Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия, цели и объекты сертификации

  • 👀 622 просмотра
  • 📌 540 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия, цели и объекты сертификации» doc
1 Основные понятия, цели и объекты сертификации Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтвер­ждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров. Сертификация продукции является одним из путей обеспечения высокого каче­ства продукции, повышения научного и торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними. В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготови­тель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвую­щих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2). Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертифи­кации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в це­лом. Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требо­вании к объекту. Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документаль­ного удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приоб­ретателей о.соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавлива­ется Правительством РФ. Он не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобрета­телей о соответствии объекта сертификации требованиям системы доброволь­ной сертификации или национальному стандарту. Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпус­каемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия. Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предпри­ниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено деклара­цией о соответствии, утверждаются постановлением правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сер­тификатом. К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы каче­ства, персонал, рабочие места и пр. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» сертификация осуществляется в целях: • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по тер­ритории Российской Федерации, а также для осуществления международно­го экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Сертификация имеет ряд достоинств особенно в международных торгово-эконо­мических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изде­лий; предотвращению импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта аналогичной продукции; упрощению выбора продукции потребителем; защите изготовителя от конкурен­ции с поставщиками ^сертифицированной продукции и обеспечению ему рек­ламы и рынка сбыта; улучшению «качества» стандартов путем выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандартов. 2. История развития сертификации «Сертификат» в переводе с латыни означает «сделано верно». Хотя термин «сертификация» стал известен в повседневной жизни и коммерче­ской практике сравнительно недавно (в последнее десятилетие), тем не менее сертификация как процедура применяется давно и термин «сертификат» извес­тен с XIX в. Так, энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданный в 1900 г., трактует сертификат как «удостоверение», а экономисты определяют сертификат как «денежное свидетельство на определенную сумму» или как «об­лигацию специального государственного займа». Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали ка­чество своих изделий, в том числе письменно, то есть снабжали их (по современ­ной терминологии) «заявлениями о соответствии». В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификационным требова­ниям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практи­ке. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма имел следующее название: «Международный комитет мер и весов. Сертификат Международного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи». Для этого прототипа килограмма были проведены «сертификационные испытания». Для всей группы прототипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для срав­нения между собой и с международным (главным) прототипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом. Описанный опыт является примером сертификации третьей стороной — Между­народным бюро мер и весов. В течение нескольких столетий действуют так называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми органи­зациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной — сертификация соответствия. Приме­ром классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетней­шая международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций. В России также есть классификационная организация — Морской Регистр, соз­данный в 1913 г. С самого начала Русский Регистр (так он сначала назывался), основанный страховыми компаниями, занимался тем, что сейчас называют сер­тификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт дороже. Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных органи­заций, занимающихся сертификацией систем качества. Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е пч XX века. В 1920 г. Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, зарегистрированный в ФРГ в со­ответствии с законом о защите торговых знаков. Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», который установил обязательность серти­фикации безопасности товаров народного потребления. : Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР оте­чественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зару­бежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечествен­ными законами, а законодательством тех стран, в которые товары поставлялись из СССР. В 1984 г. правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Вре­менный порядок сертификации продукции машиностроения. В 1988 г. странами — членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала про­ведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других меж­дународных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фак­тически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию., К 1991 г. в стране функционировало 14 испыта­тельных центров, было аттестовано несколько производств. Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции установ­ленным требованиям в других формах: аттестация по категориям качества; госу­дарственная приемка продукции; государственные испытания (им подвергалось около 30 % продукции, аттестованной по категориям качества); государственный надзор за стандартами. В России после ликвидации СССР аттестация продукции по категориям качест­ва, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены. 3. Правовое обеспечение сертификации Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспе­чивается: • законами РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., «Об обеспече­нии единства измерений» в редакции 2003 г., «О защите прав потребителей» в редакции 1999 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в редакции 2003 г.; • подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации; • указами президента и нормативными актами правительства России (поста­новление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метроло­гии и сертификации», постановление Госстандарта России в редакции 2002 г. «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации» и др.). Нормативно-методическая база сертификации включает: • совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям кото­рых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, уста­навливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований); • комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертифика­ции и комментариев к ним). ЗАКОНЫ ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ Указы президента и правительства Постановления Госстандарта РФ Нормативные акты министерств и ведомств 1 НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ Организационно-методические документы по правилам и порядку сертификации Нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация Нормативные документы на методы (способы) оценки соответствия при сертификации Правила по сертификации ГОСТ, ТУ и т. д. ГОСТ, методические указания и т. д. Рис. 1. Структура законодательной и нормативной базы сертификации 5 Системы сертификации Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертифика­ции, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система сертификации однородной продукции — система сертификации, распро­страняющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности на­значения, характера требований, общим правилам и процедурам сертификации; в отдельных случаях — распространяющаяся на совокупность видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может но­сить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в виде добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: • принятия декларации о соответствии; • обязательной сертификации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юриди­ческую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации. 6 Обязательное подтверждение соответствия Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, уста­новленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на со­ответствие требованиям этого регламента. При ввозе на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обя­зательному подтверждению соответствия, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем (либо лицом, уполномоченным заявите­лем) представляется декларация о соответствии или сертификат соответствия. При этом полученные за пределами Российской Федерации документы о под­тверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испы­таний) и измерений продукции, могут быть признаны в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации. Обязательное подтверждение соответствия является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определен­ными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами РФ, то есть законами, техническими регламента­ми и нормативными актами Правительства РФ. К законам, вводящим обязательное подтверждение соответствия в конкретных сферах деятельности, относятся такие законы, как «О защите прав потребите­лей», «Об охране труда», «Об оружии», «О связи», «Об информации, информа­тизации и защите информации», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др. законы (всего более 20). Выпущено свыше 10 поста­новлений Правительства РФ по вопросам сертификации. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) ак­кредитованной испытательной лаборатории (центра), то есть третьей сторо­ны. Эта схема применяется в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. Круг заявителей и схема декларирования устанавливается соответствующим техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на ос­новании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для серти­фикации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни това­ров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются пра­вительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и ус­луг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Феде­рации предусмотрена их обязательная сертификация». При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные тре­бования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака со­ответствия распространяется на всей территории РФ. В России действует 26 систем обязательной сертификации (приложение 3). Самая известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р (в редакции 2002 г.), образованная и возглавляемая Госстандартом России. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 1997 г. № 1013 в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг: 1) ремонт и техническое обслуживание быто­вой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов; 2) тех­ническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; 3) химическая чистка и крашение; 4) транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров ав­томобильным транспортом); 5) жилищно-коммунальные услуги (услуги гости­ниц и прочих мест проживания); 6) туристские и экскурсионные услуги; 7) ус­луги парикмахерских; 8) услуги торговли и общественного питания. 7 Добровольная сертификация Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготови­телей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продук­ции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других докумен­тов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заяви­телем и органом по сертификации. Она не может заменить обязательную серти­фикацию, если такая продукция подлежит обязательной сертификации. Однако в рамках добровольной сертификации по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться дополнительные требования. Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее про­ведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет провер­ки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. При создании системы устанавливается перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характе­ристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и их оплаты. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Госстандарт России ведет единый реестр зарегистрированных систем доброволь­ной сертификации. На 1 января 1999 г. в России было зарегистрировано 86 систем добровольной сер­тификации. Примерами систем добровольной сертификации могут быть: «Сис­тема сертификации ювелирных изделий» (регистрационный номер РОСС RU.0001.040003) фирмы «ГЕМ»; «Система добровольной сертификации буро­вого и нефтепромыслового оборудования» (регистрационный номер РОСС RU.0001.04BH00); «Система добровольной сертификации угольной продукции» (регистрационный номер РОСС 1Ш.0001.03ПУ00) и др. (см. приложение 3). 8 Схемы сертификации. Смотри дополнительный материал к Лекции 9 Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации Обязательное подтверждение соответствия осуществляется органами сертифи­кации, испытательными лабораториями и центрами. Орган по сертификации (ОС) выполняет следующие функции: • привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в по­рядке, установленном Правительством РФ; • осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль пред­усмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; • информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступив­шей на сертификацию, но не прошедшей ее; • приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соот­ветствия; • обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; • устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертифика­та соответствия, за соблюдение правил сертификации. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в об­ласти сертификации выполняет следующие функции: • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную ин­формацию о них; • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соот­ветствия, действующих в Российской Федерации; • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к междуна­родным (региональным) системам сертификации, а также может в установ­ленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в междуна­родных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как на­циональный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации. В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов, исполнитель­ной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществля­ет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как прави­ло, проводится в форме соглашения, в котором регламентируется выбор системы сертификации, объекта сертификации, аккредитующего органа и пр. Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертифика­ции (ЦОС). Например, функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производ­ства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертифика­ции ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации. В обязанности ЦОСа входит: • организация, координация работы и установление правил процедуры в воз­главляемой системе сертификации; • рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров). Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттесто­ванное на право проведения одного или нескольких видов работ в области серти­фикации. От его знаний, опыта, личных качеств, то есть компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной серти­фикации, входящими в систему добровольной сертификации. Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной серти­фикации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добро­вольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом и (или) ин­дивидуальным предпринимателем, образовавшими данную систему. Орган по добровольной сертификации: • осуществляет подтверждение объектов добровольного подтверждения соответствия; • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если присвоение знака соответствия предусмотрено системой добровольной серти­фикации; • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов со­ответствия. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность резуль­татов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертифика­ционным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва». 10 Правила и порядок проведения сертификации Сертификация осуществляется в рамках определенной системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена на рис. 2. 11 Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий По закону «О техническом регулировании» аккредитация органов по сертифи­кации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях: • подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответст­вия; • обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятель­ности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабора­торий (центров); • создания условий для признания результатов деятельности органов по серти­фикации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Аккредитация этих органов осуществляется на основе принципов: • добровольности; • открытости и доступности правил аккредитации; • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; • недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользо­ванию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытатель­ных лабораторий (центров); • обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредита­ции; • недопустимости совмещения полномочий по аккредитации и подтверждение соответствия; • недопустимости установления пределов действия документов об аккредита­ции на отдельных территориях. В зарубежных странах аккредитация является самостоятельным видом деятель­ности, регламентируемым соответствующими нормативными документами, вы­полнение требований которых служит гарантией единства и сопоставимости оценок компетентности аккредитованной организации. А это обеспечивает дове­рие к результатам испытаний и сертификации. Госстандартом РФ выработаны принципы организации системы аккредитации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизованных с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандарта­ми серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккредита­ции испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятель­ное подразделение Госстандарта — отдел по аккредитации, который сертифика­цией не занимается. Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а так­же установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы (рис. 5.17). Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории, органы по серти­фикации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов. Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, ак­кредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации. Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредита­ции в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам дея­тельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации. Рассмотрим их функции. Совет решает вопросы, относящиеся к принципам проведения единой техниче­ской политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; коор­динации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам ак­кредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации; ведению объединенного реестра аккреди­тованных объектов и экспертов по аккредитации. Рабочие органы Совета — тех­нический секретариат, рабочие группы (из числа членов Совета) и комиссия по апелляциям. Аккредитующий орган проводит аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в законодательно регулируемой (обязательной) сфере. Аккредита­цию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отве­чающее требованиям к аккредитующим органам. Госстандарт помимо выполнения им функций аккредитующего органа разраба­тывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимо­действует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации. Основные функции аккредитующего органа связаны с реализацией единой по­литики по аккредитации в России. Важнейшей функцией аккредитующего орга­на является разработка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных. Требования к аккредитующему органу регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95. 12 Сертификация систем качества В начале 90-х годов определился круг основных факторов, заставляющих пред­приятия заниматься разработкой, внедрением и сертификацией систем качества. К наиболее важным основаниям для проведения сертификации систем качества можно отнести: преимущества перед конкурентами; требования заказчика; улуч­шение качества продукции; снижение риска ответственности за продукцию; тре­бования материнской компании. Госстандартом РФ разработан и введен в действие ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации». Был создан Регистр систем качества, который должен обеспечить добровольную и обязательную сертификацию систем качества. Регистр включен в состав систе­мы сертификации ГОСТ Р, которая в качестве национальной системы сертифи­кации признана в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Структура Регистра систем качества приведена на рис. 3 3. Комиссия 1. Технический центр 2. Совет по сертификации по аппеляциям Регистра систем качества и производств 4. Научно-методический комитет Регистра Подкомитеты машиностроения метрологии сырья и материалов 5. Органы по сертификации систем качества — Органы по сертификации производства — 6. Организации, прошедшие сертификацию Рис.3 Структура Регистра систем качества Для реализации проблемы сертификации систем качества Госстандарт России разработал комплекс стандартов, введенных в действие с 1996 и переработан­ных в 2000 г.: ГОСТ Р 40.002-2000, ГОСТ Р 40.003-2000, ГОСТ Р 40.004-96, ГОСТ Р 40.005-2000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. Перечисленные стандарты соответствуют международным документам и определяют общие требования к организации деятельности Регистра, а также требования к порядку проведения сертификации системы качества и сертификации производств, инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и производств. Регистр систем качества Госстандарта России базируется на действующем зако­нодательстве Российской Федерации, а также на стандартах ИСО серий 9000
«Основные понятия, цели и объекты сертификации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

МЕТРОЛОГИЯ
#Лекция

Метрология. Определение метрологии. Виды средств измерений. Основные характеристики средств измерений. Диапазон измерения. Цена деления шкалы и значение единицы младшего разряда. Точность. Характеристики, отражающие влияние прибора на объект. Виды и методы измерений. Представление результатов измерений. Составляющие погрешности измерения. Запись результата измерения. Вычисление погрешностей измерения. Стандартизация. Определение стандартизации. Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Методы стандартизации. Виды стандартов. Национальные органы по стандартизации. Международное сотрудничество в сфере стандартизации. Сертификация. Определение сертификации. История сертификации. Подтверждение соответствия. Цели подтверждения соответствия. Принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия.

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot