Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы теории литературы

  • 👀 482 просмотра
  • 📌 417 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы теории литературы» doc
Основы теории литературы Лекция № 1 Вводная - о том, как меняют лампочки в аудитории. Лекция № 2 Предмет теории литературы. Ме­сто теории литературы в системе наук об искусстве Литература - понятие условное (Для Пушкина его письма и дневники - часть его личной жизни, для нас - литература), ее центр - литература вымысла. Основной принцип выделения сфер мира, переплетающихся, но отличающихся: 1) Природа (все, что не порождено человеком, порождение божественной силы, эволюции - кто во что верит) 2) Культура - то, что создано человеком Человек порождает 2) и является порождением 1) Человек изменяет природу, но природа без него может существовать, а он без нее - нет. Раньше природа была сильнее человека, сейчас наоборот. Чтобы выжить нам нужно меньше усилий, чем нашим предкам в пещере. Культура: 1) Материальная - вещный мир, вещь отдельно от человека. 2) Духовная - имеет внешнюю форму, (картина на полотне и написана красками), но содержание не сводится к внешней форме. (Картины Рембрандта стоят больше, чем то, на чем они изображены). Произведение искусства - это, прежде всего, мысленный образ, а не материальный. 19-20 вв. новое разделение на 1) культуру - удобство, облегчение жизни, в широком смысле = духовное - базовые, вечные основания или стремление к ним. 2) цивилизацию - то, что порождает материальное - внешняя пена, то, что подвержено изменению на протяжении 1 или нескольких поколений. Лит-ра входит в сферу духовной культуры. Литра не является наукой, но для того, чтобы говорить о ней сознательно, представлять, что она такое, нам нужны описания как 2-ой степени (кто-то захочет написать продолжение «Братьев Карамазовых»), так и полуходожественные произведения (В них автор выказывает свое отношение к героям, проблемам, книгам) Науки бывают • естественные (изучение природы) • гуманитарные (гуманос - человек) о культуре Литра относится к филологическим, гуманитарным наукам (фил от греч ЛЮБИТЬ, логос - СЛОВО) Схема 1 ФИЛОЛОГИЯ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ | | | | | | | V V V V V V V лингвистика лит. критика литературоведение театроведение искусствоведение киноведение Схема 2 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ | | | V V V история литературы теория литературы вспомогательные литературоведческие дисциплины зарубежных стран текстология народов СССР литературоведческое источниковедение передовой литературы национальной литературы Лекция № 3 Понятие о художественном мире Пастернак «Август» И образ мира в слове явленный, И творчество, и чудотворство. Существует 2 мира, не равных друг другу: 1. Мир, который нас окружает 2. Мир, который отражен на страницах лит-ных произведений (также в кино, на картине) Ходасевич: Произведения искусства - это преображение мира, с целью выявить скрытую сущность, увиденную художником под новым углом зрения, отбрасывая все ненужное. Лотман. Признаки текста: Текст - это то, что отделено от внетекстовой реальности (кто бы мог подумать) В основе понятия текста выраженность Текст зафиксирован в знаках. Непрочитанный и ненаписанный текст погибает в голове художника. Визуальная поэзия - это когда на бумаге, стоя перед аудиторией в определенном порядке иголкой выкалывают дырочки - тоже знаковая фиксация образа, тоже текст ограниченность начало и конец текста, развертывание во времени, рамка в живописи, зрители, граница между залом и сценой в театре стул дома - не предмет искусства, в театре - да. Отложив книгу, из худ-ого мы переходим в реальный мир, но границы размыты. Читая, мы ощущаем себя в худ. мире. Мастерство художника в том, чтобы мы поверили, что худ мир = действительному структурность текст - это не хаос, он обладает внутренней иерархичностью. Гаспаров: Художественный мир текста - это система всех образов и мотивов, присутствующих в этом тексте. В тексте предметы даны с их хар-кой (сущ. + прилаг) Предметы сближаются посредством действий - глаг. Характеристика действий - наречия Художник использует синонимику. То, как и почему сближаются в его тексте те или иные слова и создает реальность текста. Наименьшая единица худ. мира - одно произведение. Бывают исключения (Достоевский стремился к оконченности каждого фрагмента). Произведение может быть незавершенным, если его не успели дописать - худ. мир незавершен. Худ. Мира строки, четверостишия нет Большие единицы есть: 1)«Воронежские тетради» Мандельштама - объединение одной темой, один худ. Мир. в истоках и по единым законам построен. 2) Все творчество писателя. Худ. мир. Блока, Достоевского. Константы - законы тв-ва 3) Лермонтов - поэт и художник. Законы, объединяющие то, что выразилось во всех видах искусства 4) Нехудожественная литература - дневники, письма, статьи. Прочтение их и присовокупление к худ. Миру помогает лучше понять тв-во писателя 5) Жизнь в понятии искусства. Идея худ. мира Блока + идея, заставлявшая его выстраивать жизнь. 6) целое лит. направление. Х.М. русского футуризма, англ. Сентиментализма. Нужно осмысливать произведения. Понять автора - понять его произведение в зависимости от того, что сам автор приводит в качестве законов своего тв-ва. Выводы: Худ. Мир присущ литре и др. видам искусства. У каждого вида искусства свой худ мир не похожий на реальный. Худ мир существует в рамках. Язык - знаковая система. Дорожное движение - тоже текст, но не каждый текст является художественным Лекция № 4 Место литературы в ряду других искусств Гумилев «Слово» Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Проблема различия худ. И научн. мышлений. Экономика и социология - формулы, литра - описывая те же явления использует слова с их изменчивой многозначной природой. Каждый автор выбирает слова, пользуется своим особым языком, чтобы определить то, что он хочет так, как он хочет. С др. стороны литература, оперируя единственным материалом - словами, использует все их возможности. Писатель не может избавиться от полисемичности слова. Старые слова актуализируются с новым значением. Слова меняют значения, но старые значения не пропадают навсегда, наполняясь новым историческим содержанием. Наука от многозначности (полисемии) старается дистанцироваться Писатель ориентируется на полноту реальных и мнимых значений, не столь важных для читателя. Использование слова в ином значении - один из лит-ых приемов. Грамматика и синтаксис - единственный материал, которым владеет литература. Живопись Что может и чего не может литра по сравнению с другими видами искусства Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов. В иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, только часть образа. Тынянов: На бумаге конкретизируется мысленный образ, мы понимаем, что для нас герой совсем другой. (Для нас Т. Ларина с веснушками, а на картинке как греческая богиня) На картине выхваченный из жизни момент, в книге - действие в развитии во времени. Выводы: Поэту конкретика не важна, а художнику - да. Свои преимущества имеет как живопись, так и литература. Искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми. Театр Живые люди в одежде ТОО времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга. Энергетика актера заражает зал. Во время спектакля мы ограничены во времени Читая книгу мы не ограничены в пространстве, в книге есть то, что нельзя передать на сцене. Максимально спектакль по Карамазовым шел 2 дня, но произведение книжное все равно обширней. На сцене можно передать лишь несколько худ. Линий. Нельзя перенести описания Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления. В книге - движущиеся пейзажи. В театре - смена декораций, зачастую во время специального перерыва, затемнения, антракта Герои произведении в одежде времени. Герои спектакля в одежде того времени, но не в той самой одежде, в костюме, сшитом современным костюмером. В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки. Музыка Лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов - разум вне прямого действия - только анализ эмоций - опосредованное воздействие. Синкретического (передающего все) искусства не существует. Сущ-ет иск-во пространственное, временное. Движение - развитие событий Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Твердая форма с собственным начертанием. Литература - развитие линии событий, жизни человека. Театр - ограничен временем действия. 5 действий - 4-5 часов. Сегодня 1-2 действия чаще. + Временная ограниченность в жизни (как и в кино) зритель выходит из кинотеатра. Книгу можно читать отрезками за день всю или за год по странице в день. Видеозаписи не то же самое, потому что нажатие на паузу, по словам Николая Алексеевича, это нарушение законов кинематографического жанра. Среди телефильмов реклама - это тоже нарушение, потому что режиссер на такое внедрение не рассчитывал при работе над своим шедевром. (Создатели сериала «Азазель» рассчитывали) Лекция № 5 Литературоведение (ЛВ/лит вед) и литературная критика (ЛК/лит крит) Литературоведение и лит крит - НЕ ОДНО И ТО ЖЕ 2 рода внутри филологии Лит Крит - публицистика, литра о литре. Лит вед - объективная оценка современной худ лит. Показывает развитие народов мира, место современной литры в современном общ-ве. Лит вед - о литре прошлых эпох с анализом. Общее: И ЛВед и ЛКритик - люди пишущие, занимают активное место в жизни, не равнодушны к предмету, о котором пишут, олицетворяют исторически-прогрессивное начало (это относительно - и +, и -, потому что когда приходит новое, уходит старое, иногда хорошее) Лит крит о СОВРЕМЕННОЙ литературе Лит вед - литра ПРОШЛОГО Лит вед обладает законами как и любая наука в рамках гуманитарного знания Лит Крит - включает элементы науки, синтез науки, искусства и публицистики. На стыке журналистики. ЛВед уходит от 1 лица ед. ч. Пишут МЫ считаем, мы полагаем. Это свидетельствует о стремлении подняться над субъективностью личной точки зрения, борются за устойчивую бесспорность. ЛКритик - в ед.ч. - сам говорит о литре - Я думаю, я считаю. Это начитанный человек о теории литры, о литре прошлого и современности. Делая себя действующим лицом разговора о литре наряду с объективностью (литра для всех) вносит элемент субъективности, соц. Принадлежности к группе людей = элементы художественности в статье, которую он порождает через субъективность. Нет абсолютной границы - проницаемость. ЛК - субъективность ЛВ - субъективность возможна, но стремление к объективности ЛВ как наука учитывает контекст произведения. Произведение существует в опр.э контексте, не только литературном, но и историческом. Умение историзировать произведение - одно из главных достоинств ЛитВеда. Может быть в подтексте исследования. Иначе - отказ от стремления к объективности. Чтобы понять Пушкина нужно прочитать то, что читал Пушкин, но лучше забыть то, чего он прочитать в свое время не мог. Для ЛитКрита восстановление контекста неважно, стремление не к полноте охвата произведения, а к изоляции произведения или стремления увидеть что-то важное. Разрешение комплекса идей. Критика изменяет контекст произведения. Писарев перетолковал значение Пушкина. Белинский меняет отношение к действительности в зависимости от личного мнения о преимуществе, важности того или иного аспекта. + суждение об оценке других авторов (критика на критику, Писарев спорил с Добролюбовым), учет максимального количества высказываний о произведениях. ЛВед - оценка чего-либо, замеченная в письмах Пушкина, не важная для Пушкина, не являвшаяся для него лит-ой истиной, для ЛитВеда важна, на основании этого он может строить выводы. Для ЛКритика важно взглянуть на произведение свежими глазами, выбрать из существующего то, что совпадает с его точкой зрения или чтобы опровергнуть - этот писатель неправильно понимал, нужно так-то и так-то, потому что... Но чаще для ЛитКрит произведение важно само по себе. Это связано с тем, что, хотя невозможно объективировать лит крит чаще обращается к явлениям современным. СВОЕ СУЖДЕНИЕ - ДОМИНАНТА. Лит Вед - объективность и другие отзывы учитываются Научные особенности ЛВ: ЛВ смотрит на предмет изучения с отстраненностью Позиция ученого, смотрящего на предмет: Ученый (астроном) - понимает больше Художник (публицист, поэт) видит красивее Наука отделена от публицистического начала, события в сфере искусства. Публицистика - стремление изменить мир, в котором существует человек, изменить представления людей о мире. Изменение - новый взгляд - важно для критика, для ЛВеда важно то, что кажется правильным и объективным. (Известный ЛитВед - Бонди) Лит крит на первый план выносит одну черту, забывая все остальное, важное. Св-во ЛК - связь с печатными изданиями. Позиция выбирается в зависимости от позиции издания. Некоторые проводят свою линию, отличающуюся от политики издания (Розанов рубрика «В своем углу» в журнале «Новый путь») Критик связывается с журналистикой все больше, практически теряет независимость. Чувствует свободу, выходя в другие виды искусства - написать книгу = выйти из пределов журналистики. ЛитВед  литератор Некоторые люди могут быть одновременно и ЛВедами и ЛКритиками. (Новиков) Совмещение разных эпостасий ведет к реализации потенций личности, к смене внутренних границ при переходе из ЛВ в ЛК ЛКритик не может отойти от мнения аудитории. ЛВ - наука со всеми особенностями науки ЛК - синтез трех сфер деятельности: науки, искусства, публицистики На деле двуединое существование, трудно распознать границы между ЛВ и ЛК. Лекция № 6 Понятие об интерпретации Давид Самойлов «Ремесло поэта» ...Привычные слова звучат по-новому... ...Протирать смысл, как стекло,.. Задача поэта - обнажение того, что скрыто от впадины годов, сохранять то, что пришло со временем. Для интерпретации лит. произведения нужно умение и знание. Существуют законы интерпретации. Интерпретация - (из франц.) перевод с одного языка на другой У каждого языка есть присущее только ему. Перевод с одного языка на другой - поиск, не механическая, а творческая работа. Перевод - это переосмысление, передача одного смысла через другой смысл. Примеры интерпретаций: По материалам фильма или телесериала пишется книга. Инсценировка лит. произв. в театре. Художественный язык переводится в форму языка рационального, научного, худ-критич. Философская интерпретация. - Автор создает концепцию видения мира, подчиняя ее философским категориям. Русские жития можно рассматривать как исторический источник. Не собств. ист. произведения, но содержащие историч. инф-цию. Находка Шлимана основана на его понимании Илиады как исторического источника. Вяземский критиковал «Войну и мир» Толстого как исторический источник, но Толстой и не стремился к объективной картине с точки зрения истории, он создавал художественное произведение, а не документ. Важны не историч. факты, а худ. мир произведения. Нельзя свести к критической интерпретации. Главное при интерпретации лит произв. понять, что перед тобой работа человека, порождающего искусство, важно понять и обнажить смысл произведения. Ясное осознание, что лит. произв. и наша эпоха друг от друга отличаются. (Иногда относятся к одной историч. эпохе). Произведение нам интересно, а нас различают времена и реалии исторические Историческое событие задерживается в нашей памяти или пропадает Для современного (декабристам) общества восстание декабристов - ключевой момент эпохи. Интерпретаторы при СССР старались связать это событие с идеологией. Сегодня восстание декабристов перестает быть актуальным, отходит на второй план - меняются оценки. Меняется сознание, взгляд становится глубже и мудрее. Изучающий наследие Пушкина не может не интересоваться греческой войной, войной 1812-ого года, восстанием декабристов - на эти события поэт реагировал в своем творчестве. Необходимо историческое осознание того, что делалось во времена поэта для интерпретации. Когда речь идет об искусстве, у любого автора соединяются два начала - рациональное = научное, объективное и эмоциональное = первичные впечатления. От нашего эмоционального впечатления при интерпретации нельзя избавиться. Мы можем быть неправы. 2 типа интерпретации худ. текста (они не связаны, но для перевода с языка на язык - доминируют) 1) открытая 2) закрытая Закрытая = остаться внутри текста. Мандельштам - истолкование понятия внутри смысла, не привлекая аналогии с другими поэтами. Внутренняя логика всех стихотворений, сгусток значений слова внутри лирики ТОЛЬКО Мандельштама без аналогий с другими авторами. Нужны Анализ композиционной системы произведения. Предметный мир произведения. Наиболее чистый анализ внутри произведения. Но это возможно далеко не всегда. Хорхе Борхес через века после Сервантеса пишет «Пьера Минара» слово в слово копирующего «Дон Кихота». И текст воспринимался по-другому. Это дает возможность почувствовать, что история в один текст вкладывает разные значения. Открытая (разомкнутая) интерпретация вторгается в закрытую. Сравнение с другими произведениями. Погружение в опр. контекст культуры, культурные реалии автора. Кузьмин - «Конец 2-ого тома». - интерпретация зашифрованного в стихотворении смысла. Франц «Остров пингвинов» Лекция № 7 Материал и прием. Сюжет и фа­була. Язык произведения 1) Материал, прием, форма. Баратынский «Скульптор» О Пигмалионе и Галатее «В камне - душа девушки» Талантливое произведение = вдохновение (эротическое, творческое) + техника (умение нужно, чтобы обнажить желаемое) По традиционному представлению содержание и форма считались разными понятиями. Кон 10 - нач 20 гг ХХ-ого века на смену этому представлению о форме и содержании приходит понимание искусства как слияния материала и формы, которая появляется после работы над материалом. (Ученые «Опояз») Такое представление более правильное. Одно неотделимо от другого в произведении. Писатель задумываться над тем, как у него С и Ф переплетаются на должен, это задача литературоведа. Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме. Подробнее: Шкловский «Искусство как прием» - прием затрудненной формы - закон остранения. Читатель вместе с писателем должен пережить создание из хаоса космоса. Набор приемов художника - отстраненность и затрудненность восприятия. Выгодский «Психология искусства» о «Легком дыхании» Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его. Форма (напр. рассказ) - расположение материала, преображение материала Форма и материал - из области человеческих отношений. Происшествие - это материал, Порядок расположения частей - форма. Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ лит по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел 1)Тынянов писал о Пушкине и его семье, друзьях. Он писал о людях существовавших в реальности, использовал их имена, биографии. Но научное и художественное творчество Тынянова отличаются. При научном подходе его цель - отыскать о людях реальные факты, чтобы более полно раскрыть их тв-во При художественном - он пишет о людях связанных с действительностью, но он додумывает то, чего в действительности могло и не быть, то, в чем он не может быть уверен. (Например, о том, в какой одежде кто куда пошел - в биографиях об этом редко пишут, а при описании героя это приходится домысливать) раскрытие логики, заложенной в вещах, но необязательно доходящей до конца; того, что подразумевается, но могло и не быть никогда. 2) Толстой называл героев именами похожими на имена реальных людей (иногда прототипов) - при этом в обращении с героями он чувствовал большую свободу, мог добавлять собственные представления. 3) Полная выдумка - развод, разграничение реальности и фантазии. Выдуманные и условные имена. Материал из жизненного преобразуется в художественный. Литератор имеет дело только с языком как с инструментом. В лит произв. нет ничего кроме языка, который должен быть особым образом обработан, преображен. Филология - наука о литературе, изучающая язык. 1916 г. - на французском языке выходит книга Соссюра «Курс общей лингвистики». Описывая деяния Соссюра, Реформатский пишет, что главное в них - это язык всех разновидностей речи в синхронии. В синхронии - одновременно с нашей жизнью в диахронии - в историческом развитии языка. (Хочется обнять свою усталую голову и не бить ушами по лицу, дальше будет понятнее. Может быть...) Язык - глобальное, универсальное, абстрактное понятие. Не то, как мы говорим, пишем. Язык Пушкина - неправильная формулировка по Соссюру. Язык - все богатство, совокупность языка. Правильнее говорить речь Пушкина, ибо речь - индивидуальная реализация языковых возможностей. Для писателя язык - материал. Речь, созданная, закрепленная и оформленная в результате получения художественного произведения - форма. Речь - всегда более узкое понятие, чем язык, это отбор из языка, то, что преображает, трансформирует язык, придает ему форму. Некоторые писатели трансформируют язык, иногда даже изобретают новые слова, Достоевский - автор слова «стушеваться», которое так любит Николай Алексеевич). Внося что-то новое в свою речь, писатель может обогатить весь язык. Интересные примеры: Футуризм подарил миру «Аграмматические сонеты» - стихи, в которых не работают грамматические формы. Футурист Давид Бурлюк не употреблял предлог «в» - тем самым ломал традиционные языковые представления. Художник трансформирует язык в художественную речь, как материал в форму. В.М. Жирундский: Делению на форму и содержание противопоставлено искусство как эстетическое направление, имеющее материал и прием. Факт  ПРИЕМ  эстетический факт = искусство Проза - цепь событий, за которой мы следим в зависимости от воли автора. Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи. Сюжет - художественно построенное распределение событий - . Материал = фабула - то, что существует как бы в «действительности», созданной автором из реальности. Хронология соблюдается в произведении, когда мы узнаем о событиях в их прямой последовательности, но она соблюдается редко. В детективах мы почти всегда сначала узнаем конец - об убийстве - и лишь потом переходим середине - расследованию - и лишь под конец произведения узнаем начало событий - кто убил и почему. Автор детектива заинтересован в том, чтобы восстановить цепочку постепенно, чтобы мы следили за главным героем - как он ведет расследование - ведь он тоже не знает сначала кто и почему, а лишь постепенно, посредством умозаключений воссоздает цепочку событий. Таким образом, цель несовпадения - возбудить интерес читателя. Бунин в произведении «Легкое дыхание» в самом начале рассказа дает понять, что героиня умерла - этим он снижает сюжетное напряжение. Формой писатель уничтожает негатив, который мог возникнуть у читателя. безобразное событие жизни становится эстетическим событием рассказа. И сам рассказ воспринимается читателем как легкое дыхание. Лекция № 8 Художественная речь и ее элементы Как изменяется литературный язык. В обыденном сознании путаются 2 понятия 1)Язык литературный - отобранный и кодифицированный язык общения нации в общении, отбор из всего богатства языка, ограниченный нормами и правилами. (Молодежный и блатной сленг в литературный язык не входят) 2)Язык литературного произведения - автор отбирает формы языка, которые уместны для его произведения. В «Тихом Доне» используются казачьи диалекты. Художественная речь отличается особенной выразительностью. Выразительность - необязательно красота языка Вернемся к закону Шкловского - «закону остранения» (от странный, непривычный) Суть его в том, что любое явление искусства со временем автоматизируется, становится привычным. (Мы каждый день ходим мимо стен Кремля и не замечаем их красоты, как это было, когда мы их увидели в первый раз). Чтобы по-новому взглянуть на вещь нужно по-новому о ней сказать, и задача художника - каждую вещь показать так, чтобы читатель увидел ее как будто впервые. Классификация предметно-изобразительных форм. (метафора, метонимия, синекдоха) В учебниках русского языка говорится о лингвистическом понятии, тогда как в литературе только языковедческим толкованием этих терминов ограничиться нельзя. Возникают некоторые дополнительные качества - например, появляются свежие метафоры - их не так много, потому что трудно придумать новое уподобление Только традиционными способами переноса невозможно ограничиться. Иные возможности и принципы появляются. троп и переносное значение Вдобавок к 6-титропной традиционной теории, поэтич. практика изобрела 7-ой. Тропы: 1. Метафора - перенос по сходству (Золотые руки) 2. Метонимия - по смежности (Город спит) 3. Синекдоха - по количеству - часть по целому и наоборот 4. Ирония - по противоположности (Младенцу говорят: «Ты у нас богатырь!») 5. Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов». Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов» 6. Эмфаза - сужение значения (Этот человек был человеком) 7. Антиэмфаза - расширение значения. Символ - многозначное иносказание. Аллегория - однозначное иносказание «Священное писание» содержит много иносказаний, так слово «вода» = Христос, богатство мира, услада искушения, плотское наслаждение, кара адова Какой-то набор значений, которые могут быть восприняты в образе, но когда в повседневной жизни мы говорим «вода» мы имеем в виду воду, а не кару адову. Лотман «Символ в системе культуры» Идея нового содержания, символ для выражения более важного содержания. Текст обладает границами. Символ - это не просто синхронный (современный) символ культуры. Память символа длиннее, чем его текстовое значение. Символ = записка, которую запечатали в бутылку и бросили в реку истории, ведущую из прошлого в будущее. Через годы смысл записки изменился, потому что изменились представления людей о жизни, сама жизнь. Смысл в другой обстановке воспринимают по-другому и снова запечатывают и бросают в реку жизни. При втором откупоривании к восприятию смысла записки добавляется и восприятие тех впечатлений, которые возникали у людей при первом откупоривании. Одни значения с годами уходят, другие актуализируются. Бутылка - план выражения Записка - план содержания Иногда возможно многозначное истолкование. (Например, крест как символ - отношение к нему менялось с годами, он был символом разных понятий) Многозначное иносказание включает спектр значений, существующих неслиятно и нераздельно (См. творчество поэтов-символистов особенно) Существует номенклатура тропов. Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения и гипербола - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо. Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку Гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический) В этих тропах не только номенклатура, но ср-ва выразительности. Писатель пользуется этими приемами не для одного предложения. Художник весь мир видит как метафору, мир, в котором все предметы могут быть уподоблены друг другу. Человек - часть этого мира. Вознесенский - «Автопортрет» Поэт уподобляет себя риторике неона, апостолу небесных ворот, аэропорту. В этом проявляется то, как автор относится к миру, который открывается его глазам. Этот способ видения мира очень выразителен. Одни предметы могут быть подменены другими. Но если все уподобляется всему, значит какое-то не очень на первый взгляд, бросающееся в глаза качество одного предмета переносится на основной предмет, уподобляемый. то есть, если Вознесенский уподобляет себя аэропорту, то в нем, Вознесенском могут существовать сидящие на чемоданах переселенцы дальней Африки. Могут проводиться неожиданные аналогии, на которые автор, быть может, даже не рассчитывал. Пример метонимии - Мандельштам, когда писал о своем детстве, так охарактеризовал аптеку: «телефоны в аптеке сделаны из лучшего скарлатинового дерева». - построено это выражение на ассоциации. Способ видения мира, а не просто прием - часть таланта писателя. Лекция № 9 Пространство и время в литерату­ре. Художественная условность Строение лит произв и реальный мир вне пространства не существует. В округ - урегулированное П, и мы часть его. + мы постоянно движемся во времени. остановить мгновение невозможно. Человек существует во В и П. П-ом и В-ем художник может манипулировать, как хочет. Лихачев. «Поэтика древнерусской литературы» Худ В стремиться выключить произведение из реальной жизни. Худ В НЕ РАВНО В-ени реальному, лишь внешнее подобие. А. Белый (философское понимание времени): Время - перегородка между безвременьями. То, что уходит в прошлое, уходит в хаос. То, что еще не пришло, в хаосе пребывает Время - это поверхностное натяжение между прошлым и будущим (Вот бы и на экзамене так красиво спеть...) Как построены в худ произв. время и пространство. Существует грамматика времени («Я Вас любил» - в Прош. вр.) своеобразие и отличие от действительности худ. В-и и П-ва в том, что и В, и П в худ произв. не материальны. О реальный стол можно удариться и заполучить реальный синяк, который будет реально болеть. В литературе у читателя ничего не будет болеть от описания стола. П в литре условно, обозначено фиксированными точками, в которых находятся предметы, природные константы - горы, море. Так и течение времени - фантастика, путешествие из прошлого в будущее. (Рэй Бредберри «И грянул гром») В жизни такое путешествие в прошлое или будущее совершить нельзя. Искусственность худ В-и в том, что оно теряет материальность, приобретает способность особым образом двигаться. И еще раз: Худ время НЕ РАВНО времени реальному Не успеет художник описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно, но описывать это 1-ое скучно для читателя, 2-ое - некрасиво, 3-ье не хватит бумаги, 4-ое художник скончается, пока будет описывать каждое движение героя даже за неделю). В литре В менее подробно. Мельчайшие единицы В-и воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон. У разных литературоведов в основном исследуется реальное время, а не П. (Бахтин, например) Лотман «Пространство в прозе Гоголя». Время и пространство неразделимы. Хронотоп - время, пространство На почве теории относительности возникла эта почти метафора, отражающая неразрывность времени и пространства, которую включает реальность литературы. В зависимости от задач и видения автора он делает объектом внимания то В, то П. Он делает ощутимым то, что относится то к одному, то к другому, но это 2 стороны единого процесса. Галич 1962г. «Облака». Булгаков «Мастер и Маргарита» Лекция № 10 Автор – Повествователь - Персонаж в произведении Персонаж. Герой произведения - положительная коннотация. Персонаж может быть очень плохим человеком. В драме персонаж = действующее лицо. Сложность заключается в том, чтобы определить, как относиться к тому, что провозглашают отдельные персонажи. Ошибкой является приписывание слов персонажа автору. (Не Пушкин, а Гринев пишет о русском бунте, бессмысленном и беспощадном). Насколько сам автор согласен со своим героем? Для ответа нужно сопоставить с высказываниями автора в письмах, дневниках. Бывают герои, которые могут быть = авторам. Герой-резонер - выразитель мыслей и идей автора. (Сатин в драме «На дне» Горького) То, что автор может не быть равен персонажу, имеет право отдельного существования - открытие 19 века. У персонажа есть логика собственного действия. Пушкин писал: «Что сотворила моя Татьяна?! Вышла замуж за генерала!» Автор отстраняется от причастности к судьбе своего персонажа. Рассказчик Его присутствие в произведении необязательно. Определенный человек, ведущий повествование. Иногда определение рассказчика не входит в задачу автора. В рассказе «Легкое дыхание» определить рассказчика нельзя - кажется, что повествование ведет какой-то голос сверху. В «Войне и мире» та же ситуация. Иногда в произведении несколько человек ведут повествование. Кто-то, например, рассказывает только ему известные эпизоды. Иногда персонажи рассказывают друг о друге - тогда истории усложняется. Рассказчик - преломляющий инструмент, кривое зеркало, линза. Безличное повествование - ощущение объективности, но все равно создается художественный мир, отличающийся от мира реального. Какие могут быть рассказчики 1)Безличный рассказчик - не проявлен в произведении. Заметен тем, что по языку отличается от автора, но формально не выражен - нет биографии, можно только догадываться о его кругозоре, о том, почему автору понадобилось перевоплотиться в него. Пример - «Шинель» Эйхенбаум «Как сделана «Шинель» Гоголя. «Заигрывающее» повествование в «Шинели» - стилизация под болтовню, игра в абсурд, каламбуры. От этого переход к сентиментальному, возвышенному повествованию. Сам Гоголь скрывается за этими фигурами рассказчика (Заигрывающая и возвышенная фигуры). 2) Наделенный определенными чертами хар-ра рассказчик. Определенный тип мышления, социального происхождения, культуры. М. Зощенко. Если анализировать каждый его рассказ отдельно, то комический эффект в рассказе достигается за счет фигуры рассказчика. Но если посмотреть на рассказы в совокупности, то складывается картина «видимого миру смеха сквозь невидимые миру слезы. Рассказчики разные, но они похожи. Пролетариат приходит на смену другому классу. Из мира смешного рассказа на нас смотрит страна ужаса и абсурда. Учет рассказчиков - непременная черта анализа произведения. Нужно уметь переводить художественный язык в язык рационального мышления. Автор Непременно выражается в произведении. 2 природы авторов в худ. произведениях 1). Человек, присутствующий в произведении. (Лирические отступления в «Мертвых душах» 2) Безличная форма («Легкое дыхание») Автор как творец, создатель жизни. Как Бог создал мир, так автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении. Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Мы, неразумные студенты, можем предположить, что это автор. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит. Если логика поведения персонажа нарушается, произведение становится искусственным. Вмешательство автора переламывает естественную логику. (Конец «Войны и мира»). Связь художественного и нехудожественного. В «Левше» критики того времени увидели не более чем стенографическую запись рассказа оружейника, между тем, как это оригинальное, сочиненное Лесковым произведение. Лекция № 11 Предметный мир произведе­ния. Д. Самойлов «Кабинет поэта» Собирательный образ классического поэта 19-ого века. Поэт состоит из предметов, которые его окружают. И в произведении, и в реальности человек окружен предметами. По предметам можно понять, что за персонаж, образ перед нами. Предметы важны и в поэзии (хотя в лирике они чаще на 2-ом плане, уступая место чувствам), и особенно в прозе, где описывается не безвоздушное, а полное предметов пространство. В книгах есть одушевленные предметы, говорят «животный мир произведения». Пейзаж - одно из проявлений. Пр.М. должен сочетаться с действительностью. Невозможно описать все предметы, только то, что особенно выделяется, важно для понимания образа. Предметы в художественном произведении нематериальны. О стол, как о единицу художественного мира, ушибиться нельзя. А.П. Чудаков - проповедник художественного мира как главного начала в литературе. Художественные предметы - мыслимые реалии, из которых состоит художественный мир, существующие в художественном пространстве в художественное время. В деревне на севере для жительниц прялка - функциональный предмет, выполняющий функцию оборудования. Для приезжего та же прялка - культурное явление, которое привлекает его своей росписью, резьбой. Если такой приезжий увезет с собой прялку, прялка потеряет своеобразие, станет экспонатом музея, поменяет свое существование. Так же меняет свое существование предмет при переходе из реального мира в мир художественный. Искусство - преодоление пропасти между реальностью и вымыслом. Попадая в искусство вещь теряет свою реальную функцию. 18 век Ломоносов, Сумароков: вещь не во всей полноте бытия, без самостоятельного значения. Она лишь напоминание, аккомпанемент к переживаниям описанного человека, помогает представить главного героя. Державин: переворот. Вещь во всем своем многообразии, богатстве. Но сохранялось и то, что было у Ломоносова. Вещь не сама по себе, а в подчинении общему божественному замыслу. «Послание в имение Званское» - описывается «багряна ветчина», сыр белый, щука желтая прекрасная». Наглядность цветовой гаммы. Присутствие Бога в порождении всех предметов с выразительностью, ощутимостью описывается в стихе. Новое явление: соединять разноприродные явления. Пушкин о Батюшкове «лары и пенаты с балалайкой» - неоправданное смешение, сочетание предметов. Не сочетались предметы обстановки с описываемым человеком. Писатели старались создать настроение, не обращая внимания на детали. Для Пушкина предмет историзирован. Пушкин точен в своем поиске деталей эпохи. Протеизм - способность к перевоплощению, переносу в другую эпоху не только действия, но и видения действительности, описание обстановки, предметов, присущих эпохе. Гоголь: начинает великую прозу. Продолжение до Лескова. Проза не только выражала тонкое описание психологии, жизни России того времени, духовных проблем общества, но и обладала выразительностью. Часть этой выразительности - изображение предметов так, будто они увидены впервые. (См. превращение материала в форму и закон остранения Шкловского) 2-ая половина 19 века - начинается автоматизация предметов в произведении, иное отношение к предмету. Чудаков цитирует писателей того периода: «Утро. Трактир с обычной обстановкой». «Лавка с ее всем знакомой обстановкой». + заключается в том, что писатель не тратит время на фиксацию места, а минус в том, что спустя сто лет мы не знаем какова была обычная обстановка трактира или лавки того времени, и вынуждены узнавать это по другим источникам, или домысливать, но в нашем воображении может возникнуть неточный образ. Детализированный вид действительности был начат поэтами-символистами в 90-ые годы 19-ого века. Предмет был понят как символ того, что окружает людей в действительности. Брюсов, Мандельштам. Необычные ассоциации, «оживление» предмета неожиданными образами очень важно для лит-ры 19в. Особенно существенно в прозе. Конец лекции посвящен подробному разбору рассказа Кузьмина «Несчастная». 20в. Из пошлого анекдота - серьезное произведение, если рассматривать его с точки зрения предметного мира. Лекция № 12 Роды и жанры литературы. Поня­тие «память жанра». Классический вопрос про роды, необходимый для рассмотрения литературы, существует с конца 18-нач. 19 вв. со времен Гегеля. Классификация лит-ры на 3 группы ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА У каждой из них особый способ отношения и видения действительности. Определение Аристотеля. Подражать действительности можно 3-мя способами 1) рассказывая не то, что в душе, а то, что во вне, подражая природе, создавая природу, как Гомер. Реальность как реально существующая картина действительности, описанная в ее чертах. Отношение к миру как к реально существующему миру можно воспроизвести в искусстве. Даже сам человек описывается объективно, будто со стороны. Объективность в объективности. (Эпос) 2)подражающий остается собой, не изменяя своего лица. Рассказ о самом себе, не развернутое повествование (снимок собственной души). Субъективность. Субъективность внутри мира, внутри самого себя. Спонтанное выражение того, что существует в душе. Лирическое состояние подчиняет себе объективность. Мир существует до тех пор, пока мы наблюдаем его через свой внутренний мир. То, что внутри, отделено от действительности. (Лирика) 3)все изображаемые лица действующие и деятельные. Все в словах и действиях действующих лиц (Николай Алексеевич извинился за тавтологию). Только ремарки напоминают об авторе. Объективное раскрытие + внутренняя жизнь индивида. То есть сочетание 1) + 2) Две стороны действительности объединяются. Душа, чувства, субъективная реакция на мир человека, воспроизводимая в его речах соединяется с объективностью происходящего. Гегель 1) Тезис. Выдвижение 1 главного тезиса, начала в развитии к совершенству, после этого развитие происходит внутри мира человека, общественной жизни, наступает реакция всего мира и появляется 2) Антитеза, которая вступает в конфликт с тезисом. Тезис не отменяется, но конфликт тезиса и антитезы ведет к новому становлению теорий, отношений. 3)Переход в новую стадию, стадию синтеза. Св-ва тезиса и антитезы получают новое существование, объединяются, создавая новое. Это универсальный процесс. В литературе эта теория нашла отражение в вопросе о родах. Тезис = эпос Лирика = антитеза Драма = Синтез Для Гегеля драма - главный род литературы. (Для нас далеко не главный, мы воспринимаем ее как разновидность эпической части) Соответствие между родами и жанрами - спорный вопрос. Классическая система деления: Лит-ра | | | V V V Эпос Лирика Драма 1)Эпопея 1)Ода 1)Драма 2)Эпическая поэма 2)Элегия 2)Комедия (по размеру до 3)Эпиграмма 3)Трагедия эпопеи не дорастает) 4)Послание 3)Роман 5)Песня 4)Повесть 5)Рассказ 6)Басня 7)Баллада Писатель, когда садиться сочинять, не задумывается, к какому из родов попадет замысливаемое им, лишь смутные ожидания. А жанр он выбирает сразу. Неосознанность 1-ого и осознанность 2-ого выбора дают возможность расторгнуть классическую систему литературы и говорить о том, что не все жанры соответствуют родам. Сонет - стих-ие из 14 строк. Писался во многих странах мира. Жанр лит-ры, имеющий устойчивые формы каноны. По внутреннему содержанию может быть описательным - эпическим, может отражать душу автора и быть лирическим. Так 1 жанр может колебаться между 2-мя родами литературы. Так же и роман (эпос) в стихах (лирика). (Пушкин о «Евгении Онегине»: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!») Лиро-эпическое произведение. Но если отказаться от классического деления, придется создавать расширение соединений, разрушая созданную Аристотелем систему. Жанр - архаика, способная обновляться, память литературного развития, представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Конкретные основания для подобного утверждения, приведенные Н.А. Богомоловым: Каждое новое произведение связано с традицией истории литературы явственно и откровенно. Если изобретается что-то новое, оно воспринимается на фоне старого и не уничтожает его. Каждое новое произведение подключается к исторической памяти. Кол-во жанров велико. Эволюция жанра на примере эпиграммы. Традиционно - лирическое произведение, но Николай Алексеевич с этим не согласен, потому что эпиграмма не несет ничего внутреннего. 19 век Баратынский пишет что эпиграмма «Хохотунья, егоза, если средь народа заметит урода - мигом вцепится в глаза». Эпиграмма - это короткое стихотворение, существующее непременно в краткой форме, направленная против уродливого явления действительности. Жалит так, что след от укола остается навсегда. Рождение эпиграммы в Древней Греции со времени распространения письменности. 8в до н. э. - один из первых жанров. В переводе = надпись Сперва - надпись на любом мемориальном предмете для долгого существования. Надпись наносилась самим автором или специально нанятым для этого человеком - трудоемко и места мало, поэтому эпиграмма должна была быть короткой. В эпиграмме указывалось, кто автор, кто наносил надпись. Так в маленькой надписи должен был содержаться большой достаточно объем информации. Со временем у эпиграммы появляются другие св-ва. Написание на предмете отделяется от начала сочинения. (Но основное остается - это и есть память жанра, несмотря на эволюцию) Эпиграмма Древ. Греции Муравей в янтаре из ничтожества превратился в ценность. Отдельное существование надписи. 2 элегических дистиха - они не поместились бы на кусочке янтаря. Значит, функция эпиграммы отрывается от реального существования, сопровождает предмет только гипотетически, на бумаге, вызывая образ предмета в памяти тех, кто видел предмет. Остается память о предмете, а сам кусочек янтаря, которому посвящена эта древняя эпиграмма уже давно исчез и забыт. Посвященная же ему эпиграмма жива спустя тысячелетия. Так произошло разделение функций. Возникает новое направление - эпитафия - надпись на могильных камнях, сегодня их тоже пишут. Сл. изменения Эпиграмма начала свободное существование. Посвящена не только предмет, но и случаю. Циал - римский автор, мечтает встретиться с любимой, пишет эпиграмму, в которой обращается с мольбой к волнам, чтобы они смиловались над ним и позволили ему доплыть до любимой, а топили бы его, если им так уж надо, на обратном пути, после свидания. Остается краткость эпиграммы, размер, афористичность формулировок. Со временем у эпиграммы появляется все больше и больше возможностей высмеять человека через воспроизведение ситуации или создание гиперболической ситуации, зафиксированной в этой эпиграмме. Появляется сатира, направленная против человека или явления действительности. (Высмеивание Лесбии, ее порочного образа жизни в одной из древних эпиграмм). Утрачивается 1-оначальная функция, форма Остается краткость, афористичность, заостренность, емкость. =минимальная форма, максимальное содержание и воздействие на читателя. Эпиграмма необязательно смешная. У Баратынского были лирические и философские эпиграммы. В 20-ом веке эпиграммы на чекистов («Вы думаете, в этой квартире живет Брик - исследователь языка? Нет, здесь живет шпик, исследователь из ЧК») То, что появилось в 9 в. до н.э. существует и сегодня в 21-ом. Элементы памяти связывают с прошлым. Что надписью родилось, то надписью и осталось. Этим поддерживается существование жанра на протяжении нескольких тысячелетий. Обогащаясь новым, старое живет как основа. Лекция № 13 Пародия, ее сущность и роль в литературе Следует разграничивать понятие пародии, как явление, которое мы воспринимаем в быту и пародию как явление в литературоведческой науке в быту слово пародия ассоциируется с известными пародистами, например, с Галкиным. Признаки пародии: высмеивание, передразнивание смешные детали, комический эффект направленность на кого-либо, пародирование высмеивание недостатков (человека, политика) Пример лектора: Некоторые, собираясь в гости, не покупают подарок, а дарят свое творчество. Например, переделывают начало «Евгения Онегина» или переписывают «Бородино» в современном контексте в угоду имениннику. Но эти пародии направлены не на недостатки тв-ва Пушкина и Лермонтова Не во всех пародиях встречаются вышеуказанные признаки. Бывают несмешные, не вызывающие желания улыбнуться пародии. (Например, высмеивание пристрастия Бунина к аллитерациям одним из пародистов) Пародия может быть смешной и направленной на какое-либо лицо, может быть смешной, но не направленной ни на кого, может быть направленной на кого-либо, но не смешной. Связано это с тем, что выделяется 2 типа пародий: пародийность (пародийная функция) - пародировать кого-то, сделать смешным текст кого-то. таких текстов немного пародичность (пародическая форма) - направлено не на автора, переделывание чьих-то текстов (пример с Пушкиным, переделанным для Дня Рождения в начале лекции). Об этом мы и поговорим. Приемы пародии заключаются иногда в том, что для изменения смысла иногда достаточно заменить слово, звук, переправить заглавную букву на строчную и наоборот, изменить знак препинания. Если функция не пародийная, то какая же она? Жуковский написал «12 спящих дев» - 1 из первых русских баллад. Сразу начали выходить пародии (например, «12 спящих будочников», на эту поэму, причем написанные не врагами, а друзьями - Пушкиным, Вяземским, А.И. Тургеневым. Оказывается, друзья таким образом «продвигали» в массы текст Жуковского, пародируя текст, к нему привлекают внимание. Если обратиться к современности, то, к примеру, Брынцалов предлагал большие деньги, чтобы в программе «Куклы» перед выборами появилась его кукла. Это, несмотря на то, что это была бы пародия на него, увеличило бы его популярность. Кроме того, пародируя текст, его лучше усваиваешь, понимаешь манеру писателя. Ю.Н. Тынянов статья «О пародии» из книги «Поэтика, история литературы, кино». О.М. Фрэйденберг «Происхождение пародии из книги «Семиотика. Труды по знаковым системам, выпуск 4 Лекция № 14 Литература и мифология Мифология - недостоверные предания, легенды. Мы воспринимаем как недостоверное. Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира нужны были, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Человек с традиционным сознанием воспринимал миф как достоверную информацию. Люди того времени видели в мифе достоверное знание. Жители Сан-бичевых островов рассказывали тем, кто приезжал, свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию - как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой Верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете. Говорят сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка - неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду. Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, миф не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня. Отношение современного искусства к традиционной мифологии. 1) Прямое заимствование. Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле. 2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи. А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг с произведениями Пушкина. Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время. 3) В миф можно вкладывать иное содержание. Мифологический образ получает иное направление. Аргонавты - из древней лит-ры - ездили за золотым руном на корабле «Арго». Русская культура нач. 20-ого века. Борис Бугаев (= Андрей Белый) студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов» Пишет стихи, воспевающие аргонавтов. «...Зовет за собою старик аргонавт» Сборник золото в лазури (=солнце в небе) Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце. Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго». 20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье. Живая и действенная мифология стала предметом описания. В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР - о «благородном» Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа. Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа. Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, лит-ра. Мифы ограничены людьми, поглощенными этим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное. Фрейд: индивидуальное бессознательное - то, что человек делает инстинктивно, то, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо. Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности. Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного. Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком. Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила. Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте. Лекция №15 Культурная и литературная тра­диция. Лингвист де Соссюр (Ввел категории языка и речи, синхронии и диахронии): Синхрония - развитие языка на современном этапе, не одномоментное, несколько протяженное, но на этом промежутке стабильное Диахрония - исторические изменения языка и литературы Литература – отражение изменений и претерпевает изменения. То, что сегодня синхрония, завтра - диахрония В каждый исторический момент было наследование традиций и внесение чего-то нового (новаторство). Однако это новое, становясь плотью литературы, превращается в традицию. Синхрония и диахрония не застывшие категории. Традиционное может оказаться новаторством и наоборот. Лит-ра 10-20 гг. 20 века - Маяковский - новаторство - непривычно по лексике, структуре, неточности рифмы, сложности метафор, изломанности строчек. 1935г. Сталин: Маяковский - талантливейший поэт. Культ тв-ва Маяковского. 40-50гг. - массовость произведений Маяковского. Изучение в школе бедными детьми. Много подражателей. Тв-во становится традицией. Бунт читателя, которому эта поэзия надоела. Переоценка. Стихи построенные только на идеях. Юрий Карапчиевский опровергает представление о Маяковском как о новаторе. Стремление примкнуть к тому, что было до Маяковского, к «реакционной» поэзии, с которой боролся Маяковский. Кто-то умный сказал, что поэзия после Пушкина - это обращение к поэзии Державина через голову Пушкина. Смысл этого высказывания в том, что все новое, что приходит, (поэты после Пушкина)) отвергает то, что ему предшествует (Пушкин). Но на самом деле это предшествующее (Пушкин) когда-то было новым и отвергало то, что предшествовало ему (Державин). Так же происходит в мире моды. И в поэзии тех, кто был сразу после Пушкина есть отголоски тв-ва Державина. Понятие о литературном процессе. Традиционное представление элементарно: Лит процесс - это все, что проявляется в сфере художественной литературы - в журналах, книгах, газетах. А современность в искусстве - это все, что входит в наш быт, выставляется, включая достижения в области дизайна. Стороннему наблюдателю кажется, что лит. процесс - это все, что появляется сейчас в худ-ой и non-fiction лит-ре. Но это не точно (на экзамене = «3»). Опять присутствует синхрония и диахрония в искусстве вообще и в Совр. иск-ве в частности. Сфера лит. процесса – претензии на историческое осмысление действительности. Лит. Процесс пушкинского времени изучен хорошо, даже незначительные произведения проанализированы. Но целые пласты лит-ры не входят в наше представление о лит-ом процессе того времени. Даже специалисты не знают всего, что было напечатано. Для Пушкина поэзия Баратынского - часть лит-ого процесса. А деятельность некого Орлова, упомянутого в одной из статей Пушкина - ? + множество безвестных провинциальных альманахов- ? Лит процесс - это не все безбрежное море лит-ры, а то, что является урегулированным: 1) О чем пишут и говорят - тв-во Пушкина для нас - факт общественного сознания. 2) То, о чем пишут в разных изданиях и что получает степень авторитетности. (Не скандалы из газеты «Жизнь») Когда происходило разногласие во взглядах символистов Белого и Иванова это было важно. А уголовное дело писателя Бояна Ширепова никто не вспомнит, как и самого Бояна Ширепова.. Истории берет в будущее то, что формирует общественное мнение на определенном отрезке времени Советская лит-ра регулировала отношение людей к тому, что появлялось в мире искусства, регулировало искусство (Оказывало господдержку Михалкову, а не Пете Сидорову) 2 иерархии: 1)Советских писателей - от члена Союза писателей до председателя президиума этого Союза. От Союза повышенные гонорары, собрание никому не нужных сочинений, квартиры. 2) Неофициальная лит-ая иерархия - Кто-то непомерно возносил Солженицына и не признавал Бродского. Кто-то наоборот. Современный лит. процесс: Тоже союзы писателей, которые одних ничем не выдающихся писателей объявляют замечательными (Проханов), а других, талантливых могут не принять в Союз. (Хотя, по Н.А., таких сегодня нет. Когда проходит время становится ясно, насколько важную роль играл тот или иной структурообразующий орган. Например, сегодня понятно, что выходившая в советское время газета «Литература и жизнь» существовала только за счет партийного руководства, и сегодня ее никто не помнит. «Известия» же формировали общественное мнение в то время. Выводы: 1)Литературный процесс - явление не всеобщее. Не хаотическое, а структурированное. Измеряется с начала книгопечатания, фактов регулирования и структурирования появляющихся книжных изделий. Запад - 17 век Россия - 2-ая половина 18 века Древнерусская лит-ра и античная не считаются, потому что существовали эти лит-ры «без общих берегов» 2)Факторы, регулирующие лит. процесс изменчивы. Нужно каждый случай рассматривать как особый, чтобы решить , можем ли мы данное явление включить в лит-ый процесс. 3)Лит процесс - явление не только синхронии, но и диахронии. Уходя в прошлое лит процесс не перестает быть лит. процессом. Историческое движение лит-ры диктует свои правила, меняет внутреннее определение. Книга Н.А. Богомолова «Русская лит-ра. Начало 20-ого века». Лекция № 16 Последняя Литературное направление. Современное лит. направление - московский концептуализм. Это не просто классицизм-реализм, как написано в учебниках. Классицизм - это эпоха в жизни человека, лит-ры и др. видов иск-ва в определенных странах. В этих странах ничего, кроме классицизма в тот момент не существовало. Класс-изм являлся как бы объединением всех явлений культуры. Реализм пришел в лит-ру, начал господствовать, вытесняя все остальное. Так что то, что описывается в учебнике Поспелова как Лит. направления следовало бы назвать стилями эпохи. На самом деле лит. направление формируется внутри лит. группы как отражение лит. процесса. Художественные миры некоторых писателей сближаются. Писатели выделяют среди коллег тех, кто близок им по творчеству, единству худ. принципов. Лит. направление - это объединение группы писателей у которых одинаковые методы обработки действительности, худ. миры. Для лит направлений хар-на двунаправленность: 1) Устремления художников вовнутрь, на объединение друг с другом, которое «расколоть можно только силой». Могут возникать несогласия, ибо каждый худ-ник - индивидуальность, но это незаметные на общем фоне мелочи. 2)Стремление обособиться от лит процесса, противопоставление своей лит. группировки остальным существующим параллельно. Существует множество направлений, обособленных своими границами. Нач. 20-ого века. Акмеисты и футуристы были резко противопоставлены друг другу. Гумилев отказался уйти в акмеисты, и это был целый скандал. 1939г. - 1-ый учебник о лит. процессе 20-ого века Михайловского. в этом учебнике акмеизм и футуризм были объединены, но на самом деле их следует разграничивать, потому что, несмотря на некоторые общие принцыпы, поставленную задачу они исполняли по-разному. 1 из способов выделения лит. направления - создание манифеста. Манифест - из латыни - провозглашение чего-нибудь, публично заявленная позиция. В учебнике этот вопрос освещен не очень четко. Там говорится, что у классицизма был манифест. Это не соответствует действительности. Описательная статья Буало «Искусство поэзии», упомянутая в учебнике, не провозглашала а описывала после возникновения классицизма принципы классицизма. Буало в своей поэме пишет, как устроена поэзия классицизма, какой тематике, какой слог соответствует - то есть перед нами описание, а не провозглашение. У классицизма не было манифеста. Манифест характерен для начала 20-ого века, когда литературная группа, лит направление, чтобы обозначить принципы, которым намеревается следовать, создает тексты о том, чего хочет достигнуть. Брюсов. «Ключи тайн» - вступительная статья в журнале символистов - манифест журнала и символизма. Манифест - заявление, провозглашение, декларация, привлекающая внимание, эпатирующая. А вот уже статья Иванова «Две стихии в современном символизме» - это снова не манифест, а анализ того, что было сделано (того, чего достиг символизм). Русские футуристы выходили на Кузнецкий мост с разрисованными лицами - от цветочка до боевой раскраски – эпатаж, привлечение внимания, внесловесная форма манифеста. Кубофутуристы статья «Пощечина общественному вкусу» в одноименном журнале. Несколько цитат: Только мы лицо нашего времени. Рог времени трубит нами. Пушкин непонятней иероглифов Горькому и ему подобным писателям нужны лишь дачи (как награда) Целью этого манифеста было заявить, что прежняя лит-ра ничего не стоит, современники (писатели) не удовлетворяют лит процессу. + изложение нескольких невнятных принципов - на несоблюдение которых не обратят внимание, когда появятся произведения. И главное: данное лит напр. заявило о своем существовании. Произведения лит-ры делят на 3 группы, у каждой своя ценностная ориентация, определяемая отношением квалифицированной части читателей с лит вкусом, признанием у читающей аудитории, профессионально занимающихся лит-рой (ЛИТ ВЕДЫ) или высказывающих суждения, подтверждаемые обществом. Эксперты, говорящие о лит-ре, делят поток в рамках лит-ных процессов или вне их на 3 категории, каждая с ценностным направлением: 1)Лит-ра = собственно лит-ра = высокая лит-ра = классическая лит-ра. Нетленный запас лит. ценности. Лит-ра прошлого: Пушкин, Толстой, Чехов. Небольшой круг писателей, чье творчество до сих пор живет в общественном сознании. когда говорят «Гамлет» или «Безухов», мы все (образованные люди, не маргинальные = безответственные перед общ-вом, наблюдающие за жизнью с ее обочины люди, которым нет дела и у кот-ых нет никакого понятия о лит-ре) понимаем, о чем речь. Это общий запас человечества во всем мире. Интеллектуальная элита общества (в будущем, как надеется Николай Алексеевич, студенты журфака МГУ к ней присоединятся) должна понимать, что эта лит-ра - носитель архетипов, зерно, объединяющее национальное самосознание, дающее нац-ому самосознанию вписаться в мировое сознание, общемировой запас культурных ценностей - «золотой запас». Это представление человечества о том, какой культурой оно должно питаться. 2)Более низкая, но необходимая для существования лит проц-са. Беллетристика. (На франц-ом беллетристика = вся существующая лит-ра). В России беллетристика = средняя категория внутрилитературного процесса. Имеет актуальное значение, популярно сейчас, отвечает на актуальные вопросы, еще не сформулированные, быть может, обществом, но уже поставленные писателем. Но эта лит-ра не создает худ. мира - она дает только намеки, но не оставляет окончательной оформленности. Решает лишь часть задач. Новый роман Пелевина - общество считает необходимым прочитать его, обдумать. Но со временем становится ясно, что в книгах Пелевина не на все вопросы даны ответы, не все автор видит в современности, в его стиле много провисающего, недейственного. Он первый из символов беллетристики. Лит-ра, век которой определяется существованием поколения, определяется развитием общ-ва и за эти пределы, как правило, не выходит, остается в своем времени. Беллетристики больше, чем высокой лит-ры. Литру составляла беллетристика. Некоторое время «Высокую лит-ру» составляла беллетристика, претендовавшая поставить и решить острые вопросы, выставлявшая героев - «выразителей» дум и чаяний современников писателя, претендовавшая на глубину и значимость человеческого сознания, но это было мнимо, исчерпывалось временем. В 60-70 гг. 20 века был поэт Сергей Сортанов, стихи которого учил Богомолов, учась в институте. студентам внушалось, что его тв-во = высокая литра. Сегодня этот поэт никому не вспомнится, кроме историков, изучающих лит. процесс. Его тв-во ушло из восприятия. Правда, история не единственный критерий «3 мушкетера» мы читаем и перечитываем сегодня, хотя это - не высокая лит-ра. герои - незаконченные характеры, тенденции, воплощающие универсальные черты без живого человеческого хар-ра + несколько однообразных ситуаций, постоянно повторяющихся сцен. но несмотря на недостатки, в определенный момент времени эта книга отвечает нашим чувствам, помогает в трудную минуту. Эта беллетристика живет и сегодня, в русском общ-ве (в переводе) уже более 100 лет. Главное - целостность худ. мира, то, что можно проанализировать. Однако, что является высокой литрой, а что - беллетристикой, в ряде случаев определить невозможно. Есть то, что признано классикой. Иногда (под влиянием социальных обстоятельств, например) некоторые произведения трудно отнести в определенную группу. Пример - «Что делать?» Чернышевского. (Не выносит Николай Алексеевич это произведение) В советское время это произведение причисляли к высокой лит-ре. Сегодня оно ушло из этой категории в беллетристику = лит-ру «на время». Так же, по мнению Н.А. Богомолова, большая часть произведений Солженицына («В круге 1-ом», «Раковый корпус») уйдут в беллетристику. Хотя часть произведений («Матренин двор») останутся высокой лит-рой. 3)На франц-ом - паралитература = «рядом с литературой» В Германии ее название - тривиальная лит-ра. Англия - массовая лит-ра, trash. Граница между беллетристикой и паралитературой тоже размыта. Тривиальная лит-ра - женский роман, гангстерские, квази (=как бы) исторические романы - это все разработано беллетристикой и лишь повторяется в произведениях массовой лит-ры. Каждый новый женский роман повторяет все предыдущие - одни и те же хар-ры, сходные сюжеты с минимальными, высосанными из пальца вариациями. Николай Алексеевич пару лет назад решил вынести серьезное экспертное суждение по современным женским романам, но на 3-ьем «сломался», у него сложилось впечатление, что он в третий раз читает первый роман, но с другими именами. «Бешены», «Бешеный2», «Брат бешеного» - как мыльные оперы. За счет паралитературы, по мнению Николая Алексеевича, происходит восполнение потребностей, наличие которых человек сам себе не может объяснить. Для науки паралитература неинтересна, изучать детективы Бушкова никто не будет. интересно для изучающих литру другое: почему ее читают люди, на какие ожидания публики она рассчитана. Изучение этого помогло бы осознать себя и общество, в котором мы живем и произвести изменения в его структуре. Есть произведения ничтожные сами по себе, но они свидетельствуют о том, что происходит с обществом. Анализ произведения - это членение целостного, связанного с законченностью художественного мира. массовая лит-ра - 1 художественный мир на все произведения, правильнее сказать, художественный мир напрочь отсутствует. срабатывают заимствованные из произведения в произведение схемы, «обкатанные» в сознании читателя. беллетристика - художественный мир возникает, но не завершается. художественная лит-ра - художественные миры произведений и художников представлены в максимально полной и завершенной форме. Беллетристика может переходить в категорию высокой литературы. В 90-ые годы высокая лит-ра не создается.
«Основы теории литературы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot