Справочник от Автор24
Физическая культура

Конспект лекции
«Адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих отклонения в психическом развитии»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по физической культуре / Адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих отклонения в психическом развитии

Выбери формат для чтения

pptx

Конспект лекции по дисциплине «Адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих отклонения в психическом развитии», pptx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих отклонения в психическом развитии». pptx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Адаптивное физическое воспитание лиц, имеющих отклонения в психическом развитии», текстовый формат

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Д ИС Ц ИПЛ ИНА : Т Е Х НОЛ ОГ ИИ СПОРТ ИВНОЙ ПОД ГОТ ОВК И Л ИЦ С НА РУ ШЕ НИЯМИ ПС ИХ ИЧ Е С К ОГО РА ЗВИТ ИЯ ПЛАН 1. Понят ие и терминология адапт ивного ф изического воспит ания. 2. Цель и задачи АФВ лиц с нарушениями в интеллект уальном развит ии 3. Средст ва и ф ормы организации занят ий адапт ивны м ф изическим воспит анием с лицами с нарушениями психического развит ия. 4. Ст рукт ура урока и содерж ание программного материала по АФВ в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. 5. Методика обучения лиц с умст венной отст алост ью двигательны м дейст виям и ф ормирование у них двигательны х навы ков. 6.Особенност и работ ы специалист а по АФК с лицами с нарушениями психического развит ия ЛИТЕРАТУРА: 1.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие.- М.: Советский спорт, 2000.- 240 с. 2.Рубцова Н.О., Щербинина Ю.Л., Рубцов А.В. Профилактика травматизма и реабилитация в адаптивном спорте. М.: РГУФКСиТ, 2009, - 152 с. 3. Рубцова Н.О., Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском движении. М.: РГУФКСиТ, 2015, - 205 с 4.Официальные спортивные правила Специального Олимпийского движения: Учебнометодическое пособие/ Рубцова Н.О., Ильин В.А., Ольховая Т.И. – М., 2005. 296 с. 5.Рубцова Н.О., Ильин В.А. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития (легкая атлетика): Учебно-методическое пособие.- М., 2004. – 152 с 6. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В.Шапковой.- М.: Советский спорт. 2007.- 423c. 7. Рубцова Н.О.Адаптивное физическое воспитание и спорт лиц с нарушениями психического развития: Учебное пособие, Учебный центр Москомспорта , 2012. – 180с. 8.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с. 1. ПОНЯТИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Адапт ивное физическое воспитание – это педагогически управляемы й процесс, имеющий коррекционны й и компенсирующий характер, организованны й с учетом особенностей лиц с от клонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психоф изического развит ия и социальной адапт ации. Понимание процесса организации системы АФВ т ребует знания терминологии, характеризующей различны е стороны многогранного педагогического процесса в этом виде деятельност и : Адапт ация – результ ат дост иж ение соот ветст вия морф офункционального состояния организма тем условиям деятельност и, которы е создает для него среда. В АФВ в качест ве адаптогена вы ст упает ф изическая нагрузка, а её ст рукт урной единицей является ф изические упраж нения. Однако, вы полнение упраж нения возмож но только при дост аточном развит ии двигательной функции. Двигательная функция – это функция, обеспечивающая акт ивное взаимодейст вия человека со средой, путем преодоления её сопрот ивления приспособлением к условиям вы ж ивания. В свою очередь, двигательная функция ф ормируется как результ ат двигательного развит ия, которое обеспечивается наличием дост аточной двигательной акт ивност и. Двигательная акт ивност ь – это способ сущест вования инвалида, постоянно лимит ирующий его возмож ност и во всех сф ерах ж изнедеятельност и. Двигательное развит ие – это результ ат нормальной двигательной акт ивност и. У различных категорий инвалидов уровень двигательной активности обусловлен особенностями наличия компенсаторных приспособлений. Компенсаторны е приспособления – это адаптационная реакция организма на повреждения, выражающаяся в заместительных механизмах, формирующихся в сохранных функциях и системах. Диапазон и качество компенсаторных возможностей отражаются в показателях моторного профиля. Моторны й проф иль – это показатели уровня двигательных возможностей, проявляющихся в особенностях освоения различных двигательных действий. Двигательны е возмож ност и – это объем движений, который может выполнить инвалид в единицу времени без использования дополнительных вспомогательных устройств и посторонней помощи. Двигательные возможности нельзя оценивать без учета «Зоны ближайшего развития» в двигательном плане, определяемой как двигательные способности». Двигательны е способност и – это объем двигательных действий, которые могут быть выполнены инвалидом при условии создания специальных компенсирующих механизмов и коррегирующих воздействий. Чтобы разработать адекватную двигательны м возмож ностям и учиты вающую двигательны е способност и программу адаптивного ф изического воспитания необходимо создать представление о двигательной базе занимающегося. Двигательная база - это объем соответст вующих возрастной норме двигательны х действий, которы е инвалид способен освоить к данному возраст у 2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АФВ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Цель адапт ивного ф изического воспитания – коррекция и компенсация двигательны х особенностей, ф ормирование адекватной возраст ной норме двигательной базы , расширение двигательны х возмож ностей, создание предпосы лок для всестороннего развит ия лиц с нарушениями психического развит ия и их социальной интеграции. Задачи адаптивного ф изического воспитания. В адаптивном физическом воспитании лиц с умственной отсталостью следует рассматривать образовательны е, оздоровительны е, воспит ательны е и коррекционны е задачи К образовательны м задачам АФВ относятся те, которы е направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательны х умений и навы ков, необходимы х инвалиду. Образовательны е задачи: 1. Формирование понят ия о здоровом образе ж изни 2. Формирование навы ков здорового образа ж изни 3. Формирование представления о структ уре собственного тела и его двигательны х возмож ностях 4. Формирования понятия физической культ уры как феномена общей культ уры человека 5. Формирование адекват ной возраст у двигательной базы Решение задач по ф ормированию двигательны х умений и навы ков в работе с умст венно отсталы ми предполагает, преж де всего, помощь естест венному процессу ф ормирования возраст ны х моторны х функций. Необходимо ф ормирование тех двигательны х умений и навы ков, которы е занимающийся самостоятельно не мож ет освоит ь изза патологических изменений интеллект уальной и двигательной сф еры . При многократ ном повторении идёт совершенст вование моторной и сенсорной ориент ировки, разлитое возбуж дение постепенно переходит в строго диф ф еренцированны й импульс. Неоф ормленная генерализованная двигательная реакция замещается целевы м диф ф еренцированны м актом. Идёт совершенст вование и т ренировка нервно-мы шечного аппарата . Оздоровительны е задачи предполагают организацию работы т аким образом, чтобы оказы вать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или ины е нарушенны е болезнью функции организма. Эт и задачи включают в себя: - физическое оздоровление; - создание условий для правильного ф изического развит ия; - закаливание; - коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта ды хания, нарушений сердечно-сосудистой системы ). - Формирование полож ительны х компенсаций - Коррекция дефектов развития Воспитательны е задачи предполагают вы работку определённы х характерологических черт (воля, настойчивость, чувст во коллективизма, организованности, активности, смелост и и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и ф ормирование личности умственно отст алого. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, стимулируется развитие интеллекта. Воспитание основны х физических качеств (силы , ловкости, бы строты , вы носливости) лиц с нарушениями психического развития до недавнего времени считалось нецелесообразны м в связи с комплексны м пораж ением организма и мнением о невозмож ности их полноценного приспособления к самостоятельной ж изни. В настоящее время вопросу воспитания ф изических качеств уделяется долж ное внимание, и этот процесс мож ет осущест вляться весьма эф фективно. В АФВ лиц с нарушениями интеллект уального развития вы является ряд специальны х коррекционны х задач , имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаны х: 1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие ж изненно важ ны х двигательны х навы ков. 2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенны х двигательны х стереотипов и аналогий, обеспечивающих возмож ности ф ормирования позы и наличие базовы х двигательны х навы ков (при отсутствии конечности, недостаточном её развит ии или деформации и т.д.). 3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бы товы х навы ков через формирование двигательного действия. 4. Адаптация – задача развит ия основны х ф изических качест в, формирование компенсаторны х механизмов переносимости физической нагрузки. 5. Интеграция – создание условий для эфф ективного взаимодействия с социумом. ПОЛОЖЕНИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Содерж ание диф ф еренциально-интегрального подхода в организации педагогической системы АФВ составляют следующие полож ения: 1. В основе педагогической системы коррекции долж ен бы т ь полож ен принцип соот ношения сроков начала развит ия двигательной сф еры (учит ы вая их смещение от носительно возраст ной нормы ) с результ атом особенностей характера компенсаторного ф ормирования. 2. Объ ект ивная оценка функционального состояния организма инвалида и резервны х возмож ностей его функциональны х систем (ЦНС, ССС, ды хательной, мы шечной и т. д.) 3. Воздейст вие системы педагогических ф акторов (средст ва, методы , ф ормы организации занят ий ф изическими упраж нениями, полная ст рукт ура ф изической нагрузки – мощност ь объ ём, направленност ь, время однократ ного воздейст вия ф изической нагрузки, интервал отды ха, характер отды ха) в коррекционном процессе долж но бы т ь направлено локально на восст анавливаемую двигательную функцию или развиваемую функциональную систему организма. В связи с эт им объём применяемы х ф изических нагрузок долж ен бы т ь объ ект ивно опт имальны м. 4. Интегральны й эф ф ект от коррекции двигательной сф еры инвалидов и развит ии их адапт ационны х возмож ностей дож ж ен бы т ь только результ атом суммы функциональны х опт имумов лимит ирующих систем, дост игнут ы х диф ф еренциальны м воздейст вием системы педагогических факторов. 3. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ С ЛИЦАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Средст вами АФВ являются ф изические упраж нения, естест венно-средовы е силы природы и гигиенические ф акторы Одни и те ж е упраж нения могут использоват ься на уроках адапт ивного ф изического воспит ания, на рекреационны х и спорт ивны х занят иях. В соот ветст вии с педагогическими задачами их мож но объединит ь в следующие группы : 1. Упраж нения, связанны е с перемещением тела в прост ранст ве: ходьба, пры ж ки, ползание, плавание, передвиж ение на лы ж ах. 2. Общеразвивающие упраж нения: а) без предметов; б) с предмет ами (флаж ки, ленты , гимнаст ические палки, обручи, большие и малы е мячи); в) на снарядах (гимнаст ической стенке, кольцах, гимнаст ической скамейке, лест нице, т ренаж ерах). 3. Упраж нения на развитие силы , бы строт ы , вы носливост и, гибкости ловкост и. 4. Упраж нение на развит ие и коррекцию координационны х способностей ориент ировки в прост ранст ве, диф ф еренцировки усилий, времени и прост ранства, расслабления; бы ст рот ы реагирования на изменяющиеся условия; стат ического и динамического равновесия; рит мичност и движ ений. 5. Упраж нения на коррекцию осанки, сводов стопы , телослож ения, укрепления мы шц спины , ж ивот а, рук и плечевого пояса, ног. 6. Упраж нения лечебного и проф илакт ического воздейст вия: восст ановление функций парет ичны х мы шц, опороспособност и, подвиж ност и в суст авах, проф илактики нарушений зрения. 7. Упраж нения на развит ие мелкой моторики кистей и пальцев рук. 8. Худож ест венно-музы кальны е упраж нения: рит мика, т анец, элемент ы хореограф ии и рит мопласт ики. 9. Упраж нения с речит ативами, ст ихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельност ь. 10. Упраж нения, направленны е на развит ие и коррекцию восприятия, мы шления, воображ ения, зрительной и слуховой памят и, внимания и др. психических процессов. 11. Упраж нения прикладного характера, направленны е на освоение ремесла, т рудовой деятельност и. 12. Упраж нения, вы ст упающие как самостоятельны е виды адаптивного спорт а: ф игурное кат ание, хоккей на полу, настольны й теннис, баскетбол, мини-фут бол, верховая езда. К естественно-средовы м факторам от носится использование воды , воздушны х и солнечны х ванн в целях укрепления здоровья, проф илактики прост удны х заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью - это купание, плавание, ходьба босиком по массаж ной дорож ке, т раве, песку, прогулки на лы ж ах, на лодках, подвиж ны е и спортивны е игры на откры ты х площадках. Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены : реж им дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отды ха питания, окруж ающей среды , одеж ды , обуви, спортивного инвент аря и оборудования. В адапт ивном ф изическом воспитании лиц с интеллект уальной недостаточност ью используются разнообразны е формы организации занят ий. Система АФВ в специальной школе включает уроки ф изической культ уры , рит мики, а т акж е, ф изкульт урно-оздоровительную работ у в реж име дня (ф изкульт минут ки на общеобразовательны х уроках, корригирующая гимнаст ика (ЛФК), упраж нения и игры на переменах, во внеурочное время), закаливание, рекреационнооздоровительны е занят ия, спорт ивно-массовы е мероприят ия и др. [ 106]. К урочны м формам работ ы по адапт ивному физическому воспитанию от носятся: 1. Урок адапт ивной ф изкульт уры – основная урочная ф орма обучения и развит ия двигательны х возмож ностей учащихся специальной (коррекционной) школы . Количест во часов в учебном процессе, от водимое на урок ф изкульт уры весьма незначительно, т ак, например, в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида – 1 час в неделю, со второго по восьмой – 2 часа в неделю, в ст арших классах – 3 часа в неделю. В младших классах продолж ительност ь занят ия, сост авляет 30 минут, только в ст арших классах увеличивается до 40-45 минут (при обязательном учёте патологии, что мож ет влият ь на продолж ительност ь занят ия). 2. Помимо урока адапт ивной ф изкульт уры урочной ф ормой организации занят ий школьников является урок рит мики. Уроки рит мики проводятся в основном с учащимися младших классах, как правило, один раз в неделю. 3. Для детей с нарушениями интеллект уального развит ия вводится дополнительны й урок « развит ия движ ений» , на котором основное внимание уделяется развит ию мелкой моторики, манипулят ивной деятельност и с предмет ами(мяч, гимнаст ическая палка, кольцо и т.д.) и конст рукт ивной деятельност и. Уроки по адапт ивной ф изкульт уре и рит мике проводятся по программам для специальны х (коррекционны х) общеобразовательны х учреж дений. К физкульт урно-оздоровительны м ф ормам работ ы в реж име дня от носятся: 1. Ут ренняя гигиеническая гимнаст ика, проводится перед уроками или в школахинтернат ах после пробуж дения, рекомендуется в сочет ании с водны ми процедурами и оздоровительны м бегом. Продолж ительност ь – от 10 до 20 минут. Комплексы ут ренней гимнаст ики для школьников сост авляются обы чно из 9-10 гимнаст ических упраж нений, целесообразно т акж е включат ь специальны е корригирующие упраж нения. 2. В реж име дня учеников специальной (коррекционной) школы используются и т акие ф ормы двигательной акт ивност и, как физкульт минут ки. Их проводят во время общеобразовательны х уроков, на уроках т рудового обучения, с целью сниж ения утомления и повы шения работоспособност и. 3. Неот ъемлемой част ью системы мероприят ий по АФВ в реж име дня является лечебная физическая культ ура, которая осущест вляется в ф орме индивидуальны х, групповы х и самостоятельны х занят ий, а т акж е, консульт аций в кабинете ЛФК, которы е включаются в учебны й план школы . Специальны е группы создаются из учеников одного или разны х классов с явно вы раж енны ми нарушениями моторики или различны ми ф ормами двигательной недост аточност и. Для них дополнительно педагогами ф изического воспит ания проводятся занят ия коррекционной направленност и (по коррекции вторичны х нарушений двигательной сф еры - нарушения осанки, деф ормация стоп, нарушения телослож ения и ф изического развит ия, нарушений моторики и др.), занимаются по отдельной программе, 2-3 раза в неделю по 30 минут [ 106]. 4. Организованны е игры на переменах. 5. Закаливающие процедуры . Учителю АФВ в специальны х коррекционны х учреж дениях мож но рекомендоват ь следующие ф ормы работ ы по закаливанию: регулирование температ уры помещения, еж едневное пребы вание учащихся на от кры том воздухе. К внеклассны м и самостоятельны м формам работы от носятся: 1. Рекреационно-оздоровительны е занят ия в школе (в группах ОФП, группах подвиж ны х и спорт ивны х игр и др. ф ормах, организованны х на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возмож ностями учреж дения). 2. Спортивны е соревнования. 3. Физкульт урны е праздники, развлечения, соревнования типа « Весёлы е ст арты ), « Дни здоровья» , прогулки. 4. Турист ические походы . Все программы в адапт ивном физическом воспитании долж ны бы ть основаны на интересах, возмож ностях, и учёте ограничений занимающихся. Программы АФВ долж ны бы т ь направлены на: 1. Развитие физическое и моторное, необходимое для акт ивной повседневной ж изни, общения с друзьями, семьёй, решение бы товы х проблем (социализация). 2. Развитие более позитивного самосознания и самооценки (повы шение психологического стат уса). 3. Укрепление здоровья и профилактика развития ослож нений основного дефекта (оздоровление). 4. Развит ие двигательны х возмож ностей, обеспечивающих базу для освоения профессиональны х навы ков (трудоустройство). 5. Развитие движ ений и возмож ностей, обеспечивающих участие в рекреат ивны х программах (играх, спорте и т. д.). Программы АФВ для лиц с нарушениями психического развития долж ны от вечать следующим требованиям: - долж ны бы ть разнообразны ми, т.е. они не долж ны включать только упраж нения лечебной физкульт уры и не долж ны бы ть направлены только на лечебны й эфф ект, а долж ны отраж ать основны е разделы программы адаптивного физического воспитания для специального конт ингента занимающихся; - долж ны стимулировать развитие двигательны х параметров, нарушенны х болезнью или являющихся следст вием недоразвит ия или вторичны х деф ектов, т аких как: сила, подвиж ность, моторны е возмож ност и, сенсомоторны е функции, вы носливость, двигательное восприятие (понимание движ ения) и др.; - долж ны способствовать переходу занимающихся на уровень развития движ ений соответст вующий их возраст ной норме и индивидуальны м возмож ностям и потребностям. Включение разнообразны х видов занят ий (спорт, танцы , игры ) позволяет модиф ицироват ь программы и расширить двигательны е возмож ности занимающихся, повы сит ь оздоровительны й, педагогический и коррекционны й эф фект АФВ для умственно отсталы х. На первом эт апе АФВ долж но базироваться на принципе учёт а возраст ны х интересов занимающихся, стремлении к совершенствованию возмож ностей и коррекции деф ектов; необходимо основы ват ь программу на принципах АФВ, т.к. они не могут участвоват ь в традиционной программе физического воспит ания. К развивающим и обучающим программам от носятся программы раннего детства, дошкольны е программы , программы специальной (коррекционной) школы , проф ессиональны х училищ для лиц с нарушениями интеллект уального развит ия . Программы раннего детст ва 1. Базируются на развитии зрительны х и слуховы х ориентировочны х реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слеж ения за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т. д.). 2. Основаны на ранней стимуляции (рефлекторны й уровень деятельности двигательного аппарата и реакции на такт ильны е ощущения – моторно-сенсорны й акт). 3. Направлены на развитие общих движ ений (умения леж ать на ж ивоте, приподнимать и длительно удерж ивать голову и др.) и удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное пеленание, частая смена позы во время бодрст вования и проведения занятий) 4. Осуществляются через индивидуальную работ у. 5. Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку не свойственно умение участвовать в строго организованном процессе. Дошкольны е программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции до развития различны х форм двигательной активности. Здесь развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и моторны е модели. Основу составляет объединение рефлекторной и проприорецептивной регуляции. Специальная школа – акцент делается на ф ормирование более совершенны х моторны х моделей, приближ ающихся к модели возраст ной нормы здоровы х детей. Обучение направлено на формирование базовы х двигательны х навы ков, расширение двигательного опы та. Проф ессиональное училище - программы нацелены на формирование двигательной базы для освоения специальны х профессиональны х навы ков. Индивидуализация программ в АФВ для лиц с нарушениями психического развития является непременны м условием повы шения эф фективности образовательного процесса. Достиж ение максимальны х возмож ностей в моторном развит ии мож но осуществить через индивидуальную работ у. При индивидуальной форме построения занятий принцип индивидуализации реализуется полност ью и зависит от проф ессиональной компетентности и методического мастерства педагога. Адаптивны е программы долж ны соответст вовать реальны м индивидуальны м возмож ностям, возраст у и ст упени развития. Тщательно разработанная индивидуальная программа долж на основы ваться на точном определении того, что мож ет и чего не мож ет делать ребёнок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая даёт ребёнку возмож ность продвигат ься вперёд и добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит ребёнку проявить себя. Слишком лёгкая не будет стимулировать его психическую акт ивност ь. Программа долж на основы ваться на анализе данны х из истории развития ребёнка, на объ ективной оценке уровня и темпа развития ребёнка, его поведенческих реакциях . Для построения коррекционно-развивающих программ АФВ в одинаковой мере для педагога важ на информация, как о ф ормах и вариантах психического дизонтогенеза, т ак и медицинские сведения об основном деф екте, сопутствующих нарушениях, состоянии психомоторики, особенностях функционирования организма и эмоционально-волевой сферы . В задачу специалиста по АФК входит умение разрабаты вать программу, обеспечивающую развитие ребёнка в целом. Специалист долж ен изучит ь коммуникативны е особенности ребёнка, диагност ировать уровень сф ормированност и основны х видов движ ений (ходьбы , бега, пры ж ков, владения мячом и др.), а т акж е то, как ребёнок играет, обучается, рисует, и т. д. Так, например, подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательны х школ в процессе адаптивного физического воспит ания могут бы ть различны ми: это мож ет бы ть индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальны й подход к коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо двигательны х качеств . Таким образом, специалист у по АФВ необходимо разбират ься в ст рукт урах деф екта аномального развития, знать причины , вы звавшие заболевание, он долж ен уметь определить характер двигательны х нарушений и уровень развития двигательны х возмож ностей. Работ а специалиста требует учёта особенностей дефект а, связанны х с развитием пот ребностей, ограничений и перспектив развития аномального ребенка. 4. СТРУКТУРА УРОКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АФВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8-ГО ВИДА . Урок адаптивной физической культ уры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной . В вводной части урока решаются задачи организации детей. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, эта часть занимает значительное время (до 8 минут), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеваться для занятий ф изическими упраж нениями и строит ься. В третьем-четвертом классах продолж ительност ь этой части мож ет сокращаться до 4-5 минут. Подготовительная часть урока вы полняет задачу подготовки двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы учеников к вы полнению тех двигательны х заданий, которы е будут им предлож ены в основной части. Подводящие упраж нения оказы вают первичное коррекционное воздействие и состоят преимущественно из коррегирующих и общеразвивающих движ ений, а такж е построений и перестроений, ходьбы , бега, пры ж ков, игр. Продолж ительност ь подготовительной части до 8 минут. В конце ее даются движ ения, непосредст венно связанны е с упраж нениями основной част и урока по характеру мы шечной деятельности, по темпу, ритму, с тем чтобы переход от подготовительной части к основной бы л плавны м, незаметны м для детей. В основную часть урока включаются упраж нения из любого раздела программы , а такж е игры . Она занимает 15-20 минут. Последовательност ь упраж нений в ней зависит от задач урока. Так, если в уроке поставлена задача дифф еренцировки каких-либо движ ений, то упраж нения для ее вы полнения даются в начале основной части. Упраж нения для формирования нового двигательного навы ка такж е целесообразно включат ь в начало основной части урока, так как это связано со значительны м нервны м напряж ением, иначе в конце урока уставшие ученики будут испы т ы вать затруднения при вы полнении этих упраж нений. Если задачей урока является развитие основны х ф изических качест в учащихся, то упраж нения нуж но распределять в такой последовательности: на бы строт у, на ловкость, на силу, на вы носливость. Упраж нения с большой физической нагрузкой и вы зы вающие сильны е эмоциональны е переж ивания лучше всего вы полнят ь ближ е к концу основной части урока. Во вспомогательной школе в младших классах в основную част ь урока могут вводиться и ст роевы е упраж нения. В заключительной част и урока сниж ается общая нагрузка на организм, подводятся итоги занят ия. Содерж ание этой част и зависит от задач урока, от основной его части и от дальнейшей деятельности учеников. Применяются здесь строевы е упраж нения, движ ения на расслабление, общеразвивающие (легкие по нагрузке и противополож ны е по воздействию тем, которы е при-менялись в конце основной части урока и др.). Например, в конце основной части урока в четвертом классе проводилась подвиж ная игра « Круговая лапта» . Чтобы успокоить детей и переключить их внимание на другой вид деятельност и, в заключительной части предлагаются упраж нения в ходьбе и игра « Запрещенное движ ение» , после чего следует организованное завер-шение занятия. В конце урока учащиеся строятся в шеренгу. Учитель подводит итоги, оценивает работ у каж дого учащегося и его дисциплину. Продолж ительность заключительной част и 3-5 минут. Структ ура урока мож ет изменяться в зависимости от задачи урока и состава детей. Важ но, чтобы урок ф изической культ уры отвечал основны м педагогическим требованиям, бы л обучающим и имел коррекционную направленность. В связи с тем, что во вспомогательной школе состав учащихся з классе разнообразен по возрастны м, психическим и ф изическим возмож ностям, на уроках адаптивной физкульт уры особенно необходимо осущест влять индивидуальны й подход. Однако, строгая индивидуализация не долж на влиять на ф ронтальное ведение урока, т ак как это сниж ает физическую нагрузку, заинтересованность детей. Урок нуж но строить т аким образом, чтобы при Фронтальном прохож дении материала учиты вались возмож ности всех детей и решались коррекционны е задачи в работе с каж ды м . Индивидуальны й подход надо осуществлять и при оценке занимающихся. Особенно трудно соблюдать его в играх и соревнованиях. Нельзя слабого ученика вы водить из игры , нуж но продумать посильны е для него действия, идущие вне зачета, или дать ему индивидуальное задание . Урок адаптивной физической культ уры долж ен бы ть интересны м, эмоциональны м, побуж дать детей к активной деятельност и. Для поддерж ания интереса к уроку рекомендуется чередовать специальны е коррекционны е упраж нения с игровы ми, коррекционны е упраж нения облекат ь в игровую ф орму, вводить элементы соревнования, применять различны е ф ормы поощрения, делат ь предварительны е сообщения о предстоящей игре. В воспит ании внимания на уроках физической культ уры большую роль играет умение учителя заинтересовать детей конкретны м заданием, а такж е организационны е моменты : оформление физкульт урного зала, располож ение спортивного инвентаря, построение детей и место учителя на разны х этапах урока. Чтобы , не сниж алось внимание учеников на протяж ении всего урока, целесообразно чередовать различны е виды упраж нений, индивидуальны е и групповы е задания, различны е построение. Воспитание акт ивного внимания на уроках ф изической культ уры необходимо начинать с развития у учеников умения анализировать свои действия . Постепенно при проведении игр и упраж нений у детей следует развивать внимание к командам учителя, к показу упраж нений, к слуховы м и зрительны м сигналам. Такие упраж нения нуж но проводить систематически с нараст ающей слож ностью и сугубо индивидуально. Для того, чтобы уроки адапт ивной ф изической культуры во вспомога-тельной школе отвечали вы ше указанны м т ребованиям, необходима тщательная подготовка к ним учителя ф изической культуры , которая начинается еще до начала учебного года со знакомства с личны ми делами учащихся. Врач школы проводит медицинское обследование всех учащихся и дает учителю сведения о физическом и психическом состоянии детей. При этом они долж ны т аким образом ст роит ь медицинское обследование, чтобы помочь учителю физической культуры в осуществлении общепедагогических и коррекционны х задач. В медицинских карточках долж ны бы т ь указаны конкрет ны е задачи работ ы по физическому воспит анию с каж ды м учеником на год. Врач просматривает программу по физической культ уре от носительно слож ности ее для детей каж дого класса. Совместно с учителем физкульт уры уст анавливает дифференцированны е учебны е нормативы , которы е посильны для каж дого ученика данного класса и соответст вуют состоянию психического и физического развит ия детей. В первую очередь и особенно т щательно долж ны бы т ь осмот рены ученики первого класса. В других классах необходимо от метит ь изменения, которы е произошли у детей за лето. Учителю следует подумат ь, как он будет включат ь во фронт альную работу учеников с резкими от клонениями в развитии, и как будет проходить обучение, исходя из условий школы (наличие ф изкульт урного зала, спортивной площадки). Готовясь к проведению очередного урока, учитель, преж де всего, учит ы вает итоги преды дущего и намечает, какой материал нуж но повторит ь, что дать нового, с какой целью. Большое внимание он уделяет методике проведения упраж нений и игр. Нуж но подробно распланировать весь ход урока, порядок перемещения детей, перехода от одного вида упраж нений к другому, как и когда вводить коррекционны е упраж нения, какими эмоциональны ми моментами заинтересовать детей и т.д.. Дозировка нагрузок в зависимости от того, как считает целесообразны м учитель, мож ет устанавливат ься числом повторений отдельны х движ ений, количеством упраж нений, продолж ительност ью упраж нений в единицах времени, изменением расстояния при лазании, перелезании, ходьбе и беге, изменением веса набивны х мячей . Содерж ание учебного материала по всем разделам на каж дом уроке целесообразно увязы вать таким образом, чтобы использоват ь взаимосвязь меж ду различны ми видами ф изических упраж нений. Она заключается в том, то если меж ду структ урами изучаемы х движ ений имеется сходство, то создаются благоприятны е предпосы лки для лучшего их освоения. Например, на 4-м уроке первоклассники впервы е знакомятся с понятием « круг» , которое включается в самы е разнообразны е упраж нения. Вначале учитель перестраивает учащихся из шеренги в круг, затем они вы полняют ходьбу и бег по кругу; в этом ж е; построении проводятся общеразвивающие и ды хательны е упраж нения, далее осваиваются упраж нения на точность движ ения ногами (опять ж е на примере круга), а при разучивании передачи мяча друг другу одним из пост роений такж е является круг, И наконец, закрепление материала проводится в игре « Бы стро но местам» . Таким образом, разучивание круга идет на протяж ении всего урока. Эт им достигается многократ ное повторение задания. что необходимо для прочного закрепления материала [74]. Кроме того, оно осваивается в самы х различны х сочет аниях, чем обеспечивается разностороннее воздействие на организм, и постоянно вносится элемент новизны , что помогает поддерж иват ь интерес учащихся. Для повы шения эф фективност и организации занятий целесообразности составление подробного плана, рабочего плана на месяц и плана-графика прохож дения учебного материала на четверть. Введение соответствующей документации позволяет грамотно и последовательно вест а учебно-воспит ательную работ у, совершенст вовать организацию учебного процесса. Недельны й реж им занятий ф изическими упраж нениями для детей с нарушениями интеллект уального развития долж ен бы ть не только еще больше, чем у здоровы х детей, но и качественно ины м. Многообразие физических упраж нений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развит ие ребенка, его потенциальны х возмож ностей. Программны й материал по ФК в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта включает следующие разделы : ритмика и рит мическая гимнастика; легкая атлетика; гимнастика; лы ж ная подготовка; спортивны е и подвиж ны е игры . Каж ды й из этих разделов включает многочисленны е физические упраж нения, позволяющие воздействовать на различны е звенья опорно-двигательного аппарата, мы шечны е группы , вегетативны е системы , корректировать недостатки ф изического развития и ф изической подготовленности, психики и поведения. Ритмика и ритмическая гимнастика Занятиям ритмикой во вспомогательной школе уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальны х классов. Именно для детей младших классов необходимы разнообразны е упраж нения, развивающие у них координацию и точность движ ений, ориент ировку в пространстве, чувство ритма, бы ст рот у двигательны х реакций, внимание, памят ь и восприятие. В школьной программе по рит мике, которая проводится в 1-4 классах вспомогательной школы , рекомендуется вести занятия по пяти разделам, включающим: упраж нения на ориент ировку в прост ранст ве, ритмико гимнаст ические упраж нения, упраж нения с детскими музы кальны ми инст рументами, игры под музы ку, т анцевальны е упраж нения. В занятия ритмикой включают упраж нения, которы е проводятся с предметами - это упраж нения с малы ми и большими мячами, гимнаст ической палкой, обручами, шарами, лентами (для коррекции функции кисти) и ряд других. При занят иях ритмикой с учащимися начальны х классов основное внимание учителя долж но бы ть направлено на развитие прост ранст венной ориент ировки и точност и движ ений, и чем раньше т акого рода упраж нения вводятся в занятия, тем более они способствуют коррекции двигательны х нарушений. В занятиях ритмической гимнастикой особо нуж но обращат ь внимание на ф ормирование у школьниц правильной осанки, походки, вы работку мягких, пластичны х движ ений. Гимнаст ика. Одно из основны х мест в системе АФВ учеников вспомогательной школы занимают занят ия гимнаст икой. Гимнаст ические упраж нения весьма акт ивно используются учителем адапт ивной ф изкульт уры в процессе работ ы во вспомогательной школе в целях коррекции нарушений ф изического развит ия и моторики умст венно отст алы х школьников. Среди средст в ф изической подготовки вы деляют общеразвивающие, корригирующие, простейшие акробат ические, прикладны е упраж нения. Вы полняя их, школьники учатся владет ь своими движ ениями, вы полнят ь упраж нения с определенной амплит удой, в заданном направлении, темпе, рит ме [ 74]. Нагрузка регулируется характером упраж нений, изменением исходны х полож ений, темпа, длительност и и интенсивност и их вы полнения. Гимнаст ические упраж нения развивают силу, ловкост ь, гибкост ь, бы ст рот у реакции, ориент ировку в прост ранстве, являются дейст венны м средст вом улучшения функции вест ибулярного аппарат а. К прикладны м гимнаст ическим упраж нениям от носятся: пост роения, перест роения, ходьба, бег, пры ж ки, мет ания, лазание и перелезание, подт ягивания, переноска грузов, упраж нения на равновесие. Вы полняя их, учащиеся овладевают основны ми ж изненно необходимы ми умениями и навы ками, учатся применят ь их в различной обст ановке. Обучение прикладны м упраж нениям гимнаст ики начинают обы чно с изучения правил пост роений и перест роений, поскольку в течение всего периода обучения во вспомогательной школе учащиеся постоянно ст алкиваются с ними на уроках ф изкульт уры . Эт и группы упраж нений вы зы вают у них особы е т рудност и при изучении [ 74, 106]. К общеразвивающим и корригирующим упраж нениям в младших классах от носятся различны е стойки; движ ения рук, пальцев, кистей, головы , ног; упраж нения на гибкост ь и силу, а т акж е простейшие сочет ания изученны х движ ений. Далее вы полняются упраж нения на ды хание через рот, нос, сидя, леж а, во время ходьбы , с проговариванием звуков при вы дохе. Большое место в разделе гимнаст ики занимают упраж нения с предметами, корригирующие координационны е способност и детей, хват ательную функцию кистей, приучающие к культ уре движ ений и совершенст вующие прост ранст венную ориент ировку. Легкая атлетика включена в программу « Физическая культ ура» с первого класса и проводится до девятого класса включительно. Занятия легкой атлетикой склады ваются из разучивания т аких форм движ ений как: ходьба, бег, пры ж ки, метания. Ознакомившись с физической подготовленностью занимающихся, учитель физкульт уры намечает ряд последовательны х, методических задач обучения и подбирает необходимы е упраж нения и игры -упраж нения . При вы полнении упраж нений легкой атлетики необходимо вы явить сильнейшую руку и ногу, чтобы определит ь результат, оценивать степень развит ия того или иного качества. Для этих целей используют пры ж ки и метания с разны х рук. Упраж нения в мет ании укрепляют и развивают мы шцы рук, плечевого пояса, пальцы кист и, совершенствуют хватательную функцию руки, развивают координацию движ ений, глазомер, точность движ ений. Пры ж ки направлены на развит ие взры вной силы , ловкости. Необходимо следить за дозировкой пры ж ковы х упраж нений, а при занятиях с детьми с черепно-мозговы ми т равмами, страдающими эпилепсией, с тяж елы ми интеллект уальны ми нарушениями, Даун-синдромом исключить подобны е упраж нения. От класса к классу, материал занятий легкой атлетикой услож няется. Бег вначале чередуется с ходьбой или проводится в медленном темпе с изменением направления. Впоследствии проводится бег на носках, с вы соким подниманием бедра, с преодолением простейших препятствий, бег с ускорением, в заданном темпе. Спорт ивны е и подвиж ны е игры В программу по « Физической культуре» для вспомогательной школы включены различны е подвиж ны е (1-7 классы ) и спортивны е (4-9 классы ) игры . При подборе подвиж ны х игр надо ориентироваться, преж де всего, на интеллект учащихся, нарушения их ф изического развития и двигательны х способностей, физическую подготовленность, условия и возмож ност и проведения игр . Подвиж ны е игры позволяют преодолеть у учащихся вспомогательны х школ нарушения пространст венной ориент ировки, улучшают вы полнение движ ений на точност ь, координацию, равновесие. Важ ное значение для развития руки имеют игры с мелкими предметами. Они повы шают т актильную и мы шечно-двигательную чувст вительност ь, совершенствуют движ ения рук и пальцев. Игровы е виды мож но использоват ь для развит ия двигательны х способностей учащихся вспомогательны х школ. Спортивны е игры обладают большими возмож ностями в плане коррекции и развития слож но-координационны х двигательны х дейст вий. Судейст во игрой надо осуществлять объ ективно, при этом надо ст араться использоват ь такие игры , где явно бы ли бы видны признаки победы или пораж ения, чтобы воочию виделся результ ат. У большинства учащихся вспомогательны х школ ф ормируются умения и навы ки игр, они понимают упрощенны е правила соревнований и могут участвоват ь в них. Принципиальны х различий в методике обучения и использования спортивны х и подвиж ны х игр нет, т.к. ребенок с недост ат ком интеллект а игру с мячом, воспринимает как подвиж ную. В силу этих причин в программе они объединены в один раздел игры . 5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. Обучение двигательны м действиям является одним из важ нейших вопросов двигательной адаптации лиц с умственной отсталостью к бы товой и производственной деятельности, следовательно, программа физического воспитания инвалидов долж на включать принципиальны е вопросы обучения двигательны м действиям. В свете современны х теоретических и практ ических предст авлений о ф ормировании двигательны х умений и навы ков, сост авляющих основу ж изненно важ ны х двигательны х действий, процесс обучения необходимо рассмат риват ь как целостную педагогическую систему, состоящую из 3-х подсистем, которы е от раж ают ст рукт уру и содерж ание реализации системы педагогических факторов. 1. Эт ап начального разучивания двигательного дейст вия, в процессе которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новы м двигательны м дейст виям детей с умст венной отст алостью: а) сф ормироват ь у них общее предст авление о закономерност ях изучаемого двигательного действия; б) научить част ям техники изучаемого двигательного действия; в) сф ормироват ь предпосы лки общего рит ма изучаемого двигательного дейст вия; г) уст ранит ь причины , провоцирующие возникновения ошибок в технике вы полнения изучаемого двигательного дейст вия. Для решения пост авленны х задач применяется комплекс методов обучения: - метод наглядной демонст рации; - словесны й метод; - практ ический метод обучения, которы й реализуется в двух основны х направлениях: метод ст рогого регламент ированного упраж нения, которы й предлагает изучение новы х двигательны х дейст вий расчлененно-конструкт ивны м и целост ны м способом; метод част ично регламент ированного упраж нения - использование ф орм игровой и соревновательной деятельност и в целях изучения новы х видов двигательной акт ивност и детей с умст венной отст алостью [85]. При решении ведущих задач указанного эт апа педагоги применяют методы расчлененноконст руктивного упраж нения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесны х методов. 2. Эт ап углубленного изучения дет ьми с умст венной отст алост ью двигательны х дейст вий: а) углубит ь понимание дет ьми с умст венной отст алост ью биомеханических закономерностей изучаемы х двигательны х дейст вий; б) уточнит ь технику двигательны х дейст вий, изучаемы х дет ьми с умст венной отст алост ью, по прост ранст венны м, временны м, прост ранст венно-временны м и динамическим характерист икам; в) усовершенст воват ь общий рит м изучаемого двигательного дейст вия; г) сф ормироват ь предпосы лки вариат ивного вы полнения изучаемого двигательного дейст вия. 3. Эт ап совершенствования (закрепления навы ка вы полнения двигательного действия): а) закрепит ь навы к техники изучаемого двигательного дейст вия; б) реализоват ь предпосы лки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия; в) расширит ь диапазон вариат ивного вы полнения техники изучаемого двигательного дейст вия; г) сф ормироват ь предпосы лки в случае необходимост и перест ройки элементов техники изучаемого дейст вия. Для решения пост авленны х задач применяется комплекс методов обучения при преимущест венном значении практ ических методов обучения. Система обучения новы м двигательны м дейст виям детей с умст венной отст алост ью включает подсистему конт роля за качест венны м уровнем техники изучаемы х двигательны х дейст вий: 1. Степень автомат изации двигательного дейст вия. 2. Устойчивост ь двигательного навы ка в условиях эмоциональны х сдвигов. 3. Диапазон вариат ивност и проявления техники изучаемы х двигательны х дейст вий. 4. Устойчивост ь сохранения техники изучаемы х двигательны х дейст вий в меняющихся условиях с сохранением вы сокого результ ат а. 5. Результ ат, дост игнут ы й в условиях соревновательной деятельност и детей с умст венной отст алост ью. В процессе физического воспитания детей с умственной отсталостью одной из ведущих задач является воспитание их двигательны х способностей. Обучение и воспитание двигательны х качеств базируется на системе методических принципов [81, 105, 106]. Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знат ь возрастны е особенности занимающихся; б) изучат ь и учиты вать индивидуальны е особенности занимающихся; в) соблюдать правила (от простого к слож ному, от известного к неизвестному). Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новы х ф изических упраж нений. Наглядност ь в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонст рацией отдельны х упраж нений при технике отдельны х элементов в возмож ности более совершенном исполнении. Как правило, следует показы вать образцы тех ники или образцовое вы полнение упраж нений. Для этого необходимы образцовы й показ ф изических упраж нений методистами, использование кинодрам, рисунков, макетов, плакатов и других наглядны х пособий. Специфичны м содерж анием наглядности при обучении ф изическим упраж нением является создание у занимающихся точны х и полны х представлений, восприятии и ощущений об изучаемы х движ ениях. Для этого важ но обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различны х анализаторов (зрительного, двигательного, тактичного, слухового и др.). Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами: а) определить, какая педагогическая задача долж на бы т ь решена средствами наглядности; б) организовать восприят ия движ ений с помощью разны х органов чувств; в) применяя средства наглядности, учиты ват ь преды дущий двигательны й опы т и знание занимающимися ф изическими упраж нениями; г) заранее продумать, как обеспечить средст вами наглядности активное и сознательное восприятие нового учебного материала; д) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию - как средство исправления двигательны х ошибок у занимающихся. Принцип систематичности. Формирования двигательны х навы ков у детей с умственной отсталостью происходит в соответст вии с закономерностями условно-рефлекторной деятельност и. Известно, что условны е рефлексы носят характер временны х связей. Они угасают или даж е совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденны е перемены в занятиях , как и недостаточная дозировка (повторяемост ь) упраж нений в каж дом из них, неж елательны , т ак как занимающиеся теряют способность четко вы полнят ь отдельны е двигательны е действия, хуж е согласовы вают их, утрачивают так назы ваемое мы шечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности. Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует ст роить т ак, чтобы знания, двигательны е умения и навы ки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельны х навы ков играет важ ную роль в дальнейшем изучении новы х видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно закрепленны х навы к расстраивается, возникают условия формирования двигательны х ошибок. Необходимы ми условиями вы работки прочного навы ка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навы к формируется, тем прочнее он закрепляется), многократное системат ическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосы лки для более эффективного усвоения новы х упраж нений, для сохранения силы , гибкости, бы строты и вы носливости), так назы ваемое попутное повторение. Прочность усвоенны х навы ков зависит не только от методов обучения, но и от координационны х особенностей некоторы х физических упраж нений. Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами: а) не переходить к изучению нового упраж нения, пока не будет основательно освоено старое; б) включить в занятия, ранее изученны е упраж нения в новы х сочетаниях и вариант ах; в) повы шат ь интенсивность и длительность вы полнения освоенны х упраж нений; г) систематически вести учет успеваемости и оценивать достиж ения занимающихся, проводить конт рольны е испы тания, соревнования и вы ступления. Принцип дифференциально-интегральны х опт имумов. Применение физических нагрузок различного содерж ания в проф илактических и коррекционны х целях долж но ст роиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мы шечной системы инвалидов, знание закономерностей функционирования которой в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальны х , локальны х и интегральны х физических нагрузок. Эффективност ь применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия будет реализована в двух основны х педагогических аспектах: а) по горизонт али располож ены темп реализации основны х компонентов физических нагрузки, один из которы х мож ет доминировать в той или иной форме ф изического воспитания – объ ем, мощность, интенсивность, продолж ительность однократ ного воздействия физических нагрузок уст ановленной мощности, интервалы отды ха, характер отды ха. Горизонтальное располож ение основны х компонентов физических нагрузок в графическом изображ ении позволяет понят ь, что основны м фактором формирования развивающегося эф фекта является мощность физической нагрузки в единстве с вы шеизлож енны ми ее компонентами. С учетом вертикального рост а оптимальны х морфологических и функциональны х сдвигов в организме занимающихся физическими упраж нениями представляется возмож ны м определит ь четы ре метода: - метод оптимального сочетания максимальной и около максимальной мощности и малого объ ема повторений; - метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а т акж е малого объ ема повторений; - метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объема повторений; - метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объ ема повторений. б) по верт икали располож ены сформированны е уровни устойчивы х качественны х изменений в результате применения оптимальной мощности педагогических факторов, которы е долж ны бы ть использованы специалистом, как морфологическая и функциональная база становления и совершенствования компенсаторны х механизмов двигательны х действий, восстановления и совершенствования внутримы шечной и меж мы шечной координации опорно-двигательного аппарат а. Таким образом, применение ф изических нагрузок различного содерж ания в проф илакт ических, коррекционны х и тренировочны х целях двигательной сферы детей с умственной отсталостью долж но бы ть реализовано специалистом на основе руководства следующими закономерностями : 1. Глубокое знание функционального состояния их нервно-мы шечной системы . 2. Физические нагрузки различного характера, применяемы е локально и интегрально в проф илакт ике и коррекции двигательной сф еры детей с умственной отсталостью, в каж ды й момент проведения занят ий долж ны бы т ь оптимальны ми, с учетом функционального состояния их нервно-мы шечной системы и системы внутренних органов. 3. Вертикальны й рост коррекционного эфф екта двигательной сферы детей с умст венной отсталостью ст роиться только при наличии объективного методического обеспечения в ф орме горизонтального располож енны х дифф еренцированны х опт имумов, реализация которы х в перспективе обеспечивает интегральны й эфф ект в их двигательной подготовке. 6.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО АФК С ЛИЦАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Специалист по АФК долж ен руководствоваться медицинским диапазоном и образовательны ми возмож ностями аномального ученика. Главное учиты вать зону ближ айшего развития и существующий двигательны й потенциал, а не вы явленны й характер недоразвития. Учёт только клинических проявлений недоразвития сниж ает представление об истинны х возмож ностях развития ребёнка и тормозит процесс его ф ормирования. В работе преподавателя АФВ большое значение имеет систематическая последовательност ь, однако необходимо знать, что ученики, привы кая к приемам преподавателя, перестают откликаться даж е на самы е эфф ективны е из них, но уж е неоднократно использовавшиеся. В процессе обучения ученики изучают преподавателя и, вы полняя его задания, стараются угадать критерии оценки. В АФВ особенно важ на похвала, но следует помнить, что она долж на бы т ь всегда искренней и своевременной, лучше хвалить действие, пост упок, чем личность. Большое воспитательное воздействие оказы вает внешний вид преподавателя: чистота, опрятность, изы сканны й стиль одеж ды , манеры . Алгоритм работы преподавателя (специалист а по АФК) вы глядит следующим образом: • Изучение диагноза ученика и материалов, связанны х с данной проблемой. • Тест ирование двигательны х возмож ностей занимающихся. • Формирование мот ивации у занимающихся к занят иям. • Вы бор: учебны х заданий; материально-технического обеспечения; помощников; средств контроля. • Планирование работы . • Непосредственно учебно-воспитательная работа. Отличительная особенность АФВ — максимальное привлечение к учебному процессу добровольны х помощников и участников: родителей или родственников учеников, старших учеников, всех ж елающих. Такое увеличение « т ренерской команды » одновременно облегчает проведение занят ия, делает его более интересны м и в то ж е время повы шает требования к преподавателю как к организатору. В этой связи преподавателю необходимо решить ряд задач: • вы бор волонтера; • его инст руктирование; • демонстрация волонтеру учебного материала; • предоставление ему возмож ности участвоват ь в воспитательном процессе; • делегирование ответственности; • воодушевление волонтера на труд и творчест во. . В работе с волонтерами не следует забы вать следующие правила: • всегда благодарите волонтеров за прилож енны е усилия; • крит ика долж на бы т ь конфиденциальной и конструктивной; • постоянно спрашивайте волонтеров об их идеях по улучшению учебного процесса; • продемонстрируйте волонтерам наглядны й результат их усилий: как благодаря их действиям изменилась ж изнь учеников. Таким образом, специалист по АФВ долж ен учиты ват ь специфику патологии и ф окусировать внимание на особенностях индивидуального развит ия ребёнка, даж е при обеднённы х проявлениях моторики (без специальной стимуляции) и строить наиболее эфф ективную модель занятия для группы , принимая во внимание особенности каж дого и широко используя помощь добровольны х помощников и ассистентов.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Физическая культура

Клинико-педагогические особенности лиц с нарушениями психического развития.

1.Клинико-педагогические особенности лиц с задержкой психического развития (ЗПР) 2.Клинико-педагогические особенности при олигофрении. 3.Клинико-педаг...

Физическая культура

Средства адаптивной физической культуры

Средства АФК Средства АФК разделяются на основные и дополнительные. К основным средствам относятся физические упражнения. К дополнительным средствам м...

Физическая культура

Организация АФВ в системе специального образования

Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕН...

Автор лекции

Громова О.В.

Авторы

Педагогика

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи.

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи С точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, сост...

Психология

Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии

Лекция 1. Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии 1. Становление специальной психологии и педагогики 2. Понятие нормы развития 3. Пр...

Психология

Интеллектуальные нарушения как предмет научного познания

1 Лекция 1 Интеллектуальные нарушения как предмет научного познания План: 1. Предмет и задачи психологии лиц с нарушениями интеллектуального развития....

Педагогика

Социально-педагогический процессы

В работах Петра Федотовича Каптерева выделяется внутренний и внешний социально-педагогический процессы. Внутренний педагогический процесс – процесс са...

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Лекция 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Задание по теме: 1.Внимательно прочтите текст лекции, отметьте ...

Психология

Специальная психология

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 Лекция 1. Общие и специфические закономерности нормального и аномального развития. Понятие дизонтогенеза. 5 Лекция 2. Психологич...

Педагогика

Предмет, цели, задачи специальной педагогики

Лекции. – 4 часа Тема: Предмет, цели, задачи специальной педагогики 1. Становление специальной педагогики 2. Понятие нормы развития 3. Классификации н...

Смотреть все