Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы финансового планирования и контроля

  • 👀 365 просмотров
  • 📌 328 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы финансового планирования и контроля
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы финансового планирования и контроля» pdf
Лекция. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК Вопросы для обсуждения 1.Понятие, цели и задачи финансового планирования. 2. Принципы финансового планирования. 3. Этапы финансового планирования. 4. Методы финансового планирования. 5. Понятие и виды бюджетов. 6. Сущность и виды финансового контроля. 1.Понятие, цели и задачи финансового планирования. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую определение необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия. Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии. Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи: конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития; выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации; обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования; определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов; обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства; осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Результатом финансового планирования на предприятии выступает финансовый план, который характеризует объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план связан со всеми процессами предприятия. 2.Принципы финансового планирования. При разработке финансовых планов рекомендуется использовать ряд основополагающих принципов: Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств. Принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств. Принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств. Принцип приспособлений к потребностям рынка - предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются: оперативные финансовые планы, которые составляются на месяц, декаду или неделю; текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой; среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет; перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода; программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования. 3.Этапы финансового планирования. Разработка финансового плана – последовательность ряда взаимосвязанных процедур, которые характеризуют единый процесс финансового планирования. Необходимость деления процесса разработки плана на отдельные этапы объясняется тем, что это позволяет выявить состояние отдельных этапов и сформулировать предложения по совершенствованию процесса финансового планирования в целом. Этапы процесса финансового планирования: 1. Анализ финансовой ситуации. На основании бухгалтерской отчетности за предыдущие годы проводится анализ по различным направлениям. Так, могут анализироваться: структура и динамика финансовых результатов; структура и динамика активов и пассивов; эффективность финансовой и инвестиционной деятельности. ликвидности; платежеспособности; оборачиваемости; кредитоспособности; рентабельности; потенциального банкротства и т. д. Данный этап необходим для того, чтобы определить существующие проблемы. 2. Разработка финансовой стратегии предприятия. Должна включать цели по следующим направлениям: формирование финансовых ресурсов; использование финансовых ресурсов; финансовая безопасность; качество финансовой работы. Результатом этапа должны стать программа стратегического финансового развития и прогнозы в разрезе основных финансовых форм отчетности. 3. Разработка финансовой политики. На основе принятой финансовой стратегии принимаются тактические решения по основным направлениям финансовой работы, т.е. налоговая, амортизационная, инвестиционная, ценовая, таможенная, эмиссионная, дивидендная политики. 4. Разработка текущих финансовых планов. На основе принятых показателей финансовой стратегии, принятой финансовой политики и плановых документов по основным сферам деятельности предприятия осуществляется разработка текущих финансовых планов на год. Основная цель этапа – определить общую целесообразность экономических и финансовых решений в плановом периоде. Разработка оперативных финансовых планов, т. е. детализация годовых показателей в квартальные, месячные, декадные и дневные. 5. Контроль исполнения финансовых планов, который также считается этапом процесса финансового планирования, хотя получение планового значения показателей, по сути, закончилось на предыдущем этапе. Однако в целях эффективности финансового плана этот процесс должен быть дополнен механизмами реализации финансовых планов, один из элементов которого – контроль. Основное содержание контроля – сопоставление плановых и фактических значений по планируемым объектам. 4.Методы финансового планирования. Метод планирования – способы и приемы расчетов показателей. 1. Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия. В планировании анализ имеет первостепенное значение, поэтому он причисляется к методам планирования. Использование анализа в части финансового планирования позволяет оценить его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные финансовые решения. 2. Нормативный. Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации, местные, отраслевые, внутрифирменные и т. д. Они позволяют предприятиям более точно рассчитывать финансовые показатели. Так, зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать значение показателя в плановом периоде. 3. Расчетно-аналитический. Считается одним из самых простых. Состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимающегося за базу, и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Часто используется как альтернатива нормативному методу по причине того, что связь между показателями отчетного и планового периодов может быть установлена не прямо, а косвенно (на основе анализа их динамики и связей). Обоснованность показателей, полученных таким методом, зависит во многом от обоснованности индекса изменения показателя. Поэтому для обоснования величины индекса часто используются мнения экспертов. 4. Балансовый. Считается одним из основных методов планирования. Алгоритм его использования предполагает балансовое соотношение показателей. 5. Оптимизация плановых решений. Необходимость ситуационного подхода в планировании предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений. Выбор из нескольких вариантов осуществляется на основе различных критериев. Процесс такого отбора решений на основе выбранного критерия называется оптимизацией. В качестве критериев оптимизации могут использоваться: минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала; максимум рентабельности капитала и т. д. 6. Экономико-математическое моделирование. Эти методы основаны на построении экономико-математических моделей, отражающих взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, на них влияющими. 5.Понятие и виды бюджетов. Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Основные функции бюджета: планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации; координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом; стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности; контроль и оценка текущей деятельности; средства на обучение менеджеров. Бюджетирование — динамический процесс составления и реализации финансового документа. Основными этапами бюджетирования являются: анализ исполнения бюджета прошедшего периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов); составление бюджета на отчетный период; контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода; анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов); составление бюджета на следующий период и т.д. Виды бюджетов и их характеристика представлены в таблице. Виды бюджетов и их характеристика В зависимости поставленных задач от Частный бюджет — это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой. Общий (генеральный) бюджет — это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. В зависимости от деловой Статический (жесткий) бюджет — это бюджет, планируемый на активности организации конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. Гибкий бюджет — это связующее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В зависимости от объекта Оперативный бюджет — текущий, периодический, бюджетирования: характеризует планируемые операции на предстоящий период, включает: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках. Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Схема построения генерального бюджета в организации представлена на рис. 1. Рис. 1 Схема построения генерального бюджета в организации Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов (рис. 2). Высший уровень комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена управления организацией, а также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации. Второй уровень включает отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный, снабжения, маркетинга, плановоэкономический, финансовый и т.д.). Третий уровень включает отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, отдел главного механика, отдел главного энергетика, технический отдел, производственные цеха). Рис. 2 Схема управлением бюджетирования в организации Для осуществления контроля исполнения бюджета целесообразно использовать двухуровневую систему контроля: 1) первый, верхний — контроль исполнения бюджетов всех структурных подразделений осуществляет финансовая служба и бухгалтерия; 2) второй, нижний — контроль за исполнением бюджетов подразделений. Контроль должен осуществляться с помощью специально разработанных принципов и правил, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых. Они должны позволять:  оперативно анализировать фактические отклонения от плановых значений;  разрабатывать мероприятия по устранению причин роста непроизводственных затрат;  своевременно представлять руководству организации аналитические материалы по исполнению соответствующих бюджетов и сводного бюджета. Составление и анализ исполнения каждого бюджета должны представлять собой непрерывный динамический процесс, в котором участвуют все основные подразделения предприятия. 6.Сущность и виды финансового контроля. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Задачи финансового контроля: 1. Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства. 2. Задачи по обеспечению интересов собственника Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий. Анализ эффективности привлечения заёмных средств. Анализ мер по оптимизации налогового бремени. Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к изменению стоимости имущества любого вида или обязательств любого вида. Классификация финансового контроля 1. По субъекту контроля 1.1 Государственный контроль Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой. Денежно-кредитный контроль: Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций. Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита. 1.2. Вышестоящий контроль Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов). 1.3. Внутрихозяйственный контроль Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю. 1.4. Независимый (коммерческий) контроль — аудит. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно. 1.5. Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур. 2. По времени проведения Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов). Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия. 3. По направлению Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных). Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом. 4. По срокам выполнения Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года). Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта. 5. По источнику финансирования Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль. 6. По методам контроля: 6.1 Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. 6.2 Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осущест ляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. 6.3 Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. 6.4 Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. 6.5 Аудит - это предпринимательская деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. Результатом мероприятия финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает: достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации), вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов, факты неэффективного или неэкономного хозяйствования. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (в ходе изучения лекционного материала) 1. Назовите цели и задачи финансового планирования на предприятии. 2. Обоснуйте принципы финансого планирования на предприятии. 3. Дайте сравнительную характеристику понятий: план, финансовый план, бюджет. 4. Дайте характеристику основных видов финансового планирования. 5. Назовите основные этапы финансового планирования на предприятии. 6. Дайте характеристику основных методов финансового планирования. 7. Дайте характеристику основных этапов бюджетировании. 8. Назовите цели и задачи финансового контроля. Обоснуйте роль и значение финансового контроля для экономики. 9. Дайте определение финансового контроля. Назовите и дайте характеристику основных видов финансового контроля.
«Основы финансового планирования и контроля» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot