Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Основные методы психодиагностики»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Основные методы психодиагностики

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Основные методы психодиагностики», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Основные методы психодиагностики». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Основные методы психодиагностики», текстовый формат

Основные методы психодиагностики ??? Цель психолого-педагогического обследования: Выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка Определение путей развивающей и коррекционной работы Процесс диагностики нарушений развития 1. Выявление детей с недостатками развития – скриннинг (медик) 2. Дифференциальная диагностика (психолог, ПМПК) 3. Изучение индивидуальных особенностей ребенка (психолог ОО, педагог) ??? В первую очередь надо ответить на вопросы: 1. что следует изучать? 2. какие критерии и показатели выбрать? 3. какой инструментарий выбрать? Технология психодиагностической процедуры 1. Планирование обследования: Цель Предмет Сложность проблемы Подбор методик Подготовка стимульного материала Схема обследования Технология психодиагностической процедуры 2. Обеспечение условий проведения 3. Установка контакта с испытуемым 4. Личность диагноста 5. Протокол обследования Обработка полученных данных Какие критерии и показатели выбрать? Каждая цель и задача (что изучать) должна быть подкреплена определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации ориентиров Пример Критерии Показатели 1. Интеллектуальная развитость учащихся А)освоенность учащимися обр. программы Б)развитость познават. процессов и интересов В) сформированность уч. деят-ти 2. Нравственная развитость учащихся А) сформированность нравств. Качеств личности Б) социальная активность ребенка 3. Физическая развитость учащихся А)состояние здоровья школьников Б)овладение навыками личной гигиены В) развитость силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости ??? 1. что изучают? 2. какие критерии и показатели выбрали? 3. какой инструментарий выбрали? ??? Какой инструментарий выбрать? К выбору методик (психодиагностические средства) следует приступать после определения критериев и показателей Мало формализованные методики: 1. Наблюдение 2. Беседа, интервью, анкетирование 3. Анализ продуктов деятельности Строго формализованные методики: 1. Тест 2. Опросник 3. Методики проективной техники 4. Психофизиологические методики Наблюдение - метод психологического обследования, рассчитанные на непосредственное получение информации через органы чувств Наблюдать – это ВИДЕТЬ, а не созерцать (СМОТРЕТЬ)! Симптомы наблюдения Движения, действия, поступки, деятельность Мимика, жесты, пантомимика Высказывания, речь, словесные реакции Вегетативные проявления Беседа, интервью, анкета  Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе  Интервью – метод получения информации в устной форме с заранее определенными вопросами  Анкета - метод получения информации в письменной форме с заранее определенными вопросами Правила составления анкет  Перед анкетированием необходима четкая инструкция;  Вопросы должны формулироваться с учетом возраста и интеллектуального развития воспитанников;  Формулировка вопросов должна быть короткой, ясной по смыслу;  Анкета с открытыми вопросами, в которых воспитанники дают ответы своими словами, должна составлять не более 3-4 вопросов. Анкета с закрытыми вопросами (ответы типа «Да», «Нет», цифры) - не более 6-7;  Для выяснения отношения воспитанников к людям, мероприятиям в учреждении, явлениям лучше использовать анонимные анкеты;  В конце анкеты следует поблагодарить участников за ответы. Виды вопросов Прямые Косвенные Проективные Вопросы внушающего действия Контент – анализ – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой деятельности. Продукты контент-анализа: Сочинения, сказки, стихи… Дневники Альбомы по рисованию Изделия ручного труда (рукоделье, постройки…) Результаты тестов, опросников, проективных методик И др. Определяется: Категории анализа Подкатегории анализа Тест Стандартизированные и обычно краткие и ограниченные по времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальнопсихологических различий между людьми.  Особенность – задания имеют правильный ответ. Классификация тестов По задачам: вербальные и практические По содержанию: тесты интеллекта и тесты личности По форме: индивидуальные и групповые, устные и письменные Опросникиболее или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. Нет «правильных» и «неправильных» ответов! Опросники: Черт личности 1. Типологические 2. Мотивов 3. Интересов 4. Ценностей 5. Установок Проективные методикиГруппа методик, предназначенные для изучения личности в целом с использованием в них неопределенных стимулов, которые сам испытуемый должен дополнять, развивать, интерпретировать.  Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Психодиагностика как наука

Тема 1: ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и при- надлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с по...

Психология

Диагностика психических свойств личности

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ Психодиагностика — метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт ли...

Психология

Психометрические основы психодиагностики

Тема лекции по психодиагностике «Психометрические основы психодиагностики» Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Понятие психометрии 2. Психометричес...

Психология

Нормы и стандарты в психодиагностике

Лекция по дисциплине «Психодиагностика» Тема: «Нормы и стандарты в психодиагностике» Цель: ознакомить студентов с понятиями нормы и стандарта в психод...

Психология

Методологические и теоретические основы психологии

Лекция 1. Методологические и теоретические основы психологии Методические рекомендации При изучении данной темы необходимо обратить внимание на основн...

Психология

Психопатология и психодиагностические методы исследования мышления и речи

Психопатология и психодиагностические методы исследования мышления и речи План 1. Понятие психопатологии: объект, предмет и задачи. 2. Психодиагностич...

Психология

Психодиагностика

Алексей Сергеевич Лучинин Психодиагностика: конспект лекций «Психодиагностика. Конспект лекций »: Эксмо; Москва; 2008 Аннотация Данная книга предназна...

Автор лекции

Лучинин А. С.

Авторы

Психология

Основные направления деятельности педагога-психолога в период детства

Основные направления деятельности педагога-психолога в период детства Содержание ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТ...

Психология

Специфика диагностической работы с детьми дошкольного возраста

Тема 3. Специфика диагностической работы с детьми дошкольного возраста Понятие «диагностика». Соотношение диагностики, научного познания и узнавания Р...

Педагогика

Современный понятийный аппарат психолого-педагогической диагностики

Лекция 1. Тема: «Современный понятийный аппарат психолого-педагогической диагностики» План: 1. Определение, задачи и функции психолого-педагогической ...

Смотреть все