Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Организация
регионального
статистического
наблюдения
Лектор: Бондаренко Наталья Алексеевна
Содержание
1. Организационная структура территориальных
органов государственной статистики.
2. Развитие муниципальной статистики
3. Особенности формирования государственных
информационных ресурсов на региональном
уровне
2
Организационная структура территориальных
органов государственной статистики
• Федеральная служба государственной
статистики (Росстат). – высший орган
государственной статистики РФ
• территориальные органы статистики
3
Задачи территориального органа
государственной статистики
• обеспечение выполнения федеральной программы
статистических работ;
• предоставление
официальной
статистической
информации Росстату, органам власти и управления региона,
общественности, научным учреждениям, коммерческим и
предпринимательским структурам, другим ее потребителям;
• участие в работе Росстата по разработке научно
обоснованной статистической методологии;
• координация статистической деятельности на территории
региона;
• гарантирование полноты и научной обоснованности всей
официальной статистической информации и ряд других
задач.
4
Права территориальных органов Росстата
запрашивать информацию от всех юридических лиц, их филиалов
и представительств, граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица
запрашивать от территориальных органов Росстата, расположенных в
соответствующем федеральном округе, информационностатистические материалы, необходимые для выполнения
территориальным органом Росстата функций по обеспечению
Аппарата полномочного представителя Президента Российской
Федерации в этом федеральном округе статистической информацией
(относится к территориальному органу Росстата, расположенном в
центре федерального округа);
осуществлять контроль за выполнением всеми юридическими
лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица,
5
Задачи территориальных комитетов по статистике
• сбор и проведение предварительной обработки
статистической информации на подведомственной территории;
• представление информации для выполнения федеральной
программы статистических работ;
• участие в работе Росстата по разработке научно
обоснованной статистической методологии;
• ведение регистров и классификаторов по соответствующему
региону в пределах своей компетенции.
• координация всей статистической деятельности на
территории региона, участие в осуществлении
межрегиональных статистических исследований;
• обеспечение полноты, достоверности и научной
обоснованности всей официальной статистической информации
региона.
6
Основные направления деятельности
региональных комитетов
• статистики населения, труда и обследования
домашних хозяйств;
• статистики предприятий и региональных счетов;
• статистики цен и финансов;
• статистики сельского хозяйства;
• сбора, обработки статистической информации и
ведения баз данных;
• ведения ЕГРПО;
• руководства отделами государственной статистики
районного (городского) уровня;
• оказания информационных услуг.
7
8
Районные
(городские)
отделы
статистики
Районное звено
Межрайонн
ые отделы
статистики
Специалисты в
районах (городах)
без образования
отдельного
структурного
подразделения
Функциональная структура
территориального органа Росстата
Респонденты
(домашние
хозяйства,
предприятия,
организации)
Обследование
домашних
хозяйств
Обследование
предприятий
Связи с другими
правительственными
органами
Обработка и
публикация данных
проводимых
обследований и
данных отчетности
Отдел по
подготовке
программ
статистических
обследований
Разработка методов сбора и обработки данных, оценки
результатов выборочных обследований, изучение
общественного мнения
9
Финансирование расходов
на содержание территориального органа Росстата,
(включая работы предусмотренные Федеральной
программой статистических работ), производится за
счет средств Федерального бюджета
работы, не входящие в Федеральную программу
статистических работ, учитывающие специфику
региона выполняются территориальным органом
Росстата за счет средств регионального бюджета
10
• Материальные затраты, связанные с подготовкой и выпуском
в печатном, электронном виде статистических материалов
финансируются из средств заказчиков.
• При предоставлении пользователям бухгалтерской
отчетности на региональном уровне территориальные
комитеты руководствуются соответствующим порядком ее
представления, утвержденным Росстатом
11
В обязательном порядке органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
представляются
доклад о социально-экономическом положении
региона с выделением данных по районам, городам,
автономным округам (там, где имеются) ежемесячно;
срочная информация по актуальным вопросам - в
день разработки отчета;
краткосрочные
экономические
показатели
ежемесячно.
12
Работы на договорной основе
• вторичная разработка первичного массива данных с целью
получения дополнительной разрезности
• формы регионального статистического наблюдения,
характеризующие особенности и специфику региона
• проектирование, утверждение, совершенствование форм
региональной государственной статистической отчетности
• разработка самостоятельных методологических указаний,
учитывающим особенности и специфику региона
• создание баз и банков данных региональной статистики
13
2. Муниципальная статистика
Муниципальное образование это территория, в границах которой
осуществляется
местное
самоуправление
(городское
или
сельское поселение, муниципальный
район, городской округ).
14
Местное
самоуправление
это
форма
осуществления населением территории своей власти,
обеспечивающая
в
пределах,
установленных
Конституцией РФ, федеральными законами, законами
субъекта РФ, самостоятельное и под свою
ответственность
решение
населением
непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения исходя
из интересов населения, с учетом исторических и
иных местных традиций.
15
Основные принципы местного
самоуправления
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) самостоятельность органов местного самоуправления, их
организационная обособленность от органов государственной
власти;
3) ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления перед населением муниципального образования;
4)
экономическая
и
финансовая
самостоятельность
муниципального образования (самостоятельное управление
муниципальной собственностью, формирование, утверждение и
исполнение местного бюджета);
5) многообразие форм организации местного самоуправления
и самостоятельное определение населением структуры органов
местного самоуправления;
6) государственные гарантии местного самоуправления;
7) гласность и учет общественного мнения.
16
Преимущества развития муниципальной
статистики
расширяется «география» статистики.
расширяется круг отчитывающихся организаций.
улучшается качество представляемых отчетов и реже срываются
сроки их представления.
муниципальный отдел статистики обеспечивает информационную
поддержку базы Статистического регистра.
муниципальная статистика позволяет оперативно оценивать
ситуацию непосредственно на территории муниципального образования.
17
Развитие муниципальной статистики
В середине 1990-х годов предпринимаются
первые
попытки
создания
муниципальной
статистики в отдельных регионах страны
(Московской, Самарской областях).
В 1998 году Госкомстат РФ разработал первый
вариант унифицированной системы показателей
муниципальной статистики.
30 мая 2002г. Госкомстатом РФ утверждена
«Унифицированная
система
показателей,
характеризующих
социально-экономическое
положение муниципального образования».
18
Положительными чертами
унифицированной системы показателей
отказ от отраслевого подхода;
обширная характеристика непроизводственной
сферы территории;
включение практически
финансовых
показателей,
соответствующую
сферу
муниципалитета.
во все разделы
характеризующих
жизнедеятельности
данная система
дает достаточно полную
картину города (района) и представляет собой
«паспорт» муниципального образования.
19
с принятием в 2003 году нового Закона о местном
самоуправлении, вступившим в силу с 01.01.2006г.,
значительно изменились предметы ведения всех типов
муниципальных образований, статусы муниципалитетов
в настоящее время актуальным вопросом является
совершенствование унифицированной системы
показателей муниципальной статистики.
новая система показателей должна содержать блоки
информации, характеризующие общие и специфические
особенности территории, её ресурсный потенциал,
информацию о качественных изменениях на территории
муниципального образования.
20
Вопрос 3. Особенности формирования государственных
информационных ресурсов на региональном уровне
Развитие региональной статистики предполагает укрепление
интеграции информационных ресурсов Росстата с ресурсами
других министерств и ведомств, осуществляющих сбор и
накопление ведомственной статистики, а также выполняющих
регистрационные и лицензионные функции
Под интегрированным информационным ресурсом понимается
информация, собранная по линии Росстата и ведомств,
необходимая для органов власти и управления, в том числе
региональных
21
Система государственных статистических
информационных ресурсов
информационные
ресурсы
системы Росстата;
информационные ресурсы центрального аппарата
Росстата, содержащиеся в Центральной базе статистических
данных (ЦБСД), Банке готовых документов (БГД), а также в
управлениях Росстата;
информационные ресурсы Главного
межтерриториального вычислительного центра Росстата
(ГМЦ Росстата);
информационные ресурсы территориальных органов
государственной статистики Российской Федерации,
содержащиеся в Банке данных показателей (БДП) и Банке
готовых документов (БГД).
статистические
информационные
ресурсы
других
федеральных
органов власти и
управления
(Минфина России,
Министерства по
налогам и сборам
России, Минтруда
России, МВД России,
Банка России и других
министерств и
ведомств).
22
Статистические регистры
Регистр предприятий Росстата многоцелевая
информационная
система,
призванная
увязать
административные данные о хозяйствующих субъектах, с
данными
обследований
их
в
качестве
единиц
статистического учета.
Регистр предприятий Росстата организован как
регистры, созданные на общей основе - едином перечне
хозяйствующих субъектов. В эту группу включены:
статистический регистр хозяйствующих субъектов Генеральная совокупность объектов статистического
наблюдения (ГС),
статистические субрегистры в отдельных областях
статистики.
23
Статистические регистры
Статрегистр - государственная информационная система:
содержащая организационно-упорядоченную
документов и информационных технологий,
совокупность
обеспечивающая учет хозяйствующих субъектов, прошедших
государственную регистрацию на территории РФ;
устанавливающая для этих субъектов единую идентификацию на
основе общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации (ОКТЭИ), которым Федеральным законом
«О стандартизации» был установлен статус государственных
стандартов.
на региональном уровне учет хозяйственных единиц в составе
Статрегистра
осуществляется
территориальными
органами
государственной статистики.
24
Объекты учета в Статрегистре
юридические лица и их обособленные подразделения,
организации без прав юридического лица (финансовопромышленные группы, паевые инвестиционные фонды,
суды и др.),
физические лица – предприниматели без образования
юридического лица (фермеры, репетиторы, таксисты и
др.),
физические лица, занимающиеся частной практикой
(частные нотариусы, детективы),
иностранные организации, учтенные в налоговых
органах как налогоплательщики.
25
Генеральная совокупность объектов статистического
наблюдения (ГС)
ГС - перечень юридических лиц, их обособленных структурных
подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих свою
деятельность на территории Российской Федерации, подлежащих
статистическому наблюдению и предоставляющих в органы
государственной
статистики
статистическую
и
бухгалтерскую
отчетность.
Цель создания ГС - проведение государственных статистических
наблюдений, а также создание универсальных технологий сбора и
обработки статистических данных.
Органами государственной статистики ежегодно формируется ГС на
федеральном уровне в полном объеме, а на региональном уровне - по
объектам
статистического
наблюдения,
осуществляющим
деятельность на территории субъекта РФ.
26
Ведение базы данных (БД) ГС подразумевает
ежеквартальную актуализацию информационного фонда
ГС при
создании новых организаций,
ликвидации ранее действовавших организаций,
непредоставлении
отчетности,
организациями
длительное
время
изменениях основного вида деятельности,
внесение изменений в БД ГС, связанных с развитием
нормативного,
методологического
и
программнотехнологического
обеспечения
(введение
новых
классификаторов, внесение дополнительных показателей и
27
реквизитов и т.п.).
В ГС фиксируются следующие реквизиты
ИНН,
краткое наименование предприятия,
коды
по
классификаторам,
различным
общероссийским
сведения о приватизации,
среднесписочная численность работников,
наличие лицензии и др.
28