Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов

  • 👀 347 просмотров
  • 📌 297 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов» docx
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержание Введение 3 Глава 1. Лекция как основная форма обучения в системе СПО 5 1.1. Понятие и сущность лекции 5 1.2. Требования, специфика подготовки и чтения лекции при подготовке юристов 7 Выводы по 1 главе 9 Глава 2. Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов 11 2.1. Подготовка к лекционному занятию 11 2.2. Способы реализация лекционного занятия 13 Выводы по 2 главе 20 Заключение 21 Список использованных источников и литературы 23 Введение Актуальность. В связи с трансформацией образования, которая затрагивает и организацию учебного процесса в системе профессионального образования (СПО), стоит обратить внимание на изменение методов и приемов работы с обучающимися. Несомненно, что лекция остается одной из востребованных форм изложения учебного материала, но при этом отмечается введение новых способов организации лекционного занятия, в рамках которых обучающиеся занимают позицию субъекта учебного процесса, а не только выступают в роли объекта. При подготовке юристов в системе СПО также акцентируется внимание на применении разнообразных способов организации и реализации лекционного занятия с целью донесения информации до обучающихся. ФГОС СПО отражает необходимость изменения лекционного занятия, поскольку основная роль в процессе обучения отводится именно обучающимся с ориентиром на их всестороннее познавательное, творческое, личностное развитие. С этой позиции акцентируем внимание на изучении реализации лекционного занятия при подготовке юристов в системе СПО. Цель – теоретически обосновать особенности организации лекционного занятия как формы учебного процесса при подготовке юристов в системе СПО. Объект – лекция как основная форма учебного процесса в СПО. Предмет – методика подготовки и чтения лекции при подготовке юристов в системе СПО. Задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность лекции. 2. Охарактеризовать требования, специфику подготовки и чтения лекции при подготовке юристов . 3. Проанализировать подготовку к лекционному занятию. 4. Изучить способы реализация лекционного занятия. Теоретические основы исследования: методика подготовки и чтения лекции представлена в работах следующих исследователей: Н. Д. Арутюновой, А. И. Варшавской, Е. А. Земской, Ю. Н Караулова, В. И. Карасика, Г. А. Орлова, Л. В. Сахарного, П. Л. Сопера, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, С. Г. Тер–Минасовой и многих других. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы. Глава 1. Лекция как основная форма обучения в системе СПО 1.1. Понятие и сущность лекции Анализируя литературу по проблеме исследования, стоит отметить, что с позиции И.А. Рудаковой, лекция представляет собой форму изложения материала, что реализуется посредством логичности, системности, четкости [26]. Как отмечает Б.Р. Мандель, лекция направлена на предоставление необходимой учебной информации по отношению к обучающимся с целью оказания помощи в контексте получения необходимых знаний по определенному предмету [19]. Лекция в системе образовательного процесса имеет следующие функции: – методологическая; – организационная; – информационная [10]. При этом лекция может выступать в качестве единственного основного источника информации в случае, например, отсутствия учебного материала. В процессе реализации занятия именно лекция предоставляет возможность раскрывать необходимые понятия, имеющие отношения к предмету или курсу, а также способствует формированию и развитию междисциплинарных связей, что является немаловажным условием для полноценного и разностороннего развития личности обучающихся. Г.И. Кругликов указывает, что лекция имеет ряд существенных достоинств, а именно: – лектор полностью планирует и контролирует ход занятия; – присутствует возможность охватить всю аудиторию слушателей; – отсутствует высокие затраты, необходимые для проведения лекционного занятия [16]. Также стоит обратить внимание и на недостатки лекции: – высокие требования к мастерству лектора, необходимые для объективной передачи информации обучающимся; – монолог лектора и низкая вовлеченность и активность учащихся; часто – низкий уровень усвоения материала [5]. В научной литературе представлены следующие вида лекций: 1. Вводная лекция – представляет собой форму изложения, направленную на ознакомление обучающихся со спецификой учебного предмета или курса. В процессе лекционного занятия акцентируется внимание на специфике цели, задач, объекта, предмета курса. Отдельное внимание уделяется организационным особенностям, учебно–методической литературе и т.д. 2. Лекция–информация. Ориентирована на изложение и объяснение обучающимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. 3. Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. 4. Проблемная лекция. В процессе доведения информации до обучающихся лектор ставит перед ними проблемный вопрос, на который в процессе всего занятия необходимо найти ответ. Обучающимся непосредственно взаимодействуют с лектором, тем самым прослеживается тесная их связь в контексте достижения учебной цели. 5. Лекция–визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео–лекция). 6. Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). 7. Лекция с заранее запланированными ошибками ориентировано на активизацию познавательного интереса обучающихся. В процессе лекционного занятия студенты должны контролировать содержательный, методический аспекты лекции, а по окончанию занятия продемонстрировать и разобрать те ошибки, которые были замечены [3]. 8. Лекция–конференция проводится как научно–практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. 9. Лекция–консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы–ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы–ответы – дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы [18]. Итак, лекция представляет собой форму изложения учебного материала с целью обогащения знаний обучающихся. В научной литературе выделяются определенные виды лекций, отражающих специфику процесса обучения студентов. 1.2. Требования, специфика подготовки и чтения лекции при подготовке юристов В процессе изучения научной литературы мы определили, что лекция по юридическим дисциплинам имеет определенную логическую структуру. Структурные элементы лекции по юридическим дисциплинам взаимосвязаны и взаимообусловлены. Определим основные структурные элементы лекционного занятия. Вступительная часть лекции направлена на актуализацию темы, плана, цели лекции. Именно данная структурная часть способствует формированию интереса у обучающихся к последующей работе, также способствует тому, чтобы студенты осознали важность и значимость последующей работы в контексте профессионального становления. Введение в лекцию должно отличаться краткостью, информативностью и четкостью [21]. Изложение – основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, проводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции [25]. П.И. Образцов считает, что основными требованиями к подготовке и чтению лекции по юридическим дисциплинам выступают: 1. Научность, содержательность. Составные части этого элемента обеспечивают глубину раскрытия преподносимого материала, обстоятельность информации, обогащение студентов опытом, знаниями и позволяют добиться убедительности и наиболее сильного влияния на аудиторию. 2. Связь теории с практикой. В процессе чтения лекции необходимо акцентировать внимание на анализе связи теоретического материала и практики в контексте демонстрации объективно подходящих примеров, имеющих актуальное значение для обучающихся в процессе подготовки. 3. Систематичность, последовательность и доступность обучения, т.е. изучение материала в логической последовательности, по частям, обеспечивая взаимосвязь между ними, выделяя в каждом вопросе главное, подчиняя ему частности, идти при изучении от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. 4. Умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией, создание атмосферы сопереживания. Чем теснее взаимосвязь между лектором и студентом – слуховая, зрительная, интуитивная, – тем лучше идет процесс усвоения учебного материала. 5. Воздействие личности лектора на аудиторию. 6. Умение организовать самостоятельную работу студентов с методической литературой [20]. В контексте заключения, как третьей части лекции, ставится цель – обобщить изученный материал, определить достижение поставленных задач, цели лекционного занятия. Также важно определить следующие требования к реализации лекции в рамках изучения юридических дисциплин (В.Н. Рыжов): Лекция должна иметь: 1) четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции); 2) необходимую идейно–теоретическую направленность, твердый теоретический и методический «стержень», важную проблему; 3) законченный характер освещения определенной темы (проблемы); 4) тесную увязку с предыдущим материалом и четко выраженную связь с практикой [25]. Таким образом, требования и специфика подготовки и чтения лекции по юридическим дисциплинам выражаются в определении структуры лекции, ее содержательного и процессуального аспектов, где основное внимание уделяется достижению цели и задач лекционного занятия. Выводы по 1 главе В процессе анализа лекции как основной формы обучения в системе СПО мы определили, что: 1) Лекция представляет собой форму изложения учебного материала, при этом выполняет определенные функции и виды. 2) Основными требованиями к подготовке и чтению лекции при подготовке юристов выступают: - обязательная структура лекции; - стиль изложения; - связь с другими предметами. Глава 2. Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов 2.1. Подготовка к лекционному занятию Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права. После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: – отбор материала для лекции; – определение объема и содержания лекции; – выбор последовательности и логики изложения; – подбор иллюстративного материала; – выработка манеры чтения лекции [30]. Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции. Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение [14]. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения. Как справедливо отмечает О.С. Задорина, предметом обучения должно стать правоведение, а не законоведение, то есть основой преподавания, скажем, частного права должны быть не столько конкретные нормы отечественного законодательства (быстро меняющиеся и не отличающиеся должным юридическим уровнем), а прежде всего – основные цивилистические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования [11]. Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят: – взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов; – взаимосвязь частей изучаемого материала; – обобщение изученного материала; – стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса; – единообразие структуры построения материала [1]. В процессе организации и проведения лекции важно уделять внимание и отбору необходимого иллюстрационного материала, который должен отражать информацию, включенную в лекционное занятие, а также способствовать подкреплению материала визуально. Речь лектора в процессе проведения лекционного занятия не должны иметь быстрый темп, но при этом важно не снизить темп речи до минимума, чтобы способствовать удержанию внимания обучающихся. Лучше всего в процессе объяснения не читать материал, а анализировать его со студентами, поскольку такой подход повысит интерес обучающихся к занятию. Таким образом, отметим, что подготовка лекционного занятия базируется на определенных этапах, отражающих не только подбор учебного материала, но и особенности его реализации. 2.2. Способы реализация лекционного занятия Определим основные способы реализации лекционного занятия, которые актуальны в настоящее время в системе СПО: 1) Проблемная лекция. Современная ситуация такова, что, как представляется, не проблемных лекций вообще не должно быть. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, по всей видимости, не имеет права на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий [13]. На проблемной лекции слушатель находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Эти действия уже являются полноценными социальными поступками, предполагающими и смелость, и меру ответственности, и учет последствий. 2) Применение игровой деятельности в процессе реализации лекции. Действенное средство активизации аудитории – игровая деятельность. Как показали педагогические и психологические исследования, игра имеет огромное значение в становлении человеческой личности. Опыт последних двух десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства. Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в игровой форме решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана. Речь идет о моделировании в лекционной аудитории реальных отношений людей, об отражении в особой форме противоречивого содержания и разрешении возникающих противоречий в совместной деятельности преподавателя и аудитории. 3) Интегративная лекция. Данный тип лекции подразумевает содержательный и процессуальный синтез материала различных научных областей, направлений. Интегративная лекция способствует развитию умения у студентов устанавливать междисциплинарные взаимосвязи, определять практическую ценность разнообразных подходов, но такая лекция требует от преподавателя умения объединить в своей лекции язык и методы разнообразных наук [15]. 4) Лекция вдвоем. Одна из нетрадиционных форм лекций, в которой реализуются принципы проблемности и диалогического общения, – лекция вдвоем. Предлагая подобную форму, хотелось бы подчеркнуть, что такая лекция рассматривается как межличностное общение. Лекция вдвоем представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге лекторов и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуаций, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Высокая активность преподавателей вызывает ответную мыслительную и поведенческую реакцию студентов. При этом диалогическое общение двух преподавателей и студентов протекает в виде, как внешнего диалога, так и внутреннего. А способность к внутреннему диалогу (самостоятельное мышление) формируется только при наличии опыта актив­ного участия в различных формах внешнего диалога, живого речевого общения [23]. Методика чтения подобной лекции предполагает прежде всего: • выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; • подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; • разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределение их между лекторами и по времени). Сценарий необходим на первых этапах работы. В дальнейшем после приобретения определенного опыта письменный сценарий мож­но заменять устной договоренностью – репетицией [29]. 5) Лекция–визуализация. Еще одной формой нетрадиционной лекции является лекция–визуализация. Ее применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления студентов. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа, визуального мышления, можно выдвинуть предположение, что в современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у студентов навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижении профессиональных целей [6]. Под визуализацией подразумевается процесс преобразования вербальной (устной и письменной) информации в визуальную форму, а также использование визуальной информации в процессе коммуни­кации (в данном случае под визуальной информацией понимается преимущественно вне текстовая информация). Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала на лекциях особую трудность вызывает представление абстрактных, то есть не существующих в зримой, форме понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер [2]. Визуальные материалы, используемые на лекции этого типа, выполняют следующие функции: • передача новой содержательной информации; • создание и решение проблемной ситуации; • систематизация имеющейся у слушателей информации по теме; • демонстрация различных способов визуализации информации. Используемый наглядный материал обеспечивает перестройку мыслительной деятельности студентов, а также их отношения к визуальной информации вообще. Обязательным условием подобной лекции является применение разных типов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – в сочетании с различными техническими средствами. При этом следует исходить из того, что способ визуализации и содержание информации находятся в тесном взаимодействии. Каждый вид наглядности оптимален для донесения какой–то определенной информации. Можно сказать, что при переходе от текста к зрительной форме, от одного вида наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации, однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщения, глубже его понять и усвоить [4]. 6) Лекции с применением ИКТ. Принципиальным моментом исследования считаем необходимость определения педагогических аспектов использования ИКТ. Так, основными педагогическими целями применения ИКТ, по нашему мнению, являются: 1. Развитие личности студента, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, кроме передачи информации и знаний, которые заложены в нее, включает: эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии. 2. Повышение эффективности и качества образования за счет применения ИКТ выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности; распространение межпредметных связей в результате применения современных средств обработки информации при решении учебных задач. 3. Гуманитаризация и гуманизация учебного процесса: дифференциация и индивидуализация за счет применения ИКТ обеспечение непрерывности взаимосвязи между гуманитарными, техническими науками и искусством [8]. Процесс применения ИКТ для познавательного развития обучающихся базируется на следующих принципах, а именно: 1) Принцип наглядности. Позволяет использовать иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение обучающимися. 2) Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес обучающихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. 3) Принцип прочности. Использование лекций–презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на занятии вызывать материал предыдущих занятий. 4) Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу 5) Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на занятие выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно–тестовые задания, задания повышенной сложности. 6) Принцип системности. Использование занятий – презентаций позволяет разработать систему лекций по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих занятий, объяснять новое [22]. 7) Лекция на основе проектной деятельности. Акцентируем внимание на рассмотрении классификаций метода образовательных проектов. Для этого выделим основные виды проектов, которые используются в организации лекционного занятия: 1. Практико–ориентированный проект. Указанный вид проекта направлен на реализацию социальных интересов участников проектной деятельности. Чаще всего наибольшей интерес представляют те темы, которые представляют определенную социальную значимость. 2. Исследовательский проект рассматривается с позиции научного исследования. Это заключается в том, что данный вид проекта разрабатывается по определенным этапам, в которые входят формирование и постановка цели проекта, его задач, гипотезы. Методология в рамках исследовательского проекта подлежит обязательной проверки, выявлению проблем, а также разработку практических методов и приемов, способствующих разрешению проблемных ситуаций. 3. Информационный проект подразумевает под собой сбор информации об объекте проектной деятельности, который представляет особый интерес в процессе реализации проектной деятельности. Собранная и проанализированная информация впоследствии подлежит обобщению и представлению определенной аудитории, которая заинтересована в реализации проектной работы [24]. Необходимо обратить внимание и на типы проектов, различающихся по предметно–содержательной области: – Монопроекты. Данный тип проектов реализуется в пределах одной научной области, одного предмета, но это касается только объекта исследования. Информацию, необходимую для создания проекта можно использовать из различных научных областей. Это не влияет на специфику указанного типа проектов. – Межпредметные проекты. Работа над этим типом проектов проводится только во внеурочное время, при этом в работе учувствуют несколько специалистов из различных областей, чтобы показать комплексность проектной деятельности, а также с целью систематизации и интеграции накопленной информации [27]. По критерию продолжительности выделяются следующие виды проектов: – мини – проекты. Чаще всего по времени занимают не более одного занятия; – краткосрочные проекты. В разработке и реализации проектной деятельности задействовано от 4 до 6 занятий; – среднесрочные проекты – реализуется в течение нескольких месяцев; – долгосрочные проекты – проектная деятельность может реализовываться на протяжении нескольких лет [1]. Итак, на сегодняшний день в системе СПО используются разнообразные способы реализации лекционного занятия, что позволяет не только донести до обучающихся необходимую информацию, но и активизировать интерес к последующим занятиям. Выводы по 2 главе Анализ подготовки и чтения лекции в системе СПО при обучении юристов позволил определить следующее: 1) Методика работы над лекцией имеет определенные этапы: – отбор материала для лекции; – определение объема и содержания лекции; – выбор последовательности и логики изложения; – подбор иллюстративного материала; – выработка манеры чтения лекции. 2) Способами реализации лекционного занятия выступают: проблемная лекция; применение игровой деятельности в процессе реализации лекции; интегративная лекция; лекция вдвоем; лекция–визуализация; лекции с применением ИКТ; лекция на основе Заключение Лекция направлена на предоставление необходимой учебной информации по отношению к обучающимся с целью оказания помощи в контексте получения необходимых знаний по определенному предмету. Функциями лекции выступают: – методологическая; – организационная; – информационная. Основными требованиями к подготовке и чтению лекции при подготовке юристов выступают: - обязательная структура лекции; - стиль изложения; - связь с другими предметами. Подготовка к лекционному занятию отражает следующие этапы: – отбор материала для лекции; – определение объема и содержания лекции; – выбор последовательности и логики изложения; – подбор иллюстративного материала; – выработка манеры чтения лекции. Способами реализации лекционного занятия выступают: проблемная лекция; применение игровой деятельности в процессе реализации лекции; интегративная лекция; лекция вдвоем; лекция–визуализация; лекции с применением ИКТ; лекция на основе проектной деятельности. По итогу проведенной работы нами было определено, что важность лекционного занятия на сегодняшний день в системе СПО детерминирована тем, что именно лекция выступает основой подготовки для студентов к дальнейшему обучению, поскольку лекционное занятие способствует активизации познавательного потенциала обучающихся, а также становлению мотивации на дальнейший процесс обучения в рамках определенного предмета через применение разнообразных методов и приемов работы, отражающих приобщение студентов к роли субъекта учебно-познавательной деятельности. Список использованных источников и литературы 1. Абакумова И. В. Дидактические методы: структурно–смысловой анализ: учебник / Абакумова И.В. – Ростов–на–Дону:Издательство ЮФУ, 2008. – 224 с. 2. Акулич М. М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление. – 2015. – № 5 (38). 3. Баранов С. П. Педагогика / С.П. Баранов, В.А. Сластенин. – М., 2004. – 334 с. 4. Безрукова В.С. Все о современном образовательном процессе/ В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2014. – 128с. 5. Беликов В.А. Дидактика практико–ориентированного образования : монография / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, А.С. Валеев. – М. : ИНФРА–М, 2018. – 267 с. 6. Беловский Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога: учеб. пос. / Г.Г. Беловский. – Минск: Выш. шк., 2008. – 223 с. 7. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан . – Сб. Питер, 2000. – 442 с. 8. Булин–Соколова Е. Внедрение информационно–компьютерных технологий в систему общего образования деятельностный подход / Е. Булин – Соколова // Учитель. – 2015. – №3.– С. 63–66. 9. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 320 с. 10. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: Учебно–методическое пособие / Дудина М.Н., – 2–е изд., стер. – М.:Флинта, Изд–во Урал. ун–та, 2017. – 152 с. 11. Задорина О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании: моногр. / О.С. Задорина. – Тюмень, 2010. – 278 с. 12. Коджаспирова Г.М Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Кождаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с. 13. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2013. – 254 с. 14. Красинская Л. Ф. Учимся учить по–новому, или о неиспользованных возможностях лекции / Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – С. 97–100. 15. Кроль В. М. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 303 с. 16. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр Академия , 2016. – 288 с. 17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981.–186 с. 18. Логвинов И. И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. – 2–е изд. (эл.). – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 205 с. 19. Мандель Б.Р. Педагогика современной высшей школы: история, проблематика, принципы / Мандель Б.Р. – М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 471 с.: 20. Образцов П. И. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие / П.И. Образцов. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 288 с. 21. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: Учебник / Околелов О.П. – М.:НИЦ ИНФРА–М, 2017. – 176 с. 22. Островский Э. В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского; ВЗФЭИ. – М.: Вуз. учебник, 2005. – 384 с. 23. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 232 с. 24. Роботова А. С. Современная лекция: гуманитарный смысл /А.С. Роботова // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 67–70. 25. Рыжов В. Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В. Н. Рыжов. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 318 с. 26. Рудакова И. А. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода: учеб. пособие / Абакумова И.В., Рудакова И.А. – Ростов–на–Дону:Издательство ЮФУ, 2008. – 112 с. 27. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. – 2–е изд. (эл.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 172 с. 28. Столяренко, А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 479 с. 29. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун–т. Инженер. ин–т. – Новосибирск, 2011. – 215 с. 30. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы / М.В. Ушакова // Социальногуманитарные знания. – 2013. –№ 4. – С. 112–114. 31. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник / А.Н. Ходусов. – 2–е изд., доп. – М. : ИНФРА–М, 2017. – 405 с.
«Подготовка и чтение лекции в системе СПО при обучении юристов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Протодьяконова Г.Ю.,Протодьяконов П.С.
Автор(ы) Иванова-Швец Л. Н., Корсакова А. А.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot