Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общие закономерности экономического развития

  • 👀 602 просмотра
  • 📌 524 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общие закономерности экономического развития» docx
Тема 2. Общие закономерности экономического развития СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. 2. Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей. Способы удовлетворения потребностей. 3. Экономические блага и экономические ресурсы. Взаимозамещение и взаимодополнение благ. 4. Понятие труда и производства. Общественное производство как совокупность материального и нематериального производства. Общие черты материального производства. 5. Факторы производства: труд, земля, капитал. Предпринимательские способности. Роль информации в современном производстве. Взаимодействие факторов производства. 6. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства: собственно производство, распределение, обмен, потребление и взаимосвязь между ними. 7. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. 8. Экономическая эффективность. Проблема выбора оптимального решения. Компромисс общества между эффективностью и равенством. 1. Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. Любое общество стоит перед решением проблем выбора в экономике: • Что производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности • Сколько производить? Какое количество ресурсов следует использовать в производстве • Как производить? Какими должны быть технология и организация производства • Для кого производить? Кто и в каком количестве получит произведенный продукт. • Как адаптироваться к изменениям? Как приспособиться к изменениям в технологиях, ресурсах, спросе. Решение проблемы экономического выбора связано с решением проблемы рационального ведения хозяйства. Предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации выгоды при минимизации затрат. Основные экономические проблемы: "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?" по-разному решаются в различных экономических системах, которые отличаются по 2 основным признакам: соотношению форм собственности; способу координации (механизму регулирования) экономики. 2. Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно. Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др. Можно сказать, что под потребностью понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах. Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации: - по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные); - по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); - по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические); - по возможности реализации (реальные, идеальные); - по сферам деятельности (потребности в труде, общении и экономические); - по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, солнечном свете и т.д.). Все потребности можно разделить на две большие группы: - абсолютные (потребности в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существовать в обозримом будущем. Эти потребности не привязаны к конкретным товарам и услугам. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются неизменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и научно-технический прогресс; - относительные. Это потребности в конкретных товарах и услугах, которые реально существуют на данном этапе развития общества. Они всегда имеют материально-вещественное выражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т. п.). В свою очередь относительные потребности делятся на: - действительные (полные потребности в конкретных товарах и услугах, которыми общество располагает или может располагать в ближайшем будущем). Эти потребности определяют объем потребления, который сложился бы в случае полного удовлетворения всеми потребителями своих потребностей; - платежеспособные. К сожалению, ситуация, в которой действительные потребности всех потребителей удовлетворяются полностью, в настоящее время невозможна. Реальное потребление ограничено доходами потребителей и ценами на товары и услуги. Они отражают реальную потребительскую силу общества и определяют рыночный спрос на товары и услуги. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на: - материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода; - духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.; - социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д. С точки зрения уровня развития общества различают - элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д. В зависимости от социальной структуры выделяют: - потребности общества в целом; - потребности классов; - социальных групп; - отдельных людей (личные потребности). Потребности общества подразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные. Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д. Потребности классов, социальных групп представлены потребностями людей, объединившихся по принципу общих интересов. Например, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания - в бассейне и т.д. Личные потребности распространяются на питание, одежду, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности - все то, что обеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Исходя из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют на - первичные (необходимые) и - вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являются замещаемыми. Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить. Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить. В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности подразделяются на производственные - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства и - непроизводственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное. И, наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности. Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу):  - физиологические потребности (голод, жажда и т. п.). Эти потребности человек стремится удовлетворить в первую очередь;  - потребности самосохранения (безопасность, защищенность);  - социальные потребности (дружба, любовь);  - потребности в уважении (признание, статус);  - потребности в самоутверждении (самореализация, самовыражение). В соответствии с данной теорией человек переходит к удовлетворению потребностей следующего уровня только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Закон возвышения потребностей: проявляется в том, что в ходе экономического и технологического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно. Потребности высшего порядка по мере их насыщения через определенное время становятся обычными, а обычные меняют свой статус и попадают в разряд низших потребностей. Новые потребности становятся стимулом, мотивом труда, основным фактором, влияющим на развитие производства. Главным фактором в развитии и реализации постоянного возвышения потребностей является научно-технический прогресс, который стимулирует и провоцирует появление новых, ранее не встречавшихся потребностей как у производителей, так и у потребителей. Постоянно возрастающие потребности заставляют искать пути их удовлетворения через создание высокотехнологического оборудования и рациональное использование сырья. Процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса включает в себя: 1) решение проблемы транспортного сообщения; 2) внедрение специфических форм и методов удовлетворения потребностей населения; 3) коррекцию производства и распределения услуг в зависимости от характера потребностей и возможностей их удовлетворения; 4) применение индивидуализированных методов стимулирования потребностей. К методам удовлетворения потребностей человека относятся: 1) ориентация на клиента; 2) соблюдение культуры обслуживания; 3) соблюдение норм; 4) ценовая стратегия; 5) качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и характерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения клиента); 6) предлагаемый ассортимент услуг. Ориентация на клиента: Основная проблема сферы обслуживания в России состоит в недооценке роли клиента. Оказываемые услуги принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека. Одним их важнейших факторов успешной работы сферы обслуживания является понимание мотивации клиента, что в условиях высокой конкуренции необходимо. Оказываемые сферы обслуживания услуги, должны быть организованы и предложены клиентам таким образом, чтобы полностью удовлетворить их потребности и ожидания. В процессе работы необходимо устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, вести базу данных по клиентам, так как информация о клиентах поможет администрации сконцентрироваться на предложении именно тех услуг, которые будут востребованы их клиентами. Необходимо проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов, так как гораздо труднее завоевать новых клиентов, чем сохранить уже существующих. 3. Экономические блага и экономические ресурсы. Взаимозамещение и взаимодополнение благ. Благо – вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает интересам, целям и устремлениям людей. В хозяйственной деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные блага. К материальным иногда относят не только материальные вещи (дары природы, продукты труда и др.), но и все права (авторские, проезда и др.), долевые обязательства, все виды монополий и привилегий. Нематериальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека; создаются в непроизводственной сфере (здравоохранении, образовании, физкультуре и спорте, театрах и т.д.). Среди нематериальных благ различаются внутренние (данные человеку природой, которые он развивает по собственной воле (здоровье, профессиональное мастерство) и внешние блага (то, что дает внешний мир для удовлетворения способностей человека – репутация, деловые связи). Деление благ на экономические и неэкономические осуществляется на основе соотношения между потребностью во благе и доступным для распоряжения им количеством благ. К экономическим благам относят те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. те, которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это объясняется редкостью ресурсов. Неэкономические блага - это дары природы. Они предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода, климат и т.п.). Эти блага существуют в природе в количестве, достаточном для постоянного и полного удовлетворения человеческих потребностей. К общественным благам относят национальную оборону, охрану общественного порядка, радио-, телепередачи, уличное освещение, результаты научных исследований и т.п. Особую группу благ, необходимых человеку, составляют услуги, которые могут быть потреблены лишь в момент их производства. В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром. Первым условием организации общественного производства является наличие потребностей. Однако этого недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы. В самом общем понимании ресурсы – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства. Ресурсы принято подразделять на 4 группы. 1. Природные - естественные, имеющиеся в природе ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они, в свою очередь, делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. 2. Материальные (капитальные) - все созданные руками человека средства производства (орудия и предметы труда), которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме. 3. Трудовые - экономически активное, трудоспособное население, т.е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. На практике в "ресурсном" аспекте обычно оценивают трудовые ресурсы по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному. 4. Финансовые (инвестиционные) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и которые могут быть выделены на организацию производства. Наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе используется понятие «факторы производства». Общим между этими понятиями является то, что и ресурсы и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, при помощи которых осуществляется производство. Различия заключаются в том, что к ресурсам относят природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам - силы, реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие «ресурсы» шире, чем понятие «факторы». Взаимодополняемость благ  – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.  Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемость  бывает:  1.  абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним. 2.  относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.  Взаимозаменяемость благ  – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и ресурсы: уголь, нефть, газ. Взаимозаменяемость бывает:  1.  абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики. Предельная норма замещения в этом случае постоянна;  2. относительная, например, чай и кофе. 
«Общие закономерности экономического развития» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot