Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Общие закономерности экономического развития
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом.
2. Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей. Способы удовлетворения потребностей.
3. Экономические блага и экономические ресурсы. Взаимозамещение и взаимодополнение благ.
4. Понятие труда и производства. Общественное производство как совокупность материального и нематериального производства. Общие черты материального производства.
5. Факторы производства: труд, земля, капитал. Предпринимательские способности. Роль информации в современном производстве. Взаимодействие факторов производства.
6. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства: собственно производство, распределение, обмен, потребление и взаимосвязь между ними.
7. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
8. Экономическая эффективность. Проблема выбора оптимального решения. Компромисс общества между эффективностью и равенством.
1. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом.
Любое общество стоит перед решением проблем выбора в экономике:
• Что производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности
• Сколько производить? Какое количество ресурсов следует использовать в производстве
• Как производить? Какими должны быть технология и организация производства
• Для кого производить? Кто и в каком количестве получит произведенный продукт.
• Как адаптироваться к изменениям? Как приспособиться к изменениям в технологиях, ресурсах, спросе.
Решение проблемы экономического выбора связано с решением проблемы рационального ведения хозяйства. Предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации выгоды при минимизации затрат.
Основные экономические проблемы: "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?" по-разному решаются в различных экономических системах, которые отличаются по 2 основным признакам: соотношению форм собственности; способу координации (механизму регулирования) экономики.
2. Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей. Способы удовлетворения потребностей.
Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно.
Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др.
Можно сказать, что под потребностью понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах.
Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации:
- по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
- по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
- по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические);
- по возможности реализации (реальные, идеальные);
- по сферам деятельности (потребности в труде, общении и экономические);
- по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, солнечном свете и т.д.).
Все потребности можно разделить на две большие группы:
- абсолютные (потребности в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существовать в обозримом будущем. Эти потребности не привязаны к конкретным товарам и услугам. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются неизменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и научно-технический прогресс;
- относительные. Это потребности в конкретных товарах и услугах, которые реально существуют на данном этапе развития общества. Они всегда имеют материально-вещественное выражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т. п.).
В свою очередь относительные потребности делятся на:
- действительные (полные потребности в конкретных товарах и услугах, которыми общество располагает или может располагать в ближайшем будущем). Эти потребности определяют объем потребления, который сложился бы в случае полного удовлетворения всеми потребителями своих потребностей;
- платежеспособные. К сожалению, ситуация, в которой действительные потребности всех потребителей удовлетворяются полностью, в настоящее время невозможна. Реальное потребление ограничено доходами потребителей и ценами на товары и услуги. Они отражают реальную потребительскую силу общества и определяют рыночный спрос на товары и услуги.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:
- материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;
- духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.;
- социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д.
С точки зрения уровня развития общества различают - элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.
В зависимости от социальной структуры выделяют:
- потребности общества в целом;
- потребности классов;
- социальных групп;
- отдельных людей (личные потребности).
Потребности общества подразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные. Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Потребности классов, социальных групп представлены потребностями людей, объединившихся по принципу общих интересов. Например, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания - в бассейне и т.д.
Личные потребности распространяются на питание, одежду, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности - все то, что обеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые.
Исходя из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют на - первичные (необходимые) и - вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являются замещаемыми.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить. Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются на производственные - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства и - непроизводственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное.
И, наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу):
- физиологические потребности (голод, жажда и т. п.). Эти потребности человек стремится удовлетворить в первую очередь;
- потребности самосохранения (безопасность, защищенность);
- социальные потребности (дружба, любовь);
- потребности в уважении (признание, статус);
- потребности в самоутверждении (самореализация, самовыражение).
В соответствии с данной теорией человек переходит к удовлетворению потребностей следующего уровня только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Закон возвышения потребностей: проявляется в том, что в ходе экономического и технологического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно. Потребности высшего порядка по мере их насыщения через определенное время становятся обычными, а обычные меняют свой статус и попадают в разряд низших потребностей. Новые потребности становятся стимулом, мотивом труда, основным фактором, влияющим на развитие производства.
Главным фактором в развитии и реализации постоянного возвышения потребностей является научно-технический прогресс, который стимулирует и провоцирует появление новых, ранее не встречавшихся потребностей как у производителей, так и у потребителей.
Постоянно возрастающие потребности заставляют искать пути их удовлетворения через создание высокотехнологического оборудования и рациональное использование сырья.
Процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса включает в себя:
1) решение проблемы транспортного сообщения;
2) внедрение специфических форм и методов удовлетворения потребностей населения;
3) коррекцию производства и распределения услуг в зависимости от характера потребностей и возможностей их удовлетворения;
4) применение индивидуализированных методов стимулирования потребностей.
К методам удовлетворения потребностей человека относятся:
1) ориентация на клиента;
2) соблюдение культуры обслуживания;
3) соблюдение норм;
4) ценовая стратегия;
5) качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и характерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения клиента);
6) предлагаемый ассортимент услуг.
Ориентация на клиента:
Основная проблема сферы обслуживания в России состоит в недооценке роли клиента.
Оказываемые услуги принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека.
Одним их важнейших факторов успешной работы сферы обслуживания является понимание мотивации клиента, что в условиях высокой конкуренции необходимо. Оказываемые сферы обслуживания услуги, должны быть организованы и предложены клиентам таким образом, чтобы полностью удовлетворить их потребности и ожидания.
В процессе работы необходимо устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, вести базу данных по клиентам, так как информация о клиентах поможет администрации сконцентрироваться на предложении именно тех услуг, которые будут востребованы их клиентами.
Необходимо проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов, так как гораздо труднее завоевать новых клиентов, чем сохранить уже существующих.
3. Экономические блага и экономические ресурсы. Взаимозамещение и взаимодополнение благ.
Благо – вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает интересам, целям и устремлениям людей. В хозяйственной деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные блага. К материальным иногда относят не только материальные вещи (дары природы, продукты труда и др.), но и все права (авторские, проезда и др.), долевые обязательства, все виды монополий и привилегий.
Нематериальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека; создаются в непроизводственной сфере (здравоохранении, образовании, физкультуре и спорте, театрах и т.д.). Среди нематериальных благ различаются внутренние (данные человеку природой, которые он развивает по собственной воле (здоровье, профессиональное мастерство) и внешние блага (то, что дает внешний мир для удовлетворения способностей человека – репутация, деловые связи).
Деление благ на экономические и неэкономические осуществляется на основе соотношения между потребностью во благе и доступным для распоряжения им количеством благ. К экономическим благам относят те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. те, которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это объясняется редкостью ресурсов. Неэкономические блага - это дары природы. Они предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода, климат и т.п.). Эти блага существуют в природе в количестве, достаточном для постоянного и полного удовлетворения человеческих потребностей.
К общественным благам относят национальную оборону, охрану общественного порядка, радио-, телепередачи, уличное освещение, результаты научных исследований и т.п.
Особую группу благ, необходимых человеку, составляют услуги, которые могут быть потреблены лишь в момент их производства. В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром.
Первым условием организации общественного производства является наличие потребностей. Однако этого недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы. В самом общем понимании ресурсы – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.
Ресурсы принято подразделять на 4 группы.
1. Природные - естественные, имеющиеся в природе ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они, в свою очередь, делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые.
2. Материальные (капитальные) - все созданные руками человека средства производства (орудия и предметы труда), которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме.
3. Трудовые - экономически активное, трудоспособное население, т.е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. На практике в "ресурсном" аспекте обычно оценивают трудовые ресурсы по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному.
4. Финансовые (инвестиционные) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и которые могут быть выделены на организацию производства.
Наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе используется понятие «факторы производства». Общим между этими понятиями является то, что и ресурсы и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство.
Различия заключаются в том, что к ресурсам относят природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам - силы, реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие «ресурсы» шире, чем понятие «факторы».
Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемость бывает:
1. абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним.
2. относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.
Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и ресурсы: уголь, нефть, газ. Взаимозаменяемость бывает:
1. абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики. Предельная норма замещения в этом случае постоянна;
2. относительная, например, чай и кофе.