Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Административные
правоотношения
Понятие административноправовых отношений
Административно-правовые отношения представляют
собой
разновидность
правовых отношений, разнообразных по характеру, юридическому содержанию, по их
участникам.
Им свойственны все основные признаки любого правового отношения, как-то:
•первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат
регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой
нормы, придающего ему юридическую форму;
•регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
корреспонденция
взаимных
обязанностей
и прав сторон
правоотношения,
определяемая правовой нормой;
•установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям
правовой нормы поведение.
Соответственно
под
административно-правовым
отношением
понимается
урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное
отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и
прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Особенности административноправовых отношений
1. Характер административно-правовых отношений как властеотношений
предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта
управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое
выражение властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления,
но выражаемое по-разному.
2. Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой
объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственноуправленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля
всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой
управляющей воле. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть
(авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов.
Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они
совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами
действия или воздерживаются от них. Из этого следует, что объектом
административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
Особенности административноправовых отношений
3. Административно-правовые отношения возникают непосредственно в связи с практической
деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительнораспорядительных функций. возникают также непосредственно по поводу осуществления
исполнительными органами управленческих функций.
4. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин
может быть не согласен с правомерностью принятых в его адрес действий исполнительного
органа (должностного лица). Это его несогласие, не влияющее на возникновение
правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин
вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой
спор.
5. Порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения
ими требований административно-правовых норм состоит в том, что ответственность одной
стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед
государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем,
что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной
власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями
по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм
(дисциплинарная, административная ответственность).
Виды административно-правовых
отношений: а) по форме возникновения
связи власть-подчинение:
а) отношения, непосредственно выражающие основную
формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в
которой
отчетливо
проявляется
властная
природа
государственно-управленческой
деятельности.
Это
—
собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного
управляющего воздействия на тот или иной объект, но
органически связанные с его осуществлением.
Иногда
названные
группы
административно-правовых
отношений характеризуются как основные и неосновные
управленческие связи.
Виды административно-правовых отношений: б)
внешние и внутриорганизационные
административно-правовые отношения.
В
соответствии
с
данной
классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности
органов управления (решение структурных и кадровых
вопросов, распределение обязанностей работников
управленческого
аппарата,
определение
их
ответственности и т. п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления,
т. е. непосредственно в процессе реализации функций
управления применительно к управляемым объектам.
Виды административно-правовых отношений: в)
субординационные и координационные
административно-правовые отношения.
Для первых характерна авторитарность (властность)
юридических волеизъявлений субъекта управления.
Они и являются собственно административными.
Вторые — это, как правило, такие управленческие
связи, в которых авторитарность отсутствует
(например, отношения между несоподчиненными
исполнительными органами).
Виды административно-правовых отношений: г) о
юридическому характеру взаимодействия их
участников
В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее
рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
•Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени
выражают суть административно-правового регулирования и типичных для
государственно-управленческой деятельности субординационных связей между
субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют
властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что
свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений,
равенства сторон.
•Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в
рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них,
соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны,
обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь
распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это
понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового
регулирования. Тем не менее возможность их возникновения существует.
Юридические факты
Административно-правовые
отношения возникают при наличии условий,
предусмотренных административно-правовыми
нормами.
Это — юридические факты — обстоятельства,
при которых в соответствии с требованиями
данной нормы между сторонами должны (или
могут) возникнуть конкретные правоотношения.
Действия и события
В качестве юридических фактов выступают, действия и события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные
и неправомерные действия.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве
юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников
административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой
возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом
(должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный,
т. е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие —
возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о
назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений,
являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.
Это — дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для
сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу
неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых
мер по обеспечению общественного порядка).
События — явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и другие).