Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы обучения двигательным функциям

  • 👀 414 просмотров
  • 📌 343 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы обучения двигательным функциям» docx
Задание к лекции 3 1. Основы обучения двигательным функциям Одним из основных принципов среди прочих методических принципов физической культуры для практики обучения двигательным действиям является принцип доступности, который раскрывается в обучении через понятие готовности как физической, так и психической. Понимая специфику обучения студентов с ОВЗ, не всегда существует физическая, а тем более, психическая готовность к обучению незнакомым двигательным действиям. К тому же, на основе психический девиаций возникает физкультурный нигилизм как со стороны студентов, так и со стороны родителей, что совершенно не способствует физической подготовке. Опираясь понятийный аппарат дисциплины «Адаптивная и лечебная физическая культура», необходимость в изучении теоретических основ обучения физическим действиям очень показана и в наибольшей степени для студентов с ОВЗ. Состояние психической готовности достигается совместными усилиями как со стороны преподавателя и студента, так и различных опекунов (родителей, воспитателей и т.д.). С этой же целью применяются общепедагогические методы, а именно: повышение интереса через новизну материала, повышение эмоциональной привлекательности через яркость, образность показа и объяснений, создание условий для самовыражения. В то же время физическая готовность достигается за счет упражнений, которые делятся на подводящие, подготовительные и имитационные упражнения. Подводящие упражнения включают в себя составляющие элементы того вида действия, который предстоит изучить. Подготовительные упражнения позволяют направленно развивать именно те мышечные группы и системы организма, которые обеспечивают выполнение предполагаемого действия. Имитационные упражнения позволяют воспроизводить двигательные действия по пространственным характеристикам в облегченных условиях. Результатом обучения двигательным действиям является овладение двигательным действием в 3-х качественных основаниях: 1) предумение; 2) умение; 3) навык. Предумение являет собой опыт человека как генотипический, так и фенотипический, который может составить основу разучаемого двигательного действия. Оно может носить как положительный, так и отрицательный характер. Положение об отрицательном характере исходит из того, что на протяжении становления двигательных возможностей человека с ОВЗ не всегда (или никогда) не присутствовал грамотный специалист. Умение – это такое качественное освоение действия, когда сознание обучающегося контролирует его выполнение либо по пространственным, либо по динамическим, либо по временным характеристикам. В отличие от умения навык – это такая качественная освоенность двигательного действия, когда сознание контролирует только результат или внешние условия выполнения. Также существует такое понятие, как «навык высшего порядка», - когда человек в процессе выполнения двигательного действия управляет движениями соотнося их с изменяющимися условиями и задачами выполнения. Этапы обучения двигательным действиям Процесс обучения двигательным действиям протекает в 3 этапа. 1-й этап – ознакомление и первоначальное разучивание движения, результатом которого является освоение движения в общей форме. Движение выполняется неэффективно и с точки зрения мышечной деятельности и энерготрат неэкономично. 2-й этап – это формирование двигательного умения; углубленное детализированное разучивание. Данные этап характеризуется технически правильным выполнением двигательного действия, но только в стандартных условиях. 3-м этапом является этап формирования двигательного навыка и достижения двигательного навыка. Он характеризуется выполнением движения технически правильно не только в стандартных, но и в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. Физиологические и биологические основы обучения двигательным действиям Для более глубокого понятия механизмов обучения двигательным действиям студентов с ОВЗ необходимо обратиться к знаниям анатомической структуры головного мозга в области, отвечающей за двигательные акты. Метод условных рефлексов позволил И. П. Павлову выяснить ряд неясных вопросов и выработать современную точку зрения, согласно которой в коре головного мозга нет строго дробной локализации функций. Способность корковых клеток замещать функции выпавших участков связана с большой пластичностью клеток головного мозга. И. П. Павлов считал, что отдельные участки коры имеют разное функциональное значение, однако между этими областями не существует строго определенных границ: клетки одной переходят в соседние области. В центре этих областей находится скопление наиболее специализированных клеток (ядра анализатора), а на периферии менее специализированные клетки. В регуляции функций организма принимают участие не строго очерченные пункты, а многие нервные элементы коры. Известный советский физиолог и специалист в области биомеханики движений Н. А. Бернштейн создал физиологию, распространяющуюся на высшие формы психической деятельности. Он писал о том, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга. Уровни организации движений ЦНС устроена иерархично и каждый вышележащий уровень подчиняет себе нижележащий. Благодаря этому строению можно различить 5 уровней организации движений: Уровень «А» - уровень слепого выполнения движений (это чистая физиология). Этот уровень обеспечивает настройку тонуса мышц, т.е. способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов и агонистов. Уровень «В» - уровень двигательных штампов. он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Являет собой уровень предумения. Уровень «С» - уровень пространственного поля. Обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух, тактильные). Уровень формирования двигательного умения. Уровень «D» - уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. На этом уровне формируются профессиональные движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. Уровень «Е» - смысловой уровень. Обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются сложные действия - навыки. На этом уровне осуществляется формирование навыка высшего порядка. Контроль за выполнением движения по мере его сформированности отдается на все более нижележащие отделы нервной системы. Это наиболее важный закон обучения движениям. Все стадии обучения двигательным действиям есть прямой показатель работы памяти. Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности. Она предназначена для того, чтобы сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Существует несколько видов памяти. Самый простой вид – мгновенная память. В обучении двигательным действиям мгновенная память представляет собой эффект первичного запоминания и общей картины движения, ее анализ и сопоставление с предыдущим двигательным опытом. Это ведет к реализации понятия «предумение». Этот уровень реализуется путем наблюдения за показом двигательного действия. Следующий вид памяти – кратковременная память. В процессе обучения двигательным действиям данный вид памяти представляет собой эффект запоминания наиболее знакомых и ярких фаз изучаемого двигательного действия. Можно сказать, что это составная часть предумения, фенотипической его части. Она реализуется первичными попытками выполнения двигательного действия в облегченных условиях. Оперативная память рассчитана на хранение информации на определенное (заранее заданное) время, которое необходимо для выполнения действия или операции. В процессе обучения двигательным действиям оперативная память представляет собой второй этап обучения двигательным действиям – формирование двигательного умения и реализуется через многократное повторение изучаемого действия в одинаковых (стандартных) условиях. Следующим видом памяти является долговременная память. В процессе обучения двигательным действиям данный вид памяти характеризуется третьим этапом обучения – это формирование двигательного навыка. Он реализуется через многократное повторение движения в изменяющихся условиях. Генетическая память являет собой составляющую часть предумения. Существуют и другие формы памяти, но в контексте обучения двигательным функциям нам интересна двигательная память (мышечная память). Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений посредством экономного и точного сокращения необходимых мышечных групп. Процесс формирования памяти, в частности, двигательной сложен и долгосрочен. Понятие физических качеств и связанных с ними способностей С точки зрения педагогики и теории физической культуры под физическими качествами понимается относительно выраженные совокупности психических, физических и социальных особенностей человека, обеспечивающих все многообразие двигательной активности, определяющейся через качественные характеристики выполнения действия, а также через соответствующие физические способности. Физическое качество – сила. Под силой понимают способность человек преодолевать внешние сопротивления за счет активности мышц. Один из наиболее существенных моментов, определяющих силу, - это режим работы мышцы. При существовании всего лишь двух реакций мышц на раздражение – сокращение с уменьшением длины и изометрического напряжения – результаты проявления усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения упражнений человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Работа мышц может быть преодолевающей (концентрической), уступающей (эксцентрической). Эти режимы работы мышц объединяются единым названием динамического режима. Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу без изменения длины мышц. такой режим работы называется изометрическим (статическим). При нем мышцы проявляют максимальную силу. Для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяет тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению. Соответственно, работоспособность очень и очень быстро падает. Следующее физическое качество – это быстрота. Под ней понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления. Физиологический механизм проявления быстроты, прежде всего, связан со скоростными характеристиками нервных процессов и представляется как многофункциональное свойство ЦНС и периферического нервно-мышечного аппарата. Различают несколько форм проявления быстроты: 1) быстроту простой и сложной двигательных реакций; 2) быстроту одиночного движения; 3) скоростная выносливость. Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с общим уровнем физической подготовленности. В быту, профессиональной деятельности и в спорте люди сталкиваются и с другими видами проявления быстроты. Это, прежде всего, передвижение человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства, спортивные игры. Для них необходим также достаточный уровень скоростно-силовой подготовки, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения и совершенство двигательных навыков. Выносливость. В теории и методики физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать необходимую для обеспечения профессиональной деятельности мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения. Различают 2 разновидности выносливости – общую и специальную. Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость может быть сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой. Выделяют также выносливость к статической работе, выносливость к продолжительному выполнению работы, выносливость к длительной работе переменной мощности, а также к работе в условиях гипоксии; сенсорную выносливость. Общая выносливость – совокупность функциональных особенностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективность работы умеренной интенсивности, и составляющих специфическую основу проявления работоспособности в различных видах двигательной деятельности. Физической основой общей выносливости являются аэробные способности. Они мало специфичны и мало зависят от выполняемых упражнений. Общая выносливость является основой высокой работоспособности. Следующее физическое качество – это гибкость. В теории и методики физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движения звеньев тела. Различают две формы гибкости: активную (характеризуется величиной амплитуды движения при самостоятельном выполнение упражнения благодаря своим мышечным усилиям) и пассивную (характеризуется максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил). Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью (запасом гибкости). Ловкость – это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Решающее значение имеет высокоразвитое мышечное чувство и т.н. пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстрота перехода от одних установок, реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Эти способности можно разбить на 3 группы: 1) способность точного соизмерения временных, пространственных и динамических параметров движения; 2) поддержание статического и динамичного равновесия; 3) способность выполнения движений плавно (без излишней напряженности, мышечной скованности). Способности, отнесенные к первой группе, зависят от чувства пространства, времени, мышечного чувства, т.е. чувства прилагаемого усилия. Способности из второй группы зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие. Координационные способности, относящиеся к третьей группе можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы, а вторая заключается в скованности, закрепощенности движений из-за излишней активности мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности, мышц-антагонистов. Профессионально-прикладная физическая культура студентов Профессионально-прикладная физическая культура – это система физкультурно-оздоровительных мероприятий, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий. характера и организации труда. Ее цель – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего. Она решает общеоздоровительные и специфические задачи, состоящие в подготовке человека к процессу труда, в восстановлении работоспособности во время труда и после его окончания и профилактике неблагоприятных факторов труда. ПФК включает 4 относительно самостоятельных вида: 1) производственная гимнастика (ее основной задачей является повышение работоспособности во время работы за счет снижения утомления, ускорения восстановительных процессов); 2) послерабочее восстановление (оно способствует ускорению восстановительных процессов сразу после окончания рабочего дня); 3) профилактика влияния неблагоприятных факторов труда (она способствует повышению устойчивости организма к их воздействию); 4) профессионально-прикладная физическая подготовка (она предусматривает развитие или поддержание определенного уровня физических и психических качеств, навыков, умений). Каждый вид ПФК имеет свои формы занятия физическими упражнениями, но иногда в рамках одной формы возможно решать задачи и других форм. Одним из способов повышения ПФК является учет специфики трудовой деятельности при подборе комплекса упражнений. Для этого существует классификация профессий. В ней в отдельную группу выделены профессии умственного труда. Систематизация умственного труда базируется на отдельных его характеристиках. Наиболее важными критериями умственного трудя являются информационная структура деятельности, характер ответственности за принятое решение, влияние трудовой деятельности на состояние здоровья человека в ближайшем и отдаленном будущем. Основные характеристики труда психолога и педагога-психолога Поза. В основном она сидячая. Физическая нагрузка незначительна и связана в основном с поддержанием рабочей позы, действиями рук. Акт вдоха-выдоха вялый; напряжено зрение, внимание; происходит активная деятельность мышления. Энергетические затраты связаны в основном с напряженной психической деятельностью. Следует учитывать также и показатели работоспособности (например, физиологические показатели в динамике дня). Особенности различных видов ПФК Производственная гимнастика имеет 4 основные формы: 1. Вводная гимнастика. Она помогает сократить период вырабатывания благодаря ускорению протекания биологических процессов и настройке на предстоящий вид деятельности. Использование особо подобранных физических упражнений позволяет сократить период вырабатывания примерно на половину. Вводная гимнастика также позволяет продлить время оптимальной работоспособности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, выполняемых в течении 5-7- минут в начале рабочего дня. 2. Физкультурная пауза. Она производится для снижения утомления в процессе деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится в течении 5-7 минут в период начинающегося утомления. Время ее включения в режим рабочего дня зависит от вида деятельности и особенностей динамики профессиональной работоспособности. Для людей умственного труда ее целесообразно проводить не раньше, чем через 3 часа после начала работы, когда наступают первые признаки утомления. Упражнения для нее подбираются в зависимости от вида деятельности. В начале физкультурной паузы предполагаются упражнения в потягивании, они выполняются в медленном темпе с глубоким дыханием. Первые три упражнения постепенно подготавливают организм к выполнению нагрузочного упражнения. Все последующие дают возможность снизить физическую нагрузку до такого уровня, чтобы человек мог приступить к продолжению работы в наиболее приятном состоянии. Физическая пауза для психологов состоит из многообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений. В нее необходимо включать упражнения для мышц ног, поскольку более 80% крови находится в венах ног. Обязательно включаются упражнения, улучшающие осанку, и способствующие глубокому дыханию. 3. Физкультурные минутки. Состоят из 2-3 упражнений, выполняемых в течении 1-2 минут. Они могут быть общего и локального воздействия. Они применяются в течении всего рабочего дня по мере необходимости (до 5-ти и более раз). В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно связано с распрямлением спины. Второе упражнение – наклоны или повороты туловища, скручивания туловища в сочетании с движениями конечностей. Третье упражнение – маховые движения. Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, что способствует лучшему кровообращению в мышцах. Усиливает этот эффект самомассаж. 4. Микропаузы активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастки, длящаяся всего 20-3- секунд. Цель микропауз – ослабить утомление путем снижения или повышения возбудимости ЦНС. В микропаузах активного отдыха используется мышечное напряжение динамического, а чаще изометрического (без движения) характера: расслабление мышц, движение головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно и индивидуально по мере необходимости, наряду с другими видами гимнастики. Эффективность различных форм производственной гимнастики, ПФК определяется правильной методикой ее проведения, а также оптимальным моментом применения.
«Основы обучения двигательным функциям» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot