Основы бизнеса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Основы бизнеса»
Тема 1. Понятия и сущность бизнеса
КОНЦЕПЦИИ БИЗНЕСА. Критическая и позитивная концепции
бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса
При всем многообразии видов и направлений деятельности людей – от
проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения
клетки до создания шедевров изобразительного искусства – общим свойством
этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался
наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом
своим бизнесом.
Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к
различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно все
они могут быть объединены в три основные концепции: позитивную,
критическую, прагматическую.
Под концепцией здесь и далее понимается система устойчивых, логически
взаимосвязанных теоретических взглядов на те или иные объективные явления,
а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и категории, с
помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях,
разработках, выступлениях и публикациях.
Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие бизнес
объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных
отношений, имеющих одинаковую направленность на обогащение одних людей
за счет других. Указанная точка зрения широко представлена не только в
2
теории, но и на практике, в частности, в обосновании идейных платформ
разных политических партий, к числу которых относятся антиглобалисты за
рубежом и ортодоксальные коммунисты в России. Существует множество
модификаций критических представлений о бизнесе, но общим для них всех
выступает тезис о противоречивости, а то и несовместимости интересов и целей
людей, содержанием деятельности которых является бизнес.
Полной противоположностью критической концепции бизнеса является
позитивная концепция бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается
и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая
в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и
услуг для других людей.
3
Прагматическая концепция бизнеса
Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними
позициями в оценке бизнеса, как объективного явления. Преодоление
указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше
концепций, а именно - прагматической концепции бизнеса.
Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес
рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества.
Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой
стороны - выгодным людям, которые воспринимаются обществом в качестве
бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические)
интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают
возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных
товаров и оказанных услуг.
4
Тема 2. Субъекты бизнеса. Инфраструктура бизнеса
Термин «субъект бизнеса», равно как и его английский эквивалент «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения в
принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в
дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться
следующим:
♦ субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в
качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации,
предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно
определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не
являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии
с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым
относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные
образования);
♦ субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься
5
любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными
действующим
законодательством;
♦ деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает,
что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не
могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения
между
собой
по
всему
свету;
♦ «субъекты бизнеса» - это категория, характерная для любой исторической
формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм
родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом
особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является
рыночная
экономика.
Подробнее о физических и юридических лицах, их составе и особенностях мы
узнаем, изучив материалы следующего раздела учебника «Основы бизнеса».
Пока для характеристики субъектов бизнеса, которые не являются физическими
лицами, мы можем применять уже известный термин «институциональные
субъекты бизнеса», а для характеристики их деловых интересов - термин
«институциональные
деловые
интересы».
Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и видов их
деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается
функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная
специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их
функциональной специализации обусловливает следующую классификацию
субъектов
бизнеса:
• предприниматели, осуществляющие инициативную деятельность на свой
риск и под свою исключительную экономическую и юридическую
ответственность,
в
том
числе
коллективы
предпринимателей
и
предпринимательские
ассоциации;
• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг),
предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации
потребителей;
• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на
контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех
случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок
(предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение
цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.);
государственные
служащие;
• международные и национальные общественные организации, обладающие
директивными полномочиями, и их сотрудники.
6
Рис. 2.1. Субъекты бизнеса
Тема3. Основные виды деятельности в сфере бизнеса
Крупный, средний и малый бизнес.
К малому бизнесу относятся все компании, имеющие среднегодовую
численность работников не более 50 человек. Что касается сферы деятельности,
то это может быть в принципе что угодно: магазины, небольшие
производственные фирмы (выпуск малых объемов продукции), туристические
фирмы, стоматологические и другие медицинские кабинеты, различные
учебные курсы, парикмахерские и т.д.
Субъекты малого предпринимательства – это компании, которые нацелены
на строго определенную аудиторию клиентов и охватывают небольшую
территорию деятельности. Так как сотрудников на малых предприятиях не
много, они обычно имеют тесную взаимосвязь.
Наряду с другими целями классификация субъектов бизнеса по
количественным признакам обусловливает возможность выделения субъектов
малого (мелкого) предпринимательства. В соответствии с Федеральным
законом №88-ФЗ от 14 июня 1995 года (с последующими поправками) «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации», в России к субъектам малого предпринимательства относятся
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, а также мелкие предпринимательские фирмы
(малые предприятия).
В уставном капитале таких фирм (закон определяет их как «коммерческие
организации» -) доля участия Российской Федерации, ее субъектов,
общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов,
а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не
являющимся в свою очередь субъектами малого предпринимательства, не
7
превышает 25%. Вместе с тем доля участия в таких фирмах физических лиц и
других, уже созданных и действующих субъектов малого предпринимательства
не ограничивается.
Средняя численность работников за отчетный период не должна
превышать внутри малых предприятий следующих предельных уровней:
• в промышленности - 100 человек;
• в строительстве - 100 человек;
• на транспорте - 100 человек;
• в сельском хозяйстве - 60 человек;
• в научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов
предпринимательской деятельности - 50 человек.
Рис. 3.1. Малые предприятия в различных отраслях
Тема 4. Организационно-правовые формы создания бизнеса
Предпринимательская деятельность:
самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность,
направленная на систематическое
получение прибыли от пользования
имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ или оказания
8
услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом
порядке;
Как экономическое явление - отражает систему отношений,
возникающих у предпринимателя со всеми другими субъектами рынка;
Как экономический процесс:
Создания новых товаров (услуг, работ), обладающих ценностью для
потребителя;
Осуществляемый
на основе комбинирования и эффективного
использования имеющихся ресурсов для достижения максимального
результата;
Включающий ряд этапов от новой творческой идеи до получения
конкретного результата, приносящего прибыль;
Как метод ведения хозяйства - характеризуется:
Самостоятельностью и независимостью хозяйственных субъектов,
наличием у них определенной совокупности прав и свобод;
Ответственностью за принимаемые решения, их последствия и связанный
с этим риск;
Ориентацией на достижение коммерческого успеха, стремлением к
увеличению прибыли.
Субъекты
предпринимательской
(предпринимательскую деятельность осуществляют):
деятельности
Физические лица (индивидуальные предприниматели (ПБОЮЛ)):
Граждане, зарегистрированные в государственных органах в качестве
индивидуальных предпринимателей;
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств с момента государственной
регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств;
Юридические лица - организации:
имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество и отвечающие по своим
обязательствам этим имуществом;
имеющие право от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде;
считаются созданными с момента их государственной регистрации; имеют
свой самостоятельный баланс и расчетный счет;
Виды юридических лиц:
Коммерческие - предприятия (основная цель - извлечение
прибыли):
Хозяйственные товарищества;
Хозяйственные общества (ООО, ОАО, ЗАО);
Производственные кооперативы (артели);
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
9
Некоммерческие (не имеют извлечение прибыли в качестве
основной цели деятельности): учреждения, некоммерческие партнерства,
автономные некоммерческие организации, фонды, товарищества
собственников жилья, коллегии адвокатов и др.
Основные методы создания предприятий в российских условиях:
1. Организация нового предприятия:
Создание нового предприятия;
Приватизация государственной собственности;
Аренда с правом выкупа
2. Преобразование существующего предприятия:
Выделение из другого предприятия;
Слияние с другим предприятием;
В результате разделения предприятия.
3. Создание филиалов, дочерних и зависимых предприятий.
Классификация организаций (предприятий):
4. По цели деятельности:
Некоммерческие
Коммерческие
5. По видам деятельности:
Промышленные;
Торговые;
Строительные;
Транспортные и др.
6. По формам собственности:
Частные;
Государственные;
Муниципальные;
Смешанные и др.
4. По организационно – правовым формам:
Товарищество;
Общество ;
Производственный кооператив;
Унитарное предприятие.
5.По объему бизнеса и размерам:
Малые;
Средние;
Крупные
10
Общество с ограниченной ответственностью
Учредители:
Одно или несколько лиц в соответствии с учредительными
документами (учредительный договор; протокол собрания учредителей);
Не могут быть участником:
другое общество в составе одного лица;
государственные органы и органы местного самоуправления
Число участников не должно превышать 50 чел., иначе ООО
преобразуется в ПрК, АО или ликвидируется;
Уставной капитал (минимальный размер имущества, гарантирующий
интересы кредиторов):
Не менее 100-кратной величины МРОТ, установленной федеральным
законом на дату регистрации;
Составляется из номинальной стоимости долей его участников;
К моменту регистрации
должен быть сформирован на 50%,
оставшаяся часть – в течение года с момента регистрации;
Вкладом могут быть деньги, ценные бумаги, имущественные права,
имеющие денежную оценку;
Доли участников в уставном капитале общества закрепляются
учредительными документами (Учредительный договор, Устав).
Ответственность:
Участники отвечают по обязательствам ООО и рискуют своим
вкладом;
Солидарная ответственность участников по неоплаченной части
вкладов
Акционерное общество (АО)
– коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на
определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой
(акцией), удовлетворяющей обязательственные права участников общества
(акционеров) по отношению к обществу
Виды акций:
Обыкновенные:
Имеют одинаковый номинал;
Имеют фиксированный набор прав:
Являются голосующими;
Размер дивиденда заранее не определен;
Ликвидационная стоимость имущества заранее не определена.
Привилегированные:
11
Суммарный номинал привилегированных акций не может превышать 25%
уставного капитала;
Возможный набор прав (определяется типом акции (в каждом типе –
одинаковый номинал и набор прав); законом и учредительными документами):
Дивиденд определен в твердой сумме или процентах;
Ликвидационная стоимость имущества определена заранее;
Право голоса - только в случаях, предусмотренных законом или уставом.
Тема5. Функционирование и развитие предприятия
Функции маркетинга
Общими функциями маркетинга являются управление, организация,
планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль.
Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и
спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики
фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики,
товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и т. д.
Функции маркетинга – это взаимосвязь видов деятельности.
Жизненный цикл товара
Каждому товару запущенному в коммерческое производство, присущ свой
жизненный цикл, состоящий из ряда этапов со своими характерными
проблемами и приемами маркетинга.
Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль,
потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления
товара на рынок и до снятия его с рынка и позволяет маркетологам
прогнозировать и учитывать влияние тех или иных факторов на продвижение
товара и своевременно корректировать план маркетинга.
Концепция жизненного цикла товара предусматривает следующие
четыре этапа:
I.Этап внедрения на рынок - период медленного роста сбыта по мере
выхода товара на рынок. При этом прибыль отсутствует;
II. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого
роста прибылей;
12
III. Этап зрелости - этап замедления темпов сбыта и стабилизации
прибылей;
IV. Этап падения – период, характеризующийся резким падением сбыта и
снижением прибыли. Этап падения завершается мероприятиями по уходу с
рынка.
Согласно концепции жизненного цикла товара, администрация и
маркетологи фирмы должны уметь прогнозировать жизненный цикл и по
возможности корректировать его, удлиняя, например, этап зрелости или
предотвращая этап упадка при помощи модификации товара, повышения его
рыночной привлекательности.
Тема 6. Риски в бизнесе
Под предпринимательским риском понимается вероятность ущерба,
возникающего при любых видах предпринимательской деятельности,
связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией;
товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также
осуществлением научно-технических проектов.
Остановимся на некоторых из них подробнее:
По факторам возникновения:
Политические – риски, обусловленные изменением политической обстановки,
влияющей на хозяйственно – экономическую деятельность (пример: отставка
кабинета министров);
13
Экономические – риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в
экономике предприятия или в экономике страны. (Для РФ таким риском
сегодня является возможное падение мировых цен на нефть)
Страховой риск
Оценивается экспертно (по зарубежным странам - на основании рейтингов
стран мира по уровню странового риска инвестирования, публикуемых
специализированной рейтинговой фирмой ВЕRI (Германия), Ассоциацией
швейцарских банков, аудиторской корпорацией "Ernst @ Young«) и обычно
усматривается в возможности:
конфискации имущества либо утери прав собственности при выкупе их по цене
ниже рыночной или предусмотренной проектом;
непредвиденного изменения законодательства, ухудшающего финансовые
показатели проекта (например, повышение налогов, ужесточение требований к
производству или производимой продукции по сравнению с предусмотренными
в проекте);
смены персонала в органах государственного управления, трактующего
законодательство непрямого действия.
Величина поправки на страновой риск снижается в условиях предоставления
проекту федеральной (и в меньшей степени региональной) поддержки.
По характеру учета:
Внешние – риски, связанные с внешней средой предприятия (политические,
экономические, демографические, социальные и др. факторы внешнего
окружения);
Внутренние – риски, обусловленные деятельностью самого предприятия
(деловая активность руководства предприятия, производственный потенциал,
техническая оснащенность и др.)
По вероятности потерь и влиянию на финансовое положение предприятия:
Наиболее вероятные (НВ) риски – уменьшение прибыли;
Допустимые (Д) риски – полная потеря прибыли (точка безубыточности);
Критические (К1) риски – потеря выручки (полной стоимости проданного
товара)
Катастрофические (К2) риски – банкротство организации.
14
Как правило, определяются особенностями и целевой ориентацией
проекта. Учитываются поправкой к норме дисконта.
Тема 7. Личность и бизнес
Общие
параметры
деловой
культуры
современного
российского
предпринимателя зафиксированы в «12 принципах ведения дел в России»:
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и
самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых
деловых обязательств.
3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как
способов достижения деловых целей.
4. Всегда веди дело сообразно средствам.
5. Оправдывай доверие. в нем – основа предпринимательства и ключ к
успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного
партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Самый лучший партнер тот, который тоже
выиграет от сделки.
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с
единомышленниками на основе данных принципов.
9. Твори добро для людей, не требуя за него непременного
общественного признания.
10. При создании и ведении дела не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции.
Способствуй тому, чтобы они стали не выгодны всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и
стран.
Тема 8. Защита и безопасность бизнеса
15
– это такое состояние защищенности предприятий,
учреждений, организаций, при котором наличие угроз их экономической
деятельности не приводит к снижению коммерческого успеха, росту
материальных, финансовых, имиджевых и иных потерь.
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Такое состояние защищенности бизнеса достигается путем создания
комплексной
системы
правовых
(юридических),
экономических,
информационных, охранных, кадровых и других мер, обеспечивающих
стабильное повышение прибыли в условиях существующих внешних и
внутренних угроз.
Существуют угрозы, общие для всех видов бизнеса, которые в свою очередь
подразделяются на внешние и внутренние.
Так к внешним угрозам бизнесу можно отнести:
недобросовестная конкуренция;
нестабильная экономическая политика государства, выборочная
поддержка крупного бизнеса и отсутствие реальной поддержки среднего
и малого бизнеса;
сильное влияние олигархических финансово-промышленных групп на
принятие в своих интересах экономических решений, зачастую
противоречащих интересам всей страны;
непредсказуемость действий правоохранительных, налоговых, судебных
органов, в том числе в отношении конкретных компаний;
несовершенство
законодательства,
«дыры»
которого
успешно
используются при недобросовестной конкуренции;
коррупция в органах государственного и местного управления, когда за
решение какого-либо вопроса надо заплатить, или когда решения
принимаются в чьих-либо интересах в ущерб другим;
деятельность организованных преступных сообществ;
разведывательная деятельность иностранных спецслужб, с целью
подрыва экономики страны и продвижения на рынки продукции своих
предприятий;
промышленный
шпионаж,
осуществляемый
зарубежными
и
отечественными фирмами в своих интересах;
рейдерские захваты, как крайне отрицательное явление, ведущие к
теневому переделу рынка собственности;
явления техногенного или природного характера.
Внутренние угрозы бизнесу объединены одним общим признаком –
человеческим фактором, который может проявляться в различных
формах, в том числе:
16
неправильные управленческие решения собственников и менеджеров
предприятия;
нарушения установленного режима безопасности;
нарушения установленного порядка использования технических средств,
в том числе средств вычислительной и оргтехники, средств связи;
нарушения установленного режима сохранности коммерческой тайны и
иной конфиденциальной информации;
нарушения установленных правил ведения документооборота;
умышленные действия собственного персонала, совершенные в
интересах конкурентов, преступников или по личным мотивам.
другие действия.