Организационная структура участников процессов общей, объектной и предметной ОТП.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Организационная структура участников процессов общей, объектной и предметной ОТП.
Цель занятия:
1. Принципы деятельности отрасли ФКиС в обществе.
2. Иерархия власти на современном этапе.
3. Иерархия ГОВ в системе управления отраслью ФКиС.
4. Полномочия федеральных и региональных ГОВ.
Литература:
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
3. «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года»
4. Алешин В.В. Маркетинг и менеджмент в сфере физической культуры и спорта – М.: ТЭИС, 2000 .
5. Круглова Т.Э. Спортивный менеджмент. УМП – СПб: ГУФК имени П.Ф.Лесгафта 2006.- 25 с.
1. Принципы деятельности отрасли ФКиС в обществе.
Организационная структура управления – совокупность элементов, образующих систему управления, и связей между ними. Элементами структуры являются органы управления и подчиненные объекты (ФГУПы, центры подготовки, академии, университеты, институты, колледжи, училища, физкультурно-спортивные организации и др.). Основное звено – организация (предприятие, учреждение), являющееся юридическим лицом, которому не подчинены другие юридические лица. Количество элементов между высшим органом всей системы управления (министерство) и организацией (предприятием, учреждением) – основным звеном, характеризует звенность управления (иерархию системы).
Отрасль физическая культура и спорт (ФКиС) в организационной структуре управления народным хозяйством рассматривается как социальная система, имеющая все признаки самостоятельной отрасли, и представляет собой совокупность организаций и учреждений физкультурно-спортивной направленности. Как и любая другая система, она имеет свои цели и единство конечного продукта. При этом система ФКиС имеет многоцелевой характер деятельности: политический, военный, социальный, нравственный и психологический.
Политический характер деятельности ФКиС связан с участием сборных команд РФ в различных спортивных форумах и соревнованиях, где важным аспектом является достижение высоких результатов и этим поддерживать рейтинг страны на международных спортивных мероприятиях.
Военный характер деятельности ФКиС связан с совершенствованием физической подготовки личного состава Вооруженных сил РФ, формированием навыков, необходимых для выполнения задач приближенных к боевым условиям.
Социальный характер деятельности определяется участием всех слоев населения в физическом воспитании и развитии, включая и лиц с ограниченными возможностями.
Нравственный характер деятельности определяет создание нормальных условий для повседневной жизнедеятельности, как в обществе, так и в семье, сохранение здорового образа жизни, воспитание у детей навыков физического совершенствования. В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы создаются предпосылки осознания, долга перед своим коллективом, благодарности своему тренеру, самоутверждения среди товарищей, ответственности перед государством.
Психологический характер деятельности определяется тем, что человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
Конечным продуктом системы являются услуги предоставляемые потребителям ФКиС, которые предоставлены отраслью своим потребителям и ими они востребованы. Результат востребованности этого перечня услуг может быть оценен следующими показателями:
- спортсмены и сборные команды выступили и заняли определенные места на соревнованиях, отмечены наградами или уровнем квалификации;
- население своим участием в мероприятиях или оплатой абонементов, зрительской поддержкой и др.
2. Иерархия власти на современном этапе.
Отрасль ФКиС, как и другие отрасли национальной экономики, управляется государством через законодательную, исполнительную и судебные функции власти.
Законодательная власть.
Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, тем, что именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.). В РФ законодательную власть представляют: Совет Федерации и Государственная Дума; на региональном уровне - Законодательное собрание.
Исполнительная власть.
Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РФ. На эту ветвь власти возложено исполнение законов, отсюда и ее название. Правительство РФ с аппаратом и структурой Министерств и ведомств; на региональном уровне - Губернатор с его аппаратом и подчиненными Комитетами и Службами.
Судебная власть.
Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие и включает Верховный Суд РФ и на уровне регионов городские, муниципальные и др. виды судов (мировые, арбитражные и т.п.).
В структуре государственных органов власти выделяют: высшие органы государственной власти – Государственная Дума и Совет Федерации, которые формируют законодательные основы развития отрасли ФКиС и утверждают расходы на физическую культуру и спорт в годовом бюджете страны. Они же проводят слушания по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта. Кроме того, Государственная Дума и Совет Федерации определяют полномочия органов управления данной сферой и решают задачи межотраслевого характера. К таким задачам можно отнести задачи подготовки специалистов по физической культуре, осуществляющейся в сфере среднего и высшего образования; вопросы строительства спортивных сооружений, задачи профилактики болезней, связанные со здравоохранением и т.д.
3. Иерархия ГОВ в системе управления отраслью ФКиС.
Президент России и Правительство РФ представляют высшие органы государственного управления. Президент страны издает указы и распоряжения по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта, назначает и освобождает первое лицо в главном органе специальной компетенции по управлению физической культурой и спортом, а Правительство РФ утверждает Положение об этом органе.
К структуре законодательной власти в области физической культуры и спорта относится Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации. Важнейшее направление деятельности Комитета - совершенствование законодательства по развитию физической культуры и спорта в стране.
Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спорта, является Министерство спорта Российской Федерации (реорганизовано постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №607), на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Кроме того, на государственном уровне также активно занимаются вопросами спорта и физического воспитания граждан отраслевые министерства и ведомства. Это прежде всего министерства образования, обороны, внутренних дел и министерство по чрезвычайным ситуациям. Данные федеральные органы управления имеют в своей структуре подразделения, ведущие разработку государственно-отраслевых программ по физическому воспитанию и спорту и организующие обязательные формы физической подготовки с работающими в отрасли.
Среди общественных организаций ведущая роль принадлежит Олимпийскому комитету России (ОКР). Его нынешний статус и роль определяются положениями Олимпийской хартии о неправительственном характере национальных олимпийских комитетов. Олимпийский комитет России представляет интересы нашей страны в международном олимпийском движении. Наряду с этим он реализует функции федерального общественного органа по координации управления спортом высших достижений, а также координации работы общественных спортивных организаций.
Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта, осуществляется во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями и физкультурно-спортивными обществами.
Учитывая большое значение развивающегося во всем мире спортивного движения инвалидов, в нашей стране были созданы как самостоятельные организации в 1996 г. - Паралимпийский комитет России, а затем в 2001 г. - Сурдлимпийский комитет России и Специальная олимпиада России (Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью, которые активно занимаются распространением идей олимпийского движения и спорта среди инвалидов).
Министерство спорта Российской Федерации, а также отраслевые министерства непосредственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации. Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие решения по вопросам развития физической культуры и спорта. В целях координации деятельности министерств и ведомств действует Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года.
Совету приданы функции совещательного органа по вопросам согласования государственных программ, проектов, законодательных и правительственных актов, предложений в области физической культуры и спорта.
В настоящее время его деятельность сосредоточена на выработке предложений:
- по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации;
- рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовку предложений по созданию благоприятных условий для его развития;
- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года и многие другие.
Совет формируется в составе председателя Совета (Президент Российской Федерации), первого заместителя председателя Совета, заместителей председателя Совета, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.
4. Основные участники процессов общей, объектной и предметной ОТП.
Основной характеристикой процесса являются исполнители, которые несут ответственность за конечный или промежуточный результат процесса РСиИ объекта ФСН. Необходимость рассмотрения состава исполнителей обусловлена ещё тем, что процесс РСиИ объекта ФСН сложный по составу решаемых задач, а ответственность и полномочия каждого участника определены положениями о деятельности ИОГВ.
Состав участников реализации процессов: проекта размещения, создания объекта недвижимого имущества и непосредственное использование объекта ФСН можно рассмотреть на примере рис. 12.1.1.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Отраслевой ИОГВ
ЗАКАЗЧИК ОФСН (ЗАСТРОЙЩИК)
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ПРОЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ, СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (РСиИ) ОФСН
ПОДРЯДНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (ИСПОЛЬЗОВАНИЮ) ОФСН
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕНРНЫХ СИСТЕМ
Рис. 12.1.1. Состав участников реализации процессов РСиИ объекта ФСН.
Состав участников рассмотрим применительно к структуре ИОГВ Санкт-Петербурга. Общая структура ИОГВ представлена на рис. 2.1.2, из которого следует, что руководство деятельностью ИОГВ осуществляет Губернатор СПб., которому подчинены Администрация губернатора СПб, Правительство СПб и Иные ИОГВ (ГУМВД, Комитеты, Управления, Службы, Инспекции, Администрации районов СПб. Все представленные ИОГВ имеют конкретные полномочия и ответственность в процессе РСиИ объекта ФСН.
Рис. 2.1.2. Организационная структура ИОГВ СПб.
В структуре комитетов функцию государственного заказчика (заказчика-застройщика) объектов спортивного назначения осуществляет Комитет по физической культуре и спорту (далее – КФКиС) и полномочия его охватывают этапы формирования замысла, организационно-техническую подготовку при размещении объекта ФСН, а на стадии создания – участие в согласовании, экспертизе и утверждении проектно-сметной документации (далее – ПСД) и контроле реализации проекта совместно с Комитетом по строительству (далее – КС) и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее – СГСНиЭ СПб).
Проектную подготовку и строительство объекта осуществляет профильный комитет – КС. Эти функциональные особенности разделения полномочий и ответственности отражаются в Распоряжении ИОГВ по размещению объекта ФСН, где каждому участнику этого процесса отведена своя роль: КФКиС – ответственного исполнителя Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», заказчика (определение параметров объекта – ТЗ) и пользователя объектом ФСН, а КС – заказчика проектной подготовки и строительства.
Проектной подготовке предшествует формирование расходных обязательств государственному заказчику на обеспечение разработки предпроектной и проектной документации, проведение экспертизы и после утверждения проектно-сметной документации (далее – ПСД) заказчиком на обеспечение строительства капитального объекта. Расходные обязательства формируются и назначаются при условии внесения объекта капитального строительства в Государственную программу развития отрасли ФКиС (далее - ГП ФКиС).
Основанием для внесения изменений в ГП ФКиС о включении объектов капитального строительства с объемами финансирования, составом исполнителей, сроков исполнения и др. является Распоряжение ИОГВ по размещению, созданию и использованию объекта ФСН.
Роли участников процесса РСиИ объекта ФСН из представленного состава структуры Иных ИОГВ определены следующим образом:
Комитет по ФКиС – ответственный исполнитель, отраслевой ИОГВ в соответствии с полномочиями отвечает за формирование замысла размещения, проведение организационно-технических мероприятий и приемку готового Объекта КС. Принимает участие в процессе создания Объекта КС при согласовании ПСД, оперативном контроле хода строительства и проведении пуско-наладочных работ.
Комитет по строительству – ответственный исполнитель проектной подготовки и строительства Объекта КС.
Комитет финансов СПб. – обеспечение расходных обязательств по финансированию процесса РС объекта ФСН. Контроль фактического расходования бюджетных средств.
Комитет имущественных отношений СПб. – предоставление земельного участка (далее – ЗУ), регистрация объектов недвижимости.
Комитет по градостроительству и архитектуре – предоставление градостроительных требований при размещении объекта ФСН, ППТ, градостроительных планов ЗУ.
Комитет по благоустройству – предоставление требований по благоустройству территории, согласование проектных решений, контроль состояния территорий.
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности – предоставление требований по обеспечению безопасности на ОС при размещении Объекта КС, согласование ПСД, контроль реализации ПСД при строительстве и приемке.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - предоставление требований по границам охранных зон исторического наследия, контроль соблюдения требований в процессе РС объекта ФСН.
Комитет по информации и связи – предоставление требований по техническим средствам связи и информации.
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности – предоставление требований по экологической безопасности размещения Объектов КС, контроль соблюдения требований, согласование проектных решений.
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию – координирует разработку государственных программ развития отраслей, формирование текущих и перспективных планов.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению – координирует присоединение к объектам энергетики и инженерной инфраструктуры по обеспечению ресурсами: теплоснабжение, водоподведение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
Государственная административно-техническая инспекция – выдача ордеров на производство работ и контроль их исполнения.
Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга – экспертиза ПСД, выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию Объекта КС, контроль реализации проекта и надзор соблюдения строительных норм.
Таким образом, представленные участники процесса РСиИ объекта ФСН в соответствии с полномочиями являются исполнителями в решении отдельных задач. Детализацию и состав задач процесса РСиИ объекта ФСН рассмотрим далее.