Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Основные технологические показатели качества восстановления деталей и сборочных единиц
1.1. Технологические показатели качества
Технологические показатели качества - это количественные характеристики, которые оценивают свойства изделия, обусловленные технологией его изготовления, технического обслуживания или ремонта.
К данным показателям относятся: точность геометрических размеров, точность формы поверхностей, их относительного расположения, а также свойства материалов и поверхностных слоев деталей.
Геометрические размеры
Типы геометрических размеров по назначению:
• определяющие размеры детали;
• сборочные;
• присоединительные;
• технологические.
Определяющие размеры детали
Номинальный размер – размер, который определяют исходя из служебного назначения детали и проставляют на чертеже вместе с отклонениями.
Действительный размер – размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.
Предельные размеры – два предельных значения, между которыми должен находиться действительный размер.
Отклонение размера – алгебраическая разность между размером и его номинальным значением (бывает верхнее, нижнее и действительное).
Погрешность размера – разность между действительным и заданным размерами.
Сборочные размеры
Определяют положение одних элементов машин относительно других. Иногда вводят технологические размеры, которые оказываются необходимыми при изготовлении деталей и их контроле.
Присоединительные размеры
Размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливаю на месте монтажа или присоединяют к другому изделию.
Технологические
Точность формы
Отклонение формы – отклонение реальной (действительной) поверхности или реального профиля детали от формы геометрической поверхности или от геометрического профиля (рис.1.1).
Микрогеометрические отклонения оценивают величиной шероховатости и волнистости.
Макрогеометрические отклонения - отклонения формы прилегающей поверхности от правильной геометрической формы.
Рис. 1.1. Макроотклонения формы и профиля
Виды макроотклонений (отклонения профиля):
1. Элементарные – овальность, огранка, изогнутость, конусообразность, бочкообразность, выпуклость, вогнутость и т.п.
2. Комплексные – некруглость, нецилиндричность, неплоскостность.
Относительное расположение
Отклонение расположения – отклонение от номинального расположения рассматриваемой поверхности, ее оси или плоскости симметрии относительно баз или отклонение от номинального относительного расположения рассматриваемых поверхностей.
Виды отклонений расположения:
• непараллельность плоскостей, осей;
• неперпендикулярность плоскостей, осей;
• несоосность отверстий;
• радиальное и торцовое биение;
• непересечение осей;
• смещение осей от номинального положения и т.п.
1.2. Ремонтопригодность
Ремонтопригодность - это свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и восстановлению состояния, в котором объект способен выполнять требуемые функции, путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Общие показатели ремонтопригодности:
• время нахождения автомобиля в неработоспособном состоянии;
• минимальные затраты труда и средств на осуществление технического обслуживания и ремонтов;
• рациональные затраты на производство и ремонт автомобилей;
• минимальный ущерб, наносимый простоями автомобилей в период восстановления их работоспособности.
Частные показатели ремонтопригодности:
• контролепригодность – свойство изделия, характеризующее его пригодность к проведению контроля заданными методами и средствами технического диагностирования;
• доступность конструкций узлов и агрегатов – приспособленность к удобному и быстрому доступу средств ремонта, обслуживания и контроля;
• легкосъемность – возможность выполнения операций разборки и сборки с минимальными затратами времени и труда;
• взаимозаменяемость – принцип конструирования, производства, эксплуатации изделий, обеспечивающей возможность беспригоночной сборки, монтажа оборудования, при соблюдении технических требований на изготовление изделий;
• преемственность оборудования – обеспечение высокого уровня технологичности изделий путем широкого внедрения в практику конструирования методов унификации и агрегатирования, преемственности конструкций, использования рациональных конструктивных решений, материалов и методов изготовления.
1.3. Конструктивно-технологические требования по обеспечению ремонтопригодности
1. Максимальное применение нормализованных и стандартизованных деталей.
2. Минимальное количество типоразмеров крепежных изделий.
3. Легкосъемность и возможность замены деталей, имеющих высокую скорость изнашивания.
4. Использование различных методов взаимного упрочнения трущихся поверхностей в сложных и крупногабаритных деталях.
5. Установление ремонтных размеров для сложных деталей, работающих в условиях повышенного износа.
6. Детали и узлы со сроком службы, меньшим, чем ремонтный срок службы автомобиля, должны иметь хороший доступ, а также возможность регулировки или быстрой замены.
7. Допускаются меньшие сроки службы для деталей, замена которых возможна без разборки узла (фильтры, ремни и т.п.).
8. Наименьшие затраты труда при регулировке, смазке, затяжке креплений и устранении неисправностей.
9. Хороший доступ и минимальное количество точек смазки, а также, по возможности ограниченное количество типов масел и смазочных материалов.
10. Резьбовые соединения, требующие контроля затяжки при проведении технического обслуживания, должны быть легкодоступными.
11. Инструменты и приспособления, применяемые при диагностике и ремонте, должны быть, удобны, информативны и надежны.
12. Расположение маслопроводов, трубопроводов, электропроводов не должно затруднять разборочные и сборочные работы.
13. Возможность быстрого обнаружения неисправностей и свободный доступ к узлам и агрегатам.
14. Взаимозаменяемость однотипных деталей в различных узлах и агрегатах.
15. Свободный доступ к базам при демонтаже с использованием стандартных инструментов и приспособлений.
16. Базовые поверхности, необходимые для ремонтных работ, не должны подвергаться износу или повреждению.
17. Детали, требующие сохранения взаимного положения после ремонта, должны иметь заводские метки спаренности деталей.
18. Детали с неподвижными посадками должны иметь элементы, облегчающие демонтаж (приливы, пазы, резьбовые отверстия).