Организация использования трудовых ресурсов. Организация труда
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
1.
Ведомость
по
учету
наличия,
комплектования, движения и использования работников
Ведомость - это первичный учетный документ,
которым оформляется состояние (наличие, движение и пр.)
отдельных объектов (основных средств, недостатков
продукции, денежных обязательств, спецодежды и пр.).
Работники также являются объектом учета. Учет
наличия, комплектования, движения и использования
работников осуществляет отдел организации и оплаты труда
или отдел кадров. Следует отметить, что в отличие от форм
бухгалтерских
ведомостей,
которые
утверждены
многочисленными нормативными правовыми актами,
формы ведомостей о наличии, движении, комплектовании,
использовании
работников
разрабатываются
в
организации самостоятельно. Нередко за основу берутся
унифицированные формы
первичной
учетной
документации. Это касается только начальных и конечных
реквизитов. Текст ведомости составляется, как правило, в
виде списков (таблиц), группируемых по различным
основаниям.
Ведомость по учету наличия, комплектования, движения
и использования работников составляется с целью учета и
анализа: расстановки кадров; эффективности использования
рабочего
времени; своевременности
набора
дополнительного персонала; замещения вакантных мест;
карьерного роста работников.
1
(человек)
Численность трудовых ресурсов, всего
67
в том числе:
численность
работающих
лиц
старше численность лиц моложе трудоспособного Структура трудовых ресурсов
по возрасту:
до 20 лет
6
от 20 до 30 лет
16
от 30 до 40 лет
24
от 40 до 50 лет
19
старше 50 лет
2
по образованию:
среднее
13
среднее специальное
2/
высшее
25
второе высшее
7
Ученая степень
1
по семейному положению:
Одинокие
24
Семейные
43
2
по группам занятий;
руководили организации и ее структурных
9
подразделений (служб)
программисты
1
Окончаний
специалисты по стандартизации и метрологии
2
экономисты
3
юристы
3
служащие, занятые подготовкой информации,
2
оформлением документации и учетом
работники, занятые учетом, приемом и выдачей
3
товаров
агенты по закупкам
5
агенты по продажам
6
торгово-коммерческие агенты и экспедиторы
44
кассиры
3
диспетчеры
4
водители автомобилей
5
грузчики
10
Численность работающих в режиме неполного
10
рабочего времени
Численность работников, находившихся в отпусках
8
без сохранения и с частичным сохранением
заработной платы по инициативе работодателя
Число человеко-дней дополнительных отпусков
6
Число человеко-дней простоев
70
Число отработанных человеко-дней
15
320
Численность совместителей (без внутренних) на
конец отчетного периода
Принято работников, всего, в процентах к 4.02
среднесписочной численности
%
выбыло работников, всего, в процентах к 7,57
среднесписочной численности
%
Число вакантных рабочих мест, намеченных к
ликвидации, всего (расчеты в процентах к общему
3
количеству рабочих мест)
Число вакантных рабочих мест (требуемых 75%
4
2. Справка об использовании работников
Справка об использовании работников составляется с
целью изучения загруженности работников.
Может составляться как по видам работ, так и по
отработанным человеко-часам. Дает представление о
производительности организации путем сравнения с
нормативными показателями по конкретному виду работ.
Анализ
данных,
отражаемых
в
справке
об
использовании работников, позволяет произвести более
правильную расстановку рабочей силы с целью достижения
наиболее рационального и эффективного ее использования
и повышения производительности труда в организации и
1
Определяется пропорционально фактически отработанному времени (с
учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей
законодательством).
целом. Составляется по отчетным периодам - за квартал,
полугодие, 9 месяцев, год.
5
3. Расчет потребности в работниках
Целями расчета потребности в работниках являются:
последовательная оптимизация количества рабочих мест;
обеспечение максимального съема продукции (работ, услуг) с
каждого рабочего места; достижение и последующее поддержание
сбалансированности рабочих мест и работающих.
Основные задачи расчета потребности в рабочей силе
сводятся к определению нормативной (расчетной) численности
работников. Определение планируемого количества работников
осуществляется на основе запланированных объемов производства
продукции
(услуг,
работ),
заданий
по
росту
производительности труда, повышению сменности с учетом
ограничений численности рабочих и служащих. Плановое
количество персонала (Кп) в целом для организаций, где
планируется объем продукции (услуг, работ), рассчитывается, как
частное от деления планового объема продукции (П) на плановый
съем продукции (услуг, работ) с одного рабочего места (Сп) по
формуле:
Кп = П/Сп,
Плановый съем продукции (услуг, работ) с одного
рабочего места определяется, как произведение фактического
съема продукции (услуг, работ) с одного рабочего места в
отчетном году (в стоимостном выражении в целом по организации)
на индекс роста коэффициента сменности работы оборудования.
Фактический съем продукции (услуг, работ) определяется
как частное от деления объема производства продукции (услуг,
работ) в отчетном периоде (в стоимостном выражении) на
среднегодовое количество рабочих мест.
Наряду с вышеуказанными показателями при расчете
планового съема продукции с одного рабочего места возможно
применение показателя индекса роста коэффициента сменности
работников.
Для производств, где коэффициент сменности работы
оборудования не учитывается и не планируется, при определении
объема продукции с одного рабочего места в плановом периоде
можно использовать другие показатели (например, коэффициент
использования годового фонда времени работы оборудования).
Расчет нормативной численности работников позволяет провести сравнительный анализ с
существующим количеством персонала, с учетом текучести кадров и планов развития производства то есть выявить степень сбалансированности рабочих мест и работников. Расчет, как правило,
включает в себя также и плановые источники обеспечения покрытия недостающего числа трудовых
ресурсов. Источники покрытия, помимо прочего, отражают уровень требуемой квалификации и
степень социальных запросов работника.
Наряду с расчетами потребности в работниках отдел кадров разрабатывает план дополнительной
потребности в работниках.
На основании сведений о фактической численности работников на начало планируемого периода
и плана по труду в план дополнительной потребности в работниках вносятся записи о
численности работников на начало и конец планируемого периода. В содержание работ по
разработке плана входят:
1.
Определение и запись потребности в кадрах на расширение объема промышленного
производства,
2.
Расчет;
дополнительной потребности на замену работников, призванных на военную службу,
вышедших на пенсию, переводимых на должности специалистов по окончании учебного
заведения, убывающих, временно работающих, на возмещение другой планируемой убыли;
процент уволенных, корректировка результат расчета;
дополнительной потребности на возмещение излишнего оборота рабочих кадров по
подразделениям и в целом по организации.
3.
Распределение дополнительной численности по годам, кварталам и месяцам.
4.
Анализ обеспеченности организации рабочими кадрами.
5.
Изыскание возможностей восполнения недостающей численности.
4.Объявление конкурса на замещение вакантной должности
Решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности объявляется приказом
руководителя организации и направляется в кадровую службу для доведения до сведения
работников организации и опубликования в средствах массовой информации. Одновременно
сообщение о конкурсе помещается на информационных стендах организации и ее структурных
подразделении.
Квалификационные требования по должностям, определенным для замещения на конкурсной
основе, обязательно излагаются в приказе руководителя организации.
Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, в состав которой включаются в
обязательном
порядке
руководитель
кадровой
службы,
специалисты,
занимающие
аналогичные требуемой должности, или руководители подразделений, в которые подбираются
работники, а также другие лица по решению руководителя организации. Срок, в который
изъявившие желание принять участие в конкурсе должны представить заявление и пакет документов,
установленный комиссией, указывается в объявлении о конкурсе.
Конкурсная комиссия рассматривает документ претендента и принимает открытым голосованием
решение о допуске или отказе в допуске к участию в конкурсе по каждой кандидатуре. Результаты
работы комиссии оформляются протоколом и представляются руководителю организации для
утверждения конкурсных списков. Решение о допуске (отказе) к участию в конкурсе доводится до
претендентов, как правило, не позднее 10-15 дней до начала конкурса.
Претенденты подвергаются конкурсным испытаниям в виде тестов, пробного выполнения
заданий, пр. Как правило, такие испытания разрабатываются кадровой службой, психологом, привлеченным ив сторонник организаций (если в организации нет своего специалиста), совместно с
руководителями или специалистами подразделений, для которых подбирается работник.
С учетом результатов испытаний конкурсная комиссия представляет руководителю организации
или руководителю подразделения, в которое подбирается работник, документы и
заключение комиссии но каждому претенденту, которые определяют окончательную кандидатуру на
замещение вакантной должности.
Объявление о конкурсе на замещение вакантной должности можно составить по приведенной
форме.