Оценка конкуренции и выбор конкурентной стратегии
Выбери формат для чтения

Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇

ЛЕКЦИЯ 3 " ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ И ВЫБОР КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ"
Конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции могут проводиться по типовой схеме (рис.1).
Рис.1 - Типовая схема оценки конкурентоспособности продукции
Конкуренция - это самый эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Конкурентоспособность предприятия - это возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
Конкурентоспособность как явление представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности.
Основная цель конкурентного анализа — составить представление о конкурентах, выявить их сильные и слабые стороны, а также показать конкурентные преимущества организации.
Основные этапы конкурентного анализа:
· выявление перечня организаций, работающих на рынке;
· сбор информации об организациях, объеме их продаж, используемых стратегиях и т. д.;
· приведение исходной информации к сопоставимому виду;
· расчет характеристик, отражающих состояние рынка;
· построение таблицы рыночных долей;
· расчет показателей и оценка степени монополизации рынка;
· выявление типовых стратегических положений организаций на рынке.
Для оценки конкуренции и выбора конкурентной стратегии необходимо сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам,
обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту
информацию целесообразно представить в виде таблицы (табл.1).
Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг).
Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественная. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности для потенциальных улучшений.
Приведенный в таблице перечень факторов может быть скорректирован и расширен в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до 1 балла (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой фирмы, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Если по какому-либо фактору информация отсутствует, то можно исключить его из анализа.
Таблица 1 – Сравнительный анализ конкурентных характеристик
Далее необходимо рассчитать конкурентоспособность, присвоив всем факторам (характеристикам) весомость (р), в зависимости от значимости, в долях. В сумме весомости всех факторов должны быть равны 1.
Весомость фактора (а) Вашей фирмы и конкурентов должна быть оценена объективно, тоже в долях от 1. Конкурентоспособность определяется умножением весомости фактора (р) на весомость фактора рассматриваемой фирмы (а) (табл.2):
Таблица 2 – Расчет конкурентоспособности
Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждой фирме. При их сравнении необходимо помнить, что расхождение более чем на 20%, подчеркивает достаточно тяжелое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а более 40% говорит о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.
Завершить подраздел можно составлением таблицы 3.
Таблица 3 - Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия
Ответы:
1 вопрос : конкуренция
2 вопрос: состояние рынка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров (услуг)