождении будет возрастать, «Газпром» и Национальная компания «КазМунайГаз» договорились создать совместное предприятие на базе Оренбургского ГПЗ, которое профинансирует его модернизацию. Сотрудничество в средней Азии. В Узбекистане «Газпром» не только покупает, но и добывает газ. Сегодня это небольшие объемы извлекаемые на месторождении Шахпахты. Однако ЗАО «Газпром зарубежнефтегаз» активно занимается геологоразведкой в Устюртском регионе республики. Поисково-разведочное бурение проводилось на 11 площадях 6 инвестиционных блоков Устюртского региона. Было в планах, что до 2011 года «Газпром зарубежнефтегаз» должен нужно было пробурить несколько десятков скважин глубиной 3,5-4,5 км, будут проведены сейсморазведочные работы для изучения наиболее крупных и сложных месторождений В Киргизии «Газпром» получил право на геологическое изучение недр на площадях Кугарт и Восточное Майлису IV. Там же активно работает и «Газпром нефть», владеющая здесь сетью нефтебаз и АЗС. А в Таджикистане «Газпром» также получил право на геологическое изучение недр. Оператором данного проекта является ЗАО «Газпром зарубежнефтегаз». Весной здесь начнется сейсморазведка, а ближе к концу года – поисковое бурение. Литва, Латвия и Эстония, ныне входящие в состав Европейского союза, всегда были проблемными с точки зрения российской дипломатии. Однако за всю новейшую историю двусторонних отношений ни одного «газового конфликта» между ними и «Газпромом» не произошло. Прибалты традиционно отличались высокой платежной дисциплиной, и даже в 1990-е годы эти страны не накапливали задолженности за поставленный из России газ. Со своей стороны, «Газпром» без каких-либо политических скандалов занял серьезные позиции в странах Балтии, и в настоящий момент владеет неконтрольными пакетами акций местных газотранспортных компаний. Это повышает именно надежность газоснабжения прибалтийских потребителей.  В последние десятилетия энергетическая политика России на постсоветском пространстве характеризуется неуклонным нарастанием экономического прагматизма. В 2005-2006 годах решающей стадией перехода взаимодействия с бывшими союзными республиками энергетические связи ограничены. Хотелось бы процитировать Жукова, который является научным сотрудником РА. Говорящим то, что какой бы болезненной не была процедура, этот процесс, он должен идти все равно в долгосрочной перспективе, и должен произойти к основной системе координат, и он должен быть завершен. Но есть и обратная сторона медали. Новые отношения стран в энергетической сфере принципиально меняет конфигурацию всего постсоветского пространства. Прежде всего, речь пойдет о нарастании конкурентной борьбы между производителями углеводородного сырья за рынки сбыта. Например Азербайджан уже поставляет газ в Европу по трубопроводу Байкут-Тбилиси-Джайхан. Туркмения, Казахстан и Узбекистан также реализует проекты транспортировки энергоресурсов. Это значительно снизит для них зависимость от российского транзита. Не исключено строительство также Каспийских продуктопроводов, которые позволят им тоже выходить на территории западных рынков, минуя Российскую Федерацию. И подводя итоги, хотелось бы отметить, что именно в странах со стабильными политическими режимами независимо от избрания той или иной политической модели, Газпром всегда находит партнеров и также перспективные проекты. И неважно речь идет о модели азиатского типа, или же например европейская демократия, просвещённый капитализм или социализм. Проблемы у российской газовой компании в энергетике возникают лишь тогда, где царит внешнеполитический хаос и где отсутствует более какие-то политики отношений. И только там где у политиков возникает желание использовать газовую тему в качестве экономических спекуляций. Возвращаемся к военному. Структура ОДКБ. Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), который рассматривает все принципиальный вопросы деятельности организации. То есть все основные вопросы, с которыми организация может столкнутся или сталкивается, или рассматривается на Совете коллективной безопасности. В Совет коллективной безопасности входят президенты государств члены ОДКБ. Председателем Совета коллективной безопасности является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия. Договариваются иногда заранее, заранее известно кто председатель, иногда это происходит внезапно. Но в любом случае если это проходит на территории Российской Федерации это президент России, на территории Армении это президент Армении и так далее. Кроме того в заседаниях СКБ могут и принимают участие министры иностранных дел, что тоже естественно. Поскольку ОДКБ это организация международная и решает как правило вопросы международного характера. Принимает участие в заседаниях СКБ министр обороны, поскольку вопросам обороны подчинена деятельность ОДКБ, также секретари советов безопасности, государств членов ОДКБ, а также генеральный секретарь ОДКБ, организующий его работу и могут участвовать могут приглашенные лица, это лица либо частные, либо государственные представители, в общем те государства например не являющиеся членом ОДКБ. Создана система консультативных и исполнительных органов. Такими исполнительными органами ОДКБ являются совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ, заседание которого на днях досталось Киргизии. Кроме того, совет министров обороны самого ОДКБ и комитет секретарей советов безопасности (КСЦБ) ОДКБ. Кроме того, одновременно с этим в составе ОДКВ действует такой орган постоянно действующий постоянный совет при ОДКБ. Заседательствует с марта 2004 года, он состоит из уполномоченных представителей государств членов ОДКБ. В его заседаниях также участвует генеральный секретарь ОДКБ. И он решает вопросы текущей политики. Кроме того постоянно действующими рабочими органами ОДКБ является секретариат ОДКБ. Секретариат ОДКБ во главе с генеральным секретарем ОДКБ на сегодняшний момент это Николай Бардюжа. И объединенный штаб ОДКБ, который действует с января 2004 года, объединяет он представителей ген. штабов, государственных членов ОДКБ. По необходимости в объединенный штаб организации собираются начальники штабов ОДКБ. Если нужно решить вопросы о проведении военных учений, или если возникнет проблема какой-то военной угрозы и ее соответственно оперативное отражение. В основе деятельности ОДКБ лежит военное сотрудничество. Это естественно, ОДКБ этого и не скрывает. Ген штаб это не военный блок. Есть военные задачи, но мы значит не военная организация. Понятно дело об этом даже не говоришь. Она четко представляет себя как организация военного характера. Этим объясняется и то, что несмотря на некоторые связи, например которые Туркменистан имеет с СНГ и структурами СНГ, Туркменистан не входит в ОДКБ очень сложно ему войти, потому что он нейтральное государство. Он вообще официально входит только в одну организацию в мире, это ООН. Как ассоциированный член он входит только в СНГ. Поэтому на последнем заседании совета министров иностранных дел, которое состоялась в Душанбе по поводу дальнейшей судьбы СНГ, говорилось, что это организация уникальна. В каком-то плане туда фактически входит Туркменистан, который никуда не входит. Это единственное место, где можно рядом увидеть сидящих президентов Армении и Азербайджан. Потому что по Уставу ОДКБ президенты сидят в алфавитном порядке по русскому алфавиту. ОДКБ позиционирует себя как военная организация, поэтому военное сотрудничество лежит в основе деятельности ОДКБ. На основе этого военного сотрудничества в рамках ОДКБ формируются и военные структуры. Еще до создания ОДКБ эта структура была интерполирована. В ОДКБ были созданы еще в 2001 году коллективные силы быстрого реагирования. Назывались они полностью коллективные силы быстрого реагирования центрально-азиатского региона коллективной безопасности. Главная ответственность деятельности КСБР это регион Центральной Азии, что естественно. Поскольку особенности неспокойного соседства с Афганистаном, ситуация там была и продолжает оставаться крайне напряженной. Кроме того в рамках ОДКБ налажены механизмы военно-технического сотрудничества и военно-технической помощи государствам членам ОДКБ. Государства члены ОДКБ получают поставки вооруженные, 90 с лишним процентов это российское вооружение по льготным ценам. Соответственно, когда возникает серьезная необходимость в таких поставках, то они иногда даже бесплатны по линии рос структуры, которая осуществляет поставку вооружений в другие страны. В рамках ОДКВ организованы системы подготовки военных кадров, которые в том числе связаны с тем, что будущие военные из стран членов ОДКБ, они выделяют по этому поводу соответствующие квоты, они обучаются на льготной основе, как правило, бесплатно обучаются в военных Вузах в военных училищах. Российская Федерация выделяет ежегодно выделяет приличную сумму для обучения в своих военных училищах, достаточно большое количество квот для обучения офицеров стран членов ОДКБ. Кроме того, в рамках членов ОДКБ осуществляется военно-экономическое сотрудничество. И даже создана специальная структура, через которую это военно-экономическое сотрудничество собственно и ведется. В частности, в 2006 году была создана МГВС межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. ОДКБ это не экономическая организация, поэтому здесь нет чисто экономического сотрудничества, но понятно, что поставка вооружений, создание каких-то военных объектов и так далее тут напрямую связано с экономикой. Поэтому комиссия получила название военно-экономического сотрудничества. С 2006 года в рамках ОДКБ очень активно обсуждается проблема по поводу превращения ОДКБ в многофункциональную структуру, то есть иными словами говоря выход ее за рамки, обсуждается эта проблема с 2006 года. Идея здесь в том, чтобы ОДКБ вышла за рамки чисто структуры с узко военными целями, имело вопросы в чем-то и военно-экономического, гуманитарного и социального и так далее… Вот одно из направлений деятельности ОДКБ является миротворческая деятельность. Непосредственно нужно отметить, что плохо это или хорошо, непосредственно миротворцы ОДКБ не направлялись пока в горячие точки. Но по крайней мере такие миротворческие структуры существуют. Неоднократно это где то с 2005-2006 годов практически на каждом заседании совета коллективной безопасности, обсуждается вопрос о миротворческой деятельности. Кроме того, в рамках ОДКБ создаются и действуют советы по чрезвычайным ситуациям, в частности здесь большой опыт передают МЧС России, которая является одной из наиболее серьёзных структур в этой области в борьбе чрезвычайных ситуаций не только в постсоветском пространстве но и в целом мире. Кроме того действуют советы различные по незаконной эмиграции. Поскольку это межсоюзное пространство, с которым сталкиваются очень многие государства, прежде всего Россия и Казахстан, куда идут основные потоки эмигрантов. Еще действуют комитеты по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков. Поскольку наркоугроза тоже становится очень серьезным вызовом сейчас безопасности и деятельности нормального постсоветского пространства. Кроме того, в связи с обострением ситуации в Афганистане, с 2006 года в рамках ОДКБ действует рабочая группа по Афганистану, туда входят эксперты. Связано это было с тем, что как раз в 2005 году, в 2006 году стало очевидно, что та деятельность, которую проводили международные силы содействия безопасности коалиции Ислам, они полностью не увенчались успехом. К 2005 году стало очевидно, что хотя перед этим говорилось, что операция завершится сначала за полгода, потом за год, потом за полтора за два и так сроки переносились. Выяснилось, что полностью решить проблему невозможно. Силы коалиция Ислам за несколько очистили значит от талибов и тех кто их поддерживал, и от тех кого причисляли, потому что сложно сказать человек акарида или нет. Но не смогли взять под контроль весь Афганистан. Элементарно они продолжали контролировать район, которые называют Талибаном, провинция Кандагар. Она примыкает ко всем хорошо известной зоне племен Пакистану. Есть такая точка зрения, что нечего боятся Талибов. Вот что на Талибов прижило в Центральной Азии. Большинство экспертов с этим не согласны, неоднократно обсуждали на международных конференциях, что может это имеет место фактор, но нельзя не допускать это фактор исламский раз, и то, что движение Талибан поддерживается большим количеством таджиками и узбеками. Здесь проблема очень серьезная, это проблема находится в зоне влияния ОДКБ. Как веерная такая реакция, она распространяется в том числе и на центрально азиатский регион. Поэтому действует там в рамках ОДКБ рабочих групп Афганистана. Развивается и парламентское сотрудничество. В частности 16 ноября 2006 года на базе МПА СНГ в рамках договора была создана парламентская ассамблея ОДКБ, первое завещание которой состоялось 30 марта 2007 года. Цели парламентской ассамблеи ОДКБ приблизительно те же самые. Это создание модельных заводов, ликвидация расхождения в национальном законодательстве, которые препятствуют иногда налаживанию более тесных контактов между странами и так далее. Но в принципе также в равных ОДКБ действуют, периодически они обновляются, принимаются обычно раз в пять лет, принимаются планы кальсонного военного строительства. Первый план был принят в 2005 году, на период 2005-2010 год, нынешний план 2010-215 году. Цель его объединение страновых систем безопасности, которые действуют в отдельных странах ОДКБ, систем общей коллективной безопасности, чтобы предать коллективный характер, который позволит более действенно отражать как имеющиеся так и могут возникнуть вызовы как национальной так и коллективной безопасности государств членов ОДКБ. Кроме того, в рамках ВДКБ на сегодняшний день уже принял практика проведение неформальных встреч, неофициальных, как называют их СМИ, встреч без галстуков. Первая не формальная встреча была проведена 19 и 21 декабря 2008 года в местечке Боровой это Казахстан. При это нужно отметить, несмотря на то, что называются эти встречи неформальные, решения принимаются на них достаточно формальные. Это естественно, потому что на них участвуют официальные лица, но считается что такой неформальный формат он позволяет принять частные решения, которые на формальном заседании не всегда будут приняты. Если приводить пример первой встречи в Боровом в 2008 году на ней было принято очень важное. На ней было принято решение о создании КСОР, коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ для регионов Центральной Азии. До сих пор по сей день КСОР является одним из военных подразделений ОДКБ. Процесс создания КСОР достаточно сложный был. 14 июня 2009 года на саммите в Москве было принято решение уже официальное о создании коллективных сил оперативного реагирования. Соответствующий договор о создании КСОР был подписан уже на этом саммите в Москве, при этом это уже тогда вызвало некоторые разногласия. Например документ отказались подписать Узбекистан и Белоруссия, заявив о том что документ не полностью продуман, ущемляет их национальные интересы и вообще не отвечает интересам Узбекистаном и Белоруссии. Но в последствии правда Лукашенко отказался от своей принципиальной позиции, в октябре 2009 года Белоруссия вошла в КСОР, а Узбекистан так и не вошел. Эти КСОР действуют до сих пор. Кроме того возникают вопросы о военной базе ОДКБ. Обсуждался вопрос, что расширение этих военных баз необходимо, поскольку очень серьезная ситуация в Центральной Азии. Прежде всего планировалось и планируется увеличить число этих военных баз в Центральном регионе по причине соседствования с Афганистаном. В начале августа 2009 года состоялась неформальная встреча глав на Чолпон – Ата. В принципе на вот этом саммите обсуждался вопрос об открытии четкой военной базы. В частности на этом саммите в ходе переговоров, президент России Медведев и президент Киргизии Багиев подписали договор об открытии в Киргизии еще одной российско-военной базы, помимо существующей в канте. Этот вопрос не решен до сих пор. Предполагается что это правильно, многие считают что эта база будет открыта тоже в Киргизии в Ферганской долине. Наиболее сложный регион в Центральной Азии, и самый проблемный. Границы четко не урегулированы. Поэтому там этот вопрос очень обсуждался и не решен по сей день. Но вот такие переговоры велись. После Киргизия вошла в полосу кризиса, произошла революция 2010 года, свержение Багиева, потом последовал хаус столкновений, но тем не мене в рамках договора решали что это база, если она начнет функционировать, это база будет использоваться для сил КСОР ОДКБ. ОДКБ имели место определенное кризисное время. В мае 2012 года о своем выходе из ОДКБ объявил Узбекистан, который официально вышел из ОДКБ в конце июне 2012 года. Появился ряд статей с одни и тем же названием Каримов уходит дважды, просто в сове время Узбекистан не пролонгировал ОДКБ. Вышел из него фактически, Узбекистан фактически не вошел в ОДКБ изначально, вошел только в 2005 году, которые грозились свержением Каримова, и были антипрезидентские лозунги. Каримов тогда обвинил в этом Запад. Ему нужна была военная поддержка. В 2012 году Каримов объявил, что на волне растущих антироссийских состояний в Узбекистане, повороте к Западу, за год буквально до этого страны запад сняли санкции, касающихся продажи оружия в Узбекистане. Хотя многие наши публицисты говорили о том, что это игра очередная, потому что например было странно на фоне этой ситуации, так все плохо когда Каримов в 6 мая 2012 года объявил о выходе и ОДКБ Узбекистана, 12-13 мая первый свой визит Владимир Путин совершил в Узбекистан. ОДКБ несмотря на выход Узбекистана из него продолжает взаимодействовать, потому что Узбекистан находится в самом центре региона, выбросить с тех процессов невозможно. На сегодняшний договор представляют собой четко структурируемую военную организацию, на последнем саммите обсуждался вопрос о некотором реформировании договора в связи с формирование ЕАЭС. Но многие эксперты говорят о том, что возможно в связи с созданием Евразийского союза будет ликвидировано ОДКБ. Вероятно этого не произойдет, потому что все таки сначала говорили ЕАС, а потом внесли букву Э ЕАЭС, чтобы подчеркнуть его экономическую составляющую. Если его оставят в этом же названии, а следовательно чисто экономическая функция должна отвечать названию организации. Первоначально говорили, что ЕАЭС станет многофункциональной организацией, в том числе с военными задачи, и тогда смысла не будет ее деятельности, дублировать будут друг друга. Все таки решили в Евразийский союз внести только экономическое наполнение, это означает, что ОДКБ сохранит свое существование. На сегодняшний день по-прежнему высшим органом ОДКБ является совет коллективной безопасности (СКБ). Непосредственно в период между сессиями совета коллективной безопасности, они проводятся где два три раза в год, осуществляются постоянным советом которые действуют в промежутках между сессиями. Следующий по структуре орган СМИД. Консультативно-исполнительный орган ОДКБ, занимающийся вопросами внешней политики. На сегодняшний момент продолжает действовать орган СМО, Совет министров обороны. Тоже консультативно-исполнительный орган ОДКБ, который занимается координацией военного сотрудничества. Действует военный комитет создан 19 декабря 2012 года при СМО ОДКБ. Цель военного комитета оперативно рассматривать вопросы планирования, а также применение сил и средств системы коллективной безопасности. Это орган постоянно действующий. На сегодняшний момент действует комитет секретарей совета безопасности ОДКБ. Куда входят секретари совета безопасности членов ОДКБ. Кроме того техническую работу осуществляет секретариат ОДКБ во главе с генеральным секретарем организации. Кроме того в рамках ОДКБ действует объединенный штаб ОДКБ. Который способствует реализации тех решений, которые принимаются высшими органами ОДКБ. Что касается сегодняшнего положения, в составе ОДКБ действует ряд войск. Я уже говорил о коллективных силах быстрого реагирования (КСОР), действуют и по сей день, коллективные силы быстрого развертывания. В рамках ОДКБ действует отдельная группировка войск восточно-европейского региона. По понятным причинам в его состав входят вооруженные силы России и Беларусь. Объясняется это тем что восточная Европа расположена территориально с Россией и Белоруссией. Кроме того действует специальная группировка войск Кавказского региона. В его состав входят российские войска и войска Армении. Объясняется тем, что Армения страна единственная из региона Южного Кавказа члена ОДКБ. Кроме того также действует объединённая система ПВО России и Белоруссии, созданная в восточно-европейской части СНГ и Российско-армянская региональная система противовоздушной обороны. В состав КСОР входят порядка 20 000 человек. Они являются постоянно действующим подразделением. Структура КСОР постоянно расширяется. Например, в декабре 2011 года было принято решение о включении в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств, поскольку борьба с наркотической угрозой является одной из направлений деятельности ОДКБ. В связи с эти в состав КСОР были включены эти подразделения. В составе ОДКБ действуют миротворческие силы ОДКБ. Их состав где-то 3500-4000. Человек на плановой основе в рамках ОДКБ считается обучение и подготовка этих сил к решению специфических задач по поддержанию мира, по его сохранению и осуществлению в случае необходимости постконфликтной ситуации. Контингентами войск ОДКБ ежегодно осуществляется боевая подготовка, утверждена межгосударственная программа по подготовке коллективной силы оперативного реагирования и других структур военных, которые действуют в рамках ОДКБ. Одно из направлений, основных действие ОДКБ на сегодняшний момент это противодействие современным вызовам угроз. Говорилось сегодня, что в 2006 году было принято решение о придания характера такой многофункциональной организации. В связи с этим непосредственно ОДКБ начинает принимать участие в деятельности не только чисто военного характера, но и в других направлениях деятельности, например противодействие наркотрафику по эгидой ОДГБ например на сегодняшний момент действует совет руководителей компетентных служб в России. Это Федеральная служба по контролю за незаконный оборот наркотиков. Действует такое объединение руководители таких служб, которые проводят ежегодные консультации для более действенной работы в этом направлении. В рамках ОДГБ проводится ежегодно операция под кодовым названием Канал. Противодействие канала это поставка наркотических средств, в операциях канал участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенного контроля и так далее. Дает это определённые результаты. В ходе проведения этих операций было изъято около 50 тонн наркотических средств, особенно они противодействуют угрозе, исходящей из Афганистана. Кроме того в рамках ОДКБ проводится активная работа по информационному и парламентскому сотрудничеству действий ОДКБ. Постоянно происходит обмен информацией между странами государствами ОДКБ. Кроме того что в рамках ОДКБ действует ряд меж целевых программ. В 2014 году была принята программа, она называется перспектива развития военно-экономического сотрудничества государств членов ОДКБ до 2020 года. В качестве основных направлений это формирование систем соответствующих предприятий по разработке производства модернизации и ремонту, утилизации вооруженных средств, создание нормативно-правовой базы в рамках ОДКБ, это переход к долгосрочному планированию военно-экономического и военно-технического обслуживания и так далее. В рамках ОДКБ проводятся постоянные периодические учения, кроме того проводятся постоянные взаимодействия между странами. Одним из таких крупных обучений прошли на территории Киргизской республики Кыргызстан. Учения проходят с 2009 года под названия Дружина братства. В этом году пройдут ученья Дружина братства 2015. 23 декабря 2014 года состоялся последний саммит ОДКБ. Практически все главы государств члены ОДКБ приняли участие в саммите. По итогам саммита был подписан 21 документ. В 2015 году председательство ОДКБ перешло Таджикистану. Поэтому на его территории проходят все саммиты. Названы были основные угрозы, с которыми сталкиваются члены ОДКБ. В качестве основных угроз были названы 2 основные, это исламское государство, о котором постоянно говорят как о очень серьезной угрозе мира постоянной безопасности. Второй угрозой была названа наркоугроза, которая по-прежнему идет из Афганистана. С которой пытаются бороться, но на сегодняшний момент не ликвидирована. На последнем саммите говорилось о необходимости предания ОДКБ характера более открытой организации. Об этом характерно говорил президент Казахстана Назарбаев. То есть иными словами говоря готова к контактам с другими странами. Развивается и военный потенциал ОДКБ, в который включены потенциалы всех стран. На последнем саммите ОДКБ в декабре 2014 года Путин уведомил президентов стран ОДКБ что Россия испытала успешно ракетоноситель тяжелого класса ангар А5. До этого испытания были неудачны. Также непосредственно если говорить о современной ситуации, продолжаются проводиться консультации. Например, консультативное совещание прошло в марте 2015 года, где обсуждалась ситуация на Украине, вопросы противодействия террористической угрозы, тесного взаимодействия вооруженных сил ОДКБ, особенно в условиях этой неспокойной ситуации, которая идет с Афганистана. Угроза определенной безопасности с восточной части Украины исходит. Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. ЕАЭС создавался в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов Союза. 25 мая 2014 года произошло историческое событие. Владимир Владимирович Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко поставили свои подписи под договором о создании этого Евразийского союза, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Договором предусмотрено, что на территории союза будет создан общий рынок с более чем 170 млн потребителей, обеспечены условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а страны-участницы будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. К настоящему моменту документ уже ратифицирован парламентами стран-участниц. Договор о создании Евразийского экономического союза представляет собой действительно масштабный документ, он насчитывает около 700 страниц и включает в себя 28 разделов из 118 статей, а также 32 приложения. В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). С момента подписания договора прошло чуть более полугода, а евразийская тройка уже превратилась в пятерку: к договору присоединились Армения и Киргизия. Армения станет полноправным участником союза 2 января 2015 года, а Киргизия, как ожидается, — к маю следующего года. Разумеется, реализация такого масштабного проекта потребовала не одного года подготовки. Однако в сравнении, например, с Евросоюзом ЕАЭС формировался рекордными темпами — от идеи до воплощения прошло всего двадцать лет. Впервые идею Евразийского экономического союза в 1994 году высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе выступления в Московском государственном университете. Уже в январе 1995 года Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза (ТС), к которому в том же году присоединился Казахстан, а позднее Киргизия и Таджикистан. В 1999 году участники соглашения заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, согласно которому стороны обязались завершить формирование ТС и перейти к построению общего рынка. 10 октября 2000 года Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия, поддержав предложение Владимира Путина о создании более эффективной экономической организации, подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Сообщество ставило своей целью обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, Единого экономического пространства, введение единой валюты, а также вступление стран-участниц в ВТО. Статусом наблюдателей при сообществе обладали Молдавия, Украина и Армения. В 2006 году в сообщество вступил Узбекистан, однако спустя два года приостановил участие в его работе. Как было сказано в письме президента Узбекистана Ислама Каримова, направленном в адрес интеграционного комитета сообщества, Узбекистан решил приостановить членство из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности межгосударственного объединения. С момента образования ЕврАзЭС Таможенный союз в своей старой редакции прекратил существование. В 2006 году в рамках ЕврАзЭС было принято решение о создании нового Таможенного союза, предусматривающего единый таможенный тариф во взаимной торговле, а также отсутствие пошлин и ограничений экономического характера. При этом в новый ТС в 2007 году вступили только Россия, Белоруссия и Казахстан. Члены союза также объявили о выходе из односторонних переговоров по присоединению к ВТО и намерении начать переговорный процесс как единый Таможенный союз. Надо отметить, что Украина, которую государства тройки, безусловно, хотели бы видеть в составе ТС, решила не принимать участия в проекте. Как позже, в день подписания договора о ЕАЭС, скажет Александр Лукашенко, Украина начинала тяжелую работу по интеграции вместе со всеми, но ноша оказалась для нее слишком тяжела. «Но я уверен, что рано или поздно руководство Украины поймет, где лежит ее счастье. По крайней мере не будет терять то, что по праву принадлежит украинскому народу», — высказался лидер Республики Беларусь. В ноябре 2009 года президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции — Единому экономическому пространству (ЕЭП), которая предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проведение согласованной валютной политики. Декларация о формировании ЕЭП на пространстве Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была подписана 9 декабря 2010 года. Единое экономическое пространство начало действовать с января 2012 года. Декларация о ЕЭП также провозглашала начало движения ЕврАзЭС к новой форме интеграции — Евразийскому экономическому союзу. Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом ТС и ЕЭП с 2012 года стала Евразийская экономическая комиссия. В сентябре 2013 года Армения неожиданно объявила о намерении вступить в Таможенный союз и в дальнейшем участвовать в развитии Евразийского экономического союза, хотя раньше страна делала ставку на сотрудничество с Евросоюзом и планировала подписать с ЕС соглашение об ассоциации на вильнюсском саммите «Восточного партнерства» в ноябре того же года. Договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу был подписан в Минске 10 октября 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета.  29 мая 2014 года в Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали договор о создании ЕАЭС. До самого дня встречи не было уверенности, что подписание договора состоится в намеченный срок, так как комиссии предстояло уладить множество формальностей. Так, одним из камней преткновения на пути к подписанию договора стал вопрос поставок нефти и нефтепродуктов. По существующим в то время договоренностям Беларусь получала российскую нефть без уплаты вывозных пошлин, но была обязана перечислять в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из этой нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. При этом страна до последнего надеялась, что удастся настоять на том, чтобы оставлять эти деньги у себя. В результате дело разрешилось компромиссом: Россия и Беларусь подписали двусторонние документы, в которых было зафиксировано, что начиная с 2015 года в бюджете Республики Беларусь будет оставаться 1,5 млрд вывозных таможенных пошлин. При этом предусматривалось, что в дальнейшем, с 2016 года, стороны могут вернуться к пересмотру этой цифры в большую сторону. В итоге договор о ЕАЭС был подписан, но нефтяной спор не кончился, ведь этот вариант не полностью устраивал белорусскую сторону. К вопросу пришлось вернуться спустя несколько месяцев, когда Россия провела так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли. В результате Россия и Белоруссия договорились, что в 2015 году все пошлины от нефтепродуктов, которые производятся в РБ из российской нефти и поставляются в третьи страны, будут зачислены в белорусский бюджет. Киргизия в свою очередь подписала документ о присоединении к ЕАЭС на саммите ВЕЭС 23 декабря, который стал последней встречей совета перед началом работы с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. Ожидается, что страна станет членом союза в мае следующего года. Как надеется президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, это произойдет к 9 мая. «В этот день мы будем отмечать особую дату — 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Для меня эта дата очень важна, потому что в свое время мой отец воевал за Советский Союз и даже не думал, что наши страны могут разделять какие-то посты и границы», — сказал он на пресс-конференции по завершении заседания Высшего Евразийского экономического совета. В завершение года президенты стран — участниц договора о создании Евразийского экономического союза встретились еще раз: 23 декабря состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета в Москве. Стороны еще раз подтвердили приверженность ранее достигнутым договоренностям и подписали 20 документов в частности соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств, единых принципах и правилах обращения медицинских изделий. Кроме того, главы государств ЕАЭС приняли решение об утверждении перечня секторов услуг, в которых функционирует единый рынок. Таким образом, подготовительные процедуры завершены, но странам еще предстоит проделать огромную работу по претворению достигнутых договоренностей в жизнь. И хотя официальные лица не раз предупреждали, что не стоит ждать мгновенного эффекта от интеграции, хочется надеяться, что скоро Евразийский экономический союз начнет приносить долгожданные плоды.
«Организация Договора о коллективной безопасности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Горожанкина М.А.
Смотреть все 8 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot