Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Нормы и стандарты в психодиагностике

  • 👀 918 просмотров
  • 📌 844 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Нормы и стандарты в психодиагностике» docx
Лекция по дисциплине «Психодиагностика» Тема: «Нормы и стандарты в психодиагностике» Цель: ознакомить студентов с понятиями нормы и стандарта в психодиагностике. Задача: осветить следующие принципы разработки психодиагностических методик: репрезентативность, надежность, валидность. План лекции: 1. Понятие нормы в психодиагностике. 2. Стандартизация методик. 3. Требования к процедуре психодиагностического обследования. Вопросы для обсуждения: 1. Какие существуют виды норм в психодиагностике? 2. Каковы основные требования к процедуре психодиагностического обследования? Литература: Бодалев А.А. «Общая психодиагностика», Бурлачук Л.Ф. «Психодиагностика». Здравствуйте. Наша сегодняшняя лекция будет посвящена теме «Нормы и стандарты в психодиагностике». В ней мы рассмотрим понятие нормы, её виды, понятие стандартизации, а также основные требования к процедуре психодиагностического обследования. * – наиболее важные понятия, рассматриваемые в лекции. ** – материал, дающийся студентам под запись. *** – материал, предназначенный для прослушивания. 1. Понятие нормы в психодиагностике. Особое значение для психодиагностики имеет понятие «норма»*. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные**. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид – для оценки способностей и достижений***. Статистическая норма – это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Для конкретного теста является обязательным наличие тестовых норм. Тестовая норма – это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена. Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения.  Этот график показывает, какие значение первичных показателей входят в зону средних значений, т.е. в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Виды психодиагностических норм: 1. Школьные нормы – разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны. 2. Профессиональные нормы – устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп, например, механиков разного профиля. 3. Локальные нормы – устанавливаются и применяются для узкой категории людей, отличающихся наличием общего признака, например,  возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса. 4. Возрастные нормы — частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста. 2. Стандартизация методик Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования. Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного развития, получил балл, равный 117. Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как таковой ничего не означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это развитие выражено в мерах, присущих данной методике, и, таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими-то дозированными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем — это так называемая статистическая норма. Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. Выборка стандартизации. При разработке и применении любой точки отсчета следует обращать особое внимание на выборку испытуемых, на которой проводится стандартизация диагностической методики. В математической статистике принято различать такие понятия, как генеральная совокупность (популяция) и выборка. Всякая большая совокупность людей, которую хотели бы исследовать или относительно которых собираются делать выводы, называется генеральной совокупностью. Выборка — это часть или подмножество совокупности. Проводить исследование всей популяции не принято. Обычно из нее выделяют группу людей — выборку стандартизации — которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер, выборка должна быть репрезентативна, представительна рассматриваемой популяции, т.е. ее вероятностные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности. По мнению А. Анастази, подавляющее большинство диагностических методик стандартизовано не для столь широких популяций, как многие полагают. Трудно рассчитывать, что по какому-либо тесту имеются адекватные нормы для таких обширных популяций, как, например, «взрослые американцы-мужчины» или «американские дети 14-летнего возраста». Выборки, ориентированные на широкие популяции, не всегда репрезентативны и чаще всего бывают смещены в тех или иных отношениях (т.е. некоторые подгруппы популяции могут быть представлены непропорционально своей численности). Так, если определить популяцию как «14-летние дети», а выборку стандартизации составить из 14-летних школьников, то ее нельзя рассматривать в качестве репрезентативной, поскольку не все 14-летние дети являются школьниками. В этом случае лучше сузить определение популяции (т.е. определить ее как «14-летние школьники»), чем переносить нормы, полученные на школьниках, на популяцию 14-летних детей. Таким образом, одним из способов обеспечения репрезентативности выборки является ограничение популяции. Ограничить популяцию можно по разным признакам: по возрасту, полу, социальному происхождению, профессии, социально-экономическому статусу, здоровью и т.д. Такая популяция определяется как специфическая, и стандартизация диагностических методик осуществляется на узконаправленных выборках, которые репрезентативны специфической популяции. Создатель диагностической методики должен всегда сообщать, для какой специфической популяции были разработаны нормативные показатели. Отбор испытуемых в выборку стандартизации осуществляется следующим образом: 1) Дается определение популяции с выделением в ее структуре переменных, значимых и малозначимых для изучаемого психического явления (возраст, образование, профессия и т.д.). 2) Популяция делится на части в соответствии со значимыми переменными. 3) Испытуемые отбираются в случайном порядке и пропорционально численности каждой значимой части совокупности. Случайный отбор может осуществляться по алфавиту, по таблице случайных чисел или другим способом. Важно, чтобы у всех представителей популяции были равные шансы попасть в выборку стандартизации. Это условие подразумевает, что каждый выбор не зависит от остальных. Объем выборки может варьироваться в широких пределах, но ее минимальный порог, необходимый для получения достоверных результатов, — порядка 200 человек. 3. Требования к процедуре психодиагностического обследования Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения психодиагностического обследования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: 1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и опробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. 2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. 3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. 4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.  Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки. Особенностью психодиагностических методов является их измерительно-исследовательская направленность, что и обеспечивает количественную и (или) качественную оценку явления, которое изучается. Основными требованиями к психодиагностическим методам являются: а) Стандартизация инструментария, в основе которой лежит понятие нормы. б) Надежность и валидность инструментария. в) Жесткая регламентация процедуры обследования. Психодиагностическое обследование может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Выбор формы психодиагностического обследования зависит от цели и методик, которые использует практический психолог. Преимуществом индивидуального психодиагностического обследования является возможность получать дополнительную информацию, поскольку практический психолог может наблюдать за процессом работы человека во время диагностики, его поведением, эмоциональными реакциями на задания и т.п. Преимуществом группового психодиагностического обследования является экономия времени на обследование значительной группы лиц. Но из-за этого может страдать точность и качество получаемой информации. Поэтому, как правило, после группового психодиагностического обследования применяется индивидуальное для уточнения данных. Требования к проведению эксперимента: 1. Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере. 2. Ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими. 4. Эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях. 5. Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д. Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов: а) Сбор данных в соответствии с задачами исследования. б) Обработка и интерпретация полученных данных. в) Постановка диагноза или прогноза. Повысить эффективность психодиагностического обследования можно, реализуя такие принципы: • добровольность участия в психодиагностического обследования и заинтересованность им; • обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики; • эмпатийное отношение психолога к клиенту; • всесторонность и комплексность диагностики; • учет индивидуально-типологических особенностей исследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, свойств темперамента и т.п.; • поддержка положительной мотивации на протяжении психодиагностического обследования. Есть ли у кого-нибудь вопросы по рассмотренной нами теме? Проверка усвоения студентами материала осуществляется при помощи контроля по следующим терминам: норма, стандартизация, выборка стандартизации. Студенты должны дать ответы в соответствии с информацией, предоставленной в лекции. Вопрос «Отличие психологических методик от психодиагностических» отводится на самостоятельное изучение.
«Нормы и стандарты в психодиагностике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Лучинин А. С.
Автор(ы) И.В. Доронина, В.Н. Меньшова
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot