Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №11
Организация производственных процессов АТП
1. Режим труда и отдыха водителей
В Российской Федерации существует несколько документов, которые определяют требования к водителям и их работодателям (либо нанимателям) в части соблюдения режимов труда и отдыха. Каждый руководитель автопарка и все работники, связанные с управлением транспортом, должны быть в курсе положений этих законодательных актов.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Главный российский документ, регулирующий вопросы труда во всех сферах - это Трудовой кодекс. В Разделе IV Части III ТК РФ представлены основные понятия, права и обязанности, касающиеся условий режима работы. В Разделе V Части III ТК РФ сформулированы условия режима отдыха.
Детали регулирования труда работников транспорта перечислены в Главе 51 Раздела XII Части IV ТК РФ. В этой же главе, в Статье 329 сказано, что конкретные особенности режима труда и отдыха водителей устанавливаются федеральным органом власти, ответственным за транспорт, то есть Минтрансом.
Подробные требования по соблюдению РТиО на транспорте прописаны в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Последние изменения в этот документ вносились в 2018 году.
Если речь идет о международных перевозках, то приоритетное значение имеют правила ЕСТР - Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Статьи 6-8).
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
В Приказе Минтранса № 15 установлены два варианта учета рабочего времени водителей: ежедневный и суммированный с учетным периодом в один месяц.
- При ежедневном учете продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих 5 дней в неделю с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих 6 дней в неделю недели с 1 выходным - 7 часов.
- При суммированном учете время управления автомобилем в течение смены может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд - 90 часов
При сверхурочных работах длительность смены может быть увеличена до 12 часов, но сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Не позднее чем через четыре часа управления автомобилем, водитель обязан делать перерыв на отдых длительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа.
В середине рабочей смены водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.
С 1 ноября 2019 года тахографы станут обязательными для физических лиц, управляющих грузовиками свыше 3,5 т и автобусами свыше 8 пассажирских мест (ФЗ №386).
В связи с этим закреплены следующие правила:
нахождение за рулем в течение суток - не более 9 часов;
обязательные перерывы - 45 минут каждые 4,5 часа, или два перерыва по 15 и 30 минут;
отдых для водителей - не менее 11 часов в сутки;
общее время за рулем в течение недели - не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;
в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не более 2-х раз в неделю.
Для правильной работы с тахографами требуются карты водителя и предприятия, считыватели карт, программы для выгрузки/хранения данных и различные расходные материалы. А для более эффективного контроля и снижения затрат рекомендуется обеспечить передачу данных из тахографа в систему мониторинга транспорта.
2. Функции диспетчерской службы АТП
АТП - автотранспортное предприятие;
ГИС - геоинформационная система;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
КП - контрольный пункт;
МТБС - материально-техническая база строительства;
ПТК - производственно-технологическая комплектация (строительных грузов);
ЦДС - центральная диспетчерская служба;
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки.
Задачи диспетчерской службы :
- контроль выполнения рейса с контролем прохождения заданной трассы маршрута;
- контроль скоростного режима в реальном масштабе времени с последующим анализом;
- учет времени, затрачиваемого на выполнение транспортной работы (время в пути);
- учет продолжительности стоянок в пунктах погрузки и разгрузки с указанием местоположения стоянок на электронной карте;
- контроль качества выполнения заданного (запланированного) объема транспортной работы (прохождение рейсовых заданий в соответствии с заданным почасовым графиком);
- фиксирование отклонений в работе автомобилей от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения почасовых графиков движения, уход с запланированного маршрута, сход с линии).
Информацию о прохождении заданной трассы маршрута используют для контроля по факту проезда, а также в режиме оперативных запросов. Набор фиксируемых в диспетчерской системе данных должен также соответствовать списку параметров, которые регистрируют с целью анализа параметров движения автомобиля на линии, для выявления нарушений скоростных режимов движения, режимов труда и отдыха водителей.
Типовой перечень задач автоматизированного управления транспортом по перевозке строительных грузов на основе использования навигационной спутниковой системы состоит из:
- формирования наряда на выпуск и контроля выпуска автомобилей на линию;
- контроля и регистрации автомобилей в пункте погрузки груза;
- контроля фактического прохождения автомобилей по маршруту;
- оперативного регулирования процессов перевозки грузов при возникновении нештатных ситуаций на линии;
- учета исполненной работы.
Обязательной составляющей системы диспетчерского управления перевозками строительных грузов, обеспечивающей повышение безопасности перевозочного процесса, является:
- контроль скоростных режимов движения;
- контроль режимов труда и отдыха водителей.
В основу создания автоматизированного диспетчерского управления транспортом по перевозке строительных грузов с использованием навигационной спутниковой системы должны быть положены следующие проектно-технологические решения.
1) Технологическая подготовка производства:
- формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-справочных данных о заказчиках, водителях, подвижном составе, маршрутах перевозок и нулевых пробегов от АТП до грузоотправителей и от грузополучателей до АТП;
- решение оптимизационных задач в процессе технологической подготовки производства.
2) Оперативное планирование:
- разработка специального программного обеспечения для создания сменно-суточного плана перевозок, графиков выпуска автомобилей и заданий водителям.
3) Учет и контроль движения:
- учет и контроль движения автомобиля на линии должен осуществляться за счет использования комплексных КП. Контроль движения на линии должен быть регламентирован, вплоть до мониторинга маршрутов движения автомобилей при выполнении ими нулевых пробегов и пробегов без груза.
4) Оперативное регулирование:
- при возникновении значительных сбоев в движении автомобилей на линии или при выпуске машин из автотранспортного предприятия (опозданиях, простоях, сходах, возвратах, переключениях, включении резерва) необходимо в режиме реального времени реализовать процедуры оперативной корректировки конкретных заданий водителям, основываясь на значении текущей наработки водителя на линии.
5) Анализ исполненного движения:
- анализ исполненного движения должен проводиться по показателям, характеризующим объем и качество выполненных работ.
К таким показателям относятся:
- рейсы с грузом;
- время в наряде;
- время под погрузкой;
- время под разгрузкой;
- время ездки с грузом;
- пробег общий;
- пробег с грузом.
Реализация функций учета и контроля движения автомобиля на линии осуществляется на основе регулярного получения данных о местоположении контролируемых автомобилей по сигналам ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Навигационная информация поступает на сервер системы по каналам связи и включает в себя следующие данные:
- номер радиостанции объекта, от которой поступила навигационная отметка;
- географическая широта и долгота объекта;
- мировое время, в которое были определены навигационные данные;
- скорость движения объекта;
- азимут движения (положение относительно сторон света);
- признак достоверности отметки.
Каждую навигационную отметку сервер сохраняет во внутреннем буфере, дополнив временем ее поступления в систему.
Основные события, фиксируемые системой, указаны в таблице 1.
Таблица 1
Правила фиксации времени наступления событий по данным спутниковой навигации
Событие
Правило фиксации времени наступления по данным спутниковой навигации
Выезд автомобиля из АТП
По времени поступления первой навигационной отметки, полученной вне зоны покрытия комплексного КП, описывающего местоположения АТП (стоянки автомобилей)
Возврат автомобиля в АТП
По времени поступления первой навигационной отметки, полученной в зоне покрытия комплексного КП, описывающего местоположения АТП (стоянки автомобилей)
Фактическое время прибытия автомобиля на пункт погрузки или разгрузки строительных грузов
По времени поступления первой навигационной отметки, полученной вне зоны покрытия комплексного КП, описывающего местоположения пункта погрузки или разгрузки строительных грузов
Фактическое время отправления автомобиля от пункта погрузки или разгрузки строительных грузов
По времени поступления первой навигационной отметки, полученной вне зоны покрытия комплексного КП, описывающего местоположения пункта погрузки или разгрузки грузов
Фактическая продолжительность простоя автомобиля в пункте погрузки или разгрузки
Разность между фактическим временем прибытия автомобиля на пункт погрузки или разгрузки и фактическим временем убытия автомобиля из пункта погрузки или разгрузки грузов
Фактическое время ездки с грузом от пункта погрузки до пункта разгрузки
Разность между фактическим временем прибытия автомобиля на пункт разгрузки груза и фактическим временем убытия автомобиля из пункта погрузки грузов
Фактическое время холостой ездки от пункта разгрузки до пункта погрузки
Разность между фактическим временем убытия автомобиля из пункта разгрузки и фактическим временем прибытия автомобиля на пункт погрузки груза
Для обеспечения автоматической фиксации основных событий в системе, для каждого объекта инфраструктуры (пункты погрузки, разгрузки, АТП и т.д.) должен быть создан виртуальный контрольный пункт с применением электронной карты местности, описывающий местоположение объекта на местности.
Виртуальный контрольный пункт - это объект, описывающий конфигурацию и местоположение на местности соответствующего объекта инфраструктуры.
Если объект инфраструктуры имеет сложную конфигурацию в плане, то модель контрольного пункта должна повторить эту пространственную конфигурацию, наиболее точно моделируя пространственные свойства объекта. В этом случае контрольный пункт называется "комплексным", поскольку его пространственные границы формируются из нескольких графических примитивов.
С помощью контрольного пункта устанавливается факт принадлежности или непринадлежности навигационной отметки зоне объекта.
Определение контрольных пунктов, в которые попала навигационная отметка, осуществляется на основе таблицы контрольных пунктов, которую формирует и поддерживает в актуальном состоянии технолог системы.
Для каждого контрольного пункта задается его область действия. Область действия может представлять собой круг. В этом случае она задается двумя параметрами: координатами центра области и ее радиусом.
Прямоугольная область задается координатами двух углов: северо-западного и юго-восточного.
Первая навигационная отметка, координаты которой попали в область контрольного пункта, сигнализирует о прибытии автомобиля на контрольный пункт. Последующие навигационные отметки, попавшие в область контрольного пункта, сигнализируют о нахождении автомобиля на контрольном пункте.
Последняя навигационная отметка, попавшая в область контрольного пункта, сигнализирует об отправлении автомобиля с контрольного пункта.
В результате обработки навигационных данных на данном этапе формируются промежуточные данные, которые являются исходными данными для обработки второго этапа. Эти данные отражают фактическое время прибытия и отправления автомобилей с определенных контрольных пунктов.
Регулирование процесса перевозок осуществляется на основе анализа отклонений фактических и плановых времен, контролируемых системой событий, определяемых почасовым графиком перевозок. Контроль движения транспортных единиц, выполняющих транспортную работу, осуществляется на всех этапах перевозочного процесса с выдачей в автоматическом режиме сообщений диспетчеру обо всех отклонениях от плана.
Диспетчеру на отдельном экране постоянно отображается местоположение транспортных единиц с графическим отображением пунктов отправления и пунктов прибытия.
Регулирование перевозок обеспечивается командами диспетчера, которые проводятся в диалоговом режиме с системой для получения необходимых оперативных справок.
При проведении команд оперативного управления движением подвижного состава на линии все команды диспетчера дублируются голосом.
Все действия диспетчера по регулированию движения, а также переговоры в эфире записываются и архивируются.
Система предоставляет отчетную информацию о действиях диспетчера и переговорах в эфире.
Совокупность фиксируемых событий в системе позволяет получить достаточно полную информацию о ходе процесса перевозок по всем запланированным рейсам. Все запланированные перерывы также фиксируются системой.
По данным спутниковой навигации рассчитывается коэффициент выпуска парка.
Плановый коэффициент выпуска рассчитывается как отношение числа автомобилей, включенных в наряд на оперативные сутки, к общему числу оборудованных автомобилей.
Фактический коэффициент выпуска рассчитывается как отношение фактического числа автомобилей, включенных в наряд и выпущенных на линию по данным спутниковой навигации, к общему числу оборудованных автомобилей.
По результатам обработки навигационных данных рассчитывают суммарные показатели:
а) по автомобилю:
- общий пробег каждого автомобиля;
- пробег с грузом каждого автомобиля;
- коэффициент использования пробега;
- объем транспортной работы в тонно-километрах;
- число ездок с грузом;
- процент выполнения плана по ездкам;
- процент выполнения плана по тоннам;
- процент выполнения плана по тонно-километрам;
б) по грузоотправителю:
- общее фактическое число ездок с грузом;
- общий объем перевезенного груза;
- объем транспортной работы в тонно-километрах;
- число ездок с грузом;
- процент выполнения плана по ездкам;
- процент выполнения плана по тоннам;
- процент выполнения плана по тонно-километрам;
в) по грузополучателю:
- общее фактическое число ездок с грузом;
- общий объем доставленного груза;
- объем транспортной работы в тонно-километрах;
- число ездок с грузом;
- процент выполнения плана по ездкам;
- процент выполнения плана по тоннам;
- процент выполнения плана по тонно-километрам.
Основные нарушения перевозочного процесса, автоматически обнаруживаемые системой:
- недовыпуск;
- превышение нормативного времени на погрузке;
- превышение нормативного времени на разгрузке.
-контроль скоростного режима, режима труда и отдыха водителей по данным спутниковой навигации
3. Функции службы Безопасности Дорожного Движения
Служба безопасности движения является структурным подразделением организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, и создается для организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий. Служба безопасности движения в соответствии с возложенными на нее задачами:
1. Ведет учет ДТП с участием принадлежащих организации транспортных средств,
2. Выявляет и ведет учет нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями организации (Приказ МВД РФ № 627 от 2 июля 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения) учет опасных участков на маршрутах перевозок организации.(с ГИБДД)
3. Проводит анализ данных учета и выявляет причины и условия возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, в том числе случаев управления транспортным средством в нетрезвом состоянии или отстранения от работы по этой причине при прохождении медицинских осмотров, угона и т.д.
4. Разрабатывает совместно со службами, подразделениями, проекты планов мероприятий, направленных на устранение выявленных причин и условий возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
5. Проводит служебное расследование ДТП, в которых участвовали транспортные средства организации в соответствии с Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП; осуществляет подготовку необходимых материалов, связанных с возмещением ущерба от ДТП
6. Регулярно информирует инженерно-технических работников, руководство о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах совершения ДТП с участием транспортных средств организации, используя данные учета ДТП и результаты проведения служебного расследования,
7. Организует ежегодные занятия с водительским составом в соответствии с утвержденной РД-26127100-1070-01 «Программой ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств», используя результаты анализа причин, условий и обстоятельств конкретных ДТП, совершенных на маршрутах перевозок организации, нарушений Правил дорожного движения и технической эксплуатации транспортных средств, ведет учет проведенных занятий.
8. Принимает участие в решении вопросов о приеме водителей на работу, о переводе их на работу с автомобиля одной марки на другую, с одного автобусного маршрута на другой.
9. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых (межрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинских осмотров и медицинского переосвидетельствования, проведением мероприятий по формированию у водителей навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
10. Организует совместно с другими службами, подразделениями проведение инструктажей водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных условиях;
11. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима труда и отдыха.
12. Осуществляет контроль за стажировкой водителей, подбор водителей-наставников, участвует в оценке и принимает решение о допуске водителя-стажера к самостоятельной работе.
13. Совместно с другими службами, подразделениями обеспечивает условия для повышения квалификации водителей и работников организации, участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей.
14. Оборудует кабинет (уголок) безопасности движения, оснащенный информационными, пропагандистскими, техническими средствами для повышения уровня профессиональной надежности водителей автотранспортной организации.
15. Совместно с отделом кадров и другими службами, подразделениями готовит материалы о награждении водителей значком «За работу без аварий»,
16. Участвует совместно с другими подразделениями организации в работе комиссий по обследованию маршрутов регулярных перевозок, мест погрузки-разгрузки.
Взаимодействие с другими службами, подразделениями организации осуществляется на основе: - разграничения (закрепления) обязанностей и ответственности, полномочий служб, подразделений, должностных лиц организации по обеспечению безопасности движения;
- разработки (или усовершенствования существующего) порядка (технологии) выполнения требований нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения;
- разработки и реализации ежегодных планов мероприятий по предупреждению ДТП в организации.
Наряду с взаимодействием в области планирования и организации деятельности по предупреждению ДТП между службой безопасности и другими службами, подразделениями организации осуществляется повседневное взаимодействие по оперативным вопросам, связанным с реализацией конкретных мероприятий по безопасности движения.
Организация работы, планировка и оснащение кабинетов по БДД
Экспозицию кабинета безопасности движения должны составлять материалы учебно-методического и справочно-информационного характера.
Учебно-методический раздел экспозиции должен включать следующие основные материалы: Правила дорожного движения; Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта; должностные инструкции работников организации; нормативно-методические документы по обеспечению безопасности движения; рекомендации о действиях водителей в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях; материалы по рациональным режимам движения; психофизиологическим основам труда водителя, санитарно-гигиеническим требованиям к рабочему месту водителя; схемы основных маршрутов организации;
Справочно-информационный раздел экспозиции должен содержать карты-схемы маршрутов; схемы железнодорожных переездов и опасных участков на маршрутах движения подвижного состава; схемы типичных ДТП с анализом причин возникновения; карты города и области с нанесенными на них местами заправочных станций, станций технического обслуживания; литературу по вопросам юридического характера; кино- и видеофильмы по безопасности движения.
Экспозиция должна быть выразительной, красочной, легко доступной для понимания; материалы должны систематически обновляться.
Как правило, наглядные материалы располагаются на стенах кабинета, причем, наиболее важные и часто используемые пособия рекомендуется размещать на фронтальной и задней стенах. В качестве настольного оборудования для изучения типичных дорожно-транспортных ситуаций могут быть использованы планшеты со схемами маршрутов; макеты транспортных средств, светофоров и дорожных знаков.
С наибольшей частотой должны обновляться материалы справочного и правового характера; стенды с фотографиями лучших водителей; сведения о награждении водителей значками «За работу без аварий», прохождении водителями медицинского освидетельствования; информация о нарушителях.
Одним из основных технических средств оборудования кабине безопасности движения должны были бы быть автомобильные тренажеры для овладения навыками скоростного руления, а также отработки действий водителя в критических ситуациях, что способствует их лучшей подготовке к работе в реальных условиях дорожного движения. К другим техническим средствам можно отнести компьютеры, экранные средства, аппаратуру для контроля психофизиологического состояния водителя.
В каждом кабинете должно быть предусмотрено рабочее место преподавателя. Кабинет должен быть укомплектован классной доской, столами и стульями из расчета численности группы; необходимо обеспечить автоматическое зашторивание окон, выдвижение стендов, развертку экрана, подсветку световых табло.
Планирование работы по предупреждению ДТП, виды и примерное содержание основных разделов планов по повышению БДД.
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. В планы включаются:
- основные мероприятия, направленные на устранение причин дорожно-транспортных происшествий. Эти мероприятия выбираются на основе прогнозирования сокращения аварийности за счет устранения недостатков в профилактической работе предприятий (организаций);
- мероприятия организационного характера (отчеты должностных лиц, проведение собраний, заседаний, проверок).
Перечень мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуатации, утвержден распоряжением Министерства транспорта РФ от 13 мая 2013 г. N МС-43-р.
Мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - работники субъекта транспортной деятельности), к безопасной работе
1.1. Обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16*.
1.2. Обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
1.3. Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
1.4. Обеспечение водителей информацией при поступлении на работу и в случае изменения условий работы:
об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;
об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
об особенностях перевозки детей;
об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
об изменениях в нормативных правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Субъект транспортной деятельности осуществляет учет сведений о проведении указанных инструктажей.
1.5. Обеспечение водителей оперативной информацией:
о состоянии погодных условий (температура воздуха, осадки, условия, затрудняющие движение транспортных средств);
о введении сезонных ограничений движения транспортных средств;
о временных ограничениях движения транспортных средств, связанных с дорожными условиями и (или) изменениями маршрута.
1.6. Прохождение периодического медицинского освидетельствования водителей;
1.7. Прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
1.8. Соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.
4. Классификация и маркировка грузов
Предметы, доставляемые от заказчика к получателю, называются грузом. Чистая масса объекта – нетто, вес общий (тара, товар) – брутто.
Исходя из физических свойств, грузы подразделяются на:
• Скоропортящиеся – продукция с ограниченным сроком годности. Для транспортировки необходимо создать, соблюдать особый микроклимат. Лекарственные препараты, морепродукты, мясо, фрукты, овощи, иные продукты питания.
• Насыпные, также навалочные – металлолом, злаковые культуры, сахар, песок, щебень, руда.
• Генеральные или штучные – продукция, которую допустимо перевозить в упаковке или без таковой. Поштучная номенклатура товаров.
• Негабаритные. Все предметы, превышающие по размеру (даже по одному из показателей) максимально допустимую характеристику – вес, длина, ширина. Их подразделяют на крупногабаритные и тяжеловесные.
• Газообразные. Доставка таких веществ требует полной герметичности, чтобы снизить риск утечки или улетучивания. Например, азот, кислород, пропан.
• Пылевидные. К ним относятся все вещества (мелкодисперсные), которые в процессе перевозки могут подвергнуться распылению, раструске. Например, цемент, мука, удобрения, известь, химические порошки.
• Наливные. Это жидкие субстанции разной консистенции, перевозимые в защитных емкостях – вода, продукты нефтепереработки, молоко, масло. Транспортируют в контейнерах, герметичных цистернах, бочках.
• Опасные – это вещества, субстанции, способные угрожать здоровью человека, состоянию окружающей среды. Согласно классам опасности грузов выделяется категория «особо опасные». Их доставка требует тщательного соблюдения мер предосторожности.
По физическому состоянию они подразделяются на твердые, газообразные, жидкие.
В зависимости от метод погрузки и транспротировки:
• 1. Штучные – принимаются с учетом габаритов (размер, форма и масса) от заказчика, сдаются клиенту по массе, а также счету.
• 2. Наливные – полужидкие или жидкие субстанции транспортируются в автоцистернах, учет ведется по объему, массе.
• 3. Навалочные и сыпучие – товары, которые могут выдержать падение с высоты, поэтому погружаются методом навала. Учитываются по объему, массе.
Каждый вид перевозимого груза дополнительно маркируется, чтобы избежать порчи, полного уничтожения в процессе доставки. Информация на таре содержит указания, которые, например, запрещают бросать, подвергать воздействию солнечных лучей.
Обычные и специфические грузы
Обычные – доставляемые предметы не требуют создания специальных условия для сбережения первоначальных характеристик. Нет необходимости учитывать специфику складирования. Перевозят продукцию на бортовых машинах.
Специфические – для транспортировки требуются специальные условия. Хранение, перевозка осуществляется с учетом маркировки, физических свойств:
• Скоропортящиеся – товары, для перевозки которых используют подвижной состав, способный поддержать специфический микроклимат. Рефрижераторы, фургоны изотермические подойдут для доставки продовольственной, лекарственной продукции.
• Негабаритные – размер которых (на одно место), достигают 4 м по высоте или 2,65 м по ширине.
• Антисанитарные – ассенизационные и пылящие.
• Большая масса – более 250 кг (на одно место).
• Длинномерные – перевозимые изделия, свес которых над бортом (задним) транспорта превысит 2 м.
Специфические заказы доставляются с учетом всех физических особенностей товаров, дополнительно крепятся.
Опасные грузы
Вещества, материалы, готовые изделия, отходы производства, которые могут создать угрозу окружающей среде или здоровью людей относятся к опасным объектам перевозки. Какие бывают грузы (ADR) этой категории:
Класс опасности
Свойства
1
Материалы взрывчатые
2
Сжиженные, сжатые, растворимые под давлением газообразные субстанции
3
Жидкости, которые легко воспламеняются
4
Вещества твердые, способные самовозгораться, легко воспламениться
5
Вещества, подверженные окислению
6
Инфекционные, ядовитые вещества
7
Радиоактивные субстанции
8
Коррозионные и едкие вещества
9
Прочие опасные
Каждый класс опасных субстанций с учетом их химических свойств, уровня опасности при перевозке подразделяется на подклассы.
Виды упаковки
Помимо правильной маркировки грузов при перевозке, особенное внимание уделяется выбору упаковки. Это гарантия сохранности продукции – дополнительная коробка, футляр, цистерна, специальное крепление, защитные материалы. Типы специальной тары:
• Потребительская – базовая упаковка, в которой продукция будет доставлена клиенту.
• Дополнительная. Коробка, чехол, тубус защищающие изделие от негативного воздействия среды – влажность, солнце.
• Транспортная – повышенная прочность. Ящики, бочки, фляги из металла, картона, дерева – надежная защита от механического воздействия.
Помимо правильного выбора тары, перевозчик обязан соблюсти правила обращения с предметами, хранения, доставки. Под внешним воздействием стоит понимать влияние факторов – биологических, климатических, механических. Упаковка должна предотвратить атаку грызунов, насекомых, риск появления царапин, намокания, загрязнения.
К таре предъявляется множество требований:
• удобство при помещении в транспорт – занимает минимум места;
• не создает трудностей при складировании;
• имеет товарный вид;
• минимизирует риски.
На коробку обязательно наносят важную информацию о транспортируемом объекте, сведения об отправителе, получателе.
Маркировка
Классификацию и маркировку грузов осуществляет перевозчик. Учитываются все параметры, характеристики доставляемой продукции. На упаковке указывается обязательная информация:
• специальные знаки;
• указания – хранение, метод транспортировки;
• сведения о получателе;
• размер, масса;
• количество мест;
• информация об отправителе.
Виды маркировки продукции:
Тип знака (надписи)
Особые указания по обращению
«Скоропортящийся»
Необходимо создать микроклимат – особая температура, влажность, проветривание, прогревание т.д.
«Герметично»
В процессе доставки запрещено нарушать, открывать тару
«Осторожно хрупкое»
Аккуратное обращение
«Ограничение температуры»
Придерживаться диапазона температур, оптимальных для безопасной перевозки
«Беречь от влаги, излучения, солнечных лучей»
Любой из вариантов надписи требует защищать товар от разных воздействий
«Упаковка тропическая» (Т)
В случае повреждения, объекту будет нанесен вред
«Поднимать тележкой запрещено»
Конкретизирует место, где недопустимо использовать при подъеме тележку
«Вверх»
Правильное вертикальное положение
«Место страповки»
Указание на допустимое место расположение цепей, канатов для безопасного подъема
«Открыть здесь»
Допустимо распечатать тару в конкретном месте
«Поднимать за предмет»
Недопустим подъем за тару