Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности поведения подростков в пубертатном периоде и правила общения с ними.

  • 👀 376 просмотров
  • 📌 318 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности поведения подростков в пубертатном периоде и правила общения с ними.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности поведения подростков в пубертатном периоде и правила общения с ними.» docx
ПЛАН ЛЕКЦИИ (для родителей) Тема: «Особенности поведения подростков в пубертатном периоде и правила общения с ними». Цель: дать понятие о «трудном» подростке; познакомить родителей с правилами общения с трудными детьми; выявить причины «девиантного» поведения детей; осветить способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков. Тип лекции: родительское собрание. Время: 60 минут План лекции: 1. «Трудный» подросток. Кто он? 2. Общение подростка со взрослыми. 3. Причины отклонений от норм поведения подростков. 4. Советы родителям: как вести себя с «трудным» подростком? 5. Заключение. Список литературы: 1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с. 2. Петрова, О. О., Умнова П. В. Возрастная психология. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. 3. Родительские собрания. 9 класс. / Сост. Е. В. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с Конспект (содержание) материала по разделам 1. «Трудный» подросток. Кто он? Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. 1. Делинквентное поведение, направленное на нарушение социально– нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона. 2. Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от ре­альности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость). 3. Скрытые формы неблагополучия ребёнка – пассивное поведение, повышен­ная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе. Кто такие «трудные» подростки? Обычно определение «трудные» относится к тем детям, которые не только плохо учатся, но и при этом также глубоко нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. В подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости создают такие личностные недостатки, как – эгоистичность, леность и лживость. На поведение ребенка отражается характер поведения взрослых. Трудности в воспитании не возникают неожиданно и сразу в подростковом возрасте. Причины скрыты в ранних периодах жизни ребенка. Главное правило в воспитании трудных детей – стремление к сотрудничеству. Важно бороться с трудным ребенком вместе с ним за то хорошее, что в нем есть. Для того, чтобы найти верные способы воздействия на подростка, необходимо всю информацию о нем тщательно анализировать, продумывая свои действия на несколько ходов вперед. Очень важно уметь контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование. Находить обходные пути для выражения отрицательных эмоций. Можно использовать следующие способы борьбы с собственной раздражительностью: • сосчитайте до 10, глубоко вздохните или выйдете из комнаты, остыньте; • не торопитесь обвинять или делать резкие суждения, постарайтесь быть объективными к ребенку. Нужно помнить, что «трудные» подростки, как правило, озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. У них отсутствует совестливость, чувство вины. «Трудные» дети часто обманываю. Причины возникновения лживости у детей различны, но они чаще всего связаны с их образом жизни в семье. Избалованный ребенок обманывает, чтобы не выполнять какую– либо работу или поручение. Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие. Ребенок становится лживым, наблюдая нечестный образ жизни родителей. 2. Общение подростка со взрослыми В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Они начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, которые «трудный» подросток проявляет по отношению к взрослому, он испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по– новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Подростки очень ранимы, поэтому для взрослых очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты. Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлению высвободиться из– под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого– то другого на себя. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего– либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто– либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку. 3. Причины отклонений от норм поведения подростков 1)Неправильное воспитание Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание. «Трудный» подросток как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них. 2) Медико– биологические факторы Одним из клинико– биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспо­собительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах: 1. Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно– конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации. 2. Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях. 3. Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно– охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно– психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.). Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биоло­гическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблаго­приятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов. 3)Психические факторы Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения. Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются: ◦ реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию; ◦ реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения; ◦ реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым; ◦ реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения (например, не лучшие образцы массовой культуры); ◦ реакции эмансипации – повышенное стремление подростка к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально–положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения сво­их жизненных наблюдений); ◦ реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и инте­ресами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми: эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой); ◦ реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные, безнадзорные подростки); ◦ реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, – связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности – онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения). Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними. 4. Как вести себя с «трудным» подростком? Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. Как вести себя с агрессивным ребёнком? 1. Запрет, а тем более «ор» (крик) лишь усугубят проблему. 2. Санкция должна соответствовать поступку. 3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания. 4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт). 5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства. 6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах. 7. Используйте удивление для реагирования на агрессию. 8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близ­ких, окружающих ребёнка. 9. Требуя чего– либо, учитывайте возможности ребёнка. 10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло. 11. Дайте понять ребёнку, что он любим. Как вести себя с конфликтным ребёнком? 1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор). 2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке. 3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров. 4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблю­дать за поведением ссорящихся. 5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка. 6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях. Как вести себя с тревожным ребёнком? 1. Выясните причину тревожности. 2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём. 3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка. 4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка. 5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом. 6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме. 7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас! 5. Заключение Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка, необходимо иметь знание об их личностных особенностях. В каждом конкретном случае к «трудному» подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью. Советы родителям: 1. Почаще улыбайтесь! Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращенной к ним. 2. Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребенком! Смотрите, слушайте, изучайте своего малыша, «пропитывайтесь им», узнавайте его. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. 3. Чаще смотрите в глаза ребенку и почаще хвалите ребенка: «ты красивый, молодец, умница, хороший, все тебя ждали»; 4. Не воюйте с детьми. Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение; 5. Почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, чтобы все это было можно, зачем что– то делать исподтишка и оглядываясь, если можно открыто и честно. 6. Иногда (редко) балуйте своего ребенка; 7. Не торопите своих детей расти; 8. Относитесь к ребенку как к равному себе, уважайте его побуждения – дети имеют право быть такими, какие они есть; 9. Доверяйте своему ребенку; 10. Не выясняйте своих отношений при ребенке; 11. Нравственная чистота перекликается с чистотой комнаты, где живет ребенок. 12. Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой и ласковым взглядом. Самое главное: наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка – будем во всем примером!
«Особенности поведения подростков в пубертатном периоде и правила общения с ними.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot