Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 4. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА
РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ (МОДЕЛЯХ) РЫНКОВ
Рынок как экономическая категория, его структура и типы
Рынок — это сфера социально-экономических отношений в области обмена,
регулирования, реализации и обращения товаров (работ, услуг) между
продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), где
осуществляются сделки купли-продажи. Сумма денег, которую покупатель
уплачивает продавцу в обмен на товар, составляет его цену. Выручка
предприятия складывается из суммы денег (цен), полученной им за все
проданные товары на различных рынках. Общая выручка зависит от
следующих факторов:
1. количества проданных предприятием товаров;
2. состава (ассортимента) товаров;
3. уровня их цен.
Указанные факторы взаимосвязаны на рынке и обусловлены спросом и
предложением, которые на различных рынках имеют свои особенности.
Прежде чем определить стратегию ценообразования, в том числе выбрать
метод обоснования и установления цен, необходимо понять, что ценовая
политика продавца (производителя) зависит от типа рынка, на котором он
осуществляет свою деятельность, и в первую очередь от конкурентной
структуры рынка.
Структура рынка — это его основные характерные черты, к которым
относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень
однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость
или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной
среды, доступность рыночной информации. Существуют различные
варианты сочетания элементов рыночной структуры, т.е. разные типы
(модели) рынков, в зависимости от которых предприятия вступают в
конкурентную борьбу или не участвуют в ней. При однотипности мотива
экономического интереса, проявляющегося, например, в максимизации
прибыли, результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что
зависит от характера конкуренции.
Основу конкуренции, как характерного свойства рыночной системы,
составляет свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить
максимальный денежный доход.
В
современных
условиях
рыночной
экономики
все
рынки
можно
классифицировать следующим образом:
по экономическому назначению выделяют рынки:
-
товаров и услуг;
средств производства;
сырья;
труда;
ценных бумаг;
денег (капитала, валюты);
научно-технических разработок;
по степени ограничения конкуренции (рыночной концентрации)
различают рынки:
-
свободной конкуренции;
монополистической конкуренции;
олигополистической конкуренции;
чистой монополии;
по географическому положению выделяют рынки:
- местные (региональные);
- национальные;
- мировые;
по отраслям производства различают рынки:
-
автомобилей;
металлов;
нефти;
зерна и др.;
по видам участников рыночных отношений выделяют рынки:
- оптовой торговли;
- розничной торговли;
по способу соблюдения законности рынки подразделяют на:
- легальный;
- теневой (нелегальный).
С точки зрения процесса ценообразования наибольшее значение имеет
классификация рынков по степени ограничения конкуренции (концентрации
рынков).
Для наиболее успешной реализации стратегии ценообразования и
обоснования цен товаров руководству предприятия необходимо прежде всего
определить целевые рынки, на которых оно будет работать, а также иметь
четкое представление о состояниях различных рынков и возможностях
предприятия в удовлетворении рыночного спроса.
В связи с этим главными критериями классификации типов рынков являются
степень свободы конкуренции и характер ценообразования, в зависимости от
которых различают четыре основных типа (модели) рынков:
1.
2.
3.
4.
свободной (чистой или совершенной) конкуренции;
монополистической конкуренции;
олигополистической конкуренции;
чистой монополии.
1. Рынок свободной (чистой или совершенной) конкуренции — самый
массовый тип рынка, отличительной особенностью которого является
наличие множества (более 40) продавцов, а также покупателей какого-либо
схожего товара (пшеницы, сахара, леса, цветных металлов и т.д.). Ни один
отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на
уровень текущих рыночных цен товара, поскольку она задается рынком.
Продавец не в состоянии запросить цену товара выше рыночной, так как
покупатели могут свободно приобрести любое необходимое его количество
по установленной рыночной цене. Рынок характеризуется однородностью и
взаимозаменяемостью конкурирующих товаров, отсутствием ценовых
ограничений. В условиях свободной конкуренции для любой фирмы спрос
полностью зависит от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует
большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует
достаточно значительной доли рынка.
При расширении объема производства фирма, как правило, не меняет цену.
Зависимость между ценой и спросом на рынке для отраслей национальной
экономики является обратно пропорциональной, т.е. снижение цен приводит
к увеличению спроса. Если наблюдается увеличение предложения товаров в
отраслях, то их цена уменьшается во всех фирмах независимо от объема
производства.
В условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в
ценообразовании заметную роль, цены складываются в основном под
воздействием спроса и предложения и приближаются к единым рыночным
ценам конкретного товара в соответствующем месте и фиксированный
момент времени. Поэтому фирмы приспосабливаются к существующим
уровням цен и вынуждены с ними считаться. Чем более совершенным
является рынок, тем больше предпосылок для того, чтобы во всех фирмах в
один и тот же момент за аналогичный товар платили одинаковую цену.
На рынке свободной конкуренции стремление каждого продавца к
максимизации прибыли в действительности приводит к снижению цены.
Увеличение реализации товаров, а, следовательно, и выручки, на рынке
каждым продавцом достигается за счет установления некоторой скидки с
рыночной цены. Скидка, как правило, не столь значительна, но в
сопоставлении с ценами других продавцов она воспринимается покупателем
как существенная. В результате взаимодействия продавцов и покупателей
уровень цены товара понижается.
В
современных
условиях
единственными
примерами
рынка,
приближающегося к свободной конкуренции, являются так называемые
городские рынки, ярмарки и биржевой рынок. Продавцы на рынке свободной
конкуренции не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга,
поскольку на нем роль маркетинговых исследований, мероприятий по
разработке товара, политики цен, стимулирования сбыта товаров, рекламы и
других мер ограничена.
Рынок указанного типа не однороден по развитию конкуренции и ее
воздействию на производство и потребление. Экономическая наука
различает чистую и совершенную конкуренцию. Чистая конкуренция
предполагает всего лишь отсутствие монополии, что достигается наличием
большого числа покупателей и продавцов одинакового и в основном
стандартного товара. Совершенная конкуренция, кроме этого фактора,
включает еще множество других, благодаря которым восстанавливается
равновесие на рынке. К таким факторам относятся мобильность ресурсов,
четкая информированность, способность быстро перестраивать технологию,
организацию производства, производственный режим, оперативно
концентрировать финансы.
На рынке чистой конкуренции работают предприятия, занимающиеся весьма
широкой сферой предпринимательской деятельности. К таковым, например,
можно отнести предприятия розничной торговли, не имеющие своего
устоявшегося фирменного знака и реализующие массовые однородные
стандартные продукты: овощи и фрукты, стандартизированные хлебные
изделия, мясомолочную продукцию, яйца, сахарный песок, специи,
промышленные товары (текстильные, трикотажные, швейные изделия,
предметы хозяйственного обихода, строительные материалы, лесоматериалы,
массовую продукцию металлургической промышленности, предметы
бытовой химии и др.). Для рынка чистой конкуренции особое значение имеет
защита прав потребителей, весьма остро стоит вопрос обеспечения
требований по безопасности товаров (работ, услуг), надлежащему контролю
за их качеством, повышению роли финансового контроля, защите наемных
работников, предотвращению соответствующего давления на субъекты
рынка.
2. Рынок монополистической конкуренции — второй по массовости тип
рынка, состоящий из большого числа (от 10 до 40) продавцов, предлагающих
покупателям, которых также много, разные варианты товаров не по единой
рыночной, а по различным ценам, колеблющимся в широком диапазоне.
Предлагаемые товары не полностью взаимозаменяемы и могут отличаться
друг от друга не только физическими характеристиками, патентом,
лицензией, качеством, внешним оформлением, марочным наименованием,
фирменным названием, формой, цветом, модным стилем, сервисными
услугами, но и потребительским предпочтением. Покупатели учитывают
разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены.
Особенностями рынка монополистической конкуренции являются:
1. острая конкурентная борьба между фирмами;
2. фирменная дифференциация товаров, выпускаемых фирмамиконкурентами с разными потребительскими свойствами и
неодинаковыми дополнительными услугами, ее приоритетная
специфика для некоторой части потребителей;
3. легкость проникновения на рынок;
4. разный подход к установлению цен в зависимости от поставленной
цели (обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание
лидерства на рынке или качественности товара). Фирма формирует
цену производимой продукции с учетом структуры потребительского
спроса, издержек производства, цен товаров фирм-конкурентов,
используя разные стратегии ценообразования и оптимально выбранный
метод установления цен.
Ценообразование на рассматриваемом типе рынка осуществляется в
условиях конкуренции предприятий, производящих многообразную группу
товаров (услуг), которые являются неполными заменителями. Однако товар
(услуга) конкретного предприятия дифференцирован и обладает
специфическими особенностями. В связи с этим предприятие имеет
некоторую монополию при установлении цены своего фирменного товара
(услуги), которая ограничивается наличием его конкурентных заменителей,
произведенных другими предприятиями и представленных на рынке.
При монополистической конкуренции возникает проблема не только
единичного, но и группового равновесия (проблема взаимоприспособления)
экономических сил внутри группы конкурирующих между собой
монополистов. Этим монополистическая конкуренция отличается от
свободной (чистой) конкуренции и чистой монополии.
Рынок монополистической конкуренции менее мобилен по сравнению с
рынком свободной конкуренции. Поэтому продавцы на таком рынке
стремятся к увеличению объема продаж в первую очередь за счет
«позиционирования» товара, предлагая, например, наряду с дорогими
изделиями «элит-класса» и «люкс» (для покупателей с высоким уровнем
доходов) товары обычного качества по более низким ценам. Для выхода на
рынок монополистической конкуренции необходимо не только иметь
продукцию, отличающуюся от продукции других продавцов, но и знать ее
сравнительные достоинства и недостатки, так как цена на рынке — это
прежде всего функция параметров предлагаемой покупателям продукции.
В современных российских условиях имеются большие возможности для
развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы
конкурентного ценообразования.
К числу рынков монополистической конкуренции можно отнести рынки,
например, следующих товаров, в том числе и импортных: безалкогольных
напитков (фруктовых вод, соков, лимонадов, русского кваса, кока-колы,
пепси-колы, херши); алкогольных напитков; пива; табачных изделий; многих
видов лекарств, имеющих заменители, и витаминов; кондитерских изделий
(шоколада, шоколадных конфет); моющих средств, кремов, паст, шампуней,
одеколонов, духов; одежды, обуви с фирменными знаками; многих
спорттоваров; телевизионной, радио-, видео- и аудиотехники; бытовой
техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов, микроволновых
печей, газовых и электрических плит), компьютерной техники; фирменной
мебели, сантехники и сантехнических аксессуаров, фирменных бытовых
услуг, продукции многих магазинов и торговых палаток розничной торговли
в городах, а также товаров производственно-технического назначения
(специальных, универсальных и измерительных инструментов, приборов,
многих видов металлопроката) и др.
3.Рынок олигополистической конкуренции — специфический тип рынка,
состоящий из небольшого количества (примерно 7—10) доминирующих
крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его
подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и
взаимозаменяемые товары (прокат черных и цветных металлов, сталь,
алюминий, пластмассы), так и отличные друг от друга (автомобили,
компьютеры, электротехнику). Товар, который они поставляют, может быть
однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой.
На указанный рынок новому продавцу проникнуть весьма трудно, поскольку
ведущие фирмы могут предпринимать стратегические действия,
затрудняющие его вступление на рынок. Каждый продавец чутко реагирует
на маркетинговую деятельность конкурентов и стратегию их
ценообразования, при этом он очень осторожно относится к изменению цен
своей продукции. Олигополист никогда не ощущает полной уверенности, что
может добиться какого-то долговременного результата в получении
желательной прибыли за счет снижения цен. С другой стороны, если фирма
на указанном рынке повысит цены, конкуренты могут не последовать ее
примеру. В этом случае фирме придется или возвращаться к прежним ценам,
или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Любые действия
одной фирмы по изменению объема продаж или цен влекут ответную
реакцию конкурентов. Такая взаимозависимость вызывает необходимость
раздела рынков сбыта, согласования объемов продаж, правил и процедур
ценообразования.
Олигополистическая
структура
рынка
является
преобладающей для промышленно развитых стран в современных условиях.
При олигополистической конкуренции применяется множество стратегий и
методов ценообразования. Одним из примеров может служить координация
действий при установлении цен, существующая в двух формах: принятие
соглашения о ценах и осуществление «параллельной ценовой политики».
Координация цен заключается в том, что фирмы калькулируют издержки
производства по унифицированным специальным статьям затрат и затем,
прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают конкретную цену.
Под действием рыночных факторов цены всех фирм меняются в одной и той
же пропорции и в одном и том же направлении.
На рынке олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы,
занимающие на нем значительный удельный вес (более 20%), что позволяет
им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут побудить
другие фирмы снизить или повысить цены определенных товаров), или
варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие
факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в
ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от фирм-конкурентов и
должны учитывать их реакцию.
В современных российских условиях также наибольшая часть
промышленной продукции и некоторых видов услуг производится в
олигополистических отраслях и входящих в них компаниях. К таковым,
например, относятся нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая
промышленность, в которую входят разные акциионерные общества и
компании (в том числе «Татнефть», «Славнефть», «Онако», «Коми ТЭК»,
«Сиданко», ГП «Роснефть», «Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз» и др.),
угольная промышленность — с учетом региональной структуры и
локализации сферы рынков, черная металлургия — по основным видам
продукции и с учетом специализации производства, цветная металлургия
(производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.), станкостроение,
моторостроение,
производство
электромашин,
электродвигателей,
автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов, экскаваторов, телевизоров,
радиоаппаратуры, электронно-вычислительной техники, холодильников,
стиральных машин, химическая промышленность (большинство видов
продукции), транспортные услуги (авиационные и морские перевозки) и др.
Олигопсония подразумевает конкуренцию немногих концентрированных
покупателей, которые в силу своего положения способны оказывать
существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия
функционирования рынка. В российских условиях олигопсония характерна в
реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.
В настоящее время наиболее эффективными моделями ценообразования на
рынке олигополистической конкуренции являются модели, основанные на
математической теории игр, с помощью которой анализируются варианты
поведения субъектов с противоположными интересами. Она показывает, к
каким последствиям может привести «война цен» между фирмами, при каких
условиях они могут рассчитывать на уверенный успех и стабильность
рыночной конъюнктуры. Математическая теория игр позволяет руководству
фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на
рынке олигополистической конкуренции.
4. Рынок чистой монополии — особый тип рынка, состоящий из одного
продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия
(фирма) или частная нерегулируемая монополия). С помощью
государственной монополии можно регулировать потребление того или
иного товара. Государство может установить цену ниже себестоимости
производства товара, если определенные группы населения не в состоянии
приобретать его за полную стоимость, или резко увеличить цену для
ограничения потребления конкретного продукта. В случае регулируемой
монополии цена может быть сформирована с расчетом на покрытие издержек
или получение высоких доходов, которые дают возможность поддерживать и
расширять производство.
Частные фирмы-монополисты устанавливают высокие цены своей
продукции самостоятельно, в большей степени не ориентируясь на ценовую
политику других фирм или согласовывая цены товаров с местной
администрацией. Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную
цену, опасаясь из-за ее высокого уровня введения государственного
регулирования цен, привлечения новых конкурентов, потери части
покупателей, а устанавливают невысокие цены и тем самым стремятся
быстрее занять значительную долю на рынке определенного товара. Обладая
большой свободой в, установлении цены, фирма, однако, определяет ее
оптимальный уровень на основе спроса на свою продукцию.
Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, базируются на принципе
ценовой дискриминации. Следуя данному принципу, фирма продает свой
товар (услугу) различным группам покупателей по разным ценам независимо
от издержек производства.
Различают следующие формы ценовой дискриминации:
по группам покупателей — различным покупателям один и тот же
товар продается по разным ценам;
по варианту товаров или услуг — различные варианты товаров или
услуг продаются по разным ценам без учета отличий в затратах;
по территории — в различных регионах товар реализуется по разным
ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с производством и
доставкой продукции, одинаковые;
по времени — разные цены товара устанавливаются в зависимости от
сезона, месяца года, дней недели, времени суток (дневное, вечернее,
ночное).
Стратегия множественности цен предприятия основана на том, чтобы для
каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену, однако в
отдельных развитых странах такая ценовая политика запрещена законом.
В некоторых случаях фирма-монополист может реализовать свой товар по
очень низким ценам, в том числе за пределами страны. Такая политика
называется демпингом, т.е. продажа товаров на рынке осуществляется по
искусственно заниженным Ценам, возможно, ниже себестоимости. Цель ее
заключается в вытеснении конкурентов и завоевании внешних рынков сбыта
для увеличения объема собственных продаж. В связи с этим правительства
многих стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие
национальной
экономики,
разрабатывают
антидемпинговые
законодательства и устанавливают антидемпинговые пошлины.
Итак, на рынке чистой монополии ценообразование складывается поразному, возможна:
1. государственная монополия в зависимости от стоящих перед
правительством страны целей;
2. регулируемая монополия с определенной степенью государственного
вмешательства в формирование цен товаров;
3. нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена,
какую выдержит рынок.
Рынок чистой монополии порождает господство одного хозяйствующего
агента, который и устанавливает цены товара. Монополия означает наличие
одного производителя (продавца), а монопсония — одного монопольного
покупателя. Цена в таком случае считается монопольной ценой, а
дополнительный доход — монопольной прибылью. Монополизация рынка
устраняет конкуренцию. На равновесном рынке монополия или
преодолевается, или обуздывается государственным контролем и
регулированием. Неравновесный рынок создает условия для возникновения
монополизма и укрепления его позиции.
В результате монополизм может разрушительно действовать на экономику,
консолидировать зону застоя по отношению к новым импульсам спроса.
Для России характерна чрезвычайно высокая монополизация рынка по
большинству товаров (услуг). Уровень монополизации во многих отраслях
национальной экономики достигает 80—100%. Вместе с естественной
монополией и производственной монополизацией (в основном в
машиностроительных отраслях, в производстве автомобилей, автобусов,
тракторов, комбайнов, экскаваторов и др.) сложилось устойчивое господство
государственного монополизма как на всероссийском, так и на региональных
(местных) рынках.
«Размывание» государственного монополизма в основном приводит к
образованию олигополистического рынка с преобладанием на нем
спекулятивных и коррумпированных структур.
В России конкуренция на товарных рынках и антимонопольные меры
регулируются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред.
от 9 октября 2002 г.).
Этим законом разграничиваются монополистическая деятельность и
недобросовестная конкуренция. В нем доминирующее положение
предприятия установлено ст. 4: «Не может быть признано доминирующим
положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного
товара не превышает 35%»- При доминирующем положении потоки товаров
находятся под влиянием одной — трех фирм, лидерство в ценообразовании
принадлежит одной фирме.
Анализ типов рынков конкуренции не может дать абсолютно готовых
решений по установлению цен, он необходим для определения
закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и
предложения.
Выбирая любую стратегию цен, фирма (предприятие, компания) должна
учитывать, что:
цены на продукцию приходится регулярно пересматривать;
в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах,
качестве товара, покупателях;
значительная часть товаров реализуется на распродаже в конце сезона
по сниженным ценам;
спрос на товары эластичен;
большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается
низкими ценами конкурентов;
при выборе стратегии ценообразования важно четко изучить типы
рынков и провести тщательный анализ себестоимости (издержек)
производства.
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде.
Фирма (предприятие, компания) может одновременно с одним товаром
выступить на рынке свободной конкуренции, а с другим — на рынке чистой
монополии, в сфере рынка олигополистической конкуренции возможно
появление как чистой монополии, так и свободной конкуренции.
Таким образом, определение типов рынков конкуренции дает продавцу
знание степени его свободы в установлении и изменении цены. Однако для
принятия окончательных решений по ценам одного этого знания
недостаточно, так как для каждого товара на конкретном рынке в конкретное
время существуют определенные соотношения между его ценой и спросом.
При этом необходимо учитывать вероятность реакции на рынке
экономической системы на изменение спроса.
Особенности ценообразования на различных типах рынков
Типы (модели) рынков
Олигополистиче
Монополистиче
Свободная
ская
ская
конкуренция
конкуренция
конкуренция
(олигопсония)
Количество
Более
40 От 10 до 40 До
7-10
предприятий предприятий
предприятий
предприятий
(фирм,
(фирм,
(фирм,
(фирм,
компаний) – компаний), т.е. компаний).
компаний).
агентов
множество
Много продавцов Присутствует
рынка
продавцов
и и покупателей. жесткая
покупателей
Присутствует
конкуренция
острая
между фирмами.
конкурентная
Новым фирмам
борьба
между трудно
фирмами
проникнуть
на
этот рынок
Особенность Товар
Товар
Товар
может
товара
и однороден,
дифференцирова быть
потоки
часто
н,
обладает однородным,
товаров
стандартизиро специфическими стандартизирован
ван.
особенностями,
ным
и
Характерист
ика и
признаки
рынков
Чистая
монополия
(монопсония)
Одна фирма –
монополия
в
отрасли.
На
рынке
один
продавец
(государственна
я
монополия,
частная
регулируемая и
нерегулируемая
монополия)
Товар уникален,
нет
соответствующи
х
близких
заменителей.
Характерист
ика и
признаки
рынков
Свободная
конкуренция
Предлагается
схожий товар –
пшеница,
сахар, цветные
металлы, лес и
др.Потоки
товаров
свободны,
равномерны,
не зависят от
отдельной
фирмы
Особенности
ценообразова
ния
и
порядок
установления
цен
Свободное,
конкурентное
ценообразован
ие. Цены, как
правило,
единые,
устанавливают
ся исходя из
Типы (модели) рынков
Олигополистиче
Монополистиче
ская
ская
конкуренция
конкуренция
(олигопсония)
предлагаемые
дифференцирова
изделия
не нным.
Товары
полностью
могут
быть
взаимозаменяем
схожими – прокат
ы,
продукция черных
и
может обладать цветных
особым
металлов, сталь,
качеством,
алюминий,
формой, цветом, пластмассы или
марочным
несхожими
–
наименованием,
автомобили,
фирменным
компьютеры,
названием,
электротехника.
сервисными
Потоки товаров
услугами.
На зависят
от
рынке имеются поведения
разные варианты каждой фирмы
товаров и услуг,
отличающиеся
друг от друга
качеством,
потребительским
и
свойствами,
внешним
оформлением,
модным стилем,
а
также
приоритетная
специфика
товара
для
отдельных
потребителей.
Потоки товаров
свободны,
равномерны, не
зависят
от
отдельных фирм,
но с частичным
ограничением
Конкурентное,
Монополизирова
свободное
нное
ценообразование ценообразование,
с
частичным зависит от цен
ограничением и фирмы,
но
приоритетом
обусловлено
монополизма в взаимной
пределах рынка зависимостью
Чистая
монополия
(монопсония)
Рынок товаров
(отрасль)
монополизирова
на
одной
фирмой
Монополизирова
нное
ценообразование
,
цены
монополизирова
ны в отрасли.
Присутствует
очень большая
Характерист
ика и
признаки
рынков
Свободная
конкуренция
существующей
рыночной
конъюнктуры,
под
воздействием
спроса
и
предложения.
Фирмы
приспосаблива
ются
к
существующи
м уровням цен
и вынуждены с
ними
считаться.
Зависимость
между ценой и
спросом
для
отраслей
обратно
пропорциональ
на,
т.е.
снижение цен
приводит
к
увеличению
спроса
на
товар
Контроль
рыночной
цены
предприятие
м (фирмой,
компанией)
Цена
не
контролируетс
я, предприятие,
как
правило,
соглашается с
рыночной
ценой
Типы (модели) рынков
Олигополистиче
Монополистиче
ская
ская
конкуренция
конкуренция
(олигопсония)
дифференцирова немногих (двух
нного
—
трех)
фирменного
лидирующих
продукта.
фирмИспользуются
конкурентов.
разные стратегии Применяется
ценообразования. множество
Цены различны и стратегий
и
устанавливаются методов
в зависимости от ценообразования.
поставленной
Цены могут быть
цели
едиными
или
(обеспечения
разными,
выживаемости,
устанавливаются
максимизации
в зависимости от
прибыли,
поставленной
завоевания
цели
лидерства
на (обеспечения
рынке
или выживаемости,
достижения
максимизации
лидерства
в прибыли
качестве товара) завоевания
на
основе лидерства
на
изучения
рынке,
издержек
расширения доли
производства и рынка
и
реализации, цен экспортных
товаров
возможностей
конкурентов,
фирмы и др.),
выбора
метода
ценообразования
Цена
Контролируется,
контролируется,
но
с
учетом
но
в
очень реакции
ограниченных
конкурентов;
пределах (прежде возможен сговор
всего на новый (соглашение) об
товар с высоким установлении
качеством,
определенного
особыми
уровня
цен
потребительским товаров
между
и
свойствами, немногими
надежными
основными
эксплуатационны лидирующими
ми показателями) конкурентами —
фирмами
(компаниями)
Чистая
монополия
(монопсония)
свобода
в
установлении
цен товаров. На
рынке
чистой
монополии
ценообразование
складывается
по-разному: —
возможна
государственная
монополия
в
зависимости от
стоящих перед
правительством
страны целей; —
регулируемая
монополия
с
определенной
степенью
государственног
о вмешательства
в установление
цен товаров; —
нерегулируемая
монополия,
когда
устанавливается
свободная цена,
какую выдержит
рынок
Контролируется
монополистом
(одним
производителем
— продавцом), а
также
контролируется
монопсонистом
(одним
монопольным
покупателем)
Характерист
ика и
признаки
рынков
Неценовая
конкуренция
Условия
вхождения
рынок
отрасль)
выхода
него
на
(в
и
из
Присутствие
(отсутствие)
монополии
на рынке (в
отрасли)
Роль
маркетингов
ых
исследований
Степень
государствен
ного
Типы (модели) рынков
Олигополистиче
Монополистиче
Чистая
Свободная
ская
ская
монополия
конкуренция
конкуренция
конкуренция
(монопсония)
(олигопсония)
Практически
Имеет
Является
Является
отсутствует
значительную
типичной
главной, имеет
роль
различные
формы
Препятствия
Относительно
Условия
Доступ на рынок
отсутствуют,
легкие условия затруднены или блокирован, на
имеется
вхождения
на сложные; доступ нем (в отрасли)
свободный
рынок (в отрасль) на рынок новой господствует
вход и выход
фирме
один
как на рынке
практически
монополистпроизводителе
закрыт
производитель
й (продавцов),
так и на рынке
потребителей
(покупателей)
Монополия
Монополия
Монополия
Очень высокая
практически
присутствует в присутствует
в монополия
в
отсутствует
определенной
значительной
отрасли и на
степени
степени,
с рынке
преобладанием
доминирующего
положения двух
— трех фирм
Маркетинговы Маркетинговые
Проводятся
Важная
роль
е исследования исследования
глубокие
отводится
ограничены,
проводятся и их маркетинговые
маркетинговым
продавцы
на роль значительна исследования и исследованиям,
данном рынке
их роль весьма монополии
не
тратят
высокая
постоянно
много времени
отслеживают
на разработку
ситуацию как в
маркетинговой
отрасли, так и на
стратегии,
рынке
определение
уровня цены,
поскольку
последние
задаются
рынком и в
связи с этим
роль
продавцов
здесь
минимальна
Степень
Степень
Степень
Степень
вмешательства вмешательства
вмешательства
вмешательства
минимальна
минимальна
минимальна
высокая,
Характерист
ика и
признаки
рынков
Свободная
конкуренция
Типы (модели) рынков
Олигополистиче
Монополистиче
ская
ская
конкуренция
конкуренция
(олигопсония)
вмешательств
а
Вероятностна ИХХ < 1000 ед.
я
оценка
критерия
демонополиз
ации рынка и
создания
условий для
нормальной и
безопасной
конкуренции
при
различных
типах рынков
с помощью
индекса
Херфиндаля Хиршмана
ИХХ > 1000 ед.
1000 < ИХХ < 1800
ед., при этом по
удельному весу
продукции: две
фирмы занимают
более 44%; три
фирмы занимают
более
54%;
четыре
фирмы
занимают более
64%
Чистая
монополия
(монопсония)
государство
непосредственно
устанавливает
или
контролирует
цены
В
целом
по
конкретной
отрасли
Ихх
может достигать
10000 ед.
Индекс потребительских цен рассчитывается на основе информации об
изменении цен и тарифов, полученной путем их регистрации на
потребительском рынке, и данных о структуре фактических потребительских
расходов населения за предыдущий год. При высоких темпах инфляции в
течение года в структуру потребительских расходов могут вноситься
соответствующие изменения.
Наблюдение за уровнем цен и тарифов осуществляется работниками
специальной государственной службы, входящей в систему органов
государственной статистики. Оно проводится на предприятиях торговли и
сферы услуг всех видов собственности (государственной, муниципальной,
частной) на территории субъектов РФ. Информация собирается во всех
столицах республик, краев, областей, автономного округа и выборочно в
районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении
социально-экономического и географического положения регионов и степени
насыщенности потребительского рынка товарами (услугами).
Источником информации о потребительских расходах населения являются
данные, полученные в результате обследования домашних хозяйств, о
расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг (текущая статистика
семейных бюджетов). Учитывая различия в структуре потребления
населением товаров и услуг по отдельным территориям РФ, индекс
потребительских цен на региональном уровне разрабатывается на базе
структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для
конкретного региона, на федеральном уровне — в целом по РФ. Структура
потребительских расходов определяется по категории «все население».
Наряду с этим могут рассчитываться сводные индексы потребительских цен
по отдельным группам населения.
Расчет индексов фондового рынка
Исследование динамики фондового рынка позволяет провести оценку
рыночной конъюнктуры ценных бумаг для обоснованного определения цен,
инвестиционной значимости отдельных ценных бумаг и направлений
развития экономики страны.
Фондовые индексы — это числовые показатели, характеризующие
изменение биржевого курса ценных бумаг на определенную дату (период
времени).
Индекс курсов ценных бумаг (индекс котировки) — средний показатель
курсов важнейших ценных бумаг (акций, облигаций и др.) и валюты на
бирже, который рассчитывается по курсам наиболее крупных компаний и
банков. В простейшем виде он определяется путем деления суммы курсов
отобранной группы ценных бумаг на количество отобранных выпусков.
Данный индекс помогает делать прогнозы об изменении стоимости ценных
бумаг.
Котировка (от франц. coter) — публичное предложение курса ценных бумаг,
иностранных валют на фондовых биржах в соответствии с действующими
законодательными нормами, правилами и сложившейся практикой.
Котировка проводится обычно котировальным комитетом (комиссией)
фондовой (валютной) биржи и публикуется в биржевых бюллетенях курсов
ценных бумаг и курсов валют. Котировку могут проводить крупные
компании и банки. Полная котировка — это установление цены,
предлагаемой как продавцами, так и покупателями. Выделяют следующие
виды котировок:
котировка акций — установление рыночной цены акций на фондовой
бирже;
котировка валюты — установление рыночного валютного курса либо
курса, определяемого центральным банком и нормативными
правовыми актами правительства страны;
котировка курсов — официальная государственная регистрация на
определенный период курса иностранной валюты или ценных бумаг на
основе рыночных курсов;
котировка облигаций — установление курсовой цены облигаций,
продаваемых и покупаемых на фондовой бирже;
котировка официальная — единый курс (цена) валюты и ценных
бумаг на определенный день, сообщаемый средствами информации вне
биржи и используемый для внебиржевых расчетов;
котировка твердая — котировка отдельных видов ценных бумаг,
осуществляемая вне биржи наиболее важными участниками биржевого
рынка, используемая ими для заключения немедленных сделок.
Основными в биржевом мире являются индексы ценных бумаг на
крупнейших фондовых биржах США, Англии, Германии, Франции, Японии.
К числу наиболее часто применяемых индексов курсов ценных бумаг
относится индекс Доу—Джонса (Dow—Jones Average), который является
средним показателем курсов акции 65 крупнейших корпораций (компаний)
США (30 промышленных, 20 транспортных, 15 коммунальных) и
публикуется фирмой Доу—Джонса с 1884 г. Данный индекс рассчитывается
раздельно по отраслевым компаниям и в сводном виде. Он представляет
собой среднеарифметическую величину ежедневных котировок на НьюЙоркской фондовой бирже на момент ее закрытия и определяется по
следующей формуле:
n
И ДД
Цi
i 1
k
,
где Цi — цена акций i-й корпорации;
п — число корпораций;
k —коэффициент, учитывающий корректировку количества корпораций при
дроблении ими своих акций.
Индекс Доу—Джонса может вычисляться как в денежных единицах, так и в
долях. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже курсы акций более двух
долларов учитываются в долях, кратных 1/8, а менее этой величины — в
долях, кратных 1/16/ Постоянная корректировка индекса Доу—Джонса
посредством коэффициента к необходима для обеспечения его
сопоставимости до и после дробления корпорациями своих акций.
Другой распространенный американский индекс курсов акций — индекс
Стандард энд Пурз (Standard and Poors—SP-500) учитывает акции 500
компаний. При расчете данного индекса принцип равновзвешенности цен по
числу проданных акций не используется. Он отражает значение каждого
набора (выпуска) акций в процессе их продажи и определяет степень влияния
на конечный результат самых активных акций (пользующихся спросом) с
большей количественной стоимостью.
Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:
500
И SP
i 1
500
Ц Ti OTi
,
Ц бi Oбi
i 1
где ЦТi, и Цбi — котировальные цены акций соответственно в текущем и
базисном периодах;
ОТi и Обi — объемы продаж акций соответственно в текущем и базисном
периодах.
Из важнейших мировых следует назвать общий индекс Нью-Йоркской
фондовой биржи — индекс NYSE, характеризующий все акции, занесенные
на «большую доску» (около 2200 наименований).
В других странах также существуют известные фондовые индексы. В
Англии, например, наиболее часто употребляются следующие индексы
Британской фондовой биржи: индекс FTSE-100, включающий 30 наиболее
крупных и 100 малых компаний, и индекс Файненшнл Тайме (index Financil
Times — IFT).
Последний является наиболее чувствительным барометром фондового рынка,
показывает изменение цен акций и рассчитывается как средняя
геометрическая величина равновзвешенных ежедневных темпов роста курсов
акций по следующей формуле:
И IFT
n
П
Ц Тi
,
Ц Тi 1
где ЦТi и ЦТi-1 — цены акций i-я компании соответственно текущего и
предшествующего периодов;
п — количество компаний.
В Германии на Франкфрутской фондовой бирже ведущим является индекс
ДАХ-30 (индекс «голубых фишек»), а в Японии к основным относится
индекс NIKKEI (индекс токийских биржевиков, в частности, по «голубым
фишкам»).
Постоянно публикуются в США 20 индексов фондового рынка, в Европе
(Англии, Германии, Италии, Франции и др.) — более 25, в Японии — около
5.
В современных условиях развития российской экономики наиболее известны
следующие фондовые индексы: индекс ДЛ— индекс журнала «Деловые
люди», являющийся сводным показателем деловой активности в российской
экономике, индекс «Российский фондовый» — основной индекс по
фондовым биржам и фондовым отделам других бирж России, публикуемый в
газете «Коммерсантъ-Daily», а также индексы АК&М, Интерфакса, SОBI и
др.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой структура любого рынка?
2. Какие существуют в рыночной экономике классификации рынков?
3. Для какой цели производителю (продавцу) необходимо проводить
анализ типов (моделей) рынков?
4. Какие различаются формы ценовой дискриминации?
5. Как проводится расчет оценки реактивности экономической системы
на изменение спроса с учетом количества предприятий на разных
типах (моделях) рынков?
6. Как
рассчитываются
конкретные
показатели
(индексы),
определяющие уровень концентрации рынка товаров разных фирм
(показатель пороговых долей рынка, индекс концентрации в общем
объеме рынка, индекс Линда для крупнейших фирм, индекс
Херфиндаля-Хиршмана, индекс рыночной концентрации товаров
разных фирм)?
7. Какие имеются особенности ценообразования на различных типах
(моделях) рынков?
8. Как проводится расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) товаров
и услуг?
9. Как рассчитываются индексы фондового рынка?