Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Материалы к лекции
Тема: «Организационно-правовые и экономические проблемы противодействия криминализации экономических отношений»
1 Теоретические основы противодействия криминализации экономических отношений 5
1.1 Понятие и сущность криминализации экономических отношений
1.2 Система противодействия криминализации экономических отношений
2 Криминализация экономики России как угроза экономической безопасности государства
2.1 Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны
2.2 Характеристика криминальной ситуации в экономике современной России
3 Проблемы повышения эффективности противодействия криминализации в экономике
3.1 Экономические проблемы противодействия криминализации экономических отношений
3.2 Организационно-правовые проблемы противодействия криминализации экономических отношений
Заключение
Рекомендуемая литература
1 Теоретические основы противодействия криминализации экономических отношений
1.1 Понятие и сущность криминализации экономических отношений
Преступность представляет собой сложное социально-правовое явление, которое включает в себя совокупность всех преступлений, совершенных в конкретном обществе или государстве за определенный период времени, и характеризующееся соответствующими количественными и качественными показателями. Социальная природа преступности проявляется, прежде всего, в том, что она представляет собой продукт общества и состоит из актов поведения социального существа - человека. Социальна не только сама преступность, социальны и ее корни, истоки, а также последствия. Динамика преступности зависит от состояния общества, происходящих в нем процессов.
В исследовании определения криминализации экономических отношений необходимо опираться на специальный понятийный аппарат, который расширяет и уточняет систему используемых прежних экономико-криминологических категорий, раскрывающую сущностные основы понятия криминализации экономики и экономических отношений.
Криминализацию экономических отношений можно рассматривать в двух аспектах. Под криминализацией экономических отношений как факт понимают ситуацию, при которой происходит подчинение национальных экономических интересов корыстным интересам организованных преступных групп и сообществ, с последующей трансформацией и легитимизацией деформированных экономических отношений, основанных на элементах незаконного распределения и присвоения результатов общественного производства. Криминализация экономических отношений как процесс представляет собой увеличение масштабов криминальной экономики.
Криминальную экономику можно рассматривать в рамках двух подходов. В соответствии с узким подходом под криминальной экономикой понимают составную часть экономики, в основе функционирования которой лежат деяния, прямо попадающие под уголовный запрет. В соответствии с широким подходом криминальная экономика – это составная часть экономики, которая включает в себя криминальную экономику в узком смысле и ту часть экономики в основе функционирования которой лежат деяния прямо непопадающие под уголовный запрет, но которые в силу своей общественной опасности должны были бы быть признаны преступлениями.
Также криминализацию можно рассматривать как социальное явление. Криминализация как социальное явление представляет собой итог зарождения экономической преступности и преступного бизнеса, криминальной и криминализированной экономической деятельности. В связи с этим в системе преступной экономической деятельности выделяют два объекта исследований: криминальная экономическая деятельность и криминализированная экономическая деятельность.0
Под криминализированной экономической деятельностью понимается деятельность, которая связана с совершением экономических преступлений и которая осуществляется легальными субъектами хозяйствования. В другом смысле, это деятельность преимущественно разрешенная и социально не деструктивная, которая связана с поощряемым обществом и государством производством экономических благ, но в рамках которой ее субъекты совершают преступления экономического характера. При этом совершение преступлений носит систематический характер, переходящий в систему.
Например - систематическое совершение налоговых преступлений субъектами предпринимательства, для которых сокрытие доходов превращается в криминальную традицию. Специфика этой модели преступной экономической деятельности, сочетающей легитимную и нелегальную деятельность официально зарегистрированных бизнес-структур, состоит еще и в ее особой мотивационной составляющей, включающей две причины детерминации криминализированной деятельности: «вынужденно провоцируемая» и «преступно инициируемая». При этом первый вид мотивации обусловлен наличием неблагоприятных для динамического и свободного развития бизнеса экзогенных, внешних условий, создаваемых преимущественно структурами неэффективного государства (в области налоговой, таможенной, тарифной и иной политики). Непосильные обязательства перед государством (мощный налоговый пресс и т.п.) могут вынуждать бизнес идти на сокрытие доходов и иные правонарушения.0
Совсем другая мотивация у «преступно инициируемой» криминализированной экономической деятельности, характерной для легальных бизнес-структур, созданных представителями уголовного мира, в том числе организованными преступными сообществами. Главная задача таких структур - максимизация прибыли под прикрытием официально зарегистрированных фирм за счет криминальных методов: обмана партнеров по коммерческим сделкам, «силовых» внеэкономических методов ведения конкурентной борьбы (шантаж, рэкет, угрозы, вымогательство и др.) и т. д. Здесь, правда, может быть и еще одна модель внеправового поведения, когда представители легальных бизнес-структур (которые ранее не судимы, не имели криминального прошлого и связей с уголовном миром) сами «скатываются» на рельсы преступного поведения, начиная совершать экономические преступления преимущественно мошеннического характера, за счет чего противоправными методами обеспечивают максимизацию нормы и массы прибыли.0
Таким образом, криминализация экономических отношений поражает систему социальных связей, норм и отношений и означает распространение в обществе криминализированного и криминального экономического поведения, в связи с чем возрастает как экономическая преступность, так и запрещенная, преступная экономическая деятельность, численно растет, с одной стороны, армия экономических преступников и субъектов криминального бизнеса, а с другой совокупность субъектов, ставших жертвами преступной деятельности в экономике.
1.2 Система противодействия криминализации экономических отношений
Система обеспечения национальной безопасности - это совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.
В рамках научного подхода к определению системы обеспечения национальной безопасности выделяют два подхода:
1. Деятельностный. В соответствии с этим подходом система обеспечения национальной безопасности представляет совокупность взаимосвязанных видов деятельности, направленных на достижение его желаемого уровня.
2. Статический. В рамках этого подхода система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения безопасности, наделенных силами и средствами и институциональную основу их деятельности.
В настоящее время в России основной объем работы по пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД России, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУ ЭБиПК) и территориальные органы ЭБиПК. По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своем составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности, транспорта, кредитно-финансовой сферы, МВД России, МЧС России, Минюста России.0
Расследованием уголовных дел в сфере экономики занимаются и следователи Следственного комитета Российской Федерации, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов ФСБ России. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учетом общих правил, закрепленных в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159, ст. 159.1-159.6 УК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов Федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.0
С целью создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения ее причин 19 мая 2008 г. Президент РФ издал указ «О мерах по противодействию коррупции».0 При Президенте Российской Федерации был организован Совет по противодействию коррупции. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает принципы противодействия коррупции, правовые основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.0
Федеральные министерства и службы разработали и утвердили свои программы борьбы с коррупцией в различных отраслях.
Противодействие коррупции осуществляют:0
1. Высшие органы власти Российской Федерации;
2. Правоохранительные органы;
3. Федеральные органы, имеющие дополнительные функции в сфере противодействия коррупции, например, Счетная Палата Российской Федерации;
4. Иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на служащих которых распространяются запреты антикоррупционного характера.
Таким образом, в современных условиях расследование и раскрытие преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами. Если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.
2 Криминализация экономики России как угроза экономической безопасности государства
2.1 Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны
Экономическая безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.0
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую систему. Являясь важной составляющей системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования входящих в систему национальной безопасности государственной, военной, экологической, информационной, транспортной и др. видов безопасности. Другими словами, эффективная система обеспечения экономической безопасности является гарантом существующего политического строя, независимости и суверенитета страны, ее стабильного социально-экономического развития.
Криминализация экономических отношений оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности государства, под которой следует понимать способность экономики нормально функционировать и развиваться в неблагоприятных условиях.
В последние годы число экономических преступлений в Российской Федерации сокращается, но несмотря на это уровень экономической преступности в Российской Федерации по сравнению с общемировым уровнем остается достаточно высоким. МВД России оценило ущерб от более 100 тыс. экономических преступлений в 2017 г. в 400 млрд руб. Деятельность правоохранительных органов и органов государственной власти по противодействию этому общественно опасному явлению на данный момент, несмотря на все предпринимаемые меры, не позволяет обеспечивать должного уровня экономической безопасности в стране.0
Под преступностью в сфере экономической деятельности следует понимать сложное, общественно опасное явление, которое оказывает значительное влияние на дестабилизацию банковской, торговой, внешнеэкономической и иной деятельности и наносящее большой вред экономике страны в целом. У большинства преступлений экономической направленности есть одно общее сходство. Преступления всегда совершаются умышленно и всегда планируются. Подобные деяния представляют собой во-первых, незаконное проникновение в одну из сфер экономики, которое влечет за собой негативные последствия для участников рынка. Во-вторых преступления выступают как незаконное «проникновение» в деловые отношения между предпринимателями-партнерами. В результате нарушается стабильность бизнеса, компания теряет свое устойчивое финансовое положение, а в этом случае ее довольно легко «уничтожить», то есть разорить. 0
В Российской Федерации наиболее распространенным видом экономических преступлений является незаконное присвоение активов. Это можно объяснить тем, что данное экономическое преступление обычно легче выявить, чем, например, коррупцию, киберпреступность или взяточничество. Проблема выявления таких преступлений как взяточничество, коррупция и киберпреступность заключается в их особой сложности и высокой латентности.
Одним их факторов влияния на экономическую безопасность считается коррупция. Она является неизбежным результатом излишнего администрирования со стороны государства. Коррупция усложняет нормальное и стабильное функционирование различных общественных институтов, мешает проведению общественных переустройств и различной социальной политики, создает отрицательное мнение о стране на международной арене, формирует негативное отношение к органам государственной власти, что может вызвать разнообразные протесты и забастовки населения.
Коррупция приводит к росту теневой экономики, что способствует снижению налоговых сборов и появлению бюджетного дефицита, так как неэффективно используются бюджетные средства, при распределении государственных заказов и кредитов. Все это может привести к обострению социальных проблем, что снижает уровень экономической безопасности страны. Кроме того, коррупция мешает конкуренции внутри государства и делает отечественные товары менее конкурентоспособными на международном рынке. Можно сказать, что успеха иногда достигают не те компании, которые наиболее эффективны, а те, которые обладают конкретными договоренностями с должностными официальными личностями. Также растут цены за счет коррупционных расходов, а в результате этого страдает потребитель, следовательно, подрывается личная безопасность самого покупателя.0
Особенно важной угрозой коррупции является криминализация общества. Все больше усиливается угроза преступности, которая расширяет возможность получения незаконных денег и приближает все больше их к политической элите страны. Всё это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает законность, препятствует проведению различных преобразований в стране, усиливается угроза терроризма. В таких условиях экономика страны не может развиваться нормальными темпами, так как ущемляются интересы экономической безопасности страны. Также порождаются отрицательные социально-экономические явления, происходит возникновение коррупционных группировок во всех сферах общества, что может повлечь за собой разрушение государственной системы справедливого управления и распределения доходов между различными слоями общества населения.0
Особая общественная опасность экономической преступности определяется как непосредственным ущербом, наносимым ею, так и тем, что совершение преступлений экономической направленности подрывает экономику страны, обеспечивает субъектам криминальных деяний достижение незаконного обогащения, как правило, средствами, которые не только не способствуют увеличению совокупного богатства в обществе. Но и ведут к социально несправедливому его распределению. Общественная опасность экономических преступлений неизменно возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности.0
Если говорить о причинах возникновения экономической преступности, необходимо сказать, что экономические преступления в целом определены системой общих факторов, а также обладают собственным набором условий и причин, оказывающих влияние на противоправные посягательства в сфере экономических отношений.
В совокупности все причины, можно разделить их на четыре основных блока: экономические, политические, правовые и психологические.0 При этом необходимо сказать о том, что данные сферы жизни общества тесно связаны друг с другом и в изолированном друг от друга виде не существуют.
С точки зрения экономики можно выделить следующие причины экономической преступности:0
- Слабо развитые экономические отношения;
- Высокий уровень криминализации экономических отношений, связанный с наличием в стране теневой экономики;
- Вывоз капитала;
- Сильное расслоение населения по уровню доходов и низкий жизненный уровень большей части населения России;
- Отсутствие стабильной системы социального обеспечения и социальных гарантий.
Отмечая политические причины экономической преступности, следует сказать о том, что между преступлениями в сфере экономической деятельности и политикой прослеживается достаточно сильная связь. Это можно объяснить тем, что, когда в стране складывается благоприятная экономическая ситуация, то есть когда экономика страны стабильна, то связь политики и экономики практически незаметна. В случае возникновения экономического кризиса начинает прослеживаться четкая связь политики с экономикой, так как любые экономические потрясения всегда неразрывно связаны с политикой. 0
В настоящее время в России основной политической причиной экономической преступности является деградация политической власти, которая проявляется в ярко выраженной криминальности политической элиты.
Помимо основной политической причины экономической преступности можно выделить еще ряд следующих причин:
- Коррупция в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а особенно в органах финансового контроля;
- Нецелевое расходование бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- Инвестирование коммерческой деятельности в ущерб интересам граждан и государства;
- Необоснованная передача государственного имущества коммерческим структурам;
- Совмещение службы в органах государственной власти с работой в коммерческой деятельности, ведущее к отвлечению от выполнения своих непосредственных обязанностей;
- Отсутствие стабильной политической власти.
Рассматривая причины экономической преступности с точки зрения правового регулирования, можно уверенно говорить о том, что пробелы в законодательстве Российской Федерации, а также недостатки правоприменительной деятельности оказывают прямое и непосредственное влияние на уровень экономической преступности.
Среди множества правовых причин экономической преступности можно выделить следующие основные причины:0
• Недооценка опасности преступлений в сфере экономической деятельности, которая заключается в недоработке статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, регламентирующих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
- Наличие большого количества коллизий (столкновений) гражданско-правовых и уголовно-правовых норм;
- Отсутствие актуальной методической базы по выявлению, пресечению и предупреждению фактов совершения экономических преступлений;
- Наличие в Уголовном Кодексе Российской Федерации значительного количества бланкетных диспозиций (отсылок к другим нормативным актам), существенно осложняющих работу правоохранительных органов.
Отмечая усложнение работы правоохранительных органов ввиду значительной бланкетности Уголовного Кодекса Российской Федерации, следует сказать о том, что основная сложность заключается в необходимости глубокого и всестороннего анализа большого количества норм таможенного, налогового, гражданского, финансового законодательства и иных нормативных актов, что, в свою очередь, требует высокого профессионализма от сотрудников правоохранительных органов. Рассматривая проблему с другой стороны, важно отметить, что грамотное применение бланкетных диспозиций в конструкциях составов преступлений делает уголовное законодательство более устойчивым и гибким. Гибкость заключается в способности уголовного законодательства подстраиваться под постоянные изменения нормативных актов, на которые ссылается Уголовный Кодекс Российской Федерации. Отсутствие бланкетных диспозиций привело бы к необходимости его постоянного изменения в случаях какого-либо изменения в налоговом, гражданском и ином законодательстве.
С точки зрения психологии можно выделить следующий ряд причин экономических преступлений:0
- Распространенность среди населения ошибочного мнения о том, что можно легко достичь экономического благополучия путем совершения преступлений;
- Распространенность среди населения идеологии правового нигилизма и вседозволенности;
- Убежденность в том, что «имея деньги, можно решить любые проблемы»;
- Высокая степень недоверия населения органам государственной власти и их способности обеспечить правопорядок, а также защиту их законных прав и интересов.
Таким образом, на качественное и количественное изменение экономических преступлений оказывает влияние огромное количество, различных по своей природе факторов. Все эти факторы, независимо от своей природы, тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, говоря об экономических преступлениях, следует применять комплексный подход в изучении причин их возникновения, то есть исследовать все факторы преступлений в их совокупности, поскольку изучение факторов в их неразрывной связи дает полное и всестороннее объяснение качественного и количественного изменения экономических преступлений. В связи с этим в современных условиях развития экономики продолжает сохраняться и актуальность разработки мер эффективного противодействия экономической преступности. Своевременная разработка данных направлений позволит давать своевременный и эффективный отпор постоянно растущей и развивающейся экономической преступности, что в свою очередь будет способствовать поддержанию нормального уровня экономической безопасности в стране. Также нужны эффективные меры противодействия, чтобы преодолеть коррупцию. Без получения профессиональных знаний , изучения специальных способов, операций и определенных методов, а кроме того соответствующего технического обеспечения бороться с коррупцией бесполезно. Поэтому нужно реализовывать весь нормативный, информационный потенциал, чтобы привести в порядок экономическую безопасность страны.
2.2 Характеристика криминальной ситуации в экономике современной России
Экономическая преступность является показателем уровня криминализации в экономической сфере. На сегодняшний момент основные статистические данные о состоянии преступности в России представлены на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ, где даны краткие сведения о зарегистрированных экономических преступлениях и об общей сумме материального ущерба.
Согласно статистическим данным о состоянии преступности в России, представленным на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ, 52,3 % зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, совершенные в т. ч. путем мошенничества (10,8 %), при выявленном снижении количества экономических преступлений по сравнению с 2016 годом на 3,4 %. Общая сумма материального ущерба от преступлений экономической направленности в 2017 году составила 234 286 685 тыс. руб. 0
Активное криминализации не год. в сфере в последние происходят чаще. государства большой , предпринимаются попытки к минимуму потери.
итогам 2017 г. из часто преступлений в стало - количество уголовных по статьям 200 тыс., только распространенным в стране и преступлениям в незаконного наркотических . Сумма дел, по . 159, а также смежным . 159.1-159.6 УК превышает количество дел, по чем 50 УК , предусматривающим за преступлений в экономической .
При статистики уголовным по . 159 и смежным 159.1-159.6 УК следует внимание , большая возбужденных дел доходят суда, того, часть возбуждается в предпринимателей, далеко всегда .0 Все не редкими , когда органы уголовное , в частности УК по в сфере , в незаконных : бизнес с целью статистических , получения -либо от , а также фирмы заказу . Не образом дела и проведении сообщений о преступ в сфере : сроки нарушаются, фактически от месяцев года, незаконные об в возбуждении дела направлении подследственности, а тем уничтожают , успевают , выполнить действия, впоследствии производству делу его . Все подрывает предпринимателей и граждан к , призванным их , препятствует основных уголовного , а именно прав и интересов и организаций, от , защите от и необоснованного , осуждения, ее и свобод. 0
Анализ и оценка общих сведений о состоянии и динамике преступлений экономической направленности в Российской Федерации (Таблица 1) осуществлялся на основании официальной статистики МВД России числа преступлений в расчете на 100 тыс. человек по России. На территории России за исследуемый период, не наблюдается четкой тенденции к уменьшению или увеличению экономической преступности. Если в 2015 г. отмечается увеличение преступлений экономической направленности на 3,7%, то в последующих годах наблюдается уменьшение (в 2016 году 3,3%, в 2017 году на 3,4%). В 2017 году по сравнению с 2015 годом преступления экономической направленности сократились на 6,54%, что составляет 7358 преступлений. Сокращение числа преступлений экономической направленности может быть связано:0
• с реализацией государственной политики и совершенствованием нормативно-правового регулирования в области обеспечения экономической безопасности;
• реализацией МВД России комплекса совместных мероприятий с Генеральной прокуратурой РФ, ФСБ России, Росфинмониторингом, ФНС России, Центральным Банком РФ, ФТС России, Минэнерго России, Росприроднадзором, Ростехнадзором по усилению борьбы с преступностью (в оборонно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах, банковской и финансово-кредитной сфере);
• распространением информирования о подозрительных операциях, содержащих признаки экономических составов;
• усложнением характера экономических преступлений и появлением новых форм противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, уязвимостью информационной инфраструктуры финансовой системы, сохранением значительной доли теневой экономики и условий для криминализации хозяйственно-финансовых отношений, повышающих их латентизацию;
• усовершенствованием методов выявления, раскрытия и профилактики преступных деяний.
Таблица 1 - Сведения о состоянии и динамике преступлений экономической направленности в Российской Федерации.0
Виды преступлений
Выявлено преступлений
2015г.
2016г.
2017г.
Всего
Тем прироста цепной, %
Всего
Тем прироста цепной, %
Всего
Тем прироста цепной, %
Всего, в том числе:
112 445
3,7
108 754
-3,3
105 087
-3,4
- тяжкие и особо тяжкие
70 401
6,5
65 134
- 7,5
59 819
-8,2
- коррупционной направленности
30 143
-0,7
27 050
-10,3
21 948
-18,9
- нарушение авторских и смежных прав
1781
-15,1
1294
-27,3
1046
-19,2
Преступления в сфере экономики, в том числе:
35 182
-3,2
34 673
-1,4
33 615
-3,1
- кража
827
-30,9
836
1,1
941
12,6
- мошенничество
22 108
4,6
22 397
1,3
22 843
-
- присвоение или растрата
8808
-5,2
8308
-5,7
7402
-10,9
В сфере экономической деятельности, в том числе:
30 028
11,9
28967
-3,5
30 042
3,7
- незаконное предпринимательство
397
4,8
342
-13,9
329
-3,8
- изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг
21 136
2,6
18778
-11,2
16 290
-13,2
- производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки
40
14,3
46
15,0
37
-19,6
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества
863
10,6
818
-5,2
711
-13,1
- незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
85
6,3
102
20,0
77
-24,5
- неправомерные действия при банкротстве
279
-10,6
274
-1,8
281
2,6
- коммерческий подкуп
1802
14,8
1165
-35,3
840
-27,9
- контрабанда
328
57,7
243
-25,9
250
2,9
- связанные со взяточничеством
13 311
11,5
9984
-25,0
6270
-
структуры о доминировании в экономики (31%). В превалируют и такие , и кража, в с рынком, - , операциями с . и преступлений в 2015—2017 гг. 1.
Рисунок 1 – Состояние и динамика преступлений в сфере экономики за 2015-2017 гг.0
Правонарушения в составляют 27% выявленных . часто и изготовления, , сбыта и бумаг, , (отмывания) иного , при . криминализации , в контрабандном , и невозвращении . , состояние и в экономической 2015—2017 . представлены 2.
Рисунок 2 - Состояние и динамика преступлений в сфере экономической деятельности за 2015—2017 гг.0
В тенденции противоправных , тяжкие и , а преступлений , со и . Именно преступных уровень потерь и . Оценивая в , сказать о , преступлений в ко не , экономической , поступательный . процесса рисунке 3.
не в , и в качественном . виды и , сопряженные с и .
Рисунок 3 – Динамика роста преступлений экономической направленности по отношению к числу зарегистрированных преступлений на территории регионов РФ в период с 2015 по 2017 гг.0
Отмеченная как в , так и регионов. с , преступность в свои , , которые, экспертов, напряженности в . С криминальной в такие и , как страны, по - развития, в производства душу субъектами . С учетом факторов, зарегистрированных экономической по округам Федерации с 2015 г. 2016 г., графически на 4.
Рисунок 4 – Динамика зарегистрированных преступлений экономической направленности по федеральным округам РФ с 2015 по 2016 гг.0
Оценка экономических позволяет вывод о , что, преступность оставаться в ключевых России. показал данных статистики, на улучшение и снижение напряженности в России, ситуацию не . По важным показателям практически изменилась, а ряду них ухудшилось. тревогу в динамике экономических в соотношении к количеству , зарегистрированных территории регионов. многом нерешенными , связанные с преступлений в экономики. В мере сохранять актуальность динамика преступности в экономической . Исследование выявило четкой интерпретации и подхода в , применяемой осуществлении учета преступлений, усложняет их и динамики. операционализация не уточнить значение экономической , но и ограничить ее сегментов и показателей.
рода процедура создать механизм -аналитических при состояния и экономической на российских в теоретико- и прикладном . В результате более описание массива по исследования в групп , обладающих свойствами. это, в очередь, представить наглядную картину и динамики преступности территории регионов, а обосновать рекомендации в сфере и дальнейшие исследования этом поле.
3 Проблемы повышения эффективности противодействия криминализации в экономике
3.1 Экономические проблемы противодействия криминализации экономических отношений
Экономическая преступность – это совокупность определённого количества составов преступлений, предусмотренных уголовным законом (незаконное предпринимательство в торговле, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или бумаг, хищения, сокрытие доходов от налогообложения, контрабанда, выпуск, продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, сокрытие средств в валюте, обман потребителей и др.). К экономической преступности следует относить и должностные преступления, особенно взяточничество.
Экономическая преступность выступает одним из источников незаконного обогащения. Криминальные группировки умело используют это обстоятельство. Значит, им выгодно сегодня сохранить криминализированные финансово-бюджетные отношения. Неслучайно они активно предпринимают меры по противодействию правоохранительным органам. Экономическая безопасность как категория экономической теории не развивается вне права, она также очерчена правовыми нормами, исходящими из интересов общества и государства. Следовательно, вклиниваются в совокупность экономических отношений и правовые. В соответствии с гражданско-правовыми нормами экономические интересы реализуются в праве владения, пользования и распоряжения, прежде всего, товарно-материальными благами. Представляется, что экономический суверенитет любого государства оценивается исходя из независимости его от импорта, способности производить у себя не только продукты первой необходимости, но и высокотехнологичное оборудование, в первую очередь для системообразующих отраслей экономики.0
Экономические причины и факторы, порождающие преступность в сфере экономики:0
- экономические кризисы подрывают стабильность потребностей населения, его социальных ценностей. Так, для России конца XX - начала XXI в. характерно состояние циклического экономического кризиса;
- дифференциация людей по уровню власти, дохода. При неравномерном распределении благ общества, бедные слои населения стремятся захватить определённую часть ресурсов, приступая закон;
- богатые стремятся к ещё большим благам, для этого они прибегают к незаконным операциям в отношении своих конкурентов; - часть населения находится за чертой абсолютной бедности. Они не могут удовлетворить даже первостепенные потребности;
- инфляция, переходящая в гиперинфляцию, вынуждает людей подстраиваться под постоянные изменения в жизни государства, что естественно не может проходить бесконфликтно
- безработица, уровень которой составляет свыше 10%, и крайне низкая социальная защищённость этой группы людей, приводит к тому, что они вынуждены добывать себе деньги преступным путём - чрезмерно много налогов. Так, в сфере предпринимательства в России доля налоговых обложений составляет более 60% всех доходов, законное предпринимательство в большей части секторов экономики становится невозможным. Большая часть руководителей вынуждены заниматься экономической преступностью.
- преступность в сфере внешнеэкономической деятельности.
Россия находится в постоянном движении к открытой экономике, эффективному использованию конкурентных преимуществ и участию в международных объединениях. Вместе с тем эта сфера оказалась наиболее криминализованной. Здесь наблюдается постоянный рост преступности, на протяжении всего времени пока проводятся преобразования.
К причинам криминализации внешнеэкономической сферы следует отнести:0
- быстрые темпы либерализации;
- несовершенство законодательства;
- доходность внешнеторговых операций, в силу чего мировые и внутренние цены различны;
- отсутствие эффективной системы валютного и экспортного контроля - относительная открытость границ в связи с распадом СССР;
- участие организованной преступности. Виды экономических преступлений можно классифицировать:
1. В соответствии с нарушенными законами:
- против потребителей;
- в сфере охраны труда;
- в сфере окружающей среды;
- в налоговой сфере;
- в таможенной сфере;
- в банковской системе;
- правонарушения коррупционного характера и др.
2. В зависимости объектов преступлений:
- строительства и ;
- банковский и сектора;
- сектор;
- .
3. По посягательств:
- интересов ;
- преступления лиц, гарантии экономической ;
- в сфере деятельности; - в сфере и .
4. В зависимости объекта , можно следующие экономических :
- компьютерные ; - преступления, на государственного экономики;
- , связанные с эксплуатацией среды; - преступления;
- , посягающие правила ;
- преступления, на потребителей;
- , связанные с нарушением безопасности, ущерб работникам и .
В целях с государству :0
- и экономическую в ;
- профилактику в экономической , в настоящее , экспертов, и в оценке .
Интенсивное в современном таких права, валютное, , страховое, , налоговое , влечет собой качественно операционнорасчетных , связанных с финансовых и взаимоотношений, коммуникаций, расчетов, торговли, инвестирования, финансовых , что, в очередь, разработку и новых схем в финансовых .
Махинации совершении операций переводу средств, в сфере посредством получения выплат, наличных средств, формы от налогов, с физических, и с юридических обусловили в очередь в уголовном , привели к в Уголовном РФ статей, изменений в нормы, ответственность совершение в сфере .
Ужесточение политики в борьбы с преступлениями и приоритетные работы подразделений . В настоящее экономический охватывает большее регионов, выражается в объемов производства и активности.
Экономическая может себя всевозможных , начиная самого воровства « воротничков» и искусственным активов и с ценными на уровне. опытом разными может процесс новых преступлений и вопрос с розыском и общей компаний, однажды попадали подозрение. организованная уверенно на арену и позиции с лидерами. , что с бизнеса и будут методы и новые , поэтому международное сможет или бы ущерб деятельности преступных .
Таким основным защищенности экономической и эффективности деятельности ее является принимаемых государственном мер противодействию в указанной . Совершенствование и межгосударственных ; развитие торговли; международных ; развитие финансовых ; расширение перевозок; многонациональных , которые ядром активности и элементами экономической , выполняя этом роль в денежных и законных ; демократические , связанные с прежних контроля и становлением регулирования – это, , неполный позитивных достижений, успешно экономической . В связи с одним основных направлений в предупреждения преступности, перед политиками и , является преступности в сферу и финансовой . В заключение , что подходов , изложенных в литературе, а практики отечественных и правоохранительных показывает, принятые рубежом профилактики преступности могут восприняты в в чистом и должны расширены социально- и правового , что счет существенно эффективность преступности в и долгосрочной .
3.2 Организационно-правовые проблемы противодействия криминализации экономических отношений
В целях борьбы с экономической преступностью государству необходимо:0
- расширить сферу действия имеющейся правовой базы по борьбе с экономическими преступлениями, а также добиться её максимального исполнения;
- модернизировать государственные органы, ведущие борьбу с экономическими преступлениями;
Для снижения уровня преступности в экономической сфере необходимо внести изменения в ст.104 УК РФ (институт конфискации) – расширить перечень статей, на которые распространяется конфискация – включить сюда все экономические преступления. На сегодняшний день, конфискации подлежит лишь имущество, которое является собственностью виновного лица. Имущество других лиц не может быть конфисковано. Однако зачастую преступник передаёт незаконно нажитое имущество подставным лицам, которые объявляются законными приобретателями (данное явление имеет тесную связь с коррупцией в государственных органах). Поэтому правоохранительным органом необходимо тщательно проводить анализ этих лиц, и в случае обнаружения их связи с преступником конфисковать имущество и у них.
Конфискация имущества обеспечивает отчуждение у преступников незаконно приобретенных денег, ценностей и иного имущества, подрыв экономические основы организованной преступности и, предупреждает совершение новых преступлений. Конфискации подлежат орудия, оборудование и иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. Конфискации не подлежит имущество, переданное осужденным другому лицу или организации, которые являются добросовестными приобретателями, если они не знали или не должны были знать, что оно получено в результате преступных действий. Конфискации подлежат и преобразованные деньги, ценности, иное имущество или доходы, полученные в результате преступной деятельности. Передача указанных предметов другим лицам (организациям) под видом гражданско-правовой сделки является их преобразованием, что не препятствует их изъятию при условии, что правоприобретатель знал или должен был знать о преступных источниках переданного ему имущества или доходов.
Проанализировав цели конфискации, можно прийти к выводу, что она не всегда может восстановить справедливость, так как:
- имущество, подлежащее конфискации, принадлежит лицу незаконно, что делает невозможным его обращение в доход государства;
- приобретая орудия и средства преступления или применяя имущество в преступных целях, лицо заранее осознаёт, что в случае обнаружения, это имущество могут у него забрать, поэтому не легализует его.
Конфискации имущества присущи две цели:
- возвращение имущества законному владельцу (необходимо вернуть всё на свои места);
- предупреждение совершения лицом новых экономических преступлений.
Конфискация является юридическим основанием для принудительного изъятия и безвозмездного обращения в собственность государства того имущества, которое было незаконно получено от преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК РФ. Объективно конфискация имущества возможна не только тогда, когда суд вынесет обвинительный приговор, но и в случаях принятия им иного решения. Данное положение следует восстановить в УК РФ в целях обеспечения расширительного толкования при применении конфискации имущества.
Сегодня можно наблюдать следующую аномию уголовного права, которая приводит к коррупции. Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ с трудом отграничивается от хищений, а особенно от мошенничества (ст. 159 УК РФ). Мошенничество - это завладение личным имуществом граждан, или приобретение права на таковое, путём обмана или злоупотребления доверием. Существуют определённые трудности при отграничении хищений от взяточничества.0
При разграничении хищений и взяточничества, следует учитывать, что в действиях виновного содержится состав хищения, при наличии следующих признаков:
- в результате должностного злоупотребления человек приобрёл определённые материальные блага путём их извлечения;
- должностному лицу передано определённая часть имущества соучастниками хищения или иными лицами в виде доли из незаконно изъятых средств или реализуемого похищенного имущества;
Однако существуют определённые трудности в применении этих положений. Проблема состоит в установлении природы полученных должностным лицом средств – являются ли они его долей от похищенного или всё же это взятка за те действия, которые он совершил с использованием служебного положения (лишь способствовал совершению экономического преступления).
Получение взятки нередко смешивается с мошенничеством, совершенным должностным лицом с использованием служебного положения. Должностное лицо сообщает человеку о своих широких полномочиях и способности выполнить то или иное дело, хотя такими возможностями не обладает, вводит его в заблуждение, и получает материальные ценности.
В с этим издать , содержащий толкование уголовного в разделах экономических , что бы для в ходе права. ввести контроль деятельностью всех . Вплоть установления наблюдения в транспорте и чиновников ( должен , чем его ). Необходимо выявление коррупционного опираясь индикаторы деятельности, оценить какой- чиновничьей . Для конкретного государственной и местного индикаторы быть с учетом специфики и основой, на органы при населения осуществлять деятельность выявлению, , предупреждению и коррупционных .
Принципиально обеспечить и адекватность за преступления. , в зависимости порога высокопоставленных , а также дознавателей, , прокуроров, , следует их только корыстные , а как « измену», это депутат Думы Н.Д. Ковалев.
В время наблюдаем, наша в условиях кризиса в зависимости государств , прежде , продовольственной. угрозами безопасности понимать влияние ситуации, от и внешних опасности, устойчивое экономики , социально- стабильность и государства, а реализацию политики , создание в благоприятного климата. и внешние угрозы в совокупности факторов, на роста . Это , затрагивающие и социальную общества.0
, криминогенные организованной в сфере финансирования искать только в пробелах и иного и отсутствии контроля и за расходованием средств, реалиям дня и потребностям.
понятия, обеспечения примере . Как , такого в защищенности внутренних и . В очередь устойчивости рассматриваемых , . В сфере тяжкие и экономической , организованной , для детерминанты.
и устранение лишь без -разыскного . осмысления определяет, научная к исследованию и низкая, в этом . финансово- выявления сферы место. В , наш , «кроется в , , -психологических, и переживаемого . следует и разлагающее на жизни. влияние в , где с утверждается . воздействием проявления повсеместности, и как . этом деформация , социальные , справедливость, , первоначальный ».0
- как может с следующих . -, как , данная из к проявлениям . -вторых, и воспроизводства в -бюджетной отличаться и . Вследствие , систематизация и сложностью. В-, в -бюджетной связанными с , что в маскировке непреступные. в сфере - под - серьезной -правовой .0
образом, к и сложных отнести как личности и влиянии . В отметить . -, степень экономических в финансирования , сегодня к такому и достаточно , потребность в . фоне - необходимость названной первое . -, имеющиеся общим , фрагментарно , связанные с в сфере . этом организации в сфере. В-, экономических характер. ориентированы в области , и политологи, , , и экономисты. В лежит , их . факторов — самостоятельного областей . В-, в бюджетного и особо направленности, преступной , этого . Выявление и крайне мерами использования - предупреждения.
Заключение
страны - национальное , , производящих и , для . легальной под которой понимается система - отношений, с , распределения и , . Стабильное , ее от экономической и государственных сектор .
страны в большое , и финансовых и экономическим , ее , разрешенные к и , должна и в легальное .
экономики , поэтому должна государственной , и внедрить , должна в систему . указанной предшествовать коррупции и в с ней.
представление и , собственности и обязательств и ; важно , и правоохранительные , соответствующими доходов.
приведет к и фондовых их и .
условием преступности и по система уровне преступлениям в .
международных и ; международной ; поездок; сетей; ; образование , являются и основополагающими системы, главную в средств и ; преобразования, с систем и демократического – , несомненно, мировых , эксплуатируются .
из в сфере , стоящих и законодателями, доступа в и деятельности. , изложенных в , а практики правоохранительных , принятые профилактики могут в в чистом и расширены - и правового , счет эффективность в и долгосрочной .
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // "СЗ РФ", 29.12.2008, № 52 (ч. I), Ст. 6228.
2. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ, 15.05.2017, № 20, Ст. 2902.
3. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683// СЗ РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), Ст. 212.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Специальная литература:
1. 1. , В.И. Теневая и государства: / В.И. , В.А. Дадалко.. - М.: -М, -М, 2016. - 496 c.
2. , М. И. Противодействие в . Библиография / М. И. , Ю. А. , Е. А. . — М. : Издательство , 2018. - 284 с.
3. , А.А. безопасность : : Учебник / В.К. , А.А. , А.А. . - М.: БИНОМ. , 2014. - 815 c.
4. , О.Р. и предупреждение : и / О. Р. Афанасьева, М. В. , В. И. . - М. : Юрайт, 2017. - 360 с.
5. , М.Б. туристской / М.Б. . - .: Герда, 2015. - 464 c.
6. , В.А. в "Экономическая ": / В.А. Богомолов. - М.: , 2015. - 279 c.
7. , В.А. безопасность / В.А. . - М.: -, 2015. - 295 c.
8. Воронцов, С.А., О.В., А.В. НАЦИОНАЛЬНОЙ . Учебное / --Дону, 2017. – 154 с.
9. , Н. А. исследований : и бакалавриата и / Н. А. , Д. В. , О. Н. Кораблева. — 2-е ., . и . — М. : Издательство , 2018. - 365 с..
10. , А.И. ситуация в XXI / . ред.: А.И. - М.: - ВНИИ , 2017. - 96 c.
11. , В. И. Коррупция: к М.: Академический ; , 2016. - 208 с.
12. Криворотов, В.В. и регионов: студентов / В.В. , А.В. , Н.Д. Эриашвили. - М.: -, 2016. - 351 c.
13. , Е. И. Экономическая : и для / Е. И. . — М. : Юрайт, 2018. - 294 с
14. , С.Н. России: - / С.Н. Максимов. - М.: , , 2017. - 56 c.
15. , В.К. Экономическая курс 3 / В.К. . - М.: . Лаборатория , 2015. - 815 c.
16. , А.Е. безопасность : для , по " " / А.Е. Суглобов, С.А. , Е.А. . - М.: -ДАНА, 2015. - 271 c.
17. , В. Ш. : учебник и / В. Ш. Уразгалиев. — М. : , 2018. - 374 с.
18. , Н.Д. Экономическая : для , по и / В.А. Богомолов, Н.Д. , Е.Н. ; ред. В.А. . - М.: -, 2016. - 295 c.
19. Эриашвили, Н.Д. : пособие / Н.Д. , Г.М. , Н.В. , ред.: Н.Д. , .: Н.В. .— 3-е изд., . и . — м. : -дана, 2015 .— 449 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
1. Александров, И.В. методики , совершаемых в // Московского . - 2016. - № 10. - C. 110-114.
2. Ванюрихин, Г.И., Ванюрихин Ф.Г. Проблемы и перспективы развития современной россии в контексте исторического наследия великой октябрьской социалистической революции // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. - 2017. - № 1. - С. 38-47.
3. Гусаров Д. А. Современные проблемы расследования экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №3. – С.124-126.
4. Деревянко В. Э. Состояние и динамика экономической преступности на территории российских регионов // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. – С. 259-264.
5. , В. В. криминализации в : , с реформами и // журнал . - 2016. - № 3(7). - С. 20-33.
6. Кузнецова Елена Ивановна, Филатова Ирина Викторовна Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность // Вестник экономической безопасности. – 2017. - №3. – С. 201-204.
7. Михайлова С.Г. Коррупция как угроза экономической безопасности страны // Международный научный журнал «Синергия наук». – 2017. - №17. – С. 358-361.
8. Фоменко И.В., Красникова Е.Н. Проблемы противодействия экономической преступности в российской федерации // Управление в социальных и экономических системах. - 2017. - №3. – С.91-92.
9. , И.А. Экономическая в инновационной // . : приоритеты и . - 2016. - № 35. - С. 21-27.
10. , А.А. финансовой в безопасности // . интересы: и . - 2016. - № 19. - С. 67-69.
11. , Н.В. Принципы внешнеэкономической / Н.В, Смирнов А.И., Д.Е. // . . - 2015. - № 1. - С.89-102.
12. Фролов, В. и безопасность / В., В. // . - 2016. - № 2. - C. 19-25.
13. Цема, В. - : Финансовые / В., В. // Свободная -. - 2016. - № 10. - С. 68-76.
14. , Е.В. Финансовая системы / Е.В.Черникова, О.С. // . - 2015. - № 7. - С. 37-43.
15. Чернявский А. Г., Грудцына Л. Ю. Экономическая преступность и организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - №3. – С.190-194.
16. , Ю.А. Актуальные безопасности // Рос. . . - 2015. - Т.85, № 12. - С. 1070-1079.
17. , В.В. Экономическая // . - 2012. - № 11. - С. 94-99.
18. Шубина, Т.В. безопасности // . - 2015. - № 4. - С. 52-160.
Электронные ресурсы:
1. Портал правовой статистики: Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru.
2. Статистика и аналитика: МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics.
3. Статистика внешнего сектора: Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=PAR_30241#CheckedItem
4. Показатели для оценки состояния экономической безопасности России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/econSafety.
5. Фонд общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://fom.ru.