Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 Основные понятия, цели, принципы и формы подтверждения соответствия
Основные понятия. Цели подтверждения соответствия. Принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия. Другие формы оценки соответствия.
Основные понятия
В системе отношений, возникающих при реализации норм Федерального закона «О техническом регулировании» (далее - ФЗ), оценка соответствия является их неотъемлемой частью (рисунок 1). В ФЗ она определена как прямое или косвенное подтверждение фактического соблюдения требований, предъявляемых к объектам оценки, которыми могут быть продукция, услуги, системы менеджмента, персонал, рабочие места и другое.
Рисунок 1 – Состав технического регулирования
В области технического регулирования, в том числе и оценки соответствия, ФЗ закреплены следующие термины и определения:
• техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
• технический регламент (далее – ТР) - документ, который принят международным договором Российской Федерации (далее – РФ), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
• ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;
• продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
• впервые выпускаемая в обращение продукция - продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории РФ либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены;
• идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
• безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
• риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
• оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
• подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям ТР, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
• форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
• схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;
• система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
• сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям ТР, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
• сертификат соответствия (далее - СС) - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям ТР, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
• декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям ТР;
• декларация о соответствии (далее – ДС) - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям ТР;
• знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям ТР;
• знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
• контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований ТР к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;
• заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает ДС или обращается за получением СС, получает СС;
• орган по сертификации (далее – ОС) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;
• стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
• стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
• национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации;
• предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом РФ по стандартизации и срок действия которого ограничен;
• региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;
• международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
• стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
• свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований ТР;
• региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;
• свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;
• региональная организация по стандартизации - организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
• удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов ТР, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
• содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Принципы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
• доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР;
• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем ТР;
• уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
• недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Формы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия на территории РФ может осуществляться в двух формах: обязательной - на соответствие требованиям ТР, и добровольной - для установления соответствия стандартам и другим документам добровольного применения (рисунок 2).
* - проводится, если предусмотрено схемой сертификации.
Рисунок 2 - Схема подтверждения соответствия
При подтверждении соответствия задействованы три стороны. Первой стороной являются: изготовитель продукции, ее поставщик или продавец. Вторая сторона - это потребитель, заказчик, покупатель. Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от первой и второй сторон, участвующих в этом процессе.
Другие формы оценки соответствия
Инспекционный контроль предусматривает оценку каждой отдельной продукции. Он является чрезвычайно жесткой процедурой оценки соответствия и весьма обременительной для промышленности и потребителей. Поэтому он проводится при очень опасных ситуациях или в случаях, когда изделие или устройство производится на месте эксплуатации и не достигает окончательной формы до ввода в эксплуатацию (например, лифты, здания).
Лицензирование отдельных лиц или предприятий - оценивается компетентность лица или предприятия при выполнении конкретной задачи. Оно осуществляется, когда эксплуатационные характеристики продукции не явно очевидны и доверие к его соответствию установленным требованиям ТР может быть достигнуто только в результате производства этого изделия лицами или предприятиями, имеющими соответствующую для этого квалификацию.
Утверждение типа - общая процедура предрыночной оценки соответствия продукции и, как правило, предусматривающая оценку ее образца. В одних странах она проводится компетентными испытательными лабораториями, в других - регулирующим органом, но в обоих случаях окончательное решение, которое принимается на основе протокола испытаний, остается за регулирующим органом. После утверждения продукция допускается к продаже и (или) эксплуатации. Системы утверждения, как правило, дополняются процедурой надзора за продукцией на рынке на соответствие первоначальному ее утверждению.
Испытание партии предусматривает проведение испытаний образца, взятого из каждой партии или при отгрузке продукции массового производства, результаты которых распространяются на последующие партии.
Оценка продукции после поставки на рынок - это составная часть многих процедур оценки соответствия, в результате которой обеспечивается соответствие продукции или уверенность в том, что она продолжает соответствовать необходимым регулирующим требованиям.
Надзор после поставки продукции на рынок является определяющим для процедур оценки соответствия при отсутствии однозначной гарантии в том, что продукция будет продолжать соответствовать установленным требованиям.
Регистрация - это запись лиц, фактов или явлений с целью систематизации или придания им законности. При регистрации документа происходит фиксация факта создания или получения документа путем присвоения ему индекса и записи соответствующих сведений о нем.
С позиции оценки соответствия регистрация имеет два назначения как: синоним сертификации; включение продукции, услуги в реестр, регистр или официальное издание, где приводится перечень одобренной (признанной) продукции, услуги. Регистрация основана на анализе предоставляемых заявителем документов.
Включение в реестр (регистр), или регистрация продукции позволяет регулирующему органу оперативно определить изготовителя (поставщика) любого товара на рынке в случае выявления несоответствия установленным требованиям.
Торговая регистрация - это регистрация индивидуальных и коллективных коммерсантов в торговом реестре, который ведут уполномоченные на это органы государства - судебные (например, торговые суды) или административные (например, Министерство торговли). Она основывается на принципах публичности (торговый реестр доступен каждому), общеизвестности (публикация о нем производится в официальных газетах и торговых бюллетенях) и достоверности (презумпция правильности записей в реестре может быть опровергнута только в судебном порядке).
В России предусмотрена регистрация предприятий, представляющая собой юридические акты, удостоверяющие право юридических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом ведется автоматизированный Единый государственный регистр предприятий и организаций (далее - ЕГРПО), в котором фиксируют все хозяйственные объекты на территории РФ независимо от форм собственности. Исходной информацией для учета предприятий и организаций в ЕГРПО является Общероссийский классификатор предприятий и организаций (далее - ОКПО).
При становлении системы сертификации образован регистр систем качества как федеральное автономное учреждение, в который вносятся органы по сертификации систем качества. В свою очередь, регистр систем качества внесен в единый реестр органов по добровольной сертификации, который ведет Росстандарт, как аккредитующий орган. Кроме того, существует регистр системы сертификации персонала и другие.
Приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, - форма оценки соответствия, осуществляемая в два этапа. Первый этап - проверка соответствия рабочими комиссиями, назначенных заказчиком (застройщиком), выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, обеспечению взрыво- и пожаробезопасности, охране окружающей природной среды и антисейсмических мероприятий проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций. Второй этап – проверка Государственной приемочной комиссией устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию.
Системы качества в контексте настоящего раздела следует рассматривать как с позиции подтверждения соответствия, так и более общего подхода - оценки соответствия. При этом сертификат системы качества может быть использован в составе доказательств при принятии ДС любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции ТР предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
На предприятиях, в которых действуют системы качества, уровень надзора после поставки продукции на рынок может быть сокращен.
Лекция 2 Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия. Декларирование соответствия. Обязательная сертификация. Организация обязательной сертификации. Знак обращения на рынке. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия
Согласно статье 23 ФЗ, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации и проводится только в случаях, установленных соответствующим ТР и исключительно на соответствие его требованиям. Эти требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ. Не включенные в ТР требования и правила не могут носить обязательный характер. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только ТР с учетом степени риска недостижения их целей.
ДС и СС имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ во время действия ДС или СС, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. При этом стоимость работ определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.
Декларирование соответствия
Декларирование соответствия осуществляется по одной из двух схем: принятие ДС на основании собственных доказательств; принятие ДС на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (далее – ИЛ, третья сторона).
В качестве заявителя при декларировании соответствия может быть зарегистрированные на территории РФ юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), или являющиеся изготовителем или продавцом, или выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР и ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР. При этом круг заявителей устанавливается соответствующим ТР.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в ТР в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы (техническую документацию, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР).
Техническая документация должна содержать:
• основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям ТР;
• описание мер по обеспечению безопасности продукции на этапах жизненного цикла продукции;
• список документов в области стандартизации, применяемых полностью или частично (с указанием применяемых разделов).
Техническая документация также может содержать общее описание продукции, конструкторскую и технологическую документацию на продукцию, схемы компонентов, узлов, цепей, описания и пояснения, необходимые для понимания указанных схем, а также результаты выполненных проектных расчетов, проведенного контроля, иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР. Кроме того, она может содержать анализ риска применения (использования) продукции. Состав доказательственных материалов определяется ТР.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны заявитель по своему выбору предоставляет: протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной ИЛ; сертификат системы менеджмента качества (далее - СМК), в отношении которого предусматривается контроль (надзор) ОС за объектом сертификации.
При декларировании соответствия заявитель, не применяющий документов в области стандартизации, может обратиться в ОС за заключением о соответствии его продукции требованиям ТР и на основании которого (по результатам проведенных исследований (испытаний)) принять ДС. Срок действия ДС определяется ТР.
Оформленная заявителем в соответствии ДС подлежит регистрации в течение трех дней со дня ее принятия в электронной форме в едином реестре ДС, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
ДС и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания ее срока действия в случае, если иной срок их хранения не установлен ТР. При этом заявитель обязан представлять ДС и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР.
Обязательная сертификация
Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным ОС на основании договора между ним и заявителем. ОС привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные ИЛ, ведет реестр выданных им СС, осуществляет контроль за объектами сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданного им СС, обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации, устанавливает стоимость ее работ на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.
Схема сертификации и срок действия СС определяется ТР. Форма СС утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который также ведет единый реестр выданных СС.
В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. В ДС, сопроводительной документации и при маркировке такой продукции необходимо указывать сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась, или сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Организация обязательной сертификации
Обязательная сертификация осуществляется ОС, аккредитованным в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
ОС:
• привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные ИЛ;
• осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
• информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
• выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает их действие и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР;
• обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
• определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
• в порядке, установленном соответствующим ТР, принимает решение о продлении срока действия СС, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами;
• осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные ИЛ или поручает осуществить такой отбор аккредитованным ИЛ;
• подготавливает заключение, на основании которого заявитель вправе принять ДС по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию.
Порядок выдачи бланков СС, формирования и ведения единого реестра СС, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством РФ.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся только аккредитованными ИЛ в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с ОС. ОС не вправе предоставлять аккредитованным ИЛ сведения о заявителе.
Аккредитованная ИЛ оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений, достоверность которых она обязана обеспечить, соответствующими протоколами, на основании которых ОС принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче СС.
Знак обращения на рынке
Продукция, соответствующая требованиям ТР, маркируется знаком обращения на рынке, изображение которого устанавливается Правительством РФ (рисунок 3). Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
а) б) в) г) д)
а)-г) знаки обращения на рынке РФ; д) единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза.
Рисунок 3 – Знаки обращения на рынке
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом, в соответствии с особенностями, установленными ТР.
Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательной сертификации
Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем (либо его уполномоченным лицом) представляются ДС или СС, или документы об ее соответствии, полученные за пределами территории РФ (знаки соответствия, протоколы испытаний продукции) и признанные в соответствии с международными договорами РФ. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Для целей таможенного декларирования продукции федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, совместно с уполномоченным в области таможенного дела и осуществляющими функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, в течение шестидесяти дней до дня вступления в силу ТР (если он принят федеральным законом или указом Правительства РФ) осуществляют формирование списков продукции, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД) Таможенного союза и их представление в Правительство РФ, которое не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу ТР их утверждает.
В случае, если ТР принят нормативным правовым актом, то списки продукции должны быть утверждены указанными выше федеральными органами исполнительной власти не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу ТР.
Продукция, ввозимая в РФ и помещаемая под таможенные процедуры, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами на территорию РФ без представления документов о соответствии.
Порядок ввоза в РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.
Лекция 3 Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия. Система добровольной сертификации. Знаки соответствия.
Добровольное подтверждение соответствия
В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе качественных продукции (работ, услуг) является добровольная сертификация. Для изготовителя (исполнителя) она повышает конкурентоспособность. Таким образом, добровольная сертификация выступает как рыночный инструмент, в котором заинтересован потребитель, изготовитель, общество и государство.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и ОС. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам (в т.ч. предварительным), стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы ее жизненного цикла, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
При проведении добровольной сертификации ОС:
• осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
• выдает СС на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
• предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если его применение предусмотрено системой;
• приостанавливает или прекращает действие выданных им СС.
Система добровольной сертификации
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой работ и порядок их оплаты, определяют ее участников, а также может предусматриваться применение знака соответствия.
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для этого представляются:
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
• правила функционирования системы добровольной сертификации;
• изображение и порядок применения знака соответствия в данной системе добровольной сертификации (если предусмотрено);
• документ об оплате регистрации системы.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации и размер ее платы, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством РФ.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с зарегистрированной ранее системой добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием оснований для отказа.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), правилах функционирования систем, знаках соответствия и порядке их применения. Он должен обеспечить доступность данных сведений заинтересованным лицам.
Порядок ведения единого реестра и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Знаки соответствия
Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы (рисунок 4). Порядок применения знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.
Применение знака соответствия осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для него способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
а) б) в) г) д)
е) ж) з) и)
а) знак соответствия ГОСТ Р; б) - д) знаки соответствия в системе добровольной сертификации; е) знак соответствия требованиям Директив в Европейском союзе; ж) знак соответствия требованиям ИСО 9001; з) знак соответствия принципам ХАССП; и) знак соответствия системам менеджмента
Рисунок 4 – Знаки соответствия
Модуль 2. Подтверждение соответствия
Лекция 4 Правила и порядок проведения подтверждения соответствия
Правила и порядок проведения сертификации. Порядок регистрации декларации о соответствии.
Правила и порядок проведения сертификации
Сертификация продукции включает следующие этапы:
1) Подача заявителем заявки на сертификацию
Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. При отсутствии у заявителя информации о таком ОС и порядке сертификации его продукции он может получить ее в Росстандарте РФ или его территориальном органе. При наличии нескольких ОС данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Заявка должна содержать: информацию о заявителе, продукции и нормативных документах (далее – НД), на соответствие которым должна проводиться сертификация; обязательство заявителя оплатить работы по сертификации; и, что важно, - рекомендуемую им схему сертификации.
Вместе с заявкой заявитель должен предоставить в орган по сертификации следующие документы: свидетельство о постановке на учет в налоговый орган (ИНН); свидетельство о регистрации (ОГРН); технические условия (если есть); контракт на поставку (если продукция импортная, поставляемая по контракту); реквизиты; документы органов государственного надзора, протоколы и другие документы, свидетельствующие о соответствии продукции требованиям, которые определены для конкретного вида продукции (например, сертификат пожарной безопасности; гигиенический, ветеринарный и другие).
При отсутствии на момент подачи заявки ОС заявка направляется в Росстандарт или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.
2) Принятие органом по сертификации решения по заявке.
ОС рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных ИЛ, которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретных ИЛ, ОС осуществляет заявитель.
3) Отбор, идентификация образцов и их испытания.
Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации продукции и методиками испытаний.
При сертификации продукции проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие: провести ее идентификацию, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии; полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех НД для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации. Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более ИЛ отбор образцов может быть осуществлен ОС (при необходимости с участием ИЛ).
Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия СС. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции.
Испытания для сертификации проводятся в только аккредитованных ИЛ. При отсутствии ИЛ, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в ИЛ, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей ОС конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с ИЛ обеспечивает ОС. Протокол испытаний в этом случае подписывают обе стороны.
После проведения испытаний, протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Их копии подлежат хранению не менее срока действия СС. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан СС) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах ИЛ.
После проверки представленных документов, в т.ч. соответствия содержащихся в них результатов, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, ОС может принять решение о выдаче СС или о сокращении объема испытаний или проведении недостающих, что отражается в соответствующих документах.
4) Оценка производства.
В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства или системы качества.
Порядок анализа состояния производства устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Процедура анализа начинается с составлении ОС пpoгpaммы paбoт пo его проведению, нaзнaчaются экcпepты и yвeдoмляeтся зaявитeль o нeoбxoдимocти пpeдcтaвлeния иcxoдныx дoкyмeнтoв и cpoкax пpoвeдeния пpoвepoк. Opгaнизaция-зaявитeль дo прибытия экcпepтoв пpeдcтaвляeт в ОС дoкyмeнтaцию, oпpeдeляющyю тpeбoвaния к кaчecтвy cepтифициpyeмoй пpoдyкции (cтaндapты, тexничecкиe ycлoвия, доказательные материалы), для oпpeдeлeния нaибoлee вaжныx oбъeктoв пpoвepки.
Пocлe получения положительных peзyльтaтoв иcпытaний или paccмoтpeния ДС в opгaнизaцию-зaявитeль нaпpaвляют экcпepтoв. Пpи oтpицaтeльныx peзyльтaтax - пpинимaетcя peшeния oб oткaзe в выдaчe СС, aнaлиз cocтoяния пpoизвoдcтвa нe пpoвoдят.
Opгaнизaция-зaявитeль пpeдocтaвляeт пo тpeбoвaнию экcпepтoв нeoбxoдимыe дoкyмeнты: кoнcтpyктopcкyю, тexнoлoгичecкyю дoкyмeнтaцию; мeтoдики иcпытaний; cтaндapты организации и инcтpyкции, pacпpocтpaняющиecя нa пpoцecc пpoизвoдcтвa и кoнтpoль кaчecтвa пpoдyкции; peгиcтpaциoннo-yчeтнyю дoкyмeнтaцию (жypнaлы, пpoтoкoлы, aкты, yдocтoвepeния и другими дoкyмeнты, зaпoлняeмыми в пpoцecce пpoизвoдcтвa и кoнтpoля кaчecтвa пpoдyкции). Экcпepты пpoвepяют cocтoяниe oбъeктoв oцeнки в cooтвeтcтвии c пporpaммoй и oцeнивaют выпoлнeниe кaждoгo тpeбoвaния.
Пo peзyльтaтaм пpoвepки oфopмляется aкт o peзyльтaтax aнaлиза cocтoяния пpoизвoдcтвa, в котором yкaзывaют: oцeнки пpoвepoк пo вceм пoзициям пpoгpaммы; дoпoлнитeльныe мaтepиaлы, иcпoльзoвaнныe пpи aнaлизe (aкты пpeдыдyщиx пpoвepoк, дoкyмeнты opгaнoв гocyдapcтвeннoгo нaдзopa и т.п.); oбщyю oцeнкy cocтoяния пpoизвoдcтвa; нeoбxoдимocть кoppeктиpyющиx мepoпpиятий (которые при их наличии прикладываются к акту); peкoмeндaции пo cpoкy дeйcтвия СС и пepиoдичнocти инcпeкциoннoгo кoнтpoля (далее – ИК). При этом определяется период выполнения корректирующих мероприятий: в ycтaнoвлeнныe cpoки c пocлeдyющeй пpoвepкoй пpи пpoвeдeнии ИК; дo выдaчи СС c пpeдcтaвлeниeм инфopмaции oб ycтpaнeнии нecooтвeтcтвий или c пoвтopным выeздoм экcпepтoв для пpoвepки их ycтpaнeния.
Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указывают в СС на продукцию.
5) Выдача сертификата соответствия.
ОС после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключение эксперта, на основании которого ОС принимает решение о выдаче СС, оформляет и регистрирует его. СС действителен только при наличии регистрационного номера.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции ОС выдает решение об отказе в выдаче СС с указанием причин.
Срок действия СС устанавливает ОС с учетом срока действия НД на продукцию, требований ТР, а также срока, на который сертифицировано производство или система качества, но не более чем на 3 года. Срок действия СС на партию продукции или изделие не устанавливают. При этом, независимо от того, партия, единичное изделие или серийная продукция, СС действителен в течение ее срока годности (службы).
При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции установленным требованиям, заявитель заранее извещает об этом ОС, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи СС. Продукция, на которую выдан СС, маркируется знаком обращения на рынке или знаком соответствия.
6) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
ИК за сертифицированной продукцией проводится (если предусмотрено схемой) в течение всего срока действия СС, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям. Объем, содержание и порядок проведения ИК устанавливают в порядке сертификации продукции.
Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан СС.
ИК, как правило, содержит следующие виды работ: анализ поступающей информации о сертифицированной продукции; создание комиссии для проведения контроля; проведение испытаний и анализ их результатов; оформление результатов контроля и принятие решений.
Результаты ИК оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного СС. Акт хранится в ОС, а его копии направляются заявителю и в организации, принимавшие участие в ИК.
По результатам ИК ОС может приостановить или отменить действие СС в случае несоответствия продукции требованиям, а также в случаях изменения: НД на продукцию или метода испытаний; конструкции (состава), комплектности продукции; организации и (или) технологии производства; требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества - если эти изменения могут вызвать несоответствие продукции контролируемым требованиям.
Решение о приостановлении действия СС принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с ОС, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в ИЛ соответствие продукции. Если этого сделать нельзя, то действие СС отменяется аннулируется.
Информация о приостановлении действия или отмене действия СС доводится ОС, до сведения заявителя, потребителей, Росстандарта и других заинтересованных участников системы сертификации продукции.
7) Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия или знака обращения на рынке.
При проведении корректирующих мероприятий ОС: приостанавливает действие СС; информирует заинтересованных участников сертификации; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение. Изготовитель (продавец): определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии; уведомляет потребителей, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.
После того, как корректирующие мероприятия выполнены с удовлетворительными результатами, ОС указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий и информирует заинтересованных участников сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мероприятий ОС отменяет действие СС.
Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, только этап «Отбор, идентификация образцов и их испытания» заменен этапом «Оценка соответствия услуг установленным требованиям». Данный этап включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания работ и услуг. Итоги первой процедуры отражаются в актах, второй – в протоколах испытаний. Кроме того, при сертификации услуг используются свои схемы сертификации.
Порядок регистрации декларации о соответствии
Оформленная ДС направляется на регистрацию по выбору заявителя либо в ОС (предоставляет непосредственно сам или его представитель либо направляет заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении), либо в Федеральную службу по аккредитации (в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – «Интернет»)). При представлении ДС в ОС днем регистрации считается день непосредственно ее представления или получения почтового отправления, в Федеральную службу по аккредитации – день ее регистрации в системе электронного документооборота.
ОС в течение трех дней со дня представления ДС регистрирует и присваивает ей регистрационный номер и передает в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме через «Интернет» сведения о ДС и ее регистрации для внесения в единый реестр.
В случае принятия заявителем решения о прекращении действия ДС, он предоставляет в Федеральную службу по аккредитации уведомление о прекращении действия ДС (далее – уведомление) или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием «Интернет». После этого, Федеральная служба по аккредитации: вносит сведения о прекращении действия ДС в единый реестр с указанием даты и регистрационного номера уведомления; передает уведомление на хранение в архив (в случае если оно было представлено непосредственно заявителем или направлен заказным почтовым отправлением). ДС считается прекратившей свое действие с момента внесения Федеральной службой по аккредитации сведений о прекращении ее действия в единый реестр.
В случае выдачи заявителю предписания о приостановлении или прекращении действия ДС органом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР последний направляет в Федеральную службу по аккредитации информацию, содержащую сведения о регистрационном номере и дате регистрации ДС, дате и регистрационном номере предписания о прекращении или приостановлении действия ДС. Данная информация может быть направлена почтовым отправлением или через «Интернет». После ее получения Федеральная служба по аккредитации в течение одного рабочего дня вносит в единый реестр сведения о приостановлении или прекращении действия ДС по предписанию органа государственного контроля (надзора). Аналогичным образом происходит возобновление действия декларации.