Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
«Подходы и принципы моделирования
бизнес-процессов»
Вопросы лекции
1. Основные понятия и подходы.
2. Принципы моделирования бизнес-процессов.
3. Применение моделирования в бизнесе.
1. Основные понятия и подходы
Рассуждая о моделировании бизнес-процессов необходимо ввести ряд базовых понятий и определений. Для начала попробуем разобраться, что, собственно, такое «моделирование бизнес-процессов».
СЛАЙД 4
На первой лекции мы приводили три определения данного термина, давайте вспомним одно из них. Центр дополнительного образования «ЭЛИТАРИУМ» приводит следующее мнение Bлaдиcлава Анaтoльeвича Гaгаpcкого - независимого консультанта по управлению, эксперта в области оптимизации и регламентации бизнес-процессов и анализа издержек, преподавателя программы МВА АНХ при Правительстве РФ. «Бизнес-процесс это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат».
Как мы видим, бизнес-процесс определяется как логически завершенная цепочка взаимосвязанных и повторяющихся видов деятельности, в результате которых ресурсы предприятия используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. В качестве клиента бизнес-процесса может выступать другой бизнес-процесс. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются по определенным бизнес-правилам.
Под бизнес-правилами понимают способы реализации бизнес-функций в рамках бизнес-процесса, а также характеристики и условия выполнения бизнес-процесса. Составляющие бизнес-процесс действия могут выполняться людьми (вручную или с применением компьютерных средств или механизмов) или быть полностью автоматизированы. Порядок выполнения действий и эффективность работы того, кто выполняет действие, определяют общую эффективность бизнес-процесса. Задачей каждого предприятия, стремящегося к совершенствованию своей деятельности, является построение таких бизнеc-процессов, которые были бы эффективны и включали только действительно необходимые действия.
СЛАЙД 5
Как мы уже говорили, термин моделирование имеет два основных значения. Во-первых, под моделированием понимают процесс построения модели как некоего представления (образа) оригинала, отражающего наиболее важные его черты и свойства. Если же модель уже построена, то моделирование это процесс исследования (анализа) функционирования системы, вернее, ее модели.
Базовой целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании. При этом необходимо определить, что является результатом выполнения процесса, кем и какие действия выполняются, каков их порядок, каково движение документов в ходе выполнения процесса, а также насколько процесс надежен (вероятность неудачного выполнения) и как он может быть расширен/модифицирован в будущем. Здесь будет уместно вспомнить один из основополагающих принципов создания АИС, сформулированных академиком Виктором Михайловичем Глушковым - «Развитие».
СЛАЙД 6
Теперь поговорим о прозрачности. Обеспечить прозрачность хода бизнес-процессов важно потому, что только в этом случае владелец бизнес-процесса (сотрудник компании, управляющий ходом бизнес-процесса и несущий ответственность за его результаты и эффективность), бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь ясное представление о том, как организована работа. Понимание хода существующих бизнес-процессов дает возможность судить об их эффективности и качестве и необходимо для разработки поддерживающей бизнес ИТ-инфраструктуры. Успешная разработка прикладных систем, обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов от начала до конца, возможна лишь тогда, когда сами процессы детально ясны.
СЛАЙД 7
Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.
Модель, как правило, содержит следующие сведения о бизнес-процессе: набор составляющих процесс шагов бизнес-функций; порядок выполнения бизнес-функций; механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса; исполнителей каждой бизнес-функции; входящие документы/информацию, исходящие документы/информацию; ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции; документацию/условия, регламентирующие выполнение каждой бизнес-функции; параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.
Для моделирования бизнес-процессов можно использовать различные методы. Метод, или методология, моделирования включает в себя последовательность действий, которые необходимо выполнить для построения модели, т.е. процедуру моделирования, и применяемую нотацию (язык). Методологии бизнес-моделирования будут рассмотрены нами в следующих лекциях курса «Моделирование бизнес-процессов». Пока только скажем, что язык моделирования имеет свой синтаксис (условные обозначения различных элементов и правила их сочетания) и семантику (правила толкования моделей и их элементов).
СЛАЙД 8
В теории и на практике существуют различные подходы к построению и отображению моделей бизнес-процессов. Один из них - функциональный и объектно-ориентированный. В функциональном подходе главным структурообразующим элементом является функция (бизнес-функция, действие, операция), и система представляется в виде иерархии взаимосвязанных функций. При объектно-ориентированном подходе система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира и взаимодействующих между собой посредством посылки сообщений.
Бизнес-функция представляет собой специфический тип работы (операций, действий), выполняемой над продуктами или услугами по мере их продвижения в бизнес-процессе. Как правило, бизнес-функции определяются самой организационной структурой компании, начиная с функций высшего руководства через функции управления среднего и нижнего уровня и заканчивая функциями, возложенными на производственный персонал. Функциональный подход в моделировании бизнес-процессов сводится к построению схемы бизнес-процесса в виде последовательности бизнес-функций, с которыми связаны материальные и информационные объекты, используемые ресурсы, организационные единицы и т.п.
Преимуществом функционального подхода является наглядность последовательности и логики операций в бизнес-процессах компании, а недостатком некоторая субъективность в детализации операций. В роли объектов при моделировании бизнес-процессов компании могут выступать конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, услуга и т.п. Каждый объект характеризуется набором атрибутов, значения которых определяют его состояние, а также набором операций для проверки и изменения этого состояния.
Объектно-ориентированный подход предполагает вначале выделение объектов, а затем определение тех действий, в которых они участвуют. При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, программное обеспечение), которые осуществляют действия. Такой подход позволяет более объективно выделить операции над объектами и решить задачу о целесообразности использования этих объектов. Недостаток объектно-ориентированного подхода состоит в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов. Важным понятием любого метода моделирования бизнес-процессов являются связи (как правило, в графических нотациях - их изображают в виде стрелок). Связи служат для описания взаимоотношений объектов и/или бизнес-функций друг с другом. К числу таких взаимоотношений могут относиться: последовательность выполнения во времени, связь с помощью потока информации, использование другим объектом и т.д.
Модели бизнес-процессов применяются предприятиями для различных целей, что определяет тип разрабатываемой модели. Графическая модель бизнес-процесса в виде наглядной, общепонятной диаграммы может служить для обучения новых сотрудников их должностным обязанностям, согласования действий между структурными единицами компании, подбора или разработки компонентов информационной системы и т.д. Описание с помощью моделей такого типа существующих и целевых бизнес-процессов используется для оптимизации и совершенствования деятельности компании путем устранения узких мест, дублирования функций и проч.
Имитационные модели бизнес-процессов позволяют оценить их эффективность и посмотреть, как будет выполняться процесс с входными данными, не встречавшимися до сих пор в реальной работе предприятия. Исполняемые модели бизнес-процессов могут быть запущены на специальном программном обеспечении для автоматизации процесса непосредственно по модели. Поскольку модели бизнес-процессов предназначены для широкого круга пользователей (бизнес-аналитиков, рядовых сотрудников и руководства компании), а их построением часто занимаются неспециалисты в области информационных технологий, наиболее широко используются модели графического типа, в которых в соответствии с определенной методологией бизнес-процесс представляется в виде наглядного графического изображения диаграммы, состоящей в основном из прямоугольников и стрелок. Такое представление обладает высокой, многомерной информативностью, которая выражается в различных свойствах (цвет, фон, начертание и т.д.) и атрибутах (вес, размер, стоимость, время и т.д.) каждого объекта и связи.
В последние годы разработчики программных средств моделирования бизнес-процессов уделяют большое внимание преобразованию графических моделей в модели других видов, в частности в исполняемые, назначением которых является обеспечение автоматизации бизнес-процесса и интеграция работы задействованных в его исполнении информационных систем.
Как говорилось выше, есть и другие классификации. Например, классификация, пришедшая из моделирования сложных систем. В ней выделяют следующие виды моделей бизнес-процессов: функциональные, описывающие совокупность выполняемых системой функций и их входы и выходы; поведенческие, показывающие, когда и/или при каких условиях выполняются бизнес-функции, с помощью таких категорий, как состояние системы, событие, переход из одного состояния в другое, условия перехода, последовательность событий; структурные, характеризующие морфологию системы состав подсистем, их взаимосвязи; информационные, отражающие структуры данных их состав и взаимосвязи.
СЛАЙД 9
В завершение параграфа рассмотрим классификацию, которую предлагает старший консультант консалтингового агентства «TRINION» Рамиль Хибатуллович Кинзябулатов, проработавший более 14 лет бизнес-консультантом в сфере малого и среднего бизнеса.
Основные подходы:
• функциональный;
• процессный;
• ментальный (с применением ментальных карт).
Как уже говорилось выше, существуют и другие подходы, их много так же, как и языков моделирования. Но все они большей частью являются гибридными решениями, объединяющими перечисленные подходы. Кроме того, именно процессная и функциональная модели уже стали стандартами, по крайней мере, на западе. И у нас они получают все большее распространение. Функциональный подход, как мы видим, присутствует во всех классификациях, тем не менее, чтобы сформировать целостную картину, приведем полностью расшифровку подходов Рамиля Кинзябулатова.
СЛАЙД 10
Функциональное моделирование рассматривает бизнес как функцию (лат. functio — совершение, исполнение) или иными словами «черный ящик». В функциональной модели функция не имеет временной последовательности, а только точку входа и точку выхода. Функциональное моделирование помогает рассматривать бизнес-модель с точки зрения результативности, т.е. при моделировании мы исходим из того, что имеем на входе, и того, что желаем получить на выходе. Например, компания разрабатывает какую-то CRM-систему для своего бизнеса. В случае применения функционального подхода к моделированию уже сама выбранная среда для работы подсказывает, с чего начинать. Точка входа – «входящий интерес клиента или лид (потенциальный клиент)», точка выхода – желаемый результат: «покупка и получение лояльного клиента», «получение постоянного клиента», «получение максимум информации о потенциальном клиенте» и т.д. Таким образом, в функциональной модели изначально известны точка входа и желаемый результат, а последовательность действий и является объектом разработки. На рис. 1 приведен пример реализации функционального подхода.
При этом использование функциональных моделей как «черных ящиков» позволяет детализировать каждый этап по мере необходимости. А вся работа при моделировании направлена на поиск оптимального решения для достижения цели.
Функциональные модели вы можете также использовать для демонстрации своих идей и вариантов решений. Это также очень удобно, ведь в процессе демонстрации вы можете двигаться от общего к деталям, по мере необходимости разделять и декомпозировать функции. Но декомпозировать вы будете при этом именно функции, и, разделяя одну функцию на несколько, вы не получите описание процесса.
Рисунок 1. Функциональный подход
Некоторые путают описание процесса и функциональную модель. Например, в системе Business Studio функцию называют процессом, хоть это и не совсем верно. Все же описание функций и процессный подход – несколько разные вещи. По мнению Рамиля Кинзябулатова, функциональное моделирование оптимально реализовано в нотации IDEFO. Сам он для такого варианта работы использует именно ее. Правила работы с IDEFO вы можете предварительно изучить в его статье "Знакомство с нотацией IDEF0 и пример использования".
СЛАЙД 11
О процессном моделировании можно рассказывать с точки зрения нотации BPMN, которая более подробно будет рассмотрена в следующих лекциях. BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса. BPMN это уже сложившийся стандарт процессного моделирования, потому можно взять его за основу в описании.
Процесс с точки зрения бизнес-модели — это последовательность каких-то событий и действий, которые имеют начало и конец. В этом кроется основное отличие процессного моделирования от функционального. Функциональное моделирование рассматривает бизнес-модель с точки зрения входа и выхода (имеющихся ресурсов и желаемого результата). А процессное основано на последовательности действий в определенных границах, в случае BPMN это будут начало и конец события. Все процессы могут разбиваться (детализироваться) на подпроцессы вплоть до детализации на уровне задач, т.е. действий, дальнейшая детализация которых невозможна (см. рис. 2).
Рисунок 2. Процессный подход
Процесс – это некая последовательность действий, которую необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат. Необходимо отметить что в модели бизнеса как процесса результат может и не быть явным в отличии от функциональной модели. Принципиальное отличие процессного моделирования от функционального заключается в том, что при процессном моделировании основное внимание уделяется не тому, что мы хотим получить, а тому, что нужно сделать для получения результата, т.е. не итогам той или иной деятельности, а самой последовательности действий. Например, в BPWIN или Business Studio в процессе детализации каждой функции происходит переход от функционального подхода к процессному. Т.е. в общем, мы рассматриваем модель с точки зрения – возможностей и желаемого результата, а когда переходим к решениям для каждой функции, здесь уже практикуется явно процессный подход, т.е. пошаговый алгоритм действий для достижения результата.
Представьте себе, что в функциональной модели есть «черный ящик» - функция «Принять заказ». А при декомпозировании мы уже рассматриваем ее не как функцию, а как процесс, и последовательность действий при приеме заказа – это уже процессный подход. Есть и еще одно очень важное отличие. Функциональную модель невозможно использовать при реализации какой-то либо системы, только для проектирования. А процессный подход позволяет создавать исполняемые модели, т.е. описания последовательности действий, которые мы можем в дальнейшем перевести в какую-то среду для создания системы совместной работы предприятия, основанной на процессном подходе.
СЛАЙД 12
Теперь о ментальных моделях. При создании ментальных моделей специалист подходит к моделированию не как к процессу или набору функций, а как к некому набору связанных между собой понятий. Такой вариант подхода применяется, прежде всего, для себя. Рисование схемы в свободной форме помогает структурировать свои знания, так сказать, “разложить по полочкам” в свободной форме полученную информацию. Также подобные ментальные карты помогают найти решение, которое уже позже, по мере необходимости, будет воплощаться в рамках строгих правил процессного или функционального подхода. Можно применять ментальные карты и для демонстрации клиентам: и существующей ситуации, и вариантов решения поставленной задачи. Ментальные карты помогут наглядно продемонстрировать, какие методы могут быть использованы, показать в наглядной форме различные идеи (см. рис. 3).
Рисунок 3. Ментальный подход
Плюсы применения таких ментальных карт очевидны:
• не нужно знать какие-то специальные языки;
• нет строгих рамок и ограничений при создании схемы;
• ментальная карта в большинстве случаев интуитивно понятна;
• создавать такие схемы просто.
Минусом подхода является отсутствие устоявшегося подхода и стандартизированной методологии. Если в нотациях функциональных и процессных имеется некоторая вариативность, но все же она ограничена строгими рамками языков моделирования, то ментальные карты создаются в произвольной форме. И даже специализированные программы для их создания также почти не ограничивают человека в процессе моделирования. Т.е. какие-то правила могут вводиться в рамках определенного программного продукта, но стандарта не существует. В результате для понимания модели и заложенных в ней идей требуется присутствие и комментарии ее разработчика (аналитика). Конечно, существуют очень простые карты, которые интуитивно читаются и без дополнительных комментариев. Но при отсутствии стандартов всегда есть вероятность, что даже в этом случае автор что-то другое имел в виду или где-то недостаточно детализировал свою схему. Т.е. существует вероятность разного прочтения. А бизнес — это не философия. При всей умозрительности и разнообразии подходов к описанию бизнес-процессов, здесь очень важны однозначные решения.
2. Принципы моделирования бизнес-процессов
СЛАЙД 13
Давайте теперь разберемся, что означает моделирование бизнес-процессов на практике. Моделирование бизнес-процессов в компании может быть направлено на решение большого числа различных задач:
Точно определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса. Определить набор действий, составляющих бизнес-процесс. Ясное определение набора задач и действий, которые необходимо выполнить, чрезвычайно важно для детального понимания процесса. Определить порядок выполнения действий. Действия в рамках одного бизнес-процесса могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, если оно допустимо, позволяет сократить общее время выполнения процесса и, следовательно, повысить его эффективность.
Произвести разделение зон ответственности: определить, а затем отслеживать, какой сотрудник или подразделение компании несет ответственность за выполнение того или иного действия или процесса в целом. Определить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная, кто какие ресурсы использует и для каких операций, можно повысить эффективность использования ресурсов посредством планирования и оптимизации. Понять суть взаимодействий между участвующими в процессе сотрудниками и подразделениями компании и оценить, а затем повысить эффективность коммуникации между ними. Увидеть движение документов в ходе процесса.
Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы. Определить потенциальные узкие места и возможности для улучшения процесса, которые будут использованы позже для его оптимизации. Более эффективно внедрить стандарты качества, например ИСО, и успешно пройти сертификацию.
Использовать модели бизнес-процессов в качестве руководства для новых сотрудников. Эффективно произвести автоматизацию бизнес-процессов в целом или отдельных их шагов, включая автоматизацию взаимодействия с внешней средой клиентами, поставщиками, партнерами. Разобравшись в совокупности бизнес-процессов компании, понять и описать деятельность предприятия в целом. В свою очередь, основной задачей при моделировании бизнес-процессов компании является описание существующих в ней процессов с целью построения их моделей «как есть». Для этого необходимо собрать всю доступную информацию о процессе, которой в полной мере, как правило, владеют только сотрудники компании, непосредственно задействованные в выполнении процесса. Таким образом, мы приходим к необходимости подробного опроса (интервьюирования) всех задействованных в бизнес-процессе сотрудников. Следует подчеркнуть, что нельзя ограничиваться сведениями о процессе, предоставляемыми руководителем подразделения и менеджерами. Обычно только беседа с сотрудником, непосредственно осуществляющим действия в рамках описываемого бизнес-процесса, дает адекватное представление о том, как функционирует процесс в реальности. Первый вопрос при построении модели «как есть» касается результата рассматриваемого бизнес-процесса. Случается, что получить четкую формулировку результата бизнес-процесса нелегко, несмотря на всю важность этого понятия для эффективности работы компании.
СЛАЙД 14
После определения результата следует разобраться с последовательностью действий, составляющих процесс. Последовательность действий моделируется на разных уровнях абстракции. На самом верхнем уровне показывают только наиболее важные шаги процесса (обычно не более десяти). Затем производится декомпозиция каждого из высокоуровневых шагов (подпроцессов). Глубина декомпозиции определяется сложностью процесса и требуемой степенью детализации. Для того чтобы получить действительно полное представление о бизнес-процессе, надо произвести декомпозицию до атомарных бизнес-функций хорошо понятных элементарных действий (отдельных операций в ПО или выполняемых человеком), которые нет смысла раскладывать на составляющие.
На основе собранной информации строится модель обычного, или оптимального, выполнения процесса и определяются возможные сценарии его выполнения со сбоями. Различные сбои (исключительные ситуации исключения) могут нарушать оптимальный ход процесса, поэтому следует указать, каким образом исключения будут «обработаны», то есть какие действия предпринимаются в случае возникновения исключительной ситуации.
СЛАЙД 15
Важной частью построения модели бизнес-процесса является исследование аспектов его эффективности. Сюда входят использование ресурсов, время выполнения работ сотрудниками, возможные задержки и простои. Необходимо разработать систему показателей, или метрик, для оценки эффективности процесса. Частично в качестве метрик могут быть взяты используемые в компании KPI (Key Performance Indicator), однако могут потребоваться и дополнительные характеризующие рассматриваемый процесс показатели.
При моделировании определяются бизнес-цели, в достижение которых вносит свой вклад моделируемый процесс. Следует различать понятия бизнес-цели и результата процесса. Каждый бизнес-процесс должен иметь как минимум один результат и быть направлен на достижение хотя бы одной бизнес-цели. Например, результат процесса «Исполнение заказа на подключение абонента» можно определить как «Получение подтверждения подключения от клиента», тогда как бизнес-цели, которые преследуются при выполнении данного процесса, могут включать «Обеспечение минимального времени исполнения заказа» и «Обеспечение минимального процента рекламаций». Для определения целей следует обратиться к бизнес-стратегии компании. Необходимо выявить события, которые могут прервать ход процесса. В случае прерывания может потребоваться корректно «откатить» (компенсировать) те шаги процесса, которые уже были выполнены. Для этого следует определить логику компенсирующих действий для каждого прерывающего события. Наконец, следует рассмотреть имеющиеся программные средства, осуществляющие поддержку бизнес-процесса. Это важно, так как программное обеспечение может скрывать некоторые особенности поведения процесса, не в полной мере известные исполняющим отдельные шаги сотрудникам. Собранная на этом этапе информация будет полезна при дальнейшей автоматизации процесса.
СЛАЙД 16
Собрав все указанные сведения, можно получить хорошее представление о ходе бизнес-процесса. На этапе моделирования должны быть получены следующие результаты: Процессная карта, показывающая связь между различными бизнес-процессами и их взаимодействия. На процессной карте, как уже говорилось, каждый бизнес-процесс компании изображен в виде прямоугольника, стрелками показаны связи между ними (например, зависимость одного процесса от другого, или замена одного процесса другим при выполнении некоторого условия), а также представлены различные документы, которые передаются из процесса в процесс или регламентируют их ход (стандарты, инструкции и т.п.). Диаграмма ролей, показывающая роли при выполнении процесса и связи между ними. Диаграмма ролей не является иерархической. Она представляет такие связи, как участие в группе, руководство, коммуникацию, замещение одной роли другой и т.д. Модель «как есть» каждого рассмотренного бизнес-процесса, детально описывающая процесс и отражающая ход процесса, действия, роли, движение документов, а также точки возможной оптимизации.
Такая модель включает в себя: диаграмму окружения процесса, представляющую бизнес-процесс в виде одного действия (то есть не раскрывающую ход процесса), для которого могут быть показаны запускающее процесс событие, необходимые входные данные, результат, роли, показатели эффективности, прерывающие события и компенсирующие процессы, регламентирующие документы, связанные бизнес-цели; высокоуровневую диаграмму процесса, показывающую его крупные шаги (обычно не более десяти) и связанные с ними роли; подробные диаграммы для каждого шага высокоуровневой модели (в зависимости от сложности процесса здесь может использоваться несколько иерархически организованных диаграмм), в деталях показывающие ход процесса, прерывающие события, бизнес-правила, роли и документы; диаграмму обработки исключений, показывающую, какие действия выполняются в случае данной исключительной ситуации и кем, а также куда передается управление после окончания обработки исключения.
На практике хорошо зарекомендовал себя следующий состав группы, осуществляющей моделирование бизнес-процесса: владелец бизнес-процесса и один-два сотрудника того же подразделения компании, помогающих ему; специалист по управлению качеством; бизнес-аналитик(и); представитель ИТ-подразделения; внешний консультант (не обязательно).
3. Применение моделирования в бизнесе
СЛАЙД 17
Далее рассмотрим несколько практических вариантов применения моделирования в работе бизнес-структур.
2.1. Финансовое моделирование
СЛАЙД 18
Финансовая модель — это система показателей, по которой можно оценить состояние бизнеса. Она помогает спрогнозировать выручку, денежный поток, прибыль и просчитать, как изменения на рынке или внутри компании отразятся на её финансовом положении. Разработка финансовой модели бизнеса — один из приоритетных процессов на этапе запуска компании, который прописывают в бизнес-плане. Без него вы рискуете обанкротиться в первый год работы.
Компания Finmodelbuilder предлагает уникальный способ создания финансовой модели в автоматическом режиме, которая сочетает в себе точность и скрупулёзность механических действий, а также творческие нотки уникальности готового проекта. На это понадобится немного времени, для чего следует подобрать шаблон, выбрать цель и скачать сгенерированную модель.
При этом разработчики ресурса пошли дальше и предлагают построить любому пользователю собственную финансовую модель, внеся определенные данные. От вас требуется добавить выручку, предполагаемые затраты, инвестиции и планируемое финансирование.
Все эти данные будут автоматически внесены в модель. Затем следует определиться с периодами и датами, после чего выбрать цветовую схему. Таким образом, у вас будут сохранены настройки модели, чтобы иметь возможность пользоваться ею в любое время при необходимости.
Достаточно будет просто вносить какие-либо изменения в конфигурацию, и пользоваться обновленным файлом. Используя наработки компании Finmodelbuilder, вы получаете возможность значительно сократить собственное время на разработку финансовой модели бизнес-проекта. Освободившееся время можно посвятить анализу, а при необходимости модель позволяет вносить появившиеся изменения.
2.2. Бизнес-навигаторы
СЛАЙД 19
Бизнес-навигатор МСП – это ресурс для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес, и работать честно, легально, платить все налоги и отчисления, зарабатывая на свое будущее и будущее своих детей. С помощью Бизнес-навигатора МСП, созданного по принципу «одного окна», вы можете:
Выбрать бизнес.
Рассчитать примерный бизнес-план.
Найти, где взять кредит и оформить гарантию.
Узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса.
Подобрать в аренду помещение для бизнеса.
Быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков.
Основным принципом Бизнес-навигатора МСП является ориентированность на требования предпринимателей.
Рассмотрим пример одного из бизнес-навигаторов, размещенных на сайте https://navigator.smbn.ru. С самого начала создания Бизнес-навигатора рабочая группа включала в себя представителей деловых общественных объединений предпринимателей (ОПОРА России, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)), агентства стратегических инициатив, банковских ассоциаций. На всех этапах разработки системы разработчики получали обратную связь от предпринимателей в рамках сессий дизайн-мышления, проводимых при поддержке Сбербанка и Деловой среды.
Сервисы Бизнес-навигатора МСП работают на основе официальных статистических данных, в том числе данных о средней заработной плате, налогах, других обязательных платежах. Параметры и виды наиболее востребованных бизнесов, которые включены в Бизнес-навигатор МСП, выбраны совместно с деловыми объединениями предпринимателей. Виды поддержки бизнеса проработаны с банками, организациями инфраструктуры поддержки бизнеса, государственными органами и местными властями.
Базовым принципом открытия своего дела с помощью Бизнес-навигатора МСП является поиск и заполнение свободной рыночной ниши в сфере выбранного бизнеса. В настоящее время Бизнес-навигатор МСП и Портал информационных ресурсов для предпринимателей АО «Корпорация «МСП» работают в режиме постоянной эксплуатации с бесплатным доступом к функционалу, пригодному для использования при принятии решения об открытии (расширении) своего бизнеса, для физических лиц и субъектов МСП.
2.3. Моделирование бизнес-процессов
На сайте «Управление производством» (Энциклопедия производственного менеджера) имеется несколько важных для нас определений.
СЛАЙД 20
Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling) – ориентированное по целям, разработанное по определенной систематике и форме представления отображение бизнес-процесса.
Цели моделирования бизнес-процессов
- Документирование бизнес-процессов предприятия для того
• чтобы своевременно получать данные;
• чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия,
• чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения,
• чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления,
• чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом (например, по сертификации предприятия),
• чтобы удовлетворять действующим правовым нормам,
• чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела,
• чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника)
• чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды.
- Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов:
• чтобы вводить новые организационные структуры,
• чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия,
• чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия.
- Подготовка автоматизации и внедрения информационных технологий,
- Установление показателей процесса и контроля резуьтативности,
- Проведение benchmarking между подразделениями предприятия, партнерами и конкурентами,
- Нахождение Best Practice (лучшего опыта в компании, регионе, отрасли),
- Сопровождение организационных изменений
• как продажа или частичная продажа
• как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия
• как внедрение (вступление) или смена (переключение) систем ИТ или организационных структур
- Участие в конкурсах (например, конкурс EFQM (Конкурс качества инноваций), премия фонда Людвига Эрхарда и др.). Вот как высказался о Людвиге Вильгельме Эрхарде (1897-1977гг.), западно-германском экономисте и государственном деятеле, находясь в Давосе, Евгений Примаков. Он заявил, что его вдохновляют идеи Людвига Эрхарда, архитектора послевоенных реформ в Германии. Судя по контексту, премьер имел в виду социально ориентированную рыночную экономику (см. журнал "Коммерсантъ Деньги" №5 от 10.02.1999, стр. 19). Как пишет Википедия «Фонд Людвига Эрхарда - общественно-политическая организация, основанная в 1967 году бывшим канцлером Западной Германии Людвигом Эрхардом в Бонне. Фонд заявляет, что он стремится служить «дальнейшему развитию и укреплению социальной рыночной экономики» посредством публикаций, переговоров и публичных мероприятий. В уставе организации говорится, что ее задача - продвигать «принципы свободы в политике и экономике посредством гражданского образования как внутри, так и за пределами Германии, а также научной работы в предметных областях экономики и регуляторной политики». Фонд заявляет, что его главной целью является «свобода и ответственность как основа экономической и социальной структуры для наделенного полномочиями гражданина». Фонд финансируется за счет поступлений от пожертвований, добровольных членских взносов и пожертвований».
Сделаем так же небольшой комментарий по бенчмаркингу (Benchmarking). Это постоянный процесс, в ходе которого измеряются данные относительно продуктов, услуг, процессов и производственных технологий на ведущих предприятиях. Нередко бенчмаркинг отождествляется с простым сравнением показателей или с анализом конкуренции. При обычном сравнении показателей сравниваются данные, относящиеся к одной временной точке, тогда как бенчмаркинг проводится на протяжении определенного периода. В рамках анализа конкуренции сравнение производится только с конкурентами.
Посредством бенчмаркинга можно выяснить, какое предприятие занимает в определенной отрасли ведущую позицию, и каким образом завоевывается эта позиция. Действия и процессы, которые приводят к данной позиции внедряются затем на своем собственном предприятии.
Обобщая сказанное следует так же отметить, что общей тенденцией современной организации и моделирования бизнес-процессов на предприятии является переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели.
В следующих лекциях будут подробно рассмотрены методологии и инструменты моделирования бизнес-процессов. Пока можно сказать, что в данной сфере имеется большой количество разнообразных программных продуктов, которые также будут нами рассмотрены. Сейчас можно просто привести, в качестве примера, ресурс www.bpsimulator.com. С его помощью можно изучать и описывать различные бизнес-процессы.
Программа позволяет строить разнообразные графики и диаграммы, например, График созданных/завершенных задач. Он предназначен для анализа и распределения по времени поступления новых задач и их завершения в результате выполнения бизнес-процесса. С помощью этого графика можно выявить временные периоды, когда задач поступает больше, чем успевает обрабатываться.
На диаграмме "Время выпуска" представляется распределение общего времени работы над задачей, от её создания до завершения:
Обработка - средняя сумма длительности выполнения функций над задачей.
Перемещение - средняя сумма времени транспортировки задачи от функции к функции.
Ожидание - средняя сумма времени, потраченного задачей в ожидании обработки.
Данная диаграмма показывает возможность для улучшений, когда необходимо уменьшить время выполнения бизнес-процесса. Показатель "Выработка" отражает общую производительность в моменты времени бизнес-процесса.
На графике длины очереди отображено распределение сумм количества задач в очередях в течение суток. Наличие и рост длины очереди означает наличие узких мест производительности бизнес-процесса в эти периоды.
В сводке приведены результаты имитационного моделирования бизнес-процесса:
• Задач создано - сумма созданных генераторами задач.
• Задач выполнено - сумма задач, дошедших до окончания бизнес-процесса.
• Сумма затрат - сумма затрат на исполнителей и ресурсы в ходе выполнения бизнес-процесса.
• Время такта - расчетный период между формированием новых задач бизнес-процесса, аналог показателя методологии Бережливого производства.
• Время цикла - средний период между задачами, дошедших до конца бизнес-процесса, аналог показателя методологии Бережливого производства.
Отчёт "Загрузка исполнителей" предназначен для анализа степени загруженности и стоимости работы исполнителей, занятых в бизнес-процессе. Отчет строится по результатам симуляции бизнес-процесса.
По каждому исполнителю в отчете отображается следующая информация:
• Время занятости - сумма времени, потраченного ресурсом, для выполнения назначенных функций.
• Стоимость занятости - сумма затрат, расходуемых на ресурс, для выполнения им назначенных функций. Валюта значения зависит от настроек приложения.
• Загрузка исполнителей - процентное отношение времени занятости к периоду рабочей смены исполнителя.
Отчёт "Матрица ответственности" предназначен для формирования матрицы исполнителей функций бизнес-процесса и является составной частью регламента его выполнения. Он содержит в себе список всех функций бизнес-процесса и список всех исполнителей. Если исполнитель участвует в выполнении функции, то на пересечении ставится символ "Х". Отчет строится по результатам визуального моделирования бизнес-процесса.
Эти и другие функции систем моделирования бизнес-процессов существенно повышают эффективность ведения бизнеса. Именно данные системы будут более подробно изучаться в рамках данного курса «Моделирование бизнес-процессов».