Организация АФВ в системе массового образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ и ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК) »
Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры
Дисциплина: «Теория и организация АФК»
Лекция 2.
Тема: «Организация АФВ в системе массового
образования».
Преподаватель:
к.п.н., доцент кафедры ТиМ АФК Громова О.В.
По данным Министерства Здравоохранения РФ, за последние 10 лет число
школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только
10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию,
а 40% относятся к группе риска. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы,
имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ
уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7-8
лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10-14 лет – 4 диагноза, а
старшеклассники – в среднем 6 и более функциональных отклонений и
хронических заболеваний.
Наиболее распространены среди школьников следующие нарушения и
заболевания: пищеварительной системы (гастриты, гастродуодениты), ОДА
(нарушения осанки и сколиоз), сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая
дистония, артериальная гипертензия), обмена веществ (ожирение), органов
зрения (миопия), нервной системы (неврозы).
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше
двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной
активности, и увеличиваются статические напряжения.
В школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный
воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить
расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной
гигиены.
Довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе
их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их
бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.
По данным статистики, можно утверждать, что оздоровительная работа в
школе не привлекает должного внимания ни руководителей школ, ни самих
учителей. Физическое воспитание (ФВ) учеников, имеющих отклонения в
состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабая физическая
подготовленность, требуют совместных усилий педагогов и врачей.
Доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте,
наиболее выражена она у детей и подростков. Движение способствует не только
физическому развитию человека, но и является средством становления личности
и ее особенностей. Для детей с ослабленным здоровьем, в большинстве случаев,
активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дефицит в
удовлетворении данной потребности.
При этом гиподинамия вызывает еще большие функциональные и
морфологические изменения в организме. Сочетаемость симптомов заболеваний
особенно наглядно проявляется у детей, у которых отмечались одновременно
нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, заболевания органов дыхания.
Выявить первичность заболевания (первое звено среди других звеньев патологии)
у больного ребенка в ряде случаев затруднительно: эти сочетанные заболевания
связаны между собой и отягощают друг друга.
Во избежание дальнейших негативных изменений, двигательная активность
для больных детей и подростков крайне необходима. Но со своими
особенностями организации занятий, особенностями их проведения,
особенностями дозирования нагрузок. Правильное ФВ детей укрепляет и
закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных
факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством
неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста
и развития.
Принципы комплектования медицинских групп. Комплексная оценка
состояния здоровья складывается из оценки уровней и гармоничности
физического и нервно-психического развития ребенка; степени резистентности и
реактивности организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным
факторам); функционального состояния основных систем организма; наличия или
отсутствия хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии).
На этом основании учащиеся со сходным состоянием могут быть отнесены к
группам здоровья:
• группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным
уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные
дефекты развития;
•
•
•
•
группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению
патологии,
функциональными
и
некоторыми
морфологическими
отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клиниколабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития,
не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его
функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим
заболеваниям;
группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными
пороками развития разной степени активности и компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями;
группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии
здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации)
или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со
сниженными функциональными возможностями;
группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии
декомпенсации,
со
значительно
сниженными
функциональными
возможностями.
На основании результатов медицинского осмотра учащихся врач делает
заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого
ученика, обращая внимание на особенности состояния ОДА и других органов,
участвующих в выполнении отдельных упражнений. Оценку уровня физической
подготовленности дают на основе спортивного анамнеза, анализа успеваемости и
наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических
упражнений.
Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на
три группы: основную, подготовительную и специальную.
Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу
являются уровень здоровья и функциональное состояние организма.
Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо
установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций
организма.
К основной медицинской группе при занятиях ФВ целиком относится
группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда
имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на
двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и
физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и
соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с
незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от
сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Например:
- умеренно выраженная избыточная масса тела,
- некоторые функциональные нарушения органов и систем,
- дискинезия некоторых органов,
- кожно-аллергические реакции,
- уплощение стоп,
- слабо выраженная нейроциркуляторная дистония,
- легкие астенические проявления.
Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по
учебной программе ФВ, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической
подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных
кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в спортивных
соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы
здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную
физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии
здоровья. Специальная цель ФВ детей с недостаточным физическим и
двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы
повысить их физическую подготовленность до нормального уровня.
Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления
после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую
стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации.
Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при
этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических
правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок
с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье
состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной
программе, учитывающей особенности их здоровья (III-IV группы здоровья).
Занятия АФВ для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и
включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
Модель организации занятий физической культурой и спортом детей школьного возраста,
отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам
Младший школьный
возраст
I группа
Здоровые
дети, без
отклонений
в состоянии
здоровья
Основная
группа
Основная
учебная
программа
физ.воспитания
II группа
Часто и длительно
болеющие дети с
морфофункциональными
отклонениями и
снижением
сопротивляемости
Средний школьный
возраст
III группа
Дети, имеющие
хронические
заболевания в
состоянии
компенсации
Подготовительная
группа Основная
учебная программа ФВ
при условии более
постепенного освоения
комплекса двиг. умений и
навыков
IV группа
Дети, имеющие
хронические
заболевания в
состоянии
субкомпенсаии
Специальная
мед. группа «А»
Специальная
программа ФВ
Старший школьный
возраст
V группа
Дети, имеющие
хронические
заболевания в
состоянии
декомпенсации
Специальная мед.
группа «Б»
Занятия ЛФК
в медицинском
учреждении - детской
поликлиннике, ВФД
и др.)
В рамках СМГ выделяют подгруппу А, куда входят дети с отклонениями в
состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и
перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности
физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной
учебной программы по АФВ в учебных заведениях в щадящем режиме.
Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут
улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу.
Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются ФК по специальной
программе в учебном заведении под руководством преподавателя ФК.
Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии
здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные
хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и
интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести
заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или
оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и
врача.
Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются ФК в поликлинике, ВФД
под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного
медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б
могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод
из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного
врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной
четверти, полугодия, учебного года.
Для школьников подгруппы А физические нагрузки постепенно возрастают
по интенсивности и объёму, согласно адаптационным и функциональным
возможностям организма.
Занятия АФВ проводят при ЧСС 120-130 уд/мин. в начале четверти и доводят
интенсивность физических нагрузок ЧСС до 140-150 уд/мин. в минуту в
основной части урока к концу четверти.
Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. самые оптимальные для
кардиореспираторной системы в условиях аэробного обмена и дают хороший
тренирующий эффект.
Для школьников подгруппы Б двигательные режимы проводят при ЧСС не
более 120-130 уд/мин. в течение всего учебного года. По данным физиологов,
такие двигательные режимы способствуют адекватной работе сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, ОДА и других органов и систем
детского организма. Увеличивается минутный объём крови за счет
систолического объёма, улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких
двигательных режимах хорошо формируются жизненно необходимые навыки и
умения, без предъявления ослабленному организму повышенных требований.
Школьники, отнесенные к СМГ как к подгруппе А, так и к подгруппе Б,
должны заниматься адаптивным ФВ, занятия по которому планируются в
расписании и проводятся до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45
минут или 3 раза в неделю по 30 минут.
Дети и подростки, отнесенные к СМГ, в связи с их разделением на
подгруппы А и Б образуют группы, состоящие из школьников разных классов 1-4,
5-8, 9-11 или других сочетаний, и занимаются в них до или после уроков.
Для проведения занятий в одну группу объединяют учащихся с
заболеваниями внутренних органов:
- сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
- в другую с нарушениями зрения и функциональными расстройствами НС;
- в третью - с нарушениями функции ОДА (травматология и ортопедия). При
малочисленности групп их объединяют.
Основные задачи АФВ учащихся, отнесенных к СМГ в школе:
- Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений,
вызванных заболеванием.
- Улучшение показателей физического и моторного развития.
- Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков.
- Постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение
диапазона функциональных возможностей организма.
- Закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости.
- Воспитание физических качеств и способностей.
- Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и
здоровому образу жизни.
- Формирование навыка регулярного выполнения оздоровительных
упражнений, рекомендованных учащемуся с учетом особенностей имеющегося у
него заболевания.
- Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок.
- Освоение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха,
полноценного и рационального питания.
Периодизация учебного процесса в школе
Учебный процесс по АФВ учащихся СМГ делится на два периода –
подготовительный и основной.
Основная цель подготовительного периода (приблизительно сентябрьдекабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники
простейших упражнений, постепенная адаптация организма занимающихся к
физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических
упражнений на все органы и системы.
Задачи подготовительного периода:
- постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
- воспитать у учащихся потребность систематических занятий физическими
упражнениями;
- научить быстро находить и правильно считать пульс;
- обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии
здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной
степени утомляемости на уроке физкультуры).
В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные
(показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны
применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе
необходимо учитывать характер заболеваний, уровень функциональных
возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого
учащегося.
В подготовительный период особое внимание уделяется обучению
школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение
дыхательных упражнений с другими на первых двух-трёх уроках – 1:1, 1:2, затем
1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное
дыхание.
Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильно дышать в и.п. сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки
живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т.к. выдох
через нос способствует лучшей регуляции дыхания.
Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном
темпе. На занятиях применяется и метод выполнения упражнений с
произношением на выдохе гласных и согласных.
В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в
медленном темпе из исходного положения «лёжа» и «сидя». За это время
изучаются особенности каждого школьника, его физическая подготовленность,
психологические особенности, способность организма переносить физическую
нагрузку.
В основной период (приблизительно декабрь–май) осуществляются более
интенсивные тренировки, имеющие целью восстановление нарушенных
функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма,
обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
В процессе занятий физической культурой ставятся задачи образовательного
характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение
технике движений, её совершенствование.
Длительность основного периода зависит от приспособленности организма
школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности
и подвижности нервной системы.
Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по
состоянию здоровья группу.
Задачи основного периода:
- освоение основных движений и навыков программы по физической
культуре для учащихся СМГ;
- повышение общей тренированности и функциональной способности
организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды ОРУ,
виды лёгкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики,
танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы
спортивных игр.
Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных
особенностей организма. Существенное значение имеют положительные эмоции.
Живое, увлекательное проведение урока поднимает настроение детей, побуждает
их к активным действиям.
Очень важно использовать поощрение, поддерживать каждый, даже
небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем классом, не
предъявлять повышенную требовательность к точности выполнения заданий.
Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения
заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере
интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах.
Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для
ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно
регулировать:
- темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
- подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая
упражнения с отягощением;
- амплитудой движений;
- исходными положениями при выполнении упражнений;
- временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между
ними;
- степенью мышечного напряжения;
- эмоциональным фактором.
Особенности организации занятий в СМГ
Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:
- построение на уроке не по росту, а по степени физической
подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом –
менее подготовленные;
- перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых
ЧСС выше 80 уд/мин., становятся на левый фланг;
- при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны,
начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения,
менее подготовленные – одно;
- при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2
минуты;
- в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять
выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые
рекомендуются в зависимости от диагноза.
Важнейшие требования к уроку:
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их
состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;
- достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и
инструктивной направленности учебных занятий;
- формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Содержание уроков АФВ в специальной медицинской группе
Ученики, отнесенные к СМГ, занимаются по особой программе. В ее основу
проложено содержание общей программы, из практического раздела которой
исключены средства ФВ, способные вызывать перенапряжения организма,
например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к
ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и ОДА.
В программе АФВ предусматриваются следующие практические разделы:
- гимнастика,
- подвижные игры,
- легкая атлетика,
- плавание,
- лыжи.
Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения
оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.).
Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя
предусматривает
достижение
уровня
физической
подготовленности,
обеспечивающего успешное развитие.
Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью
можно успешно совершенствовать основные двигательные навыки и воспитывать
двигательные качества. К тому же, характер гимнастических упражнений и
методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную
нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что
весьма важно в работе с СМГ.
В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует
пользоваться на каждом уроке.
Обращается особое внимание на воспитание правильной осанки и на
укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения
работоспособности широко используются упражнения для расслабления мышц.
Включены танцевальные элементы и упражнения из художественной гимнастики.
Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью исключены лазанье по канату,
подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием,
продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку
дыхания.
Из легкой атлетики особое внимание придается строго дозированным ходьбе
и бегу, т.к. эти виды укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Прыжки в длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех
шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены
упражнения и на скорость, силу, выносливость.
Продолжительность игр с бегом и прыжками, а также дистанции бега
сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не
должна превышать 5 минут.
От учителя во всех случаях требуется правильная дозировка нагрузки,
совмещения бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими и
дыхательными упражнениями при окончании их.
Наряду с образовательными, оздоровительными задачами на занятиях
решаются и задачи воспитательные, когда средствами АФК воспитываются
смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения,
чувство дружбы и товарищества.
Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых
простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка
чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим
средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников.
Особенности структуры урока АФВ в СМГ
Урок АФВ в СМГ строится по стандартной схеме (вводная, подготовительная,
основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных уроков, имеет
свои принципиальные особенности.
1. Вводная часть (3-4 мин.) - подсчет частоты пульса, дыхательные
упражнения (под контролем медработника).
2. Подготовительная часть (10-15 мин.) - общеразвивающие и дыхательные
упражнения в среднем и медленном темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5
раз, а в дальнейшем - 6-8 раз.
Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые
обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части
урока.
В подготовительной части урока не следует использовать много новых
упражнений, а также интенсивные нагрузки.
В подготовительной части урока должны присутствовать такие элементы, как
построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях,
комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мечами, бег в
медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.
3. Основная часть (15-18 мин.) - отводится для обучения и тренировки.
В ней изучаются новые физические упражнения, воспитываются
двигательные качества.
Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину
основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы
начальный период основной части был заполнен более легкими физическими
упражнениями.
Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому
упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких
упражнений, освоенных раньше.
Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных
движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо
«рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.
Предусмотренное программой по АФВ освоение гимнастики, легкой
атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным
образом за счет основной части урока.
Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно
использовать и подготовительную его часть.
4. Заключительная часть (5-7 мин.).
Основная задача этой части урока – восстановление функционального
состояния организма учащихся после физических нагрузок. Используется
медленная ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения,
упражнения для воспитания навыка правильной осанки.
Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом.
Упражнения, составляющие домашние задания, направлены на развитие
основных двигательных качеств и иногда на повторение простейших элементов
техники движения.
Задания на дом не должны содержать теоретический материал, а также
сложные упражнения, требующие специальных условий и страховки.
Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе
занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса,
которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд.
Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее
утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и
через 5 мин. восстановительного периода.
Практические разделы программы по ФВ для учащихся основной и СМГ
существенно различны.
Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических
нормативов.
Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта
относятся:
– гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку,
основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, простейших
акробатических элементов, упражнений на равновесие, опорных прыжков;
поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических
снарядах и со снарядами;
– легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы
метания гранаты, прыжки в длину;
– лыжная подготовка – техника владения отдельными способами
передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при
передвижении (по заданию преподавателя);
– плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение
держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции
изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при
изучении техники плавания одним из способов.
Основными документами планирования учебной работы в СМГ являются:
- годовой план прохождения программного материала в учебном году;
- четвертной план;
- конспекты и планы отдельных уроков;
- журнал учёта занятий со школьниками.
Дополнительными документами для организации учебно-воспитательного
процесса по физической культуре для детей СМГ являются:
- планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;
- паспорт здоровья школьника;
- комплексы физических упражнений, рекомендуемых учащимся
для
самостоятельных занятий;
- комплексы физических упражнений, рекомендуемых для проведения
физкультминуток;
- правила проведения коррекционных подвижных игр;
- тематический план проведения бесед со школьниками;
- тематический план проведения бесед с родителями;
- программы спецкурсов для детей и родителей по адаптивной ФК.
При выставлении текущей отметки обучающемуся в СМГ необходимо
соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку
таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на
дальнейшие занятия физической культурой.
Текущая оценка успеваемости учащихся спец. мед. группы выставляется по
пятибалльной системе.
В соответствии с письмом Минобразования России органам управления
образованием от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации
учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой» рекомендуется:
а) итоговую оценку по ФК выставлять с учетом теоретических и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность);
б) основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкой мотивации
учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических
возможностей;
в) положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков,
умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия,
старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики,
необходимыми знаниями в области физической культуры;
г) в аттестаты об основном образовании и среднем (полном) общем
образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников
основной и средней (полной) общеобразовательной школы выпускники
общеобразовательных учреждений могут участвовать в итоговой аттестации по
ФК, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по
билетам.
Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые
включаются теоретический вопрос и практическое задание под условным
номером. Практическое задание должно быть доступно и разрешено к
выполнению учащимся с конкретной формой заболевания.
При составлении экзаменационных билетов учитель ФК должен учитывать
реальное функциональное состояние учащихся. Экзамен проводится в
присутствии медицинского работника школы.
Для повышения эффективности АФВ школьников СМГ необходимо
использовать помимо уроков ФК дополнительные формы и средства ФВ: УГГ,
физкультурные паузы, подвижные игры на переменах; крайне полезны прогулки
на свежем воздухе, ближний туризм, элементы различных видов спорта (катание
на лыжах, плавание и т.п.).
Таким образом, организация АФВ в массовой школе сводится к
следующему:
1. Выявление школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которых,
по сути, освобождают от традиционных уроков ФК.
2. Распределение школьников с отклонениями в состоянии здоровья,
освобожденных от обычных уроков ФК, на три группы:
- дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья,
которым рекомендуются занятия только ЛФК (группа ЛФК);
- дети и подростки с отклонениями в состоянии здоровья обратимого
характера, ослабленные различными заболеваниями (спец. мед. группа,
подгруппа А), которым рекомендуются двигательные режимы при ЧСС до 150
уд/мин.;
- школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности
органов и систем (спец. мед. группа, подгруппа Б), которым рекомендуются
двигательные режимы при ЧСС до 130 уд/мин.
3. Осуществление деятельности по АФВ со школьниками, освобожденными
от традиционных уроков ФК, в соответствии с проведенным распределением их
на группы:
- дети и подростки, отнесенные к группе ЛФК, освобождаются от занятий
АФВ и отправляются на занятия ЛФК в ЛПУ (там, где это возможно) или им
назначается соответствующее лечение и наблюдение;
- школьники, отнесенные к спец. мед. группе как к подгруппе А, так и к
подгруппе Б, должны заниматься АФВ, занятия по которому планируются в
расписании и проводятся до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45
минут или 3 раза в неделю по 30 минут;
- дети и подростки, отнесенные к спец. мед. группе, в связи с их
разделением на подгруппы А и Б образуют группы, состоящие из школьников
разных классов 1-4, 5-8, 9-11, и занимаются в них до или после уроков.
Нетрудно заметить, что данная организационно-управленческая структура
АФВ далека от совершенства и имеет ряд недостатков.
-
-
Недостатки существующей системы организации АФВ в массовой школе:
вынесение занятий по АФВ за рамки расписания уроков;
направление школьников со значительными отклонениями в состоянии
здоровья в ЛПУ;
оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися СМГ, по
остаточному принципу. Все это приводит к тому, что занятия АФВ по
существу не являются обязательными.
недостаточная подготовленность учителей ФК к проведению подобной
работы;
отсутствие в школах специально оборудованных залов и площадок для
проведения занятий с учащимися СМГ.
Контроль уровня нагрузок только по ЧСС на уроке / после завершения урока.
Дифференцированность и изолированность системы специального
образования в нашей стране привели к тому, что специалисты массовой школы
практически ничего не знают об этой системе, не используют накопленный в ней
опыт. Между тем, в специальных (коррекционных) школах I – VIII видов, где
обучаются дети со значительно более серьезными нарушениями здоровья, уроки
АФВ являются обязательными для всех и проводятся в сетке расписания уроков.
При этом занятия ЛФК проводятся в этих же образовательных учреждениях, а не
в ЛПУ.
Перечисленные недостатки способствовали тому, что в последние годы в
системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья
учащихся.
Рекомендации по организации АФВ в общеобразовательной школе:
1. АВФ учащихся с ослабленным здоровьем предполагает введение в школе
обязательных уроков по АФК.
2. Эти уроки обязаны посещать все без исключения школьники с
отклонениями в состоянии здоровья, которые относятся к спец. мед. группам
(подгруппы А и Б), так и к группам ЛФК. Временное освобождение от занятий
выдается только на период обострения заболевания.
3. Уроки АФК должны проводится в те же часы, что и уроки обычной ФК, в
соответствии со школьным расписанием.
4. Уроки АФК со школьниками, имеющими отклонения в состоянии
здоровья, должны проводить специалисты по АФК со средним или высшим
профессиональным образованием в этой области или специалисты по ФК и С,
прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовку по АФК.
5. Уроки по АФК желательно проводить в специальном зале или на открытом
воздухе.
6. Уроки с детьми и подростками, имеющими отклонения в состоянии
здоровья необходимо проводить по специально разработанной программе АФВ.
7. В процессе АФВ необходимо значительно больше уделять внимание его
образовательной
направленности.
Учащимся
необходимо
сообщать
теоретические сведения о закономерностях функционирования организма, тех
или иных заболеваниях, мерах их предупреждения, способах профилактики и т.п.
Передачу теоретических сведений необходимо организовывать не только в форме
бесед (групповых и индивидуальных) до, после или в процессе двигательной
подготовки, но и в форме отдельного теоретического урока.