Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности наблюдения социальных явлений. Виды статистического наблюдения, используемые в социальной статистике

  • 👀 383 просмотра
  • 📌 324 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности наблюдения социальных явлений. Виды статистического наблюдения, используемые в социальной статистике» ppt
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Лекция 2 План лекции    1. Особенности наблюдения социальных явлений. Виды статистического наблюдения, используемые в социальной статистике. 2. Этапы подготовки статистического исследования. 3. Шкалирование социальной информации. основные виды наблюдения    непосредственное наблюдение, документальное наблюдение, опрос. Способы проведения непосредственного наблюдения  1) Включенное наблюдение  1) Невключенное наблюдение 2) Закрытое наблюдение  2) Открытое наблюдение   3) Стандартизованное наблюдение.  3) Нестандартизованное наблюдение.  4) Полевое наблюдение.  4) Лабораторное наблюдение. Достоинства и недостатки непосредственного наблюдения достоинства    1) Дает возможность фиксировать события непосредственно в момент их совершения. 2) Дает знание самих социальных событий. 3) Объективность полученной информации не зависит от готовности исследуемой группы давать ответы. недостатки   1) Исследователь не может охватить наблюдением большую совокупность лиц. 2) Человек, когда знает, что за ним наблюдают, может изменить свое поведение. Документальное наблюдение  вид наблюдения, при котором исходная информация зафиксирована в документе какого-либо вида. Классификация документов:  по способу фиксирования информации: рукописный или печатный    текст, машинный носитель, фотопленка; по типу авторства: личные, общественные; официальные, неофициальные; по способу получения: естественно функционирующие (отчетность) и целевые (анкеты, анонимки); по степени близости к фиксируемому материалу: первичные (табель) и вторичные (формы статистической отчетности). Методы анализа документов традиционные общие формализованные специальные контент-анализ СПЕЦИФИКА ОПРОСА: ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - СЛОВЕСНОЕ СООБЩЕНИЕ ЛИБО СУЖДЕНИЕ ИНДИВИДА. Классификация опроса:   По степени охвата единиц совокупности: сплошные и несплошные. По способу отбора лиц различают индивидуальные и групповые    По способу коммуникации: очные и заочные. По конструкции вопросов: открытые вопросы, полузакрытые, закрытые. По форме проведения: устные и письменные. 4 основные способа проведения анкетирования:  почтовое;  прессовое;  раздаточное;  по телефону. причины отказа респондента от участия в опросе: n n n . «Вдруг скажу что-нибудь не так» (неуверенность) - 19%; . «Жалко тратить время» (занятость или отсутствие интереса) - 15%; . «Отвечать откровенно опасно, неизвестны последствия» («страх») - 14%. “В каких случаях Вы скорее согласитесь участвовать в опросе?” Доля выбравших тот или иной вариант ответа, (%) Когда человек придет к Вам домой для личной беседы Когда Вас попросят заполнить анкету, розданную на месте работы или учебы Когда Вам пришлют анкету по почте Когда к Вам обратятся с вопросами по телефону 73 27 18 16 “В каких случаях Вы скорее согласитесь участвовать в опросе?” Доля выбравших тот или иной вариант ответа, (%)     Когда человек с анкетой подойдет к Вам на улице 11 Когда Вы увидите анкету, напечатанную в газете 10 Не хочу участвовать в опросах 9 Затрудняюсь с ответом 3 Основные этапы подготовки статистического исследования    Определение объекта и цели исследования Выдвижение исследовательских гипотез Составление программы статистического исследования Определение объекта и цели исследования     Параметры объекта исследования Единица наблюдения Предмет исследования Соотношение цели и задач исследования Гипотеза  научно-обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Требования к исследовательских гипотезам     1. Не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Однако гипотеза может не согласовываться с устаревшей концепцией или теориями, требующими пересмотра и совершенствования. 2. Гипотеза не должна противоречить проверенным и точно установленным фактам. 3. Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе проведения исследования. 4. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. Гипотезы  Объяснительные гипотезы - это предположение о причинноследственных связях в объектах, как правило, требующее экспериментальной проверки.  Описательные гипотезы - это предположение о структуре и функциональных особенностях объекта. Организационно-методологический план СИ  Поисковый  Описательный  Экспериментальный Программа СИ представляет собой перечень признаков, подлежащих регистрации в ходе его проведения.  разрабатывается тогда, когда четко установлены цели и задачи, определены предмет и объект исследования, единица наблюдения и способ получения данных (вид наблюдения), сформулированы исследовательские гипотезы Требования к программе исследования      Программа не должна быть громоздкой Вопросы программы не должны иметь множественное толкование По возможности вопросы программы должны иметь подсказки Желательным является осуществление логического контроля ответов. Возможно создание специальных инструкций по заполнению форм. Понятие "квантификация" несколько шире, чем понятие "измерение", так как включает в себя не только сам процесс измерения, но также и процесс количественного представления полученной в результате измерения информации.  Шкалирование (от анг. scaling — определение масштаба, единицы измерения) — метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. ВИДЫ ШКАЛ:  1) номинальная (шкала наименований);  2) порядковая (ранговая, ординальная, шкала порядка);  3) интервальная (шкала интервалов);  4) относительная (шкала отношений). Номинальная основывается переменных  шкала измерения (НШ) на качественных Например - цвет, марка автомобиля, пол. Математические связи: тождества (=) и отличия ().  Порядковая шкала (ординальная), также основывается на качественных переменных.  категории признака могут быть упорядочены, их можно проранжировать (например, оценка на экзамене, воинское звание, математические связи: тождества (=); отличия (); больше (>) и меньше (<)  тарифный разряд); Интервальные и относительные шкалы являются количественными    Основная особенность: равенство двух разностей по количеству масштабных единиц означает и их равенство между собой; различаются между собой только с точки зрения интерпретации нулевой точки отсчета; для соответствующих им переменных имеют смысл операции =,  , > , < , - , + , , :.
«Особенности наблюдения социальных явлений. Виды статистического наблюдения, используемые в социальной статистике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Т.Б. Матвиевская
Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot