Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОСНОВЫ НАЛОГОВОИ СИСТЕМЫ
Понятие и элементы налоговой системы. Налоговая политика государства.
Функции налогов. Принципы налоговой системы. Налоги и сборы. Элементы
налогообложения. Налоговая система РФ.
1. Понятие и элементы налоговой системы.
Налоговая политика государства
Взимание налогов – одно из основных условий существования государства,
экономического и социального развития общества. Как известно, налоги появились с
разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы
граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества
еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется
определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством
налогов.
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от
процессов управления и регулирования. В условиях рыночных отношений и особенно в
переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное
определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие
системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью
налоговой системы.
Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала
следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей
(далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую
систему, а именно:
систему налоговых органов;
систему и принципы налогового законодательства;
принципы налоговой политики;
порядок распределения налогов по бюджетам;
формы и методы налогового контроля;
порядок и условия налогового производства;
подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и
др.
Поэтому можно согласиться с мнением, определяющим налоговую систему как
взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном
государстве существенных условий налогообложения.
В условиях рынка государственная финансовая политика определяет социальный и
научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в
производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство
1
должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с
их помощью регулировать экономические процессы.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических,
финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в
целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп
общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых
ресурсов.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного
регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической
заинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе
властно-распорядительных отношений. Манипулируя налоговой политикой, государство
стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением
налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста.
Формы и методы налоговой политики определяются политическим строем,
национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством,
отсутствием или наличием различных форм собственности и некоторыми другими
положениями.
Таблица 1 Формы налоговой политики
Форма налоговой
политики
Политика
максимальных налогов
Характеристика
Государство устанавливает достаточно высокие
налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит
большое число налогов.
Государство, ослабляя налоговый пресс для
Политика
экономического развития предпринимателей, одновременно сокращает свои
расходы, в первую очередь, на социальные программы.
Политика
налогов
разумных Государство устанавливает достаточно высокий уровень
налогообложения как юридических, так и физических лиц
при одновременной реальной социальной защите граждан,
наличии значительного числа государственных социальных
программ.
2. Функции налогов
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые
реализуются непосредственно в процессе налогообложения:
1) обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная
функция;
2) государственное регулирование экономики — регулирующая функция;
3) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними —
социальная функция;
4) стимулирующая функция.
Фискальная функция
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех
государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной
2
функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются
материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения
фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.
Регулирующая функция
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной
деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и
сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления
израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их
вовлечения в производство в целях достижения экономического роста.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими
методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных
вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов
занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для
ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению
актуальных для общества проблем.
Социальная (перераспределительная) функция
Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в
государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных),
финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научнотехнических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть дохода предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.).
Стимулирующая функция
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение
производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание
налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в
развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от
налогообложения полностью или частично.
Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление
показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря
контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается
контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через
контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений
в налоговую систему и бюджетную политику.
3
3. Принципы налоговой системы
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных
критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства
действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В своем классическом
сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали
разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов:
принцип справедливости — налог должен собираться со всех
налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно
своему достатку»;
принцип определенности — обложение налогами должно быть строго
фиксированным, а не произвольным;
принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно
причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны
быть меньше, чем сумма самих налогов.
Принципы построения налоговой системы в РФ
Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности,
в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить
несколько принципов построения налоговой системы РФ:
принцип равенства и справедливости, который предполагает всеобщность
обложения и равенство. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный
характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев;
принцип соразмерности налогов, заключается в соотношении наполняемости
бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их
основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета,
так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на
хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя
устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой
системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно
ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и
услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не
запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или
создавать препятствия на ее пути;
принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время
платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Данный принцип
означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы
должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания
поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с
тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся
социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с
учетом изменений политической и экономической конъюнктуры. Еще одна трактовка
принципа заключается в том, что, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
4
1. Налоги и сборы. Элементы налогообложения
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными
органами,
органами
местного
самоуправления,
иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо
уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен
сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового
кодекса РФ следующие:
обязательность;
индивидуальная безвозмездность;
отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим
лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
направленность на финансирование деятельности государства или
муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
обязательность;
одно из условий совершения государственными и иными органами в
интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических
агентов, кроме того, они по-разному взимаются.
По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а
также с их доходов и имущества. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на
доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит
основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог
на доходы физических лиц, налог на имущество и др.
Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги.
Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС),
акцизы, таможенные пошлины, и др. Косвенные налоги изымаются иным, менее
«заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары
и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны
непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от
конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Элементы налогообложения
Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет составные части
налога, которые получили название «элементы налогообложения».
Элементами налогообложения являются определяемые законодательными
актами государства принципы построения и организация взимания налогов.
5
Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у
кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как
рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность
законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла
отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а
именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет
определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог
считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные
элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок
исчисления, порядок и сроки уплаты) и необязательный элемент, к которому НК отнесены
налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не
предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель
хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены
законодательно.
Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.
6
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Субъект налога (налогоплательщик)
Статьи 19, 20, 21, 23, 24, 44, 45, 46, 47
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых
в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или)
Объект налогообложения
Статьи 38, 39, 40
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или
иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с
наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика
обязанности по уплате налога.
Налоговая база
Статья 53, 54
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта
налогообложения.
Налоговый период
Статья 55
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к
отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Налоговая ставка
Статья 53
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой
базы.
Порядок исчисления налога
Статья 52
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой ставки
и налоговых
льгот. В случаях, предусмотренных
Порядок
исчисления
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога
может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Порядок и сроки уплаты налога
Статьи 57, 58, 6.1
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым
агентом в установленные сроки.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно
к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований в соответствии с Кодексом.
7
Налоговые ставки
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы.
В зависимости от объекта налогообложения налоговые ставки могут быть
твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).
Налоговые ставки
в зависимости от
объекта налогообложения
Твердые
(специфические)
Процентные
(адвалорные)
Пропорциональные
Прогрессивные
Регрессивные
Рисунок 1 Виды налоговых ставок
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения
независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно
при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом
законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным
налогом.
Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут
быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту
обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,
установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на
добавленную стоимость.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости
объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок
налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой
8
прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта
налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта
налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. В
настоящее время прогрессивные ставки не применяются. Однако, есть вероятность
введения прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском
налоговом законодательстве указанные ставки были установлены по введенному в 2001 г.
единому социальному налогу. В настоящее время применяется в отношении страховых
взносов.
Налоговые ставки по отдельным федеральным налогам в нашей стране
установлены второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, а по
большинству налогов - соответствующими федеральными законами. Ставки
региональных и местных налогов устанавливаются, соответственно, законами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть
установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем
федеральном законе по каждому виду налогов.
2. Налоговая система РФ
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и по
своей структуре и принципам построения в основном отражает общераспространенные в
мировой практике налоговые системы.
Однако на начальном этапе своего развития она была нацелена в первую очередь
на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при ее формировании
исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких
налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы
значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при
одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.
К середине 90-х годов в стране действовало более тысячи нормативных
документов по налогообложению, включая инструкции, письма, телеграммы, разъяснения
налоговых и финансовых органов, и только тридцать из них являлись собственно
законами.
Все этот требовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы
России. Решение этой задачи реализуется за счет установления закрытого перечня налогов
и сборов, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и
порядка уплаты различных налогов и сборов.
9
Принятие Налогового кодекса прежде всего обеспечивает создание единой в
рамках РФ налоговой системы, включая формирование единой правовой базы
налогообложения.
В соответствии с НК и законом «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
Установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые
установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской
Федерации.
Глава 21 Налог на добавленную стоимость (НДС)
Глава 22 Акцизы
Глава 23 Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Глава 25 Налог на прибыль организаций
Федеральные
налоги и сборы
Глава 25.1 Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
Глава 25.2 Водный налог
Глава 25.3 Государственная пошлина
Глава 26 Налог на добычу полезных ископаемых
Рисунок 2 Федеральные налоги и сборы
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и
законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях
субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в
порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы
налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Глава 28 Транспортный налог
Региональные
налоги и сборы
Глава 29 Налог на игорный бизнес
Глава 30 Налог на имущество организаций
Рисунок 3 Региональные налоги и сборы
10
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
Глава 31 Земельный налог
Местные налоги
Глава 32 Налог на имущество физических лиц
Глава 33 Торговый сбор
Рисунок 4 Местные налоги и сборы
Неотъемлемой частью налоговой системы России являются налоги, установленные
специальными налоговыми режимами. Специальные налоговые режимы представляют
собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов
налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.
Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и
финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей,
относящихся
к
сфере
малого
предпринимательства,
сельскохозяйственных
товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.
Глава 26.1 Система налогообложения для
сельскохозяйственных производителей (единый
сельскохозяйственный налог)
Глава 26.3 Упрощенная система налогообложения
Специальные
налоговые режимы
Глава 26.3 Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности
Глава 26.4 Система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции
Глава 26.5 Патентная система налогообложения
Рисунок 5 Специальные налоговые режимы
Кроме того налоговая система РФ предусматривает формирование внебюджетных
фондов за счет страховых взносов работодателей.
На сегодняшний день работодатель обязан платить страховые взносы в следующие
фонды:
Пенсионный фонд России (ПФР);
Фонд социального страхования (ФСС);
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Страховые взносы начисляются сверх зарплаты, и платит их работодатель. С
начисленной величины заработной платы работников считаются страховые взносы в
зависимости от установленной ставки для того или иного фонда. Рассчитанные взносы
работодатель должен уплатить в установленные законом сроки. Помимо этого,
работодатель обязан еще и отчитываться по рассчитанным взносам один раз в квартал,
заполняя утвержденные формы отчетности.
11
Таблица 2 Ставки страховых взносов в 2017 году
Ставки страховых взносов в 2017 году
В ПФР
В ФОМС
В ФСС
Если зарплата с начала года Если зарплата с начала года
меньше 876 000 руб.
меньше 755 000 руб.
22%
2,9%
Если зарплата с начала года Если зарплата с начала года
больше 876 000 руб.
больше 755 000 руб.
10%
5,1%
0%
Особенности налогообложения косвенными налогами (Акцизы и НДС)
Акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС) являются косвенным налогами и
представляют собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми
ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).
Акцизы и НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главами
21 «Налог на добавленную стоимость» и 22 «Акцизы») и обязательны к уплате на всей
территории Российской Федерации.
Как уже отмечалось ранее косвенные налоги включаются в стоимость товаров
(работ, услуг) и таким образом участвуют в формировании цены.
В отличие от НДС акцизы включаются в стоимость товара только на первой стации
формирования цены, т.е. производителем подакцизной продукции. НДС облагаются все
стадии оборота товаров (работ, услуг) и включается в цену всеми участниками торговых
отношений, кроме конечного покупателя, который и является реальным плательщиком
косвенных налогов.
Схема формирования цены по мере движения от производителя до конечного
потребителя представлена на рисунке 6.
Себес
тоимо
сть
продук
ции
Приб
ыль
предпр
иятия
Акциз
(по
подакцизн
ым
товарам)
НДС
Отпускная цена предприятия
Наценки посреднических
организаций
Издержки
Прибыль
НДС
посредника
посредника
посредника
Оптовая рыночная цена
Торговые наценки
Издержки
Прибыль
НДС
посредника
посредника
посредника
Розничная цена
Рисунок 6 Схема формирования цены с учетом косвенных налогов
Элементы налогообложения акцизов и НДС представлены в таблице 4.
12
Таблица 3 Элементы налогообложения акцизов и НДС
Элемент
налогообложения
Субъекты налога
(налогоплательщики)
Объект
налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления
налога
Порядок
и
уплаты налога
Характеристика элемента
Акцизы
Статья 179
Организации;
Индивидуальные
предприниматели;
Статьи 181, 182, 183
Операции с подакцизными
товарами (алкогольная, табачная
продукция, автомобильный
бензин и т.д.)
Статья 187
Для большинства объектов
налогообложения – количество
подакцизной продукции
Статья 192
Календарный месяц
Статья 193
Устанавливается отдельно для
каждого вида подакцизного
товара:
в рублях за единицу измерения
подакцизного товара
(твердая/специфическая ставка);
комбинированная ставка (только
для папирос и сигарет: в рублях
на 100 шт. и в % от стоимости,
исчисленной исходя из
максимальных цен реализации).
Статьи 194, 195, 200, 201, 202
Анач = Q * СА,
Анач – акциз, начисленный по
операции;
Q – количество подакцизного
товара;
СА – ставка акциза.
сроки Статья 204
Не позднее 25-го числа месяца,
следующего
за
истекшим
налоговым периодом
НДС
Статьи 143, 145
Организации;
Индивидуальные
предприниматели;
Статьи 146 – 151
Операции по реализации
(передаче) товаров (выполнению
работ, оказанию услуг)
Статьи 153 – 162
Стоимость товаров (работ, услуг),
с учетом акцизов (для подакцизных
товаров)
Статья 163
Квартал
Статья 164
0%;
10%;
18%.
Статьи 166 - 173
НДСнач=∑НБi*Сндсi/100
НДСнач=(Цпр+Анач)*СНДС/100
НДСнач – НДС, начисленный по
операции;
НБi – налоговая база по i ставке;
Цпр – цена предприятия;
Анач – акциз, начисленный по
операции;
СНДСi – cтавка НДС.
НДСбюдж = НДСнач – ВНДС
НДСбюдж – НДС, подлежащий к
уплате в бюджет;
ВНДС – налоговые вычеты по НДС.
Статья 174
Равными долями не позднее 25-го
числа каждого из трех месяцев,
следующего
за
истекшим
налоговым периодом
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе
имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой,
региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004
года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены
главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При
введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные
13
органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым
кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано
право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые
предусмотрены на федеральном уровне.
В таблице 5 представлена характеристика элементов налогообложения налога на
имущество организаций.
Таблица 4 Элементы налогообложения налога на имущество организаций
Элемент
налогообложения
Субъекты налога
(налогоплательщики)
Объект
налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления
налога
Порядок
и
уплаты налога
сроки
Характеристика элемента
Статья 373
Организации,
имеющие
имущество,
признаваемое
объектом
налогообложения
Статья 374
Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве
объектов основных средств
Статьи 375-378
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной
стоимости.
Статья 379
Календарный год
Статья 380
Устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%
Статья 382
Нгодни = (Фср.г.)*Сни/100
год
Н ни - годовая сумма налога на имущество;
Фср.г. – среднегодовая стоимость имущества (налоговая база);
Сни – ставка налога на имущество.
Статья 383
Сроки установлены законами субъектов РФ.
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог, взимаемый в
Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический
потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на
развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной
связи этого налога с размером полученной налогоплательщиком прибыли через
предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство
ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в
различных отраслях экономики и регионах.
Таблица 5 Элементы налогообложения налога на прибыль организаций
Элемент
налогообложения
Субъекты налога
(налогоплательщики)
Объект
налогообложения
Налоговая база
Характеристика элемента
Статья 246
Российские и иностранные организации
Статья 247
Прибыль
Статья 274
Денежное выражение прибыли
14
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления
налога
Порядок
и
уплаты налога
сроки
Статья 285
Календарный год
Статья 284
20%:
2% зачисляется в федеральный бюджет;
18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Статья 286
НгодП = Пг*Сни/100
год
Н П - годовая сумма налога на прибыль;
П.г – годовая прибыль организации;
Сни – ставка налога на прибыль.
Статья 287
Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц — прямой федеральный налог, являющийся
одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы
государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически
активного населения.
Взимание налога на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Таблица 6 Элементы налогообложения налога на доходы физических лиц
Элемент
налогообложения
Субъекты налога
(налогоплательщики)
Объект
налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления
налога
Порядок
и
уплаты налога
сроки
Характеристика элемента
Статья 207
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,
Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не
являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически
находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12
следующих подряд месяцев.
Статьи 208, 209, 217
Доход, полученный налогоплательщиками:
физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ от источников в РФ или за пределами РФ;
физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ
- от источников в РФ.
Статьи 210-214
Все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в
натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды
Статья 216
Календарный год
Статья 224
13%
35%
30%
9%
Статьи 225-228
НДФЛ = (НБ-ВНДФЛ)*СНДФЛ/100
НДФЛ - налог на доходы физических лиц;
НБ – налоговая база;
ВНДФЛ – налоговые вычеты по НДФЛ;
СНДФЛ – ставка налога на доходы физических лиц.
Статьи 228-230
Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического
15
получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня
перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами
в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов,
исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
16