Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.3 – Таможенная стоимость и методы ее оценки
1. Основные вопросы определения таможенной стоимости
2. Методы определения таможенной стоимости
3. Контроль таможенной стоимости
1. Основные вопросы определения таможенной стоимости
Таможенная стоимость – это стоимость товаров, определяемая для таможенных целей. Определение таможенной стоимости товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет, цены на импортные и экспортные товары.
Вопросы формирования таможенной стоимости регламентированы:
- Таможенным кодексом Таможенного союза
- ФЗ «О таможенном регулировании»
- Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"
- Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.)
- Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376
"О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (с изменениями от 23 сентября 2011 г.).
В ст. 64 ТК установлен порядок определения таможенной стоимости товаров в связи с их перемещением через таможенную границу таможенного союза ЕврАзЭС.
В ТК отсутствует легальное определение категории таможенной стоимости. В прежней редакции ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе"*(120) (до изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2005 года N 144-ФЗ) под таможенной стоимостью понималась стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В п. 2 ст. 75 ТК установлено, что в зависимости от видов товаров и применяемых видов ставок таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (например, количество) является базой для исчисления таможенных пошлин. Так, таможенная стоимость товаров необходима для расчета таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам, установленным Единым таможенным тарифом таможенного союза.
Кроме того, таможенная стоимость выступает основным компонентом налоговой базы для взимания налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу государств - членов таможенного союза.
Помимо этого в Российской Федерации в отличие от других государств - членов таможенного союза величина таможенной стоимости используется в качестве критерия для определения размера ставок при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление товаров (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров").
Вопросы определения таможенной стоимости находятся в тесной связи с формированием федерального бюджета в части, образуемой за счет поступлений таможенных платежей, развитием внешнеторгового оборота, международным регулированием трансфертного ценообразования для целей косвенных налогов.
В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера, способного в значительной степени повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Ускорение интеграционных процессов в сфере внешнеторговой деятельности обусловило необходимость унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости.
Основой порядка определения таможенной стоимости товаров, принятой в большинстве стран мира, выступают ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (иначе - Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ).
Согласно ч. 2 ст. VII ГАТТ 1994 "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В ч. 5 этой же статьи ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет участникам внешнеторгового оборота "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей".
Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 в ст. 1 закрепляет в качестве основного принципа определения таможенной стоимости использование цены сделки (transaction value), под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары, скорректированная с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактическую цену сделки (брокерские, комиссионные расходы, стоимость упаковки и т.д.). В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основании цены сделки, таможенные органы и импортер в процессе совместных консультаций вырабатывают общую позицию по применению альтернативных методов определения таможенной стоимости (прежде всего, с использованием цены идентичных товаров, а при их отсутствии - однородных). При невозможности определить таможенную стоимость на основе первых трех методов импортер в избираемой им последовательности применяет методы сложения и вычитания. При методе сложения (или расчетном методе) таможенная стоимость определяется путем калькулирования себестоимости товара и прибавления нормальной для данного вида коммерческой деятельности нормы прибыли. Метод вычитания заключается в определении таможенной стоимости на основании цены единицы товара, по которой импортируемые товары реализуются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта. Данный метод предполагает осуществление ряда вычетов в размере расходов, понесенных в связи с импортом товаров или их продажей в стране импорта (транспортные, страховые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и т.д.). Последний метод определения таможенной стоимости в соответствии с Соглашением - резервный метод, при котором таможенная стоимость определяется на основе разумного применения названных выше методов и с использованием данных, имеющихся в стране импорта.
Ни одно из государств - членов таможенного союза не является участником ГАТТ. Тем не менее, принятие таможенным союзом международно-правовых стандартов Всемирной торговой организации (ВТО) в области определения таможенной стоимости ввозимых товаров отвечает интересам его членов по интеграции в мировые экономические отношения.
До установления в рамках таможенного союза наднационального регулирования института таможенной стоимости для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, применялись положения Закона РФ "О таможенном тарифе" (не утратили силу, но не применяются ввиду п. 2 ст. 1 ТК).
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза*(122) были установлены Соглашением от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза"*(123), вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Как следует из п. 1 ст. 64 ТК, порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, зависит от направления их перемещения. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза их таможенная стоимость определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ 1994. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза - в соответствии с законодательством того государства-члена таможенного союза, таможенными органами которого производится декларирование.
Положения Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, распространяются на случаи, когда ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары фактически пересекли таможенную границу и впервые после этого были помещены под таможенную процедуру (за исключением процедуры таможенного транзита).
Если впоследствии первоначально заявленная таможенная процедура изменяется, то таможенная стоимость товаров определяется исходя из их состояния на момент первого после пересечения таможенной границы таможенного союза помещения под таможенную процедуру.
По общему правилу таможенная стоимость ввозимых товаров определяется самостоятельно декларантом или его таможенным представителем. В исключительных случаях, предусмотренных ТК, таможенную стоимость товаров определяет таможенный орган. Так, в п. 3 ст. 68 ТК указано, что если декларант не согласен с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров, то таможенный орган сам осуществляет корректировку заявленной таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенная стоимость, по сути, являясь налоговой базой, влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения ее величины зависит поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей и эффективность таможенного регулирования.
┌──────────────────────────────┐
│ Функции таможенной стоимости │
└───────────────┬──────────────┘
┌────────────────────────┬─────────┼─────────────┬───────────────────────────┐
│ │ │ ┌──────────▼─────────┐ │
┌─────────▼────────────┐ ┌───────▼──────┐ │ │ основа для │ ┌───────────▼───────────┐
│основа для исчисления │ │ основа для │ │ │ исчисления в │ │ основа для исчисления │
│ адвалорных │ │ исчисления │ │ │ установленном │ │ сборов за таможенное │
│таможенных платежей │ │ акцизов │ │ │ порядке НДС │ │ оформление │
└──────────────────────┘ └──────────────┘ │ └────────────────────┘ └───────────────────────┘
┌───────────────────────┬──────────┴─────────────┬───────────────────────────┐
│ │ │ │
│ │ ┌──────────▼──────────┐ ┌───────────▼───────────┐
┌─────────▼────────┐ ┌──────────▼────────┐ │ для применения │ │ используется при │
│используется для │ │ используется в │ │ нетарифных мер │ │ проверке │
│целей таможенной │ │ целях валютного │ │ госрегулирования │ │ обоснованности цены │
│ статистики │ │ контроля │ │ ВЭД │ │ при бартерных сделках │
└──────────────────┘ └───────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘
Рисунок 1.1 – Функции таможенной стоимости
Таможенная стоимость и сведения, относимые к ее определению, должны быть основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Таможенные органы вправе проверить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений.
Процедура таможенной оценки должна быть универсальной и применяться вне зависимости от источников поставки товаров, а также не должна использоваться для борьбы с демпингом.
2. Методы определения таможенной стоимости
Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, содержит исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, которые подлежат применению в строгой последовательности. При этом каждый последующий метод используется в случае невозможности определения таможенной стоимости с помощью предыдущего.
В п. 1 ст. 2 рассматриваемого Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Согласно ст. 4 для целей Соглашения под стоимостью сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.
Данный метод определения таможенной стоимости применяется во всех случаях, когда отсутствуют условия, препятствующие его использованию (п. 1 ст. 4 Соглашения). Среди таких условий наибольшее число споров между декларантами и таможенными органами вызывает наличие факта взаимосвязи между продавцом и покупателем в случаях, когда такая взаимосвязь оказывает влияние на цену сделки.
Категория "взаимосвязанные лица" для целей Соглашения раскрывается в ст. 3. Если таможенному органу в отношении взаимосвязанных лиц становится известно о том, что их взаимосвязь повлияла на цену сделки, обязанность доказать отсутствие влияния такой взаимосвязи на цену возлагается на декларанта. Для признания стоимости сделки с ввозимыми товарами за основу таможенной стоимости этих товаров декларант обязан доказать, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин, указанных в п. 4 ст. 4 Соглашения. Между тем согласно порядку определения таможенной стоимости ввозимых товаров, действовавшему в Российской Федерации до 1 июля 2010 года (в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе"), представлять в таможенные органы доказательства отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки было правом лиц, декларирующих товары, не обязанностью.
Иные методы определения таможенной стоимости, установленные в Соглашении: метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения; резервный метод.
Определения понятий идентичных и однородных товаров приведены в ст. 3 Соглашения. Последовательность применения методов сложения и вычитания может устанавливаться по заявлению декларанта (п. 1 ст. 8). Последний из предусмотренных в Соглашении резервный метод используется только тогда, когда не может быть применен ни один другой метод (п. 1 ст. 10).
В п. 3 ст. 2 Соглашения содержится важный принцип определения таможенной стоимости ввозимых на территорию таможенного союза товаров: "Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации". В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения если в отношении дополнительных начислений к цене за ввозимые товары такая информация отсутствует, то данное обстоятельство исключает возможность применения основного метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.
С целью обоснованного выбора стоимостной основы определения таможенной стоимости таможенные органы и декларанты могут проводить совместные консультации. Согласно ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в течение месяца со дня получения запроса. При этом таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113). Если запрашиваемая информация была предоставлена уполномоченным на проведение консультаций лицом несвоевременно или в недостоверном виде, по причине чего лицо, обратившееся за консультацией, потерпело убытки, то такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 16, 1069 ГК РФ).
В ст. 11 Соглашения содержится положение, согласно которому, если процесс определения таможенной стоимости создает необходимость отложить это решение, декларант должен иметь право получить товары при условии предоставления им достаточной гарантии оплаты таможенных платежей. Данное положение полностью соответствует содержанию ст. 13 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ.
Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, не распространяется на товары для личного пользования. В их отношении применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года*(124).
С целью обеспечения и гарантии непрерывности внешнеторгового оборота при отсутствии документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для расчета величины таможенной стоимости, допускается отложить ее точное определение. В таких случаях для заявления таможенной стоимости, исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов декларанту разрешается использовать только имеющиеся документы и сведения (п. 5 ст. 64 ТК).
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлен в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации"
Методология таможенной оценки основывается на принципах, установленных нормами международного права и общепринятой мировой практикой. В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном тарифе таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, определяется путем применения одного из следующих шести методов определения таможенной стоимости товаров:
1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) по стоимости сделки с однородными товарами;
4) вычитания;
5) сложения;
6) резервным.
Основным является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в России с его помощью оформляется свыше 93% деклараций). Если основной метод применить не удается, используется последовательно каждый из перечисленных. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности по выбору декларанта. Обратный порядок применения методов вычитания и сложения декларант указывает в заявлении.
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами
В соответствии со ст. 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью ввозимых на таможенную территорию РФ товаров является стоимость сделки. В цену сделки включаются все прямые или косвенные платежи непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.
Для определения таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены отдельные компоненты корректировки цены, которые ранее в нее не включались. Перечень дополнительных начислений к уплаченной цене является закрытым (ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).
Первый компонент включает понесенные покупателем, но не включенные в цену расходы:
- на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
- тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
- упаковку.
Второй компонент включает расходы:
- на доставку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ;
- погрузку, выгрузку и проведение иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия в РФ;
- страхование.
Третий компонент - это соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем экспортеру бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на экспорт оцениваемых товаров. Сюда отнесены следующие товары и услуги:
- сырье, материалы, комплектующие изделия, являющиеся составной частью ввозимых товаров;
- инструменты, штампы, формы и другие предметы, использованные при производстве ввозимых товаров. При этом применяются два способа распределения их стоимости, согласно которым вся стоимость относится на таможенную стоимость:
- первой партии товаров,
- иного количества товаров, но не менее количества декларируемых;
- материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
- проектирование, разработки, инженерные и конструкторские работы, дизайн и т.п., необходимые для производства оцениваемых товаров, выполненные вне территории РФ.
Четвертый компонент - платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен внести в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Сюда не включаются платежи за право соответствующего воспроизведения объектов интеллектуальной собственности в РФ.
Пятый компонент включает часть дохода, причитающуюся продавцу прямо или косвенно в результате последующей перепродажи, распоряжения иным способом или использования товаров на территории РФ. Как правило, часть дохода, причитающаяся продавцу, оговаривается во внешнеторговом контракте. Например, если в контракте предусмотрено вознаграждение продавца в размере, равном 5% прибыли, эта сумма включается в таможенную стоимость. При отсутствии данных о размере прибыли на момент таможенного оформления проводится независимая предварительная экспертная оценка величины прибыли.
Все дополнительные начисления к цене делаются на основании документально подтвержденных и количественно определяемых сведений по данным бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии таких сведений метод 1 не применяется.
Цена сделки для определения таможенной стоимости может быть скорректирована и в сторону уменьшения, если отдельные расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены и подтверждены декларантом документально. К ним можно отнести расходы:
- на строительство, возведение, сборку, монтаж и другие работы, производимые в РФ в отношении промышленных установок, машин и оборудования;
- по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на территорию РФ;
- на уплату пошлин, налогов, сборов, взимаемых в РФ.
Расходы на страхование не вычитаются из цены сделки, поскольку зависят от стоимости товара, а не от дальности перевозок, кроме того, они не подразделяются на расходы "до места ввоза" и "после места ввоза".
Метод 1 определения таможенной стоимости применяется при следующих условиях:
1) если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
- определяют выбор региона, в который товары могут быть перепроданы,
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть определено количественно. Например, по внешнеторговому контракту экспортер должен получить определенное количество готовых товаров взамен полуфабрикатов, которые подлежат таможенной оценке на территории РФ. Либо продавец в контракте фиксирует определенную цену товара при условии, что импортер дополнительно закупит другой товар, стоимость которого неизвестна;
3) продавцу прямо или косвенно не причитается часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования (за исключением случаев, рассмотренных ранее);
4) покупатель и продавец - не взаимосвязанные лица (за исключением случаев, когда они являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей).
В статье 5 Закона о таможенном тарифе в качестве условий, при соблюдении одного из которых лица признаются взаимосвязанными, приведены следующие:
- одно из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;
- лица являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки в рамках совместной деятельности;
- лица являются работодателем и работником;
- одно из лиц прямо или косвенно владеет 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем 5% и более выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;
- одно из лиц прямо или косвенно контролирует другое;
- оба лица прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
- оба лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
- лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Взаимосвязанными не признаются лица, одно из которых является единственным дистрибьютором, единственным агентом другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии. Это дает возможность дистрибьюторам и агентам использовать метод 1, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.
Сам по себе факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен служить основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости. Однако это требует проведения анализа обстоятельств, сопутствующих продаже товаров. Декларант должен путем сравнения доказать, что такая стоимость близка стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Россию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом, либо таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, определяемой методом вычитания или сложения.
Кроме того, учитываются также сведения, представленные декларантом о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовые, розничные, иные), количестве товаров, расходах в случае отсутствия взаимосвязанности между покупателем и продавцом. Если взаимосвязанность не повлияла на стоимость сделки, товары оцениваются по методу 1.
Таким образом, для взаимосвязанных лиц установлен особый порядок применения таможенной стоимости, допускающий субъективность процедуры доказывания факта, что взаимосвязанность не повлияла на цену сделки, поскольку работник таможенного органа может посчитать доказательства недостаточными или недостоверными.
По стоимости сделки с идентичными товарами
Таможенной стоимостью оцениваемых товаров признается стоимость сделки с идентичными товарами.
Под идентичными товарами понимают товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству, репутации. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить причиной отказа в рассмотрении товаров как идентичных.
Товары не считаются идентичными по отношению к оцениваемым товарам, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые, а также если проектирование, опытно-конструкторская разработка и иные аналогичные работы, связанные с этими товарами, выполнены в России.
В соответствии с новым порядком к идентичным товарам могут быть также отнесены товары другого изготовителя при условии, что в РФ не выявлено товаров производителя, изготовившего оцениваемые товары.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары проданы на экспорт и вывезены в Россию на том же коммерческом уровне, в сопоставимом с оцениваемыми товарами количестве, в соответствующий период времени (ст. 20 Закона о таможенном тарифе).
Если таких продаж не было, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах. В этом случае стоимость сделки корректируется с учетом соответствующих различий. Корректирующие данные должны быть точными и обоснованными.
При наличии более одной стоимости сделки с идентичными товарами для оценки таможенной стоимости принимается самая низкая из цен с учетом всех корректировок.
По стоимости сделки с однородными товарами
Таможенной стоимостью оцениваемых товаров признается стоимость сделки с однородными товарами.
Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутация на рынке, наличие товарного знака.
Если товары имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуются одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признать однородными.
В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работы выполнены в России.
Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявления товаров того же производителя на территории РФ.
При использовании метода 3 учитываются те же правила, что и при применении метода 2. Так, однородные товары должны быть проданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Таможенная стоимость их корректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкая из цен.
Если использовать альтернативные методы невозможно, таможенная стоимость определяется расчетным путем с учетом основных ценообразующих элементов.
Метод вычитания
Этот метод применяется, если оцениваемые или идентичные либо однородные им товары продаются на внутреннем рынке в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ. За основу для определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой указанные товары продаются на внутреннем рынке России в наибольшем совокупном количестве в тот же период времени или соответствующий ему. Другое требование, позволяющее применять этот метод, - покупатель не должен быть взаимосвязанным лицом с продавцом.
Таким образом, в основу метода 4 заложены последующие сделки купли-продажи ввезенного товара на внутреннем рынке страны-импортера.
Для таможенной оценки из цены импортируемого товара (идентичного или однородного), реализованного на внутреннем рынке, вычитаются следующие элементы:
- вознаграждения агенту (посреднику) либо надбавки к цене, заложенные в целях получения прибыли, покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в России товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
- обычные расходы, понесенные в России на перевозку (транспортировку) и страхование;
- суммы таможенных пошлин, налогов, сборов, включая региональные и местные налоги и сборы.
Прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом на основе информации, представленной декларантом, при условии, что сведения сопоставимы со сведениями при продажах в России товаров того же класса или вида. Если сведения декларанта не сопоставимы с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, последний вправе самостоятельно определить сумму прибыли, коммерческих и управленческих расходов.
При отсутствии продаж оцениваемых, идентичных и однородных товаров на момент ввоза оцениваемых товаров в РФ таможенная стоимость определяется следующим образом.
За основу берется цена единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, идентичные с оцениваемыми или однородные с оцениваемыми товары продаются в России при условии достаточного количества товаров для установления цены, соответствия товаров ввозимым, максимального приближения периода продаж к дате ввоза оцениваемых товаров (не позднее 90 дней после этой даты).
Допускается также использовать стоимость переработанного товара, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в России в том же состоянии, в каком были ввезены. В этом случае по заявлению декларанта таможенная стоимость определяется на основе цены товара, продаваемого после соответствующей переработки (обработки) в наибольшем количестве и невзаимосвязанным лицам. Из цены вычитаются затраты на переработку и другие расходы (вознаграждения агенту, расходы на перевозку и т.д.). Добавленная в результате переработки стоимость вычитается на основе объективных и определенных количественно данных.
Метод 4 не применяется, если количество ввезенных товаров составляет незначительную долю в общем объеме реализуемых товаров на внутреннем рынке России и не может повлиять на их стоимость либо товары потеряли свои индивидуальные признаки в результате переработки. Исключение составляют случаи сохранения возможности точного определения величины добавленной стоимости.
Метод сложения
В основе определения таможенной стоимости по этому методу лежит расчетная стоимость товаров, в которую включены:
- расходы на изготовление или приобретение материалов, иные операции, связанные с производством ввозимых товаров (тару, упаковку, инструменты, штампы, проектирование, дизайн, художественное оформление и т.д.);
- прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы, эквивалентные величине, обычно учитываемой при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ;
- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места ввоза в РФ, погрузке, выгрузке, проведению иных операций, связанных с перевозкой;
- расходы на страхование.
Расходы по изготовлению (приобретению) материалов, производству ввозимых товаров определяются на основании сведений, представленных производителем. Источник таких данных - коммерческие счета товаропроизводителя при условии их соответствия общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета в стране-экспортере.
Расходы по проектированию, художественному оформлению, дизайну и т.д. учитываются в стоимости оцениваемых товаров в размере, оплаченном производителем. Повторный учет одних и тех же данных недопустим.
Прибыль, коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени.
Если эти сведения не соответствуют информации, имеющейся у таможенного органа по товарам одинакового класса или вида с оцениваемыми товарами, произведенными в стране экспорта для ввоза в Россию, то сумма прибыли и расходов (коммерческих, управленческих) рассчитывается по данным других источников.
В случае уточнения расчетной стоимости товара на основе информации таможенных органов последние обязаны по запросу декларанта представить данные об источнике и механизме расчетов. Эту норму следует расценивать как дополнительную защиту интересов декларанта.
Следует отметить, что таможенные органы теперь не имеют права требовать от иностранных лиц документы, подтверждающие расчетную стоимость. Документы могут быть представлены только на добровольных началах. При этом представленная информация производителей может проверяться таможенными органами только в соответствии с международным законодательством и международными договорами России.
Резервный метод
Этот метод используется, когда невозможно применить все предыдущие методы. Мировая практика рассматривает метод 6 как гибкое использование всех пяти методов с соблюдением принципов таможенной оценки.
Метода 6 имеет следующие особенности.
1. За основу таможенной стоимости принимается:
- стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в другой стране;
- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая по методу вычитания или сложения.
2. При определении таможенной стоимости допускается:
- разумное отклонение во времени ввоза идентичных, однородных и оцениваемых товаров при условии, что за основу таможенной стоимости принимается стоимость сделки с идентичными или однородными товарами;
- отклонение во времени при продаже товаров на внутреннем рынке России при условии оценки таможенной стоимости на основе метода вычитания.
По сравнению с прежним порядком процедура применения резервного метода значительно упрощена.
Следует обратить внимание, что в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы:
- цена товара:
- на внутреннем рынке страны-экспортера,
- поставляемого из страны его вывоза в третьи страны,
- произведенного в России и реализованного на ее внутреннем рынке,
- предусматривающая принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
- иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров при использовании метода сложения;
- произвольные или фиктивные стоимости;
- минимальные таможенные стоимости.
┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐
│ Метод 1 │ │ Метод 2 │ │ Метод 3 │
│ по стоимости сделки ├───► по стоимости сделки ├───► по стоимости сделки ├┐
│ с ввозимыми товарами │ │ с идентичными товарами │ │ с однородными товарами ││
└┬───────────────────────────┘ └────┬───────────────────────┘ └──────────────────────────┬─┘│
│ │ │ │
│ ┌──────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────────────────┐ │ │
├─► стоимость сделки │ │ │ стоимость сделки │ │ │
│ │ (п. 1 ст. 19) │ ├────► однородными/идентичными товарами ◄────┤ │
│ └──────────────────────┘ │ │ проданными на том же коммерческом │ │ │
│ │ │ уровне (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) │ │ │
│ ┌──────────────────────┐ │ └────────────────────────────────────────────┘ │ │
│ │ дополнительные │ │ │ │
├─► начисления к │ │ │ │
│ │ стоимости сделки │ │ ┌────────────────────────────────────────────┐ │ │
│ │ (п. 19.1 ст. 19) │ │ │ корректировка стоимости, учитывающей │ │ │
│ └──────────────────────┘ │ │ различия в коммерческом уровне (в │ │ │
│ └────► случае отсутствия продаж на том же ◄────┘ │
│ ┌──────────────────────┐ │ коммерческом уровне) │ │
│ │ вычеты из │ │ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) │ │
└─► стоимости сделки │ └────────────────────────────────────────────┘ │
│ (п. 7 ст. 19) │ │
└──────────────────────┘ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┘
│
┌────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ Метод 4 │ │ │ Метод 5 │ │ Метод 6 │
│ на основе вычитания ◄──────┴───┤ на основе сложения ├───────► резервный │
│ │ ┌────┤ │ │ │
└┬───────────────────────────┘ │ └────────────────────────────┘ └─────────┬─────────┘
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐ ┌────────────┘
│ │ цена единицы │ │ │ Расходы по изготовлению или │ │ ┌───────────────────┐
│ │ оцениваемых │ │ │ приобретению материалов и │ │ │ Гибкость при │
├──► однородных/ │ ├─► расходов на производство и │ │ │ применении │
│ │ идентичных товаров │ │ │ на иные операции, связанные с│ └──► методов 1-5 │
│ │ на внутреннем рынке РФ │ │ │ производством ввозимых │ │ (п. 2 ст. 24) │
│ │ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21)│ │ │ товаров (п. 1 ст. 23) │ └───────────────────┘
│ └───────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐
│ │ вычеты сумм, │ │ │ Суммы прибыли │
│ │ связанных с продажей │ ├─► (п. 2 ст. 23) │
└──► на внутреннем рынке РФ │ │ │ │
│ (п. 1-3 п. 2 ст. 22) │ │ └───────────────────────────────┘
└───────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────┐
│ │ Расходы по перевозке, │
└─► погрузке, страхованию │
│ (п. 1 ст. 19.1) │
└───────────────────────────────┘
Рисунок 1.2 - Схема применения методов определения таможенной стоимости в РФ
3. Контроль таможенной стоимости
Контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД. В настоящее время проблемы, связанные с таможенной стоимостью все чаще становятся в центре дискуссий. Особую актуальность вопрос контроля таможенной стоимости представляет в связи с тем, что в настоящее время для свободной торговли российских предприятий ускоряется таможенное оформление товаров и транспортных средств, однако нельзя допускать ослабления эффективности инструментов защиты РФ на внешнем рынке.
Под контролем таможенной стоимости понимается совокупность мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, правильности применения избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
- по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
- о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
- полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;
- полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;
- полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
По результатам контрольных мероприятий уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают одно из следующих решений:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости;
2) о корректировке таможенной стоимости.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки
┌────────────────────────────┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
│ Контроль правильности │ соответствие выбранного
│ выбора метода ├─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─► метода виду и условиям │
│ определения таможенной │ договора и представленным
│ стоимости │ │ документам │
└─────────────┬──────────────┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─
│
│
┌─────────────┴──────────────┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
│ Контроль правильности │ включение всех компонентов,
│ определения структуры ├─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─► предусмотренных Законом РФ │
│ заявленной таможенной │ "О таможенном тарифе"
│ стоимости │ │ │
└─────────────┬──────────────┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─
│
│
┌─────────────┴──────────────┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
│ Контроль │ наличие документального
│ документального ├─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─► подтверждения заявленной │
│ подтверждения │ таможенной стоимости
│ │ │ и всех ее компонентов │
└─────────────┬──────────────┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─
│
│
┌─────────────┴──────────────┐
│ Оценка достоверности │
│ заявленной таможенной │
│ стоимости │
│ │
└────────────────────────────┘
Рисунок 1.3 - Механизм контроля таможенной стоимости товаров
При контроле правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости проверяется включение всех компонентов, предусмотренных статьей 19.1 закона РФ "О таможенном тарифе" для данного метода оценки, а в случае заявления вычетов - их обоснованность. На данном этапе следует обратить внимание и на соблюдение базисных условий поставки "Инкотермс", а именно на момент перехода права собственности на импортируемые товары, т.е. на распределение транспортных расходов, страхование, наличие агента (посредника) и др. между продавцом и покупателем. Несоблюдение условий поставки может привести как к занижению, так и к завышению таможенной стоимости.
Документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов - важный этап контроля таможенной стоимости.